Дополнительная образовательная программа по модулю «Приготовление блюд лечебного и диетического питания с биологически активными добавками» по профессии «Повар, кондитер»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по профессиональному модулю «Приготовление блюд лечебного и диетического питания с биологически активными добавками»для студентов, обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
на 2017‒2018 учебный год
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ | |
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН |
|
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК |
|
4. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ |
|
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРИЛОЖЕНИЕ Оценочные материалы | |
1. общая характеристика ПРОГРАММЫ
1.1. Нормативно-правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
Программа разработана на основе профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований):
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1569 (Зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2016 г. N 44898);
Профессиональный стандарт "Повар", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 610н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2015 г., регистрационный № 39023)
Профессиональный стандарт "Кондитер", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. № 597н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 сентября 2015 г., регистрационный № 38940)
1.2. Область применения программы
Настоящая программа предназначена для подготовки повышения квалификации лиц, имеющих квалификацию «Повар, кондитер»
1.3. Требования к слушателям (категории слушателей) _лица, имеющие профессию «Повар, кондитер» с целью последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, имеющейся профессии рабочего, должности служащего.
1.4. Цель и планируемые результаты освоения программы
Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками
Программа направлена на освоение следующих общих компетенций (ОК):
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Обучающийся в результате освоения программы должен
Основные виды деятельности | Код и наименование компетенции | Показатели освоения компетенций |
Приготовление блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками | ПК 1.1 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками | Практический опыт: Приготовления, творческого оформления и подготовки блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками |
Умения: - проверять органолептическим способом качество основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним, биологически активных добавок и соответствие технологическим требованиям к блюдам; - выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления полуфабрикатов и блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками; - использовать различные технологии приготовления и оформления блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками; - оценивать качество готовых блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками. | ||
Знания: - основные принципы организации лечебного и профилактического питания; - характеристику диет и рационов лечебного и детского питания; - классификацию, пищевую ценность, требования к качеству полуфабрикатов и готовых блюд лечебного и детского питания; - правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении блюд лечебного и детского питания; - последовательность выполнения технологических операций при подготовке сырья и приготовлении блюд с биологически активными добавками; - правила проведения бракеража готовых блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками; - способы сервировки и варианты оформления, температуру подачи готовых блюд; - правила хранения и требования к качеству готовых блюд; - виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования. |
1.5. Форма обучения – _очная
Режим занятий: _по расписанию занятий и согласно календарному графику
1.6. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы – удостоверение о повышении квалификации
2. учебный план
Наименование компонентов программы | Обязательные аудиторные учебные занятия (час.) | Дистанционное обучение (час.) | Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (час.) | Стажировка/ практика (час.) | Всего учебной нагрузки (час.) | ||
всего | в т. ч., практических и семинарских занятий | | | всего | в т.ч. консультации преподавателя | ||
1 | 2 | 3 | | | 4 | 5 | 6 |
МДК Приготовление блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками | 8 | 2 | - | - | 24 | - | 32 |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Промежуточная аттестация** | | | | | | | |
Итоговая аттестация | 4 | | | | | | |
| 12 | | | | 24 | | 36 |
3. Календарный учебный график
Компоненты программы | Аудиторные занятия | Стажировка/ практика | Итоговая аттестация | |||||
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | |||||
МДК (лекция) | 2 | 2 | 2 | | 24 | 4 | ||
МДК (практическое занятие) | | | | 2 | ||||
| | | | | ||||
| | | | |
4. Программа учебных модулей
Наименование модулей и тем программы | Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся | Объем часов | |||
1 | 2 | 3 | |||
Наименование компонента программы ПМ Приготовления блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками
| 36 | ||||
МДК Приготовление блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками | Содержание | Уровень освоения | 6 | ||
1. Биологически активные добавки. Краткая характеристика БАДов и их использование в приготовлении пищи и создании новых продуктов питания с заданными свойствами. | 2 | ||||
2. Характеристика горячих блюд лечебного питания: первые (супы) и вторые блюда. Рецептуры блюд и технология приготовления. Нормы отпуска, оформление и температура подачи. Требования к качеству готовых блюд и сроки их хранения. Органолептические способы определения степени готовности и качества приготовленных диетических блюд и их соответствие требованиям лечебного питания по температуре, цвету, запаху и консистенции. | 2 | ||||
3. Характеристика холодных блюд, сладких блюд и напитков лечебного питания. Рецептуры блюд и технология приготовления. Нормы отпуска, оформление и температура подачи. Требования к качеству готовых блюд и сроки их хранения. Органолептические способы определения степени готовности и качества приготовленных блюд и их соответствие требованиям по цвету, запаху и консистенции. | 2 | ||||
Практическое занятие «Составление инструкционных карт приготовления блюд и гарниров из овощей» | 2 | ||||
Стажировка/практика Подготовка рабочего места, оборудования и инвентаря для приготовления диетических блюд. Определение годности пищевых продуктов перед обработкой. Первичная обработка продуктов для приготовления блюд лечебного (диетического) питания. Определение степени готовности лечебных блюд и вкусовых качеств готовых блюд. Порционирование, сервировка и оформление блюд лечебного питания для подачи. Приготовление, оформление и правила подачи блюд лечебного и детского питания. Проверка органолептическим способом качества сырья и полуфабрикатов для блюд. Проведение бракеража готовых блюд. Соблюдение норм и правил безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности. | 24 | ||||
Итоговая аттестация | 4 |
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ условия реализации программы
5.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- теле-, видеоаппаратура;
- мультимедиапроектор.
Технические средства обучения:
- тепловое оборудование: плиты электрические; шкаф жарочный; микроволновая печь;
- механическое оборудование: универсальный механический привод со съемными насадками, миксер, блендер;
- холодильное оборудование: шкаф холодильный; шкаф морозильный;
- вспомогательное и дополнительное оборудование: столы производственные; весы настольные; ванны моечные; стеллажи; производственная посуда и инвентарь; столовая посуда для оформления и подачи блюд;
- учебные столы для проведения инструктажа, заполнения отчетов и дневников.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для нач. проф. образования. / Н.А. Анфимова. – 4-е изд., перераб. и допол. – М.: «Академия», 2018.– 400 с.
Бурашников Ю.М. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле: учебник для нач. проф. образования / Ю.М. Бурашников, А.С. Максимов. – 5-е изд., стер. – М.:»Академия», 2017. – 240 с.
Золин В.П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания: учебник для нач. проф. образования / В.П. Золин. – 9-е изд., стер. – М.: «Академия», 2018. – 320 с.
Ковалев Н.И. Технология приготовления пищи: учебник / Н.И. Ковалев М.Н. Куткина, В.А. Кравцова; под ред. М.А. Николаевой. – М.: Деловая культура, 2018. – 480 с.
Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. – 4-е изд. стер. – М.: Академия, 2018 – 256 с.
Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учеб. пособие для нач. проф. образования / З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. – М.: «Академия», 2017. – 272 с.
Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие для нач. проф. образования / В.В. Усов. – 8-е изд., стер. – М.: «Академия», 2018. – 432 с.
Шатун Л.Г. Кулинария: учебник для нач. проф. образования/ Л.Г.Шатун.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 320 с.
Дополнительные источники:
Долгополова, С.В. Новые кулинарные технологии / С.В. Долгополова – М.: «Ресторанные ведомости», 2015. – 272 с.
Усов, В.В. Основы кулинарного мастерства: учебное пособие для средн. проф. образования / В.В. Усов. – М.: «Академия», 2017. – 608 с.
Усов, В.В. Русская кухня: Блюда из овощей, грибов, молока и яиц, круп и муки. Выпечка: учебное пособие для средн. проф. образования / В.В. Усов. – М.: «Академия», 2017 – 288 с.
Харченко Н.Э. Технология приготовления пищи. Практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Э. Харченко, Л.Г. Чеснокова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2017. – 288 с.
Харченко Н.Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учеб. пособие для образоват. учреждений нач. проф. образования / Н.Э. Харченко. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2018 – 496 с.
5.3. Организация образовательного процесса
Образовательный процесс в колледже осуществляется в течении всего календарного года. Продолжительность обучения по программе – 36 часов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, мастер-классы, консультации и другие виды учебных занятий, определенные учебным планом.
Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме квалификационного экзамена.
5.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров: Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Интернет-ресурсы:
Большой электронный сборник рецептур для предприятий общественного питания/
http://www.100menu.ru/pages.index/furchet/2.htm
Главный портал индустрии гостеприимства и питания/ http://www.horeca.ru/
Весь общепит России/http://pitportal.ru/
Федеральный портал образовательных ресурсов. Общественное питание/www.edu.ru/ Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/5/mc/oknpo/mi/36/p/page.html
5. База нормативной документации: www.complexdok.ru
6. Контроль и оценка результатов освоения курса
Формы итоговой аттестации квалификационный экзамен
Общая характеристика итоговой аттестации (при необходимости)
Результаты (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 1.1 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками | Правильность приготовления, оформления и подготовки блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Обоснованность и адекватность применения методов и способов решения профессиональных задач |
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Быстрота и точность поиска, обоснованность выбора оптимальность и научность необходимой информации и применения современных технологий ее обработки |
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Способность организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций; проявление стремлений к самообразованию и повышению профессионального уровня |
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Адекватность взаимодействия с коллегами, руководством ОУ, работодателями |
ОК 5. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Рациональность и корректность использования информационных ресурсов в профессиональной и учебной деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочные материалы
Задание для теоретической части квалификационного экзамена
1. Назовите витамины, относящиеся к группе биофлавоноидов:
а) витамин Р (дигидроверцитин);
б) витамин Д3 (Кальциферол);
в) витамин В2 (Рибофлавин);
г) витамин А (Ретинол ацетон).
2. Оптимальная доза пектина в условиях радиоактивного загрязнения:
а) 15 –16 г;
б) 20 –21 г;
в) 17 –18 г;
г) 10 –12 г;
3. В сочетании с чем пектины продлевают действие лекарственных препаратов, применяемых при лечении сахарного диабета:
а) с цедрой цитрусовых;
б) с пищевыми волокнами;
в) с антибиотиками;
г) с витаминами;
4. Продукт «Биоэлиминатор» разработан для людей:
а) с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
б) проживающих в зоне повышенной радиации;
в) страдающих сахарным диабетом;
г) с нарушением функции щитовидной железы.
5. Печенье с Ca, Cl и KCl рекомендовано людям:
а) страдающим почечной недостаточностью;
б) с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
в) с заболеванием желудочно –кишечного тракта;
г) страдающим сахарным диабетом.
6. Добавки растительного происхождения и композиционные смеси используют:
а) для снижения энергетической ценности;
б) для снижения биологической ценности;
в) для увеличения пищевых волокон;
г) для увеличения содержания белков;
7. Для специализированного детского питания применяются пищевые продукты, обогащенные:
а) бифидобактериями;
б) белками, витаминами;
в) жирами, углеводами;
г) пищевыми волокнами;
д) минеральными веществами;
8. С какой периодичностью определяется качество основного сырья?
а) в каждой партии;
б) по мере необходимости;
в) каждую смену;
9. Какой из перечисленных продуктов содержит наибольшее количество белков?
а) хлеб;
б) сливочное масло;
в) рыба;
г) фасоль;
10. От чего зависит энергетическая ценность пищевых продуктов?
а) от содержания белков, воды и минеральных веществ;
б) от содержания белков, жиров и углеводов;
в) от содержания углеводов, витаминов и жиров.
Задание для практического этапа квалификационного экзамена
Описание задания:
1. Подготовка рабочего места, оборудования и инвентаря для приготовления диетических блюд.
2. Приготовление блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками
3. Определение степени готовности лечебных и детских блюд и вкусовых качеств готовых блюд.
4. Порционирование, сервировка и оформление блюд лечебного и детского питания с биологически активными добавками
Примечание: при выполнении задания информировать технического эксперта о выполнении каждого трудового действия, предусмотренного в задании.
Условия выполнения задания: в помещении (учебная мастерская).
.
Во время экзамена Вы можете воспользоваться оборудованием, инструментами и материалами: столы производственные, холодильное оборудование, плиты электрические, шкаф жарочный, привод универсальный, весы настольные, ванны моечные, стеллажи, инвентарь, доски разделочные, ножи, посуда кухонная и столовая, приборы столовые и инструменты. Нормативная документация для контроля качества: Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О качестве и безопасности пищевых продуктов»/ Утв. 02.01.2000 ФЗ-29; ГОСТ Р 53104-2008 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания.
Время выполнения практического этапа профессионального экзамена для прохождения процедуры оценки квалификации: 2 часа 30минут.
2