12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белицкий Александр Федорович275
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Шахтёрск
3

Домашнее задание как средство стимулирования творческого потенциала учащихся на уроках литературы

Домашнее задание как средство стимулирования творческого потенциала учащихся на уроках литературы

Белицкий А.Ф.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтерская гимназия»


В развитии творческого потенциала детей и повышении эффективности преподавания литературы важную роль играют нестандартные домашние задания, способствующие разнообразию методов обучения и активизации учебного процесса. Их выполнение способствует более глубокому пониманию произведений, развивает художественное мышление и помогает выразить свои мысли и эмоции через творчество. Уникальные задания создают условия для самовыражения, самореализации и развития творческих возможностей, что способствует формированию личности учащихся. Они вносят разнообразие в обучение, делая его более увлекательным и интересным для детей, стимулируя их активность и познавательный интерес. Обучающиеся могут лучше усвоить материал, визуализировать произведения и переживать события и эмоции героев на своем опыте. Важной составляющей таких заданий является возможность открытия новых способностей, развития гибкости мышления и уверенности в своих креативных способностях, продуцируют личностные качества: самостоятельность, инициативность, проявление индивидуальности. Растет мотивации к обучению, чувство удовлетворения от учебного процесса. Всё это делает более эффективным усвоение материала и повышает качество знаний учеников.

Приведу примеры таких заданий на уроках литературы при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

Тема урока: Роман «Капитанская дочка». История создания. Особенности жанра и композиции, сюжетная основа романа. Тематика и проблематика.

Цели урока:

Личностные:

1. Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к литературе как виду искусства.

2. Развивать чувство эмпатии и понимания человеческих драм и конфликтов через анализ литературного произведения.

3. Содействовать развитию творческого потенциала через обсуждение тем и проблем, затронутых в романе.

Метапредметные:

1. Развитие навыков анализа и сравнительного оценивания литературных произведений.

2. Совершенствование умения работать с текстом, выделять ключевую информацию и делать выводы на ее основе.

3. Развитие критического мышления и способности аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

1. Познакомить учащихся с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка", его историей создания и особенностями жанра.

2. Проанализировать сюжетную основу произведения и выделить ключевые моменты развития сюжета.

3. Выявить основные темы и проблемы, затронутые в романе, и понять их актуальность для современности.

Примеры домашних заданий.

1. "Вдохновение в искусстве"

Задание: Создать мини-книгу историй или стихотворных произведений, которые близки в эмоциональном или нравственно-ценностном плане роману "Капитанская дочка". Каждая история или стихотворение должны отражать одну из ценностей или тем, затронутых в произведении, такие как любовь, преданность, борьба за свободу и справедливость.

Данное творческое задание позволит ученикам проявить свою креативность, вдохновение и талант, а также глубже погрузиться в мир литературы и анализировать ценности и идеалы, заложенные в произведении А. С. Пушкина.

2. "Исследование символов и образов в романе "Капитанская дочка"

Задание: Каждый ученик выбирает один из символов или образов из романа "Капитанская дочка" и делает исследование этого символа или образа. В исследовании необходимо описать значение выбранного элемента для развития сюжета и раскрытия темы произведения, а также привести цитаты и аргументы из текста для поддержки своих выводов

Это задание позволит ученикам более глубоко погрузиться в анализ литературных символов и образов, развить навыки креативного мышления.

3. "Исследование главного героя романа "Капитанская дочка"

Задание: Выберите одного из главных героев романа - Петра Гринева, Машу Миронову или Пугачева и составьте короткое сочинение (1-2 абзаца), где вы опишете, что вы узнали об этом персонаже из произведения. Какие его черты характера вам запомнились? Почему?

Дополнительное задание: Изобразите выбранного героя с помощью рисунка или коллажа, подписав ключевые черты его характера, которые вы отметили в своем сочинении.

Это задание поможет детям лучше понять главных героев романа, развивать навыки анализа литературных персонажей и выразительности через рисунок и творческое задание.


4. "Письмо из прошлого"

Попросите учеников написать письмо от имени одного из главных персонажей романа (Петра, Маши, Пугачева), где они рассказывают о своих переживаниях, мыслях и чувствах в определенный момент сюжета. Это позволит ученикам почувствовать эмоции персонажей и углубить свое понимание произведения.

5. "Буктрейлер"

Попросите учеников создать книжный трейлер к роману "Капитанская дочка" с использованием мультимедийных технологий (видео, звуковые эффекты). Они должны передать суть произведения и заинтриговать зрителя.

6. "Литературная газета"

Поделите класс на группы и попросите каждую группу создать свою литературную газету с материалами о жизни и событиях, отраженных в романе, интервью с героями, рецензии на произведение и т. д.

7. "Диалог в стиле Пушкина"

Ученики должны прочитать отрывок из романа "Капитанская дочка" и пересказать его, сохранив стиль и язык А. С. Пушкина. Это позволит им глубже вникнуть в стиль автора и персонажей произведения.

8. "Литературный арт-объект"

Предложите ученикам создать арт-объект, символизирующий центральную тему романа "Капитанская дочка" или один из образов (например, ключ к сердцу, цветок ромашки). Этот арт-проект может быть выполнен в любой технике: рисунке, плакате, коллаже, скульптуре и т. д.

8.1. Пояснение учителя.

Создание арт-объекта по теме романа "Капитанская дочка" поможет вам лучше понять и визуализировать ключевые моменты и образы из произведения. Вы сможете выразить свои мысли, чувства и восприятие через творческое исполнение, используя различные материалы, цвета и формы. Это упражнение позволит вам углубить свои знания о романе, развить воображение, креативность и чувство эстетики, а также научиться представлять и интерпретировать информацию через искусство.

Создание арт-объекта поможет раскрыть ваше творческое потенциал, обогатить визуальное мышление, научиться выражать себя через искусство и лучше понять темы и проблемы, затронутые в романе. Будьте творческими, экспериментируйте и выразите свои впечатления о произведении через ваше уникальное искусство!

8.2. Инструкция.

1. Выберите центральную тему романа или ключевой образ, который вам нравится или вызывает наибольший интерес.

2. Подумайте над тем, как вы сможете воплотить эту тему или образ в вашем арт-объекте. Рассмотрите различные техники выполнения (рисунок, плакат, коллаж, скульптура, аппликация, абстрактное искусство и т. д.).

3. Создайте свой арт-объект, используя выбранную технику и материалы (бумага, карандаши, краски, ткани, пластилин и др.).

4. Объясните, что ваш арт-объект символизирует, как он отражает центральную тему романа или ключевой образ. Можете придумать краткое объяснение или рассказ о вашем творении.

9. Приведу несколько примеров арт-объектов по мотивам романа "Капитанская дочка" А. С. Пушкина:

9.1. Рисунок портрета Маши Мироновой. Ученики могут создать рисунок портрета Маши Мироновой, воплотив ее образ, черты характера и внутреннюю силу через изображение. Они могут использовать карандаши, маркеры, акварель или масляные краски для создания живописного портрета.

9.1.1. Девиз: "Искусство покажет нам не только внешность, но и душу человека."

Эпиграф: "Чувства передаются через взгляд и улыбку, искусство - это язык души."

9.1.2. Рефлексия по рисунку портрета Маши Мироновой:

- Какие черты характера Маши Мироновой вам удалось передать через ее портрет? Какие детали вы уделили особое внимание?

- Что вы чувствовали, рисуя портрет Маши Мироновой? Как это влияло на ваше восприятие и понимание персонажа?

- Каким способом вы старались передать ее нежность и индивидуальные черты через рисунок? Какие художественные приемы использовали?

- Если бы вы могли добавить что-то еще в свой портрет Маши Мироновой, что бы это было и почему?

9.2. Коллаж "Путешествие Петра Гринева". Ученики могут создать коллаж, символизирующий путешествие Петра Гринева через его личный внутренний рост. Они могут использовать фотографии, картинки из журналов, ткани и другие материалы для создания коллажа.

9.2.1. Инструкция

Для выполнения коллажа "Путешествие Петра Гринева" ученикам стоит сначала выбрать ключевые моменты и эпизоды из жизни и приключений героя. Они могут выбрать сцены, которые наиболее четко отражают его личностное развитие, внутренние преображение через сюжет произведения.

Далее ученикам необходимо подобрать материалы для создания коллажа. Фотографии, картинки из журналов, ткани, обои, газеты, бумага различных текстур и цветов - все эти материалы могут служить основой для композиции коллажа. Ученики могут также использовать краски, цветные карандаши, стикеры, пуговицы или другие элементы для добавления деталей и текстуры.

После того как материалы подобраны, ученики могут приступить к созданию коллажа. Они могут начать с выбора основы (например, листа картона или холста), на который будет наноситься композиция. Затем ученики могут начать располагать выбранные изображения и элементы на основе, создавая историю о путешествии и развитии Петра Гринева через визуальное изображение.

При создании коллажа важно дать волю фантазии, ощущениям и представлениям о мире романа. Ученики могут создавать переходы и связи между различными элементами, а также подбирать цветовую гамму и композицию так, чтобы передать эмоциональную и смысловую глубину путешествия героя. В итоге коллаж "Путешествие Петра Гринева" станет не только отражением ключевых моментов произведения, но и работой творчества, которое позволит ученикам глубже понять личность и внутреннюю динамику героя романа.

9.2.2. Девиз: "В каждом путешествии есть чудо, найди его внутри себя."

Эпиграф: "Путешествие — это не только перемещение по пространству, но и путешествие через собственную душу."

9.2.3. Рефлексия по коллажу "Путешествие Петра Гринева":

- Что было центральным моментом вашего коллажа и как он символизировал путешествие Петра Гринева?

- Какие эмоции и мысли вызвал у вас процесс создания коллажа, когда вы вспоминали ключевые события из романа?

- Как бы вы описали эффект "путешествия" через визуальное искусство? Что нового это принесло в ваше понимание произведения?

- Какую сцену или момент вы бы хотели дополнить в вашем коллаже, чтобы усилить его смысловую нагрузку?

9.3. Аппликация "Цветок ромашки". Ученики могут создать аппликацию в виде цветка ромашки, символизирующего чистоту и нежность Маши Мироновой. Они могут использовать разноцветную бумагу, ткани, блестки и другие материалы. Для выполнения аппликации "Цветок ромашки" ученикам стоит начать с выбора материалов. Для создания цветка ромашки им потребуется разноцветная бумага, ткани, блестки, клей, ножницы и подложка, на которую будет крепиться аппликация.

9.3.1. Девиз: "Красота лежит в простоте и нежности души."

Эпиграф: "Цветок ромашки - символ чистоты и нежности, долго останется в сердце, как символ вечности."

9.3.2. Инструкция

1. Подготовка материалов:

- Выберите бумагу различных оттенков для лепестков и центральной части цветка ромашки.

- Разрежьте их на формы лепестков и вырежьте круг для центральной части.

- Подготовьте ткань или бумагу для создания стебля и листьев ромашки.

2. Создание аппликации:

- Начните с клеевого слоя на подложке и начало стебля.

- Приклейте листья и стебель снизу к верху.

- Затем начните накладывать лепестки, постепенно формируя красивый цветок ромашки.

3. Украшение и доработка:

- Добавьте блестки или другие украшения для придания цветку дополнительного объема и яркости.

- Вы можете использовать различные текстуры и оттенки для создания игры света и тени в аппликации.

4. Финальные штрихи:

- После создания цветка закрепите его на вашей подложке.

- Убедитесь, что все элементы хорошо приклеены и образуют единое целое.

Таким образом, создание аппликации "Цветок ромашки" поможет ученикам визуализировать образ Маши Мироновой, выразить символику чистоты и нежности через творчество, развивая при этом моторику и творческие способности. Эта задача позволит детям не только углубиться в анализ символов произведения, но и развить внимательность к деталям и внутреннюю эмоциональность через создание художественной работы.

9.3.3. Рефлексия по аппликации "Цветок ромашки":

- Почему вы выбрали символ цветка ромашки для воплощения образа Маши Мироновой? Как вы чувствуете, что именно он передает его чистоту и нежность?

- Какие материалы и цвета вы использовали для создания цветка ромашки и почему?

- Какое значение имели блестки и другие украшения в вашей аппликации? Они усилили символику цветка или добавили еще какие-то эмоции?

- Что вы узнали о символике и эмоциональной глубине образа Маши Мироновой благодаря созданию этой аппликации?

Эти примеры арт-объектов могут помочь ученикам воплотить образы и символику романа "Капитанская дочка" через творчество и искусство, позволяя им более глубоко погрузиться в сюжет и атмосферу произведения.

Таким образом, можно утверждать, что творческое нестандартное домашнее задание играет важную роль в повышении эффективности преподавания литературы и стимулировании творческого потенциала учащихся, а также в увеличении мотивации к обучению и активизации учебного процесса.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 25.04.24 в 21:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Александр Федорович! Интересный опыт!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.