12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Анна Владимировна51



Управление образования администрации г. Горловка

Муниципальное учреждение дополнительного образования

города Горловки

«Центр внешкольной работы»



Утверждено:

Директор

__________ Гончарова О.П.






Дополнительная образовательная программа


клуба по интересам

«Волшебство слова»


Вt1609767400aa.jpg озраст обучающихся:

5-6 лет

Срок реализации:

6 месяцев





Составитель:

Педагог-организатор

Ильина А.В.



РАСМОТРЕНО:

на заседании методического совета

МУДО Г. ГОРЛОВКИ «ЦВР»

Протокол № ___ от ___.___.2019




Горловка – 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – социально-педагогическая.

Назначение - создание условий для социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками)  в тесном взаимодействии педагогов и родителей.

Актуальность программы. Свободная, творческая личность, обладающая чувством собственного достоинства и проявляющая уважение к людям,  формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Вопросы, связанные с нравственным воспитанием и коммуникативным развитием, для педагогической науки всегда были важными, но в течение последних двадцати лет они стоят наиболее остро. Дошкольное образование – это первая ступенька общественной социализации ребенка, где закладываются нравственные ценности и нормы культурного поведения, развивается  формирующаяся  личность маленького гражданина ДНР. Эффективное коммуникативно-нравственное развитие и воспитание личности граждан ДНР в течение всей жизни  может обеспечить система непрерывного риторического образования,  которая  является неотъемлемой составляющей общей системы образовательного процесса (от предшкольного и до послевузовского включительно). Вслед за З.И. Курцевой, мы понимаем риторическое образование как многоуровневую теоретико-прагматическую систему, основной целью которой является обучение общению, коммуникативное развитие и нравственное воспитание функционально грамотной личности, способной успешно взаимодействовать и самореализоваться в современном социуме.

Результат развития, воспитания и образования ребенка на этапе дошкольного детства  это подготовка к успешному обучению в школе. Целью подготовки к школе является  формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др., то есть формирование предпосылок универсальных учебных действий. 



Образовательный процесс программы определяют и регламентируют государственные и ведомственные нормативные документы:

Конституция Донецкой Народной Республики;

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС);

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;

Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. № 832;

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;

Концепция формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. № 815;

Концепция исторического развития Донбасса от 11.04.2018 г. № 317;

Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 г. № 318;

Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8;

Требования к программам дополнительного образования для детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07. 2016 г. № 793;

Порядок проведения республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. № 379;

Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и населения на период до 2025 года, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2018 г. № 45;

Методические рекомендации «Приоритетные направления воспитательной работы в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования в 2019-2020 учебном году;

План совместных мероприятий Министерств и ведомств Донецкой Народной Республики с участием обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году;

Интерактивный календарь образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году от 13.08.2019 года №2355/18.1-30;

Положение о деятельности клубов по интересам МУДО г. Горловки «Центр внешкольной работы»


Цель:

Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие у детей дошкольного возраста осознанного отношения  к оценке речевого поведения с точки зрения нравственных ценностей.

Развитие у детей дошкольного возраста осознанного отношения  к оценке речевого поведения с точки зрения нравственных ценностей.

Задачи:

Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения) и основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.

Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.

Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, с учетом ситуации общения, адресата, соотношения вербальных и невербальных средств выразительности речи.

Развивать умение детей делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы; прививать умение обобщать факты; развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно, непротиворечиво, обоснованно.

Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.



Использование методов, приёмов:

Тематические встречи  зависят от использования в них следующих методов обучения:

1. Словесные методы обучения:

беседа;

анализ текста и др.

2. Наглядные методы обучения

показ видеоматериалов, иллюстраций;

показ, исполнение педагогом;

наблюдение;

работа по образцу и др.

3. Практические методы обучения

творческие задания;

коммуникативно-речевые  упражнения;

риторические игры и др.

Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение,  творческая мастерская.


Ожидаемые результаты:

Формирование социально-коммуникативных умений развивает способность ребенка к общению, которая проявляется на трех качественных уровнях:

«Я ХОЧУ»  потребность и желание вступать в общение с окружающими;

«Я ЗНАЮ»  знание норм и правил, которым нужно следовать при общении;

«Я УМЕЮ»  умение организовать общение со взрослыми и сверстниками.

К ожидаемым результатам, при соблюдении требований к условиям реализации дополнительной образовательной программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ», на завершающем этапе ее реализации можно отнести следующие целевые ориентиры:

Ребенок умеет строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств, способен строить конструктивные взаимоотношения с  участниками по совместной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности  игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.).

Ребенок способен ориентироваться в различных ситуациях общения и строить речевое высказывание, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, старается разрешать конфликты.

Ребенок  достаточно хорошо владеет средствами выразительности устной речи: способен владеть своим голосом, понимает, когда нужно говорить  громко-тихо, быстро-медленно, с какой интонацией и т.п.

Ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и сверстниками.

Формы учета знаний и умений:

наблюдение за проявлениями социально-коммуникативного поведения дошкольника в различных видах деятельности,

анализ продуктов детской  речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и  словотворчество),

анкетирование родителей по вопросам сформированности у ребенка социально-коммуникативной компетентности, которая подразумевает развитие следующих умений:

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать и т. д.)

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

График работы:


Возраст: 5-6 лет.

Срок реализации: программа рассчитана на 36 часа, 2 раза в неделю по 1 академическому часу, полугодие.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Общение

5

2

3

3.

Речевой этикет

7

2

5

4.

Техника речи

8

2

6

5.

Риторика в играх

9

-

9

6.

Риторические зарисовки

6

-

6

Всего:

36

7

29


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием. Инструктаж по правилам техники безопасности. Правила поведения обучающихся во время занятий.

Раздел 2. Общение

Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).

Цель: 

Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.        

Задачи:

Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.

Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.

Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.


Раздел 3. Речевой этикет

Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.

Цели: 

Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.

Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.

Задачи:

Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.

Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.

Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.

Раздел 4. Техника речи

Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).

Цель: 

Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.

Задачи:

Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).

Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.

Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.


Раздел 5. Риторика в играх

Организация коммуникативно-речевых игр – упражнений, моделирование жизненных ситуаций общения.

Цель:

Подвести детей к тому, чтобы каждый познал себя, научился бы сравнивать себя с другими, а также прислушивался к самому себе.

Задачи:

Разные виды игр и упражнений раскрывают и снимают «Я» у ребенка за счёт внимания к своим товарищам и анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация дает небольшой опыт.

Дети чувствуют себя более уверенно, потому что понимают, что в трудную минуту их поддержат доброта, ласка и забота товарищей.

Подбор игр основывался на многолетнем опыте работы с детьми.

Введения игр определяется принципами постепенности принятия ребенком норм бесконфликтного общения.

Раздел 6. Риторические зарисовки

Развитие у обучающихся различных видов памяти (наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную). Формирование интереса к способам улучшения памяти. Обучение правильно ставить цель для запоминания материала.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


Вводное занятие

1.

Вводное занятие

1



Общение

2.

«Острое словечко колет сердечко» (Что такое общение?)

1



3.

«Вежливости открываются все двери» (Зачем быть вежливым?)

1



4.

«Лучше друг верный, чем камень драгоценный» (Поделись игрушкою своей!)

1



5.

«Испокон века книга растит человека» (Говорит она беззвучно…)

1



6.

«Хорошая беседа не хуже обеда» (Для чего люди общаются?)

1



Речевой этикет

7.

«Добро того учит, кто слушает» (Благодарность)

1



8.

«Попросишь красиво - будешь очень милой» (Как обратиться с просьбой)

1



9.

«Каков привет, таков и ответ» (Здравствуйте)

1



10.

«Много говорить — голова заболит» (Правила общения)

1



11.

«Красна речь слушаньем» (Какой ты слушатель?)

1



12.

«Слово жжет хуже огня» (Не забудь извиниться)

1



13.

«В чем проговорился, с тем и простился» (До свидания

1



Техника речи











14.

«Будь своему слову господин» (Каким тоном?)

1



15.

«Лучше ногой запнуться, чем языком» (Твой голос)

1



16.

«Не скупись на улыбки, каждый делает ошибки» (От улыбки стало всем светлей…)

1



17.

«Кто языком штурмует, не  многое  навоюет» (Тихо или громко?)

1



18.

«Где слова редки, там они вес имеют» тгадай, что я сказал!)

1



19.

«Доброе слово дом построит, а злое разрушит»  (Каким тоном?)

1



20.

«Язык болтает, а голова отвечает» (Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!)

1



21.

«Слов много, а дела мало» (Отгадай, что я сказал!)

1




Риторика в играх




22.

Я и мои чувства

1



23.

Я и моё имя

1



24.

Я глазами других

1



25.

Я и мои фантазии

1



26.

Я и другие

1



27.

Я и моя тайна

1



28.

Я и мой мир

1



29.

Я и мой друг

1



30.

Я и мои мысли

1




Риторические зарисовки




31.

Приветствие

1



32.

Мусорная корзина

1



33.

Кто быстрее

1



34.

Я хочу быть…

1



35.

Говорящие руки

1



36.

Подарок

1





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: Монография / З.И. Курцева [Текст] – М.: МИОО, 2007, С. 12.  

Курцева, З.И. Непрерывное риторическое образование / З.И. Курцева// Начальная школа плюс До и После. –2007. – № 4. – С. 15-19.  

Курцева, З.И. Ты-словечко, я – словечко…(варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием). Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / З.И. Курцева [Текст]  – М.: «Баласс», 2002.

Романова И.В.Риторика до школы: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.Под ред. Курцевой З.И.-Чебоксары: ЦДИП «INet», 2017. – 255 с.

СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26. Зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564.

Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография / Под ред. Н.А. Ипполитовой и др.  [Текст] – М.: «Прометей» МПГУ, 2005.           224 с.

Романова И.В., Речевая культура диалога педагога с родителями. Под ред. З.И. Курцевой, -М: «Баласс», 2012. -192 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.