Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительной комбинированной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ «Поможем бельчонку»

11
6
Материал опубликован 3 April 2018 в группе

Конспект занятия-игры по формированию

лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительной комбинированной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ.

«Поможем бельчонку»

Возрастная группа: дети 6- 7 лет с ТНР.

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.

Коррекционно-образовательные задачи:

·         закреплять умение называть времена года, дни недели по порядку, начиная от любого заданного;

·         уточнять и расширять знания детей о насекомых;

·         активизировать словарь по данной теме;

·         совершенствовать грамматический строй речи;

·         закреплять умение называть обобщающее понятие;

·         закреплять навык чтения.

 Коррекционно-развивающие задачи:

·         развивать фонематическое восприятие;

·         развивать память и внимание, зрительное восприятие;

·         развивать умение подбирать прилагательные к существительному;

·         развивать умение подбирать слова с противоположным значением;

·         развивать логическое мышление;

·         развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

·         воспитывать способность к взаимопомощи; терпению по отношению друг к другу;

·         воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца.

Оборудование: ИКТ, авторская игра-презентация, мяч, цветы из картона, солнышко из картона.

Раздаточный материал: «божьи коровки» с изображениями.

 

Ход занятия:

I.                   Организационно-мотивационный этап

Приветствие детей (Дети стоят в кругу, передают друг другу солнышко, называя друг друга ласково по имени с пожеланием доброго утра).

Уточнить время года, месяц, день недели.

Дети стоят перед интерактивной доской.

На доске изображение лесной опушки. (слайд 1).

 Учитель-логопед: Ребята, сегодня необычный день, у нас гость (сюрпризный момент)      (слайд 2)

  

 Учитель-логопед: ребята, кто это? (Ответы детей).

Учитель-логопед: Правильно, это бельчонок. Он грустный, как вы думаете, почему? (Предположения детей).

Учитель-логопед: он гулял на лесной опушке, но налетел ураган и тропинку домой завалило сломанными деревьями. Теперь он не может попасть домой.

Проблемная ситуация.

Учитель-логопед: Ребята, что же делать? Как нам помочь бельчонку попасть домой? (Ответы детей – расчистить тропинку от сломанных деревьев).

Замечательно, что вы такие отзывчивые и готовы прийти на помощь.

  II. Основной этап

1.      Учитель-логопед: На пути у нас первая преграда.

Упражнение «Отгадай-ка - называй-ка»   

На дереве лежат листья.

Дети отгадывают загадки, лист исчезает, появляется отгаданное насекомое.             

  (слайд 3)

 

   1.      Необычные цветы

Ты нашел среди листвы.

Не дотронуться рукой –

Улетит цветочек твой.

Яркая, как лампочка

Тут порхает … (Бабочка).

 2.      Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (Стрекоза).

 3.      Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам ….( Божья коровка).

 4.      У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (Гусеница)

5.      Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажите-ка? .. ...(Оса)

 6.      Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (Муравей)

 7.      Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (Комар)

 8.      Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (Муха)

9.      В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук.

Кто же это?.. (Жук)

 10.  На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

 11.  Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её? …(Пчела)

 Учитель-логопед: ребята, как назвать всех, кто прятался под листьями одним словом? (Ответы детей)

Учитель-логопед: Молодцы, первая преграда пройдена.

 2.      Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку вернуться домой. На

пути новая преграда.

 •          Упражнение «Назови ласково».  (слайд 4)

 

 

   

  Учитель-логопед: Ребята, давайте назовем ласково насекомых и то нам чем они сидят.

(Ответы детей).

 Цветок – цветочек                Стрекоза - стрекозка           Комар – комарик

Гусеница – гусеничка          Жук – жучок                         Муравей - муравьишко

Пчела – пчелка                      Дерево - деревце

 Учитель-логопед: Молодцы, преграда пройдена.

 3.      Учитель-логопед: на пути преграда.

 ·         Упражнение «Найди половинку». (Работа с интерактивной доской) (слайд 5)

 

 

 Учитель-логопед: Ребята, какая-то путаница произошла, посмотрите на бабочек.

(Дети соединяют нужные половинки бабочек при помощи «инструмента», затем проверяют правильно ли выполнено задание).

 Учитель-логопед: Молодцы, преграда пройдена.

 4.      Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку. На пути преграда.

 ·         Упражнение «Подбирай-ка». (Игра с мячом. Дети подбирают прилагательные).

Учитель-логопед: ребята, давайте скажем- бабочки какие?

Ответы детей: красивые, разноцветные, яркие, воздушные, легкие, прекрасные, маленькие, большие, пёстрые, хрупкие, порхающие, летающие.

 Учитель-логопед: Молодцы, ребята, замечательные бабочки получились. Преграда пройдена.

 5.      Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку добраться домой. На пути новая преграда.

 ·         Упражнение «Сосчитай-ка» (слайд 6), (слайд 7)

Учитель-логопед: давайте сосчитаем бабочек?   

 Дети считают бабочек: одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек., шесть бабочек.

Бабочки улетают. На слайде появляются стрекозы.

Дети считают стрекоз: одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз, шесть стрекоз.

 

 

Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

 6.      Учитель-логопед: ребята, осталось мало сломанных деревьев и бельчонок скоро окажется дома.

·         Упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Муха быстрая, а гусеница…….медленная.

Жук шумный, а муравей….. тихий.

Жук большой, а божья коровка…..маленькая.

Бабочка яркая, а комар………. тусклый.

У осы крылья короткие, а у стрекозы…длинные.

Гусеница длинная, а муравей ……короткий.

У жука усы толстые, а у бабочки… тонкие.

У шмеля спина широкая, а у осы… узкая.

 Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

 ·         Физкультурная минутка

 Учитель-логопед: пора отдохнуть. Представьте, что вы кузнечики.

(Дети под мелодию «В траве сидел кузнечик выполняют движения).

 

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Музыку послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

  7. Учитель-логопед: ребята, осталось мало сломанных деревьев.

 ·         Упражнение «Разбирай -ка» (Работа с раздаточным материалом, божьи коровки с изображением предметов).

Учитель- логопед: посмотрите, на цветках нарисованы буквы Ж и Ш.

Какой звук обозначает буква Ж, дайте характеристику звуку. (Ответы детей)

(Звук Ж- согласный, всегда твердый, звонкий).

Какой звук обозначает буква Ш, дайте характеристику звуку.

(Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой). (Ответы детей)

Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем). (Ответы детей).

 

Разнесите божьих коровок по цветочкам, если в названии изображения есть звук Ж – на цветок с буквой Ж, если звук Ш – – на цветок с буквой Ш.

Слова: пружинка, пушинка, шар, шаль, жёлудь, мешок, горшок, жаба, жук, пирожок, петушок, кошка, лыжи.

Дети рассаживают божьих коровок по нужным цветочкам.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

 8.Учитель-логопед: ребята, осталось мало сломанных деревьев, бельчонок скоро окажется дома. На пути преграда.

 ·         Упражнение «Собери слово» (слайд 8)

 

Учитель-логопед: ребята, нужно разгадать зашифрованное слово.

На экране звуковая схема слова, дети подбирают название насекомого, подходящего к схеме.

Ответ: ЖУКИ.

 

   

Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Осталось одно дерево. И бельчонок дома.

 ·         Упражнение «Речевая дорожка» (слайд 9)

 Учитель-логопед: давайте все вместе пройдем по дорожке, только идти нужно дружно, не обгоняя друг друга и не отставая.

Дети «идут» по речевой дорожке сначала в прямом, потом в обратном направлении.

(ПУШОК – ЛУЖОК – ПУШОК – ПУШОК – ЛУЖОК – ПУШОК – ЛУЖОК – ЛУЖОК).

  

 Учитель-логопед: Молодцы, ребята, разобрали все деревья и бельчонок теперь дома.

Слайд 10

 

 III. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель-логопед: Ребята, вы молодцы, помогли добраться до дома бельчонку.

- Какие игры вам понравились больше всего? (ответы детей)

- Какие игры вам показались самыми трудными? (ответы детей).

Источники:

http://zagadki.info/rifma/babochka.html

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-o-nasekomyh.

Комментарии

Очень красочные картинки. Детям будет интересно.

5 April 2018

Спасибо. Очень яркий и содержательный материал.

8 April 2018

Поздравляю с ПОБЕДОЙ!

26 April 2018

Спасибо огромное!!!!

26 April 2018

Отличное занятие!

25 May 2018

Похожие публикации