12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Анна Владимировна51

Управление образования администрации г. Горловка

УДО «Горловский Центр внешкольной работы»




Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по УВР Директор ЦВР


__________Плаксеева Н.А. __________ Гончарова О.П.






Дополнительная образовательная программа

клуба по интересам «СОЗВЕЗДИЕ»

t1609766236aa.jpg

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель:

педагог – организатор

Ильина А.В.




РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

УДО «Горловский Центр внешкольной работы»

Протокол №1 от 15.09.2016








г. Головка -2017


Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования и является его приоритетным направлением. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Прежде всего, не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

    Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично.

    Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с раннего возраста к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

     Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.



Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Задачи по формированию у детей младшего школьного возраста художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Развивать у детей четкую, ясную дикцию, артикуляционный аппарат, с помощью скороговорок, чистоговорок, различных упражнений.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомима).

5. Научить детей с помощью различных упражнений снимать эмоциональное напряжение, а также напряжение с отдельных групп мышц.

6. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

7. Познакомить детей с различными видами театра и научить их использовать в самостоятельной деятельности.

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, соответственно возрасту.

Формы работы на занятияхигры, беседы, видео-просмотры, аудио-прослушивания, рассказы, упражнения, этюды, пантомима и т.д.


Ожидаемые результаты освоения программы:

Обучающиеся должны уметь:

разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств (интонацию, мимику, жест);

произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно, с разными интонациями;

выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

неординарно и творчески мыслить;

сочинять этюды по сказкам;

оформлять и транслировать полученные знания;

работать индивидуально и в команде;

Выступать перед родителями, детьми своей группы, других групп.



Обучающиеся должны знать:

Виды театров;

Приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

Основные сведения о театральной культуре;

5-8 артикуляционных упражнений, скороговорок, дыхательных упражнений, упражнения по психогимнастике.


Обучающиеся должны научиться решать следующие жизненно-практические задачи:


Освоить и применять полученные знания и умения в театральной деятельности;

решать нестандартные задачи, ориентироваться в новых условиях;

совершенствовать и развивать свои коммуникативные умения, адаптироваться в социальной среде;

заботиться о своем духовном и психоэмоциональном развитии.



Эффективность реализации программы предполагает соблюдение ряда условий:

- создание благоприятной среды для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству через театрализованную деятельность;

- развитие речи ребенка;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- укрепление психического здоровья;

- развитие у ребенка волевых черт характера;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.








Возраст воспитанников: 7-10 лет.

Количество часов: 72.

График проведения занятий: среда 15.00-16.00

воскресенье 15.00-16.00



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов


Теория


Практика

Всего






1.

«Театральная игра»

7

10

17

2.

«Культура техники речи»

5

5

10

3.

«Ритмопластика»

8

14

22

4.

«Основы театральной азбуки»

6

4

10

5.

«Путешествие в страну сказок»

5

5

10

6.

«Театрально-игровые постановки»

1

2

3







Всего часов:



72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие: Ознакомление воспитанников с содержанием программы, обоснованием тем, определение целей, задач и перспектив;

«Театральная игра»: последовательно познакомить детей с историей возникновения театра, различными видами театра. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему. Развивать способность запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительно – слуховое восприятие, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

«Культура техники речи»: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

«Ритмопластика»: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

«Основы театральной азбуки»: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

«Путешествие в страну сказок»: знакомство с русскими, зарубежными писателями, с народным творчеством, участие в литературных играх, тренингах.

«Театрально - игровые постановки»: сочинение этюдов, основываясь на сказках; развитие навыков действий с воображаемыми предметами; развитие умения пользоваться интонацией , выражающей разнообразные эмоцилнальные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение и т.п.)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

работы клуба «Созвездие»


ТЕМА

Кол-во часов

ДАТА

1.

Вводное занятие.

1


«Театральная игра»

2.

Фантазия и воображение. Воображаемые предметы, ощущения. «Превращение» предмета.

1


3.

Пространственное воображение. Игра «Профессионалы»

1


4-5.

Внимание актера. Развитие внимания.

2


6-7.

Три круга развития внимания: зрительное, слуховое, осязательное. Упражнение «Индейцы»

2


8-9

Сценическое движение. Снятие мышечных зажимов.

2


10-11

Биомеханика. Игры: «Зеркало», «Я стеклянный, деревянный…»

2


12-13

Биомеханика. Игры «Зоопарк», «Скульптор»

2


14-17

Эмоциональная свобода. Игры: «Тренируем эмоции», «Тактильный образ», «Волшебная палочка», «Пробуждение на деревенском дворе»

4



«Культура техники речи»

18-21

Культура речи. Речь – инструмент актера. Речевой тренинг. «Сказка про Язычка». Скороговорки, чистоговорки.

4


22-23

Дыхательная гимнастика. Дикция, артикуляция.

2


24-25

Ритм. Ритмические стихи. Темпоритм.

2


26-27

Упражнения: «Насосики», «Свеча», «Шарик», «Перышко»

2







«Ритмопластика»

28-29

Пристройки. Выразительность поз, жестов.

2


30-31

Игровое занятие: игры «Король, слуга», «Сижу как…», «Хожу как…»

2


32

Игровое занятие: упражнение со стулом.

1


33

Сценическое движение. Пантомима. Мим.

1


34-38

Упражнения: «Зонтик», «Шаг на месте», «Импульс», «Штанга», «Кораблик», «Цветок».

5


39-40

Двигательный тренинг. Упражнения: «Рисую музыку», «В рапиде».

2


41-44

Двигательный тренинг. Упражнения: «Танец воды», «Танец огня», «Насос и мячик».

4


45

Пластическая выразительность. Жестикуляция, мимика, поза.

1


46-47

Упражнения: «Стекло», «Волна», «Мим», «Повтори жест», «Привет, пока…»

2


48

Память физических действий. Предлагаемые обстоятельства

1


49

Игровые упражнения: «Тропинка», «Живая планета».

1


«Основы театральной азбуки»

50

Настройка к действию.

1


51-52

Театральные жанры. Жанровая особенность

2


53-54

Воображение и эмоции. «Фантастический образ». «Фантастические гипотезы».

2


55-56

Воссоздание образа персонажа.

2


57

Метафоры. Аллегории. Гиперболы.

1


58-60

Действенно-событийный ряд спектакля

3



«Путешествие в страну сказок»

61

Знакомство с зарубежными сказками.

1


62-63

«Грамматика фантазии» Д. Родари

2


64

Тренинг «Королевство сказок»

1


65-68

Сказки-миниатюры.

4


69

Сказочный каламбур.

2



«Театрально – игровые постановки»

70-71

Пространственное воображение. Построение мизансцен в спектакле

2


72

Актерский тренинг «Винегрет»

1







Всего

72



Список литературы:

Беспалов В.И. «Школьный драматический кружок», М., 1955.

Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи - М: Искусство, 1997.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.- М.: Просвещение, 1982. 144с.

Горяева Н.Л. Первые шаги в мире искусства-М: Просвещение, 1991.

Кияновский А.А., Санькин С.Н. «Школьный театр в начальной школе». М. Просвещение, 1977.

Корогодский Я. «Этюд и школа» 1975г., «Играй, театр» 1982.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» Ярославль “Академия развития”, 1997.

Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». Екатеринбург: У-Фактория, 2004 г.

Колесов В.В. «Культура речи». Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. Л.: Лениздат. 1988г.

Новиков Л.А. Искусство слова. - М: «Педагогика», 1991- с.44-61.

Орфографический словарь русского языка – М.: Русский язык, 1987.

Родари Д. «Грамматика фантазии». М., Прогресс, 1990.

Сазонов Е.Ю. «Театр наших детей», М., 1988.

Станиславский К.С. «Работа актера над собой». . М., Гос. изд-во "Худож. лит.", 1938, все более поздние издания.

Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль: «Академия развития», 1996.

Сыромятникова И.С. Технология грима.- М.: Высшая школа, 1991.- с.192.

Театр на школьной сцене. Приложение к журналу «Юный техник», 1983 № 9.

Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание. 1976.

«Что и как в театре кукол»: Сборник статей. Сост. Жаровцева.-М: Искусство, 1969

Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н.И. Платонова- М: Просвещение, 1983

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.