Дополнительная образовательная программа «Лечебная физическая культура» (7 класс)
Дополнительная образовательная программа
«Лечебная физическая культура»
Контингент обучаемых
Программа рассчитана для обучающихся 9 класса, 15-16 лет.
Объем часов
Учебный план включает 1 час занятий в неделю.
Составитель программы Третьякова И.Л.
Город Чусовой 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Представленная мною дополнительная образовательная программа «Лечебная физическая культура» предназначена для учащихся, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии школьников, но и укрепление здоровья детей.
В основное содержание программы входят:
- упражнения различной направленности, развивающие физические способности школьников;
- Спортивные и подвижные игры, формирующие умение к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на развитии оперативного мышления и умственного развития ребенка в целом.
Учебный материал, представленный в программе, доступен школьникам, соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, а также поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Цель программы: содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.
Достижения этой цели решают следующие педагогические задачи:
- развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;
- развитие и формирование правильной осанки и правильного развития сводов стопы;
- формирование мышечного корсета;
- выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
- развитие координационных способностей;
- нормализация эмоционального тонуса;
- приобретение необходимых знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни;
- воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование с оздоровительной направленностью, контрольные испытания и врачебный контроль.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа в год, одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут, разработана для учащихся, имеющих проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата. В ее реализации участвуют не только школьники, имеющие отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие сводов стопы), но и учащиеся, стремящиеся улучшить физическое развитие и физическую подготовленность. Основным содержанием программы являются общеразвивающие упражнения на развитие силы, гибкости, упражнения на дыхание, для профилактики плоскостопия и подвижные игры, нацеленные на развитие у учащихся координационных способностей. В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воздействия упражнений на организм школьника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитание у учащихся желания физического самосовершенствования.
Теоретический материал программы дается темами, сообщение знаний организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения двигательных действий или после занятия (группой или индивидуально). Такие беседы знакомят учащихся с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений, их значимости на организм человека, разнообразии подвижных игр, правил проведения и их влияния на физическое развитие школьников.
Содержание программы.
1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 2 часа.
Правила поведения на занятиях лечебной физической культуры, гигиенические требования. Техника безопасности во время занятий.
Что такое лечебная физическая культура и ее роль в физическом развитии школьников и учащихся, имеющих отклонения в здоровье. Что такое правильная осанка.
Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим.
Правила приема воздушных и солнечных ванн.
Правила проведения подвижных игр.
2. Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью - 12 часов.
Физические упражнения:
упражнения в положении стоя;
упражнения в положении сидя;
упражнения в положении лежа на спине и животе;
упражнения в положении стоя на четвереньках и упражнения в равновесии;
упражнения с гимнастическими палками;
упражнения для формирования и закрепления правильной осанки;
упражнения для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия;
упражнений дыхательной гимнастики.
Упражнения на открытом воздухе: ходьба ступающим шагом, спуски и подъемы на небольшие склоны.
Подвижные игры и игры малой подвижности;
3. Контрольные испытания и врачебный контроль – 2 часа.
Программа предусматривает несколько видов контроля:
Предварительный (устное собеседование с целью получения сведений об исходном уровне знаний и умений учащихся, мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся медицинским работником школы и учителем физической культуры);
Периодический (контроль выполнения упражнений в процессе проведения занятий в виде наблюдений);
Итоговый (мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся медицинским работником школы и учителем физической культуры);
Контрольные испытания и врачебный контроль проводятся в начале и конце учебного года. По результатам проверки определяется влияние содержания занятий на здоровье школьников. Показатели являются положительными, если у занимающихся в конце учебного года будет наблюдаться улучшение результатов мониторинга.
Контрольные нормативы.
Контрольные упражнения (тесты) | мальчики | девочки |
Челночный бег 3х10м (сек) | | |
Прыжок в длину с места (см) | | |
Наклон вперед сидя на полу | | |
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы учащийся:
Будет знать: правила поведения на занятиях ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Будет уметь: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в школе, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в спортивные и подвижные игры.
Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культуры.
Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения, упражнения для формирования сводов стопы, спортивные, подвижные игры.
Тематический план
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы контроля |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Упражнения на дыхание. Игра- ВОЛЕЙБОЛ в кругу. | 1 | Беседа | |
2. | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности (в процессе занятий) | 3 | Беседа 1.Упражнения на гибкость 2. Упражнения на эластичность двигательного аппарата. 3.Упражнения на укрепление свода стопы. |
|
3. | Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью | 8 | Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики. плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра; |
Наблюдения учителя;
самоконтроль;
проверка и исправление ошибок, если они допущены;
взаимоконтроль. |
4. | Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью | 8 | Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра; | |
5. | Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью | 5 | Комплекс упражнений на исправление осанки дыхательная гимнастика, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра; | |
6. | Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью | 5 | Комплекс упражнений на исправление осанки Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра; | |
7. | Контрольные испытания и врачебный контроль.
| 4 | Проверка состояния физического здоровья учащихся медицинским работником школы. Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. | |
| Всего часов | 34 | часа |
Методическое обеспечение образовательной программы.
Целью программы является: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Она содержит в себе не только комплекс мероприятий и упражнений, направленных на устранение и профилактику данных нарушений в общем развитии школьников, но и на укрепление
опорно-двигательного аппарата в целом.
В процессе обучения рекомендуется использовать такие методы обучения как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная и фронтальная.
Упражнения лечебной физической культуры дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно. Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы.
Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма учащихся, потому что в группе могут быть ученики различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Перед тем как приступать к самостоятельным занятиям дети должны уметь правильно выполнять упражнения. Это также является одной из главных задач лечебной физической культуры в начальных классах. Для наилучшего усвоения содержания программы и получения положительного эффекта от физических упражнений важными элементами обучения являются: постоянная посещаемость, дисциплина, соблюдение техники безопасности и требование от учащихся качественного выполнения упражнений.
Литература.
Методическая литература:
Болонов Г.П., «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения», М.: ТЦ «Сфера», 2003 год;
Велитченко В.К., «Физкультура для ослабленных детей», М.: Терра-спорт, 2000 год;
Дубровский В.И., «Лечебная физическая культура», М.: Владос, 2004 год;
Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., «Лечебная физкультура и массаж. Методика оздоровления детей младшего школьного возраста», Практическое пособие, 2002 год;
Кириллов А.И., «Сколиоз: эффективное лечение и профилактика» М.; АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ,2008 год;
Красикова И.С. «Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки», 3-е изд.-СПб.КОРОНА-Век,2007 год;
Ловейко И.Д., «Формирование осанки у школьников» (пособие для учителей и школьных врачей). М.: Просвещение, 1970 год;
Мачинский В.И., «Гимнастика, исправляющая осанку»; М., 1984 год;
Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., «Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей», М.: «Эксмо», 2003 год;
Минаев Б.Н., Шиян Б.М., «Основы методики физического воспитания школьников», Москва, «Просвещение», 1989 год;
Николайчук Л.В., Николайчук Э.В., «Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие», Минск: Книжный Дом, 2004 год;
«Примерные программы начального общего образования по физической культуре» (2006 г);
Страковская В.Л., «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1года до 14 лет», М.: Новая школа, 1994 год;
Халемский Г.А., «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки», министерство образования Российской Федерации, управление социального образования, Москва, ЭНАС, 2001 год;
Халемский Г.А., «Коррекция нарушений осанки у школьников», методические рекомендации, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001 год;
Шестопалов С.В., «Физические упражнения», Ростов-на-Дону: Проф-пресс, 2001 год.
Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Народное образование».
Горбункова Ольга Ивановна