12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пахомова Татьяна Петровна310
Работаю в Гимназии №24.преподаю биологию.У каждого педагога есть свои "изюминки", поэтому буду рада познакомиться с опытом других коллег, рада, если кому-то пригодятся мои материалы. Люблю путешествовать, общаться с друзьями.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
3

Дополнительная программа внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

Форма организации внеурочной деятельности: ТО «Зеленый патруль»

Срок реализации программы - 2016-2017 год

Дополнительная развивающая программа составлена на основе авторской программы «Экология и здоровье». Составитель: учитель биологии - Пахомова Т. П.

В учебном заведении программу ведёт: Пахомова Татьяна Петровна

Год разработки дополнительной  программы - 2016

В МБОУ Гимназия № 24 запущена в 2016-2017 учебном году.

Возраст учащихся, участвующих в данной программе: 16-17 лет

Программа рассчитана на 34 часа.

Направленность ПДО: социально-педагогическая.

Творческое объединение в рамках  введения ФГОС  «Зеленый патруль» по экологическому направлению внеурочной деятельности.

Пояснительная записка.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Прежде всего, это чрезвычайно низкая экологическая культура, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность работников всех рангов, по вине которых случаются аварии, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду, атмосферу…

В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению элементарные экологические знания.

Знания об опасности, угрожающей людям в случае нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят подростков задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту, с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Экологические проблемы в обществе, особенно в условиях перехода к рыночной экономике, вызывает кризис нравственности. Низкая экологическая культура и нравственный кризис  является первопричинами возникших экологических проблем, в том числе и глобальных. Экология и нравственность взаимосвязаны, поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием населения.

Опыт эколого-нравственного воспитания учащейся молодёжи показал, что эта особенность позволяет рассматривать связь экологического и нравственного воспитания как двухсторонний процесс. Нравственное воспитание выступает в качестве результата и средства для реализации задач экологического воспитания, с одной стороны и с другой стороны, экологическое воспитание , в свою очередь, способствует реализации целей нравственного воспитания.

Так в гимназии разработана единая система урочных и внеурочных мероприятий по экологическому образованию и воспитанию.Программа включает работу по следующим направлениям :

  • обогащение программ всех предметов эколого-нравственным содержанием;

  • разработка и внедрение в учебный процесс новых предметов и спецкурса по экологии

  • усиление экологической нравственности во внеурочной работе по предмету и мероприятиям нравственно-эстетического и воспитывающего характера:

  • исследовательская работа учащихся в рамках детского экологического объединения «Зеленый патруль», где кроме теоретических знаний ребята получают практические навыки по охране окружающей среды и исследовательской работе в природе. Исследовательская деятельность поможет подросткам выявить местные экологические проблемы. Общение с природой доставляет им радость, обогащает их душу и ум!

Помочь ребятам увидеть экологические проблемы своего края, выявить взаимосвязь региональных и глобальных экологических проблемам, привлечь внимание к решению проблем, организовать работу по их изучению и разрешению возможно при решении следующих задач.

АННОТАЦИЯ

к дополнительной образовательной развивающей программе

творческого объединения «Зеленый патруль»

Учитель биологии: Пахомова Татьяна Петровна

Целью программы является воспитание разносторонней развитой личности путем приобщения их к природоохранной и научно-исследовательской деятельности, формирование экологической культуры школьников.

Задачи:

Обучающие-

  • овладеть знаниями о причинах возникновения, формах проявления и путях решения экологических проблем;

Развивающие -

  • развитие навыков грамотного общения и взаимодействия с окружающей природой;

  • развивать духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала подрастающего   поколения;

  • активизацировать среди населения культурно-просветительную работу в области экологии;

Воспитательные-

  • воспитать у ребят интерес к экологическим проблемам города и своего родного северного края;

  • приобщать к народным природоохранным традициям;

  • воспитывать чувство коллективизма, научиться поддерживать друг друга

На занятиях используются следующие формы работы:

-беседы, лекции, семинары, конференции, диспуты, устные журналы, консультации, деловые игры,

-лабораторные работы;

-практические работы;

-научные исследования;

-экскурсии;

-трудовые дела, творческие вечера, встречи с интересными людьми.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программы обучающийся должен:

  • строение и сущность биологических процессов:  

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • уметь объяснять роль влияния экологических факторов на организмы и взаимосвязь организмов и окружающей средой;

  • анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Выход за пределы аудитории:

  • участие в гимназических, окружных, муниципальных, региональных всероссийских конкурсах, акциях, посвященных экологической тематике;

  • организация экскурсий в ,музеи, посвященные вопросам природоохранной деятельности;

  • сотрудничество со студентами САФУ, Всероссийским обществом охраны природы в организации и проведении мероприятий посвященных, вопросам экологии..

  Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов - приобретение учащимися экологических знаний (о истории своего края, его культурных традициях и обычаях, стремление к красоте и гармонии с окружающим миром.

Второй уровень результатов – получение школьниками положительного опыта приобщения к миру живой природы.

Третий уровень результатов – получение учащимися навыков грамотного общения и взаимодействия с окружающей средой, реализация полученных знаний в различных жизненных ситуациях.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей предполагает  лекции с элементами дискуссии, беседы, имитационные игры, интерактивные занятия, викторины, работу с документами, коллажи, экскурсии, просмотр видеофильмов, практические занятия. Результаты могут быть представлены на конкурсах, акциях, учебно-исследовательских конференциях, играх, фестивалях.

Содержание дополнительной общеобразовательной

развивающей программы.

I.Раздел: Определение антропогенной степени изменчивости лесов (5 час.)

Значение леса в природе и жизни человека. Доминирующие, редкие и исчезающие виды растений леса Архангельской области. Описание древостоя,подроста, подлеска: кустарников, травяно-кустарничкового ярусов, определение растений несвойственные лесу, густота дорожно-тропиночной сети, кострищ и прочих повреждений верхнего слоя почвы. Определение повреждения древостоя, подроста и подлеска. Определение освещенности лесных пробных площадок по составу и плотности напочвенного покрова. Изучение влияния леса на температуру воздуха. Определение изменений силы ветра на пробных площадках леса, на окраине и открытом пространстве. Определение чистоты воздуха по лишайникам. Составление отчёта по экологической тропе.

II. Раздел: Памятники природы и охраняемые территории Архангельской области (5 час.)

Экологические достоинства и недостатки города. Памятники природы, взятые под охрану . Природные объекты, подлежащие охране Экскурсии по памятникам природы. Благоустройство парка и лечение деревьев в парке. Описание и составление паспортов на памятники природы. Составление лихеноиндикационной карты города: сбор и определение лишайников, определение площади покрова апотеций, соредий, числа видов, обработка результатов, оформление коллекций, составление графиков зависимости нахождения опасных зон, составление лихеноиндикационной карты.

III. Раздел: Хозяйственная деятельность города (5 час.)

Общее описание территории района гимназии и города: техногенного воздействия промышленных предприятий на жилой микрорайон и гимназию. Определение антропогенных воздействий и загрязнителей: промышленных выбросов предприятий города, их максимальная нагрузка загрязнения: хозяйственно-бытовых, промышленных, транспортных источников. Изучение отраслей специализации этих предприятий.

Экскурсии на эти предприятия. Составления отчёта о влиянии выбросов этих предприятий на атмосферу города. Встреча с экологами предприятий

IV. Раздел: Составление экологического паспорта гимназии (4 час.)

Сбор общих сведений о гимназии, технических данных о здании.Характеристика земельного участка, электро- и теплоснабжения. Паспортизация помещений: определение экологической комфортности, размеров помещений, характеристика пола, потолка, стен, доски. Определение атмосферного давления, температуры, влажности воздуха. Измерение скорости движения воздуха в помещении, коэффициента аэрации, освещения. Характеристика мебели, оборудования, приборов, санитарного состояния школы, шумового загрязнения, запылённости воздушной среды. Знакомство с планировкой пришкольной территории. Описание зелёных насаждений, цветников, газонов. Определение защитных полос и видового состава растительности. Изучение степени запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории.

V. Раздел: Биоиндикация реки Северная Двина (4 час.)

Определение уровня загрязнения реки по индикаторным группам. Описание створов: выбор участка и биотопа, сбор и первичная обработка макрозообентоса, изучение обитателей речных биотопов и их определение, определение класса качества вод, составление протокола исследования воды (ширина, глубина, скорость течения, внешний вид реки, источники загрязнения, состояние берегов, исследование поймы реки, грунт на середине реки, обслуживание бассейна, обслуживание биотопов, социалистический опрос населения, составление коллекций флоры и фауны водоема, определение качества воды, оформление отчета по работе.

Определение возможности использования воды. Практическая работа по расчистке берегов реки.

VI Раздел: Экологическая грамотность архангелогородцев (5час.)

Городская среда – среда жизни человека. Факторы формирования городской среды. Экологические проблемы Архангельска. Социологическое исследование об отношение людей нашего города к природе, их знание и готовность решать экологические проблемы. Разведка экологических бед. «Как жить сегодня, чтобы иметь возможность увидеть завтра?» - игра. Социологическое исследование по проблемам окружающей среды - тестирование: « Ваш образ жизни», « Моё отношение к природе», «Мой дом, моя квартира как экосистема», «Стресс», «Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?», «Отходы в вашей семье», «Опрос автолюбителей».

VII Раздел: Здоровье человека и окружающая среда города (6 час.)

Очистка питьевой воды от вредных примесей в домашних условиях. Способы очистки воздуха от загрязнений. Влияние выхлопных газов автомобилей на состояние окружающей среды и здоровье человека. Питание необходимое условие жизни организма. Профилактика отравления нитратами. Витамины и их роль. Определение витаминов в важнейших продуктах питания. Трансгенные продукты. Влияние физических нагрузок и показатели здоровья человека. Гиподинамия, её последствия и предупреждение. Профилактика табакокурения ( вред никотина), алкоголизма ( вред алкоголя, наркомании и токсикомании ( вред наркотиков и психоактивных веществ). Влияние шума и сотовых телефонов на организм человека. Отрицательные аспекты компьютеров и гигиенические требования к работе за компьютером. СПИД и ВИЧ-инфекции, пути заражения, профилактика.

Тематическое планирование.

 

п п

Тема учебного занятия

Всего

часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

 

I.Раздел: Определение антропогенной степени изменчивости лесов (5час.)

5

 

 

1

Зеленое золото Русского Севера. Бесценна поморского леса  краса.

1

 

Лекция

презентация

 

 

2

Лесоиспользование в Архангельской области.

1

 

 

Беседа, презентация

 

3

«Тайные обитатели леса». Флора и фауна леса.

1

 

 

Брейн – ринг

 

4

Определение освещенности лесных пробных площадок по составу и плотности напочвенного покрова. Изучение влияния леса на температуру воздуха.

1

 

Практическое занятие, решение ситуационных задач

5

Определение чистоты воздуха по лишайникам.

1

 

Ролевая игра, решение ситуационных задач

 

II. Раздел: Памятники природы и охраняемые территории Архангельской области (5 час.)

4

 

 

1

Памятники природы, истории и культуры Архангельска.

1

Лекция

 

2

Охраняемые природные объекты Архангельской области.

1

Беседа, презентация

 

3

Экскурсии по памятникам природы. Описание и составление паспортов на памятники природы.

 

 

Практическое занятие,

4

Составление лихеноиндикационной карты города

1

 

Лабораторная работа

5

Край ты мой родной, я всегда с тобой.

1

Викторина

 

 

III. Раздел: Хозяйственная деятельность города (5час.)

5

 

 

1

Характеристика промышленных предприятий города Архангельска.

1

Лекция, презентация

 

2

Техногенное воздействие промышленных предприятий на жилой микрорайон и гимназию.

1

 

Беседа, презентация

 

3

Интеллектуальная игра: «Мифы и легенды о минералах»

 

1

Устный журнал

 

4

Определение антропогенных воздействий и загрязнителей: промышленных выбросов предприятий города, их максимальная нагрузка загрязнения: хозяйственно-бытовых, промышленных, транспортных источников. Изучение отраслей специализации этих предприятий.

1

 

 

Лабораторная работа

решение ситуационных задач

5

Экскурсии на ЦБК. Составления отчёта о влиянии выбросов предприятия на атмосферу города.

1

 

Экскурсия

Встреча с экологами

 

IV. Раздел: Составление экологического паспорта гимназии (4 час.)

4

 

 

 

1

Общие сведения о гимназии, технические данные о здании. Характеристика земельного участка, электро- и теплоснабжения.

1

Беседа, презентация

 

2

Паспортизация помещений: определение экологической комфортности, атмосферного давления, температуры, влажности воздуха. Измерение скорости движения воздуха в помещении, коэффициента аэрации, освещения.

1

 

Лабораторная работа

 

3

Характеристика мебели. Знакомство с планировкой пришкольной территории.

1

 

 

Практическое занятие,

4

Описание зелёных насаждений, цветников и видового состава растительности. Изучение степени запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории.

1

 

 

Лабораторная работа

решение ситуационных задач

 

V. Раздел: Биоиндикация реки Северная Двина ( 4 час.)

4

 

 

 

1

Северная Двина — река Русского Севера.

Характеристика реки..

1

Беседа, презентация

 

2

Определение уровня загрязнения реки.

1

Презентация

Лабораторная работа

3

Определение качества воды Северной Двины.

1

 

Лабораторная работа

4

Расчистка берегов Северной Двины..

1

 

Практическая работа

 

VI Раздел: Экологическая грамотность архангелогородцев (5 час.)

 

 

 

1

Факторы формирования городской среды

1

 

Устный журнал

 

2

Экологические проблемы Архангельска.

1

Семинар

 

3

«Как жить сегодня, чтобы иметь возможность увидеть завтра?»

1

Деловая игра

 

4

Социологическое исследование по проблемам окружающей среды - тестирование: « Ваш образ жизни», « Моё отношение к природе», «Мой дом, моя квартира как экосистема», «Стресс».

1

 

Практическое занятие,

5

«Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?», «Отходы в вашей семье», «Опрос автолюбителей».

 

1

 

Лабораторная работа

решение ситуационных задач

 

VII Раздел: Здоровье человека и окружающая среда города (6 час.)

6

 

 

1

Питьевая вода и здоровье архангелогородцев

1

Беседа, презентация

 

2

Метеочувствительность людей.

1

Беседа, презентация

 

3

Витамины и их роль. Определение витаминов в важнейших продуктах питания.

1

 

Деловая игра

4

Значение физических нагрузок и показатели здоровья человека. Гиподинамия, её последствия и предупреждение.

1

Конференция

 

5

Влияние вредных привычек на организм человека.

1

Диспут

 

6

СПИД — чума 20 века

1

Семинар

 

Итого: 34 часа.

Ожидаемые результаты:

  • знание экологических преимуществ и недостатков родного города; городской и лесной растительности, используемой для озеленения города; антропогенных факторов загрязнения нашего города;

  • понимание необходимости изучения экологических проблем родного края и их решения; необходимости вести здоровый образ жизни;

  • умение вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы; вести научные исследования по водным, лесным, городским экосистемам; делать анализы проб загрязнения воздуха, почвы, воды, жилища человека; видеть экологические опасности вокруг себя, умение их ликвидировать; работать с сельхозинвентарём, вырабатывать навыки посадки, ухода за цветочно -декоративными растениями; вести диалог с общественными лицами.

  • сформированность экологической культуры; начальных навыков экологической исследовательской деятельности;

  • улучшение экологической обстановки в микрорайоне гимназии.

Годовой календарный график:

Дата занятий

Дата занятий

Сентябрь:6.13.20.27

Февраль:7.14.21.28

Октябрь:4.11.18 25

Март:7.14.28

Ноябрь:8.15.22.28

Апрель:4.11.18.25

Декабрь:6.13.20.27

Май: 2.16.23

Январь:10.17.24.31.

 

 

 

Расписание занятий

Группа

День недели

Время

Отряд «Зеленый патруль»

Вторник

15.00

 

Методическое обеспечение

дополнительной общеразвивающей программы

Нормативно-правовое и кадровое обеспечение.

Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации (статья 42,58);

  • Федеральный Закон «Об образовании»;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, приказ Минобразования от 11.02.2002 г. №393;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2015 годы»

  • Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года». Учительская газета, № 314 , 2005 г.;

  • Федеральная целевая программа «Молодёжь России» на 2011–2015 годы.

Федеральные законы:

  1. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 2006 года.

  2. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 2009 года.

  3. «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 2005 года.

«Об экологической экспертизе» от 23 ноября 2011 года.

Региональные документы:

  • Областной закон «О молодежи и молодежной политике в Архангельской области» от 20 сентября 2014 года N 83-5-ОЗ;

  • Социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Молодежь Поморья (2014–2016 годы)»

  • «Программа содействия занятости молодежи Архангельской области»;

  • Социально-экономическая  целевая программа «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» по Архангельской области.

Муниципальные документы:

  • «Семья и дети Архангельска» на 2014-2016 гг.;

  • Программа «Молодёжь Архангельска» на 2014-2016 гг.

Документы МБОУ:  Воспитательная программа МБОУ Гимназия № 24 г. Архангельска , Устав МБОУ, локальные акты, положения, должностные инструкции, приказы и т.д.

Список литература:

  1. Агесс П. “Ключи к экологии”, 1992г. Л.

  2. Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.

  3. Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 2008г.

  4. Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2009г.

  5. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе. – Волгоград: Учитель, 2007, 82с.

  6. Горбунов В.С. Примерная программа воспитательной работы классных руководителей 5-11 классов // Классный руководитель. 2006.-№8-с.49.

  7. Копосова Т.С., Морозова Л.В. Лабораторный практикум по экологии человека: УМК.-Архангельск: ПГУ, 2008 – 181 с.

  8. Иванушкина Л. Культура здоровья// Первое сентября. 2009. - №1-с.22.

  9. Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ Сост. А.Г.Лазарева – М: Народное образование,2002.

  10. Сураева Л.М., Жигалова З.Я., Замотина Т.А. Программа реализации воспитательной работы «Гармония здоровья»// Методист.-2007.- №4–с.37; №5–с.35.

  11. Формы экологического образования в школе: УМК/Под ред. Сковородкина В.А., Сковородкиной И.З. – Архангельск: ПГУ, 2004 -191с.

  12. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Методическое пособие. – М: Просвещение, 2009 – 207с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.