Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма МКОУ ДО «РДТ»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение дополнительного образования
«Районный дом творчества»
Утверждаю:
Директор МКОУДО «РДТ»
___________ Ю.А. Филимонов
«13» сентября 2016 год
Программа
профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма МКОУ ДО «РДТ»
на 2016 – 2019 годы
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов, сельских поселений порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».
Вопрос профилактики дорожной безопасности актуален всегда. Только за первые два месяца 2016 года в Курганской области совершено 14 дорожно - транспортных происшествий с участием детей до 16 лет. Все они получили ранения, один из полученных травм скончался. В 11 случаях пострадавшими были дети – пешеходы. Более половины происшествий произошли на пешеходных переходах. Дорожно - транспортные происшествия произошли из – за нарушений правил дорожного движения водителями и по неосторожности детей.
Значительное влияние на безопасность детей на дороге оказывает знание ими правил дорожного движения.
В управлении районного ГИБДД подвели итоги за -2015 год. И выяснилась одна печальная вещь: к сожалению, в нашем районе зарегистрирован рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей на 400 % по сравнению с 2014 годам.
На 1 января 2015 года автопарк Петуховского района составляет 8564 транспортного средства, рост транспортных средств по сравнению с прошлым годом составил 4%.
В 2014 году ДТП с участием детей – 1,погибших –нет, пострадал -1 ребенок. В 2015 году произошло 5 ДТП с участием детей, погибших нет, пострадало 5 детей получили ранения различной степени тяжести.
Каждый взрослый человек хорошо знает и понимает, что дорожно-транспортное происшествие - это всегда трагедия. ДТП с участием ребенка - трагедия вдвойне. Очень больно, когда из-за одного неосторожного шага травмируется или обрывается детская жизнь. Статистика вещь упрямая и она показывает, что дети - самая незащищенная категория участников дорожного движения. Пренебрежение водителей к использованию специальных удерживающих устройств и ремней безопасности при перевозке детей, несоблюдение водителями правил проезда пешеходных переходов, перекрёстков, скоростного режима, вождение в пьяном виде способствовало увеличению числа пострадавших несовершеннолетних пассажиров и детей пешеходов.
Но одними только мерами административного воздействия жизнь и здоровье несовершеннолетних не уберечь, необходимо каждому взрослому человеку осознать высокую степень своей ответственности за неоценимую жизнь ребёнка.
В целях профилактики ДТП с участием несовершеннолетних на территории Петуховского района регулярно проводятся профилактические мероприятия и акции, в ходе которых сотрудниками полиции совместно с объединением «Светофор» в организациях и предприятиях, школах, с водителями - родителями проводятся дополнительные беседы по правилам перевозки детей автомобильным транспортом, правилам применения и использования детских автокресел и ремней безопасности, раздаются листовки показываются видеоролики и кинофильмы по правилам перевозки детей. Совместно с педагогами образовательных учреждений с несовершеннолетними проводятся дополнительные уроки, беседы, лекции, конкурсы, соревнования по безопасности дорожного движения, изучению правил поведения пешеходов и пассажиров транспортных средств, особое внимание уделяется ситуациям «дорожных ловушек», в зоне действия знака «пешеходный переход», в местах скрытого обзора и т.д.
Сотрудниками ГИБДД усилен надзор за движением транспорта и пешеходов, соблюдением скоростного режима, правил обгона, проезда пешеходных переходов, перекрёстков, перевозки детей, не остаются без внимания и несовершеннолетние нарушители ПДД.
В соответствии с такими данными статистики появилась необходимость в разработке новой «Программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» для обучающихся школ города и района.
Цель и задачи программы
Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности всего педагогического коллектива, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах.
Задачи программы:
• Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность педагогов школы.
• Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей.
• Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.
• Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП, являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
В рабочих материалах по профилактике ДДТТ, подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находится от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, определить опасные участки на улицах посёлка, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.
Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с законопослушными, часто встречаются демонстративно агрессивно настроенные. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует, исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:
• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
• Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ.
№ п/п |
Мероприятия |
сроки |
ответственный |
1. |
Комплектование библиотеки с литературой по ПДД. |
постоянно
|
Администрация МКУ ДО «РДТ». |
2. |
Использование настольных и компьютерных игр по ПДД. |
2016-2019 |
педагоги дополнительного образования |
3. |
Обновление стендов по пропаганде дорожного движения |
ежегодно |
Отряды ЮИД, объединение «Светофор» |
4. |
Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) на остановочных пунктах, информационных стендах, в местах с массовым пребыванием детей. |
Во время проведения акций
|
Отряды ЮИД, объединение «Светофор» |
5. |
Просмотр фильмов и презентаций по профилактике ДДТТ. |
На классных часах и во время занятий по БДТ.
|
педагоги дополнительного образования |
6. |
Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД. |
В течение всего учебного года.
|
педагоги дополнительного образования |
7. |
Организация экскурсий по городу Петухово с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения. |
В течение учебного года |
педагоги дополнительного образования |
8. |
Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников. |
По плану объединения «Светофор»
|
Объединение «Светофор» |
9. |
Проведение акций, смотров, конкурсов, выставок, массовых мероприятий во время учебного года и школьных каникул. |
В период учебного года и каникул.
|
Методист МКУДО «РДТ», педагог дополнительного образования объединения «Светофор». |
10. |
Проведение и участие в районном конкурсе юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо» |
Март – апрель Ежегодно 4 -6 классы |
Методист МКУДО «РДТ», педагог дополнительного образования объединения «Светофор». организаторы школ города и района. |
11. |
Проведение родительских собраний совместно с детьми и инспектором ГИБДД. |
В течение учебного года |
педагоги дополнительного образования |
12. |
Проведение педагогических советов по данной тематике, проведение занятий с классными руководителями в рамках МО. |
По плану |
РИМК организаторы школ города и района Педагог дополнительного образования объединения «Светофор», |
13. |
Изучение правил дорожного движения |
В течение учебного года |
Педагог дополнительного образования объединения «Светофор». |
14. |
Проведение единого дня по БДД с привлечением работников ГИБДД. |
1 раз в квартал |
Педагог дополнительного образования объединения «Светофор». |
15. |
Определение рациональных и безопасных маршрутов движения в школу и обратно, схемы которых занести в дневники, ознакомить с ними родителей и учащихся. |
Ежегодно, сентябрь |
Педагоги дополнительного образования |
16. |
Проведение «Минутки БДД» с обучающимися в объединениях. |
еженедельно |
Педагоги дополнительного образования объединений |
17. |
Освещать работу по профилактике ДДТТ в СМИ. |
В течение всего учебного года |
Педагог дополнительного образования объединения «Светофор», методист МКОУ ДО «РДТ». |
18. |
Педагогам дополнительного образования (сопровождающим детей при перевозке), проводить с детьми беседы о правилах пользования автобусом. |
В период перевозки детей |
Педагоги дополнительного образования, водители. |
19. |
Комплектование отряда ЮИД.
|
Ежегодно |
Педагог дополнительного образования объединения «Светофор». |
20. |
Ежегодно обновлять план и программы работы отряда ЮИД. |
Ежегодно |
Педагог дополнительного образования объединения «Светофор», Методист МКОУДО «РДТ». |
Предполагаемые результаты реализации «Программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»:
сформированность навыков безопасного поведения учащихся на улице, на проезжей части дорог, в транспорте;
знание детьми правил дорожного движения, понимание значения дорожных знаков;
развитие мотивации ответственного и сознательного отношения к своей жизни и жизни других людей;
построение системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе, разработка методических материалов, сценариев мероприятий по профилактике ДДТТ;
повышение ответственности родителей учащихся за их жизнь и здоровье, за воспитание законопослушных граждан.