Занятие по курсу «Истоки» на тему «Дом»
Технологическая карта занятия
1. | Учитель: А. Г. Язвинская | | |
2. | Класс: 2 | Дата: | Предмет: «Истоки» |
Тема | Кол-во часов | Содержание |
Дом | 2 | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. |
Цель : . Социокультурное наполнение категории «ДОМ».
Задачи:
Образовательные: сформировать ощущение своего родства через эмпирическое восприятие и приобретение духовного опыта ребёнка.
Развивающие: развивать целостное восприятие и мышления через мыслительные операции: анализ и обобщение.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к семье и культурному наследию.
Дидактические средства:
для учителя – презентация, фонограмма, эталон оберега .
для учащихся - шаблон домика, макет дома, карточки для индивидуальной работы в группе со словами, заготовки для изготовления куклы - оберега.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический приём |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Приветствие. | Приветствие. Знакомство | Присоединение |
Актуализация опорных знаний | - Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака, Шел человек, была дорога нелегка. И человек мечтал о том, что он построит где-то…… (дом) - Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о доме, о его значении. Что такое дом в вашем понимании, ребята? Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья. Дом – это родной уголок. Давайте представим, что каждый из вас находится в своем доме, что вы чувствуете, какие слова вы можете сказать ? | Слушают, отгадывают, отвечают на вопрос. | Ресурсный круг. Беседа |
Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. -Посмотрите, что у меня в руках (ответы).Выберите себе понравившийся домик, как символ нашего занятия. Дети выбирают домик из предложенных учителем- нарезка цветов по количеству групп. - Посмотрите на свои домики. Что мы увидели? Деление на группы, распределение по рабочим местам. - Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя дом. Прежде всего, выбиралось хорошее место. Чтобы вода была рядом, ПОЧЕМУ? Долго присматривались по определенным приметам, например, если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. -А как вы думаете, ребята, одна семья строила дом? Звали на помощь родню и соседей. Строили сообща. Издревле в селе существовал обычай; кто, чем может, помогает строящим дом. - Правильно, ребята, звали всех добрых людей, чтобы быстрей управиться. Многие приходили сами помогать в строительстве. Не зря говорят, что постройка дома – не дело одного человека. Вот так и строили и жили сообща. как говорится, всем миром.). Работа с пособием ( пронумеровать этапы строительства дома- групповая работа). -Сейчас мы тоже сообща будем строить дом. Только дом у нас будет необычный. Он будет состоять из кирпичиков, каждый из которых имеет свое значение. Посовещайтесь и выберите, из каких кирпичиков будет ваш дом, чем он будет наполнен. Выберите самое главное, на ваш взгляд, из предложенных понятий. Что-то ,может быть ,добавите сами. Определите того, кто будет представлять ваш дом.
| Ставят цель. | Деление на группы. Беседа. Тренинг (развивающий) Работа в группе «Строим дом» |
Усвоение знаний. Практическая работа. | Каждой группе предлагается нарезка слов-кирпичиков: уют, добро и т.д. и чистые «кирпичики» для возможных других вариантов. - Вот мы наполнили дома самым важным, ценным для нас. Теперь , чтобы сохранить это хорошее, мы изготовим обереги для наших домов. Кто знает, что такое оберег? (ответы детей). Работа с пословицами НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ( объяснить смысл предложенных пословиц, выбрать самую подходящую, прикрепить на дом). - Давным-давно на Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Эти слова подчёркивают, какое значение раньше придавали куклам. Сегодня мы с вами научимся делать вот такую куколку (показ куклы). Называется куколка Кувадка. ( изготовление куклы) Наша кукла хороша Ты, закруточка, краса. В доме русском ты живешь, Детям счастье принесёшь. | Принимают поставленную задачу Постройка дома, делегирование представителя группы, защита. Размещение построенных домиков на доске ( стенде). Изготовление оберега. | Работа в группе |
Рефлексия | - Ваше настроение к концу урока обозначьте наулице настроения (все понравилось или были затруднения). - Согласно обычаям наших предков что мы сделали сегодня? - Что принесет домой каждый из вас с этого занятия? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. | Ресурсный круг. |