Образовательная программа драматического кружка «Вдохновение»

6
0
Материал опубликован 2 November 2016

Министерство образования Российской Федерации

Алтайский край, Шипуновский район,

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Нечунаевская средняя общеобразовательная школа


 

Образовательная программа драматического кружка

«Вдохновение»

 


 

Возраст учащихся 12-14 лет

Срок реализации программы 1 год

 

Составитель программы

учитель русского языка и литературы

Баун Надежда Александровна

 

Нечунаево

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

 

Цель программы: создание условий для социальной, культурной и творческой самореализации личности ребенка и интеграции в систему мировой и отечественной культур; обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактика асоциального поведения.

Задачи программы:

1. Развитие и раскрытие творческих возможностей детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Организация деятельности литературно- драматического кружка

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Выход результатов:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.

Программа рассчитана на детей 12-14лет.

Сроки реализации программы: 1 год

Образовательная программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в

неделю).

Ожидаемые результаты:

Обучающая цель:

По окончанию курса учащиеся должны знать:

правила техники безопасности;

связанно излагать мысли в устной форме.

Уметь:

владеть интонацией, ритмом, интенсивностью и тембром речи;

грамотно использовать в речи сценическую терминологию,

По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:

интерес к занятиям драматургией;

к различным видам сценической деятельности.

Воспитывающие цели:

По окончании курса ребенок должен знать:

нормы общения на сцене;

понимать значимость данного вида искусства для развития культуры.

По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:

уверенность в собственных силах;

осознание своей значимости, социальной востребованности;

коммуникабельность;

пунктуальность;

точность и старательность в выполнении работы;

чувство долга

Развивающая цель:

По окончании курса ребенок должен уметь:

планировать, систематизировать, обобщать, анализировать, оценивать учебное занятие;

работать в нужном темпе.

По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:

интерес к занятиям драматургией.

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • участие в районных конкурсах детского творчества;

    отчетные спектакли.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы занятий по каждой теме распределяются следующим образом:

знакомство с текстом;

распределение ролей;

обсуждение характеров героев;

чтение текста по ролям;

репетиция;

моделирование, подбор костюмов;

подготовка декораций;

подбор музыкального оформления;

монтировочная репетиция;

генеральная репетиция.

Приемы и методы

- метод исследования;

- метод создания поисковой ситуации;

- метод импровизации;

- аналитическая беседа по тексту;

- объяснительно-иллюстративный метод;

- репродуктивный метод;

- эвристический метод


 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Данная программа в основном предусматривает практические занятия, поэтому теоретических сведений даётся немного, все они направлены только на знакомство с театральным искусством. В связи с этим содержание курса предусматривает следующие темы:

1-я тема. Особенности актёрского мастерства.

        Развитие качеств у  детей, склонных к эмоционально-эстетическому     «театрализованному» осмыслению действительности. Практические занятия.

2-я тема. Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение.

        Упражнения, развивающие отдельные элементы психофизики человека; ситуации, приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах. Практика.

3-я тема. Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.

         Понятие о дикции. Тренировка в произношении стечения согласных. Скороговорки. Практические занятия.

4-я тема. Сценическое движение.

           Победа над страхом. Воспитание волевых качеств. Уверенность в правильности своих действий. Практические занятия.

5-я тема. Основные правила поведения на сцене.

          Когда ты перед зрителем, ты забываешь о своих бедах и проблемах. Старайся «прожить» жизнь своих героев. Старайся говорить чётко и ясно, умей перевоплощаться.

Не стой спиной к зрителю. Победи свой страх. Практические занятия.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

п/п

                   Тема

Кол-во часов

  1.

Особенности актёрского мастерства. Практические занятия.

      7

  2.

Актёрское мастерство: внимание, воображение, наблюдательность. Практические занятия.

      9

  3.

Сценическое мастерство. Практические занятия.

      6

  4.

Сценическое движение. Практические занятия.

      5

  5.

Основные правила поведения на сцене. Практические занятия.

    7

                  


 

Календарно-тематическое планирование

драматического кружка

 

Дата

занят.

  Содержание программы

Кол-во занятий

Примечание

 

 

Особенности театрального искусства

            7

Вводное занятие «Театр как форма развития речи» 

 

1.

Особенности театрального искусства. Обсуждение плана работы кружка «Вдохновение»

1

 Выбор органов самоуправления

 

2.

Знакомство со сказкой «Ванюшка и Царевна», распределение ролей.

1

Составление сценария 

 

3-5

Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций.

3

выразительность чтения 

 

6.


 

7

Выступление перед учащимися начальных классов на уроке внеклассного чтения.

Выступление перед ребятами детского сада.

1


 

1

 Предварительная встреча с воспитателем

 

 

Актёрское мастерство

          9

 

 

8.

Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. Распределение ролей для инсценировки эпизода из сказки-были К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

1

 Практическое занятие

Прослушивание всей сказки

 

9-11.

Репетиция, обсуждение костюмов и декораций.

3

Музыкальное сопровождение 

 

12.

Выступление перед пятиклассниками.

1

  Подготовка сцены

 

13.

Подготовка к конкурсу чтецов «Родная Шипуновская земля»

1

 Встреча с библиотекарем

 

14-15.

Работа над стихотворениями В. Золотарёвой «Подсолнушек», С. Шиханова «Я душой навеки здесь»». В.Малаховой « Шипуново- точка малая»

2

  Просмотр презентации «Шипуновская земля»

 

16.

Участие в конкурсе чтецов

1

 Итоговая работа

 

 

Сценическая речь

           6

 

 

17.

Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Знакомство с рассказом В. М. Шукшина «Далёкие зимние вечера. Распределение ролей.

1

  Импровизация

 

18-20.

Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций.

3

Презентация «В гостях у Шукшина» 

 

21.

Генеральная репетиция, изготовление декораций.

1

Репетиция на сцене дома культуры 

 

22.

Театральное представление «Далёкие зимние вечера» для 5 – 6 классов.

1

  Музыкальное сопровождение

 

 

Сценическое движение

           5

 

 

23.

Сценическое движение. Победа над страхом. Распределение ролей к произведению А. И. Куприна « Чудесный доктор»

1

Прослушивание всего произведения

 

24-25.

Репетиция эпизода «Встреча Мерцалова с доктором»

2

 Работа над оформлением сцены

 

26.

Генеральная репетиция.

1

 декорации

 

27.

Выступление на вечере «Талант человечности», посвящённому творчеству Куприна

1

 Движение на сцене

 

 

Основные правила поведения на сцене.

          7

 

 

28.

Основные правила поведения на сцене. Обсуждение сценария по рассказу В. М. Шукшина «Сапожки»

1

  Подготовка костюмов

 

29-30

Репетиция. Обсуждение костюмов, ролей.

2

Композиция актёров на сцене

 

31.

Генеральная репетиция.

1

  Техника выразительности

 

32.

Выступление перед учащимися 7 -8 классов

1

 Рефлексия

 

33.

Выступление на районном конкурсе «Музы детства»

1

 Отчётный спектакль

 

34.

Подведение итогов работы кружка

1

 Награждение лучших

 

Список использованной литературы:

 1.Вербовая Н.П.  Искусство речи. – М.:1977

2.Корогородский З.Я. Первый год. Начало. – М.:1975

3. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977

4. Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)

5. Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996

6. Сборник «Путешествие по книжной вселенной». – К..:2006

7. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Кр.:2004

8 Егоров О.С., Открываем театральный сезон, М.: Книга, 2003

  Список литературы для учащихся:

1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989

2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002

3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации