Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «История XX века в лицах»

6
1
Материал опубликован 24 April 2017

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности

 «История XX  века в лицах»

 Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «История XX  века в лицах» ставит своей целью найти истину в решении  проблемы  «роль личности в истории» на примере политических деятелей ХХ века, более глубокое изучение, прежде всего отечественной истории.

Задачи курса:

·         индивидуализация и активизация познавательной, поисковой, исследовательской деятельности старшеклассников;

·         работа с различными видами исторических источников, статистическими материалами, периодическими материалами и другими средствами массовой информации, мемуарной и другой дополнительной литературой; компьютерными программами;

·         знакомство в российской историографией, изучение альтернативных точек зрения историков, политических деятелей на конкретные факты, события и явления российской истории;

·         формирование собственной позиции и умения аргументировано отстаивать ее в научных дискуссиях.

Данная программа рассчитана для 9 класса на 34 часа и должна быть реализована в три этапа.

·         Первый этап - ознакомление с курсом, цикл лекций по курсу.

·         Второй этап - практический, его главной целью является научить ребят составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные»; научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике, представленной в учебной программе.

·         Третий этап - индивидуальная работа по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихся.

В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащийся будет готовить отчётную работу.

      В результате работы  учащиеся должны составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; учащиеся с низкой познавательной активностью должны подобрать материал для хрестоматии по выбранному ими объекту изучения; учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля ХХ века; а учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма по выбранному объекту изучения.

Материально – технической базой программы является оборудование кабинета истории.

Учебно – методическим комплексом является:

·         Научно – популярная историческая литература кабинета истории,

·         Учебные пособия,

·         Исторические монографии,

·         Мемуары, дневники современников,

·         DVD-фильмы,

·         Мультимедиа ресурсы

Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 9-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Срок проведения занятий с сентября по май текущего учебного года.

Форма занятий – групповая.

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

    В том числе

  Форма контроля

теория

практика

1.

Введение. Роль личности в истории ХХ века.

 

2

1

1

Эссе на тему «Какими качествами должен обладать лидер?».

 2.

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

4

2

2

Составление типологической таблицы «Руководители государства».

3.

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

6

2

4

Составление типологической таблицы «Основные реформы ХХ века».

4.

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

3

1

2

Письменный анализ исторического документа.

5.

Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

3

1

2

Составление хрестоматии по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

 

6.

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

3

1

2

Составление хрестоматии по теме «Элита Красной Армии на голгофе».

7.

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

 

3

2

1

Составление типологической таблицы «Полководцы».

8.

Учёные ХХ века на службе Отечеству:

Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.

3

2

1

Составление типологической таблицы «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

9.

Составление синхронистической таблицы «Современники».

 

 

3

 

3

Составление синхронистической таблицы «Современники» по образцу.

10.

Конференция-выставка «История ХХ века в лицах».

3

 

3

Индивидуальные итоговые проекты.

11.

Резерв

 

1

 

 

 

 

Итого:

34

12

22

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА

«ИСТОРИЯ  ХХ  ВЕКА  В  ЛИЦАХ»

Введение. Роль личности в истории ХХ века. Лекция.

      Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют, другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Где же истина? Выдающиеся деятели России одни более, другие менее, оказали влияние на ход истории. И лучше это удавалось тем, кто знал и учитывал законы развития и улавливал потребности и возможности общества. Чьи устремления больше соответствовали вызову времени. И наоборот, попытки вмешательства в эволюционный процесс, даже продиктованные благими целями, но без учёта этих возможностей и потребностей, заканчивались неисчислимыми страданиями людей, регрессом, деградацией общества, государства. Однако историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. Увы, наша история, как дореволюционная, так и советская, это прежде всего войны, сражения, завоевания. На этой основе и формировалось чувство патриотизма, гордости за своё Отечество. Что притупляло ощущение ущербности от осознания принадлежности к народу с самым низким жизненным уровнем среди развитых стран. Нищета отдельно взятого человека компенсировалась богатством Родины и её военной мощью.

      В предлагаемом курсе мы будем говорить о людях, пытавшихся сделать Россию, СССР могущественной не только в военном, но и в экономическом и культурном плане.

      В качестве домашнего задания ребятам будет предложено написать эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».

 

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

      Лекция должна содержать краткую характеристику жизни и деятельности руководителей государства.

      Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы, в которой обязательно должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности.

Руководитель

Годы

правления

Форма правления

Основные направления

деятельности

Основные

исторические

события

Результат

правления

 

 

 

 

 

 

      В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

 

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Лекция должна осветить реформаторскую деятельность выше перечисленных реформаторов.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы «Основные реформы ХХ века», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.

Реформатор

Годы реформ

Название реформы

Основные положения реформы

Результат и значение реформы для государства

 

 

 

 

 

      В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

 

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

      Лекция должна содержать основные моменты деятельности этих людей на посту наркома внутренних дел и ответить на вопрос: как повлияла их деятельность на ход исторического процесса в СССР?

      Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности данных наркомов внутренних дел СССР. Работа должна носить сопоставительный характер.

      В качестве домашнего задания ребятам будет предложено сделать письменный сопоставительный анализ трёх документов по вопросам.

 

Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

      Лекция познакомит ребят с судьбами репрессированных в годы культа личности Сталина, с особенностями их взглядов на политику государства, раскроет причины их реабилитации.

      Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности Н.И.Бухарина, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, А.А. Кузнецова, Я.Э. Рудзутака, А.И. Рыкова, Л.Д. Троцкого. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь ребятам отобрать самые интересные и содержательные документы для учебной хрестоматии по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

 

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

      Круглый стол. Данная ролевая игра поможет обучить правилам ведения учебной дискуссии на примере деятельности М.Н. Тухачевского, И.Э. Якира, В.К. Блюхера, А.И. Егорова. Расправы с военными занимают особое место в истории политических репрессий в СССР. Уничтожение значительной части армейской элиты было едва ли не первой кампанией, организованной не по «классовому», а по профессиональному признаку. Документы должны содержать уникальные сведения о деятельности этих военачальников.

      В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить тексты для хрестоматии по теме «Элита Красной Армии на голгофе».

 

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

      2-х часовая лекция будет посвящена раскрытию полководческого таланта Маршала СССР Г.К. Жукова, Маршала СССР А.М. Василевского, Маршала СССР И.С. Конева, Маршала СССР К.К. Рокоссовского, Маршала СССР Р.Я. Малиновского.

      В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить типологическую таблицу «Полководцы Великой Отечественной войны»

 

Учёные ХХ века на службе Отечеству: Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.

      2-х часовая лекция расскажет о деятельности учёных, о пользе их открытий для нашего государства и о роли государства в судьбе этих выдающихся учёных. Результатом работы должна стать типологическая таблица «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

Учёный

Годы жизни

Глава государства

Научное открытие или изобретение

Результат и значение открытия или изобретения для государства

 

 

 

 

 

 

Составление синхронистической таблицы «Современники».

 

Основные события  исторического процесса

 

Участники исторического процесса

Глава государства

Видные политические деятели

Представители науки

Представители

культуры

Характер взаимоотношений

 

 

 

 

 

 

 

Конференция-выставка «История ХХ века в лицах».

 

 

 

 

Литература для учителя:

1.      Стандарт основного общего образования по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №6.

2.      Юдовская А.Я. Учит ли история жизни. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.

3.      Тарасова Н.В. Проектная работа по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №3.

4.      Букинич С.А. Проблемно-творческие задания по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.

5.      Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6.      Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.

7.      Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.

8.      Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.

9.      Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.

10.  Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

11.  Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.

 

Мультимедиа-ресурсы:

1.    Антонова, Т. С. и др. История России: XX век [Текст]: компьютерный (мультимедиа) учебник / Т. С. Антонова, А. Л. Ха­ритонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Клио Софт, 2002.

2.    Всеобщая история [Текст]: учебное электронное изда­ние. - М.: Кордис-Медиа, 2004.

1.    История государства Российского. Том 11,12

2.    История России  XX  века. Фильмы 29-65.

3.    Великие полководцы. Видеосборник.

4.    Герои Великой Победы.

 

Литература для учащихся

1.      Анисимов  Е.Императорская Россия. СПб.: Питер,2008.

2.      Анисимов  Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. . СПб.: Питер,2008.

3.      Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: Вече, 2002.

4.      Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.

5.      Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.

6.      Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.

7.    Книги серии « Жизнь Замечательных Людей».

 

 

Комментарии

Доработать актуальность программы отличительные особенности программы адресат программы условия приема структура программы Формы контроля методы обучения формы организации образовательного процесса формы организации учебного занятия педагогические технологии алгоритм учебного занятия материально-техническое обеспечение

26 May 2017