Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Юные музееведы»

2
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

Тарасовский Дом детского творчества

«СОГЛАСОВАНО»:

На заседании педагогического

Совета протокол № ____

«___»_______ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МБОУДО

Тарасовского Дома детского творчества

___________ Т.И. Хлопонина

Приказ № _____

«___»_________ 20____ г.


 


 


 

Дополнительная

Общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности

«ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»

Для детей 13 -14 лет

Срок реализации программы: 1 год

Педагог дополнительного образования: Андриянова Людмила Викторовна


 


 


 


 


 


 


 


 


 

п. Тарасовский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативно-правовая база

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей",

Распоряжением правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,

Приказом Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 ­ р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года",

Приказом Минобразования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 г. «Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»,

Приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

2. Направленность программы

Рабочая программа «Юные музееведы» направлена на организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа 19 века до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.

3. Вид программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]: под ред. В.А. Горского. – М. Просвещение, 2010. - 111с. – (Стандарты второго поколения).

4. Новизна

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

5. Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

6. Педагогическая целесообразность

Музейная педагогика дает возможность: 
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

7. Цель:

Главная цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

- Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

- Помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

8. Задачи:

Образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;

Формирование исторического сознания;

Формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

Развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;

Развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

Воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

9. Адресат программы

Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 7 класса. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю, и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования.

10. Объем программы

Общее количество часов в год – 72 часа

Количество часов в неделю – 2 часа.

Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45 минут.  

11. Форма организации образовательного процесса.

Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

12. Ожидаемые результаты

В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний основам музейного дела, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории
  родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

В результате изучения курса ученики

Должны знать:

Быт и нравы XIX века, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Должны уметь:

Общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

6

2

4

Беседа, поиск информации в сети Интернет

Викторина, кроссворд

2.

Что такое музей? Музееведение как научная дис­циплина

4

2

2

Поиск информации

 

3.

Роль музея в жизни человека. Основные социаль­ные функции музеев.

4

2

2

Экскурсия, презентация

 

4.

История музейного дела за рубежом. Коллекцио­нирование (от Античности до конца XVIII в.)

6

4

2

Просмотр видеофильмов, поиск материала

Реферат, презентация

5.

История музейного дела в России. Коллекциони­рование (конец XVII — первая половина XIX в.)

4

2

2

Просмотр видеофильмов, поиск материала

Реферат, презентация

6.

Музейная сеть и классификация музеев. Школь­ный музей боевой славы

4

2

2

Беседа, поиск материала

 

7.

Фонды музея. Работа с фондами.

8

4

4

Работа с экспонатами

Составление учетной карточки фондов музея

8.

Музейная экспозиция и её виды

4

2

2

Поиск материала

Распределение экспозиций и поиск материала

9.

Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея

6

2

4

 

Выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

10.

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

4

2

2

Поиск материала

Участие в подготовке тематичес­кой выставки в школьном краеведческом музее;

11.

Культурно-образовательная деятельность

4

2

2

Поиск информации

Изготовление стенда

12.

Научно-исследовательская и поисковая деятель­ность музея

8

2

6

Работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками истори­ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

 

13.

Организация краеведческой работы в экспедициях

4

2

2

Беседа

Самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14.

Подготовка и проведение итогового мероприятия

6

2

4

Поиск материала;

Подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма;

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вер­нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреж­дений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей­ного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос­сворда на тему музея (совместно с родителями).

2. Что такое музей? Музееведение как научная дис­циплина

Современное понимание термина «музееведение». Зако­нодательные акты, регулирующие музейное дело в Российс­кой Федерации.

Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основ­ных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социаль­ные функции музеев

Возникновение и становление музеев, их роль в жиз­ни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный музей боевой славы на современном этапе развития. Структура школьного музея боевой славы и дея­тельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краевед­ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекцио­нирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекциониро­вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол­лекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Каби­неты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование кон­цепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели­кобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях мира;

Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (прое­ктная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5. История музейного дела в России. Коллекциони­рование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 — первой четверти 18 в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч­ных учреждений.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че­рез них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школь­ный музей боевой славы.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас­сификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей­ствие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный музей боевой славы как специфическая обра­зовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о дея­тельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании дея­тельности школьного музея и составлении отчёта о выполне­нии плана работы.

7. Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фон­довой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школь­ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

8. Музейная экспозиция и её виды

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици­онный материал», «тематическая структура», «экспозицион­ные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисто­рические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-запо­ведники, музеи под открытым небом и т. д.) Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9. Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследова­тельские центры. Основные направления научно-исследова­тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследо­вания в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея боевой славы.

Практическая работа: участие в поисково-исследова­тельской деятельности школьного музея боевой славы в со­ответствии с тематикой и планом его деятельности; выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

11. Культурно-образовательная деятельность музея Культурно-образовательная деятельность музея и её основ­ные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образова­тельной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и зани­мательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятель­ности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

12. Научно-исследовательская и поисковая деятель­ность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исто­рических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Тре­бования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельностии её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками истори­ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспе­диции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполне­ния индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуально­го краеведческого исследования непосредственно в экспеди­ции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия Подведение итогов обучения. Совместный анализ дея­тельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и на­выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конфе­ренции по итогам летней экспедиции

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Количество часов

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Название раздела, темы

Место

проведения

Формы аттестации, диагностики, контроля

1

09

07

6

 

Беседа, поиск информации в сети Интернет

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

   

2

09

08

     

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы».

   

3

09

14

     

Основные понятия и термины в музейном деле

   

4

09

15

     

Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела.

   

5

6

09

09

21

22

     

Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреж­дений.

   
     

4

   

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

   

7

8

09

09

28

29

   

Поиск информации

Современное понимание термина «музееведение».

   

9

10

05

     

Зако­нодательные акты, регулирующие музейное дело в Российс­кой Федерации.

   

10

10

06

     

Права и обязанности юных музееведов.

   

11

12

13

14

10

10

10

10

12

13

19

20

4

 

Экскурсия, презентация

Роль Музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

   

15

16

17

18

19

20

10

10

11

11

11

11

26

27

02

03

09

10

6

 

Просмотр видеофильмов, поиск материала

История музейного дела за рубежом. Коллекционирова­ние (от Античности до кон­ца XVIII в.)

   

21

22

23

24

11

11

11

11

16

17

23

24

4

 

Просмотр видеофильмов, поиск материала

История музейного дела в России. Коллекционирова­ние (конец XVII — первая половина XIX в.)

   

25

26

27

28

11

12

12

12

30

01

07

08

4

 

Беседа, поиск материала

Музейная сеть и классифи­кация музеев. Школьный краеведческий музей

   

29

30

31

32

33

34

35

36

12

12

12

12

12

12

01

01

14

15

21

22

28

29

11

12

8

 

Работа с экспонатами

Фонды музея. Работа с фон­дами

   

37

38

39

40

01

01

01

01

18

19

25

26

4

 

Поиск материала

Музейная экспозиция и её виды

   

41

42

43

44

45

46

02

02

02

02

02

02

01

02

08

09

15

16

6

 

Выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

Поисково-исследовательс­кая и научная деятельность музея

   

47

48

49

50

02

03

03

03

22

01

02

15

4

 

Поиск материала

Выставочная деятельность музея. Классификация вы­ставок

   

51

52

53

54

03

03

03

03

16

22

23

29

4

 

Поиск информации

Культурно - образовательная деятельность музея

   

55

56

57

58

59

60

61

62

03

04

04

04

04

04

04

04

30

05

06

12

13

19

20

26

8

 

Работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками истори­ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

   

63

64

65

66

04

05

05

05

27

03

04

10

4

 

Беседа

Организация краеведческой работы в экспедициях

   

67

68

69

70

71

72

05

05

05

05

05

05

11

17

18

24

25

31

6

 

Поиск материала;

Подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма;

Подготовка и проведение итогового мероприятия

   
     

72

         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятель­ность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руково­дителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.

Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.

Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.

Исследовательская практика школьников в профильном обу­чении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.

Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 1974.

Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 1987.

Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудри­ной. — М., 1985.

Организация и развитие ученического самоуправления в об­щеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.

Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.

Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.

Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. —- М., 1988.

Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Сто­ляров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.

Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от ис­токов до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.

Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юрене­ва. — М., 2003.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике М, Ю. Юхневич. — М., 2001.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации