Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма МКОУ ДО «РДТ»

4
0
Материал опубликован 7 April 2017

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение дополнительного образования

«Районный дом творчества»

 

                                                      Утверждаю:

 

                                                               Директор МКОУДО «РДТ»

 

___________  Ю.А. Филимонов

«13» сентября 2016 год

 

 

 

Программа

 профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма МКОУ ДО «РДТ»

на 2016 – 2019 годы

 

           Пояснительная записка

 

     Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

      Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов, сельских поселений порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

Вопрос профилактики дорожной безопасности актуален всегда. Только за первые два месяца 2016 года в Курганской области совершено 14 дорожно - транспортных происшествий с участием детей до 16 лет. Все они получили ранения, один из полученных травм скончался. В 11 случаях пострадавшими были дети – пешеходы. Более половины происшествий произошли на пешеходных переходах. Дорожно - транспортные происшествия произошли из – за нарушений правил дорожного движения водителями и по неосторожности детей.

Значительное влияние на безопасность детей на дороге оказывает знание ими правил дорожного движения.

В управлении районного ГИБДД подвели итоги за -2015 год. И выяснилась одна печальная вещь: к сожалению, в нашем районе зарегистрирован рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей на 400 % по сравнению с 2014 годам.

На 1 января 2015 года автопарк Петуховского района составляет 8564 транспортного средства, рост транспортных средств по сравнению с прошлым годом составил 4%.

      В 2014 году ДТП с участием детей – 1,погибших –нет, пострадал -1 ребенок. В 2015 году произошло 5 ДТП с участием детей, погибших нет, пострадало 5 детей получили ранения различной степени тяжести.

    Каждый взрослый человек хорошо знает и понимает, что дорожно-транспортное происшествие - это всегда траге­дия. ДТП с участием ребенка - трагедия вдвойне. Очень больно, ко­гда из-за одного неосторожного шага травмируется или обрывается детская жизнь. Статистика вещь упрямая и она показывает, что дети - са­мая незащищенная категория участников дорожного движения.      Пренебрежение водителей к использованию специальных удерживающих устройств и ремней безопасности при перевозке детей, несоблюдение водителями правил проезда пешеходных переходов, перекрёстков, скоростного режима, вождение в пьяном виде способствовало увеличению числа пострадавших несовершеннолетних пассажиров  и детей пешеходов.

      Но одними только мерами административного воздействия жизнь и здоровье несовершеннолетних не уберечь, необходимо каждому взрослому человеку осознать высокую степень своей ответственности за неоценимую жизнь ребёнка.       

     В целях профилактики ДТП с участием несовершеннолетних на территории Петуховского района регулярно проводятся профилактические мероприятия и акции,  в ходе которых сотрудниками полиции совместно с объединением «Светофор» в организациях и предприятиях, школах, с водителями - родителями проводятся дополнительные беседы по правилам перевозки детей автомобильным транспортом, правилам применения и использования детских автокресел  и ремней безопасности, раздаются листовки показываются видеоролики и кинофильмы по правилам перевозки детей. Совместно с педагогами образовательных учреждений с несовершеннолетними проводятся дополнительные уроки, беседы, лекции, конкурсы, соревнования по безопасности дорожного движения, изучению правил поведения пешеходов и пассажиров транспортных средств, особое внимание уделяется ситуациям «дорожных ловушек», в зоне действия знака «пешеходный переход», в местах скрытого обзора и т.д.               

   Сотрудниками ГИБДД  усилен надзор за движе­нием транспорта и пешеходов, соблюдением скоростного режима, правил обгона, проезда пешеходных переходов, перекрёстков, перевозки детей, не остаются  без внимания и несовершеннолетние нарушители ПДД.      

      В соответствии с такими данными статистики  появилась необходимость в разработке новой «Программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» для обучающихся школ города и района.

 

Цель и задачи программы

 

    Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности всего педагогического коллектива, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах.

 

      Задачи программы:

 

•  Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность педагогов школы.     

 

•  Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей.

 

•  Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному  поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.

 

•  Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

 

      В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

 

     Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП, являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

 

    Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

                - неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

                - неспособность адекватно оценивать обстановку;

                - быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

                - преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

                - преобладание потребности в движении над осторожностью;

                - стремление подражать взрослым;

                - недостаток знаний об источниках опасности;

                - отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

                - переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

                - неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

 

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

      Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

      Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

      В рабочих материалах по профилактике ДДТТ, подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находится от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

      Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, определить опасные участки на улицах посёлка, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

      Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с законопослушными, часто встречаются демонстративно агрессивно настроенные. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует,  исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

       Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

       Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

       Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

       Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

•  Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

  Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

•  Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

•  Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

•  Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

 

Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ.

 

п/п

Мероприятия

сроки

ответственный

1.

Комплектование библиотеки с литературой по ПДД.         

постоянно

 

Администрация МКУ ДО «РДТ».

2.

Использование настольных и компьютерных игр по ПДД.         

2016-2019

педагоги дополнительного образования

3.

Обновление стендов по пропаганде дорожного движения 

ежегодно

Отряды ЮИД, объединение «Светофор»

4.

Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) на остановочных пунктах, информационных стендах, в местах с массовым пребыванием детей.           

Во время проведения акций

 

Отряды ЮИД, объединение «Светофор»

5.

Просмотр фильмов и презентаций по профилактике ДДТТ.

На классных часах и во время занятий по БДТ.

 

педагоги дополнительного образования

6.

Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД.     

В течение всего учебного года.

 

педагоги дополнительного образования

7.

Организация экскурсий по городу Петухово с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения.     

В течение учебного года

педагоги дополнительного образования

8.

Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников.            

По плану объединения «Светофор»

 

Объединение «Светофор»

9.

Проведение акций, смотров, конкурсов, выставок, массовых мероприятий во время учебного года и школьных каникул.        

В период учебного года и каникул.

 

Методист МКУДО «РДТ», педагог дополнительного образования объединения «Светофор».


 

10.

Проведение и участие в районном конкурсе юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо»

Март – апрель

Ежегодно 4 -6 классы

Методист МКУДО «РДТ», педагог дополнительного образования объединения «Светофор».

организаторы школ города и района.

       

11.

Проведение родительских собраний совместно с детьми и инспектором ГИБДД.        

В течение учебного года

педагоги дополнительного образования

12.

Проведение педагогических советов по данной тематике, проведение занятий с классными руководителями в рамках МО.     

По плану

РИМК организаторы школ города и района Педагог дополнительного образования объединения «Светофор»,

13.

Изучение правил дорожного движения

В течение учебного года

Педагог дополнительного образования объединения «Светофор».

14.

Проведение единого дня по БДД с привлечением работников ГИБДД.

1 раз в квартал

Педагог дополнительного образования объединения «Светофор».

15.

Определение рациональных и безопасных маршрутов движения в школу и обратно, схемы которых занести в дневники, ознакомить с ними родителей и учащихся.

Ежегодно, сентябрь

Педагоги дополнительного образования

16.

Проведение «Минутки БДД» с обучающимися в объединениях.

еженедельно

Педагоги дополнительного образования объединений

17.

Освещать работу по профилактике ДДТТ в СМИ.

В течение всего учебного года

Педагог дополнительного образования объединения «Светофор», методист МКОУ ДО «РДТ».

18.

Педагогам дополнительного образования (сопровождающим детей при перевозке), проводить с детьми беседы о правилах пользования автобусом.

В период перевозки детей

Педагоги дополнительного образования, водители.

19.

Комплектование отряда ЮИД.

 

Ежегодно

Педагог дополнительного образования объединения «Светофор».

20.

Ежегодно обновлять план и программы работы отряда ЮИД.

Ежегодно

Педагог дополнительного образования объединения «Светофор»,

Методист МКОУДО «РДТ».

 

                Предполагаемые результаты реализации «Программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»:

сформированность навыков безопасного поведения учащихся на улице, на проезжей части дорог, в транспорте;

знание детьми правил дорожного движения, понимание значения дорожных знаков;

развитие мотивации ответственного и сознательного отношения к своей жизни и жизни других людей;

построение системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе, разработка методических материалов, сценариев мероприятий по профилактике ДДТТ;

повышение ответственности родителей учащихся за их жизнь и здоровье, за воспитание  законопослушных граждан.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации