Дополнительная образовательная программа кружка робототехники «ИнтелЛЕГО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса "Робототехники" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на основе полученных от сенсоров данных, тоже можно считать роботами — таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь.
Содержание и структура курса «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками.
Общая характеристика учебного курса
Программа рассчитана на 35 часов и адаптирована под конструктор Mindstorms EV3.
Цель образовательной программы «Лего-конструирование и робототехника» заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на ты», научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Конструктор Лего предоставляет ученикам возможность приобретать важные знания, умения и навыки в процессе создания, программирования и тестирования роботов. «Мозгом» робота Lego Mindstorms Education является микрокомпьютер Lego EV3, делающий робота программируемым, интеллектуальным, способным принимать решения. Для связи между компьютером и EV3 можно использовать также беспроводное соединение Bluetooth. На EV3 имеется три выходных порта для подключения электромоторов или ламп, помеченные буквами А, В и С. С помощью функции EV3 Program (Программы EV3) можно осуществлять прямое программирование блока EV3 без обращения к компьютеру. Датчики получают информацию от микрокомпьютера EV3.
Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.
В окружающем нас мире очень много роботов: от лифта в вашем доме до производства автомобилей, они повсюду. Конструктор Mindstorms EV3 приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.
Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. Каждый урок - новая тема или новый проект. Модели собираются либо по технологическим картам, либо в силу фантазии детей. По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами.
В конце года в творческой лаборатории группы демонстрируют возможности своих роботов.
Можно выделить следующие этапы обучения:
І этап – начальное конструирование и моделирование. Очень полезный этап, дети действуют согласно своим представлениям, и пусть они «изобретают велосипед», это их велосипед, и хорошо бы, чтобы каждый его изобрел.
На этом этапе ребята еще мало что знают из возможностей использования разных методов усовершенствования моделей, они строят так, как их видят. Задача учителя – показать, что существуют способы, позволяющие сделать модели, аналогичные детским, но быстрее, мощнее. В каждом ребенке сидит дух спортсмена, и у него возникает вопрос: «Как сделать, чтобы победила моя модель?»
Вот здесь можно начинать следующий этап.
ІІ этап – обучение. На этом этапе ребята собирают модели по схемам, стараются понять принцип соединений, чтобы в последующем использовать. В схемах представлены очень грамотные решения, которые неплохо бы даже заучить. Модели получаются одинаковые, но творчество детей позволяет отойти от стандартных моделей и при создании программ внести изменения, поэтому соревнования должны сопровождаться обсуждением изменений, внесенных детьми. Дети составляют программы и защищают свои модели. Повторений в защитах быть не должно.
ІІІ этап – сложное конструирование. Узнав много нового на этапе обучения, ребята получают возможность применить свои знания и создавать сложные проекты.
Круг возможностей их моделей очень расширяется. Вот теперь уместны соревнования и выводы по итогам соревнований – какая модель сильнее и почему. Насколько механизмы, изобретенные человечеством, облегчают нам жизнь.
Цели курса: формирование информационно-коммуникативной компетентности
учащихся, обучение методам использования современного учебного робототехнического
конструктора и средств информационных коммуникационных технологий; воспитание
многогранно развитой личности, грамотно использующей современные
робототехнические и компьютерные технологии для решения различных учебных,
бытовых и творческих задач; развитие информационной культуры школьников
Основные задачи:
-
Знакомство со средой программирования EV3;
-
Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов;
-
сформировать умения строить модели по схемам;
-
получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
-
проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
-
развитие умения ориентироваться в пространстве;
-
Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи;
-
Проектирование роботов и программирование их действий;
-
Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни;
-
Расширение области знаний о профессиях;
-
Умение учеников работать в группах.
-
Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в работе.
Место кружка «ИнтелЛЕГО» в учебном плане МБОУ СШ №11
Учебный план предусматривает изучение робототехники в объеме 35 часов – 1 час в неделю.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 15 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.
Формы проведения занятий
Предполагается индивидуальная и групповая
(коллективная) работа учащихся над заданиями и проектами. Учащиеся обучаются в
группах с постоянным составом. Набор в группы свободный. На занятиях используется
фронтальная демонстрация (с применением наглядных пособий, проекционной техники),
практическая работа, беседа, элементы лекции, учебные состязания между
обучающимися.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Робототехника» являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Lego позволяет учащимся:
-
- совместно обучаться в рамках одной бригады;
-
- распределять обязанности в своей бригаде;
-
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
-
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
-
- создавать модели реальных объектов и процессов;
-
- видеть реальный результат своей работы.
Ожидаемые результаты освоения программы
Знания
-
общие сведения о робототехнике и сопутствующих информационных системах, правила безопасной работы с робототехническими конструкторами;
-
основные этапы развития робототехники, современная робототехника, области применения роботов, расширение знаний о профессиях в области робототехники и
смежных наук;
-
основы проектирования роботов и их действий, способность прослеживать пользу
применения роботов в реальной жизни через создание учебных проектов;
-
правила и порядок чтения технической документации (схем, технологических карт,
инструкций);
-
представление о датчиках и их сигналах, понимание принципов обратной связи;
-
элементы робототехнических систем: механические, автоматические, электронные
устройства регистрации данных и управления;
-
принципы связи компьютерных и микроконтроллерных систем;
-
основы программирования при составлении алгоритмов средствами среды LEGO
Mindstorms EV3;
-
примерный регламент соревнований роботов, как проводятся соревнования и что
необходимо для участия в них.
Умения
-
использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов
обратной связи;
-
читать и создавать графические чертежи и электронные схемы;
-
самостоятельно решать технические задачи, связанные с конструированием и
программированием учебных роботов;
-
разрабатывать программные элементы электронных устройств, создавать алгоритмы
управления исполнительными устройствами, собирать информацию с датчиков;
-
тестировать робототехнические устройства и их элементы;
-
работать с научно-технической литературой, с журналами, инструкциями,
тематическими ресурсами Интернет, с видеотекой (изучать и обрабатывать
информацию по теме проекта).
-
работать в группах.
-
рационально организовать свое рабочее место с учетом эргономических, санитарногигиенических и эстетических требований;
-
использовать полученные навыки при изучении других учебных дисциплин (физика,
математика, иностранный язык и др.)
Основное содержание (35 часов)
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Введение в робототехнику. Конструкторы LEGO. Правила безопасной работы. |
4 |
2 |
Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления. |
3 |
3 |
Виды и параметры датчиков. |
4 |
4 |
Конструирование роботов. Сборка моделей робота по инструкции. |
3 |
5 |
Конструирование роботов по фантазии. |
6 |
6 |
Программирование роботов с помощью компьютерного приложения. |
6 |
7 |
Соревнования роботов |
9 |
Поурочное планирование
№ |
Тема |
Часы |
1. |
Введение в робототехнику. Конструкторы LEGO. |
1 |
2. |
Знакомство с набором LEGO Mindstorms Education EV3 |
1 |
3. |
Датчики конструкторов роботов LEGO, аппаратный и программный состав |
1 |
4. |
Конструирование первого робота. Сборка первой модели робота по |
1 |
5. |
Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и |
1 |
6. |
Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и |
1 |
7. |
Параметры датчиков. Программирование робота (Brick program). |
1 |
8. |
Параметры датчиков. Анализ достоинств и недостатков конструкции. |
1 |
9. |
Программирование робота с помощью компьютера. Простые программы. |
1 |
10. |
Программирование робота с помощью компьютера. Простые программы. |
1 |
11. |
Программирование робота с помощью компьютера. Простые программы. |
1 |
12. |
Программирование робота с помощью компьютера. Простые программы. |
1 |
13. |
Программирование робота с помощью компьютера. Программы средней |
1 |
14. |
Программирование робота с помощью компьютера. Программы средней |
1 |
15. |
Соревнования роботов. Задания на прохождение траектории. |
1 |
16. |
Соревнования роботов. Задания на прохождение траектории. |
1 |
17. |
Соревнования роботов. Задания на действия с препятствиями. |
1 |
18. |
Соревнования роботов. Задания на действия с препятствиями. |
1 |
19. |
ИК-датчик. Управление роботом с помощью дистанционного пульта. |
1 |
20. |
Конструирование по воображению на основе базовой модели /data/files/i1540058338.doc (Рабочая программа ИнтелЛего)робота (навеска). |
1 |
21. |
Конструирование робота: «Рука» (по инструкции). |
1 |
22. |
Программирование робота с помощью компьютера (по инструкции). |
1 |
23. |
Программирование робота с помощью компьютера (модификация). |
1 |
24. |
Соревнования роботов. Задания на действия с предметами. |
1 |
25. |
Соревнования роботов. Задания на действия с предметами. |
1 |
26. |
Сборка гусеничного робота (по инструкции). |
1 |
27. |
Программирование гусеничного робота с помощью компьютера (по |
1 |
28. |
Программирование гусеничного робота с помощью компьютера |
1 |
29. |
ИК-датчик. Управление роботом с помощью дистанционного пульта. |
1 |
30. |
Конструирование по воображению на основе гусеничного робота (навеска). |
1 |
31. |
Соревнования роботов. Задания на прохождение траектории. |
1 |
32. |
Соревнования роботов. Задания на действия с препятствиями. |
1 |
33. |
Соревнования роботов. Задания на действия с предметами. |
1 |
34. |
Конструирование по воображению на основе базовой модели робота |
1 |
35. |
Заключительное занятие. Подведение итогов года. |
1 |
Требования к материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории, рабочих мест:
-
компьютеризированные места по количеству обучающихся;
-
компьютеризированное рабочее место преподавателя;
-
комплекты конструкторов LEGO Mindstorms Ev3 (базовые наборы, расширенные наборы, дополнительные датчики, зарядные устройства)
-
комплекты полей для соревнований роботов;
-
комплекты инструкций и методической литературы.
Используется компьютер с лицензионным программным обеспечением, а также проекционной техникой.
Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. – 263с., илл.,
2. Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS. – 64 стр., илл.
3. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.
4. Овсянцкая Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3. Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014. 204 с.
5. Белиовская Л.Г. Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер в LabVIEW// М.: ДМК Пресс, 2010.
Интернет-ресурсы:
6. http://www.lego.com/education/
7. http://robotics.ru/
8. http://www.prorobot.ru/
9. http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php
10. http://www.prorobot.ru/lego.php
11. http://robotor.ru
12. http://www.wroboto.org/