12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Владимировна Локтева119
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Локтева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

муниципального учреждения дополнительного образования

«Малая академия» (г. Краснодар)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборатория творческого интеллекта»

Пояснительная записка

Современная концепция образования предусматривает необходимость воспитания творческой личности. Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. В противном случае оно просто угасает. Практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Приобретенные на занятиях по развитию творческого мышления способности, навыки и умения дети эффективно переносят на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Творчество делает жизнь подростка богаче, полнее, радостнее.

Интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом не может быть креативным. Творчество детей не сможет быть продуктивным без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза. Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широте поля ассоциаций.

Программа развития творческого мышления составлен на основе известной теоретической модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе наиболее популярных сегодня и эффективных развивающих программ Дж. Рензулли. Каждая часть состоит из упражнений и заданий, предназначенных для развития тех или иных творческих мыслительных способностей. Несмотря на то, что многие упражнения и задания данного Программы достаточно известны, ценность их состоит в том, что они подобраны и построены таким образом, что позволяют в совокупности эффективно развивать мыслительные способности творческого характера.

Данная программа является программой дополнительного образования МУ ДО «Малая академия».

Программа направлена на формирование интеллектуальной, творческой микросреды младшего подростка, формирование нравственных, духовно-эстетических качеств. Программа обеспечивает удовлетворение потребностей подростков в успехе, проверке своих возможностей, потребности в самореализации и развитии собственного «Я».

Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что проблемы интеллектуального развития и освоения культурного наследия человечества в процессе образования все чаще становятся факторами, тормозящими процесс его социокультурного развития и становления качеств творческой личности. Об этом свидетельствуют результаты исследований Л.В. Выготского, Н.С. Карпинской, Д.В. Менджерицкой, Л.Г.Стрелковой, О.С. Ушаковой и др. В то же время перекрест, конвергенция линий развития интеллектуальных и творческих способностей дает возможность развить интересы ребенка, способствуют проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новых способов действия и приемов решения художественной задачи, развитию образного мышления и социальных эмоций (интеллектуальных, эстетических, нравственных и др.).

Разработкой педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, занимались такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

На сегодняшний день существует много программ творческого развития по рисованию, литературе, музыке, хореографии, актерскому мастерству, а также множество тренинговых программ развивающих творческие способности и креативность. Однако они носят специфическую узкую направленность.

Данная программа в отличие от ранее разработанных программ объединяет занятия направленные на развитие различных видов творческого мышления. Это обусловлено тем, что развитие одних творческих мыслительных процессов влечет за собой развитие других, при этом приобретается более широкий взгляд на решаемую творческую задачу.

В программе удачные разработки других авторов, адаптированные к возрастной группе 10-13 лет, объединены с собственными разработками.

Разработка некоторых тем данной программы опирается на работы следующих авторов:

• «Необычное в обычном» – И.В. Вачков «Метафорический тренинг», А.Г. Грецов «Тренинг креативности для старшеклассников и студентов»,

• «От условия к решению» – С. Гин «Мир логики»;

• «Развитие артистизма» - М. Кипнис «Тренинг актерского мастерства», А.Г. Грецов «Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов»,

• «Креативное рисование» – А.Г. Грецов «Тренинг креативности для старшеклассников и студентов», М. Кипнис «Тренинг креативности»;

• «Самопрезентация» – Е. В. Михайлова «Самопрезентация: теория, исследования, тренинг», А.Г. Грецов «Тренинг общения для подростков», М. Кипнис «Тренинг коммуникативности»;

• «Креативное решение проблем» – А.Г. Грецов «Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов», М. Кипнис «Тренинг креативности»;

• «Преодоление стереотипов» – С. Гин «Мир фантазии», Дж. Родари «Грамматика фантазии».

Цель данной программы:

• Повышение уровня культуры творческого мышления как результата целенаправленного воздействия на процесс осознанного выполнения подростком мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

Задачи данного курса:

• Выявление и развитие природных творческих задатков.

• Развивать познавательные способности.

• Гармоничное развитие личности учащихся.

• Формирование навыков коллективной творческой деятельности.

• Реализация творческого потенциала учащихся.

I год обучения направлен на формирование понятия творчества и его места в повседневной жизни, и способов творческой реализации.

Задачи I года обучения:

• Раннее выявление природных задатков.

• Развивать познавательные способности.

• Развивать внимание, находчивость, гибкость ума.

• Развивать творческие способности учащихся.

• Формировать навыки командной творческой работы.

• Дать возможность членам кружка реализовать свои творческие способности.

II год обучения направлен на формирование системного творческого мышления как интегрированного показателя его глубины, широты и оригинальности.

Задачи II года обучения:

• Повышать творческую активность учащихся в процессе получения знаний.

• Расширять кругозор учащихся.

• Развивать творческие способности учащихся.

• Закрепить навыки командной творческой работы.

• Дать возможность членам кружка реализовать свои творческие способности.

Программа рассчитана на средний возраст 10-13 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.

Продолжительность образовательного процесса:

Общий объем времени по плану двухлетнего обучения 288 часов, I год – 144 часа, II год – 144 часа. Программа включает 12 тем.

Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 45 минут с 10-тиминутным перерывом между занятиями.

Рекомендуемая наполняемость групп: 12-15 человек.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Принципы построения программы:

• личностно-ориентированного подхода;

• учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

• развития творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания обучающихся;

• свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

• системности, последовательности, преемственности в обучении;

• наглядности

• доступности;

• сотрудничества и ответственности;

• сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

• занимательности.

Основные методы обучения:

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный;

• проблемного изложения;

• эвристический;

• исследовательский.

Эвристический и исследовательский методы являются приоритетными при реализации данной программы.

С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. После каждого занятия происходит рефлексия.

Формы занятий:

• беседы;

• тренинги;

• викторины;

• конкурсы;

• интеллектуальные игры;

• творческие работы;

• экскурсии;

• выставки-отчеты;

• диагностика.

Формы работы учащихся на занятиях:

• Индивидуальная

• Групповая

• Коллективная

Предполагается участие подростков в школьных, городских, краевых, Российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах.

Предполагаемый результат

В результате освоения программы учащиеся должны уметь:

• выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах, понятных для окружающих;

• пользоваться собственной креативностью при решении проблем, постановке и достижении цели;

• работать в группе;

• целенаправленно использовать эвристические методы для выполнения творческих заданий.

К концу I года обучения учащиеся должны уметь:

• связно рассказывать;

• находить аргументы в споре;

• генерировать идеи на заданную тему;

• распределять обязанности в группе при коллективной работе;

• смотреть на привычные вещи в необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном.

К концу II года обучения учащиеся должны уметь:

• интересно и лаконично излагать свою мысль;

• смотреть на проблему глазами других;

• обоснованно доказывать свою собственную точку зрения;

• соединять идеи из различных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи;

• расширять креативное поле за счет поиска в смежных областях знания и опыта.

Процесс обучения предусматривает следующие виды, формы и методы контроля:

Виды

контроля

Содержание

Формы

и методы

Сроки

контроля

Вводный

Уровень развития креативности

Батарея тестов Е. Туник

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по ходу занятия

Творческая работа с коллективным анализом

Все годы обучения, по ходу занятий постоянно

Рубежный

Освоение учебного материала по окончании темы или раздела

Интеллектуально-творческие конкурсы, контрольные работы

По окончании тем, разделов

Итоговый

Освоение учебного материала по курсу, изучаемому в течение учебного года

Публичная презентация «Наше творчество»

Май

Контроль динамики развития креативности

Батарея тестов Е. Туник (второй вариант)

Май

Учебный план на 2 года

Наименование темы

Всего часов

1 год

2 год

1

Знакомство и сплочение

14

2

Командное творчество

20

20

3

Креативное решение проблем

14

4

Креативное рисование

16

16

5

Необычное в обычном

14

3

От условия к решению

24

7

Преодоление стереотипов

24

8

Развитие артистизма

16

16

9

Самопрезентация

14

10

Творчество в бытовых ситуациях

16

11

Творчество и взаимопонимание

16

12

Творчество как стиль жизни

20

20

13

Индивидуальные проекты

4

4

 

Всего часов:

144

144

Учебно-тематическое планирование I года обучения

Темы

Общее

кол-во

часов

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

Выездные

занятия

Индивид.

занятия

Знакомство и сплочение

14

4

8

2

Необычное в обычном

14

1

13

От условия к решению

24

3,5

20,5

Развитие артистизма

16

1

13

2

Креативное рисование

16

14

2

Командное творчество

20

1

19

Творчество в бытовых ситуациях

16

3

13

Творчество как стиль жизни

20

18

2

Индивидуальные проекты

4

4

ВСЕГО

144

13,5

118,5

8

4

Учебно-тематическое планирование II года обучения

Темы

Общее

кол-во

часов

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

Выездные

занятия

Индивид.

занятия

Самопрезентация

14

4

10

Креативное решение проблем

24

3,5

20,5

Преодоление стереотипов

24

1

13

Развитие артистизма

16

1

13

2

Креативное рисование

16

14

2

Командное творчество

20

1

19

Творчество и взаимопонимание

16

3

13

Творчество как стиль жизни

20

18

2

Индивидуальные проекты

4

4

ВСЕГО

144

13,5

120,5

6

4

Содержание изучаемого курса

I год обучения

Тема 1. Знакомство и сплочение (14 часов)

Задача первых занятий познакомить участников, сплотить их, сформировать общее понятие о креативности. Обсуждение и принятие правил работы в группе. Входной мониторинг. Создание положительного эмоционального фона. Повышение у подростков уверенности в себе.

Занятие-экскурсия.

Командная интеллектуальная игра.

Тема 2. Необычное в обычном (14 часов)

Развитие наблюдательности, воображения, образного мышления, познавательной активности. Совершенствование навыков ассоциативных механизмов мышления. Снятие стереотипности мышления и восприятия. Осознание барьеров креативности. Развитие навыков управления креативным процессом.

Олимпиада по креативности.

Тема 3. От условия к решению (28 часов)

Развитие интеллектуальных способностей: творческого воображения, логического мышления, эвристического подхода к решению задач. Формирование умения осуществлять анализ данных, устанавливать взаимосвязь существенных данных, находить закономерности. Интегрирование навыков управления креативным процессом. Развитие умения абстрагироваться от содержания известных функций, предметов и явлений. Развитие версионного мышления. Снятие деструктивных элементов (через осознанный запрет на разрушающие, негуманные идеи).

Интеллектуально-творческая олимпиада.

Тема 4. Развитие артистизма (16 часов)

Развитие экспрессивных умений, позволяющих выражать свои идеи, мысли, чувства в необычных формах, оригинальным, но понятным окружающим, способом. Развитие способности визуализации образов. Развитие навыков преодоления стереотипов поведения. Отработка навыков уверенного поведения. Стимулирование взаимодействия интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций. Сценические этюды.

Посещение театра с последующим обсуждением постановки.

Тема 5. Креативное рисование (16 часов)

В этом разделе собраны занятия, на которых главным средством решения различных задач является рисование. Занятия не требуют специальных художественных умений, в них важны не эстетические достоинства изображения, а их содержательная наполненность. Задания направлены на установление взаимопонимания, на самовыражение, на осознание жизненных целей и ценностей. Развитие навыков управления воображением. Развитие невербальных функций дивергентного мышления. Развитие фантазии. Эта тема позволит «оживить» занятия, сделать их более творческими, избежать однообразия.

Экскурсия в художественный музей.

Тема 6. Командное творчество (20 часов)

Выработка навыков творческой работы в команде. Тренировка безоценочного принятия качеств участников группы. Предложенные занятия помогут проследить, кто какую роль склонен занимать при командной работе. Развитие изобретательности.

Дискуссия. Командная интеллектуально-творческая олимпиада.

Тема 7. Творчество в бытовых ситуациях (16 часов)

Дать подросткам возможность провести как можно больше параллелей между занятиями кружка и обычной жизнью. Изучение того, где и как можно использовать собственную креативность при решении реальных жизненных проблем, постановке и достижении целей. Снятие ситуативно-отрицательного отношения к себе. Повышение самооценки, уверенности в себе. Выстраивание нового типа отношения с самим собой и окружающими.

Тема 8. Творчество как стиль жизни (20 часов)

Закрепление приобретенных навыков. Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. Актуализация потребности творчески относится к жизни и самому себе. Осмысление полученного опыта, подведение итогов года. Занятия этого раздела программы направлены на личностный рост участников. Подросткам дается возможность по-новому взглянуть на личные цели и ценности, и поразмышлять, какая роль отводится творчеству в собственной жизни.

Экскурсия в художественный музей.

Мониторинг (тесты креативности). Творческая контрольная работа «Придумываем задания сами». Презентация «Наше творчество».

II год обучения

Тема 9. Самопрезентация (14 часов)

Развитие коммуникативных навыков (слушания, говорения, вхождения в контакт и пр.). Преодоление фильтров восприятия. Представление различных стилей самопрезентации. Создание положительного эмоционального фона. Отработка навыков уверенного поведения. Повышение самооценки.

Дискуссия о способностях.

Мониторинг (тесты). Публичное выступление.

Тема 10. Креативное решение проблем (14 часов)

Выработка эвристического подхода к решению задач. Формирование умения осуществлять анализ данных, устанавливать взаимосвязь существенных данных, находить закономерности. Интегрирование навыков управления креативным процессом. Развитие версионного мышления.

Интеллектуально-творческая олимпиада.

Тема 11. Преодоление стереотипов (24 часов)

Снятие стереотипности мышления и восприятия. Осознание барьеров креативности. Развитие навыков управления креативным процессом.

Контрольная работа «Круги на воде» (приёму Дж. Родари).

Тема 12. Развитие артистизма. 2 часть (16 часов)

Развитие экспрессивных умений, позволяющих выражать свои идеи, мысли, чувства в необычных формах, оригинальным, но понятным окружающим, способом. Развитие способности визуализации образов. Развитие навыков преодоления стереотипов поведения. Стимулирование взаимодействия интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций.

Театр-экспромт.

Посещение театра с последующим обсуждением спектакля.

Конкурс актерского мастерства.

Тема 13. Креативное рисование. 2 часть (16 часов)

Задания направлены на самовыражение, на осознание жизненных целей и ценностей. Развитие навыков управления воображением. Развитие невербальных функций дивергентного мышления. Развитие фантазии.

Экскурсия в художественный музей.

Коллективная работа «Наш символический портрет».

Тема 14. Командное творчество. 2 часть (20 часов)

Выработка навыков творческой работы в команде. Тренировка безоценочного принятия качеств участников группы. Развитие изобретательности.

Игра-путешествие «К волшебнику».

Командная интеллектуально-творческая олимпиада.

Тема 15. Творчество и взаимопонимание (16 часов)

Развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. Увеличение словарного запаса. Развитие вербального и невербального взаимодействия. Выработка способности адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающейся в речи, мимике, позах и т. д. Выстраивание нового типа отношения с самим собой и окружающими. Развитие социальной наблюдательности. Активизация творческого потенциала при общении и нахождении взаимопонимания с окружающими.

Изготовление коллажа «Наши ресурсы». Дискуссия «Место творчества в жизни человека».

Тема 16. Творчество как стиль жизни. 2 часть (20 часов)

Закрепление приобретенных навыков. Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. Актуализация потребности творчески относится к жизни и самому себе. Осмысление полученного опыта, подведение итогов. Определение основных ориентиров для последующего саморазвития личности каждого подростка. Занятия этого раздела программы направлены на личностный рост участников. Подросткам дается возможность по-новому взглянуть на свой жизненный путь, личные цели и ценности, и поразмышлять, какая роль отводится творчеству в собственной жизни.

Коллективный анализ итогов обучения.

Мониторинг. Творческая контрольная работа «Придумываем задания сами».

Методическое обеспечение программы

Упражнения на знакомство и сплочение группы [3, с. 75-96; 7, с. 3-39].

Батареи тестов для проведения мониторинга [6, с. 6-46; 10, с. 6-29]

Тренинги по самопрезентации [9, с. 153-214]

Экскурсионные разработки [5, с. 8-16, 140-149, 183-208]

Разработки интеллектуальных и творческих соревнований [11, с. 4-218]

Упражнения на преодоление стереотипного мышления [8, с. 43-48; 12, с. 95-108]

Упражнения на развитие ассоциативного мышления [2, с. 66-77]

Упражнения на развитие вербальных творческих способностей [1, с. 69-115]

Упражнения на развитие артистизма [2, с. 106-114]

Упражнения для креативного рисования[2, с. 115-131]

Упражнения для командного творчества [2, с. 134-149; 4, с. 23-31]

Литература

Вачков И. В. Метафорический тренинг. – М.: Ось-89, 2008. – 144 с.

Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007 – 208 с.

Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006 – 160 с.

Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008 – 192 с.

Игры на каждый день с тинэйджерами. Организаторам развивающего досуга / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н. С. Данилкова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 232 с.

Ильина М. В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

Кипнис М. Тренинг коммуникации. – 2-е изд. стер. – М.: Ось-89, 2007. – 128 с.

Кипнис М. Тренинг креативности. – 2-е изд. стер. – М.: Ось-89, 2006. – 128 с.

Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

Туник Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

Шаульская Н. А. поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – М.: Речь, 2006. – 112 с.

Методические рекомендации

Основная предлагаемая форма занятий – занятие, рассчитанное на 45 минут. Возможно сдваивание и сращивание занятий по мере необходимости для проведения экскурсий и интеллектульно-творческих соревнований и для выполнения некоторых творческих работ.

Главным затруднением в работе являются внутренние запреты на ошибку у некоторых подростков. Такие дети, боясь неудач, уходят от выполнения некоторых заданий. Нельзя принуждать их в этом случае. Важно снять внутренний дискомфорт. Нужны индивидуальный подход и время. Нужно учитывать, начальный уровень развития у подростков будет разный и тут важно индивидуально отслеживать динамику изменений.

Успешному овладению данной программы и высокой мотивацией к занятиям является атмосфера доверия и одобрения. Необходимо предпочесть анализ удачных сторон работы анализу ошибок. При анализе работы необходимо учитывать, что Правила работы в группе могут быть взяты из тренинговых программ. Кроме того важна публичная демонстрация достижений обучающихся: публикации, участие в концертах, выставках, творческих конкурсах.

Список оборудования и материалов, необходимых для реализации программы:

• Магнитофон, фонотека.

• Доска, мел (маркер).

• Бумага для изодеятельности форматов А 4, А 3, А 2.

• Цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акриловые краски.

• Картон, цветная бумага, клей, скотч.

Занятие «Олимпиада по креативности»

Олимпиада по креативности проводится с целью выявления интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи Олимпиады

содействие развитию вербальных и невербальных креативных способностей учащихся;

содействие развитию внимания, находчивости, гибкости ума;

тренировка умения работать в команде.

Участники Олимпиады

В Олимпиаде могут принимать участие команды учащихся 5-6 классов. В зависимости от индивидуальных особенностей участников задания могут упрощаться или усложняться. Состав команды – 4-6 человек.

Ресурсы

Блокноты для записей, ручки, писчая бумага или газеты, фонограммы для танца, бумага для рисования формата А3, простые карандаши, ластики, фломастеры, маркеры.

Задания Олимпиады

1. Найдите максимум свойств, качеств, объединяющих:

солнце и электричку;

зебру и матрас;

осень и балет;

авторучку и ракету.

Время на размышление 3 минуты. Ответы сдаются в письменном виде. Каждое корректное сравнение - 0,5 балла, но не более 20 баллов.

2. Каждой команде выдается по 100-150 листов бумаги или пачка газет. Постройте из этих листов максимально высокую башню, не используя скрепляющих материалов.

Время выполнения задания 10 минут. Максимальная оценка (за самую высокую башню) – 20 баллов. Можно оценить и эстетический вид сооружения.

3. Придумайте как можно больше принципиально осуществимых способов необычного использования предметов:

пуговица;

пластиковая бутылка;

расческа;

веревка.

Время на обдумывание 5 минут. Ответы сдаются в письменном виде. Каждый корректный вариант - 0,5 балла, но не более 20 баллов.

4. Капитаны команд тянут жребий, определяющий танцевальную музыку для команды. Придумайте танец со стульями на предложенную музыку и станцуйте его. Продолжительность танца 3 минуты.

Время на хореографическую разработку 15 минут. Максимальная оценка – 20 баллов.

5. Придумайте и нарисуйте на листах формата А3, как может выглядеть животное с другой планеты. Придумайте ему название, повадки и свойства характера, кратко запишите их.

Время на выполнение задания 15 минут. Оцениваются рисунки и письменные комментарии к ним. Максимальная оценка – 20 баллов.

6. Капитаны команд вытягивают для своей команды карточку со словом из 6 букв (палтус, свинка, комбат, витраж, надлом, огурец и т.д.).

«Напишите» слово, доставшееся команде. Каждый член команды изображает своим телом одну букву из шести.

Время на подготовку 3 минуты. Максимальная оценка – 15 баллов.

7. Каждая команда получает один и тот же набор из 5 слов, не имеющих логической связи между собой.

Душа, письмо, цветок, ступени, звезда.

Придумайте сюжет, в котором бы эти слова оказались объединены единым действием. Сюжет должен иметь начало и логическое завершение.

Время на подготовку 20 минут. Сюжеты команд сдаются в письменном виде и зачитываются вслух. Максимальная оценка – 20 баллов.

Награждение победителей Олимпиады

Победители Олимпиады награждаются почетными грамотами и сувенирами. Наиболее яркие решения каких-то из заданий можно отметить специальными призами. Сувениры желательно подбирать, оригинальные соответствующие сути Олимпиады.

Все команды получают сертификаты за участие в Олимпиаде.

Занятие-игра «Яствография. Что? Где? Когда?»

Занятие-игра проводится с целью популяризации интеллектуальных игр, как формы досуговой дея­тельности детей, реализации интеллектуального и творческого потенциала школьников.

Задачи занятия

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

формирование у детей уважительного отношения к знаниям, любви к чтению;

формирование навыков работы в команде.

Участники

В Чемпионате принимают участие команды учащихся 5-6 классов. Состав команды - 6 человек.

Ресурсы

Блокноты для записей, ручки, бланки ответов, бланк-протокол.

Регламент проведения

Конкурс проводится в форме спортивного варианта интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?", отличается от телевизионного варианта тем, что в соревновании участвуют сразу несколько команд. Звучит вопрос, затем все команды пишут ответ на заранее приготовленных бланках и сдают.

1. Основные положения

1.1. Конкурс состоит из 12 вопросов.

1.2. Текст вопроса озвучивается один раз. На его обсуждение и выбор вер­сии ответа отводится 60 секунд. По истечении 50 секунд участники предупреж­даются об оставшемся времени. По окончанию минуты обсуждения игроки в течение 5 секунд обязаны сдать карточки с ответами. В противном случае отве­ты не принимаются.

1.3. Правильный ответ оглашается сразу после подачи командами своих версий.

2. Подведение итогов

2.1. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Положение команды в турнирной таблице определяется суммой данных ею правильных ответов.

В случае равного количества правильных ответов места распределяют­ся с учетом рейтинга правильных ответов, данных командой.

Рейтинг рассчитывается по формуле: R = (N – O) + 1, где N – количество команд-участниц, О – количество команд, давших правильные ответы.

В случае равного количества правильных ответов и их рейтинга ко­манды считаются разделившими соответствующие соседние места.

Результаты тура оглашаются сразу после его окончания.

3. Критерии оценки ответов:

3.1.Ответ считается правильным, если он логически соответствует форму­лировке вопроса.

3.2. Ответ не засчитывается, если:

он не соответствует формулировке заданного вопроса;

если команда дала две и более версии ответа;

если допущены грубые ошибки, искажающие суть ответа;

если ответ сдан с опозданием.

Вопросы, возникшие по поводу незачета ответов, решаются в устном порядке по окончанию конкурса.

Награждение победителей

Победители Игры награждаются почетными грамотами и сувенирами. Все команды награждаются грамотами за участие в Игре.

Вопросы Игры

1. Вопрос: Они бывают толстые, тонкие, с отверстиями и без, длинные и в виде коротких обрезков и даже тончайшие, как паутинка, под романтическим названием «ангельские волосы». Их секрет привез итальянец Марко Поло из своего путешествия в Китай. Что это?

Ответ: спагетти, макароны.

2. Вопрос: Французы называли этим словом соус из уксуса, масла и приправ. Мы называем так особое блюдо, которое когда-то, по-видимому, этим соусом предполагалось поливать. Во Франции это кушанье называется "русский салат", и оно, по всей видимости, было изобретено в России. Кроме того, это слово часто употребляют по отношению к любой смеси разнородных предметов. Назовите это слово.

Ответ: Винегрет (Vinaigrette).

3. Вопрос: Истоки ЭТОГО слова нужно искать в первоначальном способе получения. После того, как сливали верхний, венчиком или ложкой сметали второй слой. Что это за слово?

Ответ: Сметана

4. Вопрос: Само название этого блюдо подразумевает торжественное угощение. Оно очень популярно, так как с развитием различных форм внедомашнего труда стало основным обедом на работе и в дороге. Народная пословица говорит о том, что в это блюдо всё можно завернуть. Что это за блюдо?

Ответ: Пирог (от слова "пир").

5. Вопрос:

Каждая команда получает фотографию.

Уважаемые знатоки! Рассмотрите фотографию и вспомните русскую пословицу, которую она изображает.

Ответ: Дорога ложка к обеду, [а там хоть под лавку].

6. Вопрос: Название какого кушанья произошло от латинского compositas – сложный, составной?

Ответ: Компот.

7. Вопрос: Французская поговорка гласит, что архитектор свои ошибки скрывает фасадом, врач – землей. А чем, по мнению французов, скрывает ошибки повар? Подсказка: во Франции существует более 3000 видов этого.

Ответ: Соусом.

8. Вопрос: Советские моряки, в отличие от прочих жителей СССР, называли иногда это блюдо "макароны с мусором". А что моряки считали в этом блюде "мусором"?

Ответ: Мясной фарш. Имеются в виду "макароны по-флотски".

9. Вопрос: Это блюдо может быть и завтраком, и обедом, и ужином, закуской и десертом, холодным и горячим, уместно в турпоходе и на дипломатическом рауте, и при этом никогда не надоедает. Назовите его.

Ответ: Бутерброд.

10. Вопрос: Это блюдо состоит приблизительно из двадцати ингредиентов. Его родиной считается Украина и юг России. Однако он получил распространение не только по всей России и прилегающим к ней странам – Белоруссии, Литве, но и в Польше, Болгарии, Румынии.

Ответ: Борщ.

11. Вопрос: В 1853 году одному посетителю ресторана в городке Саратога-Спрингс не понравилось "слишком толсто" нарезанное жаренное блюдо, приготовленное шеф-поваром Джорджем Крамом. Взбешённый Крам приготовил новую порцию, причём так, что посетитель даже не смог воспользоваться столовыми приборами. Внимание, вопрос! Какие "стружки" вскоре стали фирменным блюдом этого ресторана?

Ответ: Чипсы. В переводе «стружки». Картофель в новом блюде был нарезан так тонко и прожарен так хорошо, что на вилку его наколоть было невозможно.

12. Вопрос: Какое блюдо в России называли: чирла, скородумка, скороспелка, желтоглазка?

Ответ: Яичница.

Занятие-игра «Лингвистическое соревнование»

Цель: развитие вербального логического мышления.

Задачи:

вырабатывать правильную речь,

расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма к своей стране и уважение к родному языку.

Оборудование: газеты, мультимедийная доска, проектор, грамоты для награждения победителей

Возраст и количество учащихся: 9-10 лет, 3 команды по 5 человек.

Ход занятия

Оргмомент.

Вступительное слово преподавателя.

С раннего детства вы слышали русские слова и постигали красоту и богатство нашего языка. Но язык требует постоянной тренировки. Мы не должны засорять его. А научиться этому поможет нам наука ЛИНГВИСТИКА.

ЛИНГВИСТИКА – это наука, изучающая законы языка. Сегодня мы убедимся, насколько интересен и богат родной язык.

Переходим к конкурсам.

Конкурс «Домашнее задание».

А) Представление лингвистической сказки по рисунку;

Б) Представление кроссворда на лингвистическую тему «Части речи»;

Конкурс-разминка.

Напишите слова, которые читаются одинаково слева направо, и справа-налево (тот, шалаш, кок и т.д.).

Фонетический конкурс.

Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, был – бил, суп – зуб. ([в] - [в’], [б] - [б’], [с] - [з], [п] - [б])

Конкурс «Представление лингвистической сказки».

Представление сказки по рисунку на тему «Разделы науки о языке», которую ребята выполнили дома (домашнее задание).

Конкурс «Реши кроссворд».

Представление кроссворда, который ребята выполнили дома на тему «Части речи». (домашнее задание).

Конкурс «Объясните значение слов».

Явь* – действительность, реальность.

Образуйте однокоренные слова (выявить, заявление, объявление, появиться, явный).

Комментарий* – заметки, толкование.

Образуйте однокоренные слова (комментировать, прокомментировать, комментатор)

Экспонат* – предмет, выставленный на выставке или в музее. (Редкий экспонат).

Конкурс прослушивание.

Прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» в исполнении В. Никитенко. Нахождение глаголов движения, обозначения морфологических признаков глаголов.

Полученный вариант: держала, бежала, остановил, пленил, подходит, вертит, не сводит, говорит, вскружилась, сперло, каркнула, выпал.

Конкурс «Собери пословицу и поговорку».

Из перемешанного набора слов собрать пословицу.

Знание и мудрость украшают человека.

Знание трудом добывается.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Можно много сказать и в короткой речи.

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

- Объясните значения данных высказываний.

Конкурс «Составь устный рассказ».

Детям предлагается по картинке составить связный устный рассказ на темы: «Зима», «Осень». (Выходит вся команда и по одному предложению составляется рассказ на заданную тему).

Конкурс «Головоломка».

Составь слова, чтобы в каждом было не менее двух гласных.

МЕНСАЛРОПТ – рапорт, ремонт, топор ,ропот.

Итоги лингвистической игры.

Рефлексия.

- Что запомнилось по проведенной игре?

- С какими впечатлениями вы уходите с урока?

Список использованной литературы:

Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 2010.

Преображенская Е.П. Кружок русского языка. М., 2009.

Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 2005.

Список рекомендуемой литературы для педагога

Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.

Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.

Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии, 1992(3), № 2.

Зак А. З. Методы развития способностей у детей. – М., 1994

Зельманова Л. М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. – М.: Дрофа, 1998. – 337 с.

Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 288 с.

Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрусинского. – М., 1995.

Как воспитать в ребенке творческую личность? /Авт.-сост. Т. А. Барышева, В. А Шекалов. Ростов н/Д, 2004.

Клег Б., Бич П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. – М., 2004.

Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т. А. Барышева, В. А Шекалов. – Ростов н/Д, 2004.

Лем П. SUPERКРЕАТИВ. Интенсив-тренинг для развития креативного мышления. – М.: Эксмо, 2006. – 384 с.

Лопатина А. А., Скребцова М. В. 600 творческих игр для больших и маленьких. – 3-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 320 с.

Лопатина А. А., Скребцова М. В. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2007. – 160 с.

Лопатина А. А., Скребцова М. В. Вершины мудрости: 50 уроков о смысле жизни. – М.: Амрита-Русь, 2006. – 214 с.

Лопатина А. А., Скребцова М. В. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь, 2006. – 352 с.

Лопатина А. А., Скребцова М. В. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 384 с.

Мусийчук М. В. Практикум по развитию креативности личности. – Магнитогорск, 1994.

Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

Рыбнинский В. Н., Мельченко И. В. Творческое мышление: Развивающие занятия с детьми 9-14 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 112 с.

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. –М.: ЦГЛ, 2006. – 160 с.

Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 186-213.

Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – с.192.

Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.

Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. – М.: Генезис, 2005. – 255.

Хрящева Н. Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности. – СПб.: Ювента, 1999.

Хуторский А.В.Развитие творческих способностей. – М.: Владос, 2000. – с. 22.

Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. Вып. № 1-4. – СПб., 2002.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

Барташникова И. А., Барташников А.А. Учись играя. – Харьков: Фолио, 1997

Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. – М.: Росткнига, 1999. – 112 с.

Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. – СПб., 2006

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2004.

Картер Ф., Рассел К. Развивайте интеллект: Упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 136 с.

Нёльке М. Техники креативности. М.: Омега-Л, 2005. – 144 с.

Стоун П., Макхейл Д. Детективные задачки на нестандартное мышление / Пер. с англ. М. В. Ивановой. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 92 с.

Стоун П., Макхейл Д. Трудные задачки на нестандартное мышление / Пер. с англ. М. Л. Кульневой. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 93 с.

Харшман Э. Развитие нестандартного мышления: Необычные головоломки / Пер. с англ. Е. Гупало. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 95 с.

Календарно-тематическое планирование

I год обучения

Тема курса

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

1. Знакомство и сплочение

(14 часов)

1.1. Знакомство.

2

 

1.2. Я это умею: выявление индивидуальных способностей.

2

 

1.3. Мониторинг.

2

 

1.4. Экскурсия в парк «Мы и осень».

2

 

1.5. Тропический остров (воображаемое путешествие).

2

 

1.6. Пойми меня: невербальная коммуникация.

2

 

1.7. Игра «Что? Где? Когда?».

2

 

2. Необычное в обычном

(14 часов)

2.1. Сочинение стихотворных экспромтов.

2

 

2.2. Необычные ситуации.

2

 

2.3. Трактовка событий.

2

 

2.4. Ассоциативные цепочки.

2

 

2.5. Необычное использование предметов.

2

 

2.6. Усовершенствования и изобретения.

2

 

2.7. Олимпиада по креативности.

2

 

3. От условия к решению

(24 часа)

3.1. Выделение признаков.

2

 

3.2. Сравнение и классификация.

2

 

3.3. Закономерности в словах и буквах.

2

 

3.4. Решение логических задач.

2

 

3.5. Причины и следствия.

2

 

3.6. Аналогия и её использование.

2

 

3.7. Способы действия при решении проблем.

2

 

3.8. Построение определений.

2

 

3.9. Язык и логика.

2

 

3.10. Развитие ассоциативных творческих способностей.

2

 

3.11. Развитие речевых творческих способностей.

2

 

3.12. Интеллектуально-творческая олимпиада.

2

 

4. Развитие артистизма

(16 часов)

4.1. Живые буквы и цифры.

2

 

4.2. Покажи движение.

2

 

4.3. Угадай цвет.

2

 

4.4. Стоп-кадр.

2

 

4.5. Скульптура чувств.

2

 

4.6. Посещение театра.

2

 

4.7. Обсуждение спектакля.

2

 

4.8. Монолог вещи.

2

 

5. Креативное рисование

(16 часов)

5.1. Рисуем без кисточки.

2

 

5.2. Составление рисунков из фигур. Завершение рисунков.

2

 

5.3. Кляксы. Смятый лист.

2

 

5.4. Спрятанные рисунки.

2

 

5.5. Создание открыток.

2

 

5.6. Фантастические животные.

2

 

5.7. Рисуем сказку.

2

 

5.8. Экскурсия в художественный музей «Средства воплощения образа».

2

 

6. Командное творчество

(20 часов)

6.1. То, что дарит радость.

2

 

6.2. Сотворчество (мозаики).

2

 

6.3. Изготовление палатки.

2

 

6.4. Командная интеллектуально-творческая олимпиада.

2

 

6.5. Дискуссия «Событие в картине».

2

 

6.6. Сочинение персонажа.

2

 

6.7. Пакет с сюрпризами (сочинение сценки).

2

 

6.8. Изготовление коллажей.

2

 

6.9. Готовим праздник творчества.

2

 

6.10. Проведение праздника.

2

 

7. Творчество в бытовых ситуациях

(16 часов)

7.1. Словесный портрет.

2

 

7.2. Применение умений.

2

 

7.3. Письма и открытки.

2

 

7.4. Создание костюма

2

 

7.5. Создание интерьера.

2

 

7.6. Создание этикеток.

2

 

7.7. Создание рекламы.

2

 

7.8. Восточный базар.

2

 

8. Творчество как стиль жизни

(20 часов)

8.1. Ранжирование по необычным признакам.

2

 

8.2. Перевоплощение.

2

 

8.3. Вживание в предмет.

2

 

8.4. Аргументы в споре.

2

 

8.5. Экскурсия в художественный музей «Мир прекрасен».

2

 

8.6. Мониторинг.

2

 

8.7. Творческая контрольная работа «Придумываем задания сами».

2

 

8.8. Соревнуемся в креативности.

2

 

8.9. «Шведский стол».

2

 

8.10. Презентация «Наше творчество».

2

 

Индивидуальные проекты

 

4

 

Всего

144

 

Календарно-тематическое планирование

II год обучения

Тема курса

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

9. Само-презентация

(14 часов)

1.1. Понятие о самопрезентации.

2

 

1.2. Дискуссия о способностях.

2

 

1.3. Мониторинг

2

 

1.4. Первое впечатление. Составляющие имиджа.

2

 

1.5. Вербальные средства в самопрезентации.

2

 

1.6. Невербальные средства в самопрезентации

2

 

1.7. Публичное выступление.

2

 

10. Креативное решение проблем

(14 часа)

2.1. Психологическая инерция.

2

 

2.2. Ассоциативные загадки.

2

 

2.3. Метафоры.

2

 

2.4. Невероятные ситуации.

2

 

2.5. Оценка события.

2

 

2.6. Прогнозирование.

2

 

2.7. Интеллектуально-творческая олимпиада.

2

 

11. Преодоление стереотипов

(24 часов)

2.1. Приемы фантазирования.

2

 

2.2. Морфологический анализ.

2

 

2.3. Метод фокальных объектов.

2

 

2.4. Приемы фантазирования Дж. Родари «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

2

 

2.5. Приемы «Что потом?», «Творческая ошибка»

(по Дж. Родари).

2

 

2.6 Прием «Салат из сказок», «Сказки наизнанку»

(по Дж. Родари).

2

 

2.7. Приемы «Фантастические гипотезы», «Стеклянные человечки», «Перевирание сказок» (по Дж. Родари).

2

 

2.8. Приемы «Оживление».

2

 

2.9. Приемы «Увеличение-уменьшение», «Ускорение-замедление».

2

 

2.10. Приемы «Метод Робинзона», «Метод Гулливера».

2

 

2.11. Приемы «Наоборот», «Связки антонимов»

2

 

2.12. Контрольная работа «Круги на воде» (по приему Дж. Родари)

2

 

12. Развитие артистизма

(16 часов)

4.1. Пантомимы.

2

 

4.2. Инсценировка картины.

2

 

4.3. Цепь слов: сочинение сценки.

2

 

4.4. Сценическая задача.

2

 

4.5. Посещение театра.

2

 

4.6. Обсуждение спектакля.

2

 

4.7. Театр-экспромт.

2

 

4.8. Конкурс актерского мастерства.

2

 

13. Креативное рисование

(16 часов)

5.1. Каллиграмма.

2

 

5.2. Символы, эмблемы, гербы

2

 

5.3. Скрытый смысл в картинах.

2

 

5.4. Нарисованные послания.

2

 

5.5. Рисуем эмоции.

2

 

5.6. Рисуем под музыку.

2

 

5.7. Экскурсия в художественный музей «Передача чувств изобразительными средствами».

2

 

5.8. Коллективная работа «Наш символический портрет»

2

 

14. Командное творчество

(20 часов)

6.1. Мозговой штурм.

2

 

6.2. Игра «Дебаты».

2

 

6.3. Сценарий фильма.

2

 

6.4. Командная олимпиада по креативности.

2

 

6.5. Создание видеоклипа.

2

 

6.6. Проект рекламной компании.

2

 

6.7. Игра-путешествие

«К волшебнику».

2

 

6.8. Коллективные рисунки.

2

 

6.9. Венок сонетов.

2

 

6.10. Командная интеллектуально-творческая олимпиада.

2

 

15. Творчество и взаимо-понимание

(16 часов)

7.1. Эпистолярный жанр.

2

 

7.2. Письма по разным поводам.

2

 

7.3. Составление инструкции.

2

 

7.4. Публичное выступление.

2

 

7.5. Обратная связь в коммуникации.

2

 

7.6. Творческое решение конфликта.

2

 

7.7. Изготовления коллажа «Наши ресурсы»

2

 

7.8. Дискуссия «Место творчества в жизни человечества»

2

 

16. Творчество как стиль жизни

(20 часов)

8.1. Братья наши меньшие.

2

 

8.3. Если бы я был…

2

 

8.3. Дискуссия «Жизненные ценности».

2

 

8.4. Сочинение «Я и творчество».

2

 

8.5. Аквариумная рыбка.

2

 

8.6. Экскурсия в художественный музей «Творчество как выражение мировоззрения».

2

 

8.7. Мониторинг.

2

 

8.8. Творческая контрольная работа «Придумываем задания сами».

2

 

8.9. «Шведский стол».

2

 

8.10. Мой жизненный путь. Итоговое занятие.

2

 

Индивидуальные проекты

 

4

 

Всего

144

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.