12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Свинаренко Светлана Юрьевна231

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17 «УРАЛОЧКА» Г.ОРСКА



Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета МДОАУ №17

Протокол №_________ Заведующий МДОАУ №17

От _________________ ___________Пойманова О.Е

Приказ №_______________

От_____________________

t1635945615aa.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

Срок реализации программы 1год: с 01.09.2021 по 31.08.2022

Программа выполнена на основе требований Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Программа составлена: педагогом первой категории Свинаренко С.Ю.

Орск, 2021



СОДЕРЖАНИЕ

Разделы программы

Стр.

Целевой раздел Программы дополнительного образования


Пояснительная записка

2

Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования.

5

Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования

6

Значимые для разработки и реализации Программы дополнительного образования, характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста



8

Использование дистанционных образовательных технологий при реализации Программы дополнительного образования


10

Планируемые результаты освоения Программы . Мониторинг.

11

Содержательный раздел программы дополнительного образования


Описание образовательной деятельности Программы дополнительного образования

17

Содержание образовательной деятельности Программы дополнительного образования

30

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

32

Организационный раздел Программы дополнительного образования


Описание материально-технического обеспечения Программы дополнительного образования

33

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

35

График реализации Программы дополнительного образования. Учебный план.

36

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

37

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

39





1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Детство - это радость, игра, слияние с природой. С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх-представлениях с помощью та­ких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произве­дения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоз­дают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать со­бытия, взаимоотношения между героями этого произведения. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творче­ства (художественно-речевого, музыкально-игрового, танце­вального, сценического). Программа развивает эмоционально-волевую сферу дошкольников, творческие способности детей средствами театрального искусства. Необходимо сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети должны применять и в повседневной жизни.

Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности, игр-представлений (спектаклей) позволяет успеш­но решить многие воспитательно-образовательные задачи до­школьного учреждения: развить художественный вкус, твор­ческие способности, сформировать устойчивый интерес к теат­ральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка по­требность обращаться к театру, как к источнику эмоциональ­ного сопереживания, творческого соучастия.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческих переживаний. Большое внимание уделяется импровизационным моментам. Ведь главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы, музыкальной сказки.

Театральная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Творчество в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Театральные игры позволяют развиваться каждому в удобном для него темпе. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества; важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом выражении его воплощении».


Направленность дополнительной программы художественной направленности «Театральные ступеньки» .

Данная программа направлена на художественно - эстетическое развитие детей средствами театрально-игровой деятельности.

-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является художественно - эстетическое развитие ребенка;

-сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста;

Важнейшим условием эффективности программы является определение ее ценностных ориентиров.


Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования


Цель программы : развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи по формированию у дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей перед другими группами и пр.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.



Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования


Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста),

обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество Организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);


Основными подходами к формированию Программы являются:

деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности;

индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;

личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и

создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;

cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.



























Значимые для разработки и реализации Программы дополнительного образования, характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4–5 лет. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена .

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-»артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности, для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась; увидела избушку – удивилась; придумала, как обмануть медведя - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Использование дистанционных образовательных технологий при реализации Программы дополнительного образования

Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал. Благодаря современным информационным технологиям в работе с воспитанниками можно использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Сегодня время диктует свои условия и педагогам и воспитанникам, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий. Цель дистанционного образования заключается в процессе внедрения в обучение новейших современных информационных технологий, приобщение воспитанников к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.

Форма занятия: видеоурок.



Планируемые результаты освоения Программы (промежуточная аттестация)

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).

Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .

Форма отчетности:

Спектакль в конце года. Мониторинг.

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.               

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.





5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Ожидаемый результат:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

      Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Диагностика уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.



Предполагаемые умения и навыки:

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.






















Содержательный раздел программы дополнительного образования

Описание образовательной деятельности Программы дополнительного образования

Программа ориентирована на работу с детьми 4– 5 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год – 72.

Длительность занятия – 20 минут.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Этапы работы:


1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение  этого опыта новыми художественными произведениями.

2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.

3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.

Формы работы с детьми:

игра

импровизация

инсценировки и драматизация

объяснение

рассказ детей

чтение воспитателя

беседы

просмотр видеофильмов

разучивание произведений устного народного творчества

обсуждение

наблюдения

словесные, настольные и подвижные игры.

пантомимические этюды и упражнения.


Программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, социально-коммуникативную.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика

артикуляционная гимнастика.

пальчиковые игры со словами,

гимнастика для глаз,

физкультминутка, динамические паузы.

Данная программа также построена на принципе интеграции образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.




Художественно - эстетическое развитие


«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.

«Художественно-изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

«Речевое развитие»

У детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

«Познавательное развитие»

Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

«Социально – коммуникативное развитие»

Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.






ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Месяц

неделя

Тема

Содержание

Сентябрь

1

Вводное занятие

-

2

Мониторинг

-

3

«Что такое театр?»

Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)Используя методику проблемно-речевых ситуаций, формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание.

4

«С чего начинается театр?»

С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

5

Сюжетно – ролевая игра «Театр».








Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя») ; воспитывать дружеские взаимоотношения.


6

Кто работает в театре. «Закулисье».


Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.


7

Изменю себя , друзья, угадайте, кто же я?

Ряженье в костюмы, имитационные этюды «Незнайка», «Карабас Барабас», «Буратино и Мальвина»


8

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»


Чтение стихов, беседа.

Знакомить с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.





Октябрь

1

Игровой стречинг

Игры и упражнения: «Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот» — стр.63 (Э.Г.Чурилова)

2

Видеоэкскурсия в ДК

Познакомить детей с правилами поведения в ДК, со зрительным залом,сценой, кулисами, гримеркой

3

Знакомство с варежковым театром

Самостоятельная игровая деятельность. Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности

4

Ритмопластика

Показ движений,обсуждение, поощрение «Вальс фантазия». «Приходи, сказка»,«Нам не страшен серый волк» — танц.-ритмическая гимнастика (Са-фи-дансе)

5

Мимика

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки. Развивать мимику,

раскрепощать через игровую деятельность.


6

Психогимнастика

«Разные лица», «Жадный медведь»


7

Сила голоса

Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо». Развивать силу голоса,

работать над активизацией мышц губ.



8

Знакомство с пальчиковым театром


«Праздник со Смешариками»

(игра «Караван», викторина, загадки, игра). Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.





ноябрь

1

Игровой стретчинг 


Отгадывание загадки

Придумать игру в соответствии с характером музыки. Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем» Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ


2

Знакомство с плоскостным шагающим театром


Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности.


3

Ритмопластика

 


Игра-викторина «Приходи, сказка»Г Муз. композиция — К.Сен-Санс «Карнавал животных».Ходонович Л.С. «Поход в зоопарк», «Приходи, сказка»-«Слоненок» — ритмический танец (Са-фи-дансе).

4

Пантомима

Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек».

5

Ритмопластика



Имитационные упражнения “Изобрази героя из сказок о животных».” Беседа о друзьях.

Ритмический танец «Настоящий друг»

6

Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

7

«Путешествие в театральное зазеркалье» —  беседа — диалог

Знакомство с терминами: драматург, пьеса, режиссер, постановка, художник, костюмер. Работа над альбомом «Все о театре».


8

Знакомство с конусным настольным театром


Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»

декабрь

1

Актерское мастерство


Рассматривание объектов и их анализ (“Внимательные глазки (ушки, пальчики)”) Игра- Изучение “Угадай, что делает коза?”Игра на развитие памяти “В магазине зеркал”. Этюды выразительность жестов:“Иди ко мне, «Уходи»М.Чистякова



 


2

Мимика и жесты

Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

3

Театральная игра «Веселые превращения»

Мимические этюды «Передавалки» у зеркала

Этюд на сопоставление разных характеров “Три характера” (муз. Д. Кабалевского) )

Игра «Отгадай, чей голосок» — (Са-фи-дансе) Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики


4

Знакомство с теневым театром

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».


5

Вот как я умею.

Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею», развивать выразительность движений умение владеть своим телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.


6

В тесноте да не в обиде

Игра- имитация «О ком я говорю». Дидактическая игра «Дарю звуки». Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.



7

Рисуем театр. Выставка рисунков.

Совместная деятельность детей и родителей.


8

Знакомство с куклами би-ба-бо

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Инсценировка сказки «Волк и лиса».

январь

1

Ритмопластика

Муз. композиция К.Сен-Санс «Карнавал животных»Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»

2

Слух и чувство ритма.

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;
игры- диалоги;

игра «Чудесные превращения»

3

Массовая работа

Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках “Колобок”, “Теремок”

4

Театральные игры

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

5

Составляем сценарий

Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Обсуждение и дополнение: беседа, показ, оценка и анализ выбранных ролей

6

Знакомство с куклами-говорунчиками

Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»


7

Прикладное искусство

Рассматривание иллюстраций к сказке (различными художниками). Коллективное рисование персонажей сказки


8

Знакомство с штоковым театром

Сочиняем сказку сами.

февраль

1

Постановка сказки

Рассказывание сказки “ Волк и семеро козлят” вместе с детьми

Пантомимические упражнения

2

Постановка сказки

Отгадывание загадок. Речевые этюды: придумай чистоговорку и стихотворение

Просмотр музыкального фильма “Мама”. Придумывание и составление костюма сказочного героя из имеющейся коллекции тканей, танца для каждого персонажа, подбор музыки.


3


Постановка сказки


Слушание детской оперы “Волк и семеро козлят” муз. Красева Словесное рисование детьми после прослушивания характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки. Ритмопластика Музыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные) «Озвучивание» сказки с помощью музыкальных, шумовых (орфовских) инструментов, звуков природы,голоса

4

Постановка музыкальной сказки «Волк и семеро козлят»

Показ детям младших групп.


5

Сценическая пластика

Артикуляционная гимнастика;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

этюд «Гадкий утенок».


6

Расслабление мышц

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры.


7

Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

Инсценировка сказки «Три поросёнка», самостоятельная деятельность.



8

Изготовление театральных кукол - Оригами

Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес».



март

1

Посещение спектакля кукольного театра

Расширение театрального словаря: билет, программка, репертуар, афиша, ложа.

2

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»(семейное видео или фото о том как это делалось).

Совместная деятельность детей и родителей


3

Техника речи

Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Игровые упражнения со свечой, « испорченный телефон». Развитие певческого дыхания (“Дышите правильно”) и артикуляционного аппарата (“От звука к слову”)

4

Чувства.Эмоции.

Игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало»

5

Техника речи

Гимнастика для языка.

Разыгрывание по ролям стиха «Кто как умеет?» М.Карима, используя театр картинок.

6

Знакомство с театром масок

Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».

7

Демонстрация театра на фланели.


Сочиняем сказку сами.

8

Мастерская актера

Изготовление атрибутов к сказке,  работа с тканью, картоном . Показ, объяснение, поощрение, помощь. Разучивание отдельных эпизодов сказки.

Имитационные упражнения

апрель

1

Актерское мастерство

Этюд на выражение основных эмоций “У пчелки хвори” Этюд на развитие эмоций “Дождик, дождик, лей, лей!” Психогимнастика:“Цветок” М.Чистякова Имитационное упражнение “Пойми меня”Г.Никашина, игра-путешествие «Цветик-семицветик» — (Са-фи-дансе)

2

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Птицелов»;пальчиковые игры.

3

Сценическая речь

Дыхательные упражнения: “Аромат цветов” Чистоговорка “Ах, трава-мурава” Заучивание стихов способом зарисовки: “Подснежник” В.Берестов

4

Культура и техника.

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

5

Сценическая речь

Пересказ сказки методом моделирования :“Цветик-семицветик” В.Катаева, игра «Цветы»

6

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Рассматриванием иллюстраций к сказке, обсуждение героев.

Игра «Сочини свой танец».

Игра «Огонь и лед».

7

Сценическое движение

Имитационное упражнение “Дискотека кузнечиков” Танцы-фантазии:“Вальс цветов” муз. П.Чайковского


8




Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»






Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми, изготовление костюмов и декораций.

май

1

2

3

4

Театрализованное представление «Красная шапочка»


 Показ спектакля родителям. Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.


5-8

Мониторинг

-

Содержание образовательной деятельности Программы дополнительного образования

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.

5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.

Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).

Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

МЕСЯЦ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

СЕНТЯБРЬ

Выпуск буклета «Роль театрализованной деятельности в развитии детей»

Выступление на родительском собрании «Особенности психо-эмоционального развития детей 4-5 лет».

Совместное участие детей и родителей в викторине «Что я знаю о театре».

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка»

Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр»

Изготовление вязаных игрушек родителями для кукольного настольного театра «Репка»

НОЯБРЬ

Наглядная информация для родителей на тему: «Как устроить домашний театр для детей»

Консультация на тему «Театр в детском саду»

ДЕКАБРЬ

Совместно с родителями изготовить декорации к сказке «Заюшкина избушка»

Информационная папка «Эмоции. Пластика. Мимика»

ЯНВАРЬ

Информационная папка «Роль художественной литературы в театрализованной деятельности»

Рисуем театр. Выставка рисунков.

ФЕВРАЛЬ

Анкетирование «Насколько театрален ваш ребенок»

Консультация на родительском собрании «Театр – наш друг и помощник».

МАРТ

Пополнить предметами посуды театральную зону

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками».

Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки»

АПРЕЛЬ

Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Консультация «Ребенок в мире сказок».

МАЙ

Мультимедийная презентация и фотоотчет «Юные актеры»



Организационный раздел Программы дополнительного образования

Описание материально-технического обеспечения Программы дополнительного образования

Для реализации Программы дополнительного образования «Театральные ступеньки» созданы условия.

Материальная база

Настольный театр игрушек.

Настольный театр картинок.

Стенд-книжка.

Фланелеграф.

Теневой театр.

Пальчиковый театр.

Театр Би-ба-бо.

Театр Петрушки.

Детские костюмы для спектаклей.

Взрослые костюмы для спектаклей.

Элементы костюмов для детей и взрослых.

Атрибуты для занятий и для спектаклей.

Ширма для кукольного театра.

Музыкальный центр, видеоаппаратура

Медиотека (аудио- и CD диски).

Декорации к спектаклям

Методическая литература











Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.

Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.


График реализации Программы дополнительного образования. Учебный план.

Обучение детей проводятся в форме игровых и практических занятий, с использованием оборудования и материалов необходимых для реализации дополнительной программы. С учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Срок реализации дополнительной программы с 01.09.2021 года по 31.05.2022 года.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год – 72ч.

Длительность занятия – 20 минут.

Учебный план.

Учебный план составлен в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой МДОАУ №17, разработанной и утвержденной образовательным учреждением самостоятельно в соответствии:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;

- Приказа министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному общеобразовательным программам»;

- Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р.

В учебном плане определено время на реализацию Программы «Театральные ступеньки» в процессе занятий педагога с детьми.


Расписание занятий «Театральные ступеньки»

Доп.

программа

возраст

Понеде

льник

вторник

среда

четверг

пятница

«Театральные ступеньки»

4-5 лет

1



15.45-16.05



15.45-16.05





Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий


Дата (месяц)

Тема занятия

Цель занятия

Количество занятий

Сентябрь

1

«Давайте познакомимся» 

 

 

 

Формирование представлений о себе, понимание особенностей своего характера.

Раскрепощение детей в группе.

Снятие эмоционального напряжения и барьеров в общении.

1

Октябрь

2

Чтение пьесы «Репка»;

«Выросла репка большая – пребольшая»

Поддержание заинтересованного отношения к играм-драматизациям, стремле­ние участвовать в этом виде деятельности.

 

1

Ноябрь

3

Репетиция настольного кукольного спектакля «Колобок»

Формирование

эмоциональной выразительности речи детей; развитие умения следить за развитием действия в сказке

1

Декабрь

4

«Сказки из сундучка»

 

Разыгрывать знакомые сказки, стихотворения;

обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.

1

Январь

5

«Ярмарочная площадь»

Привлечение детей к самостоя­тельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол

 

1

Февраль

6

«Тайны лесовичка»

 

Развивать способность детей понимать эмоциональное состоя­ние другого человека и учить адекватно выразить свое.

1

Март

7

Сценка «Волк и заяц»

 

 

Формировать умение детей разыг­рывать несложные представле­ния по зна­комым сказкам, используя при этом выразитель­ные средства (интонацию, мимику, жест);

1

Апрель

8

Театрализованная игра «Полет на Луну».

 

Совершенствование у детей способность правильно понимать эмоционально-вырази­тельное движение рук и адекват­но пользоваться жестами.

1

Май

9

Театрализованная игра

«Путешествие в мир сказок» (ИТОГОВОЕ)

Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях;

со­вершенствовать импровизацион­ные способности детей;

1

Итого

 

 

 

9

 



Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

При построении развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитывалось:

особенности эмоциональной личности ребенка,

его индивидуальные социально-психологические особенности;

индивидуальные предпочтения и потребности;

любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

поло-ролевые особенности.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе была оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

В группе также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:

театр настольный;

ширма;

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

театр математики;

театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации) ;

персонажи с разным настроением;

материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы) ;

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства;

уголок ряженья ;

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности учитывали следующие принципы: • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

• Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, потребует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место.  

• Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.  д., выбирать то, что ему по душе.

• Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

• Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.















42


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.