Образовательная программа драматического кружка «Вдохновение»
Министерство образования Российской Федерации
Алтайский край, Шипуновский район,
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Нечунаевская средняя общеобразовательная школа
Образовательная программа драматического кружка
«Вдохновение»
Возраст учащихся 12-14 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы
учитель русского языка и литературы
Баун Надежда Александровна
Нечунаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Цель программы: создание условий для социальной, культурной и творческой самореализации личности ребенка и интеграции в систему мировой и отечественной культур; обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактика асоциального поведения.
Задачи программы:
1. Развитие и раскрытие творческих возможностей детей
2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Организация деятельности литературно- драматического кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.
Программа рассчитана на детей 12-14лет.
Сроки реализации программы: 1 год
Образовательная программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Ожидаемые результаты:
Обучающая цель:
По окончанию курса учащиеся должны знать:
правила техники безопасности;
связанно излагать мысли в устной форме.
Уметь:
владеть интонацией, ритмом, интенсивностью и тембром речи;
грамотно использовать в речи сценическую терминологию,
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
интерес к занятиям драматургией;
к различным видам сценической деятельности.
Воспитывающие цели:
По окончании курса ребенок должен знать:
нормы общения на сцене;
понимать значимость данного вида искусства для развития культуры.
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
уверенность в собственных силах;
осознание своей значимости, социальной востребованности;
коммуникабельность;
пунктуальность;
точность и старательность в выполнении работы;
чувство долга
Развивающая цель:
По окончании курса ребенок должен уметь:
планировать, систематизировать, обобщать, анализировать, оценивать учебное занятие;
работать в нужном темпе.
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
интерес к занятиям драматургией.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
-
участие в районных конкурсах детского творчества;
отчетные спектакли.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы занятий по каждой теме распределяются следующим образом:
знакомство с текстом;
распределение ролей;
обсуждение характеров героев;
чтение текста по ролям;
репетиция;
моделирование, подбор костюмов;
подготовка декораций;
подбор музыкального оформления;
монтировочная репетиция;
генеральная репетиция.
Приемы и методы
- метод исследования;
- метод создания поисковой ситуации;
- метод импровизации;
- аналитическая беседа по тексту;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- эвристический метод
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа в основном предусматривает практические занятия, поэтому теоретических сведений даётся немного, все они направлены только на знакомство с театральным искусством. В связи с этим содержание курса предусматривает следующие темы:
1-я тема. Особенности актёрского мастерства.
Развитие качеств у детей, склонных к эмоционально-эстетическому «театрализованному» осмыслению действительности. Практические занятия.
2-я тема. Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение.
Упражнения, развивающие отдельные элементы психофизики человека; ситуации, приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах. Практика.
3-я тема. Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.
Понятие о дикции. Тренировка в произношении стечения согласных. Скороговорки. Практические занятия.
4-я тема. Сценическое движение.
Победа над страхом. Воспитание волевых качеств. Уверенность в правильности своих действий. Практические занятия.
5-я тема. Основные правила поведения на сцене.
Когда ты перед зрителем, ты забываешь о своих бедах и проблемах. Старайся «прожить» жизнь своих героев. Старайся говорить чётко и ясно, умей перевоплощаться.
Не стой спиной к зрителю. Победи свой страх. Практические занятия.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Особенности актёрского мастерства. Практические занятия. |
7 |
2. |
Актёрское мастерство: внимание, воображение, наблюдательность. Практические занятия. |
9 |
3. |
Сценическое мастерство. Практические занятия. |
6 |
4. |
Сценическое движение. Практические занятия. |
5 |
5. |
Основные правила поведения на сцене. Практические занятия. |
7 |
Календарно-тематическое планирование
драматического кружка
Дата |
№ занят. |
Содержание программы |
Кол-во занятий |
Примечание |
|
|
Особенности театрального искусства |
7 |
Вводное занятие «Театр как форма развития речи» |
|
1. |
Особенности театрального искусства. Обсуждение плана работы кружка «Вдохновение» |
1 |
Выбор органов самоуправления |
|
2. |
Знакомство со сказкой «Ванюшка и Царевна», распределение ролей. |
1 |
Составление сценария |
|
3-5 |
Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций. |
3 |
выразительность чтения |
|
6.
7 |
Выступление перед учащимися начальных классов на уроке внеклассного чтения. Выступление перед ребятами детского сада. |
1
1 |
Предварительная встреча с воспитателем |
|
|
Актёрское мастерство |
9 |
|
|
8. |
Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. Распределение ролей для инсценировки эпизода из сказки-были К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» |
1 |
Практическое занятие Прослушивание всей сказки |
|
9-11. |
Репетиция, обсуждение костюмов и декораций. |
3 |
Музыкальное сопровождение |
|
12. |
Выступление перед пятиклассниками. |
1 |
Подготовка сцены |
|
13. |
Подготовка к конкурсу чтецов «Родная Шипуновская земля» |
1 |
Встреча с библиотекарем |
|
14-15. |
Работа над стихотворениями В. Золотарёвой «Подсолнушек», С. Шиханова «Я душой навеки здесь»». В.Малаховой « Шипуново- точка малая» |
2 |
Просмотр презентации «Шипуновская земля» |
|
16. |
Участие в конкурсе чтецов |
1 |
Итоговая работа |
|
|
Сценическая речь |
6 |
|
|
17. |
Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Знакомство с рассказом В. М. Шукшина «Далёкие зимние вечера. Распределение ролей. |
1 |
Импровизация |
|
18-20. |
Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций. |
3 |
Презентация «В гостях у Шукшина» |
|
21. |
Генеральная репетиция, изготовление декораций. |
1 |
Репетиция на сцене дома культуры |
|
22. |
Театральное представление «Далёкие зимние вечера» для 5 – 6 классов. |
1 |
Музыкальное сопровождение |
|
|
Сценическое движение |
5 |
|
|
23. |
Сценическое движение. Победа над страхом. Распределение ролей к произведению А. И. Куприна « Чудесный доктор» |
1 |
Прослушивание всего произведения |
|
24-25. |
Репетиция эпизода «Встреча Мерцалова с доктором» |
2 |
Работа над оформлением сцены |
|
26. |
Генеральная репетиция. |
1 |
декорации |
|
27. |
Выступление на вечере «Талант человечности», посвящённому творчеству Куприна |
1 |
Движение на сцене |
|
|
Основные правила поведения на сцене. |
7 |
|
|
28. |
Основные правила поведения на сцене. Обсуждение сценария по рассказу В. М. Шукшина «Сапожки» |
1 |
Подготовка костюмов |
|
29-30 |
Репетиция. Обсуждение костюмов, ролей. |
2 |
Композиция актёров на сцене |
|
31. |
Генеральная репетиция. |
1 |
Техника выразительности |
|
32. |
Выступление перед учащимися 7 -8 классов |
1 |
Рефлексия |
|
33. |
Выступление на районном конкурсе «Музы детства» |
1 |
Отчётный спектакль |
|
34. |
Подведение итогов работы кружка |
1 |
Награждение лучших |
Список использованной литературы:
1.Вербовая Н.П. Искусство речи. – М.:1977
2.Корогородский З.Я. Первый год. Начало. – М.:1975
3. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)
5. Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996
6. Сборник «Путешествие по книжной вселенной». – К..:2006
7. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Кр.:2004
8 Егоров О.С., Открываем театральный сезон, М.: Книга, 2003
Список литературы для учащихся:
1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987