Дополнительная образовательная общеразвивающая программа танцевального ансамбля «Кэрэчээн»
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ танцевального кружка «КЭРЭЧЭЭН» Возраст обучающихся 8 -18 лет Срок реализации 3 года Составитель: Кычкина Л.П., педагог дополнительного образования
паспорт программы Название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа танцевального кружка «Кэнчээри» Направленность образовательной деятельности Художественно-эстетическая Цель программы Целью программы являются следующие составляющие: планомерное раскрытие творческих способностей детей; создание условий для гармоничного развития и успешной личностной реализации; постановка хореографических композиций в учебных целях. Автор программы Кычкина Любовь Петровна Тип программы Общеразвивающая, модифицированная Вид программы Профильная Статус Принята педсоветом, утверждена директором Продолжительность обучения 3 года Возраст учащихся 8-18 лет Форма проведения занятий Групповая, индивидуальная Режим занятий 2-3 раза в неделю, 1 занятие от 35 до 45 мин. Форма организации итоговых занятий Отчетный концерт Количество детей в группах От 10 до 20 человек в соответствии с возрастом детей Форма детского объединения Танцевальная группа
Направленность программы Образовательная программа направлена на обучение обучающихся основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида. Данная программа предназначена для обучающихся танцевального кружка Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» МР «Горный улус» РС (Я) и рассчитана на детей 8-18-летнего возраста. Срок реализации программы - 3 года.
Актуальность программы Обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ принцип взаимосвязи обучения и развития принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности активности самостоятельности трудолюбия
Новизна программы Учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры. якутские традиционные, обрядовые, подражательные классические танцы танцы народов Севера и Мира
Целью программы - планомерное раскрытие творческих способностей детей; - создание условий для гармоничного развития и успешной личностной реализации; - постановка хореографических композиций в учебных целях.
Задачи программы Обучающие задачи - дать представление об основных направлениях хореографии: классический танец, народно-сценический танец, якутский танец - обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник
Воспитательные задачи - воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду - помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству - привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде - обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися - способствовать формированию творческой личности
Развивающие задачи - координации - ловкости - силы - выносливости - гибкости - правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника - музыкально-пластической выразительности - активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной
Отличительные особенности программы Заключается в том, что основой происхождения якутских традиционных, обрядовых, подражательных танцев мы видим в углубленном изучении истории и фольклора народа Саха, его быт и традиции. Особое внимание уделяется на героях, действиях и событиях народного эпоса «Олонхо» с которого можно брать много идеи и движений танца. Ведь, недаром говорит профессор, доктор искусствоведение, этнохореограф А.Г.Лукина: «Каждый уважающий себя хореограф должен знать хоть одно Олонхо так, как в нем вся философия, весь хореографический пласт народа Саха». Методика преподавания в танцевальном кружка в основе своей опирается на школу профессионально-хореографического обучения. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения танцам является разъяснение ребенку последовательности действий в постановочной работе. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как «возращение к пройденному», «играем во взрослых» придают объемность линейному и последовательному освоению материала в данной программе.
Формы организации обучения - по количеству детей – групповая - по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум, конкурсы, фестивали, отчетные концерты - по дидактической цели – вводное занятие, по углублению знаний, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий Материал обучения азбука музыкального движения элементы якутского танца элементы классического танца элементы народно-сценического танца
Методы обучения Словесный: рассказ, объяснение, пояснение о характере танца и средствах передачи выразительности его образов; объяснение, напоминание – в тренинге; оценка исполнения. Наглядный: показ, демонстрация видео, фото материалов. Практический: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д. Эвристический: творческие задания импровизационного характера, этюды, самостоятельные постановки. Метод индивидуальный подход к каждому ребенку, при котором, поощряется самобытность, проявление индивидуальности, свобода самовыражения, приветствуется нестандартные подходы к решению творческих задач.
Формы работы с родителями Беседы. Периодическая беседа с родителями по итогам четверти о результатах выполненной работы. Консультация. Регулярная консультация с родителями о заинтересованности детьми кружком, спроса и пожеланий о дальнейшем развитии творческих способностей детей. Анкетирование. Проведение анкетирования в конце учебного года по результатом проделанной работы за год детьми и пожеланий родителями дальнейшей перспективы развития кружка. Социальный опрос. Составление социального паспорта семьи каждого обучающегося. Посещение открытых занятий. Проведение «Дни открытых дверей» раз в четверть для родителей.
Ожидаемые результаты К концу первого года обучения дети должны знать: - Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку. - Иметь навык легкого шага с носка на пятку. - Приобрести пластику. - Знать позиции ног и рук классического танца. - Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре). - Знать положение ног, сюр лек у де пье – «условное», «обхватное». - Знать разницу между круговым движением и прямым (на примере тандю и рон де жамб пар тер). - Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4). - Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге. - Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д. - Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы, элементы русского танца. - Уметь исполнить переменный шаг. - Уметь правильно исполнить два подготовительных пор де бра.
К концу второго года обучения дети должны знать: - Уметь закрыть руки, заканчивая движение в композиции. - Знать правила постановки рук, группировки позиций рук в танце - Уметь акцентировать шаг на правую долю такта в марше и в 3/4 –м размере. - Четко выполнять значение вступительных и заключительных аккордов в упражнениях. - Иметь навык выворотного положения рук в пятом позиции в батман тандю с 1-й позиции (вперед, назад, в сторону), - Знать положение «носок против носка» в движениях с 1-й позиции. - Знать характерные движения рук в якутском танце. - Различать особенности классической музыки (марш).
К концу третьего года обучения дети должны знать: - Знать правила постановки ног, группировки позиций ног в танце - Уметь закрыть ногу, заканчивая движение в сиюте. - Уметь акцентировать шаг на правую долю такта в марше и в 3/4 –м размере. - Четко выполнять значение вступительных и заключительных аккордов в упражнениях. - Иметь навык выворотного положения ног в пятом позиции в батман тандю с 5-й позиции (вперед, назад, в сторону), - Знать положение «носок против пятки» в движениях с 5-й позиции. - Знать характерные движения рук якутском танце. - Различать особенности классической музыки (лирические, сентиментальные, гротекс).
Материально-техническое обеспечение: - Ноутбук ASUS k50IP$; - Музыкальный центр; - Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности; - СД, DVD – диски; - Реквизит для танцев; - Стол учительский; - Стулья ученические; - Шкафы для хранения реквизитов и сценических костюмов.
Виды контроля Вводный, организуемый в начале учебного года. Текущий, проводится в ходе учебного года. Рубежный, проводится в период и по завершении определенных работ. Итоговый, проводится по завершению всей учебной программы. Мониторинг (при поступлении, в конце каждого учебного года).
Мониторинг при поступлении № п/п Фамилия, имя Номер вопроса 1 2 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 5 Концентрация внимания Двигательные навыки Физические данные Выполнение танцевальных шагов и фигур Коммуникативность 1 Захаров Вася - - +- - - - - - +- - 2 Заровняев Слава +- - - - - - - +- - +- 3 Заровняев Игорь +- - +- +- +- - - - +- - 4 Ковров Никита - - - - - - - - - +- 5 Ковров Саша - - - - - + - - +- - 6 Колесова Кристина - - +- - +- - +- +- +- +- 7 Максимова Виолетта + +- + +- + +- +- + + + 8 Максимова Луиза +- - +- - +- +- +- + +- +- 9 Михайлова Оля - - +- - - - +- +- +- - 10 Марков Уйусхан + +- +- + + + - - + +- 11 Павлова Нарыйа - - +- - +- - +- +- +- - 12 Павлов Саша +- +- - +- - +- - - - +- 13 Спиридонова Оля +- - +- +- +- - +- + +- +- 14 Черепанова Саина - - +- - +- +- - +- +- - Дата проведения 10.09.2019 Форма проведения кастинг Музыкальные и профессиональные физические данные Условные обозначения: + высокий уровень + - средний уровень - низкий уровень
Концентрация внимания Двигательные навыки Физические данные Выполнение танцевальных фигур и шагов Коммуникативность
Мониторинг в конце учебного года Диагностическая карта (к программе «якутский танец») I года обучения 2018– 2019 учебного года № п/п Фамилия, имя обучающегося Умения и навыки Творческие способности Коммуникативные навыки % качества знаний Знание основной танцевальной терминологии Выполнение базовых движений под музыку Танцевальные данные (шаг, выворотность, гибкость) Музыкальные данные (ритмичность, такт) Артистичность и эмоциональная выразительность 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 1 Захаров Вася + + + + + + + 23 2 Заровняев Слава + + + + + + + 28 3 Заровняев Игорь + + + + + + + 25 4 Ковров Никита + + + + + + + 25 5 Ковров Саша + + + + + + + 23 6 Колесова Кристина + + + + + + + 28 7 Максимова Виолетта + + + + + + + 35 8 Максимова Луиза + + + + + + + 26 9 Михайлова Оля + + + + + + + 24 10 Марков Уйусхан + + + + + + + 33 11 Павлова Нарыйа + + + + + + + 24 12 Павлов Саша + + + + + + + 27 13 Спиридонова Оля + + + + + + + 28 14 Черепанова Саина + + + + + + + 28 Уровни оценивания обучающихся: 5 – высокий 4 – средний 3 – низкий Средний показатель качества знаний – 25
Мониторинг в конце учебного года Диагностическая карта (к программе «якутский танец») II года обучения 2018– 2019 учебного года Уровни оценивания обучающихся: 5 – высокий 4 – средний 3 – низкий № п/п Фамилия, имя обучающегося Теоретические знания, владение спец. терминами Практические умения и навыки Творческие способности Коммуникативные навыки % качества знаний Виды танцев Основные танцевальные движения Танцевальная терминология Выполнение движений в характере танца (народный, бальный) Самостоятельное исполнение комбинаций танца Музыкальные данные (ритмичность, такт) Артистичность и эмоциональная выразительность 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 1 Захаров Вася + + + + + + + + + 31 2 Заровняев Слава + + + + + + + + + 36 3 Заровняев Игорь + + + + + + + + + 32 4 Ковров Никита + + + + + + + + + 31 5 Ковров Саша + + + + + + + + + 31 6 Колесова Кристина + + + + + + + + + 35 7 Максимова Виолетта + + + + + + + + + 45 8 Максимова Луиза + + + + + + + + + 35 9 Михайлова Оля + + + + + + + + + 32 10 Марков Уйусхан + + + + + + + + + 44 11 Павлова Нарыйа + + + + + + + + + 33 12 Павлов Саша + + + + + + + + + 36 13 Спиридонова Оля + + + + + + + + + 37 14 Черепанова Саина + + + + + + + + + 38 Средний показатель качества знаний – 30
Мониторинг в конце учебного года Диагностическая карта (к программе «якутский танец») III года обучения 2018– 2019 учебного года Уровни оценивания обучающихся: 5 – высокий 4 – средний 3 – низкий Средний показатель качества знаний – 40 № п/п Фамилия, имя обучающегося Теоретические знания, владение спец. терминами Практические умения и навыки Творческие способности Коммуникативные навыки % качества знаний Законы композиции, основы сюжета танца Танцевальная терминология Рисунок танца Выполнение движений у станка Выполнение упражнений на середине зала Самостоятельное выполнение танцевальных комбинаций Умение составлять сюжетные композиции Исполнительское мастерство 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 1 Захаров Вася + + + + + + + + + + 34 2 Заровняев Слава + + + + + + + + + + 38 3 Заровняев Игорь + + + + + + + + + + 43 4 Ковров Никита + + + + + + + + + + 33 5 Ковров Саша + + + + + + + + + + 33 6 Колесова Кристина + + + + + + + + + + 41 7 Максимова Виолетта + + + + + + + + + + 50 8 Максимова Луиза + + + + + + + + + + 41 9 Михайлова Оля + + + + + + + + + + 41 10 Марков Уйусхан + + + + + + + + + + 50 11 Павлова Нарыйа + + + + + + + + + + 45 12 Павлов Саша + + + + + + + + + + 42 13 Спиридонова Оля + + + + + + + + + + 45 14 Черепанова Саина + + + + + + + + + + 48
Теоретические знания Практические умения и навыки Творческие способности Коммуникативные навыки Высокий Средний Низкий
Воспитанники танцевального ансамбля «Кэрэчээн»
Участие воспитанников танцевального ансамбля «Кэрэчээн» в конкурсах
Достижение воспитанников танцевального ансамбля «Кэрэчээн» в конкурсах
Выпускники танцевального ансамбля «Кэрэчээн», которые в данный момент танцуют в ведущих ансамблях республики