Занятие «Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»

2
0
Материал опубликован 21 March 2018 в группе

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 

детский сад №44 «Золушка»

Старооскольского городского округа Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия-игры

 

«Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»

 

Для дошкольников 5-7 лет с ЗПР

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Котельникова Инна Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старый Оскол

2018

 

 

 

Конспект занятия-игры

«Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»

 

Группа компенсирующей направленности: дошкольники 5-7 лет с ЗПР.

Цель: создание психолого-педагогических условий для развития фонематического восприятия и воспитания ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи НОД:

Обучающие: формировать понятие «звук», умение различать речевые и неречевые звуки (музыкальные звуки, голоса животных и птиц, бытовые шумы), активизировать познавательную деятельность, способствовать расширению кругозора.

Развивающие: развивать фонематические процессы; общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; дыхание.

Воспитательные: воспитывать умение слушать и слушать, умение грамотно отвечать на вопросы.

Реализуемые технологии: технология деятельностного и здоровьеформирующего подходов.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Основные формы организации обучения: совместная деятельность по достижению результата в ходе групповой работы; индивидуальная работа; самостоятельная творческая деятельность.

Ожидаемые результаты: повышение слухового восприятия, речевой активности детей, улучшение психоэмоционального самочувствия.

Оборудование: игрушка «солнышко», игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), стаканы, бумага, ложки, пакеты, коробка-сюрприз, аудиозапись песен из мультфильма «Бременские музыканты», голоса домашних птиц и животных, картинки с изображением героев сказки, видеозапись «Домашние животные и птицы», зеркала (по количеству детей), обруч.

 

Ход занятия-игры

1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом: назовем имя соседа справа и передадим ему радостное настроение вместе с игрушкой «солнышко».

Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Алина, Саша, Дима! и т.д.» и с улыбкой на лице передают друг другу игрушку «солнышко» (приложение 1).

2. Мотивационная ситуация

Учитель-логопед показывает красивую коробочку и иллюстрацию с героями сказки «Бременские музыканты» (приложение 2):

Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, какие музыкальные инструменты лежат в коробке. Сегодня мы будем учиться различать звуки разных музыкальных инструментов и звуки окружающих предметов.

Дети закрывают глаза, слушают звуки бубна, погремушки, дудочки, колокольчика, затем отгадывают инструмент, находят соответствующую картинку (приложение 3).

3. Упражнение с платочком.

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение песни из мультфильма «Бременские музыканты». Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть «Тебе дарю». Учитель-логопед обращает внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. После игры спросить, какой музыкальный инструмент звучал в песне.

4. Развитие мимических мышц «Я умею делать так».

Учитель-логопед читает стихи и показывает детям пиктограммы с изображением различных эмоций (приложение 4). Дети стараются повторить вслед за героями сказки мимическое упражнение. При возникающих затруднениях педагог индивидуально оказывает помощь ребенку.

Мы умеем улыбаться (изображает мимику радости),

Мы умеем удивляться (изображает мимику удивления),

Мы умеем сердиться (изображает мимику гнева),

Мы умеем огорчаться (изображает мимику огорчения).

5. Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Иголка», «Лопаточка», «Качели» (приложение 5).

6. Динамическая пауза. Развитие общей моторики и слухового внимания.

Дети встают в круг, услышав бубен, начинают бежать по кругу. Услышав колокольчик – поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.

7. Формирование слухового восприятия. Беседа с детьми.

Учитель-логопед:

Дети, вы сейчас угадывали разные звуки, чем вы слушали?

Ушами. Дети показывают свои уши. Показывают уши у героев сказки «Бременские музыканты», изображенных на картинке (приложение 2).

Учитель-логопед:

Чтобы мы хорошо слышали, нужно беречь наши уши. Нельзя кричать громко в уши, класть посторонние предметы в уши, ходить в холодную погоду без шапки.

8. Игра «Что шуршит, что звенит?». Учитель-логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет (стаканы, бумага, ложки, пакеты).

Затем ребята по одному выходят и выполняют различные действия (шуршат бумагой и пакетами, стучат железной ложкой об железную ложку, стеклянными стаканами и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.

9. Игра на развитие дыхания и голоса «Подуй, как ветерок».

Учитель-логопед предлагает детям вдохнуть носом воздух, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке (приложение 6).

10. Игра «Кто голос подает?».

Учитель-логопед включает CD-диск с записью голосов домашних птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса домашних птиц и животных. Затем педагог устраивает показ видеозапись «Домашние животные и птицы» детям (видеозапись «Домашние животные и птицы» прилагается).

 

11. Игра малой подвижности «Помощники».

Дети стоят и держатся за обруч одной рукой. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Детям необходимо передвигаться по кругу под стихи, которые читает учитель-логопед.

Мы по солнышку идем -

Ножки укрепляем,

Чтоб игрушки убирать -

Маме помогаем.

Если дети не могут самостоятельно передвигаться, им помогает взрослый (тип помощи зависит от тяжести нарушения). Упражнение усложняется увеличением количества кругов.

12. Итог занятия-игры.

Учитель-логопед показывает коробку-сюрприз с музыкальными инструментами и спрашивает детей:

Какие инструменты им понравились?

Чем мы слушаем различные звуки?

В какие игры больше всего понравилось играть?

Учитель-логопед выслушивает ответы детей, оценивает работу детей на занятии.

Затем предлагает детям встать в круг, передать друг другу игрушку «солнышко» и улыбнуться, если занятие понравилось.

 

Приложение 1


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П риложение 3


 


 


 

Приложение 4


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 5


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 6


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации