Дополнительная образовательная программа клуба по интересам «Созвездие» (1–3 классы)
Управление образования администрации г. Горловка
УДО «Горловский Центр внешкольной работы»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по УВР Директор ЦВР
__________Плаксеева Н.А. __________ Гончарова О.П.
Дополнительная образовательная программа
клуба по интересам «СОЗВЕЗДИЕ»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог – организатор
Ильина А.В.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
УДО «Горловский Центр внешкольной работы»
Протокол №1 от 15.09.2016
г. Головка -2017
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования и является его приоритетным направлением. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Прежде всего, не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с раннего возраста к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.
Задачи по формированию у детей младшего школьного возраста художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Развивать у детей четкую, ясную дикцию, артикуляционный аппарат, с помощью скороговорок, чистоговорок, различных упражнений.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомима).
5. Научить детей с помощью различных упражнений снимать эмоциональное напряжение, а также напряжение с отдельных групп мышц.
6. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
7. Познакомить детей с различными видами театра и научить их использовать в самостоятельной деятельности.
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
9. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, соответственно возрасту.
Формы работы на занятиях — игры, беседы, видео-просмотры, аудио-прослушивания, рассказы, упражнения, этюды, пантомима и т.д.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающиеся должны уметь:
разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств (интонацию, мимику, жест);
произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно, с разными интонациями;
выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
неординарно и творчески мыслить;
сочинять этюды по сказкам;
оформлять и транслировать полученные знания;
работать индивидуально и в команде;
Выступать перед родителями, детьми своей группы, других групп.
Обучающиеся должны знать:
Виды театров;
Приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
Основные сведения о театральной культуре;
5-8 артикуляционных упражнений, скороговорок, дыхательных упражнений, упражнения по психогимнастике.
Обучающиеся должны научиться решать следующие жизненно-практические задачи:
Освоить и применять полученные знания и умения в театральной деятельности;
решать нестандартные задачи, ориентироваться в новых условиях;
совершенствовать и развивать свои коммуникативные умения, адаптироваться в социальной среде;
заботиться о своем духовном и психоэмоциональном развитии.
Эффективность реализации программы предполагает соблюдение ряда условий:
- создание благоприятной среды для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству через театрализованную деятельность;
- развитие речи ребенка;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- укрепление психического здоровья;
- развитие у ребенка волевых черт характера;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Возраст воспитанников: 7-10 лет.
Количество часов: 72.
График проведения занятий: среда 15.00-16.00
воскресенье 15.00-16.00
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
| | | | |
1. | «Театральная игра» | 7 | 10 | 17 |
2. | «Культура техники речи» | 5 | 5 | 10 |
3. | «Ритмопластика» | 8 | 14 | 22 |
4. | «Основы театральной азбуки» | 6 | 4 | 10 |
5. | «Путешествие в страну сказок» | 5 | 5 | 10 |
6. | «Театрально-игровые постановки» | 1 | 2 | 3 |
| | | | |
| Всего часов: | | | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие: Ознакомление воспитанников с содержанием программы, обоснованием тем, определение целей, задач и перспектив;
«Театральная игра»: последовательно познакомить детей с историей возникновения театра, различными видами театра. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему. Развивать способность запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительно – слуховое восприятие, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
«Культура техники речи»: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
«Ритмопластика»: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
«Основы театральной азбуки»: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
«Путешествие в страну сказок»: знакомство с русскими, зарубежными писателями, с народным творчеством, участие в литературных играх, тренингах.
«Театрально - игровые постановки»: сочинение этюдов, основываясь на сказках; развитие навыков действий с воображаемыми предметами; развитие умения пользоваться интонацией , выражающей разнообразные эмоцилнальные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение и т.п.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
работы клуба «Созвездие»
| ТЕМА | Кол-во часов | ДАТА |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
«Театральная игра» | |||
2. | Фантазия и воображение. Воображаемые предметы, ощущения. «Превращение» предмета. | 1 | |
3. | Пространственное воображение. Игра «Профессионалы» | 1 | |
4-5. | Внимание актера. Развитие внимания. | 2 | |
6-7. | Три круга развития внимания: зрительное, слуховое, осязательное. Упражнение «Индейцы» | 2 | |
8-9 | Сценическое движение. Снятие мышечных зажимов. | 2 | |
10-11 | Биомеханика. Игры: «Зеркало», «Я стеклянный, деревянный…» | 2 | |
12-13 | Биомеханика. Игры «Зоопарк», «Скульптор» | 2 | |
14-17 | Эмоциональная свобода. Игры: «Тренируем эмоции», «Тактильный образ», «Волшебная палочка», «Пробуждение на деревенском дворе» | 4 | |
| |||
«Культура техники речи» | |||
18-21 | Культура речи. Речь – инструмент актера. Речевой тренинг. «Сказка про Язычка». Скороговорки, чистоговорки. | 4 | |
22-23 | Дыхательная гимнастика. Дикция, артикуляция. | 2 | |
24-25 | Ритм. Ритмические стихи. Темпоритм. | 2 | |
26-27 | Упражнения: «Насосики», «Свеча», «Шарик», «Перышко» | 2 | |
| |||
| | | |
«Ритмопластика» | |||
28-29 | Пристройки. Выразительность поз, жестов. | 2 | |
30-31 | Игровое занятие: игры «Король, слуга», «Сижу как…», «Хожу как…» | 2 | |
32 | Игровое занятие: упражнение со стулом. | 1 | |
33 | Сценическое движение. Пантомима. Мим. | 1 | |
34-38 | Упражнения: «Зонтик», «Шаг на месте», «Импульс», «Штанга», «Кораблик», «Цветок». | 5 | |
39-40 | Двигательный тренинг. Упражнения: «Рисую музыку», «В рапиде». | 2 | |
41-44 | Двигательный тренинг. Упражнения: «Танец воды», «Танец огня», «Насос и мячик». | 4 | |
45 | Пластическая выразительность. Жестикуляция, мимика, поза. | 1 | |
46-47 | Упражнения: «Стекло», «Волна», «Мим», «Повтори жест», «Привет, пока…» | 2 | |
48 | Память физических действий. Предлагаемые обстоятельства | 1 | |
49 | Игровые упражнения: «Тропинка», «Живая планета». | 1 | |
«Основы театральной азбуки» | |||
50 | Настройка к действию. | 1 | |
51-52 | Театральные жанры. Жанровая особенность | 2 | |
53-54 | Воображение и эмоции. «Фантастический образ». «Фантастические гипотезы». | 2 | |
55-56 | Воссоздание образа персонажа. | 2 | |
57 | Метафоры. Аллегории. Гиперболы. | 1 | |
58-60 | Действенно-событийный ряд спектакля | 3 | |
| |||
«Путешествие в страну сказок» | |||
61 | Знакомство с зарубежными сказками. | 1 | |
62-63 | «Грамматика фантазии» Д. Родари | 2 | |
64 | Тренинг «Королевство сказок» | 1 | |
65-68 | Сказки-миниатюры. | 4 | |
69 | Сказочный каламбур. | 2 | |
| |||
«Театрально – игровые постановки» | |||
70-71 | Пространственное воображение. Построение мизансцен в спектакле | 2 | |
72 | Актерский тренинг «Винегрет» | 1 | |
| | | |
| Всего | 72 | |
Список литературы:
Беспалов В.И. «Школьный драматический кружок», М., 1955.
Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи - М: Искусство, 1997.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.- М.: Просвещение, 1982. 144с.
Горяева Н.Л. Первые шаги в мире искусства-М: Просвещение, 1991.
Кияновский А.А., Санькин С.Н. «Школьный театр в начальной школе». М. Просвещение, 1977.
Корогодский Я. «Этюд и школа» 1975г., «Играй, театр» 1982.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» Ярославль “Академия развития”, 1997.
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». Екатеринбург: У-Фактория, 2004 г.
Колесов В.В. «Культура речи». Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. Л.: Лениздат. 1988г.
Новиков Л.А. Искусство слова. - М: «Педагогика», 1991- с.44-61.
Орфографический словарь русского языка – М.: Русский язык, 1987.
Родари Д. «Грамматика фантазии». М., Прогресс, 1990.
Сазонов Е.Ю. «Театр наших детей», М., 1988.
Станиславский К.С. «Работа актера над собой». . М., Гос. изд-во "Худож. лит.", 1938, все более поздние издания.
Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль: «Академия развития», 1996.
Сыромятникова И.С. Технология грима.- М.: Высшая школа, 1991.- с.192.
Театр на школьной сцене. Приложение к журналу «Юный техник», 1983 № 9.
Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание. 1976.
«Что и как в театре кукол»: Сборник статей. Сост. Жаровцева.-М: Искусство, 1969
Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н.И. Платонова- М: Просвещение, 1983
Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.