Занятие «Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 «Золушка»
Старооскольского городского округа Белгородской области
Конспект занятия-игры
«Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»
Для дошкольников 5-7 лет с ЗПР
Учитель-логопед
Котельникова Инна Васильевна
Старый Оскол
2018
Конспект занятия-игры
«Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»
Группа компенсирующей направленности: дошкольники 5-7 лет с ЗПР.
Цель: создание психолого-педагогических условий для развития фонематического восприятия и воспитания ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи НОД:
Обучающие: формировать понятие «звук», умение различать речевые и неречевые звуки (музыкальные звуки, голоса животных и птиц, бытовые шумы), активизировать познавательную деятельность, способствовать расширению кругозора.
Развивающие: развивать фонематические процессы; общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; дыхание.
Воспитательные: воспитывать умение слушать и слушать, умение грамотно отвечать на вопросы.
Реализуемые технологии: технология деятельностного и здоровьеформирующего подходов.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Основные формы организации обучения: совместная деятельность по достижению результата в ходе групповой работы; индивидуальная работа; самостоятельная творческая деятельность.
Ожидаемые результаты: повышение слухового восприятия, речевой активности детей, улучшение психоэмоционального самочувствия.
Оборудование: игрушка «солнышко», игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), стаканы, бумага, ложки, пакеты, коробка-сюрприз, аудиозапись песен из мультфильма «Бременские музыканты», голоса домашних птиц и животных, картинки с изображением героев сказки, видеозапись «Домашние животные и птицы», зеркала (по количеству детей), обруч.
Ход занятия-игры
1. Организационный момент.
Учитель-логопед:
– Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом: назовем имя соседа справа и передадим ему радостное настроение вместе с игрушкой «солнышко».
Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Алина, Саша, Дима! и т.д.» и с улыбкой на лице передают друг другу игрушку «солнышко» (приложение 1).
2. Мотивационная ситуация
Учитель-логопед показывает красивую коробочку и иллюстрацию с героями сказки «Бременские музыканты» (приложение 2):
– Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, какие музыкальные инструменты лежат в коробке. Сегодня мы будем учиться различать звуки разных музыкальных инструментов и звуки окружающих предметов.
Дети закрывают глаза, слушают звуки бубна, погремушки, дудочки, колокольчика, затем отгадывают инструмент, находят соответствующую картинку (приложение 3).
3. Упражнение с платочком.
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение песни из мультфильма «Бременские музыканты». Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть «Тебе дарю». Учитель-логопед обращает внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. После игры спросить, какой музыкальный инструмент звучал в песне.
4. Развитие мимических мышц «Я умею делать так».
Учитель-логопед читает стихи и показывает детям пиктограммы с изображением различных эмоций (приложение 4). Дети стараются повторить вслед за героями сказки мимическое упражнение. При возникающих затруднениях педагог индивидуально оказывает помощь ребенку.
– Мы умеем улыбаться (изображает мимику радости),
– Мы умеем удивляться (изображает мимику удивления),
– Мы умеем сердиться (изображает мимику гнева),
– Мы умеем огорчаться (изображает мимику огорчения).
5. Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Иголка», «Лопаточка», «Качели» (приложение 5).
6. Динамическая пауза. Развитие общей моторики и слухового внимания.
Дети встают в круг, услышав бубен, начинают бежать по кругу. Услышав колокольчик – поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.
7. Формирование слухового восприятия. Беседа с детьми.
Учитель-логопед:
– Дети, вы сейчас угадывали разные звуки, чем вы слушали?
–Ушами. Дети показывают свои уши. Показывают уши у героев сказки «Бременские музыканты», изображенных на картинке (приложение 2).
Учитель-логопед:
– Чтобы мы хорошо слышали, нужно беречь наши уши. Нельзя кричать громко в уши, класть посторонние предметы в уши, ходить в холодную погоду без шапки.
8. Игра «Что шуршит, что звенит?». Учитель-логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет (стаканы, бумага, ложки, пакеты).
Затем ребята по одному выходят и выполняют различные действия (шуршат бумагой и пакетами, стучат железной ложкой об железную ложку, стеклянными стаканами и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.
9. Игра на развитие дыхания и голоса «Подуй, как ветерок».
Учитель-логопед предлагает детям вдохнуть носом воздух, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке (приложение 6).
10. Игра «Кто голос подает?».
Учитель-логопед включает CD-диск с записью голосов домашних птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса домашних птиц и животных. Затем педагог устраивает показ видеозапись «Домашние животные и птицы» детям (видеозапись «Домашние животные и птицы» прилагается).
11. Игра малой подвижности «Помощники».
Дети стоят и держатся за обруч одной рукой. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Детям необходимо передвигаться по кругу под стихи, которые читает учитель-логопед.
– Мы по солнышку идем -
– Ножки укрепляем,
– Чтоб игрушки убирать -
– Маме помогаем.
Если дети не могут самостоятельно передвигаться, им помогает взрослый (тип помощи зависит от тяжести нарушения). Упражнение усложняется увеличением количества кругов.
12. Итог занятия-игры.
Учитель-логопед показывает коробку-сюрприз с музыкальными инструментами и спрашивает детей:
– Какие инструменты им понравились?
– Чем мы слушаем различные звуки?
– В какие игры больше всего понравилось играть?
Учитель-логопед выслушивает ответы детей, оценивает работу детей на занятии.
Затем предлагает детям встать в круг, передать друг другу игрушку «солнышко» и улыбнуться, если занятие понравилось.
Приложение 1
Приложение 2
П риложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6