12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Nataliy30

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Дом детского творчества"

ЗАТО город Фокино

ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ________ _____________/Е.В. Киселева/

От «___»____________20____г. «___»___________20___ г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Акварельки»

(ИЗО)


 

Возраст обучающихся: 6-16 лет

Срок реализации: 3 года

Педагог дополнительного образования:

Горбатенко Наталья Викторовна


 


 


 


 


 


 

г. Фокино, 2017.


 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………....стр.3

Учебный план 1 года обучения…………………………….…..стр.6

Содержание учебного плана 1 года обучения……………………………………………………...…..стр.6

Учебный план 2 года обучения……………………………..…стр.8

Содержание учебного плана 2 года обучения………………………....................................................стр.8

Учебно план 3 года обучения…………………………………стр.10

Содержание учебного плана 3 года обучения…………………………………………………………стр.10

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………….стр.12

Список литературы……………………………………………..стр.14


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1.Пояснительная записка.

Программа кружка «Акварельки» имеет художественную направленность, по способу усвоения – общеразвивающая, по типу – модифицированная.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дети могли иметь ясные представления о взаимодействии искусства с жизнью. Художественная деятельность ребят находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (рисование с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа (изготовление художественных открыток, масок, картин, поделок из пластилина);

- восприятие явлений действительности и произведений искусства (умение отображать различные моменты на бумаге с художественной точки зрения, видеть прекрасное в полотнах знаменитых художников разных поколений и правильно понимать увиденное);

- обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы (уметь оценить не только работу товарища, но и свою, с учётом всевозможных критерий).

Новизна программы заключается в том, что программа содержит элементы изобразительного искусства и лепки, а коллективное художественное творчество детей может найти применение в оформлении интерьеров, работы ребят можно использовать как сувениры, подарки, а также при оформлении различных выставок.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре и группируются вокруг общих проблем: формы и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности ребята осваивают на протяжении всей программы. Занятия по живописи, росписи, лепке помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.

Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания творческой, социально активной личности, способной найти своё место в жизни, вовлечение в мир прекрасного, в котором каждый ребёнок может и должен найти своё прямое назначение. Занятия в кружке помогают тесному общению между детьми, а иногда и приводит к решению каких –либо проблем. Изучение росписи России расширяют не только кругозор ребёнка, но воспитывает в нём уважение к промыслам наших предков. Освоение художественных навыков, формирует в процессе занятий: усидчивость, аккуратность, настойчивость, взаимопонимание и уважение не только к своему труду, но и к работам своих товарищей.

Работа с пластилином способствует развитию конструкторских или скульптурных навыков. При оформлении выставок ребёнок развивает творческие способности: эстетический вкус, чувство цвета, композиционное решение. Программа составлена так, что все занятия построены на развитие памяти, внимания и самовыражения каждого ребёнка, что очень важно при развитии.

Цель программы:

формирование духовной культуры личности, развитие творческого потенциала, обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретению ею в процессе освоения художественно-исполнительских и теоретических знаний, приобретения навыков творческой деятельности, умений и навыков. Формирование базы профессиональных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи программы:

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами;

- научить грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

-научить работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- научить передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

Развивающие:

- развивать образное мышление при работе с декоративной композицией, эстетический вкус и чувство прекрасного;

- развивать творческий подход при выполнении каждой работы;

- развивать умение наблюдать и изображать явления окружающей среды.

- развивать пространственное и конструктивное мышление;

- развивать наблюдательность, зрительную память;

Обучающие задачи:

- научить применять разнообразные художественные формы выражения (изображение на плоскости и в объёме, рисованию с натуры, по памяти и представлению);

- дать представление о графических и свободно кистевых видах изображения, научить техническим приёмам их выполнения, изучить характерные особенности орнамента, цветовой строй различных видов живописи;

- научить работать по образцам, применять полученные знания, умения и навыки на практике.

-дать знание основных жанров изобразительного искусства;

- дать начальные знания в области «цветоведения». Учить различать теплые и холодные ахроматические и хроматические цвета, выделять такие свойства цвета как светлота, цветовой фон, насыщенность.

- развивать навыки натурного рисования: анализа конструктивных особенностей формы предмета, наблюдения, пропорциональных соотношений частей и целью, выявление объемно- пластических качеств натуры;

Отличительной особенностью организации и проведения занятий в кружке «Акварельки» являются:

- партнёрские отношения между педагогом и ребёнком;

- отсутствие критики результатов творческого труда;

- включение игр, викторин;

- благоприятный климат на каждом занятии.

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста от 6-х до 16-ти лет. В кружок принимаются все желающие. Наполняемость в группе составляет:

1 год обучения – 15 человек,

2 год обучения – 10-12 человек,

3 год обучения – 8-10 человек.

Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала. 

Программа рассчитана на 3 года обучения:

- первый год обучения – 144 учебных часа,

- второй год обучения – 216 учебных часов,

- третий год обучения – 216 учебных часов.

Основной формой работы в кружке является работа в группе. Режим занятий:

- первый год обучения – 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа),

- второй и третий год обучения – 6 часов в неделю (три раза в неделю по 2 часа).

Ожидаемые результаты реализации программы.

К концу 1 года обучения дети должны знать:

- знать формы изображения на плоскости и в объёме, линию, цвет необходимого художественного изображения;

- владеть гуашевыми красками, графическими материалами.

Должны уметь:

- правильно пользоваться кистями, набирать краску, использовать широкую кисть для работы с большими плоскостями и тонкую для прорисовывания предметов (оживки);

- использовать цвет для передачи различных состояний природы, уметь подбирать цвета, знать и различать их;

- правильно располагать на листе бумаги необходимый рисунок, составлять несложные композиции;

- владеть гуашевыми красками, графическими материалами и правильно использовать пластилин;

- правильно изображать особенности времён года посредством выбора соответствующих технике, средств изображения;

- самостоятельно приготовиться к занятию и содержать своё рабочее место в порядке.

К концу 2 года обучения дети должны знать:

- знать применение разнообразных выразительных средств: цвет, линия, объём, композиция, ритм;

- владеть гуашевыми красками, графическими материалами.

- знать основы графики;

- Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

Должны уметь:

- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

- владеть навыками смешивания красок и находить новые оттенки цвета, свободно работать с кистью, без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии;

- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

- передавать пространство на плоскости.

К концу 3 года обучения дети должны знать:

- конструктивное строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

- Должны уметь:

- свободно владеть смешиванием и подбором красок, умело пользоваться кистями разных номеров;

- применять разнообразные выразительные средства: цвет, линии, объём, композицию, ритм;

- самостоятельно подготовить аттестационную работу для выставки, с применением своих индивидуальных решений;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Методы отслеживания результатов (методы педагогической диагностики)

Метод устного контроля (собеседование, обсуждение работ, викторины, конкурсы).

Метод письменного контроля (тесты, кроссворды, ребусы).

Метод практических работ (создание продуктов деятельности).

Метод наблюдения.

Система контроля знаний, умений и навыков обучающихся включает:

- входной контроль – это определение начального уровня знаний (собеседование, тесты);

- промежуточный контрольпо окончанию темы, раздела.

Проверяется, как дети усваивают материал. Детям предлагается выполнить творческую контрольную работу по пройденным темам или выбрать свою.

- итоговый контрольотражает степень усвоения детьми программы в конце учебного года (итоговые выставки детских работ, творческие отчёты).

По конечному результату можно не проследить допускаемые ошибки в течение учебного процесса, поэтому необходимо вести текущий контроль.

Эффективность программы можно проследить по следующим направлениям:

Интерес к занятиям.

Усвоение тем программы.

Положительная динамика развития личности ребёнка, его воображения, способности к декоративно – прикладному творчеству.

Творческий потенциал ребёнка.

Повышение уровня самореализации и самоутверждения.

Участие в выставках поделок и рисунков, награждение детей.

Учебный план 1 года обучения

п/п

Наименование темы

Количество учебных часов

Форма аттестации и контроля

Общее

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

беседа

2.

Волшебный мир красок. Палитра

2

1

1

беседа

3.

Основы цветоведения и рисунка: цветовая гамма, графические техники, тренировочные упражнения для постановки кисти руки.

60

14

46

Выставка работ,

Контрольное задание

4.

В мире народного искусства.

20

9

11

Выставка работ

5.

Жанры изобразительного искусства портрет, натюрморт, пейзаж.

52

10

42

Выставка работ,

Контрольное задание

6.

Воспитательная работа

6

6

-

 

7.

Итоговое занятие

2

1

1

 
 

итого

144

43

101

 

Задачи 1 года обучения:

- научить передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

- научить свободно владеть навыками смешивания красок и находить новые оттенки цвета;

- уметь передавать пространство на плоскости, правильно применять разнообразные выразительные средства: цвет, линии, объём, композицию, ритм;

- воспитать чувство любви и уважения к творчеству народного искусства, трудолюбие, бережливость и аккуратность при выполнении работы;

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом.

Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема №1 Вводное занятие 2 ч. Теория – 1, практика – 1

  1. Организационное занятие. План работы кружка на год. Перечень необходимых принадлежностей для занятий. Инструктаж по ТБ. Общие правила поведения на занятиях и в учреждении.

Тема №2 Волшебный мир красок. Палитра 2ч. Теория-1, практика-1

  1. Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства; дать представление о живописи; формировать навыки и умение организации рабочего места.

    Рисуем радугу.

Тема №3.Основы цветоведения и рисунка: цветовая гамма, графические техники, тренировочные упражнения для постановки кисти руки 60часов. Теория-14ч. Практика-46ч.

3.1. Знакомство с понятием «Основные цвета», «Дополнительные цвета», «Теплые и холодные цвета»; учимся смешивать краски; формирование графических умений и навыков работы карандашом и акварелью; учимся различать формы, чувствовать объем и передавать форму и объем и соотношение величин на листе бумаги; обучение навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; научиться правильно держать карандаш; учимся приемам выполнения аппликации; знакомимся с методом тампования.

3.2. Основные и дополнительные цвета, строящие многоцветие мира.

3.3. Пейзаж с радугой

3.4. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

3.5. Осенний дождь

3.6. Рисуем дерево, ананас тампованием.

3.7. Красота формы листьев «рисунок»

3.8. Красота формы листьев «аппликация»

3.9. «Шахматная доска» упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части.

3.10. «Кубик рубик» упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части.

3.11. В гостях у осени.

3.12. Какого цвета осень?

3.13. Линейно-конструктивный рисунок каркаса куба.

3.14. Узоры на крыльях бабочек

3.15. Узоры на крыльях птиц

3.16. Линейно-конструктивный рисунок лежащей на плоскости стола «книга»

3.17. Красивые рыбы

3.18. Линейно-конструктивный рисунок «ведра» цилиндрической формы в вертикальном положении с введением легкого тона

3.19. Рисование птицы

3.20. Голубь- птица мира, «аппликация»

3.21. Объемное изображение животных в различных материалах.

3.22. Мы в цирке. Весёлые клоуны.

3.23. Составление сюжетной аппликации, рисунка из геометрических фигур

3.24.Рисование предметов симметричной формы «Бабочка», «Ваза».

Тема №4 В мире народного искусства 20ч. Теория-9ч. Практика-11ч

  1. История Русской матрёшки, Полхов – майданской матрёшки.

    Русские народные праздники: «Масленица».

    Рисуем русские народные музыкальные инструменты.

    Дымковская игрушка. История.

    Дымковская игрушка. Элементы росписи.

    Лепка «Дымковской игрушки».

    Секреты филимоновских узоров.

Тема №5 Жанры изобразительного искусства портрет, натюрморт, пейзаж 52 часов. Теория-10ч. Практика-42ч.

5.1. Учебные тематические рисунки: пейзажи, натюрморты, портреты.

Тема №6 Воспитательная работа 6ч.Теория-6ч. Практика-0ч.

 

Тема №7 Итоговое занятие 2ч. Теория-2ч. Практика-0ч.

7.1. Демонстрация работ, поделок, выполненных в течение учебного года.

Награждение за лучшие работы.

Учебный план 2 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество учебных часов

Форма аттестации и контроля

Общее

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

1

1

беседа

2.

Основы декоративной композиции

22

8

14

Контрольное задание

3.

Основы цветоведения. Живопись- искусства цветы.

58

19

39

Выставка работ

4.

Учебные часы по выполнению тематических рисунков, лепке.

50

15

35

Выставка работ

5.

Рисунок как основа реалистического изображения.

56

13

43

Контрольное задание

6.

Графика.

20

5

15

Контрольное задание

7.

Воспитательная работа.

6

6

-

 

8.

Итоговое занятие (демонстрация работ, выполненных в течение учебного года, награждение за лучшие рисунки и поделки).

2

2

   
 

Итого:

216

43

101

 

Содержание учебного плана 2 год обучения

Тема №1 Организационное занятие 2ч. Теория-1ч. Практика-1ч.

1.1. Годовой план работы. Инструктаж по ТБ.

Тема №2 Основы декоративной композиции 22ч. Теория-8ч. Практика-14ч.

2.1. Беседа о декоративном искусстве.

2.2. Аппликация из засушенных листьев, трав.

2.3. Коллаж желаний

2.4. Натюрморт из предметов быта. Равновесие.

2.5. Натюрморт из предметов быта. Симметрия и асимметрия.

2.6. Натюрморт из предметов быта. Завершение работы.

2.7. У природы нет плохой погоды.

2.8. Бусы для мамы.

2.9. Сказка. Фантазия. Пластилин.

Тема №3 Основы цветоведения. Живопись- искусства цветы. 58ч. Теория-19ч. Практика-39ч.

3.1. Художественно- выразительные средства живописи.

3.2. Упражнение на смешивание цветов, переход от теплого к холодному цвету.

3.3. Пленэрные зарисовки.

3.4. Зарисовки растений с натуры.

3.5. «Отражение в воде». Монотипия

3.6. Объем предметов.

3.7. Техника по мокрой бумаге.

3.8. Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.

3.9. «Город»- цветовой фон в технике монотипии.

3.10. Черепаха под водой восковые карандаши, акварель.

Тема №4 Учебные часы по выполнению тематических рисунков, лепке, аппликации 50ч. Теория- 15ч. Практика-35ч.

4.1. Выполнение рисунков, картин из пластилина по темам: «Путешествие на воздушном шаре», «Утро в горах», «Праздник мамы», «Шаг в космос», «День Победы!», «Песни военных лет». «Салют» в технике граттаж, «Небо и птицы»,

«Зимние забавы», «Праздник весны», «Путешествие в мир сказки», «Мой любимый зверь, птица», «Русская архитектура», «Подснежники- вестники весны»…

Тема №5 Рисунок как основа реалистического изображения 56ч. Теория- 13ч. Практика-43ч.

5.1. Беседа о рисунке.

5.2. Художественно- выразительные средства рисунка.

5.3. Зарисовки геометрических форм

5.4. Тональный рисунок «книга»

5.5. Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный силуэт и характер.

5.6. Рисунок одного предмета на различных высотах по отношению к горизонту. Линейное построение.

5.7. Линейно-конструктивный рисунок части интерьера (дверь, окно) с введением легкого тона.

5.8. Линейно-конструктивный рисунок каркаса куб

5.9. Тональный рисунок куба.

5.10. Линейный рисунок окружности в перспективе

5.11. Тональный рисунок цилиндра.

5.12. Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта.

5.13. Тональный рисунок «фрукты»

5.14. «Чашка на столе» восковые мелки.

Тема №6 Графика 20ч. Теория- 5ч. Практика-15ч.

6.1 Знакомство с графикой.

6.2 «Цветочная сказка», цветная графика.

6.3 «Портрет животного», цветная графика.

6.4 Рисование предметов симметричной формы.

6.5 «Изображать можно пятном», кляксография.

6.6 «Терема». Гравюра на картоне.

6.7 Графическая зарисовка растений

6.8 Рисуем фактуру дерева (коры);

6.9 Ваза с изображением цветов.

6.10 Иллюстрация к сказке «Снежная Королева», «Кот в сапогах».

6.11Рисуем учебные принадлежности

Тема№7 Воспитательная работа 6ч. Теория-6 ч. Практика-0ч.

Тема №8 Итоговое занятие2ч. Теория-2 ч. Практика-0ч.

7.1. Демонстрация работ, поделок, выполненных в течение учебного года.

Награждение за лучшие работы.

Учебный план 3 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество учебных часов

Форма аттестации и контроля

Общее

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

1

1

беседа

2.

Живопись как основа реалистического изображения.

60

8

52

Выставка работ

3

Рисунок как основа реалистического изображения.

60

14

46

Выставка работ

4

Учебные часы по выполнению тематических рисунков и поделок

60

13

47

Контрольное задание

5

Подготовка творческой аттестационной работы.

26

3

23

Контрольное задание

6

Воспитательная работа

6

6

-

 

7

Итоговое занятие

2

2

-

 
 

Итого:

216

47

169

 

Содержание учебного плана 3год обучения.

Тема №1 Введение 2ч. Теория- 1ч. Практика-1ч.

1.1 Организационное занятие. План работы кружка на год. Перечень необходимых принадлежностей для занятий. Правила ТБ. Общие правила поведения на занятиях и в учреждении.

Тема №2 Живопись как основа реалистического изображения 60ч. Теория-8ч. Практика-52ч.

2.1. Основы рисунка.

2.3. Этюд. Осеннее настроение

2.4. Красота родной природы» (пейзаж)

2.7. Натюрморт. Живопись.

2.8. Натюрморт в тёплой гамме. «Дары осени»

2.12. Натюрморт в тёплой гамме. «Осенний букет».

2.15.Золотая осень.

2.17. Есть в осени первоначальной» (зарисовки листа и дерева)

2.18 Дни и ночи (цветоведение)

2.19 Стихия- огонь. (Теплые цвета)

2.20 «Огонь в лесу»

2.21 Стихия – вода. (Холодные цвета)

2.22 Край в котором я живу

2.25 Белым по черному (основы силуэта)

2.26 Настроение первого снега (нейтральные цвета, их использование при рисовании зимнего пейзажа)

2.28 Образ природы. Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.

2.29 Сказочный город

Тема №3 Рисунок как основа реалистического изображения 60ч. Теория-14ч. Практика-46ч.

3.1. Основы живописи

3.2 Натюрморт из геометрических тел.

3.5 Художники – анималисты.

3.6 Зарисовки животных в движении.

3.9 Натюрморт. Графика.

3.12 Такие разные лица.

3.13 Портрет друга.

3.14 Моя семья.

3.16 Изображение фигуры человека в истории искусств.

3.19 Листья и веточки. (Графика)

3.21 Пропорции строения человека.

3.25 Фигура и портрет человека.

3.29 Улицы моего поселка.

Тема №4 Учебные часы по выполнению тематических рисунков и поделок 60ч. Теория-13ч. Практика-47ч.

4.1 Реклама в моей жизни.

4.3 Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

4.4 Дизайн открытки

4.5 Натюрморт в холодной гамме. «Зимняя фантазия». (акварель, гуашь)

4.7 Мозаика из пластилина «Дом для друзей»

4.9 Лыжная прогулка в зимнем лесу.

4.11 Фантазийные шляпы. (Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп).

4.12 Шляпа-сад.

4.14 Шляпа-аквариум.

4.16 Русская архитектура. «Храмы и монастыри».

4.18 Поделка «Инопланетный корабль»

4.20 «Транспорт будущего».

4.22 Рисование пластилином «Мы в космосе».

4.25 Этюд. Весенние цветы

4.26 Великая Победа!

4.28 «За окном по обе стороны»

4.29 «Восход солнца»

4.30 «На берегу моря».

Тема №5 Подготовка аттестационной работы. Воспитательная работа. 32ч. Теория-3ч. Практика-23ч.

5.1 Живопись «Пейзаж»

5.4 Рисунок «Натюрморт»

5.7 Рисунок на тему «Я мечтаю»

5.9 Свободный выбор тем и материалов для выполнения.

Тема №6 Воспитательная работа 6ч. Теория-6ч. Практика-0ч.

Тема №7 Итоговое занятие 2ч. Теория-2ч. Практика-0ч.

6.1. Выставка рисунков и поделок.

6.2. Награждение.

Методическое обеспечение программы

Занятия в кружке художественного направления в системе дополнительного образования имеют некоторые отличия от школьных уроков, как в целях и в задачах, так и в формах проведения занятий. В первую очередь занятия направлены на воспитание и развитие личности каждого ребёнка в процессе приобщения к изобразительному искусству и декоративно – прикладному творчеству.

Творческая работа строится по принципам народной педагогики «от учителя к ученику» и «от старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста. Основное внимание на занятиях уделяется развитию художественного творчества учащихся. Приступая к работе, дети рассматривают различные варианты образцов, оценивают их достоинства и недостатки, учатся выбирать оптимальный вариант для заданных условий. Постепенно у них вырабатывается критический взгляд на работу, что очень важно при выборе темы, привычка контролировать технологический процесс, определять его оптимальные условия. В связи с этим у детей формируются такие качества как: аккуратность, воля, целеустремлённость и умение самостоятельно решать творческие задачи.

Для выполнения намеченных задач создаются всевозможные условия благоприятная творческая атмосфера, так как это главный фактор для успешного результата. При подходе для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, возникают личностные проявления творчества, поэтому в процессе обучения в учебно – тематическом плане могут вноситься некоторые изменения.

В зависимости от способностей детей, используются различные уровни деятельности: репродуктивный, частично – поисковый, творческий.

Для учащихся 1 года обучения предлагается тренировочные упражнения для постановки кисти руки. Запланированы учебные часы основы цветоведения и рисунка: цветовая гамма, графические техники. Также лепка, жанры изобразительного и народного искусства. Для учащихся 2 года обучения – запланированы учебные часы по декоративной композиции, живописи, рисунку, тематических рисунков, лепке.

Для 3 года обучения – учебные часы по рисунку, живописи, тематических рисунков и поделок, подготовка к аттестационной работе.

Порядок прохождения программы может быть изменён в процессе обучения в зависимости от степени усвоения учебного материала, особенностей детского коллектива.

Согласно программе, значительная часть учебного времени отводится на практические занятия и демонстрацию своих работ, что способствует реализации творческих способностей ребёнка. Каждому ребёнку свойственен интерес к практической работе и получению результатов своего труда, как можно быстрее. Именно на практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки в процессе художественного исполнения рисунка, на изучение которого ушло немало учебных часов.

При реализации программы используются формы занятий:

- практические работы (закрепление пройденной темы);

- презентации на изучаемые темы;

- беседы, демонстрации работ художников разных времён (Беседы – рассказы о русских и зарубежных художниках, демонстрация репродукций их картин);

-индивидуальное занятие (самостоятельное составление композиционной работы , с последующим выбором для индивидуальной выставки);

- занятие - выставка (демонстрация детских рисунков и поделок, как в учреждении, так и в пределах города);

- занятие – праздник (выполнение рисунков и поделок на необходимую тему, в которой принимают активное участие практически все воспитанники кружка);

- занятие – конкурс (изготовление поделок и рисунков на конкурс, с учётом, что результатом может быть награждение, что очень любят дети).

Не маловажную роль играет и выставочная деятельность, которая выявляет у ребёнка чувство ответственности за свою работу, формирует и дисциплинирует усидчивость при выполнении

Применение в программе личностно – ориентированных педагогических технологий (педагогика сотрудничества, игровые и др.) ориентировано на сотрудничество с воспитанниками, на создание успеха, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – то есть на всё, что способствует творческому самовыражению.

Для успешного усвоения учебного материала используются следующие методы обучения: словесные (рассказ, беседа, Объяснение темы, убеждение, поощрение); наглядные (образцы, демонстрация рисунков и поделок); практические (изучение видов росписи, технология исполнения, работа с красками и т.д.); аналитические (наблюдение, сравнение с образцами, самоанализ, самоконтроль, коллективное обсуждение работ).

Методы воспитания: методы формирования личности (убеждений, взглядов, идеалов – беседы, личный пример взрослых); методы организации деятельности и формирования общественного поведения (общественное мнение, поручение, создание воспитывающей ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, одобрение); методы самоконтроля и самооценки (педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники).

Значительная часть учебного времени отводится для практических занятий, так как ребёнок стремится, как можно быстрее получить результат своего труда.

Теоретическая часть даёт устные знания, которые дети должны применять на практике. Для снижения утомляемости детей на занятиях, используются игровые переменки, которые стимулируют дальнейший творческий процесс. Педагогом поощряется творческий подход, самостоятельность учащихся, смелость в поисках новых форм выражения образов, используется дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку.

Особенностями в организации и проведении занятий в кружке «Акварельки» являются:

- партнёрские отношения между педагогом и ребёнком;

- отсутствие критики результатов творческого труда;

- включение игр, викторин;

- благоприятный климат на каждом занятии.

При создании таких условий возможно эффективное обучение, воспитание и развитие любого ребёнка, поэтому набор в кружок проводится без какого – либо отбора по желанию детей и родителей.

Общение со сверстниками, участие в совместной деятельности в кружке способствуют решению социальных проблем развития ребёнка:

- развитию уверенности в себе, в свои силы;

- формированию умения откровенно и понятно для других выражать свои чувства, желания, взгляды; принимать и уважать позицию другого человека;

- развитию ценностной ориентации и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, чувства ответственности.

Таким образом, в процессе обучения в кружке «Акварельки» используются следующие формы работы:

- теоретические занятия;

- практические занятия (с использованием творческих заданий);

- занятия – игры, экскурсии;

- выполнение коллективных работ;

- индивидуальные консультации;

- творческие выставки детских работ, проектные работы.


 


 

Список литературы.

Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940.

Алексеев С. Элементарный курс цветоведения. М.-Л., 1939.

Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодарск, 1967.

Барщ А. Наброски и зарисовки. М., 1970.

Беда Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981.

Волков Н. Цвет в живописи. М., 1965.

7. Волков Н. Композиция в живописи. М., 1977.

8. В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина «Изобразительное искусства». М.,2010

9. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. II. Карачаевск, 1971.

10. Джованни Чиварди «Техника рисования». М., «ЭКСМО»,2004

11. Кузин В. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М., 1970.

12. Н.П.Костерин «учебное рисование», М.,1980

13. Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.

14. О.А.Пухова «Школа развития», В.С.Кузин «изобразительное искусство». М.,2008

15. Питер Грей «Рисование». М.,2011

16. Сокальникова Н. Основы живописи. Обнинск, 1996.


 

14

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.