Урок математики в 5 классе «Доли и обыкновенные дроби»
МКОУ СОШ №10
Открытый урок по математике
(5 класс)
«Доли и обыкновенные дроби»
Учитель математики:
Мустафаева С.Ф.
г.Буйнакск
Тема: «Доли. Обыкновенные дроби.»
Цели: знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби; отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.
Ход урока.
I Орг. момент.
На слайде записано высказвание: «С малой удачи начинается большой успех».
Вопросы учащимся: Как вы понимаете это высказывание? Вы согласны с ним?
Удача – это когда все получается. Успех заключается в хорошей учебе, в том, чтобы узнать что-то новое и научиться его применять.
Какими вы должны быть сегодня на уроке, чтобы урок у нас прошел успешно?
II Актуализация знаний.
На доске записаны примеры. Вам нужно и правильно решить.
Затем:
Из всех полученных ответов выписать однозначные.
Расположить эти однозначные числа в порядке возрастания.
Найти все эти числа в таблице и выписать буквы, соответствующие каждому числу.
Составить из полученных букв слово.
16 x 3=
125 x 8=
520 : 10=
64 : 32=
51 : 17=
46 x 60=
0 x 17=
1000 : 125=
2400 | 2 | 48 | 3 | 52 | 1000 | 0 | 100 | 8 | 240 |
К | О | М | Л | Т | Ф | Д | Н | И | У |
Ответы:
0 | 2 | 3 | 8 |
Д | О | Л | И |
Первые 5 человек, составившие правильно слово, получают жетоны.
III Объяснение нового материала.
Просмотр мультфильма «Апельсин».
Какой фрукт делили звери? (Апельсин)
Как называются части, на которые был поделен апельсин? (Дольки)
А какие эти дольки по размеру? (Равные)
Вывод: Что такое доли? (Доли-это равные части)
Ели целое принято записывать натуральными числами (2 апельсина, 3 яблока и т.д.), то как же записать доли?
В математике доли принято записывать следующим образом,
Пирог разрезали на 8 равных частей, т.е. на 8 долей.
Если взять 3 части, то получится дробь 3/8.
3- числитель дроби, 8- знаменатель.
Знаменатель нам показывает, на сколько равных частей мы разделили целое, а числитель показывает, сколько таких частей мы взяли.
Если из 8 кусков взять 5 кусков пирога, то какую получим дробь? (5/8)
Как правильно читать дроби? Прочитайте дроби, записанные на доске. Назовите числители и знаменатели этих дробей.
Есть дроби, которые имеют свои особые названия. Вы наверняка с ними сталкивались в жизни. (Привести примеры)
IV Математический диктант.
Учитель диктует предложение, а ученики записывают его в виде дроби.
Целое поделили на 9 равных частей и взяли 4 части.
Целое поделили на 5 равных частей и взяли 1 часть.
Целое поделили на 11 равных частей и взяли 6 частей.
Целое поделили на 25равных частей и взяли 1 часть.
Целое поделили на 125равных частей и взяли 11 частей.
Затем ученики меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку.
На доске записаны правильные ответы, ученики ставят в тетрадях напротив кждого ответа «+» или «-».
Поднимите руки, кто справился со всеми заданиями, (Раздать жетоны)
V Физминутка.
Учитель показывает детям рисунки и называет дробь, соответствующую закрашенной части рисунка. Если дробь названа верно, ученики поднимают руки. Если дробь названа неверно, ученики встают и кто-нибудь из них исправляет ошибку учителя.
////// | ///// | | |
////// | ///// | ///// | ///// |
5/8
///// | ///// | ///// | | | |
| | | ///// | ///// | ///// |
5/9
и т.д.
VI Работа в парах.
На рисунках изображены фигуры, разделенные на равные части, а рядом записаны дроби. Необходимо закрасить часть рисунка, обозначающую указанную дробь.
Затем от каждой пары выходит к доске один ученик и показывает, каким образом их пара закрасила рисунок.
Первые пять пар, верно выполнившие задание, получают жетоны.
VII Подведение итогов.
Посчитать количество жетонов в каждом ряду.
Какой ряд оказался вперед?
Ученики, набравшие за урок 3 и более жетонов, получают оценку 5. У кого 1 или 2 жетона – 4.
VIII Рефлексия.
На столах лежат карточки (Зеленые и красные). Если вам понравился сегодняшний урок, поднимите зеленые карточки. Если у вас остались какие-либо вопросы и вы не совсем поняли материал сегодняшнего урока, поднимите красные карточки.
IX Домашнее задание.
№№ 884, 885.