Развитие творческого потенциала на уроках литературы как способ повышения качества обучения
Развитие творческого потенциала на уроках литературы как способ повышения качества обучения.
Специфика сферы образования такова, что к ней всегда будут предъявляться особые требования, ведь усилия системы направлены на людей. Поэтому наряду с технологическим прогрессом в образовательной сфере важен так же и процесс ее гуманизации. Главной целью системы образования является, конечно, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Поэтому необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы он развивал потенциальные возможности человека, помогал найти себя и развивать свои таланты в профессиональной и социальной сфере.
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение.
Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе основного общего и среднего (полного) общего образования литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». Литературное образование подразумевает изучение литературы как искусства слова. Литературные произведения рассматриваются как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Одной из фундаментальных основ литературного образования является формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
На современном этапе образования, когда дефицит духовной культуры даёт знать о себе, возникает необходимость расширения гуманитарных знаний, введение новых дисциплин, направленных на воспитание гуманной личности. Ещё Сократ и Платон отмечали, что в обстановке хорошо поставленного учебного процесса дети не только получают знания, но и воспитываются нравственно.
Что является ведущей потребностью любого человека? Творчество! В основе развития человечества лежит не конкуренция, а способность творить. Конкуренция подразумевает стандарты, способность творить предполагает уникальность. Способность творить открывает перед человеком возможность создать свой собственный мир. Способность творить – это путь к безграничному знанию, открытый любому ребенку, независимо от уровня развития, национальности. Убеждена, что одной из приоритетных задач педагога является создание среды для творчества, поиска себя (самоопределения), поиска нового (выход за границы известного). Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское творчество. Эту задачу позволяет решить системно-деятельностный подход, основанный на обучении творческой деятельности.
Следовательно, структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Постепенный уход от традиционного урока через использование различных образовательных технологий позволяет устранить однообразность образовательной среды, создать условия для смены видов деятельности, реализовать принципы здоровьесбережения, что в конечном итоге способствует качеству обучения.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся, повышения интереса к своему предмету постоянно использую приемы технологии критического мышления. Например, вызвать интерес к произведению, увлечь чтением и помочь в осмыслении текста помогает такая стратегия, как чтение с остановками. Алгоритм работы для технологии общий: вызов – осмысление содержания – рефлексия. На стадии вызова задаю вопросы. Учитываются все гипотезы. Затем при чтении с остановками ребята проверяют свои предположения. На стадии рефлексии идет обмен мнениями.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенций считаю создание проблемной ситуации на уроке. Например, предлагаю десятиклассникам продолжить диалог Тихона и Кабанихи поле смерти Катерины (А.Н. Островский «Гроза») или создать дневниковую запись: «Один день Родиона Раскольникова», «Логичен ли финал жизни Обломова». Активно использую приемы «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы», нестандартные задания типа:
Кого из персонажей русской литературы можно назвать «мертвыми душами»? «премудрыми пескарями»?
Кто по гороскопу Андрей Болконский (Наташа, Пьер)? Обоснуйте, учитывая характер героев, их поступки.
Ребята учатся работать в команде, учатся слушать и слышать, отвечать за свой выбор, брать на себя ответственность.
В рамках самообразования изучаю и включаю в урок структуры Сингапурской методики, также способствующей развитию эффективной коммуникации, навыков сотрудничества, работе в команде. Ребятам очень нравятся необычные способы проверки домашнего задания и изучения нового материала по структурам «Конэре» - «Углы», «ТИК-ТЭК-ТОУ» - «крестики-нолики», «Джот Тотс» - «запишите мысли».
Одной из эффективных форм формирования коммуникативной компетенции является приобщение школьников к публичной речи, ораторскому искусству. Этому способствует участие ребят в конкурсах, требующих прочтения произведения перед аудиторией, например, конкурсе юных чтецов «Живая классика», а также поэтических конкурсах в номинации «Актерское мастерство».
Мощнейшим средством повышения культурного уровня учащихся, развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности считаю наши занятия в школьной театральной студии «Театр, в котором играют дети». Именно здесь дети получают колоссальный эмоциональный всплеск. Ведь восторг возрастает многократно, если ребёнок сам принимает участие в постановке.
Но участие в работе студии не сводится только к репетициям и выступлениям. Реализуется обширная познавательная программа, в которую включены беседы-презентации: «Волшебный мир театра», «Театральные профессии», «Как вести себя в театре», знакомство с различными видами театра – пальчиковый, теневой, театр кукол Би-Ба-Бо.
Уверена, что применение новых технологий способствует повышению мотивации обучающихся, создает ту необходимую ситуацию, кода ученик учится, а учитель создает условия для ученика.
Опыт показывает, что уроки интегрированного типа всегда вызывают интерес у школьников. Параллельное существование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок более содержательным, дает возможность разнообразить виды деятельности, эмоционально вовлечь в решение поставленных задач.
Проектирование – наиболее универсальный и эффективный способ интеллектуального познания мира и коллективно-творческой деятельности. В качестве результатов предполагается создание проектов, в которых обучающиеся сумеют интегрировать не только учебные предметы как вид академических знаний, но и создать проекты, в которых академические знания перейдут в функциональную грамотность.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Грамотное применение современных образовательных технологий дает свой результат, как для ученика, так и для педагога.