Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Юный натуралист» (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 24 имени И. И. Вехова ст. Александрийской"
"Утверждаю"
Директор МБОУ СОШ № 24
им. И. И. Вехова ст. Александрийской
/В. М. Жуков/
Приказ № 501 от 31.08.2017 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Юный натуралист»
Возраст обучающихся: 6,5-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кузнецова Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2017 г.
ст. Александрийская
2017
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы - естественнонаучная.
Направление программы. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.
Уровень программы – общекультурный, ознакомительный.
Актуальность программы. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно прививать ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.
Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением родного края, научить видеть отличительные особенности животных, радоваться общению с ними.
Ведение этого курса связано с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятельность совместить с экологическим образованием и воспитанием. Программа включает широкий круг вопросов. Она включает усвоение знаний о животном мире. Она имеет направленность на приобщение детей к труду, а также включает практическую работу на занятиях. Внеурочная работа способствует развитию мышления у детей; закреплению знаний, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.
Новизна программы.
Занятия помогают удовлетворить естественный интерес к животным. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению животного мира, наблюдению за животными, охрана. Программа составлена на четыре года и рассчитана на детей младшего школьного возраста.
На занятиях используются различные формы: беседы, конкурсы, викторины, игры, экскурсии. Программа предусматривает как коллективную и индивидуальную работу с детьми. Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, дети выполняют практическую работу (делают зарисовки, выполняют схемы, работу по карточкам).
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с животным миром позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный натуралист" разработана на основе программы курса В.А. Ясвина «Азбука содержания животных», содержащегося в "Примерных программах внеурочной деятельности. Начальное и основное образование" (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского (М.: Просвещение. 2010 - Стандарты второго поколения). В сборник вошли примерные программы, созданные в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности.
Отличительные особенности программы.
Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.
Адресат программы.
Программа "Юный натуралист" разработана для детей 6,5-11 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание общаться с природой и окружающим миром. Программа учитывает психофизические и возрастные особенности обучающихся и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.
Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе. Количество обучающихся в группе определяется в соответствии с Уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями. Наполняемость в группах до 25 человек. Предполагаемый состав группы - постоянный, как правило, обучающиеся одного класса.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.
При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.
Форма обучения.
Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей обучающихся в очной форме.
Объём программы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В связи с изменением количества часов на ведение кружковой работы до 17 часов в год, были произведены изменения: занятия проходят 1 раз в неделю, длительность занятия 0,5 часа. Внесены изменения на выполнение практических работ по темам "Почему мы любим животных" (1 занятие), "Собаки - самые верные друзья" (2 занятия), "Кошки, которые не гуляют сами по себе" (2 занятия), "Пернатая радуга в комнате" (2 занятия), "Хомка и его ближайшие родственники" (2 занятия), "Рыбы - самые тихие соседи" (2 занятия), "Школа для ваших любимцев" (2 занятия), "Взрослые" которые всегда готовы помочь" (3 занятия), "Мы в ответе за тех, кого приручили" (3 занятия).
Срок освоения программы обоснован её целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержание программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.
Цель и задачи программы.
Цель программы "Юный натуралист" - формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованны способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи программы экологического профиля:
Личностные:
развивать природные задатки и способности детей;
учить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Метапредметные:
воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;
внедрять эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшать психологическую и социальную комфортность в едином воспитательном пространстве;
укреплять здоровье воспитанников;
развивать творческую активность каждого ребёнка;
укреплять связи между семьёй и школой.
Образовательные:
учить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни;
формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
осваивать опыт практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.
Содержание программы.
Как животные оказались в нашем жилище?
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные - помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и т.д. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Почему мы любим животных?
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми. Отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов-любителей животных.
Собаки – самые верные друзья человека.
Основы практической кинологи - науке о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбрать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающие у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов "Наши друзья - собаки".
Кошки, которые не гуляют сами по себе
Основы практической фелиологии- науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приемов ухода за взрослой кошкой.
Пернатая радуга в комнате
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кому и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.
Хомка и его ближайшие родственники
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка
Рыбы - самые тихие соседи
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа - Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры и другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота в аквариуме. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы ( крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды ( скалярии , хромисы), харационовые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспартировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, освоение приемов очистки стенок аквариума, правила ухода.
Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных
Взрослые , которые всегда готовы помочь
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Лечение животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Практическая работа: освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим животным.
Мы в ответе за тех, кого приручили
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных, Как достичь успеха в своем увлечении животными . Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 - октября всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приемов фотографирования птиц и животных
Итоговое занятие. Конференция, выставка
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.
Учебно-тематический план.
Тема |
Кол-во занятий |
||||
Общее кол-во занятий |
Теория |
Практика |
Форма аттестации |
||
1. Как животные оказались в нашем жилище. |
2 |
1 |
1 |
Составление словарика терминов |
|
2.Почему мы любим животных. |
2 |
1 |
1 |
Конкурс эрудитов |
|
3.Собаки – самые верные друзья человека. |
3 |
1 |
2 |
Викторина |
|
4.Кошки, которые не гуляют сами по себе. |
3 |
1 |
2 |
Ребусы, кроссворды, загадки о животных |
|
5.Пернатая радуга в комнате. |
3 |
1 |
2 |
Выставка рисунков |
|
6.Хомка и его ближайшие родственники. |
3 |
1 |
2 |
Ролевая игра |
|
7.Рыбы – самые тихие соседи. |
3 |
1 |
2 |
Составление книжки-малышки |
|
7.Школа для ваших любимцев. |
3 |
1 |
2 |
Творческая работа по теме |
|
8.Взрослые, которые всегда готовы нам помочь. |
4 |
1 |
3 |
Практикум "Помощь пострадавшим животным" |
|
9.Мы в ответе за тех, кого приучили. |
4 |
1 |
3 |
Фотовыставка |
|
10.Итоговое занятие. Конференция, выставка. |
4 |
1 |
3 |
Презентация, выставка рисунков |
|
Итого |
34 |
11 |
23 |
Планируемые результаты.
В результате освоения курса
обучающиеся должны знать:
характерные признаки животных;
значение домашних питомцев в жизни человека,
основные сведения о домашних животных,
правила ухода за домашними животными,
психологию животных;
правила профилактики и преодоления проблем;
правила и методику дрессировки;
породы и виды животных;
правила оказания первой помощи животным.
обучающиеся должны уметь:
проводить самостоятельные наблюдения за животными, вести дневник наблюдений,
ухаживать за домашними животными,
выполнять практические работы,
составлять рассказ и оформлять книжки – малышки;
описывать внешние признаки животных,
правильно оформлять проекты и исследовательские работы;
создавать компьютерные презентации.
распознавать представителей флоры и фауны;
работать с атласами-определителями;
оказывать первую помощь.
Компетеции и личностные качества,
которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий.
Личностные:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде;
формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;
определять потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных;
понимать необходимость бережного и естественного отношения к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы;
определять характер взаимоотношений человека и природы.
Метапредметные:
узнавать изученные объекты и явления живой природы;
сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
формулировать выводы из изученного материала;
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, интернет);
находить информацию из различных источников (энциклопедий, литературы);
выполнять проектные и творческие работы;
строить сообщения в устной форме;
проводить сравнение по заданным признакам;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности.
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
работать в группе и индивидуально.
Образовательные:
приводить примеры животных;
соотносить группы животных и их существенные признаки;
определять животных с помощью атласа-определителя;
моделировать природные сообщества;
использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график.
Количество учебных недель – 34
Количество учебных дней по программе – 34 занятия по 0,5 часа
Режим работы объединения - по расписанию
Начало занятий – 01 сентября
Окончание занятий – 31 мая
Условия реализации программы.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Во внеурочной деятельности используются различные формы организации воспитанников:
занятия-соревнования: конкурсы, КВНы, викторины, эстафеты;
занятия, основанные на методах общественной практики: репортажи, устные журналы и газеты;
занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентации, дискуссии;
занятия, основанные на имитации общественной деятельности: ученый совет, пресс-конференция, круглый стол.
Кроме того, используются такие формы как различные сюжетно-ролевые игры, заочные путешествия, описания путевых заметок, творческие отчеты.
Используются и различные методы организации занятий:
словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог;
наглядный метод обучения: наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы;
метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видео съемка;
исследовательские методы: проведение опытов; эксперименты;
методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения (тренинг, упражнения); письменные работы (составление сообщений);
графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, работа с определителями, с картами, схемами;
исследовательские методы: проведение опытов;
методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц);
проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов; создание творческих работ;
метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные; игра-конкурс, игра-путешествие, деловая игра;
психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение, анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал: таблицы; набор карточек животных;
раздаточный материал: определители;
материалы для проверки освоения программы: тестовые задания по разделам программы, кроссворды, лото и др.
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
В учебно-воспитательный процесс следует включать воспитательные мероприятия, выставки.
Методика отслеживания результатов.
Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист» проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.
Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:
контроль;
проверку;
оценивание;
накопление статистических данных и их анализ;
выявление их динамики;
прогнозирование результатов.
Наряду с обучающими задачами, программа «Юный натуралист» призвана решать и воспитательные задачи. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.
Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.
В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросники, тесты, методики, проекты, портфолио, результаты участия в конкурсах, и т. д.
Виды контроля.
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Начальный контроль |
||
В начале учебного года. |
Определение уровня развития детей. |
Беседа, опрос. |
Текущий контроль |
||
В течение всего учебного года. |
Определение степени усвоения учебного материала. Определение степени готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. |
Педагогическое наблюдение, практическое задание, опрос, самостоятельная работа. |
Промежуточный контроль |
||
По окончании изученной темы. |
Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения. |
Творческая работа, выставка, презентация, ролевая игра, практикум, тестирование, анкетирование |
Итоговый контроль |
||
В конце учебного года. |
Определение изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее, (в т. ч. самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
Конференция, выставка творческих работ, презентация проектов, коллективный анализ работ, отзыв, портфолио, тестирование, анкетирование. |
Показатели эффективности достижения планируемых результатов
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни, о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм, об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; использование имеющих знаний о природе в повседневной жизни, формирование культуры общения с животными как части экологической культуры, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными; применение знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д.; умение работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений к природе; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; стремление к коллективной творческой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; формирование гуманного отношения к животным; освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Для достижения необходимо сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.
Используемая литература
Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. – М., 1999.
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. – М., 1995.
Дурова Н.Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. – М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. – М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. – М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. – М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. – М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. – М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. – М., 1993.
Мередит С Хомячки / С Мередит. – М,, 1999. Пайере X. Кошка/X. Пайерс. – М., 1997. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. – М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. – М., 1996.
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. – М., 1999.
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. – М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. – М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. – М
Календарный учебный график.
Дата |
Занятие |
Тема |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Как животные оказались в нашем жилище. |
1 ч. |
0,5 ч. |
||
2 |
Практическая работа. Словарик терминов. |
0,5 ч. |
|||
3 |
Почему мы любим животных. |
1 ч. |
0,5 ч. |
||
4 |
Практическая работа. Конкурс эрудитов. |
0,5 ч. |
|||
5 |
Собаки – самые верные друзья человека. |
1,5 ч. |
0,5 ч. |
||
6 |
Практическая работа. Наши друзья - собаки. |
0,5 ч. |
|||
7 |
Практическая работа. Наши друзья - собаки. |
0,5 ч. |
|||
8 |
Кошки, которые не гуляют сами по себе. |
1,5 ч. |
0,5 ч. |
||
9 |
Практическая работа. Уход за взрослой кошкой. |
0,5 ч. |
|||
10 |
Практическая работа. Уход за взрослой кошкой. |
0,5 ч. |
|||
11 |
Пернатая радуга в комнате. |
1,5 ч. |
0,5 ч. |
||
12 |
Практическая работа. Птицы и мы. |
0,5 ч. |
|||
13 |
Практическая работа. Уход за птицами. |
0,5 ч. |
|||
14 |
Хомка и его ближайшие родственники. |
1,5 ч. |
0,5 ч. |
||
15 |
Практическая работа. Жильё хомячка. |
0,5 ч. |
|||
16 |
Практическая работа. Жильё хомячка. |
0,5 ч. |
|||
17 |
Рыбы – самые тихие соседи. |
1,5 ч. |
0,5 ч. |
||
18 |
Практическая работа. Рыбы и мы. |
0,5 ч. |
|||
19 |
Практическая работа. Чистка аквариума |
0,5 ч. |
|||
20 |
Школа для ваших любимцев. |
1,5 ч. |
0,5 ч. |
||
21 |
Практическая работа. Дрессировка животных. |
0,5 ч. |
|||
22 |
Практическая работа. Дрессировка животных. |
0,5 ч. |
|||
23 |
Взрослые, которые всегда готовы нам помочь. |
2 ч. |
0,5 ч. |
||
24 |
Практическая работа. Первая помощь животным. |
0,5 ч. |
|||
25 |
Практическая работа. Первая помощь животным. |
0,5 ч. |
|||
26 |
Практическая работа. Первая помощь животным. |
0,5 ч. |
|||
27 |
Мы в ответе за тех, кого приучили. |
2 ч. |
0,5 ч. |
||
28 |
Практическая работа. Животные и птицы на фото. |
0,5 ч. |
|||
29 |
Практическая работа. Животные и птицы на фото. |
0,5 ч. |
|||
30 |
Практическая работа. Животные и птицы на фото. |
0,5 ч. |
|||
31 |
Итоговое занятие. |
2 ч. |
0,5 ч. |
||
32 |
Конференция "Мир животных и птиц" |
0,5 ч. |
|||
33 |
Конференция "Мир животных и птиц" |
0,5 ч. |
|||
34 |
Выставка рисунков "Мир животных и птиц". |
0,5 ч. |
15