Домашняя работа № 7 по теме «Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными» (Русский язык, 9 класс)
Домашняя работа № 7 по теме
«Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью проверить знания учащихся пунктуации в СПП с несколькими придаточными, употреблять такие предложения в речи, подготовить учащихся к собеседованию. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.
Материал составлен на основе повести современной писательницы Марии Ботевой «Немного о черепашестве».
Повторим теорию!
В СПП с несколькими придаточными запятая ставится между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами. Если же между однородными придаточными стоит сочинительный союз, то запятая не ставится ни до союза, ни после него. Это правило действует и в том случае, если при втором придаточном нет подчинительного союза или союзного слова. Если же сочинительный союз повторяется, то запятая между однородными придаточными ставится.
Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за придаточной частью нет второй части двойного союза то, но или так. Речь идет о союзах если…то, что…то, когда…то, хотя…но, как…так. Если же второй части двойного союза нет, т.е. если придаточное присоединяется одиночным союзом, то запятая ставится.
Упражнение 1.
Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя буквы. Составьте горизонтальные схемы.
1) Мама моя оживле(н,нн)ая сегодня счастливая люблю когда она такая потому(что) открове(н,нн)о поговорить можно.
2) Лев достал карточки которые я зап..лняла отдал мне в руки сказал что(бы) по макету разл..жила и что(бы) (ни)чего больше не трогала.
3) Засада в том что нас теперь стали путать (не)смотря на то что я в школе с первого класса и у меня куча друзей а она только что пришла.
Упражнение 2.
Внесите в таблицу требуемые данные: грамматические основы, виды придаточных и цифры, на месте которых должны стоять запятые. Переписывать предложения не нужно.
№ п/п | Грамматические основы | Вид придаточного | Цифры на месте запятых |
0. | Неловко | обст. условия | 124 |
Когда жуешь | |||
Кто-то смотрит | обст. причины | ||
Еда-процесс | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
Образец:
0) 1Неловко (1) 2когда жуёшь (2) а (3) 3кто-то смотрит (4) 4ведь еда - интимный процесс.
1) Из гимназий и лицеев нормальные люди не уходят (1) если (2) только (3) их не выгоняют (4) или семья переедет в другой район.
2) Лев смотрит на новенькую (1) улыбается (2) и спрашивает про эту самую Леди Ди (3) да в том ли кабинете она работает (4) да заменили (5) или нет диваны в холле (6) да была ли новенькая в бассейне после ремонта.
3) На этом рисунке (1) который мне понравился (2) изображены город и дождь (3) который (4) если присмотреться (5) уже заканчивается.
4) На картине девушка в синем платье идёт под дождём (1) и (2) когда присмотришься повнимательнее (3) то почувствуешь такую тоску (4) что приходит (5) когда после раскопа возвращаешься домой (6) а там горит свет (7) и есть горячий чай.
Упражнение 3. Рассмотрите фото картины современного художника Алексея Зайцева «Дождь». Составьте предложения, соответствующие схемам:
1) [… ], (когда…) и (когда…).
2) (Если…) и (если….), [то ].
3) ) [ ... ], и (когда ), [то... ].
Адрес изображения
https://img-fotki.yandex.ru/get/9743/132639772.1e2/0_f12de_d83150d0_orig.jpg
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна