Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого-географической направленности «Юный путешественник»
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета ГКУ СО КК «Каневской СРЦН» от 15 января 2016 года № 1 |
СОГЛАСОВАНО Исполняющий обязанности директора ГКУ СО КК «Каневской СРЦН» _____________О.В.Танасова «___»______________2016г |
Дополнительная
образовательная общеразвивающая программа кружка
эколого - географической направленности
«Юный путешественник»
Разработчик: воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации
Игнатенко Ольга Дмитриевна
Ст. Новоминская
2016 год
Пояснительная записка
Одной из самых необходимых областей знаний об окружающем мире в настоящее время для человечества стала экология. Особенно возрос интерес к ней в связи с тем, что под влиянием производства природа начала сильно меняться. Порой результаты этих изменений стали угрожать человечеству, ухудшая природную среду. Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди.
Важное значение для формирования экологической культуры несовершеннолетних имеет изучение природной окружающей среды. Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе. Именно поэтому программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения экологии. В процессе занятий воспитанники расширяют эколого-географические знания и овладевают эколого-туристическими навыками и умениями.
Основная направленность программы:
Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлений в природе, знакомство с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов.
Цель программы:
Формирование экологической культуры несовершеннолетних.
Задачи программы:
1. Развивать познавательную активность несовершеннолетних, интерес к природе.
2. Воспитывать у несовершеннолетних сознательное бережное отношение к природе.
3. Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Методика и технология реализации:
Программа кружка представляет собой систему общеразвивающих занятий для несовершеннолетних. Занятия кружка представлены несколькими модулями:
«Земля - наш дом» - 7 часов.
«Вода» – 4 часа.
«Географическая карта».- 3 часа.
«Вселенная»- 4 часа.
«На Кубани мы живём» - 5 часов.
«Человек и природа» - 9 часов.
«Весёлая география» - 4 часа.
Сроки реализации программы: январь 2016 г. – декабрь 2016 г.
Общее количество часов: 36 часов.
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте 7-18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Формы проведения занятий:
- Беседы, рассказы, в ходе которых происходит знакомство с новым материалом.
- Просмотр видеороликов, презентаций, в ходе которых несовершеннолетние получают наглядное представление о изучаемых явлениях .
-Практическая работа, в ходе которой несовершеннолетние имеют возможность применить свои знания в практической деятельности.
- Викторины, конкурсные программы, игры, в ходе которых идёт закрепление приобретённых знаний.
- Экскурсии, в ходе которых идёт наблюдение за природными объектами, деятельностью человека в природе.
Режим занятий:
Занятия проводятся не реже трёх раз в месяц с предоставлением плана-конспекта занятия. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут).Ср
Предполагаемый конечный результат:
1.Развитие познавательной активности, интереса к природе.
2. Сформированность у воспитанников бережного отношения к природе.
3. Сплочение детского коллектива.
Материальное обеспечение программы:
Занятия проходят в просторном зале или групповой комнате. Имеется детская и специальная литература необходимой тематики, телевизор, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, фотоаппарат, аудио- и видеоматериалы, музыкальный центр.
Кадровое обеспечение программы:
Педагог (руководитель кружка) имеет высшее педагогическое образование по специальности «Учитель географии». Прошёл курсы повышения квалификации на базе Армавирской государственной педагогической академии по дополнительной профессиональной программе «Технологии работы с детьми в деятельности воспитателя социального учреждения».
Для повышения эффективности занятий педагог регулярно занимается самообразованием, изучая литературу по направлению кружка.
Список используемой литературы.
Основная литература:
1. Агеева И.Д. «Весёлая география на уроках и праздниках». - М., «Творческий центр Сфера», 2007г.
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. - М., «Просвещение», 2007г.
3. «Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина. - М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2003г.
4. Бондарев Л.Г. «Мир географии». - М., «Мысль», 1999г.
4. «География. Справочник школьника». Сост. Т.С.Майорова,. - М., «АСТ», 2003г.
5. «География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника». - Минск, «Хорвест», 2004г.
6. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова. - М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.
7. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов. - М., «Просвещение», 2004г.
8. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География». - М., «АСТ», 2004г.
Дополнительная литература:
1.Журнал «Вокруг света».
2. Журнал «Юный натуралист»
Интернет-ресурсы:
1. http://www.maam.ru
2. 3. http://ya-odarennost.ru
3. http://kladraz.ru
Содержание программы:
1. Земля - наш дом.
1.1 «По всему свету» - заочное путешествие. Рассматривание географической карты. Определение частей света.
1.2 «Чудеса света» - презентация. Просмотр видеоролика о семи чудесах света.
1.3 «Путешествие по материкам» - презентация. Знакомство с материакми нашей планеты.
1.4 «Лучше гор могут быть только горы» - презентация. Рассказ о возникновении гор. Знакомство с высочайшими вершинами мира.
1.5 «Земля людей. Почему мы разные?». Рассказ о расах людей, живущих на земле. Беседа – диалог «Почему у людей разный цвет кожи?».
1.6 «Вся красота мира» - конкурс рисунков. Беседа «Самое красивое место на земле». Конкурс рисунков, выставка.
1.7 «Альбом путешественника» - коллективная творческая работа. Беседа о великих путешественниках. Составление коллективного коллажа.
2.Географическая карта.
2.1 Ориентирование на местности. Знакомство с компасом и планом местности.Составление плана участка центра.
2.2«Следопыты» - спортивно – экологическая игра. Определение правил «Не навреди природе».
2.3 «Знатоки географической карты» - конкурс. Виды географических карт, их отличительные особенности.
3. Вода
3.1 «Вода – это жизнь». Просмотр документального фильма «О воде». Беседа «Потому, что без воды…».
3.2 «Самые удивительные водоёмы мира» - презентация. Озёра и ледники. Их возникновение.Викторина «Озёра России»
3.3 «Волшебные свойства воды» - экспериментирование.Опыты с водой и лбдом.
3.4 «Ловись, рыбка»- экскурсия к водоёму. Беседа «Обитатели водоёмов».
4. Вселенная
4.1 «Происхождение вселенной». . Теории происхождения Вселенной. Планеты солнечной системы. Творческая работа «Вселенная» (коллективное конструирование).
4.2 «Карта звёздного неба» - презентация. Легенды и мифы древних греков о происхождении и названиях созвездий.
4.3 «Этот загадочный космос» - конкурс рисунков.
4.4 «Юные астрологи» - викторина. Просмотр видеоролика «Путешествие по звёздному небу».
5. «На Кубани мы живём».
5.1 «Наш край на карте России» - заочное путешествие. Распроложение края на карте. Рельеф, растительность, животный мир края.
5.2 «Дольменная культура» - познавательное занятие. Легенды о происхождении и назначении дольменов. Просмотр презентации «Дольмены Кубани».
5.3 «Заповедные места» - экологическая гостиная. Рассказ о заповедниках Кубани. Презентация «Красная книга Кубани».
5.4 «Достопримечательности родного края» - заочное путешествие. Просмотр фотографий «Памятники природы и творения человека – символы Кубани».
5.5 «Милая Родина, малая Родина. Как хорошо, что ты есть у меня!» - конкурс рисунков о Кубани.
6. Человек и природа
6.1 «Про колосок и хлеба кусок» - экскурсия к месту полевых работ.Беседа «От зёрнышка до каравая».
6.2 «Экологический патруль» - спортивно – экологическая игра.
6.3 «Друзья природы» - эколого – географический десант. Изготовление скворечника. Подкормка приц в зимний период.
6.4 «Мы в ответе за природу» - выпуск стенгазеты.
6.5 «Мы – спасатели» - интеллектуальная игра.
6.6 «Лекарства с грядки».(2 занятия).
Занятие 1. Знакомство с лекарственными растениями. Сбор и сушка растений для гербария.
Занятие 2. Оформление гербария «Лекарственные растения нашей местности».
6.7 «Красота из ничего» (2 занятия).
Занятие 1. Беседа об экономном расходовании природных и искусственных материалов. Определение сюжета для поделок. Изготовление поделок.
Занятие 2.Завершение изготовления поделок из бросового материала..Оформление выставки поделок.
7. Весёлая география.
7.1 «Жители полюсов». Рассказ о животных северного и южного полюсов Земли. Викторина «Отгадай загадку – покажи отгадку».
7.2 «Жители севера». Разнообразие животного мира крайнего севера, особенности их приспособления к среде обитания.Просмотр видеоролика.
7.3 «Путешествие в мир птиц». Интересные факты из жизни птиц. Дидактическая игра «Каждой птице по странице».
7.4 «В стране сообразили» - эколого – географическая олимпиада.
Календарно-тематический план
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
кружка эколого - географической направленности
«Юный путешественник»
на 2016 год
№ п/п |
Названия направлений и тем |
Дата проведения |
Количество часов |
|||||||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||||||
1 |
Земля - наш дом. |
7 |
5 |
2 |
||||||||
1.1 |
«По всему свету» - заочное путешествие. |
1 |
1 |
|||||||||
1.2 |
«Чудеса света» - презентация. |
1 |
1 |
|||||||||
1.3 |
«Путешествие по материкам» - презентация. |
1 |
1 |
|||||||||
1.4 |
«Лучше гор могут быть только горы» - презентация. |
1 |
1 |
|||||||||
1.5 |
«Земля людей. Почему мы разные?». |
1 |
1 |
|||||||||
1.6 |
«Вся красота мира» - конкурс рисунков. |
1 |
1 |
|||||||||
1.7 |
«Альбом путешественника» - коллективная творческая работа. |
1 |
1 |
|||||||||
2. |
Географическая карта. |
3 |
1,5 |
1,5 |
||||||||
2.1 |
Ориентирование на местности. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
2.2 |
«Следопыты» - спортивно – экологическая игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
2.3 |
« Знатоки географической карты» - конкурс. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
3 |
Вода |
4 |
3 |
1 |
||||||||
3.1. |
«Вода – это жизнь» - просмотр документального фильма. |
1 |
1 |
- |
||||||||
3.2. |
«Самые удивительные водоёмы мира» - презентация. |
1 |
1 |
- |
||||||||
3.3. |
«Волшебные свойства воды» - экспериментирование. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
3.4 |
«Ловись, рыбка»- экскурсия к водоёму. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
4 |
Вселенная |
4 |
2,5 |
1,5 |
||||||||
4.1 |
«Происхождение вселенной». |
1 |
1 |
|||||||||
4.2 |
«Карта звёздного неба» - презентация. |
1 |
1 |
|||||||||
4.3 |
«Этот загадочный космос» - конкурс рисунков. |
1 |
- |
1 |
||||||||
4.4 |
«Юные астрологи» - викторина. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
5 |
«На Кубани мы живём». |
5 |
4 |
1 |
||||||||
5.1 |
«Наш край на карте России» - заочное путешествие. |
1 |
1 |
- |
||||||||
5.2 |
«Дольменная культура» - познавательное занятие. |
1 |
1 |
- |
||||||||
5.3 |
«Заповедные места» - экологическая гостиная. |
1 |
1 |
- |
||||||||
5.4 |
«Достопримечательности родного края» - заочное путешествие. |
1 |
1 |
- |
||||||||
5.5 |
«Милая Родина, малая Родина. Как хорошо, что ты есть у меня!» - конкурс рисунков о Кубани. |
1 |
- |
1 |
||||||||
6 |
Человек и природа |
9 |
3,5 |
5,5 |
||||||||
6.1 |
«Про колосок и хлеба кусок» - экскурсия к месту полевых работ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
6.2 |
«Экологический патруль» - спортивно – экологическая игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
6.3 |
«Друзья природы» - эколого – географический десант. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
6.4 |
«Мы в ответе за природу» - выпуск стенгазеты. |
1 |
- |
1 |
||||||||
6.5 |
«Мы – спасатели» - интеллектуальная игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
6.6 |
«Лекарства с грядки». Сбор гербария. |
2 |
1 |
1 |
||||||||
6.7 |
«Красота из ничего» - выставка поделок из бросового материала. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||||
7 |
«Весёлая география» |
4 |
2 |
2 |
||||||||
7.1 |
««Жители полюсов». |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
7.2 |
«Жители севера». |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
7.3 |
«Путешествие в мир птиц». |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
7.4 |
«В стране сообразили» - эколого – географическая олимпиада. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||||||
Итого |
36 |
21,5 |
14,5 |
Учебный план
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
кружка эколого - географической направленности
«Юный путешественник»
на 2016 год
№ п/п |
Название |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Земля - наш дом. |
7 |
5 |
2 |
2 |
Вода. |
4 |
3 |
1 |
3 |
Географическая карта. |
3 |
1,5 |
1,5 |
4 |
Вселенная. |
4 |
2,5 |
1,5 |
5 |
На Кубани мы живём. |
5 |
4 |
1 |
6 |
Человек и природа. |
9 |
3,5 |
5,5 |
7 |
Весёлая география. |
4 |
2 |
2 |
Итого |
36 |
21,5 |
14,5 |