Дополнительная образовательная программа клуба по интересам «Волшебство слова» (1 класс)
Управление образования администрации г. Горловка
Муниципальное учреждение дополнительного образования
города Горловки
«Центр внешкольной работы»
Утверждено:
Директор
__________ Гончарова О.П.
Дополнительная образовательная программа
клуба по интересам
«Волшебство слова»
В озраст обучающихся:
5-6 лет
Срок реализации:
6 месяцев
Составитель:
Педагог-организатор
Ильина А.В.
РАСМОТРЕНО:
на заседании методического совета
МУДО Г. ГОРЛОВКИ «ЦВР»
Протокол № ___ от ___.___.2019
Горловка – 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – социально-педагогическая.
Назначение - создание условий для социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
Актуальность программы. Свободная, творческая личность, обладающая чувством собственного достоинства и проявляющая уважение к людям, формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Вопросы, связанные с нравственным воспитанием и коммуникативным развитием, для педагогической науки всегда были важными, но в течение последних двадцати лет они стоят наиболее остро. Дошкольное образование – это первая ступенька общественной социализации ребенка, где закладываются нравственные ценности и нормы культурного поведения, развивается формирующаяся личность маленького гражданина ДНР. Эффективное коммуникативно-нравственное развитие и воспитание личности граждан ДНР в течение всей жизни может обеспечить система непрерывного риторического образования, которая является неотъемлемой составляющей общей системы образовательного процесса (от предшкольного и до послевузовского включительно). Вслед за З.И. Курцевой, мы понимаем риторическое образование как многоуровневую теоретико-прагматическую систему, основной целью которой является обучение общению, коммуникативное развитие и нравственное воспитание функционально грамотной личности, способной успешно взаимодействовать и самореализоваться в современном социуме.
Результат развития, воспитания и образования ребенка на этапе дошкольного детства это подготовка к успешному обучению в школе. Целью подготовки к школе является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др., то есть формирование предпосылок универсальных учебных действий.
Образовательный процесс программы определяют и регламентируют государственные и ведомственные нормативные документы:
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС);
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. № 832;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;
Концепция формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. № 815;
Концепция исторического развития Донбасса от 11.04.2018 г. № 317;
Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 г. № 318;
Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8;
Требования к программам дополнительного образования для детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07. 2016 г. № 793;
Порядок проведения республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. № 379;
Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и населения на период до 2025 года, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2018 г. № 45;
Методические рекомендации «Приоритетные направления воспитательной работы в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования в 2019-2020 учебном году;
План совместных мероприятий Министерств и ведомств Донецкой Народной Республики с участием обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году;
Интерактивный календарь образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году от 13.08.2019 года №2355/18.1-30;
Положение о деятельности клубов по интересам МУДО г. Горловки «Центр внешкольной работы»
Цель:
Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками.
Развитие у детей дошкольного возраста осознанного отношения к оценке речевого поведения с точки зрения нравственных ценностей.
Развитие у детей дошкольного возраста осознанного отношения к оценке речевого поведения с точки зрения нравственных ценностей.
Задачи:
Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения) и основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, с учетом ситуации общения, адресата, соотношения вербальных и невербальных средств выразительности речи.
Развивать умение детей делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы; прививать умение обобщать факты; развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно, непротиворечиво, обоснованно.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Использование методов, приёмов:
Тематические встречи зависят от использования в них следующих методов обучения:
1. Словесные методы обучения:
беседа;
анализ текста и др.
2. Наглядные методы обучения
показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ, исполнение педагогом;
наблюдение;
работа по образцу и др.
3. Практические методы обучения
творческие задания;
коммуникативно-речевые упражнения;
риторические игры и др.
Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение, творческая мастерская.
Ожидаемые результаты:
Формирование социально-коммуникативных умений развивает способность ребенка к общению, которая проявляется на трех качественных уровнях:
«Я ХОЧУ» потребность и желание вступать в общение с окружающими;
«Я ЗНАЮ» знание норм и правил, которым нужно следовать при общении;
«Я УМЕЮ» умение организовать общение со взрослыми и сверстниками.
К ожидаемым результатам, при соблюдении требований к условиям реализации дополнительной образовательной программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ», на завершающем этапе ее реализации можно отнести следующие целевые ориентиры:
Ребенок умеет строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств, способен строить конструктивные взаимоотношения с участниками по совместной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.).
Ребенок способен ориентироваться в различных ситуациях общения и строить речевое высказывание, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, старается разрешать конфликты.
Ребенок достаточно хорошо владеет средствами выразительности устной речи: способен владеть своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно, с какой интонацией и т.п.
Ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и сверстниками.
Формы учета знаний и умений:
наблюдение за проявлениями социально-коммуникативного поведения дошкольника в различных видах деятельности,
анализ продуктов детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и словотворчество),
анкетирование родителей по вопросам сформированности у ребенка социально-коммуникативной компетентности, которая подразумевает развитие следующих умений:
Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.
Умение получать необходимую информацию в общении.
Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Умение спокойно отстаивать своё мнение.
Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать и т. д.)
Умение уважительно относиться к окружающим людям.
Умение принимать и оказывать помощь.
Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
График работы:
Возраст: 5-6 лет.
Срок реализации: программа рассчитана на 36 часа, 2 раза в неделю по 1 академическому часу, полугодие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Общение | 5 | 2 | 3 |
3. | Речевой этикет | 7 | 2 | 5 |
4. | Техника речи | 8 | 2 | 6 |
5. | Риторика в играх | 9 | - | 9 |
6. | Риторические зарисовки | 6 | - | 6 |
Всего: | 36 | 7 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием. Инструктаж по правилам техники безопасности. Правила поведения обучающихся во время занятий.
Раздел 2. Общение
Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).
Цель:
Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.
Задачи:
Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.
Раздел 3. Речевой этикет
Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.
Цели:
Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.
Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.
Задачи:
Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.
Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.
Раздел 4. Техника речи
Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).
Цель:
Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.
Задачи:
Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).
Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.
Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.
Раздел 5. Риторика в играх
Организация коммуникативно-речевых игр – упражнений, моделирование жизненных ситуаций общения.
Цель:
Подвести детей к тому, чтобы каждый познал себя, научился бы сравнивать себя с другими, а также прислушивался к самому себе.
Задачи:
Разные виды игр и упражнений раскрывают и снимают «Я» у ребенка за счёт внимания к своим товарищам и анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация дает небольшой опыт.
Дети чувствуют себя более уверенно, потому что понимают, что в трудную минуту их поддержат доброта, ласка и забота товарищей.
Подбор игр основывался на многолетнем опыте работы с детьми.
Введения игр определяется принципами постепенности принятия ребенком норм бесконфликтного общения.
Раздел 6. Риторические зарисовки
Развитие у обучающихся различных видов памяти (наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную). Формирование интереса к способам улучшения памяти. Обучение правильно ставить цель для запоминания материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Вводное занятие | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | | |
Общение | ||||
2. | «Острое словечко колет сердечко» (Что такое общение?) | 1 | | |
3. | «Вежливости открываются все двери» (Зачем быть вежливым?) | 1 | | |
4. | «Лучше друг верный, чем камень драгоценный» (Поделись игрушкою своей!) | 1 | | |
5. | «Испокон века книга растит человека» (Говорит она беззвучно…) | 1 | | |
6. | «Хорошая беседа не хуже обеда» (Для чего люди общаются?) | 1 | | |
Речевой этикет | ||||
7. | «Добро того учит, кто слушает» (Благодарность) | 1 | | |
8. | «Попросишь красиво - будешь очень милой» (Как обратиться с просьбой) | 1 | | |
9. | «Каков привет, таков и ответ» (Здравствуйте) | 1 | | |
10. | «Много говорить — голова заболит» (Правила общения) | 1 | | |
11. | «Красна речь слушаньем» (Какой ты слушатель?) | 1 | | |
12. | «Слово жжет хуже огня» (Не забудь извиниться) | 1 | | |
13. | «В чем проговорился, с тем и простился» (До свидания | 1 | | |
Техника речи | ||||
| | | | |
| | | | |
14. | «Будь своему слову господин» (Каким тоном?) | 1 | | |
15. | «Лучше ногой запнуться, чем языком» (Твой голос) | 1 | | |
16. | «Не скупись на улыбки, каждый делает ошибки» (От улыбки стало всем светлей…) | 1 | | |
17. | «Кто языком штурмует, не многое навоюет» (Тихо или громко?) | 1 | | |
18. | «Где слова редки, там они вес имеют» (Отгадай, что я сказал!) | 1 | | |
19. | «Доброе слово дом построит, а злое разрушит» (Каким тоном?) | 1 | | |
20. | «Язык болтает, а голова отвечает» (Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!) | 1 | | |
21. | «Слов много, а дела мало» (Отгадай, что я сказал!) | 1 | | |
| Риторика в играх | | | |
22. | Я и мои чувства | 1 | | |
23. | Я и моё имя | 1 | | |
24. | Я глазами других | 1 | | |
25. | Я и мои фантазии | 1 | | |
26. | Я и другие | 1 | | |
27. | Я и моя тайна | 1 | | |
28. | Я и мой мир | 1 | | |
29. | Я и мой друг | 1 | | |
30. | Я и мои мысли | 1 | | |
| Риторические зарисовки | | | |
31. | Приветствие | 1 | | |
32. | Мусорная корзина | 1 | | |
33. | Кто быстрее | 1 | | |
34. | Я хочу быть… | 1 | | |
35. | Говорящие руки | 1 | | |
36. | Подарок | 1 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: Монография / З.И. Курцева [Текст] – М.: МИОО, 2007, С. 12.
Курцева, З.И. Непрерывное риторическое образование / З.И. Курцева// Начальная школа плюс До и После. –2007. – № 4. – С. 15-19.
Курцева, З.И. Ты-словечко, я – словечко…(варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием). Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / З.И. Курцева [Текст] – М.: «Баласс», 2002.
Романова И.В.Риторика до школы: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.Под ред. Курцевой З.И.-Чебоксары: ЦДИП «INet», 2017. – 255 с.
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26. Зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564.
Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография / Под ред. Н.А. Ипполитовой и др. [Текст] – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. 224 с.
Романова И.В., Речевая культура диалога педагога с родителями. Под ред. З.И. Курцевой, -М: «Баласс», 2012. -192 с.