12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Игнатенко469
Работаю педагогом 18 лет, 7 из них - в реабилитационном центре.По образованию я учитель начальных классов, поэтому все премудрости этой профессии постигала непосредственно на практике.За эти годы многому пришлось научиться, многое прочитать.
Россия, Краснодарский край
1

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого-географической направленности «Юный путешественник»

 

 

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края

 

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

ГКУ СО КК

«Каневской СРЦН»

от 15 января 2016 года № 1

СОГЛАСОВАНО

Исполняющий обязанности директора ГКУ СО КК

«Каневской СРЦН»

_____________О.В.Танасова

«___»______________2016г


 

Дополнительная

образовательная общеразвивающая программа кружка

эколого - географической направленности

«Юный путешественник»


 

                                                                            Разработчик: воспитатель отделения                                                                         диагностики и социальной реабилитации 

                                                                                  Игнатенко Ольга Дмитриевна

 

Ст. Новоминская

2016 год

 

 

 

Пояснительная записка

Одной из самых необходимых областей знаний об окружающем мире в настоящее время для человечества стала экология. Особенно возрос интерес к ней в связи с тем, что под влиянием производства природа начала сильно меняться. Порой результаты этих изменений стали угрожать человечеству, ухудшая природную среду. Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди.

     Важное значение для формирования экологической культуры несовершеннолетних имеет изучение природной окружающей среды. Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе. Именно поэтому программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения экологии. В процессе занятий воспитанники расширяют эколого-географические знания и овладевают эколого-туристическими навыками и умениями.

Основная направленность программы:

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлений в природе, знакомство с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов.

Цель программы:

Формирование экологической культуры несовершеннолетних.

Задачи программы:

1. Развивать познавательную активность несовершеннолетних, интерес к природе.

2. Воспитывать у несовершеннолетних сознательное бережное отношение к природе.

3. Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Методика и технология реализации:

Программа кружка представляет собой систему общеразвивающих занятий для несовершеннолетних. Занятия кружка представлены несколькими модулями:

«Земля - наш дом» - 7 часов.

«Вода» – 4 часа.

«Географическая карта».- 3 часа.

«Вселенная»- 4 часа.

«На Кубани мы живём» - 5 часов.

«Человек и природа» - 9 часов.

«Весёлая география» - 4 часа.

Сроки реализации программы: январь 2016 г. – декабрь 2016 г.

Общее количество часов: 36 часов.

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте 7-18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Формы проведения занятий:

- Беседы, рассказы, в ходе которых происходит знакомство с новым материалом.

- Просмотр видеороликов, презентаций, в ходе которых несовершеннолетние получают наглядное представление о изучаемых явлениях .

-Практическая работа, в ходе которой несовершеннолетние имеют возможность применить свои знания в практической деятельности.

- Викторины, конкурсные программы, игры, в ходе которых идёт закрепление приобретённых знаний.

- Экскурсии, в ходе которых идёт наблюдение за природными объектами, деятельностью человека в природе.

Режим занятий:

Занятия проводятся не реже трёх раз в месяц с предоставлением плана-конспекта занятия. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут).Ср

Предполагаемый конечный результат:

1.Развитие познавательной активности, интереса к природе.

2. Сформированность у воспитанников бережного отношения к природе.

3. Сплочение детского коллектива.

Материальное обеспечение программы:

Занятия проходят в просторном зале или групповой комнате. Имеется детская и специальная литература необходимой тематики, телевизор, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, фотоаппарат, аудио- и видеоматериалы, музыкальный центр.

Кадровое обеспечение программы:

Педагог (руководитель кружка) имеет высшее педагогическое образование по специальности «Учитель географии». Прошёл курсы повышения квалификации на базе Армавирской государственной педагогической академии по дополнительной профессиональной программе «Технологии работы с детьми в деятельности воспитателя социального учреждения».

Для повышения эффективности занятий педагог регулярно занимается самообразованием, изучая литературу по направлению кружка.

Список используемой литературы.

Основная литература:

1. Агеева И.Д. «Весёлая география на уроках и праздниках». - М., «Творческий центр Сфера», 2007г.

2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. - М., «Просвещение», 2007г.

3. «Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина. - М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2003г.

4. Бондарев Л.Г. «Мир географии». - М., «Мысль», 1999г.

4. «География. Справочник школьника». Сост. Т.С.Майорова,. - М., «АСТ», 2003г.

5. «География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника». - Минск, «Хорвест», 2004г.

6. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова. - М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.

7. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов. - М., «Просвещение», 2004г.

8. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География». - М., «АСТ», 2004г.

Дополнительная литература:

1.Журнал «Вокруг света».

2. Журнал «Юный натуралист»

Интернет-ресурсы:

1. http://www.maam.ru

2. 3. http://ya- odarennost.ru

3. http://kladraz.ru

Содержание программы:

1. Земля - наш дом.

1.1 «По всему свету» - заочное путешествие. Рассматривание географической карты. Определение частей света.

1.2 «Чудеса света» - презентация. Просмотр видеоролика о семи чудесах света.

1.3 «Путешествие по материкам» - презентация. Знакомство с материакми нашей планеты.

1.4 «Лучше гор могут быть только горы» - презентация. Рассказ о возникновении гор. Знакомство с высочайшими вершинами мира.

1.5 «Земля людей. Почему мы разные?». Рассказ о расах людей, живущих на земле. Беседа – диалог «Почему у людей разный цвет кожи?».

1.6 «Вся красота мира» - конкурс рисунков. Беседа «Самое красивое место на земле». Конкурс рисунков, выставка.

1.7 «Альбом путешественника» - коллективная творческая работа. Беседа о великих путешественниках. Составление коллективного коллажа.

2.Географическая карта.

2.1 Ориентирование на местности. Знакомство с компасом и планом местности.Составление плана участка центра.

2.2«Следопыты» - спортивно – экологическая игра. Определение правил «Не навреди природе».

2.3 «Знатоки географической карты» - конкурс. Виды географических карт, их отличительные особенности.

3. Вода

3.1 «Вода – это жизнь». Просмотр документального фильма «О воде». Беседа «Потому, что без воды…».

3.2 «Самые удивительные водоёмы мира» - презентация. Озёра и ледники. Их возникновение.Викторина «Озёра России»

3.3 «Волшебные свойства воды» - экспериментирование.Опыты с водой и лбдом.

3.4 «Ловись, рыбка»- экскурсия к водоёму. Беседа «Обитатели водоёмов».

4. Вселенная

4.1 «Происхождение вселенной». . Теории происхождения Вселенной. Планеты солнечной системы. Творческая работа «Вселенная» (коллективное конструирование).

4.2 «Карта звёздного неба» - презентация. Легенды и мифы древних греков о происхождении и названиях созвездий.

4.3 «Этот загадочный космос» - конкурс рисунков.

4.4 «Юные астрологи» - викторина. Просмотр видеоролика «Путешествие по звёздному небу».

5. «На Кубани мы живём».

5.1 «Наш край на карте России» - заочное путешествие. Распроложение края на карте. Рельеф, растительность, животный мир края.

5.2 «Дольменная культура» - познавательное занятие. Легенды о происхождении и назначении дольменов. Просмотр презентации «Дольмены Кубани».

5.3 «Заповедные места» - экологическая гостиная. Рассказ о заповедниках Кубани. Презентация «Красная книга Кубани».

5.4 «Достопримечательности родного края» - заочное путешествие. Просмотр фотографий «Памятники природы и творения человека – символы Кубани».

5.5 «Милая Родина, малая Родина. Как хорошо, что ты есть у меня!» - конкурс рисунков о Кубани.

6. Человек и природа

6.1 «Про колосок и хлеба кусок» - экскурсия к месту полевых работ.Беседа «От зёрнышка до каравая».

6.2 «Экологический патруль» - спортивно – экологическая игра.

6.3 «Друзья природы» - эколого – географический десант. Изготовление скворечника. Подкормка приц в зимний период.

6.4 «Мы в ответе за природу» - выпуск стенгазеты.

6.5 «Мы – спасатели» - интеллектуальная игра.

6.6 «Лекарства с грядки».(2 занятия).

Занятие 1. Знакомство с лекарственными растениями. Сбор и сушка растений для гербария.

Занятие 2. Оформление гербария «Лекарственные растения нашей местности».

6.7 «Красота из ничего» (2 занятия).

Занятие 1. Беседа об экономном расходовании природных и искусственных материалов. Определение сюжета для поделок. Изготовление поделок.

Занятие 2.Завершение изготовления поделок из бросового материала..Оформление выставки поделок.

7. Весёлая география.

7.1 «Жители полюсов». Рассказ о животных северного и южного полюсов Земли. Викторина «Отгадай загадку – покажи отгадку».

7.2 «Жители севера». Разнообразие животного мира крайнего севера, особенности их приспособления к среде обитания.Просмотр видеоролика.

7.3 «Путешествие в мир птиц». Интересные факты из жизни птиц. Дидактическая игра «Каждой птице по странице».

7.4 «В стране сообразили» - эколого – географическая олимпиада.

 

 

 

Календарно-тематический план

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

кружка эколого - географической направленности

«Юный путешественник»

на 2016 год

п/п

Названия направлений и тем

Дата проведения

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Земля - наш дом.

7

5

2

1.1

«По всему свету» - заочное путешествие.

 

1

1

 

1.2

«Чудеса света» - презентация.

 

1

1

 

1.3

«Путешествие по материкам» - презентация.

 

1

1

 

1.4

«Лучше гор могут быть только горы» - презентация.

 

1

1

 

1.5

«Земля людей. Почему мы разные?».

 

1

1

 

1.6

«Вся красота мира» - конкурс рисунков.

 

1

 

1

1.7

«Альбом путешественника» - коллективная творческая работа.

 

1

 

1

2.

Географическая карта.

3

1,5

1,5

2.1

Ориентирование на местности.

 

1

0,5

0,5

2.2

«Следопыты» - спортивно – экологическая игра.

 

1

0,5

0,5

2.3

« Знатоки географической карты» - конкурс.

 

1

0,5

0,5

3

Вода

 

4

3

1

3.1.

«Вода – это жизнь» - просмотр документального фильма.

 

1

1

-

 

3.2.

«Самые удивительные водоёмы мира» - презентация.

 

1

1

-

3.3.

«Волшебные свойства воды» - экспериментирование.

 

1

0,5

0,5

3.4

«Ловись, рыбка»- экскурсия к водоёму.

 

1

0,5

0,5

4

Вселенная

4

2,5

1,5

4.1

«Происхождение вселенной».

 

1

1

 

4.2

«Карта звёздного неба» - презентация.

 

1

1

 

4.3

«Этот загадочный космос» - конкурс рисунков.

 

1

-

1

4.4

«Юные астрологи» - викторина.

 

1

0,5

0,5

5

«На Кубани мы живём».

5

4

1

5.1

«Наш край на карте России» - заочное путешествие.

 

1

1

-

5.2

«Дольменная культура» - познавательное занятие.

 

1

1

-

5.3

«Заповедные места» - экологическая гостиная.

 

1

1

-

5.4

«Достопримечательности родного края» - заочное путешествие.

 

1

1

-

5.5

«Милая Родина, малая Родина. Как хорошо, что ты есть у меня!» - конкурс рисунков о Кубани.

 

1

-

1

6

Человек и природа

9

3,5

5,5

6.1

«Про колосок и хлеба кусок» - экскурсия к месту полевых работ.

 

1

0,5

0,5

6.2

«Экологический патруль» - спортивно – экологическая игра.

 

1

0,5

0,5

6.3

«Друзья природы» - эколого – географический десант.

 

1

0,5

0,5

6.4

«Мы в ответе за природу» - выпуск стенгазеты.

 

1

-

1

6.5

«Мы – спасатели» - интеллектуальная игра.

 

1

0,5

0,5

6.6

«Лекарства с грядки». Сбор гербария.

 

2

1

1

6.7

«Красота из ничего» - выставка поделок из бросового материала.

 

2

0,5

1,5

7

«Весёлая география»

4

2

2

7.1

««Жители полюсов».

 

1

0,5

0,5

7.2

«Жители севера».

 

1

0,5

0,5

7.3

«Путешествие в мир птиц».

 

1

0,5

0,5

7.4

«В стране сообразили» - эколого – географическая олимпиада.

 

1

0,5

0,5

 

Итого

36

21,5

14,5

 

 

 

 

Учебный план

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

кружка эколого - географической направленности

«Юный путешественник»

на 2016 год

№ п/п

Название

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Земля - наш дом.

7

5

2

2

Вода.

4

3

1

3

Географическая карта.

3

1,5

1,5

4

Вселенная.

4

2,5

1,5

5

На Кубани мы живём.

5

4

1

6

Человек и природа.

9

3,5

5,5

7

Весёлая география.

4

2

2

 

Итого

36

21,5

14,5

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.