12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Юлия167

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник ОГИБДД Начальник отдела образования

Капитан милиции администрации Савинского муниципального

_______С.В.Соколов района

_________________О.И.Шкалова

 

Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

для образовательных учреждений Савинского муниципального района

на 2010-2014 гг.

 

Савино

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ---------------------------------------------------------------------------------------------------4-5 стр.

2. Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма---------------------------------------------------6-7 стр.

3. Основные принципы реализации программы-----------------------------------------------------8стр.

4. Основные методы реализации программы----------------------------------------------------9-10 стр.

5. Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма--------------------------------------------------------------11 стр.

6. Этапы реализации программы------------------------------------------------------------------------12 стр.

7. Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ-------------------------------------------13-14 стр.

8. Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице-----------15-16 стр.

9. Работа с родителями---------------------------------------------------------------------------------17-18 стр.

10. Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах---------------------------------------------------------------------------------------------19 стр.

11. План мероприятий, направленных на выполнение норм безопасности и предупреждения аварийности при эксплуатации школьного автобуса----------------------------------------20-21 стр.

12. Финансовый план реализации программы --------------------------------------------------22 стр.

13. Приложение1.План обучения правилам безопасного поведения дошкольников на дороге----------------------------------------------23-24 стр.

14. Приложение2. Примерный тематический план изучения правил безопасности  поведения учащихся на улицах и дорогах------------25-30 стр.


Нормативно-правовое обеспечение программы:

Конституция РФ

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция « О правах ребенка»

Правила дорожного движения

Устав отдела образования

Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения»

 

Разработчик программы: специалист отдела образования Кузнецова Л.А.

Участники программы:

Предполагается, что в реализации программы примут участие:

дошкольники

учащиеся школ района

сотрудники образовательных учреждений

представители местных органов власти

сотрудники ГИБДД

представители СМИ

родители

другие заинтересованные лица.

Сроки реализации программы: январь 2010г.-декабрь2014 г.

Источники финансирования: бюджетные и внебюджетные средства

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
  • Снижение уровня детских ДТП.
  • Наличие знаний и сформированность навыков поведения детей в различных ситуациях.
  • Повышение научно- методического обеспечения профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях.
  • Участие в областном слете-конкурсе «Школьник, автомобиль, дорога» на лучшую работу по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.
  • Обеспечение безопасности дорожного движения при организации перевозок школьников.

Система контроля программы: Контроль за реализацией программы осуществляет отдел образования администрации Савинского муниципального района

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства по обеспечению безопасности дорожного движения.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов и сел порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах Ивановской области совершается 3039 ДТП, из которых гибнет 180 человек и получают ранения 2705 человек, из них 202 ДТП с участием детей, из которых 6 детей погибло и 213 ранено. Но в 2009году по сравнению с предыдущем годом этот уровень снизился на 300 ДТП, где раненых и погибших стало приблизительно на 14% меньше. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

  • нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);
  • неподчинение сигналам светофора (11,8%);
  • неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);
  • игра на проезжей части (4,2%);
  • неумелое управление велосипедом (3,0%).

В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются летние месяцы. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего во вторник. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

С 2004 года в школах района появились автобусы, предназначенные для перевозки учащихся в школу и обратно, открыты школьные маршруты. С 2004 года по 2009года количество школьных маршрутов увеличилось с двух до 12. За это время водителями школьных автобусов не совершено ни одного ДТП. Но не на всех школьных маршрутах имеются разворотные площадки, два маршрута требуют особой бдительности со стороны водителей в осенне - весенний период из-за дорожного распутья. В настоящее время в подвозе нуждается 238 детей. Для их перевозки необходимо 9 автобусов. В школах района имеется 6 автобусов, отвечающих требования ГОСТа.

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим отделом образования администрации Савинского муниципального района разработана «Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных учреждений Савинского муниципального района».

Цели и задачи программы:

Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений района, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах района и области.

Задачи программы:

Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных и школьных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, руководителей и участников специализированных центров и детских движений, родителей, сотрудников средств массовой информации и сотрудников ГИБДД.

Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей.

Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей, а также ключевые воспитательные идеи, на основе которых необходимо развивать мотивы правопослушного поведения на разных этапах возрастного развития детей.

Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Обеспечить безопасность дорожного движения при организации перевозок школьников.

 

2. Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

 

3. Основные принципы реализации программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

 

4. Основные методы реализации программы

Внушение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников и младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения. Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства. Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

 

5. Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.


 

6. Этапы реализации программы

В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности.


 

Этапы реализации программы


 

Основные направления деятельности


 

I этап – подготовительный

Январь-февраль2010г.

Разработка проектного замысла программы, ознакомление с его основными идеями педагогов, воспитателей, дошкольников, учащихся, их родителей и предполагаемых социальных партнеров.

Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования программы.


 

II этап – основной

Март 2010- декабрь2013г.г.

Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.

Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов деятельности, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Использование в образовательной практике настольных и компьютерных игр по ПДД.

Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.

Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


 

III этап – заключительный

2014 г.

Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

 

7. Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ

п/п

Мероприятия

Сроки гг.

Информационное направление

1

Разработка и организация выпуска учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД

2010-2014

2

Разработка рекомендаций по оформлению кабинетов по ПДД и организация выпуска наглядных пособий

2010-2014

3

Разработка и организация выпуска методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД

2010-2014

4

Создание информационных рубрик в местной газете «Знамя». Выпуск видеороликов с учетом сезонности.

2010-2014

5

Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) в подъездах жилых домов, на остановочных пунктах, поликлиниках, в местах с массовым пребыванием детей

2010-2014

6

Комплектование библиотек литературой по ПДД

2010-2014

7

Приобретение и использование настольных и компьютерных игр по ПДД

2010-2014

8

Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД

2010-2014

Развивающее направление

9

Организация экскурсий по микрорайонам с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

2010-2014

10

Создание тренировочной базовой велоплощадки при школе для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах

2012

Воспитательное направление

11

Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников

2010-2014

12

Проведение акций, смотров, фестивалей, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул

2010-2014

13

Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности

2010-2014

14

Проведение родительских собраний совместно с детьми

2010-2014

15

Проведение специальных смен в оздоровительных лагерях

2010-2014

Методическое направление

16

Организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений, представителей администрации района и сотрудников ГИБДД

2010-2014

17

Обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год

2010-2014

18

Проведение педагогических советов школ и других образовательных учреждений по данной тематике, проведение занятий с классными руководителями

2010-2014


 

19

Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательных учреждений

2010-2014

Контрольное направление

20

Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы

2010-2014

21

Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД

2010-2014

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8. Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице

Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.


 

Название мероприятия

сроки

ответственные

Класс,возраст

1

Детский творческий конкурс «Добрая дорога детства»

Январь-апрель

МУ КМС

ГИБДД

Отдел образования

1-11

2

Конкурс агитбригад ЮИД «Светофор»

Февраль-март

МУ КМС

ГИБДД

Отдел образования

1-11

3

Смотр-конкурс «Светофорчик»

Январь-декабрь

ГИБДД

Отдел образования

4-6 лет

4

Соревнования «Безопасное колесо»

Март-май

МУ КМС

ГИБДД

Отдел образования

10-12 лет

5

Декадник «Каникулы»

В течение года

ГИБДД

Отдел образования

Все возр.группы

6

День безопасности

В течение года

МУ КМС

ГИБДД

Отдел образования

Все возр.группы

7

Операция «Внимание-дети!»

Август-сентябрь, май- июнь

Отдел образования

ГДН

ГИБДД

Все возр.группы

8

Игры на развитие внимательности, умения ориентироваться в окружающей обстановке, реакции, координации движений.

В течение года

Образовательные учреждения

Все возр.группы

9.

Конкурс рисунков «Наш друг – Светофор»

В течение года

Дошкольные учреждения

3-6 лет

 

Примерный перечень внеклассных мероприятий в школе по профилактике дорожно-транспортных происшествий

Название мероприятия

Класс

1

Весёлый урок «В гостях у Светофорчика»

1

2

Инсценировка стихотворения «Дорожная азбука»

1

3

Игра «Ловкий пешеход»

1

4

Игра – путешествие «В стране дорожных знаков»

2

5

Конкурс «Загадки – предостерегалки»

3

6

Конкурс кроссвордистов «Красный, желтый, зелёный»

4 - 5

7

Конкурс частушек - страшилок

4

8

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

2 - 3

9

Сбор-игра «Просто это знак такой»

3

10

Викторина «Пассажир и пешеход»

4

11

КВН «Зелёный огонёк»

3 - 4

12

Брейн – ринг «Загадки Степы Светофорова»

 

13

Семейный праздник «Зелёная волна»

4

14

Устный журнал «Хочу всё знать» (из истории развития транспорта, дорожного движения и т.д.)

4 - 6

15

Олимпиады по ПДД и БД

3 – 8 кл.

16

Соревнования «Безопасное колесо»

3 – 5 кл

17

Конкурс агитбригад «Безопасность на дорогах»

6 – 8 кл.

18

Конкурс «Разработка маршрута движения школьника «Дом – школа»

5 кл

 

9. Работа с родителями

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями. Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность). Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с детьми района, разбирая вместе с родителями их причины. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

мероприятий для родителей

Тема

Форма занятий

Методы обучения

1.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Родительское собрание

Лекция

2.

Типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

3.

Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

4.

Как влияет на безопасность детей поведение родителей.

1. Родительское собрание.

Беседа

5.

Профилактическая работа по предупреждению ДТП в каникулярное время (некоторые климатические особенности сезона, дорожная обстановка, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на учащихся, возможные опасные ситуации с детьми)

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

6.

Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении учащихся безопасному и правопослушному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

7.

Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

8.

Изучение обязанностей пешеходов

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

9.

Изучение обязанностей пассажиров.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

10.

Разработка и выпуск памяток для первоклассников

1. Работа творческой группы родителей.

 

 

10. Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ИНСПЕКТОРАМИ ГИБДД.

п/п

Тема занятий

Сроки

1

Правила поведения на улицах и дорогах.

сентябрь

2

Осторожно! Гололед! О правилах поведения на дорогах в зимний период.

октябрь

3

Дорожная азбука. Изучаем знаки дорожного движения.

февраль

4

Скоро каникулы. Участие детей в дорожно - транспортных происшествиях в летний период. Как правильно вести себя на загородной дороге, на дороге в большом городе.

Май

 

11. План мероприятий, направленных на выполнение норм безопасности и предупреждения аварийности при эксплуатации школьного автобуса.

п/п

мероприятие

сроки

ответственные

1

Анализ ДТП. Ведение документации по учету случаев нарушений водителями ПДД и фактов ДТП

В течение года

Директора школ

2

Сверка с ОГИБДД по фактам ДТП

ежемесячно

Директора школ

3

Инструктаж водителя.

1.Инструкция по безопасности дорожного движения на ж/д переездах.

2.Инструкция «Особенности перевозки детей автобусами»

3.Инструкция «Об особенностях работы в осенне-зимний период»

4. Инструкция «Об особенностях работы в весенне-летний период»


 

30 августа


 

30 августа


 

30 августа

20-30 марта

Директора школ, ответственный за БДД

4

Инструктаж сопровождающих.

Инструкция «Особенности перевозки детей автобусами»

Инструкция «О действиях пассажиров при обнаружении «бесхозных» вещей»

30 августа


 


 

сентябрь

ответственный за БДД

5

Инструктаж с учащимися о правилах поведения в школьном автобусе и инструктаж антитеррористической направленности

Первая неделя сентября

ответственный за БДД

6

Комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов высадки и посадки детей с привлечением ОГИБДД и дорожных организаций

август

Межведомственная комиссия по БДД

7

Разработка и утверждение паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков

До 30 августа

Директор школы

8

Организация и проведение предрейсового медосмотра водителя

постоянно

Директор, ответственный за БДД

9

Организация проведения предрейсового техосмотра автобуса

постоянно

ответственный за БДД, механик

10

Прохождение ТО-1, ТО-2, СТО

По графику

директор

11

Обучение водителя по 20-часовой программе

ежегодно

ответственный за БДД

12

Обновление должностных инструкций работников, связанных с БДД

По мере необходимости

директор

13

Страхование АТС

ежегодно

директор

14

Заключение договоров

По мере необходимости

директор

15

Контроль за хранением и эксплуатацией школьного автобуса

постоянно

директор

16

Издание приказов по БДД и контроль за их исполнением

Первые числа сентября, по мере необходимости

директор


 

12.Финансовый план реализации программы

Перспективное планирование денежных расходов по годам ( в тыс.руб.)

п/п

наименование

2010г.

2011г

2012г

2013г

2014г.

всего

1

Повышение

квалификации и переподготовки кадров


 


 

25


 


 

15


 


 

15


 


 

10


 


 

30


 


 

95

2

Прохождение ТО

330

504

510

510

510

2364

3

Комплектация автобуса необходимыми инструментами, запчастями

30

30

30

30

40

160

4

Методическое сопровождение

34

68

50

50

60

262

5

Медобслуживание

135

135

135

135

150

690

6

Покупка автобуса

2000

1000

4000

2000

-

9000

7

Воспитательные мероприятия(конкурсы, награждение)

14

14

15

16

16

75

8

Базовая велоплощадка

10

10

20

-

-

40

9

Резерв

10

10

15

15

20

70

Итого

2588

1786

4790

2766

826

12756

Приложение 1

План обучения правилам безопасного поведения дошкольников на дороге

Тема

Форма работы

Ответственный

Срок

Правила дорожного движения. Основные термины и понятия

Теоретическое занятие

Сотрудник ГИБДД

Сентябрь

Дорога в детский сад, школу

Практическое занятие по изготовлению схем микрорайона и перекрестков вокруг детского сада

Заместитель заведующего по УВР

Октябрь

Обязанности пешехода, пассажиров

Консультация

воспитатель

Ноябрь

Психофизиологические характеристики ребенка

Консультация

Педагог-психолог

Декабрь

Предупредительные сигналы

Экскурсия в автошколу

Сотрудник ГИБДД

Январь

Виды транспортных средств. ДТП и их причины

Теоретическое занятие

 

Февраль

Сигналы светофора и регулировщика

Информационно-практическое занятие на территории велогородка

Сотрудник ГИБДД, педагог­организатор

Март

Дорожные знаки и дорожная разметка. Итоговое занятие

Зачет

Заместитель заведующего по УВР, педагог-организатор

Апрель

 

Усвоение знаний, умений и навыков детей по ПДД

Диагностика

Заместитель заведующего по УВР

Май

 

Приложение2

Примерный тематический план изучения правил безопасности

поведения учащихся на улицах и дорогах

1 класс

Тема и содержание уроков

Предмет, за счёт которого проводится урок

1

На наших улицах и дорогах.

Беседа о правилах поведения детей на улице.

Ознакомление с окружающим миром

2

По дороге в школу.

Экскурсия на улицу. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу. Использование настольных и сюжетно-ролевых игр.

Ознакомление с окружающим миром

3

Будь внимательным и осторожным.

Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге осенью. Листопад.

Изобразительное искусство

4

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Светофор и его сигналы.

Трудовое обучение

5

Знакомство с дорожными знаками.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».

Трудовое обучение

6

Где можно и где нельзя играть.

Правила поведения детей на улице. Почему нельзя играть на улицах и дорогах.

Ознакомление с окружающим миром

7

Мы пассажиры.

Знакомство с транспортом города. Правила поведения детей в транспорте.

Изобразительное искусство

8

На загородной дороге.

Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть.

Ознакомление с окружающим миром

9

Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игр и соревнований в зале или на специальной площадке.

Трудовое обучение

10

Экскурсия по городу (посёлку).

Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.

Трудовое обучение

2 класс

Тема и содержание уроков

Предмет, за счёт которого проводится урок

1

На наших улицах..

Город, посёлок, в котором мы живём. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы (мостовая). Перекрёстки.

Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на уроке – залог безопасности движения.

Ознакомление с окружающим миром

2

Мы идём в школу.

Рассказ и микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим улицу. Наиболее безопасный путь – самый лучший. Где и как надо переходить улицу, дорогу? Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.

Ознакомление с окружающим миром

3

Это должны знать все.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Как нужно ходить по улицам группами? Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой (дождь, гололёд, снегопад) дороге.

Ознакомление с окружающим миром

4

Наши верные друзья.

Сигналы для регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы: красный свет запрещает движение («Стой!»), жёлтый свет предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение («Внимание!»), зелёный свет разрешает движение («Путь открыт!»). Сигналы регулировки и их значение. Пешеходный светофор и его сигналы.

Изобразительное искусство

5

Знакомство с дорожными знаками.

Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пересечение равнозначных дорог», «Светофорное регулирование», «Пешеходный переход» (предупреждающий знак), «Дети!», «Въезд запрещён», «Движение пешеходов запрещено», «Проход закрыт», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки», «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода».

Трудовое обучение

6

Где можно играть.

Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах и велосипедах, санках и коньках.

Ознакомление с окружающим миром

7

Мы пассажиры.

Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая». Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства?

Трудовое обучение

8

На загородной дороге.

Дорога: обочина, пешеходная дорожка – место для движения пешеходов. Правила поведения на загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный переезд. Место перехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Как и с кем нужно переходить через железнодорожный переезд? Запрещение хождения по рельсам, насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.

Трудовое обучение

9

Мы учимся соблюдать правила движения.

Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов, средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по правилам дорожного движения и подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.

Трудовое обучение

10

Экскурсия по городу.

Практическое закрепление знаний дорожного движения пешеходов на улице (дороги) и перекрёстке.

Трудовое обучение

3 класс

Тема и содержание уроков

Предмет, за счёт которого проводится урок

1

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм..

Повторение правил безопасного поведения детей на улицах и дорогах, пройденных в 1 и 2 классах. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. Разбор конкретных маршрутов учащихся на стадион, в парк, кинотеатр и т.п.

Литературное чтение

2

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны.

Происхождение этого правила. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. Выбор наиболее безопасного пути.

Природоведение

3

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.

Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров от проезжей части. Рассказ о дороге и её главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).

Трудовое обучение

4

Сигналы светофора и регулировщика.

Назначение светофора и его сигналы. Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходные светофоры и значение их сигналов. Регулировщик. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют красному, жёлтому и зелёному сигналам светофора.

Литературное чтение

5

Правила перехода улиц и дорог.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».

Трудовое обучение

6

Виды транспортных средств. Мы пассажиры.

Основные виды транспортных средств, познакомить с обязанностями пассажиров транспорта. Правила поведения детей в транспорте.

Ознакомление с окружающим миром

7

Тормозной путь транспорта.

Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно не возможно. Учить проявлять осторожность при переходе улиц и дорог.

Изобразительное искусство

8

Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игр и соревнований в зале или на специальной площадке.

Ознакомление с окружающим миром

9

Как переходить улицу на регулируемом перекрестке.

Понятие нерегулируемого перекрестка. Учить переходить нерегулируемый перекресток. Преимущества транспортных средств и пешеходов.

Трудовое обучение

10

Экскурсия по городу (посёлку).

Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.

Трудовое обучение

4 класс

Тема и содержание уроков

Предмет, за счёт которого проводится урок

1

Введение.

Увеличение численности населения городов и посёлков, интенсивность движения на улицах и дорогах. Интенсивность и скорость движения. Обеспечение безопасности пешеходов.

Причины дорожно-транспортного травматизма: незнание или невыполнение правил движения, нарушение правил пользования общественным транспортом, недисциплинированность на улицах.

Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. Забота государства о безопасности движения. ГИБДД. Юные инспекторы движения.

Литературное чтение

2

Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.

Перекрёсток – место пересечения улиц и дорог. Виды перекрёстков: трёхсторонний, четырёхсторонний, площади. Границы перекрёстков. Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линии дорожной разметки и значение их для пешеходов.

Природоведение

3

Сигналы для регулирования дорожного движения.

Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров и их значение. Сигналы для регулировщика и их значение. Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика. Сигналы регулировщика важнее сигналов светофора (при одновременном регулировании).

Трудовое обучение

4

Дорожные знаки и их группы.

Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, изучение в 1 – 3 классе.

Изобразительное искусство

5

Правила перехода улиц и дорог.

Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрёстки. Переход улицы и дороги по сигналам светофора и регулировщика. Выбор наиболее безопасного пути в школу, в библиотеку, в магазин, на стадион и т.д. Переход улиц с односторонним и двухсторонними движениями.

Трудовое обучение

6

Тормозной путь транспортных средств.

Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущим транспортным средством.

Трудовое обучение

7

Виды транспортных средств.

Автомобили, грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Автобусы и такси, трамваю и троллейбусы – городской общественный транспорт. Железнодорожный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.

Литературное чтение

8

Настольные игры по правилам дорожного движения.

Закрепление знаний по правилам дорожного движения с использованием наборов по правилам дорожного движения и настольных игр.

Трудовое обучение

9

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Игры и соревнования на лучшее знание и умение по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах проводится на специально размеченной дорожной разметкой площадке, автогородке, автодроме, автотрассе и т.п. Устанавливаются светофоры, дорожные знаки, на перекрёстках и пешеходных переходах движение регулируют юные инспекторы движения, в качестве транспортных средств используются самокаты, велосипеды, педальные и электрические автомобили.

Трудовое обучение

10

Итоговое занятие.

Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах проводится в форме викторины, уроков-вопросов и ответов и т.д.

Трудовое обучение

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.