Дополнительная образовательная программа «Хобби-студия» для обучающихся 5–11 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
627050, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Новоатьялово, ул. Школьная 20, тел. 34-1-60
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании методсовета на педагогическом совете
протокол № 1 протокол № 2 приказом от 13 сентября 2013 г
от 6 сентября 2013 г. от 13 сентября 2013 г № 86-ОД
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по рисованию Хобби-студияСоставитель: учитель русского языка и литературы
ухамедоваМ Наталья Александровна
2014 г.
Пояснительнаязаписка
Дополнительная образовательная программа рассчитана для обучающихся 5-11 классов:
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Цели и задачи:
Образовательная: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Формировать умение владеть разными техниками.
Развивающая: развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитательная: -ознакомление детей с произведениями знаменитых картин художников.
-развитие самостоятельности, целенаправленности в доведении своего дела (рисунка) до завершения, до конца.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. Дети знакомятся с разными техниками изобразительного искусства. Получают более широкое представление о живописи. Отход от образца - шаблона , от общего анализа работ ( Каждая детская работа - индивидуальная , хороша по своему ).
Возраст детей: от 11-17 лет( учащиеся 5-11 классов).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: март-май 2014 год.
Формы и режимы деятельности.
Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю ( 2 часа). Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.
Продолжительность занятий с группой - не более 2часов. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей , желание , состояние здоровья , уровень овладения навыками рисования , нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы . Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности , начинает работу с того места , где закончил .
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковою гимнастику ; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна .
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия ,- так и практические занятия; подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными методами , обсуждение и выбор приёма рисования.
Формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В год 24 часа. Практических работ 17, теоретических -6
Учебно-тематический план.
№ |
Содержание |
Всего часов |
Практических часов |
Теоретических часов |
|
1 |
Введение |
1 |
1 |
||
2 |
Знакомство со спектрами цвета |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Живопись акварелью |
5 |
3 |
1 |
|
4 |
Живопись гуашью |
8 |
6 |
1 |
|
5 |
Живопись карандашом |
5 |
4 |
1 |
|
6 |
Живопись маслом |
6 |
5 |
1 |
|
Итого |
24 |
17 |
6 |
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными , нетрадиционными методами рисования , знаниями , умением , навыками , выявление и осознание ребёнком своих способностей .В результате годичного обучения в кружке рисования
Знают:
- все цвета палитры и их оттенки;
- знают, как пользоваться акварелью, гуашью; карандашом, масляными красками.
- знают способы работы акварелью: «по-сырому», «по-сухому».
Умеют:
- умеют правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими;
- изображать предметы и явления, используя различные мазки (прямые, округлые, штриховки, наклонные, длинные, короткие);
- правильно подбирать соответствующие предметам цвета, использовать их сочетания и оттенки;
- изображать предметы различной геометрической формы;
- изображать предметы, сочетая округлые формы, угловатые, прямые линии и мазки;
- изображать в одном рисунке несколько объектов, располагая их на всем пространстве листа, и/или на горизонтальной линии, объединяя общим контекстом, содержанием;
- насыщать цветом рисунок, подбирать правильно цвет и заполнять фон;
- передавать различные сюжеты: явления природы, сцены из жизни, сюжеты из сказок, стихотворений, простые движения человека и животных;
- рисовать простые узоры, орнаменты, используя округлые формы (кружочки, точки, завиток, волнистую линию).
Умение применять различных технологий.
№ урока |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Дата реализации темы занятия |
Планируемый результат |
Практических часов |
Теоретических часов |
1 |
Введение |
1 |
Ознакомление с разными видами живописи. |
4.03 |
Введение основных художественных понятий и терминов. Умение различать разные виды живописи. |
1 |
|
2 |
Знакомство со спектрами цвета |
1 |
Цветовые решения. |
04.03. |
Умение применять ограниченное количество цветов на письме. |
1 |
|
3 |
Живопись акварелью |
1 |
Технические приемы |
11.03. |
Умение различать и применять технические приемы на практике. |
1 |
|
4 |
1 |
Свет и тень |
11.03. |
Умение точно и правильно изображать свет и тень на холсте. |
1 |
||
5 |
1 |
Ветка клена |
18.03 |
Умение изобразить наглядный образ на бумаге. |
1 |
||
6 |
1 |
Дуб, васильки. |
18.03 25.03 |
Умение совмещать несколько деталей на картине. |
1 |
||
7 |
Живопись гуашью |
1 |
Технические приемы. |
25.03 1.04 |
Умение различать и применять разные технические приемы при изображении картины гуашью. |
1 |
|
8 |
1 |
Цветущий персик |
1.04 |
Изображение реалистичной картины на бумаге с помощью гуаши. |
1 |
||
9 |
1 |
Подсолнух |
8.04 |
Игра ярких цветов. |
1 |
||
10 |
1 |
Зимний пейзаж |
8.04 |
Использование холодных тонов на письме. |
1 |
||
11 |
1 |
Осенний пейзаж |
15.04 |
Использование ярких тонов на письме. |
1 |
||
12 |
1 |
Весенний пейзаж |
15.04 |
Использование контраста. |
1 |
||
13 |
1 |
Закат и рассвет. |
22.04 |
Использование приемов. Сливание красок. |
1 |
||
14 |
Живопись карандашом |
1 |
Тоновая азбука. Линии и пятна. |
22.04 |
Умение различать тона. Наводить различные линии и пятна на бумаге. |
1 |
|
15 |
1 |
Рисуем правильные овалы. |
29.04 |
Умение изображать точные и неточные фигуры. |
1 |
||
16 |
1 |
Натюрморт |
29.04 |
1 |
|||
17 |
1 |
Художественная штриховка |
6.05 |
Умение различать несколько видов штриховки. |
1 |
||
18 |
1 |
Рисуем деревья |
6.05 |
Умение применять полученные знания. |
1 |
||
19 |
Живопись маслом |
1 |
Материалы и принадлежности. Смешивание красок. |
13.05 |
Ознакомление со сложной техникой рисования. |
1 |
|
20 |
1 |
Тональность. Работа с ограниченной палитрой. |
13.05 |
Ознакомление с разными видами тональности. Умение работать с ограниченной палитрой. |
1 |
||
21 |
1 |
Рисуем на пленере. Рисуем небо |
20.05 |
Умение изображать на пленере реалистичную картину. |
1 |
||
22 |
1 |
Рисуем деревья и воду. |
20.05 |
Умение изображать мелкие детали. Игра палитрой. |
1 |
||
23 |
1 |
Рисуем пейзажи |
27.05 |
Умение соединять несколько деталей на холсте. |
1 |
||
24 |
1 |
Выставка работ. |
27.05 |
1 |
Список используемой литературы:
Грегори Ноиль. Живопись маслом. М.: Кристина –новый век,2005. 48 с.
Наумова Мила. Учимся рисовать карандашом: уроки начинающих художников. М.: Кристина –новый век,2004. 95 с
Пенова В. П. Рисуем деревья и другие растения. Харьков-Белград: Клуб семейного досуга,2013. 96 с.
Шоуэлл Билли. Портреты цветов: основные приемы , техника, стежки, проекты. М.: Кристина –новый век,2008. 128 с