Внеурочное занятие на тему «Дом на склоне» (8 класс)

5
0
Материал опубликован 1 April 2023 в группе



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

2 Невьянского городского округа (МАОУ СОШ № 2)









Формирование функциональной

грамотности на уроках географии


Внеурочное занятие «Дом на склоне», 8 класс






Составитель:

учитель географии и обществознания

высшая категория

Уточникова В.И.









Невьянск 2023

Учебный предмет «География», раздел «Природа России»

Тема: «Рельеф. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России»

Внеурочное занятие: «Дом на склоне»

Тип урока: Урок обобщения и повторения

Класс: 8

Форма работы: индивидуальная, групповая (парная), эвристическая беседа

Оборудование: презентация, рабочие листы, карточки с заданиями

Цель учителя: Формирование компетенций естественно-научной грамотности у учащихся

Цель ученика: Умение объяснять опасное природное явление оползни и причины распространение по территории России.

Задачи:

Применение знаний, умений и способов действий для объяснения процессов, протекающих в природной среде, из учебных предметов: «География», «Биология», «Математика» и «ОБЖ».

Формулирование выводов на основе анализа и интерпретации данных, представленных в различных видах и формах.

Формирование умения составлять и обосновывать прогнозы о протекании природных процессов и явлений.

Приобретение опыта деятельности в окружающей среде с учётом воздействия природных явлений разной степени опасности.

Осознание важности приобретаемых предметных знаний для решения практических задач.

Ожидаемые результаты:

Комплексное задание «Дом на склоне» демонстрирует пример применения предметных зданий в соответствии с Примерной рабочей программой основного общего образования по учебному предмету «География» (класс – 8, раздел – 2, тема «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», вопрос темы «Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России»).

В ходе работы с материалом обучающиеся продолжили работу по:

овладению умением смыслового чтения на основе работы с информацией, представленной в разных форматах и видах;

формулированию соответствующих выводов на основе проведения анализа и интерпретации картографических, табличных и иллюстративных данных;

формированию умения формулировать и научно обосновывать прогнозы протекания процессов или явлений в природе;

формулированию ответа в развёрнутом виде;

овладению умением выдвигать гипотезы и составлять прогнозы;

обосновывать свою точку зрения, используя научную аргументацию.

Для выполнения заданий обучающимся необходимо актуализировать знания, полученные при изучении учебных предметов:

«География», «Биология», «Математика» и «ОБЖ»



I Вступление (3 минуты)

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас не совсем обычный урок, он у нас открытый, поэтому к нам пришли сегодня гости.

Мы с вами на протяжении последних уроков знакомились с рельефом России.

А чтобы определить тему сегодняшнего урока посмотрите на экран:

Ученики определяет тему урока. «Дом на склоне»

Сегодня на уроке!
Научимся:

объяснять закономерности распространения опасных геологических явлений и определять их признаки;

формулировать оценочные суждения о влиянии рельефа, явлений и процессов литосферы на жилищное строительство;

применять предметные знания для решения учебно-практических задач.

Применять полученные знания на уроках Географии, Биологии, ОБЖ, Математики на практике

II Повторение и изучение материла (25 минут)

Текст 1. Выбор склона для строительства дома

Семья Пети Светлова решила выбрать участок для строительства дома. Папа считает, что лучше купить ровный участок. Маме больше нравится участок с уклоном

дом на склоне всегда выглядит нестандартно и притягивает взоры окружающих.

На семейном совете решили принять предложение мамы и обсудить, на каком склоне должен быть расположен участок для строительства дома.

Вопрос № 1. (форма работы: групповая)

Посоветуйте семье Пети, на каком склоне предпочтительнее остановить свой выбор и обоснуйте своё предложение.

северный;

южный;

западный;

восточный.

Правильный ответ:

«Южный склон. На южном склоне теплее, чем на северном. Северный склон получает меньше солнечных лучей или солнечного тепла. На южном склоне весной тает снег, почва прогревается быстрее, раньше зеленеет трава. Южный склон более благоприятен для выращивания культурных растений и плодовых деревьев».

Задание с выбором правильного варианта ответа позволяет обучающемуся продемонстрировать уровень владения предметным материалом, умение формулировать ответ в развёрнутом виде.





Текст 2. Величина уклона местности и безопасность строительства

t1680342737aa.jpg«Дом на склоне смотрится красиво», – согласился папа. Для обеспечения безопасности будущего дома необходимо учитывать величину наклона местности. Чтобы определить эту величину, потребовалась помощь геодезиста – специалиста, который делает съёмку местности и привязку дома к участку (рис. 1). Проведя измерения с помощью теодолита и нивелира, можно точно определить размер уклона и перенести рельеф на карту местности.

Рис. 1. Съёмка местности

Участки поверхности по величине уклона делят на группы:

ровные – не более 3%;

с малым уклоном – 3-8%;

со средним уклоном – 8-20%;

с крутым уклоном – свыше 20%.

Петя на уроках географии изучал опасные геологические природные явления и рассказал об одном из них родителям, посоветовав для строительства будущего дома выбрать участок с уклоном – от 3 до 10%.

Вопрос № 2. (форма работы: групповая).

Как вы думаете, о каком опасном природном явлении предупредил семью Петя? Обоснуйте, почему Петя посоветовал родителям выбирать участок с таким уклоном

Работа с текстом:

23 января 1984 г. в результате землетрясения в Гиссарском районе Таджикистана произошел……. шириной 400 м и длиной 4,5 км. Огромные массы земли накрыли поселок Шарора. Погребенными оказались 50 домов, погибли 207 человек!

В 1989 г. ……… в Ингушетии привели к разрушениям в 32 населенных пунктах, поврежденными оказались 2518 домов.

Весной 1994 г. в Киргизии после необычно снежной зимы во многих районах произошли огромные ……., разрушившие сотни домов и повлекшие за собой человеческие жертвы.

Правильный ответ:

«Оползень. На участке с уклоном от 3 до 10% вероятность образования оползня мала».

Обучающиеся демонстрируют уровень овладения предметным материалом, полученным на уроке, а также умение обоснованно формулировать ответ в развёрнутом виде.

Давайте вспомним, что такое Оползень? (индивидуальная)

ОПОЛЗЕНЬ – скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.



Текст 3. Как возникают оползни

Оползни возникают на склонах гор, холмов, оврагов, на крутых берегах рек. Они могут сходить со склонов крутизной не менее 19 , а на глинистых грунтах – 5-7 .

Назовите причины возникновения оползней?

Развитие оползней происходит:

во время землетрясения;

на переувлажнённых осадками склонах;

при подмыве грунтовыми водами;

в процессе выветривания;

в результате хозяйственной деятельности человека (строительство, вырубка лесов или взрывные работы).

Крутизну склона измеряют в процентах или градусах. Чтобы определить уклон в процентах, необходимо разместить нивелир на равном расстоянии между рейками (рис. 2).

Превышение между точками определяют по формуле:

h = a ̶ b,

где h – превышение; а, b – отсчёты по рейке.

t1680342737ab.jpg


Рис. 2. Измерение крутизны склона

Геодезист, проведя измерение на местности, определил, что высота a = 1м, b = 90 см, а расстояние между рейками – 1м.

Вопрос № 3.

Рассчитайте крутизну склона в процентах.________________________________________

Объясните, при каких условиях на данном склоне вероятность развития оползневых процессов будет велика.


Крутизна склона в процентах

Крутизна склона в градусах

10

6

20

12

30

17

40

22



Правильный ответ:

«Оползень может возникнуть на склоне с крутизной 6°, склон сложен глинистыми грунтами, переувлажнёнными в результате длительного выпадения осадков или подмыва грунтовыми водами при отсутствии древесной растительности на склоне и/или в результате землетрясения или взрывных работ.»

При выполнении задания обучающиеся, используя знания по математике, проводят расчёт по формуле, представленной в задании (превышение h равно 10 см). Применяя знание по теме «Пропорции», обучающийся определяет, что расстояние между рейками 100 см – это 100%, следовательно, превышение в 10 см соответствует 10%.

Для составления прогноза обучающиеся опираются на полученные данные, информацию из текста, данные таблицы 2 и рисунков 1 и 2.

Выполнение задания позволяет продемонстрировать уровень владения математической грамотностью, умение извлекать, анализировать и интерпретировать информацию, полученную из различных видов текстов (сплошных и несплошных), составлять прогнозы развития природных процессов.


Текст 4. Выбор участка на основе анализа фотографий

К внешним признакам оползневого склона относят:

«пьяный лес» – стволы деревьев наклонены в сторону, присутствуют разрывы и трещины;

опоры, столбы коммуникаций, стены зданий, ограды отклоняются от вертикали;

в грунте возникают трещины и бугры;

влажность в зоне склона повышена.

Вопрос № 4 (форма работы: групповая)

Семья Пети рассмотрела предложенные три участка для строительства дома и остановила свой выбор на третьем.

t1680342737ac.gif

Рис. 3. Участки для строительства

Какие аргументы вы можете привести в пользу выбора третьего участка?

t1680342737ad.gif

Объясните, почему первые два участка оказались непригодными для строительства дома?

t1680342737ad.gif

Правильный ответ:

«На первой фотографии 3(а) в грунте видны трещины и бугры. На фотографии 3(б) – стволы деревьев отклоняются от вертикали. На третьем участке 3(в) таких признаков не наблюдается – телеграфный столб и деревья стоят вертикально».

Решение данного вопроса позволяет обучающемуся продемонстрировать уровень владения предметным материалом, умение считывать информацию несплошных текстов (фотографий), анализировать, интерпретировать данные и делать выводы.


Текст 5. Выбор участка для строительства дома на основе изучения топографической карты

После того, как были учтены все пожелания по выбору участка, родители Пети оформили сделку покупки. В папке документов был план местности, на котором отмечены три участка для строительства.

Петя задумался, какой цифрой отмечен участок, который для покупки выбрала его семья (рис.4). Приняв во внимание все требования и пожелания по участку, Петя точно определил на плане местоположение участка, на котором будет построен дом.

t1680342737ae.pngРис. 4. Топографическая карта

Вопрос № 5 (Форма работы: индивидуальная с последующим обсуждением в группе).

Назовите признаки, с помощью которых Петя определил номер семейного участка. Какой цифрой на карте обозначен участок?

Правильный ответ:

Признаки: южный склон; малый уклон поверхности.

На представленной топографической карте на южном склоне холма находятся участки под номерами 1 и 2. Малый уклон поверхности – определяется по расстояниям между горизонталями. Чем больше расстояния между ними, тем более пологим будет участок.

Искомый участок – 1.

Участок 2 расположен на южном склоне, но имеет большой уклон.

Участок 3 расположен на северном и более крутом склоне.»

При формулировании ответа обучающиеся демонстрируют умение проводить несложное географическое исследование по топографической карте, анализировать и интерпретировать полученную информацию.

Обучающиеся демонстрируют уровень сформированности картографической грамотности: читать и понимать карту, извлекать информацию и формулировать соответствующие выводы.

Текст 6. Развитие вредоносных организмов в жилых строениях

На семейном совете семьи Светловых решается вопрос о выборе материала для строительства дома. Что предпочтительнее: дерево, кирпич или бетон? Дядя Пети работает строителем и знает всё о строительных материалах и способах их защиты. После обсуждения на семейном совете Петя отобразил полученную информацию (табл. 3).

Таблица 3

Развитие вредоносных организмов в жилых строениях

t1680342737af.jpg

Вопрос № 6 (Форма работы: индивидуальная).

Используя данные таблицы 3, подпишите представленные изображения организмов, вредоносных для жилых строений.

t1680342737ag.gif

Рис. 5. Организмы, развивающиеся в жилых строениях

Правильный ответ:

t1680342737ah.png

Рис. 5. Организмы, развивающиеся в жилых строениях

Вариант решения вопроса в виде установления соответствия позволяет обучающемуся продемонстрировать применение предметных знаний по биологии

III. Проверка знаний (самостоятельная работа) – 10 минут

Задание №1

Варзобском районе Таджикистана в результате схождения селя были разрушены 40 домов, пострадали десятки километров автодорог. В Таджикистане в этом году наблюдалась долгая и аномально холодная зима. В 20-х числах марта на улицах Душанбе еще лежал снег. Снегопады сменила очень теплая погода: сейчас воздух уже прогревается до 28 градусов тепла. Это вызвало стремительное таяние снега в горах, что привело к сходу селевых потоков.

Укажите факторы, которые не были причиной возникновения селевых потоков.


Правильный ответ:

наличие на склонах достаточного количества легко перемещаемых продуктов разрушения горных пород (песка, гравия, гальки, небольших камней);

наличие значительного объема воды для смыва со склонов камней и грунта и их перемещения по руслу;

достаточная крутизна склонов 


Задание №2 Тайна гибели «Китайской Помпеи»

Поселение земледельцев, расположенное в равнинной части на берегу Хуанхэ,  погибло примерно 2 тысячи лет назад в результате стихийного явления. За ним закрепилось название «Китайская Помпея».

Правильный ответ: Издалека красное пятно на склоне кажется следом гигантского оползня. Обвалы и оползни в горах вообще и в этой части Китая, в частности, — явление обычное. Не обходится и без человеческих жертв

Задание №3. Примером нерационального природопользования является:

Высаживание деревьев и кустарников на склонах холмов

Поперечная распашка крутых склонов

Образование отвалов и терриконов

Продольная распашка склонов на возвышенностях

Вырубка деревьев и кустарников на склонах холмов

Правильный ответ: 3,4,5

Задание №4. Наиболее подвержены оползневым процессам следующие территории России:

t1680342737ai.png

Правильный ответ: Г, Б, Д, Е

Задание № 5 Выбор участка для строительства дома на основе изучения топографической карты

t1680342737aj.png

Назовите признаки, с помощью которых Катя определила номер семейного участка. Какой цифрой на карте обозначен участок?

Пригоден участок для возведения фруктового сада?

Правильный ответ: Участок № 3 Признаки: южный склон; малый уклон поверхности.

На представленной топографической карте на южном склоне холма находятся участки под номерами 3. Малый уклон поверхности – определяется по расстояниям между горизонталями. Чем больше расстояния между ними, тем более пологим будет участок.

Искомый участок – 1.

Участок 2 Участок 3 расположен на северном склоне

Участок пригоден для возведения фруктового сада, т.к. 1. Южный склон, рядом дорога для вывоза урожая

IV Рефлексия (2 минуты)

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно удивило то, что…

До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

Было бы хорошо, если бы…

Мне не понравилось…

Рабочий лист

«Дом на склоне»

Вопрос № 1.

Посоветуйте семье Пети, на каком склоне предпочтительнее остановить свой выбор и обоснуйте своё предложение.

А) северный; Б) южный; В) западный; Г) восточный.

Т.к. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 2.

Как вы думаете, о каком опасном природном явлении предупредил семью Петя? Обоснуйте, почему Петя посоветовал родителям выбирать участок с таким уклоном

Работа с текстом:

23 января 1984 г. в результате землетрясения в Гиссарском районе Таджикистана произошел……. шириной 400 м и длиной 4,5 км. Огромные массы земли накрыли поселок Шарора. Погребенными оказались 50 домов, погибли 207 человек!

В 1989 г. ……… в Ингушетии привели к разрушениям в 32 населенных пунктах, поврежденными оказались 2518 домов.

Весной 1994 г. в Киргизии после необычно снежной зимы во многих районах произошли огромные ……., разрушившие сотни домов и повлекшие за собой человеческие жертвы.

Ответ:__________

Вопрос № 3.

Рассчитайте крутизну склона в процентах.________________________________________

t1680342737ab.jpgПревышение между точками определяют по формуле:

h = a ̶ b,

где h – превышение; а, b – отсчёты по рейке.

Геодезист, проведя измерение на местности, определил, что высота a = 1м, b = 90 см, а расстояние между рейками – 1м.

Рис. 2. Измерение крутизны склона


Объясните, при каких условиях на данном склоне вероятность развития оползневых процессов будет велика.


Крутизна склона в процентах

Крутизна склона в градусах

10

6

20

12

30

17

40

22






Вопрос № 4

Семья Пети рассмотрела предложенные три участка для строительства дома и остановила свой выбор на третьем.

t1680342737ac.gif

Рис. 3. Участки для строительства

Какие аргументы вы можете привести в пользу выбора третьего участка?

t1680342737ad.gif

Объясните, почему первые два участка оказались непригодными для строительства дома?

t1680342737ad.gif

Вопрос № 5

Назовите признаки, с помощью которых Петя определил номер семейного участка. Какой цифрой на карте обозначен участок?

t1680342737ae.png

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Вопрос № 6

Используя данные таблицы, подпишите представленные изображения организмов, вредоносных для жилых строений.

t1680342737ak.gif

Карточки с заданиями

Задание №1

Варзобском районе Таджикистана в результате схождения селя были разрушены 40 домов, пострадали десятки километров автодорог. В Таджикистане в этом году наблюдалась долгая и аномально холодная зима. В 20-х числах марта на улицах Душанбе еще лежал снег. Снегопады сменила очень теплая погода: сейчас воздух уже прогревается до 28 градусов тепла. Это вызвало стремительное таяние снега в горах, что привело к сходу селевых потоков.

Укажите факторы, которые не были причиной возникновения селевых потоков.

Задание №2 Тайна гибели «Китайской Помпеи»

Поселение земледельцев, расположенное в равнинной части на берегу Хуанхэ,  погибло примерно 2 тысячи лет назад в результате стихийного явления. За ним закрепилось название «Китайская Помпея».

Назовите причину этого бедствия:

погребено под продуктами вулканической деятельности

гибель из-за оползня

погребено под слоем ила в результате наводнения

результат разрушительного землетрясения

Задание №3. Примером нерационального природопользования является:

Высаживание деревьев и кустарников на склонах холмов

Поперечная распашка крутых склонов

Образование отвалов и терриконов

Продольная распашка склонов на возвышенностях

Вырубка деревьев и кустарников на склонах холмов

Задание №4. Наиболее подвержены оползневым процессам следующие территории России:

t1680342737ai.png







Задание № 5 Выбор участка для строительства дома на основе изучения топографической карты

t1680342737aj.png

Назовите признаки, с помощью которых Катя определила номер семейного участка. Какой цифрой на карте обозначен участок?

Пригоден участок для возведения фруктового сада?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.