Домашняя работа № 9 по теме «Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с разными видами связи» (Русский язык, 9 класс)
Домашняя работа № 9 по теме
«Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с разными видами связи»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью проверить знания учащихся пунктуации в СПП с разными видами связи, употреблять такие предложения в речи, подготовить учащихся к собеседованию. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.
Материал составлен на основе повести современной писательницы Марии Ботевой «Немного о черепашестве».
Упражнение 1.
Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы. Составьте горизонтальные схемы предложений.
1) Я присоед..нилась к ра..говору и ра..сказала ещё про то что если Лев внезапно заснёт (по)среди разговора то это не страшно потому что его постоя(н,нн)о на природе выруба..т.
2) А Федька увлече(н,нн)о повеств..вал как Лев может (не)взначай затопать если что-то интересное в раскопе виднеется но ещё из земли не достать.
3) Лилька еле доползла до лагеря ведь её рюкзачина с неё ростом наверно (ни)кто не об..яснил что брать на два дня в арх..ологическую эксп..дицию.
4) Это она про наш лагерь взволнова(н,нн)о проб..рмотала что мы первыми выбрали место (по)близости куда поставить п..латки где разв..сти огонь в нашем прежнем к..стровище.
Упражнение 2.
Внесите в таблицу требуемые данные: грамматические основы, виды придаточных и цифры, на месте которых должны стоять запятые. Переписывать предложения не нужно.
№ п/п | Грамматические основы | Вид придаточного | Цифры на месте запятых |
0. | Неловко | обст. условия | 124 |
Когда жуешь | |||
Кто-то смотрит | обст. причины | ||
Еда-процесс | |||
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Образец:
0) 1Неловко (1) 2когда жуёшь (2) а (3) 3кто-то смотрит (4) 4ведь еда - интимный процесс.
1) Кажется (1) я всё рассказала про Дизеля (2) может (3) не всё (4) конечно (5) но (6) чувствую, (7) что больше нечего говорить (8) то есть (9) слов про него почти не осталось.
2) И я за это время(1) столько всего услышала: где (2) какую рыбу ловить (3) где в городе больше всего голубей (4) где собак.
3) И я рассказала (1) как Митька однажды чуть не утонул (2) весной сидел на льду (3) рыбачил (4) лёд уже тонкий (5) Митроха провалился (6) хорошо (7) что был не один (8) отец его вытащил и так погнал домой греться (9) что у того в ушах загудело от скорости.
4) Перед физкультурой наступала наша с Катериной мука: начала мы ждали (1) когда все переоденутся и выйдут (2) потом (3) отворачиваясь друг от друга (4) переодевались (5) на скорость (6) потому что (7) последнему приходилось закрывать дверь (8) и вешать ключ на крючок в спортзале.
Упражнение 3. Рассмотрите фото картины современного художника Станислава Брусилова «Осень на реке». Составьте предложения, соответствующие схемам:
1)
2)
3)
Адрес изображения
https://sun9-63.userapi.com/c855524/v855524410/126f42/2nVXWAcb96M.jpg
Адрес схем:
https://uchitel.pro/сложные-предложения-с-разными-видами/
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна