Дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Вдохновение» для детей среднего звена
ПРОГРАММА ТАНЦЕВАЛЬНОГО КРУЖКА «Вдохновение»
Пояснительная записка
Программа разработана на основании следующих документов: Закон РФ «об образовании», «ФГОС второго поколения», «Концепция духовно-нравственного воспитания».
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
Привить любовь к танцевальному искусству.
Развивать воображение и фантазию в танце.
Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:
· танцевальные репетиции
· игра
· беседа
· праздник
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:· игровой;· демонстрационный (метод показа);· метод творческого взаимодействия;· метод наблюдения и подражания;· метод упражнений;· метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
Регулярность занятий 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Время занятий: пятница с 18.00 до 19.20
Требования к занятиям учащихся:
К концу учебного года школьник должен овладеть рядом знаний и навыков: пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку. Ученик должен уметь тактировать руками, чувствовать характер марша и уметь передать его в шаге. Знать следующие движения: припадание, боковой шаг, уметь исполнять переменный шаг, знать позиции ног и рук классического танца.
Предполагаемый результат: В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.
ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Содержание занятия |
Кол-ко часов |
Сроки выполнения |
1. |
Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. |
7 часов |
сентябрь |
2. |
Выступление на концерте ко дню учителя. Танец с лентами. Классический тренаж. Ритмика. Разучивание новых движений танца. |
9 часов |
октябрь |
3. |
Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания движений танца. Проведение танцевального конкурса. |
11часов |
ноябрь |
4. |
Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца. Выступление на новогодней елке. |
5 часов |
декабрь |
5. |
Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца. |
5 часов |
январь |
6. |
Классический тренаж. Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. Разучивание движений . |
8 часов |
февраль |
7. |
Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности. |
8 часов |
март |
8. |
Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы. |
9 часов |
апрель |
9. |
Участие в праздничных мероприятиях. Классический тренаж. Подготовка к отчетному концерту. |
8 часов |
май |