Дополнительная образовательная программа «По странам и континентам»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска
|
|
Дополнительная образовательная программа
(углубленное изучение иностранного языка)
« По странам и континентам»
|
Возраст обучающихся – 6 класс |
|
Срок реализации – 2020-2021 учебный год |
|
Сведения о составителе программы: Бормотова Н. Е., учитель английского языка |
Томск 2020
Пояснительная записка
Программа «По странам и континентам» составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции)
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гг.
Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.
Приложение №1 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" (с изменениями и дополнениями).
Региональный приоритетный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный Протоколом заседания Совета при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию.
Направление программы – Углубленное изучение иностранного языка
Актуальность программы – В связи с глобализацией современного мира у учащихся возникла потребность в углубленном изучении иностранного языка, адаптации в поликультурном полиэтническом мире на основе осознания важности изучения иностранного языка как средства общения и познания.
Адресат программы – Программа рассчитана на обучающихся 6 класса
Объем и срок освоения программы: Режим занятий: 30 часов в год, 1 час в неделю(1 раз в неделю).
Форма обучения: очная
Цель реализации программы - развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для удовлетворения их потребности в адаптации в поликультурном мире.
Главными задачами реализации программы являются:
- достижение обучающимися до порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющего общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения;
- формирование навыков и развитие умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт, основанный на межпредметных связях.
Интегративная компетенция формируется в условиях взаимовлияния нескольких предметов: литература, русский язык, география, история.
Содержание программы
Добро пожаловать в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - 1 час.
Географическое положение страны.
Достопримечательности Великобритании - 8 часов.
«В аэропорту». Путешествие в Лондон. Музеи в Британии. Музей восковых фигур. Музеи в Британии. Музей Шерлока Холмса. Британский музей. Парки и сады Лондона. Колесо обозрения «Лондонский глаз». Лондонский Тауэр. Букингемский Дворец. Биг Бен и Парламент. Лондонский зоопарк. Стоунхендж.
Выдающиеся люди Великобритании – 5 часов.
Выдающиеся люди Великобритании. Театр Шекспира. Л. Кэролл и его книги. Д. К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки». Чарльз Диккенс. Известные произведения. Агата Кристи-великий мастер детективного жанра. Английская поэзия.
Политическая система Великобритании – 4 часа.
Король и королева. Палата Лордов и палата Общин. Королевская семья. Королевская семья, Принцесса Диана. Политическая система Российской Федерации и Великобритании.
Интересные факты – 5 часов.
Что было изобретено в Великобритании? Популярные виды спорта. Лондонское метро. Транспорт в Лондоне. Замки Британии. Кино и люди. Английская музыка. Пословицы и мудрые слова. Культура общения британцев, манеры поведения. Английское чаепитие.
Праздники – 7 часов.
Национальные традиции. Праздники. Ночь костров. Рождество, Новый Год. Весенние праздники. Летние праздники. Английские и русские праздники.
Учебно-тематический план
|
Количество часов |
|
||||
№ |
Название раздела, темы |
всего |
теория |
практика |
Формы организации |
Формы аттестации |
1 |
Раздел 1. Добро пожаловать в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии |
1 |
0 |
1 |
Изучение карты Европы и Великобритании в частности. Обсуждение местоположения и климата страны.
|
Тестирование |
2 |
Раздел 2. Достопримечательности Великобритании |
8 |
3 |
5 |
|
|
2.1 |
«В аэропорту». Путешествие в Лондон. |
1 |
0 |
1 |
Знакомство со схемой аэропорта и картой города. Обсуждение схемы проезда. |
Дискуссия |
2.2 |
Музеи в Британии. Музей восковых фигур. |
1 |
1 |
0 |
Обзор музеев Британии. Виртуальное посещение музея. |
Сюжетно-ролевые задания и проблемные вопросы. |
2.3 |
Музеи в Британии. Музей Шерлока Холмса. |
1 |
0 |
1 |
Творческое выступление с элементами игры. Развитие творческих и коммуникативных способностей детей, умение работать в коллективе. |
|
2.4 |
Британский музей. Парки и сады Лондона. |
1 |
1 |
0 |
Виртуальное посещение музея. Просмотры культуроведческих материалов. |
|
2.5 |
Колесо обозрения «Лондонский глаз». Лондонский Тауэр. |
1 |
0 |
1 |
Беседа с использованием интерактивных игр. Виртуальное посещение Тауэра. Понимание его роли в истории Великобритании. |
Дискуссия |
2.6 |
Букингемский Дворец. Биг Бен и Парламент. |
1 |
1 |
0 |
Знакомство с историей Букингемского Дворца, зданий Парламента. .Просмотры культуроведческих материалов. |
Викторина “А знаете ли вы..?” |
2.7 |
Лондонский зоопарк. |
1 |
0 |
1 |
Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами
|
Дискуссия |
2.8 |
Стоунхендж.
|
1 |
0 |
1 |
Беседа о происхождении и исторической значимости памятника. Изучение культуроведческих материалов. |
|
3 |
Раздел 3. Выдающиеся люди Великобритании |
5 |
0 |
5 |
|
|
3.1 |
Выдающиеся люди Великобритании. Театр Шекспира. |
1 |
0 |
1 |
Инсценировка эпизода пьесы.. Развитие творческих и коммуникативных способностей детей, умение работать в коллективе. |
Тестирование |
3.2 |
Л. Кэролл и его книги. Д. К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки». |
1 |
0 |
1 |
Чтение отрывков произведений в оригинале. Развитие навыков художественного перевода. Понимание термина «английский юмор». |
|
3.3 |
Чарльз Диккенс. Известные произведения. |
1 |
0 |
1 |
Просмотр эпизода мультфильма “Рождественская история” Обсуждение проблем, которые поднимает автор. |
Дискуссия |
3.4 |
Агата Кристи-великий мастер детективного жанра. Английская поэзия. |
1 |
0 |
1 |
Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями. |
Тестирование |
3.5 |
Английская поэзия. |
1 |
0 |
1 |
Выразительное чтение стихов в оригинале. |
|
4 |
Раздел 4. Политическая система Великобритании |
4 |
2 |
2 |
|
|
4.1 |
Король и королева. Палата Лордов и палата Общин. |
1 |
1 |
0 |
Знакомство с политической системой Великобритании. Понимание термина “Парламентская монархия” |
Тестирование |
4.2 |
Королевская семья |
1 |
1 |
0 |
Знакомство с традициями британской королевской семьи. |
Сюжетно-ролевые задания и проблемные вопросы. |
4.3 |
Принцесса Диана |
1 |
0 |
1 |
Знакомство с биографией Принцессы Дианы. Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами
|
|
4.4 |
Политическая система Российской Федерации и Великобритании.
|
1 |
0 |
1 |
Схематичное изображение политических систем Российской Федерации и Великобритании. Понимание различий.
|
Дискуссия |
5 |
Раздел 5. Интересные факты |
5 |
2 |
3 |
|
|
5.1 |
Что было изобретено в Великобритании? Популярные виды спорта. |
1 |
1 |
0 |
Беседа с использованием интерактивных игр. История возникновения футбола. |
Тестирование |
5.2 |
Лондонское метро. Транспорт в Лондоне. |
1 |
1 |
0 |
Просмотр исторических хроник возникновения первого метро. Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами |
Дискуссия |
5.3 |
Замки Британии. Кино и люди. |
1 |
0 |
1 |
Просмотры культуроведческих материалов. Понимание исторической ценности замков. Беседа с использованием интерактивных игр. |
Дискуссия |
5.4 |
Английская музыка. Пословицы и мудрые слова. |
1 |
0 |
1 |
Прослушивание традиционной английской музыки. Понимание мировоззрения, обычаев. |
Дискуссия |
5.5 |
Культура общения британцев, манеры поведения. Английское чаепитие. |
1 |
0 |
1 |
Организация английского чаепития. Встреча с носителем языка. Беседа о культурных различиях и сходствах. |
|
6 |
Раздел 6. Праздники |
7 |
2 |
5 |
|
|
6.1 |
Праздники. |
1 |
1 |
0 |
Знакомство с основными праздниками Великобритании и России. Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами |
Дискуссия |
6.2 |
Национальные традиции |
1 |
0 |
1 |
Просмотр видео о национальных традициях. Беседа с использованием интерактивных игр. |
|
6.3 |
Ночь костров |
1 |
0 |
1 |
Чтение литературы об истории происхождения праздника и современных традициях празднования. |
Сюжетно-ролевые задания и проблемные вопросы. |
6.4 |
Рождество, Новый Год. Весенние праздники. |
1 |
1 |
0 |
Просмотр презентации, культуроведческих материалов о традициях празднования. |
Викторина “А знаете ли вы, что ..?” |
6.5 |
Летние праздники |
1 |
0 |
1 |
Совместное составление презентации с использованием Интернет ресурсов. |
|
6.6 |
Английские и русские праздники |
1 |
0 |
1 |
Чтение отрывков из английской и русской литературы , показывающих обычаи празднования. |
Тестирование |
6.7 |
Английские и русские праздники |
1 |
0 |
1 |
Составление таблицы о сходствах и различиях английских и русских праздников. |
Планируемые результаты
Ожидаемые эффекты реализации: расширение представлений школьников об истории, культуре, традициях и особенностях общения разных этносов, воспитание уважительного отношения к другим культурам.
Возможность активного участия в национальных праздниках страны, города; организация мероприятий межнационального характера в гимназии.
В результате освоения программы обучающиеся научатся (будут знать и уметь):
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в событиях, направленных на ее процветание;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- вербальное выражение эмоционального впечатления, полученного в ходе коммуникации;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения
- умение переводить информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;
- умение создавать презентации;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график: 30 недель, занятия проводятся с октября по май, соответственно расписанию занятий дополнительных образовательных услуг.
Условия реализации программы: занятия проходят в классном кабинете. Для реализации программы необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор, карты стран изучаемого языка, интернет. Программу реализует Бормотова Наталья Евгеньевна (английский язык) имеющий профильное образование (педагогическое).
Формы аттестации: проверка полученных результатов предполагается в виде тестов, дискуссий, викторин.
Оценочные материалы:
- тестирования обучающихся,
- организация и проведение викторин с учётом возрастных особенностей,
- проблемные занятия исследовательского характера,
- беседы – рефлексии, дискуссии,
- встречи с интересными людьми.
Методические материалы
Занятия ориентированы на последовательную выработку у школьников не только знаний и умений, но и ценностных установок, которые будут им необходимы, чтобы создать справедливый мир, свободный от нарушений прав человека.
Методика предусматривает активное участие и взаимодействие обучающихся, полное включение их в процесс познания. Они становятся активными исследователями окружающего их мира вместе с учителем, а не просто пассивно перенимают опыт взрослого человека.
Занятия проводятся с группой обучающихся по разработанной и представленной выше тематике,
Программа разработана как целостная система введения в мир поликультурного межэтнического общения, предусматривающего уважительное отношение ко всем участникам коммуникации, и включает в себя следующие виды деятельности:
Теоретические основы знаний о традициях, государственном устройстве, истории Великобритании.
Теоретические основы знаний разработаны и подаются обучающимся с учетом возрастных особенностей детей. Занятия строятся на основе игровых моментов, творческих идей, активно используются просмотры мультфильмов, видео, соответствующих тематике и возрасту обучающихся, чтение литературных произведений в оригинале, что мотивирует и способствует углубленному изучению иностранного языка.
Практические занятия.
Практические занятие включают в себя такие формы и методы проведения мероприятий, при которых обучающиеся выполняют конкретные задания и по окончании предлагают конечный продукт, как результат своей деятельности.
Составление таблиц, схем очень важно применять на занятиях, так как это помогает развивать образное мышление и структурировать основные понятия и информацию.
При проведении ролевых игр школьники учатся преодолевать конкретные ситуации, возникающие в жизни и как результат можно обозначить – формирование определенных навыков, закрепляемых в поведении учащихся при проведении игры.
В общем, все практические занятия включают в себя отработку ранее полученных теоретических знаний.
.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (http://standart.edu.ru).
Страноведение. Great Britain. Великобритания. Пособие по страноведению для старших классов гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. Голицынский. Издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2005
The USA: geography, history, education, painting (a reader)/ Книга для чтения на английском языке. Серия «Школа в клеточку». -М.: «Лист», 1997 г.
USA: Geography, History, People, Culture/ Соединенные Штаты Америки: География. История. Население. Культура. Английский язык. 14 текстов о США. -Белоручева, , . М.: Учебный центр «Московский Лицей». 1996
Учебное пособие по английской и американской литературе. Составитель . Изд.4-е.-М.: Издательство «Менеджер», 2000.
Журналы для изучающих английский язык Speak OUT, издательство «Глосса-Пресс»
Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября» «Английский язык English»
Language @ Culture. A Manual of English /Об англоязычной литературе на английском языке. Сборник текстов и упражнений. Е. В Яковлева, М.: «Московский Лицей», 1996
Здравствуй, Америка! . . Минск, Издательство « Вышэйшая школа». 1997
Social Studies. Content and Learning Strategies. Mary Ann Christson, Sharon Bassano. Addison-Wesley Publishing Company.
Talking American/ Материалы для диалогов и упражнений «Говорим по-американски» в 3-х книгах и аудиокассетах, Ленинград, 1990
Читаем и говорим о Британии и британцах. 3-е изд.-Мн.: Вышэйшая школа, 1998
Focus on Britain Today – London, 1993
Календарный учебный график
№ |
месяц |
число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
тема |
место |
Форма контроля |
1 |
октябрь |
7 |
Изучение карты Европы и Великобритании в частности. Обсуждение местоположения и климата страны.
|
1 |
Добро пожаловать в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии |
333 |
Тестирование |
|
2 |
октябрь |
14 |
|
Знакомство со схемой аэропорта и картой города. Обсуждение схемы проезда. |
1 |
«В аэропорту». Путешествие в Лондон. |
333 |
Дискуссия |
3 |
октябрь |
21 |
|
Обзор музеев Британии. Виртуальное посещение музея. |
1 |
Музеи в Британии. Музей восковых фигур. |
333 |
Сюжетно-ролевые задания и проблемные вопросы.
|
4 |
октябрь |
28 |
|
Творческое выступление с элементами игры. Развитие творческих и коммуникативных способностей детей, умение работать в коллективе. |
1 |
Музеи в Британии. Музей Шерлока Холмса. |
333 |
|
5 |
ноябрь |
5 |
|
Виртуальное посещение музея. Просмотры культуроведческих материалов. |
1 |
Британский музей. Парки и сады Лондона. |
333 |
|
6 |
ноябрь |
11 |
|
Беседа с использованием интерактивных игр. Виртуальное посещение Тауэра. Понимание его роли в истории Великобритании. |
1 |
Колесо обозрения «Лондонский глаз». Лондонский Тауэр. |
333 |
Дискуссия |
7 |
ноябрь |
18 |
|
Знакомство с историей Букингемского Дворца, зданий Парламента. .Просмотры культуроведческих материалов. |
1 |
Букингемский Дворец. Биг Бен и Парламент. |
333 |
Викторина “А знаете ли вы..?” |
8 |
ноябрь |
25 |
|
Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами
|
1 |
Лондонский зоопарк. |
333 |
Дискуссия
|
9 |
декабрь |
2 |
|
Беседа о происхождении и исторической значимости памятника. Изучение культуроведческих материалов. |
1 |
Стоунхендж.
|
333 |
|
10 |
декабрь |
9 |
|
Инсценировка эпизода пьесы.. Развитие творческих и коммуникативных способностей детей, умение работать в коллективе. |
1 |
Выдающиеся люди Великобритании. Театр Шекспира. |
333 |
Тестирование |
11 |
декабрь |
16 |
|
Чтение отрывков произведений в оригинале. Развитие навыков художественного перевода. Понимание термина «английский юмор». |
1 |
Л. Кэролл и его книги. Д. К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки». |
333 |
|
12 |
декабрь |
23 |
|
Просмотр эпизода мультфильма “Рождественская история” Обсуждение проблем, которые поднимает автор. |
1 |
Чарльз Диккенс. Известные произведения. |
333 |
Дискуссия |
13 |
январь |
13 |
|
Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями. |
1 |
Агата Кристи-великий мастер детективного жанра. Английская поэзия. |
333 |
Тестирование |
14 |
январь |
20 |
|
Выразительное чтение стихов в оригинале. |
1 |
Английская поэзия. |
333 |
|
15 |
январь |
27 |
|
Знакомство с политической системой Великобритании. Понимание термина “Парламентская монархия” |
1 |
Король и королева. Палата Лордов и палата Общин. |
333 |
Тестирование |
16 |
февраль |
3 |
|
Знакомство с традициями британской королевской семьи. |
1 |
Королевская семья |
333 |
Сюжетно-ролевые задания и проблемные вопросы |
17 |
февраль |
10 |
13.10-13.50
|
Знакомство с биографией Принцессы Дианы. Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами
|
1 |
Принцесса Диана |
333 |
|
18 |
февраль |
17 |
13.10-13.50
|
Схематичное изображение политических систем Российской Федерации и Великобритании. Понимание различий.
|
1 |
Политическая система Российской Федерации и Великобритании.
|
333 |
Дискуссия |
19 |
февраль |
24 |
13.10-13.50
|
Беседа с использованием интерактивных игр. История возникновения футбола. |
1 |
Что было изобретено в Великобритании? Популярные виды спорта. |
333 |
Тестирование |
20 |
март |
3 |
13.10-13.50
|
Просмотр исторических хроник возникновения первого метро. Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами |
1 |
Лондонское метро. Транспорт в Лондоне. |
333 |
Дискуссия |
21 |
марь |
10 |
13.10-13.50
|
Просмотры культуроведческих материалов. Понимание исторической ценности замков. Беседа с использованием интерактивных игр. |
1 |
Замки Британии. Кино и люди. |
333 |
Дискуссия |
22 |
марь |
17 |
13.10-13.50
|
Прослушивание традиционной английской музыки. Понимание мировоззрения, обычаев. |
1 |
Английская музыка. Пословицы и мудрые слова. |
333 |
Дискуссия |
23 |
март |
20 |
13.10-13.50
|
Организация английского чаепития. Встреча с носителем языка. Беседа о культурных различиях и сходствах. |
1 |
Культура общения британцев, манеры поведения. Английское чаепитие. |
333 |
|
24 |
апрель |
7 |
13.10-13.50
|
Знакомство с основными праздниками Великобритании и России. Круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами |
1 |
Праздники. |
333 |
Дискуссия |
25 |
апрель |
14 |
13.10-13.50
|
Просмотр видео о национальных традициях. Беседа с использованием интерактивных игр. |
1 |
Национальные традиции |
333 |
|
26 |
апрель |
21 |
13.10-13.50
|
Чтение литературы об истории происхождения праздника и современных традициях празднования. |
1 |
Ночь костров |
333 |
Сюжетно-ролевые задания и проблемные вопросы. |
27 |
апрель |
28 |
13.10-13.50
|
Просмотр презентации, культуроведческих материалов о традициях празднования. |
1 |
Рождество, Новый Год. Весенние праздники. |
333 |
Викторина “А знаете ли вы, что ..?” |
28 |
май |
5 |
13.10-13.50
|
Совместное составление презентации с использованием Интернет ресурсов. |
1 |
Летние праздники |
333 |
|
29 |
май |
12 |
13.10-13.50
|
Чтение отрывков из английской и русской литературы , показывающих обычаи празднования. |
1 |
Английские и русские праздники |
333 |
Тестирование |
30 |
май |
19 |
13.10-13.50
|
Составление таблицы о сходствах и различиях английских и русских праздников. |
1 |
Английские и русские праздники |
333 |