Дополнительная образовательная программа клуба по интересам «Прометей» (8–10 классы)

4
0
Материал опубликован 4 January 2021



Управление образования администрации г. Горловка

УДО «Горловский Центр внешкольной работы»




Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по УВР Директор ЦВР


__________Плаксеева Н.А. __________ Гончарова О.П.






Дополнительная образовательная программа

клуба по интересам «ПРОМЕТЕЙ»



Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель:

педагог – организатор

Ильина А.В.




РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

УДО «Горловский Центр внешкольной работы»

Протокол №1 от 15.09.2016






г. Головка -2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уверенность в себе – это, прежде всего,

внутренняя установка,

вера в себя и свои возможности.

Уверенность в себе и знание своих

целей делает человека всесильным

настолько, чтобы осуществить

свою мечту.

Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования, главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены рядом факторов:

размытостью ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка;

отсутствием ценностей системы в организации воспитательного пространства социума;

негативность к самостоятельным действиям подростка, вызывающая за собой потребность обучающихся в перекладывание ответственности за решение проблем на взрослых.

Для того, чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности, необходимо помочь им в достижениях этого уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции. В настоящее время, решение этой задачи возможно через систему детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и культурологического характера.

Подрастающее поколение, как показала практика, не всегда правильно трактуют понятие «активная жизненная позиция», а иногда даже затрудняются дать определение. В ходе реализации программы, у учащихся, должны быть четко сформировано данное понятие как - формирование позитивного отношения к жизни и умения организовывать людей, единомышленников.

Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни школы. Программа несет в себе как обучающую так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков. Приобщить их к организационной и управленческой культуре.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств.

Дополнительная образовательная программа клуба «Прометей» относится к программам социально-педагогической направленности, в основе которой лежит социализация и адаптация подростков в современном социуме, создание условий для развития через освоение волонтерской деятельности.

Кроме того, программа призвана создать благоприятные условия для дальнейшего развития волонтерского движения, сформировать устойчивые установки на здоровый образ жизни и способствовать развитию лидерских качеств и адекватной самооценки участников клуба. Способствовать становлению активной жизненной позиции подростков через социально-значимую деятельность.


Цель программы: помочь обучающимся развить лидерские качества, сформировать активную жизненную позицию, духовно-нравственную культуру, ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих в процессе социализации подростков в обществе.

Задачи

1. Создавать условия для развитие лидерских качеств, инициативности, организаторских способностей, творческого потенциала, эмпатии и толерантности воспитанников.

2. Поддерживать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

3. Развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки;

4. Предоставлять возможность для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально- значимых дел, акций;

6. Воспитывать нравственные качества личности и активную гражданскую позицию через социально-значимую деятельность.

Формы организации учебных занятий:

- теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции);

- практическая деятельность (акции, социологические опросы, консультации, тренинги, деловые и ролевые игры)

Формы организации учебного процесса:

- групповая (работа с группой детей);

- индивидуальная (консультации каждого воспитанника).

Формы организации воспитательного процесса:

- познавательно-творческая деятельность (конкурсы, турниры, дискуссии);

- культурно-развлекательная деятельность (творческие гостиные, праздники, экскурсии, тренинги);

- спортивно-оздоровительная деятельность (игры на местности, пропаганда ЗОЖ, валеологические и психологические упражнения);

- работа органов ученического самоуправления (выборы детского актива, лидерские сборы и Слеты, акции);

- индивидуальная работа (консультации, составление индивидуальной карты развития воспитанника, коррекция поведения);

- работа с родителями (родительские собрания, гостиные, творческие мастерские, беседы);

- взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).

Методы обучения:

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

- эвристический метод («нахожу», «открываю»);

- исследовательский метод (предполагает самостоятельный поиск и пути решения поставленных задач);

- наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ и т.д.);

- игровые методы (ролевые, деловые, интеллектуальные и творческие игры);

- практические методы (задания, упражнения, тренинги и т.д.).

- принцип демократизации, определяющийся в свободе выбора, партнерским характером взаимодействия субъектов педагогического процесса;

Образовательный процесс данной программы определяют и регламентируют государственные и ведомственные нормативные документы:

Конституция Донецкой Народной Республики;

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей».


Ожидаемые результаты:

- обучающиеся должны знать:

основы публичного выступления;

методику работы над коллективно-творческим делом;

основы актерского мастерства;

основы делового этикета;

историю добровольчества;

понятие «конфликт» и способы его разрешения;

основы социальной поддержки.

- обучающиеся должны уметь:

владеть навыками публичного выступления;

владеть навыками словесного действия;

развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;

разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс;

владеть основными навыками организации акций;

работать в команде.

- обучающиеся должны научиться решать следующие жизненно-практические задачи:

Получать практические знания по организации работы волонтерских объединений, органов ученического самоуправления, детских объединений, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования, методикам продвижения проектов, игровым и организаторским технологиям;

Приобретать навыки лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности;

Приобретать умения проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности.

Владеть навыками и умениями разработки и реализации социального и творческого проекта.

Усваивать основы нравственности, бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, поведенческих норм в условиях уважения прав и свобод человека.

Приобретать навыки осознанного выбора здорового образа жизни и навыки уверенного поведения.

Эффективность реализации программы предполагает соблюдение ряда условий:

Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов в осуществлении творческого развития старшеклассников.

Установление педагогически организованного взаимодействия подростков с социальной средой.

Систематическое погружение старшеклассников в ситуацию творческого поиска.

Создание ситуации успеха.



Возраст воспитанников: 12-15 лет.

Количество часов: 72.

График проведения занятий: вторник 15.00-16.00, четверг 15.00-16.00.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов


Теория


Практика

Всего


Вводное занятие: экскурс в историю исследования уверенности в себе. Понятие уверенного и неуверенного поведения.

8

5

13

1.

Самооценка как важный регулятор поведения человека.

4

4

8

2.

Источники неуверенного поведения: эмоции, страхи, тревоги

5

5

10

3.

Уверенное поведение – ценности и убеждения. Сила слова. Я – высказывания.

4

3

7

4.

Техники поведения. Вербальная и невербальная самопрезентация.

4

4

8

5.

Психическое здоровье. Формы поддержания психического здоровья. Что такое стресс? Положительное и отрицательное воздействие стресса.

3

3

6

6.

Полюбить себя.

4

4

8

7.

«Теория стратегии». Цели как источник уверенности в себе.

6

6

12


Всего часов:



72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие: Ознакомить воспитанников с понятием уверенного и неуверенного поведения. Объяснить преимущества уверенного поведения и его внутренние основы.

«Самооценка как важный регулятор поведения человека». Найти причины возникновения неуверенности в себе. Ознакомить с моделями поведения. Рассмотреть потенциальные препятствия на пути к уверенности.

«Источники неуверенного поведения: эмоции, страхи, тревоги». Ознакомить с базовыми эмоциями человека и их влиянием на поведение. Проанализировать влияние базовых эмоций на поведение человека. Изучить приемы саморегуляции.

«Уверенное поведение – ценности и убеждения». Овладеть навыками уверенного поведения благодаря системе ценностей и убеждений, развить умение отстаивать свою точку зрения, активизируя Я - высказывания. Разобрать, в чем заключается сила слова.

«Техника поведения». Рассмотреть эффективные техники поведения, ознакомить с понятием «самопрезентация». Ознакомить воспитанников с вербальной и невербальной демонстрацией собственной личности в системе внешних коммуникаций, осмыслить влияние внешних ресурсов как источника уверенности. Совершенствовать на практике навыки публичного выступления.

«Психическое здоровье. Формы поддержания психического здоровья». Разъяснить, что такое стресс, как осуществлять контроль за стрессом. Упорядочить знания о стрессе, о том, как стресс влияет на организм человека, научить правильно относиться к стрессу. Ознакомить с методами профилактики, освоить аутотренинг.

«Полюбить себя». Раскрыть значение понятий: «самопринятие», «самоуважение», «самоодобрение». Развить уверенность воспитанников в себе через симпатию и уважительное самоотношение. Сделать выводы, какие качества важны для того, чтобы полюбить себя. Проанализировать сильные и слабые стороны своего Я.

«Теория стратегии. Цели как источник уверенности в себе». Информировать воспитанников о способах постановки и путях достижения цели. Овладеть алгоритмом постановки цели и шагов для ее достижения. Обсудить преграды, возникающие на пути к достижению цели. Анализировать ошибки детей и формировать правильное отношение к ним.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

работы клуба «Прометей»

Тема

Общее кол-во часов

в том числе

теория

практика


72



Вводное занятие

3

3


Экскурс в историю исследования уверенности в себе.




1

Тестирование: «Самооценка уверенности»

2

1

1

2

Упражнение «Круг уверенности»

2

1

1

3

Упражнение «Походка»

2

1

1

4

Упражнение «Улыбка»

2

1

1

5

Упражнение «Уличный фотограф»

2

1

1

Самооценка как важный регулятор поведения человека.




1

Тестирование: «Определение уровня самооценки личности».

2

1

1

2

Упражнение «Этюд».

2

1

1

3

Упражнение «Ситуация»

2

1

1

4

Упражнение «Город уверенности»

2

1

1

Источники неуверенного поведения: эмоции, страхи, тревоги.




1

Упражнение «Психогимнастика»

2

1

1

2

Упражнение «Ассоциативный ряд»

2

1

1

3

Упражнение «Куда уходит злость»

2

1

1

4

Упражнение «Горячий стул»

2

1

1

5

Упражнение «Словарик эмоций»

2

1

1

Уверенное поведение – ценности и убеждения.




1

Вступительная беседа: «Сила слова. Я – высказывания»

1

1


2

Упражнение «Слово»

2

1

1

3

Упражнение «Сила языка»

2

1

1

3

Упражнение «Стихотворение себе любимому»

2

1

1

Техника поведения.




1

Упражнение «Кто Я»

2

1

1

2

Упражнение «Чтение»

2

1

1

3

Упражнение «Голос»

2

1

1

4

Упражнение «Как укрепить свою коммуникабельность»

2

1

1

Психическое здоровье.




1

Комплекс упражнений по снятию стресса

2

1

1

2

Упражнение «Саморегуляция»

2

1

1

3

Упражнение «Аукцион»

2

1

1

Полюбить себя.




1

Упражнение «Звездная карта»

2

1

1

2

Упражнение «Декларация моей самоценности»

2

1

1

3

Упражнение «Объявление»

2

1

1

4

Упражнение «Мои сильные и слабые стороны»

2

1

1

«Теория стратегии». Цели как источник уверенности в себе.




1

Упражнение «Театр»

2

1

1

2

Упражнение «Я – подарок для человечества»

2

1

1

3

Упражнение «Я в лучах солнца»

2

1

1

4

Упражнение «Прощай»

2

1

1

2

Тестирование «Самооценка уверенности»

2

1

1

3

Упражнение «Подарки»

2

1

1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айдакова Л.Уроки психологии в школе. – М., 1993.

2. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Психогимнастика детей и подростков. – М.,. 11993.

3. Альберти Р. Эммонс М. Самоутверждающее поведение. С-Петербург: «Академический проект», 1998.

4. Аннекен Г. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе. Ростов-на-Дону. 1992.

5. Берн Э. Игры, вкоторые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. С-ПБ-г Университетская книга. АСТ, 1998.

6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999.

7. Водейко Р.И. Как управлять собой. Петрозаводск., 1990.

8. Горностай И. Шаги к компетентности и интеграции. Научно-методический сборник, - Киев: Контекст, 2000.

9. Гиппус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – М., 1967.

10. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург: изд. АРД ЛТД, 1997.

11. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997.

12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1994.

13. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977.

14. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – Знание, 1989.

15. Овчарук О. Компетентность как ключ обновления смысла образования. –К.:К1С.2003.

16. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

17. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

18. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

19. Сартан Г.Н. Психотренинги. – М., 1992.

20. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. 1996.

21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. 2000.

22. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. М., 1999.

23. Цукерман Г.А., Мастеров Б.Мс. Психология саморазвития. – М., 1995.

24. Чистякова М.И. Психодиагностика. М., 1990.

25. Хейнс У. Мой мир и я. Путь к единению. И., 1994.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.