Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей «Мир театра»
Кемеровская область Юргинский городской округ
Управление образованием Администрации города Юрги
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27 «Семицветик» г.Юрги»
Дополнительная образовательная программа
по развитию творческих способностей
«Мир театра»
На основе программы Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
воспитатель группы №3 «Капельки»
И.Ю. Овчинникова
2018 г. Юрга
Оглавление
Пояснительная записка | 3 |
Гава 1 Целевой раздел | 5 |
1.1 Цели и задачи Программы | 5 |
1.2 Принципы и подходы | 6 |
1.3 Возрастные особенности | 6 |
1.4. Планируемые результаты | 8 |
1.5. Мониторинг освоения детьми программного материала | 9 |
Глава 2 Содержательный раздел | 12 |
2.1. Описание способов, форм, методов работы | 12 |
2.2. Содержание образовательных областей | 14 |
2.3.Формы и направления взаимодействия с родителями по реализации программы | 15 |
Глава 3 Организационный раздел | 18 |
3.1. Организация РППС для реализации программы | 18 |
Список литературы | 20 |
Календарно-тематическое планирование | 21 |
Пояснительная записка.
Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играм, а играя, познает окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно - речевого, музыкально - игрового, танцевального, сценического).
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Рабочая программа разработана на основе программы Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
Глава 1. Целевой раздел
1.1 Цели и задачи программы
Целью программы является развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Достижение этой цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.),
музыкальной,
чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
соответствие требованиям ООП ДОУ;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, преимущественно в игровой форме, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая творчески организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с интересами и наклонностями детей;
уважительное отношение к результатам деятельности детей;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.2 Принципы и подходы к формированию программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);
Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого, к сложному);
Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;
Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие познавательных процессов.
1.3. Возрастные особенности
От 5 до 6 лет
Основные направления развития театрализованной игры у детей 5-6 лет состоят в постепенном переходе :
• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
От 6 до 7 лет
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей 6-7 летнего возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
1.4. Планируемые результаты
Ребенок умеет:
-передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
-воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;
-контролировать внимание;
-понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
-принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
-изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Ребенок имеет представление:
-о сценическом движении;
-о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
-об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
1.5 Мониторинг освоения детьми программного материала
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Глава 2 Содержательный раздел
2.1 Описание способов, форм, методов работы
Объекты программы
дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
семьи детей, посещающих детский сад
педагогический персонал детского сада
Продолжительность реализации программы.
Программа состоит из двух курсов. Один курс состоит из 36 занятий по 20 – 25 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 2учебных года.
Формы организации деятельности:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
Методы и формы работы
Разнообразные форм театрализованной деятельности позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, коммуникации, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
В играх-драматизациях детям-артистам предоставляю возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации, мимики, пантомимы. Предложенный сюжет не является для детей жёстким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Играя в режиссерские игры, дети сами выступают в роли сценариста и режиссера, управляют игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет они используют разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Как подготовку к постановке спектаклей, выступлению на сцене используются специальные этюды и упражнения. Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).
Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.
Наиболее любимый детьми вид деятельности - ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
Особое внимание уделяю речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развиваем речевое дыхание, свободу речевого аппарата, умении владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Так же сюда включаю игры со словом, которые развивают связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Разнообразие форм работы дают возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.
2.2. Содержание образовательных областей
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
2.3. Формы и направления взаимодействия с родителями по реализации программы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
Анкетирование
Совместные спектакли
Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
Дни открытых дверей
План взаимодействия с родителями
Сроки | Тема | Форма проведения
|
1 квартал
| «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» | Стендовая информация
|
2 квартал | «Мои любимые герои» | Выставка рисунков |
3 квартал | «Здравствуй, сказка!» | Совместная постановка сказки |
4 квартал | «Знаете ли вы своего ребёнка?» | Анкетирование |
Глава 3 Организационный раздел
3.1 Организация РППС для реализации программы
Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Вопрос создания предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому многие педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды ДОУ. Организуя предметно - развивающую среду в ДОУ с учетом ФГОС, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность.
В группе детского сада необходимо иметь театральный уголок, где отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок. Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Театральный уголок организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещенное в уголке оборудования позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Оснащение театрального уголка:
1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок.
5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2008. – 88 с.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
Сорокина Н.Ф., Миланович, Л.Г.Театр — творчество — дети. М., 1995.
Театр, где играют дети: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 288 с.
Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр. – М.: АСТ, 2008. – 448с.
Календарно – тематическое планирование
Старшая группа 5-6 лет.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | |||
Тема: «Вводное» Содержание: Первое посещение детьми в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми. | Тема: «Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я» Содержание: Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. | Тема: «Пойми меня» Содержание: Отгадывание загадок. Беседа Игровые упражнения. | Тема: «Язык жестов» Содержание: Игра «Где мы были, мы не скажем». Беседа с детьми. «Смелые мышки» |
Октябрь | |||
Тема: «Игры с бабушкой Забавой» Содержание: Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя». | Тема: «Колобок наш удалой» Содержание: Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. | Тема: «Колобок не тот, а другой» Содержание: Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки педагогом (С помощью детей) | Тема: «Вот это Колобок – хитрый маленький зверек» Содержание:. Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок». |
Ноябрь | |||
Тема: «Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок». Содержание: Рассматривание костюмов и ряжения. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок». | Тема: «Очень жить на свете туго без подруги или друга». Содержание: Чтение стихотворения, беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Беседа по содержанию. Игра «Скажи о друге ласковое слово». | Тема: «Косой хвастался, смеялся, чуть лисе не попался». Содержание: Отгадывание загадки по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа. | Тема: «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья». Содержание: Беседа с детьми. Рассказывание детям сказки «Лучшие друзья». Общий танец. |
Декабрь | |||
Тема: «Лучшие друзья». Содержание: Подготовка к драматизации сказки. Драматизация сказки «Лучшие друзья» | Тема: «Вот как я умею». Содержание: Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею». | Тема: «Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась». Содержание: Упражнение а выразительность движений и мимики. Чтение сказки «Как утка лису вылечила». Упражнение на интонационную выразительность. Повторное чтение сказки | Тема: «Хитрая уточка». Содержание: Упражнение на выразительность движений. Мимические этюды у зеркала. |
Январь | |||
Тема: «Как утка лису вылечила». Содержание: Распределение ролей. Определение игрового пространства. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила» | Тема: «Игровой урок». Содержание: Этюды на выразительность движений. Этюды на выражение основных эмоций. | Тема: «Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу»!». Содержание: Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?». Пантомимические этюды. | Тема: «Только «мяу» где сыскать?». Содержание: Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»? детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». |
Февраль | |||
Тема: «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» Содержание: Упражнение в интонировании диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» | Тема: «Кто сказал «мяу»?». Содержание: Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»?» | Тема: «Невоспитанный мышонок один остался без друзей». Содержание: Чтение стихотворения «Добры е слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию. Проблемная ситуация. | Тема: «Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?». Содержание: Загадывание загадки о сказке. Беседа по содержанию. Игра на интонирование вежливых слов. Рассказывание сказки детьми. |
Март | |||
Тема: «Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть». Содержание: Чтение стихотворения. Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости) | Тема: «Сказка о невоспитанном мышонке». Содержание: Подготовка к драматизации. Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке». | Тема: «Упрямые ежата». Содержание: Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежей. Беседа. Придумывание окончания истории детьми и показ на ширме. | Тема: «Вот так яблоко!». Содержание: Игра на выразительность мимики. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко». Беседа по содержанию. Слушание музыкальных фрагментов. Имитационные упражнения. |
Апрель | |||
Тема: «Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить». Содержание: Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев В. Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. | Тема: «Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!». Содержание: Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» с помощью перчаточных кукол. Пантомимическая игра «Пойми меня | Тема: «Мишка всех помирил, уму-разуму научил». Содержание: Подготовка к драматизации. Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко» | Тема: «Сильный дождик припустил, муравьишку измочил». Содержание: П/и «Дождь». Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию. |
Май | |||
Тема: «Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком» Содержание: Сюрпризный момент – загадка. Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева. Игра – конкурс «Попросись под грибок» | Тема: «Дождик льет, льет, а грибочек все растет!». Содержание: Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», беседа по ним. Игра – имитация «Угадай, кто попросился под грибок» | Тема: «Вот так гриб-великан, всем хватило места там!». Содержание: Игра-имитация «Пойми меня». Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом». Заключительная пляска. | Тема: «Итоговое». Содержание: Вступительное слово педагога. Отгадывание загадок. Драматизация сказок детьми и родителями (По желанию). Веселая пляска.
|
Подготовительная группа 6-7 лет
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | |||
Тема: «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать» Содержание: Первое посещение в новом учебном году (беседа) Игра «Назови своё имя ласково» Артикуляционная гимнастика | Тема: «Попробуем измениться» Содержание: Игра «Назови ласково соседа» Вопросы к детям. Творческое задание. Пантомимические загадки и упражнения. | Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?» Содержание: Игра «Театральная разминка» Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Репка» Чтение сказки «Кот, Петух и Лиса», распределение ролей, прослушивание муз. примеров к сказке. | Тема: «Игровой урок» Содержание: Сюрпризный момент. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Разучивание диалогов персонажей из сказки «Кот, Петух и Лиса»
|
Октябрь | |||
Тема: «Одну простую сказку хотим мы показать» Содержание: Пантомимическая игра. Введение понятия «пантомима» Творческая игра «Что это за сказка?» Показ сказки «Кот, Петух и Лиса» (по подгруппам) Анализ проделанной работы: обсуждение, что лучше всего удалось, выделить наиболее выразительных персонажей из сказки. | Тема: «Играем пальчиками» Содержание: Повторение и закрепление понятия «пантомима» Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра-инсценировка с помощью пальчиков. Закрепление текста сказки «Кот, Петух и Лиса» с использованием муз. сопровождения. | Тема: «Постучимся в теремок» Содержание: Игра-загадка «Узнай, кто это?» Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок» Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом». | Тема: «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно» Содержание: Погружение в сказочную атмосферу. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок» Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения. |
Ноябрь | |||
Тема: «Многим домик послужил, кто только в домике не жил». Содержание: Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | Тема: «Косолапый приходил, теремочек развалил». Содержание: Игра «Угадай героя» Театральный этюд «Мишка» Драматизация сказки | Тема: «Учимся говорить по - разному». Содержание: Вводная беседа. Введение. Объяснение понятия «интонация» Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности (ролевое проигрывание ситуаций) | Тема: «Учимся четко говорить». Содержание: Погружение в сказочную ситуацию. Введение понятия «скороговорка». Игра-упражнение «Едем на паровозе» Физкультминутка «Буратино» Обобщение |
Декабрь | |||
Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять». Содержание: Повторение понятия «Скороговорка». Игра «Едем на поезде». Введение понятия «рифма». Дидактическая игра «Придумай рифму». Физкультминутка «Бабочка». Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога. | Тема: «Весёлые стихи читаем и слово – рифму добавляем». Содержание: Погружение в сказочную атмосферу. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов» Физкультминутка «Буратино», «Бабочка». Придумывание рифмующихся слов. | Тема: «Рассказываем про любимые игры и сказки». Содержание: Вводная беседа. Рассказы детей по ассоциациям. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка» Пантомимический этюд «Хвастливый петушок» | Тема: «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился». Содержание: Беседа по содержанию сказки. Слушание сказки с музыкальными фрагментами. Физкультминутка «Петушок». Рассматривание иллюстраций к сказке. Характеристика персонажей сказки. |
Январь | |||
Тема: «Гордится Петенька красой, ног не чует под собой». Содержание: Погружение в сказку. Пантомимические упражнения «Сказочные персонажи». Интонационные упражнения. | Тема: «Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался». Содержание: Отгадывание загадок. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение» Драматизация сказки. Заключительный «Танец маленьких утят». | Тема: «Сочиняем новую сказку». Содержание: Знакомство со сказкой В, Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию. Сочинение продолжения сказки. | Тема: «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем». Содержание: Погружение в сказку, придуманную детьми. Пантомимическая игра «Узнай героя». Драматизация сказки. Оценка детьми друг друга. |
Февраль | |||
Тема: «Наши эмоции» Содержание: Рассматривание сюжетных картинок. Беседа. Упражнение «Изобрази эмоцию». Этюд «Котята» (выражение различных эмоций, «Занятия по психогимнастике» Обсуждение. | Тема: «Изображение различных эмоций». Содержание: Введение. Объяснение понятия «эмоция». Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх. Этюды на изображение эмоций грусти, радости («Про Таню»), страха («Один дома»), злости («Баба Яга»). | Тема: «Распознаём эмоции по мимике и интонации голоса». Содержание: Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию («Испорченный телефон»). | Тема: «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья». Содержание: Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей». Беседа о настроении героев сказки. Комплекс психогимнастики «В стране Доброландии и Злосландии» |
Март | |||
Тема: «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей». Содержание: Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей». Упражнение «Изобрази настроение» | Тема: «Друг всегда придёт на помощь». Содержание: Чтение стихотворения о друге. Рассказ из личного опыта. Беседа о сказках. Игра-загадка «Зеркало» | Тема: «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям». Содержание: Отгадывание загадок. Ряжение в костюмы. Драматизация сказки «Айболит и воробей» | Тема: «Когда страшно, видится то, чего нет». Содержание: Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики». Беседа по сказке. Изображение эмоции страха. Рассказы детей из личного опыта. |
Апрель | |||
Тема: «Каждому страх большим кажется». Содержание: Беседа по сказке «У страха глаза велики». Пантомимическая игра «Изобрази героя». Повторное слушание сказки. Комплекс психогимнастики «Спасем доброту» | Тема: «Преодолеем страх». Содержание: Рассматривание картинки «Страшно». Беседа. Изображение различных степеней страха. Игра «Преодолеем страх». Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики». | Тема: «У страха глаза велики». Содержание: Распределение ролей. Ряжение в костюмы. Драматизация сказки «У страха глаза велики».
| Тема: «Если с другом ты поссорился». Содержание: Рассматривание картины с изображением двух мальчиков и беседа по ней. Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна». Игра «Найди и покажи эмоцию». |
Май | |||
Тема: «Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить»! Содержание: Рассматривание картинки «Злость». Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по её содержанию. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов. | Тема: «Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил». Содержание: Сюрпризный момент. Беседа о злости. Упражнение «Изображаем эмоцию». Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна» | Тема: «Как поссорились Солнце и Луна». Содержание: Распределение ролей, Ряжение. Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна». | Тема: Викторина «Мы любим сказки». Содержание: Проведение викторины. Драматизация любимой сказки. Награждение. |