12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хорева Александра Сергеевна125
Учитель физической культуры
Россия, Мурманская обл., г. Оленегорск - 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»



Принята на заседании «Утверждаю»

педагогического совета Директор МОУ СОШ №22

Протокол № 1 от 30.08.19 ________ Н.Ю. Корнеева



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВСК «ЛИДЕР»



Хорева Александра Сергеевна,

педагог дополнительного образования




Возраст обучающихся 11-16 лет

Срок реализации программы: 1 год



г. Оленегорск

2019

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа военно – спортивной направленности «Лидер» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493)

«Закон об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.),

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №196),

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,

Нормы СанПиНа 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 4)

На основе авторской программы «Я – патриот» педагога дополнительного образования Михиной Л.И. (Тамбов, 2015г.), в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами САНПИН(а).

Актуальность программы обусловлена рядом факторов:

- нацеленностью на развитие патриотизма;

- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;

- формированием здорового образа жизни;

- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.

Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2016-2020гг.», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».

Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа ориентирована на социальный заказ государства к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.Средствами военно – спортивной деятельности происходит формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями своей страны, что особенно важно для детей военнослужащих, проживающих на территории закрытого военного гарнизона.

Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями детей: разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью, желанием приносить реальную пользу людям.

Программа призвана расширить знания об истории родной страны, формировать гражданско – патриотические чувства.

Основные цели программы:

- развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания и военно – спортивного образования и просвещения школьников;

- воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества.

Задачи:

- формирование патриотических чувств учащихся на основе исторических ценностей, сохранение и развитие гордости за свою школу, свой город, свой народ; воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- формирование комплекса нормативного, правового и организационно - методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе; обновление содержания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению;

-усиление взаимодействия школы с военнослужащими в/ч 16605, родительской общественностью, муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, общественными организациями в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Программа адаптированная.

Отличительные особенности программы (в сравнении с базовой программой):

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка;

- использованием более широкого средств и методов.

Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста 11-16 лет , рассчитана на 1 год обучения (2 занятия в неделю по 2 часа 15 мин ,72 занятия в год, 144 часа).

Режим занятий:

классы

день недели

время

5 - 9


среда

суббота

17.00 – 19.15

15.00 – 17.15

Примечание: 15 минут отводится на проветривание.

Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами:

- принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении);

- принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей по различным направлениям);

- принцип заинтересованности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности);

- принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на пользу);

- принцип междисциплинарной интеграции (уроки физической культуры, литературы, ОБЖ, технологии, истории и обществоведения т.д.);

- принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на социальную активность ребёнка, развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Виды универсальных учебных действий, формируемых на занятиях:

- личностные действия: самоопределение (личностное, жизненное), смыслообразование (установление учащимися связи между целью определённой деятельности и ее мотивом, самостоятельность, развитие волевых качеств);

- регулятивные действия (оценка, контроль и самоконтроль, коррекция поведения, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

- познавательные действия (выделение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); логические универсальные действия (установление причинно-следственных связей).

- коммуникативные действия.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

- групповые;

- игровые;

- индивидуальное и проблемное обучение;

- педагогика сотрудничества.

Реализации этих технологий помогают следующие формы работы:

- теоретические и практические занятия (индивидуальные, групповые, коллективные);

- спортивные конкурсы и соревнования;

- военно – спортивные игры;

- строевые смотры;

- беседы;

- тренинги;

- концерты и спектакли гражданско – патриотической направленности;

- праздники

Методы, используемы при реализации программы:

- репродуктивный;

- иллюстративный;

- проблемный;

- эвристический;

- наблюдение;

- упражнение;

- поощрение;

- объяснение;

- личный пример

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области военного - спортивного искусства в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождается практическим показом самим преподавателем, даются основы военно – спортивного мастерства, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

Материально – техническое обеспечение:

- спортивный зал;

- актовый зал;

- кабинет для теоретических занятий;

- туристическое снаряжение;

- музыкальный центр;

- музыкальная фонотека;

- СД – диски;

- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

- военно – спортивное снаряжение и оборудование;

- компьютер;

- видеокамера;

- секундомер;

- компас;

- аптечка

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года обучающиеся должны:

Иметь понятие:

- об истории развития страны и вооружённых сил;

- о героях сегодняшнего дня;

- об истории военных частей, в которых служили родители;

- о нормах поведения в общественных местах

Уметь:

- выражать чёткое отношение к положительным и негативным явлениям жизни;

- концентрировать внимание;

- командовать и подчиняться приказам руководителя и товарищей

Приобрести навыки:

- общения с партнёрами по команде;

- адекватного реагирования на внешние раздражители;

- оказание первой медицинской помощи

- обращения с учебным оружием

Формы проведения итогов реализации программы:

- военно – спортивные смотры;

- спортивные конкурсы и соревнования;

- театральные постановки и концерты;

- игры;

- открытые занятия;

- анкеты;

- тесты;

- фестивали;

- акции

- экскурсионные поездки

Система диагностики результатов:

п/п

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Знание истории Отечества и Вооружённых сил

Отличное

Хорошее

Удовлетворительное

2

Участие в конкурсах разного уровня

I – II

III

-

3

Строевая подготовка

Отличная координация

Хорошая координация

Скованность в движениях, частичная потеря равновесия

4

Сборка и разборка автомата

Чёткие действия, быстрота в выполнении задания

Не совсем чёткие действия, незначительные отклонения от правил выполнения задания

Нечёткие действия, грубые ошибки при выполнении задания

5

Общение с партнёрами

Умение подчинять свои действия общим требованиям, взаимопомощь, толерантность

Умение подчинять свои действия общим требованиям; имеются случаи нетактичного поведения с партнёрами

Неумение и нежелание подчиняться общим требованиям; эмоциональные срывы, неумение признавать свои ошибки


Учебно – тематический план

п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2 ч

30 мин

1 ч 30 мин

2

Военно-историческое прошлое России

10 ч

9 ч 20 мин

40 мин

3

Подготовка по основам военной службы

18 ч

7 ч 35 мин

10 ч 25 мин

4

Прикладная физическая подготовка

42 ч

9 ч 20 мин

32 ч 40 мин

6

Медико-санитарная подготовка

16 ч

8 ч 40 мин

7 ч 20 мин

7

Туристско-краеведческая деятельность

22 ч

9 ч 20 мин

12 ч 40 мин

8

Топография

10 ч

4 ч

6 ч

9

Тренинги, анкетирование, рефлексия

24 ч

3 ч 15 мин

20 ч 45 мин

Итого:

144

52

92


Календарно – тематическое планирование

п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводный инструктаж по ТБ

2 ч

1 ч 40 мин

20 мин

Военно – историческое прошлое России (10 ч)

2

Краткая история войн XIXXX веков

2 ч

2 ч

-

3

Защитники Заполярья

2 ч

1 ч 40 мин

20 мин

4

История пионерской организации

2 ч

2 ч

-

5

Волонтёрские организации. Сферы деятельности

2 ч

2 ч

-

6

Юнармейское движение России. Сферы деятельности. Символы и атрибуты юнармейцев.

2 ч

1 ч 40 мин

20 мин

Подготовка по основам военной службы (18 ч)


7

Автомат Калашникова. Назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата. Назначение, устройство частей и механизмов автомата, принадлежностей и патронов. Задержки при стрельбе из автомата и способы их устранения. Осмотр автомата, боеприпасов и подготовка их к стрельбе


2 ч


30 мин


1 ч 30 мин

8

Приёмы стрельбы из автомата. Изготовка к стрельбе. Производство стрельбы (выстрела). Прекращение стрельбы


2 ч



30



1 ч 30 мин


9

Правила стрельбы из автомата

2 ч

15

1 ч 45 мин

10

Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении. Отдание воинской чести. Выход из строя и подход к начальнику

2 ч

1ч 30 мин

30 мин

11

Развернутый строй отделения. Отдание чести в строю, на месте, и в движении.

2 ч

40 мин

1 ч 20 мин

12

Выполнение воинского приветствия с оружием. Выполнение строевых приемов с автоматом.

40 мин

1 ч 20 мин

13

Боевая готовность. Составные части БГ. Степени БГ.

2 ч

1 ч 30 мин

30 мин

14

Порядок постановки боевой задачи. Ориентировка, цель, время.

2 ч

1 ч 30 мин

30 мин

15

Действия подразделения в разведке. Передвижение по пересеченной местности, преодоление препятствий, засада, налет, поиск, маскировка. Полоса препятствий.

2 ч

30 мин

1 ч 30 мин

Прикладная физическая подготовка (42 ч)

16

Гимнастика

2 ч

25

1 ч 35 мин

17

Гимнастика

2 ч

25

1 ч 35 мин

18

Кроссовая подготовка

2 ч

20

1 ч 40 мин

19

Кроссовая подготовка

2 ч

20

1 ч 40 мин

20

Мини - футбол

2 ч

25

1 ч 35 мин

21

Мини - футбол

2 ч

25

1 ч 35 мин

22

Баскетбол

2 ч

20

1 ч 40 мин

23

Баскетбол

2 ч

20

1 ч 40 мин

24

Волейбол

2 ч

25

1 ч 35 мин

25

Волейбол

2 ч

25

1 ч 35 мин

26

Акробатика

2 ч

40

1 ч 20 мин

27

Акробатика

2 ч

40

1 ч 20 мин

28

Игры с мячом

2 ч

15

1 ч 45 мин

29

Игры с мячом

2 ч

15

1 ч 45 мин

30

Комбинированные силовые упражнения на перекладине

2 ч

35

1 ч 25 мин

31

Подтягивание и подъем переворотом на перекладине

2 ч

35

1 ч 25 мин

32

Тренировка устойчивости к укачиванию и перегрузкам2 ч

2 ч

45

1 ч 15 мин

33

Формирование пространственной ориентации

2 ч

20

1 ч 40 мин

34

Отработка прикладных двигательных навыков, совершенствование осанки, строевой выправки и подтянутости

2 ч

30

1 ч 30 мин

35

Передвижение по пересечённой местности в пешем порядке и на лыжах

2 ч

15

1 ч 45 мин

36

Отработка марш-бросков

2 ч

40

1 ч 20 мин

МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА (16 Ч)

37

Личная гигиена

2 ч

1 ч 40 мин

20 мин

38

Гигиенические требования к одежде, постели, посуде

2 ч

1 ч 30 мин

30 мин

39

Предупреждение охлаждения и обморожения в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах.

2 ч

1 ч 10 мин

50 мин

40

Содержание походной аптечки.

2 ч

40 мин

1 ч 20 мин

41

Первая доврачебная помощь пострадавшему

2 ч

1 ч

1 ч

42

Транспортировка пострадавшего

2 ч

30 мин

1 ч 30 мин

43

Виды травм, ожогов, ранений

2 ч

1 ч 40 мин

20 мин

44

Оказание первой медицинской помощи

2 ч

30 мин

1 ч 30 мин

ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (22 Ч)

45

Правила организации и проведения туристских походов.

2 ч

1 ч 10 мин

50 мин

46

Подбор групп

2 ч

1 ч 10 мин

50 мин

47

Определение цели и района похода

2 ч

40 мин

1 ч 20 мин

48

Распределение обязанностей в группе.

2 ч

30 мин

1 ч 30 мин

49

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана и графика движения

2 ч

1 ч 20 мин

40 мин

50

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов

2 ч

1 ч 20 мин

40 мин

51

Устройство палатки

2 ч

1 ч

1 ч

52

Правила укладки рюкзака

2 ч

20 мин

1 ч 40 мин

53

Устройство компаса. Пользование компасом

2 ч

30 мин

1 ч 30 мин

54

Азимут. Движение группы по азимутам на заданное расстояние

2 ч

50 мин

1 ч 10 мин

55

Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам.

2 ч

30 мин

1 ч 30 мин

Топография (10 ч)

56

Способы ориентирования. Организация соревнований по ориентированию

2 ч

40 мин

1 ч 20 мин

57

Оценка расстояний глазомером и по слышимости звуков

2 ч

45 мин

1 ч 15 мин

58

Зарисовка топографических знаков, чтение топографической карты по квадратам и маршрутам

2 ч

1 ч 10 мин

50 мин

59

Прокладывание на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

2 ч

1 ч

1 ч

60

Топографический диктант.

2 ч

25

1 ч 35 мин


Тренинги, анкетирования, рефлексия (24 ч)

61

Конкурс «Знатоки истории России»

2 ч

15 мин

1 ч 45 мин

62

Социальный тренинг «Будущее зависит от нас!»

2 ч

10 мин

1 ч 50 мин

63

Мастер – класс «Я умею лучше всех…»

2 ч

10 мин

1 ч 50 мин

64

Практикум креативности «Успех зависит от понимания…»

2 ч

15 мин

1 ч 45 мин

65

Устное сочинение «Большое начинается с малого…»

2 ч

10 мин

1 ч 50 мин

66

Игра – экспромт «Победить до начала «войны»!»

2 ч

20 мин

1 ч 40 мин

67

Практикум безопасности «Опасно для жизни…»

2 ч

40 мин

1 ч 20 мин

68

Игра – фантазия «Сегодня буду генералом!»

2 ч

10 мин

1 ч 50 мин

69

Мастер – класс «Если что – то пошло не так…»

2 ч

25 мин

1 ч 35 мин

70

Тестирование «Я умею лучше всех…»

2 ч

10 мин

1 ч 50 мин

71

Анкетирование «Хочу научиться…»

2 ч

10 мин

1 ч 50 мин

72

Анализ работы за год. Перспективное планирование

2 ч

20 мин

1 ч 40 мин



Список литературы:


Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. М., 1998.

Волков А.П. Знай и умей. М., 1990.

Ганул Е.А. Правила поведения на природе, Литера – Москва, 2010.

Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М., 2007.

Герасимова В.А. Классные часы и беседы о Российской истории. М., 2004.

Конституция Российской Федерации.

Колосова Н.Н. Картография с основами топографии. М., «Дрофа», 2012.

Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. М., 1996

Курцев П.А. Медико – санитарная подготовка учащихся, - М., Просвещение, 1988.

Костров А.М. Гражданская оборона. М., 1991.

Мирошниченко Г.И. Юнармия. «Ставропольское издательство», 1971.

Никифоров Ю.Б. Учись наслаждаться движением. М., 1989.

Основы безопасной жизнедеятельности. М., «Просвещение», 2002

Побединская Л.А. Ради жизни на земле. М., 2003.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

Это должен знать каждый. М., 2005.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.