Дополнительная образовательная программа кружка «Светская этика» (2-4 классы)

4
0
Материал опубликован 7 December 2016

(Возраст детей: от 8-10 лет ( учащиеся 2-4 классов)).

Срок реализации программы: октябрь-май 2016 г

Составитель: Файзуллина Наталья Александровна

учитель русского языка и литературы

2016

Пояснительнаязаписка

Дополнительная образовательная программа рассчитана для обучающихся 2-4 классов:

Рабочая программа кружка «Светской этики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программой курса «Основы светской этики». 5 класс, М.Т. Студеникин М. : «Русское слово», а также на основе программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк М: «Просвещение».

Рабочая программа кружка составлена на основе:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,

Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312»,

Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 (рег. № 19676 от 02.02.2011) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»,

Письмом Департамента общего образованияМинобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Положение по разработке образовательных программ дополнительного образования детей на базе ОУ

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Факультатив «светской этики» предназначен для изучения учащимся 5 классов, поскольку именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Программа направлена на воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой\ жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.

Цели и задачи:

- знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, осознание ценности человеческой жизни;

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- воспитание нравственности, основанной на духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи:

- развитие представлений у учащихся о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

- формирование этического самосознания;

- обобщение знаний о духовной культуре и морали.

Результаты изучения данного факультатива:

Требования к личностным результатам:

- умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

- формирование личностных качеств таких как аккуратность, собранность, вежливость и т.д.;

- умения ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;

- умения оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- значение, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, и ее роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности в человеческой жизни;

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

- формирование понимания значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Новизной и отличительной особенностью программы светской этики является то, что она имеет инновационный характер.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: сентябрь-май 2016-2017 год.

Формы и режимы деятельности.

Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю ( 1 час). Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.

Продолжительность занятий с группой - не более 1часа. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей , желание , состояние здоровья , уровень овладения навыками рисования , нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы . Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности , начинает работу с того места , где закончил .

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, так и практические занятия;

В рамках кружка «Светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.

Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса._

Формирование понимания значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. В год 34 часа. Практических работ 23, теоретических -11

Учебно-тематический план.

Наименование раздела

Всего часов

Практических часов

Теоретических часов

   

1

Введение. Духовные ценности и нравственные

идеалы в жизни человека и общества

1

1

 

2

Основы религиозных культур и светской

этики. Часть I

12

3

9

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.

19

 

19

4

Духовные традиции многонационального

народа России

2

1

1

 

Итого

34

5

29

Содержание программы

Введение. Духовные ценности и нравственные

идеалы в жизни человека и общества

Гражданин России

Основы религиозных культур и светской

этики. Часть I Что такое светская этика?

Культура и мораль.

Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. 
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Духовные традиции многонационального

народа России Любовь и уважение к Отечеству.

Методическое обеспечение или условия реализации программы;

пополнение периодической литературы и книг по темам;

дидактический материал;

наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);

методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.

Программы образовательных учреждений. 4-5 классы. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры

Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры

Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры

Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры

Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России

Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями , умением , навыками , выявление и осознание ребёнком своих способностей .В результате годичного обучения в кружке

Знают: - значение, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- первоначальных представлений о светской этике, и ее роли в истории и современности России;

- ценности нравственности в человеческой жизни;

- значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Умеют:

-различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

-ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;

-оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

Тема занятия

Дата реализации темы занятия

Планируемый результат

Практических часов

Теоретических часов

 

Введение. Духовные ценности и нравственные

идеалы в жизни человека и общества

1

Гражданин России

04.10

Виртуальный поход по любимым местам России

 

1

 

Основы религиозных культур и светской

этики. Часть I

1

Что такое светская этика?

11.10

Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»

 

1

 

 

1

Культура и мораль.

18.10

Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

 

1

 

 

1

Особенности морали

25.10

Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

 

1

 

 

1

Добро и зло

1.11

Составление проекта по теме «Добро и зло»

1

 

 

 

1

Правда и лож

8.11

Учатся анализировать моральные и этические требования к человеку в светской культуре и в различных культурах, в том числе и в религиозных традициях.

1

 

 

 

1

Добродетель и порок

15.11

Узнают важность соблюдения человеком нравственных норм.

 

1

 

 

1

Свобода. Моральный выбор.

22.11

Излагать свое мнение о значении этики, морали и нравственности в жизни людей, общества

1

 

 

 

1

Свобода и ответственность

29.11

Узнают что такое ответственность. При каких условиях возможны ответственные поведения.

 

1

 

 

1

Моральный долг.

6.12

Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

 

1

 

 

1

Справедливость

13.12

Узнают, что такое справедливость, по каким признакам можно судить о справедливости.

 

1

 

 

1

Альтруизм и эгоизм

20.12

Узнают, что такое альтруизм и эгоиз. Что значит быть разумным эгоистом?

 

1

 

 

1

Дружба

27.12

Узнают, какие отношения существуют между людьми, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

 

1

 

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.

1

Род и семья - исток нравственных отношений

10.01

Знакомятся с проявлением высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, литературе и искусстве.

 

1

 

 

1

Нравственный поступок

17.01

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культур

 

1

 

 

1

Золотое правило нравственности

24.01

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культур

 

1

 

 

1

Стыд, вина и извинения

31.01

Узнают, что такое стыд и чувство вины. Когда принято извиняться?

 

1

 

 

1

Честь. Достоинство.

07.02

Узнают, что такое честь, достоинство.

 

1

 

 

1

Порядочность

14.02

Узнают, что такое порядочность.

 

1

 

 

1

Доверие и доверчивость

21.02

Узнают, что такое доверие и доверенность.

 

1

 

 

1

Милосердие и сострадание

28.02

Узнают, что такое милосердие и сострадание.

 

1

 

 

1

Совесть

7.03

Узнают, что такое совесть. Чем отличаются понятия стыд и совесть.

 

1

 

 

1

Честь и достоинство

14.03

Узнают, что такое честь и достоинство.

 

1

 

 

1

Терпимость и терпение

21.03

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

 

1

 

 

1

Мужество

28.03

Узнают, что такое мужество. Какие поступки людей считаются героическими, мужественными?

 

1

 

 

1

Равнодушие и жестокость

04.04

Узнают, что такое равнодушие и жестокость, в чем вред жестокости?

 

1

 

 

1

Самовоспитание

11.04

Узнают, что такое самовоспитание.

 

1

 

 

1

Нравственные идеалы

18.04

Узнают о смелых и сильных защитниках Отечества – богатырях. О правилах честного поединка.

 

1

 

 

1

Образцы нравственности в культуре Отечества

25.04

Узнают о нормах и образцах нравственного поведения в культуре России - о труженике, патриоте, войне, коллективисте.

 

1

 

 

1

Этикет

2.05

Узнают, что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета.

 

1

 

 

1

Семейные праздники

16.05

Узнают, когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники? Что такое подарок и как его выбирать?

 

1

 

 

1

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

23.05

Узнают, что жизнь человека – высшая нравственная ценность

 

1

 

Духовные традиции многонационального

народа России

1

Любовь и уважение к Отечеству

30.05

Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 

1

 

 

1

Защита проектов

30.05

Умение работать в коллективе.

1

 

Список литературы для педагогов, для детей по программе:

Данилюк А.Я. «Основы светской этики» Пособие для учащихся. – «Просвещение»., М., 2011

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. –М., 2009

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. – М., 2009

Йоффе А.Н., Мишина И.А. «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Учебно-методическое пособие. – М. АПКиППРО, 2012.

Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин.

Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г.

Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.

Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.

История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.

Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.

Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.

Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003

Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.

Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.

Введение в буддизм. – СПб., 1999.

Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.

Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.

Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.

Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.

Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.

Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.

Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.

Интернет - ресурсы

- http://fcior.edu.ru/ 

- http://school-collection.edu.ru/

- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) – http://www.patriarchia.ru 

- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru 

- Миссионерский портал диака Андрея Кураева - http://kuraev.ru/ 

Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - http://pravolimp.ru/main/main 

- Официальный сайт Донского монастыря - http://donskoimonastyr.ru/ 

- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) - http://www.mpda.ru/elib 

- Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru

- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство - http://www.lechaim.ru/ 

- Российский исламский университет - http://www.e-riu.ru/ 

- Дневник Московского исламского университета - http://www.miu.su/?p=289 

- Образовательный портал РУДН - http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2941&p=9968 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.