Дополнительная образовательная программа «Проведение занятий по развитию познавательно-речевых способностей у детей: Волшебная песочница»
1
ПРОГРАММА
дополнительной образовательной услуги
«Проведение занятий по развитию
познавательно-речевых способностей у детей:
Волшебная песочница»
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка 3
1.1.1 Цели и задачи Программы 4
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы 4
1.2 Планируемые результаты 5
1.3 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы 5
1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 5
1.5 Характеристики особенностей развития детей 7
II. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей 8
2.2 Содержание деятельности и формы работы 8
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 9
III. Организационный раздел
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды 10
3.2 Кадровые условия реализации Программы 10
3.3 Материально-техническое обеспечение Программы 10
3.4 Планирование образовательной деятельности 11
3.4.1 Учебный план 11
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности 11
3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию познавательно-речевых способностей у детей 14
4. Перечень литературных источников 27
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.
Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» - если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты - предоставляет детям волшебница-песочница.
Программа имеет психокоррекционную, развивающую направленность и призвана способствовать созданию условий для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Актуальность предлагаемой программы базируется на материалах научных исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии.
Программа «По развитию познавательно-речевых способностей у детей» разработана на основании:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Государственная программа Ханты-Мансийского Автономного Округа-ЮГРЫ «Развитие образования в Ханты-Мансийском Автономном Округе-ЮГРЕ на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».
Срок реализации Программы - 1 год.
Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ
0.0.1 Цели и задачи Программы
Цель программы- создание условий для развития коммуникативных, языковых, интеллектуальных и познавательных способностей в процессе работы с интерактивным песком, формирование всех психических процессов, развитие мелкой моторики, творческих способностей и положительно - эмоционального восприятия окружающего мира, воображения и фантазии.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и познавательные способности в процессе игры.
Развивающая: развивать воображение и фантазию, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать познавательный интерес.
Предложенная образовательная программа педагогически целесообразна, так как сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы.
0.0.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Основная идея программы - используя игры в интерактивной песочнице позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
• Принцип воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение - две стороны единого процесса формирования личности.
• Принцип развивающего обучения. Суть заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения и необходимые навыки, но и происходит развитие всех психических процессов.
• Принцип гуманизации педагогического процесса. В основе этого принципа лежит личностно - ориентированная модель воспитания и обучения.
• Принцип систематичности и последовательности предполагает логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.
• Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка по отдельности.
• Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка.
• Принцип наглядности имеет важное значение в обучении детей дошкольного возраста. Это объясняется прежде всего, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно - образный характер.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
• понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
• формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
• гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
0.1 Планируемые результаты
К концу обучения по программе
• Значительное повышение уровня развития творческих способностей
• Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
• У детей повысится интерес к узнаванию нового, вырастет желание экспериментировать.
• Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом. Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
• Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
• Ребенок способен слушать своего собеседника.
• Профилактика и снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
Формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я- концепции, способности к самовосприятию.
1.3 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Программа способствует:
Песочная анимация способствует развитию творческого мышления у детей, развивает мелкую моторику рук, что сказывается на развитии речи, закладывает основы для ловкости рук, уверенности и силы в мелких движениях, помогает в дальнейшем в постановке почерка ребенка.Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, стать более ответственным, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку само выражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки.
1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка, специфическом характере развития каждого из них.
Программа ориентирована на ребенка и нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики - диагностические карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с подгруппой, группой детей.
В ходе образовательной деятельности программа предполагает создание диагностических ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Основные используемые методы педагогической диагностики:
- наблюдение за ребенком,
- беседы.
Карта диагностического наблюдения для дошкольного возраста
За каждый показатель - 1 балл.
Список детей Показатели Общий
балл
эмоциональное состояние детей развитие образного мышления развитие тактильной чувствительности развитие зрительно-моторной координации развитие ориентировки в пространстве сенсо-моторного восприятия
5- 6 баллов - сформирован:ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно
2-4 баллов - частично сформирован:ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.
1 балл - не сформирован:ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания
Итоговый контроль. В конце каждого учебного года проводится итоговое, на котором анализируется работа кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год.
0.1 Характеристика особенностей развития детей
Приблизительно с трех лет начинаетсясоциализация ребенка. Следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Можно упрощенно сказать, что на базе отношений с миром вещей происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения. Главной интеллектуальной функцией в дошкольном возрасте оказывается речь: начинается активное развитие вербального интеллекта: способности отразить мыслительный процесс в речи. Речь активно стимулирует психофизическое развитиеребенка.Происходитнакоплениесловарногозапаса(активныйсловарьтрехлетнегоребенка содержит около 1200 слов, шестилетнего - 3000-5000 слов).
Речь поначалу ситуативная, недостаточна для рассказа о каких-либо событиях, затем развивается контекстная речь, когда говорящий может представить последовательность событий, выразить отношение к ним, сам не принимая участия в описываемых событиях. Последней появляется объяснительная речь, возможность передачи информации. Уровень развития речи дошкольника очень сильно зависит от того, насколько этому уделяется внимание дома, находят ли родители время на разговоры с ребенком, описывают ли свои и его действия, побуждают ли говорить, играют ли с ребенком в речевые игры.
Для дошкольника характерен уровень регуляции психики на уровне представлений; представления же являются базой для развития воображения. Продолжает развиваться восприятие: появляются его целостность и структурность (целостность восприятия - свойство, позволяющее воспринимать предмет как единое целое, независимо от свойств входящих в него частей и элементов; структурность - свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные части и элементы в единое целое).
В дошкольном возрасте происходит формирование пространственной ориентации: к 4-5 годам у детей почти нет ошибок в определении направления в пространстве, они правильно употребляют предлоги на, внутри, за, перед, возле ит.п.
В дошкольном возрасте развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память,внимание.
Память в дошкольном возрасте преимущественно образная, при этом активно развивается вербальная память. Мышление дошкольника наглядно-образное. В дошкольном возрасте формируется устойчивость внимания, но переключение внимания при смене деятельности еще несформировано.
Формируется характер дошкольника и его направленность. (Характер - система отношений к самому себе, к людям, к предметному миру. В дошкольном возрасте еще неустойчив, устойчивость формируется в подростковомвозрасте.
Направленность личности - система желаний, потребностей, увлечений, мотиваций. Сензитивный период для формирования направленности - до 5 лет.) Самооценка дошкольника обычно несколько завышена, это нормально.
Формируется воля - сознательное сохранение напряжения для достижения поставленной цели. Успешный опыт позволяет ребенку ставить перед собой цели и задачи, требующие длительного напряжения, длительный неуспех, напротив, препятствует развитию волевых качеств.
II. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности по развитию
творческих способностей у детей
Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования два раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.
Программа по развитию познавательно-речевых способностей у детей: «Волшебная песочница» рассчитана на материал в объёме 64 часа по 2 занятия в неделю, длительностью 30 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (4-6 лет).
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть:
Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть:
Цель основной части занятия - развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться.
Завершающая часть:
Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Оптимальное количество детей - 9 человек. Занятия носят познавательный характер.
2.2 Содержание деятельности и формы работы
Дополнительный образовательный процесс направлен на развитие ребенка в пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
Виды детской
деятельности Формы работы
Двигательная игровые упражнения;
Игровая сюжетные игры; развивающие игры;
Изобразительная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
Коммуникативная беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Познавательно-исследовательская решение проблемных ситуаций; проектирование решения проблемы; моделирование; реализация проекта; познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
Конструирование конструирование из различного материала: конструкторы, модули. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме.
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия группы с семьей - создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Сотрудничество с родителями 1. Консультация для родителей «Значение «Волшебной песочницы» в развитии детей дошкольного возраста»
2. Консультация для родителей «Игры на песке - одна из форм естественной деятельности детей дошкольного возраста»
3. Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре с песком
4. Совместная выставка воспитанников «Мы играем в песок»
В течение года
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей.
Методические: информационный материал, конспекты, раздаточный материал
Необходимое оборудование
- Интерактивная песочница
- Наборы фигурок (животные, рыбы, птицы и т.д.)
Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по развитию познавательно-речевых способностей у детей направлены на общее развитие ребёнка. У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.
0.1 Кадровые условия реализации Программы
Сведения о педагоге:
ФИО:
Образование –
Квалификационная категория:
3.3 Материально-техническое обеспечение Программы
Важная составляющая любой песочницы - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.
Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными и позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:
➢ Фигурки животных - домашних, диких, мифических.
➢ Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки;
➢ Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек.
➢ Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки.
➢ Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
➢ Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие)
➢ Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты;
➢ Разные вещи: пуговицы, монетки.
➢ Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки;
➢ Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики;
➢ Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки.
0.1 Планирование образовательной деятельности
Программа по развитию познавательно-речевых способностей у детей: «Волшебная песочница» дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей познавательным способностям в возрасте от 4 до 6 лет и рассчитана на 1 год.
Наполняемость группы на занятиях - 9 детей.
Работа по развитию познавательных способностей строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность проводится в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3.4.1 Учебный план
№
п/п Наименование
услуги Форма проведения Кол-во детей длительность занятия (минуты) Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Количество занятий в год
1. Проведение занятий по развитию познавательно-речевых способностей у детей по программе групповая 8 30 2 8 64
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ Наименование занятий День недели Время и место проведения Исполнитель
1. Проведение занятий по развитию познавательно-речевых способностей у детей
Вторник
Четверг
Среда
Пятница 1,3 неделя
17.00-17.30
17.00-17.30
2,4 неделя
17.00-17.30
17.00-17.30 Воспитатель
Тематическое планирование образовательной деятельности
по развитию творческих способностей у детей
№ п/п Разделы и темы занятий Количество занятий
Вводная часть
1 Знакомство с волшебным песком и правилом поведения с ним 1
2 Знакомство с различными свойствами волшебного песка 1
Животные
3 Кто где живет? 1
4 Животные Африки 2
5 Хищные животные 1
6 Животные и времена года 2
7 Зоопарк 1
8 Следы животных 1
Цифры и счет
9 Цифра 1 1
10 Цифра 2 1
11 Цифра 3 1
12 Цифра 4 1
13 Цифра 5 1
14 Закрепление счета до 5 и цифр по порядку 2
15 Геометрические фигуры 2
Цвета
16 Закрепление основных цветов 1
17 Изучение (повторение)составных цветов 1
18 Бабочки 1
19 Цветы 1
20 Сказочные дома 1
21 Радуга для друзей 1
22 Закрепление различных цветов + релаксация 1
Морской мир
23 Морской мир. Обитатели моря. 1
24 Морской мир «Осьминог», «Медуза» 2
25 Морской мир «Морской лес», «Краб» 2
26 Морской мир «Рыбка», «Кит» 2
Времена суток
27 День 1
28 Ночь 1
29 Закрепление понятия день и ночь 1
30 Части суток «Солнце и месяц» 1
31 Звездная страна 1
32 Космическое путешествие 1
Большая стройка
33 Строитель «Замок» 2
34 Транспорт «Машины» 1
35 Транспорт «Весёлый паровоз» 1
36 23 февраля. Военный «Танк» 1
Вулканы
37 Что такое вулкан? 1
38 Строительство вулканов 2
39 Вулканы и животные живущие по соседству 2
40 Закрепление понятий о вулкане и его строении 1
41 Древний мир. «Динозавры» 2
Лужок
42 Лужок «Дерево», «Куст» 1
43 Лужок. Цветы «Цветочная поляна» 1
44 Лужок. Насекомые «Бабочка - гусеница» 2
Песочная страна
45 В гостях у Песочной Феи 2
46 Трусливые черепашки 2
47 Страна гномиков 2
48 Город зеркал 1
49 «Прощание с песочной страной» 1
ИТОГО 64
3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей
Месяц Кол-во занятий №
занятия Тема занятий Цель
Октябрь
1 1. Знакомство с волшебным песком и правилом поведения с ним 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
9. Знакомство с материалом, свойствами, наблюдение, экспериментирование
1 2 Знакомство с различными свойствами волшебного песка 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Умение работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива.
1 3
Кто где живет? 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 4-5
Животные Африки
«Джунгли зовут» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 6
Хищные животные 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 7-8
Животные и времена года 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ноябрь 1 9
Зоопарк 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 10
Следы животных 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 11 Цифра 1 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 12 Цифра 2 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ноябрь 1 13 Цифра 3 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 14 Цифра 4 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 15 Цифра 5 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 16-17 Закрепление счета до 5 и цифр по порядку 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Декабрь 2 18-19 Геометрические фигуры 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 20 Закрепление основных цветов 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 21 Изучение (повторение)составных цветов 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 22 Бабочки 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 23 Цветы 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 24 Сказочные дома 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 25 Радуга для друзей 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 26 Закрепление различных цветов + релаксация 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 27 Морской мир. Обитатели моря. 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 28-29 Морской мир «Осьминог», «Медуза» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 30-31 Морской мир «Морской лес», «Краб» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Январь 2 32-33 Морской мир «Рыбка», «Кит» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 34 День 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 35 Ночь 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 36 Закрепление понятия день и ночь 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Февраль 1 37 Части суток «Солнце и месяц» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 38 Звездная страна Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 39 Космическое путешествие Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 40-41 Строитель «Замок» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 42 Транспорт «Машины» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 43 Транспорт «Весёлый паровоз» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Март 1 44 23 февраля. Военный «Танк» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 45 Что такое вулкан? 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 46-47 Строительство вулканов 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 48-49 Вулканы и животные живущие по соседству 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Апрель 1 50 Закрепление понятий о вулкане и его строении 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 51-52 Древний мир. «Динозавры» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 53 Лужок «Дерево», «Куст» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 54 Лужок. Цветы «Цветочная поляна» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Май 2 55-56 Лужок. Насекомые «Бабочка - гусеница» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 57-58 В гостях у Песочной Феи 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 59-60 Трусливые черепашки 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
2 61-62 Страна гномиков 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 63 Город зеркал 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1 64 «Прощание с песочной страной» 1.Снижение психофизического напряжения.
2.Расслабление.
3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
4.Развитие внимания и наблюдательности.
5.Развитие слуховой и зрительной памяти.
6.Развитие мышления и речи.
7.Развитие мелкой моторики.
8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
4. Перечень литературных источников
1. М.В.Ковба, В.В. Утемов «Интерактивная песочница в работе воспитателя: познавательное развитие» ФГОС дошкольного образования: Методическое пособие. - Киров, СПб: «Издательство МЦИТО 2017