Дополнительная образовательная программа «Проведение занятий по развитию познавательно-речевых способностей у детей: Волшебная песочница»

0
0
Материал опубликован 15 December

1

ПРОГРАММА
дополнительной  образовательной услуги
«Проведение занятий по развитию
познавательно-речевых способностей у детей: 
Волшебная песочница»

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.    Целевой раздел    
1.    Пояснительная записка    3
1.1.1    Цели и задачи Программы    4
1.1.2    Принципы и подходы к формированию Программы    4
1.2    Планируемые результаты    5
1.3    Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы    5
1.4    Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе    5
1.5    Характеристики особенностей развития детей     7
II.    Содержательный раздел    
2.1    Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей    8
2.2    Содержание деятельности и формы работы    8
2.3    Особенности взаимодействия с семьями воспитанников     9
III.    Организационный раздел    
3.1    Организация развивающей предметно-пространственной среды    10
3.2    Кадровые условия реализации Программы    10
3.3    Материально-техническое обеспечение Программы    10
3.4    Планирование образовательной деятельности    11
3.4.1    Учебный план    11
3.4.2    Расписание непосредственно образовательной деятельности    11
3.4.3    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию познавательно-речевых способностей у детей    14
4.    Перечень литературных источников    27


I.    Целевой раздел
1.    Пояснительная записка
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.
Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» - если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты - предоставляет детям волшебница-песочница.
Программа имеет психокоррекционную, развивающую направленность и призвана способствовать созданию условий для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Актуальность предлагаемой программы базируется на материалах научных исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии.
Программа «По развитию познавательно-речевых способностей у детей» разработана на основании: 
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
-  Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Государственная программа Ханты-Мансийского Автономного Округа-ЮГРЫ «Развитие образования в Ханты-Мансийском Автономном Округе-ЮГРЕ на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».
Срок реализации Программы - 1 год.
Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ

0.0.1    Цели и задачи Программы
Цель программы- создание условий для развития коммуникативных, языковых, интеллектуальных и познавательных способностей в процессе работы с интерактивным песком, формирование всех психических процессов, развитие мелкой моторики, творческих способностей и положительно - эмоционального восприятия окружающего мира, воображения и фантазии.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и познавательные способности в процессе игры.
Развивающая: развивать воображение и фантазию, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать познавательный интерес. 
Предложенная образовательная программа педагогически целесообразна, так как сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы.

0.0.2    Принципы и подходы к формированию Программы
Основная идея программы - используя игры в интерактивной песочнице позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

•     Принцип воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение - две стороны единого процесса формирования личности. 
•    Принцип развивающего обучения. Суть заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения и необходимые навыки, но и происходит развитие всех психических процессов. 
•    Принцип гуманизации педагогического процесса. В основе этого принципа лежит личностно - ориентированная модель воспитания и обучения. 
•    Принцип систематичности и последовательности предполагает логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. 
•    Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка по отдельности. 
•    Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка. 
•    Принцип наглядности имеет важное значение в обучении детей дошкольного возраста. Это объясняется прежде всего, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно - образный характер.
    Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
•    понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
•    формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
•    гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

0.1    Планируемые результаты

К концу обучения по программе     
•    Значительное повышение уровня развития творческих способностей
•    Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
•    У детей повысится интерес к узнаванию нового, вырастет желание экспериментировать.
•    Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом. Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
•    Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
•    Ребенок способен слушать своего собеседника.
•    Профилактика и снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
Формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я- концепции, способности к самовосприятию.

1.3 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Программа способствует:
Песочная анимация способствует развитию творческого мышления у детей, развивает мелкую моторику рук, что сказывается на развитии речи, закладывает основы для ловкости рук, уверенности и силы в мелких движениях, помогает в дальнейшем в постановке почерка ребенка.Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, стать более ответственным, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку само выражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки.

1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка, специфическом характере развития каждого из них.
Программа ориентирована на ребенка и  нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.  
Инструментарий для педагогической диагностики - диагностические карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности; 
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с подгруппой, группой детей.
В ходе образовательной деятельности программа предполагает создание диагностических ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Основные используемые методы педагогической диагностики:
- наблюдение за ребенком,
- беседы.

Карта диагностического наблюдения для дошкольного возраста
За каждый показатель - 1 балл.

Список детей    Показатели    Общий
балл
        эмоциональное состояние детей    развитие образного мышления    развитие тактильной чувствительности    развитие зрительно-моторной координации    развитие ориентировки в пространстве    сенсо-моторного восприятия    
                                                        
                                                        

5- 6 баллов - сформирован:ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно
2-4 баллов - частично сформирован:ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.
1 балл - не сформирован:ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания
Итоговый контроль. В конце каждого учебного года проводится итоговое, на котором анализируется работа кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год.

0.1    Характеристика особенностей развития детей

Приблизительно с трех лет начинаетсясоциализация ребенка. Следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Можно упрощенно сказать, что на базе отношений с миром вещей происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято  в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения. Главной интеллектуальной функцией в дошкольном возрасте оказывается речь: начинается активное развитие вербального интеллекта: способности отразить мыслительный процесс в речи. Речь активно стимулирует психофизическое развитиеребенка.Происходитнакоплениесловарногозапаса(активныйсловарьтрехлетнегоребенка содержит около 1200 слов, шестилетнего - 3000-5000 слов). 
Речь поначалу ситуативная, недостаточна для рассказа о каких-либо событиях, затем развивается контекстная речь, когда говорящий может представить последовательность событий, выразить отношение к ним, сам не принимая участия в описываемых событиях. Последней появляется объяснительная речь, возможность передачи информации. Уровень развития речи дошкольника очень сильно зависит от того, насколько этому уделяется внимание дома, находят ли родители время на разговоры с ребенком, описывают ли свои и его действия, побуждают ли говорить, играют ли с ребенком в речевые игры.
Для дошкольника характерен уровень регуляции психики на уровне представлений; представления же являются базой для развития воображения. Продолжает развиваться восприятие: появляются его целостность и структурность (целостность восприятия - свойство, позволяющее воспринимать предмет как единое целое, независимо от свойств входящих в него частей и элементов; структурность - свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные части и элементы в единое целое).
В дошкольном возрасте происходит формирование пространственной ориентации: к 4-5 годам у детей почти нет ошибок в определении направления в пространстве, они правильно употребляют предлоги на, внутри, за, перед, возле ит.п.        
В дошкольном возрасте развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память,внимание.
Память в дошкольном возрасте преимущественно образная, при этом активно развивается вербальная память. Мышление дошкольника наглядно-образное. В дошкольном возрасте формируется устойчивость внимания, но переключение внимания при смене деятельности еще несформировано.
Формируется характер дошкольника и его направленность. (Характер - система отношений к самому себе, к людям, к предметному миру. В дошкольном возрасте еще неустойчив, устойчивость формируется в подростковомвозрасте.
Направленность личности - система желаний, потребностей, увлечений, мотиваций. Сензитивный период для формирования направленности - до 5 лет.) Самооценка дошкольника обычно несколько завышена, это нормально.
Формируется воля - сознательное сохранение напряжения для достижения поставленной цели. Успешный опыт позволяет ребенку ставить перед собой цели и задачи, требующие длительного напряжения, длительный неуспех, напротив, препятствует развитию волевых качеств.

II. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности по развитию 
творческих способностей у детей

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования два раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.
  Программа по развитию познавательно-речевых способностей у детей:  «Волшебная песочница» рассчитана на  материал в объёме 64  часа  по 2 занятия в неделю, длительностью 30 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей  дошкольного возраста (4-6 лет).
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть:    
Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть:
Цель основной части занятия -  развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться.
Завершающая часть:
Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Оптимальное количество детей - 9 человек. Занятия носят познавательный характер.

2.2 Содержание деятельности и формы работы

Дополнительный образовательный процесс направлен на развитие ребенка в пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
-         Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-         Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-         Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
-         Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-         Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
-         Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы; 
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.

Виды детской 
деятельности    Формы работы
Двигательная    игровые упражнения; 
Игровая    сюжетные игры; развивающие игры; 
Изобразительная     мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;                                                                                                                             
Коммуникативная    беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Познавательно-исследовательская    решение проблемных ситуаций;  проектирование решения проблемы; моделирование;  реализация проекта;  познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); 
Конструирование    конструирование из различного материала: конструкторы, модули. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме.

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия группы с семьей - создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Сотрудничество с родителями    1.    Консультация для родителей «Значение «Волшебной песочницы» в развитии детей дошкольного возраста»
2.    Консультация для родителей «Игры на песке - одна из форм естественной деятельности детей дошкольного возраста»
3.    Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре с песком
4.    Совместная выставка воспитанников «Мы играем в  песок»    
В течение года
III. Организационный раздел

3.1   Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей.
Методические: информационный материал, конспекты, раздаточный материал
Необходимое оборудование
- Интерактивная песочница
- Наборы фигурок (животные, рыбы, птицы и т.д.)
    Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по развитию познавательно-речевых способностей у детей направлены на общее развитие ребёнка.  У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с   теоретическими сведениями.

0.1    Кадровые условия реализации Программы

Сведения о педагоге: 
ФИО: 
Образование – 
Квалификационная категория:

3.3 Материально-техническое обеспечение Программы

Важная составляющая любой песочницы - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.
Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными и позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:
➢    Фигурки животных - домашних, диких, мифических.
➢    Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки;
➢    Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек.
➢    Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки.
➢    Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
➢    Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие)
➢    Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты;
➢    Разные вещи: пуговицы, монетки.
➢    Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки;
➢    Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики;
➢    Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки.

0.1    Планирование образовательной деятельности

Программа по развитию познавательно-речевых способностей у детей: «Волшебная песочница» дошкольного возраста в   условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей познавательным способностям в возрасте от 4  до 6 лет и рассчитана на 1 год.
Наполняемость группы на занятиях - 9 детей.    
Работа по развитию познавательных способностей строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.  Непосредственно образовательная деятельность проводится в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований  Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3.4.1   Учебный план


п/п    Наименование 
услуги    Форма проведения    Кол-во детей    длительность занятия (минуты)    Кол-во занятий в неделю    Кол-во занятий в месяц    Количество занятий в год 
1.            Проведение занятий по развитию познавательно-речевых способностей у детей по программе     групповая    8    30    2    8    64

3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности

№    Наименование занятий    День недели    Время и место проведения    Исполнитель 
1.            Проведение занятий по развитию познавательно-речевых способностей у детей
        Вторник
Четверг  


Среда
Пятница    1,3 неделя
      17.00-17.30
      17.00-17.30
2,4 неделя
   17.00-17.30
   17.00-17.30    Воспитатель


Тематическое планирование образовательной деятельности 
по развитию творческих способностей у детей

№ п/п    Разделы и темы занятий    Количество занятий
                
Вводная часть
1    Знакомство с волшебным песком и правилом поведения с ним    1
2    Знакомство с различными свойствами волшебного песка    1
Животные
3    Кто где живет?    1
4    Животные Африки    2
5    Хищные животные    1
6    Животные и времена года    2
7    Зоопарк    1
8    Следы животных    1
Цифры и счет
9    Цифра 1    1
10    Цифра 2    1
11    Цифра 3    1
12    Цифра 4    1
13    Цифра 5    1
14    Закрепление счета до 5 и цифр по порядку    2
15    Геометрические фигуры    2
Цвета
16    Закрепление основных цветов    1
17    Изучение (повторение)составных цветов    1
18    Бабочки    1
19    Цветы    1
20    Сказочные дома    1
21    Радуга для друзей    1
22    Закрепление различных цветов + релаксация    1
Морской мир
23    Морской мир. Обитатели моря.    1
24    Морской мир «Осьминог», «Медуза»    2
25    Морской мир «Морской лес», «Краб»    2
26    Морской мир «Рыбка», «Кит»    2
Времена суток
27    День    1
28    Ночь    1
29    Закрепление понятия день и ночь    1
30    Части суток «Солнце и месяц»    1
31    Звездная страна     1
32    Космическое путешествие    1
Большая стройка
33    Строитель «Замок»    2
34    Транспорт «Машины»    1
35    Транспорт «Весёлый паровоз»    1
36    23 февраля. Военный «Танк»    1
Вулканы
37    Что такое вулкан?    1
38    Строительство вулканов    2
39    Вулканы и животные живущие по соседству    2
40    Закрепление понятий о вулкане и его строении    1
41     Древний мир.  «Динозавры»    2
Лужок 
42    Лужок «Дерево», «Куст»    1
43    Лужок. Цветы «Цветочная поляна»    1
44    Лужок. Насекомые «Бабочка - гусеница»    2
Песочная страна
45    В гостях у Песочной Феи    2
46    Трусливые черепашки    2
47    Страна гномиков    2
48    Город зеркал    1
49    «Прощание с песочной страной»    1
        ИТОГО    64

3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей
Месяц    Кол-во занятий    №
занятия    Тема занятий    Цель
Октябрь
    1    1.    Знакомство с волшебным песком и правилом поведения с ним    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
9. Знакомство с материалом, свойствами, наблюдение, экспериментирование
    1    2    Знакомство с различными свойствами волшебного песка    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Умение работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива.
    1    3    


Кто где живет?    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    4-5    

Животные Африки

«Джунгли зовут»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    6    

Хищные животные    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    7-8    

Животные и времена года    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ноябрь    1    9    

Зоопарк    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    10    

Следы животных    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    11    Цифра 1    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    12    Цифра 2    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ноябрь     1    13    Цифра 3    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    14    Цифра 4    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    15    Цифра 5    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    16-17    Закрепление счета до 5 и цифр по порядку    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Декабрь     2    18-19    Геометрические фигуры    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    20    Закрепление основных цветов    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    21    Изучение (повторение)составных цветов    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    22    Бабочки    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    23    Цветы    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    24    Сказочные дома    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    25    Радуга для друзей    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    26    Закрепление различных цветов + релаксация    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    27    Морской мир. Обитатели моря.    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    28-29    Морской мир «Осьминог», «Медуза»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    30-31    Морской мир «Морской лес», «Краб»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Январь     2    32-33    Морской мир «Рыбка», «Кит»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    34    День    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    35    Ночь    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    36    Закрепление понятия день и ночь    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Февраль     1    37    Части суток «Солнце и месяц»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    38    Звездная страна    Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    39    Космическое путешествие    Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    40-41    Строитель «Замок»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    42    Транспорт «Машины»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    43    Транспорт «Весёлый паровоз»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Март     1    44    23 февраля. Военный «Танк»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    45    Что такое вулкан?    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    46-47    Строительство вулканов    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    48-49    Вулканы и животные живущие по соседству    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Апрель     1    50    Закрепление понятий о вулкане и его строении    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    51-52    Древний мир.  «Динозавры»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    53    Лужок «Дерево», «Куст»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    54    Лужок. Цветы «Цветочная поляна»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Май     2    55-56    Лужок. Насекомые «Бабочка - гусеница»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    57-58    В гостях у Песочной Феи    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    59-60    Трусливые черепашки    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    2    61-62    Страна гномиков    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    63    Город зеркал    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
    1    64    «Прощание с песочной страной»    1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.


4. Перечень литературных источников

1.    М.В.Ковба, В.В. Утемов «Интерактивная песочница в работе воспитателя: познавательное развитие» ФГОС дошкольного образования: Методическое пособие. -  Киров, СПб: «Издательство МЦИТО 2017 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации