Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Юный натуралист» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 27 September 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 24 имени И. И. Вехова ст. Александрийской"

 

"Утверждаю"

Директор МБОУ СОШ № 24

им. И. И. Вехова ст. Александрийской

 

/В. М. Жуков/

Приказ № 501 от 31.08.2017 г.
 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный натуралист»

Возраст обучающихся: 6,5-11 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Автор-составитель:

Кузнецова Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Программа рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2017 г.

ст. Александрийская

2017

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Направленность программы - естественнонаучная.

Направление программы. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.

 Уровень программыобщекультурный, ознакомительный.

 Актуальность программы. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно прививать ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.

Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением родного края, научить видеть отличительные особенности животных, радоваться общению с ними.

Ведение этого курса связано с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятельность совместить с экологическим образованием и воспитанием. Программа включает широкий круг вопросов. Она включает усвоение знаний о животном мире. Она имеет направленность на приобщение детей к труду, а также включает практическую работу на занятиях. Внеурочная работа способствует развитию мышления у детей; закреплению знаний, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.

Новизна программы.

Занятия помогают удовлетворить естественный интерес к животным. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению животного мира, наблюдению за животными, охрана. Программа составлена на четыре года и рассчитана на детей младшего школьного возраста.

На занятиях используются различные формы: беседы, конкурсы, викторины, игры, экскурсии. Программа предусматривает как коллективную и индивидуальную работу с детьми. Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, дети выполняют практическую работу (делают зарисовки, выполняют схемы, работу по карточкам).

Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с животным миром позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный натуралист" разработана на основе программы курса В.А. Ясвина «Азбука содержания животных», содержащегося в "Примерных программах внеурочной деятельности. Начальное и основное образование" (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского (М.: Просвещение. 2010 - Стандарты второго поколения). В сборник вошли примерные программы, созданные в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности.

Отличительные особенности программы.

Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.

Адресат программы.

Программа "Юный натуралист" разработана для детей 6,5-11 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание общаться с природой и окружающим миром. Программа учитывает психофизические и возрастные особенности обучающихся и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.

Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе. Количество обучающихся в группе определяется в соответствии с Уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями. Наполняемость в группах до 25 человек. Предполагаемый состав группы - постоянный, как правило, обучающиеся одного класса.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.

Форма обучения.

Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей обучающихся в очной форме.

Объём программы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения. В связи с изменением количества часов на ведение кружковой работы до 17 часов в год, были произведены изменения: занятия проходят 1 раз в неделю, длительность занятия 0,5 часа. Внесены изменения на выполнение практических работ по темам "Почему мы любим животных" (1 занятие), "Собаки - самые верные друзья" (2 занятия), "Кошки, которые не гуляют сами по себе" (2 занятия), "Пернатая радуга в комнате" (2 занятия), "Хомка и его ближайшие родственники" (2 занятия), "Рыбы - самые тихие соседи" (2 занятия), "Школа для ваших любимцев" (2 занятия), "Взрослые" которые всегда готовы помочь" (3 занятия), "Мы в ответе за тех, кого приручили" (3 занятия).

Срок освоения программы обоснован её целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержание программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.

Цель и задачи программы.

Цель программы "Юный натуралист" - формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованны способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Задачи программы экологического профиля:

Личностные:

развивать природные задатки и способности детей;

учить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

Метапредметные:

воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;

внедрять эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

улучшать психологическую и социальную комфортность в  едином  воспитательном пространстве;

укреплять здоровье воспитанников;

развивать творческую активность каждого ребёнка;

укреплять связи между семьёй и школой.

Образовательные:

учить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни;

формировать  у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;

осваивать опыт практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.


 

Содержание программы.

Как животные оказались в нашем жилище?

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные - помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и т.д. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

Почему мы любим животных?

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми. Отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов-любителей животных.

Собаки – самые верные друзья человека.

Основы практической кинологи - науке о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбрать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающие у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов "Наши друзья - собаки".

Кошки, которые не гуляют сами по себе

Основы практической фелиологии- науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приемов ухода за взрослой кошкой.

Пернатая радуга в комнате

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кому и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.

Хомка и его ближайшие родственники

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка

Рыбы - самые тихие соседи

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа - Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры и другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота в аквариуме. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы ( крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды ( скалярии , хромисы), харационовые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспартировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, освоение приемов очистки стенок аквариума, правила ухода.

Школа для ваших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных

Взрослые , которые всегда готовы помочь

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Лечение животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

Практическая работа: освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим животным.

Мы в ответе за тех, кого приручили

 Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных, Как достичь успеха в своем увлечении животными . Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 - октября всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приемов фотографирования птиц и животных

Итоговое занятие. Конференция, выставка

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во занятий

 

Общее кол-во занятий

Теория

Практика

Форма аттестации

1. Как животные оказались в нашем жилище.

2

1

1

Составление словарика терминов

2.Почему мы любим животных.

2

1

1

Конкурс эрудитов

3.Собаки – самые верные друзья человека.

3

1

2

Викторина

4.Кошки, которые не гуляют сами по себе.

3

1

2

Ребусы, кроссворды, загадки о животных

5.Пернатая радуга в комнате.

3

1

2

Выставка рисунков

6.Хомка и его ближайшие родственники.

3

1

2

Ролевая игра

7.Рыбы – самые тихие соседи.

3

1

2

Составление книжки-малышки

7.Школа для ваших любимцев.

3

1

2

Творческая работа по теме

8.Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.

4

1

3

Практикум "Помощь пострадавшим животным"

9.Мы в ответе за тех, кого приучили.

4

1

3

Фотовыставка

10.Итоговое занятие.

Конференция, выставка.

4

1

3

Презентация, выставка рисунков

Итого

34

11

23

 

Планируемые результаты.

В результате освоения курса

обучающиеся должны знать:

характерные признаки животных;

значение домашних питомцев в жизни человека,

основные сведения о домашних животных,

правила ухода за домашними животными,

психологию животных;

правила профилактики и преодоления проблем;

правила и методику дрессировки;

породы и виды животных;

правила оказания первой помощи животным.

обучающиеся должны уметь:

проводить самостоятельные наблюдения за животными, вести дневник наблюдений,

ухаживать за домашними животными,

выполнять практические работы,

составлять рассказ и оформлять книжки – малышки;

описывать внешние признаки животных,

правильно оформлять проекты и исследовательские работы;

создавать компьютерные презентации.

распознавать представителей флоры и фауны;

работать с атласами-определителями;

оказывать первую помощь.

Компетеции и личностные качества,

которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий.

Личностные:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде;

формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;

определять потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных;

понимать необходимость бережного и естественного отношения к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы;

определять характер взаимоотношений человека и природы.

Метапредметные:

узнавать изученные объекты и явления живой природы;

сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

формулировать выводы из изученного материала;

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, интернет);

находить информацию из различных источников (энциклопедий, литературы);

выполнять проектные и творческие работы;

строить сообщения в устной форме;

проводить сравнение по заданным признакам;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности.

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

строить монологическое высказывание;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

работать в группе и индивидуально.

Образовательные:

приводить примеры животных;

соотносить группы животных и их существенные признаки;

определять животных с помощью атласа-определителя;

моделировать природные сообщества;

использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;

обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

выполнять правила безопасного поведения в природе.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график.

Количество учебных недель – 34

Количество учебных дней по программе – 34 занятия по 0,5 часа

Режим работы объединения - по расписанию

Начало занятий – 01 сентября

Окончание занятий – 31 мая

Условия реализации программы.

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Во внеурочной деятельности используются различные формы организации воспитанников:

занятия-соревнования: конкурсы, КВНы, викторины, эстафеты;

занятия, основанные на методах общественной практики: репортажи, устные журналы и газеты;

занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентации, дискуссии;

занятия, основанные на имитации общественной деятельности: ученый совет, пресс-конференция, круглый стол.

Кроме того, используются такие формы как различные сюжетно-ролевые игры, заочные путешествия, описания путевых заметок, творческие отчеты.

Используются и различные методы организации занятий:

словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог;

наглядный метод обучения: наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы;

метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видео съемка;

исследовательские методы: проведение опытов; эксперименты;

методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения (тренинг, упражнения); письменные работы (составление сообщений);

графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, работа с определителями, с картами, схемами;

исследовательские методы: проведение опытов;

методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц);

проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов; создание творческих работ;

метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные; игра-конкурс, игра-путешествие, деловая игра;

психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение, анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал: таблицы; набор карточек животных;

раздаточный материал: определители;

материалы для проверки освоения программы: тестовые задания по разделам программы, кроссворды, лото и др.

Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

В учебно-воспитательный процесс следует включать воспитательные мероприятия, выставки.

Методика отслеживания результатов.

 Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист» проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.

Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:

контроль;

проверку;

оценивание;

накопление статистических данных и их анализ;

выявление их динамики;

прогнозирование результатов.

Наряду с обучающими задачами, программа «Юный натуралист» призвана решать и воспитательные задачи. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.

Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.

В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросники, тесты, методики, проекты, портфолио, результаты участия в конкурсах, и т. д.

Виды контроля.

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

В начале учебного года.

Определение уровня развития детей.

Беседа, опрос.

Текущий контроль

В течение всего учебного года.

Определение степени усвоения учебного материала. Определение степени готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, практическое задание, опрос, самостоятельная работа.

Промежуточный контроль

По окончании изученной темы.

Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения.

Творческая работа, выставка, презентация, ролевая игра, практикум, тестирование, анкетирование

Итоговый контроль

В конце учебного года.

Определение изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее, (в т. ч. самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конференция, выставка творческих работ, презентация проектов, коллективный анализ работ, отзыв, портфолио, тестирование, анкетирование.


 

Показатели эффективности достижения планируемых результатов

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ками знаний о правилах ведения экологического образа жизни, о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм, об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; использование имеющих знаний о природе в повседневной жизни, формирование культуры общения с животными как части экологической культуры, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными; применение знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д.; умение работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика с учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений к природе; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; стремление к коллективной творческой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; формирование гуманного отношения к животным; освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Для достижения необходимо сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Используемая литература

Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земно­водные / А. Н. Гуржий. – М., 1999.

Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. – М., 1995.

Дурова Н.Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дуро­ва. – М., 1993.

Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для лю­бителей птиц / Э. С. Жердев. – М., 1988.

Животные в доме: энциклопедия. – М., 1994.

Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. – М., 1998.

Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. – М., 1999.

Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. – М., 1984.

Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. – М., 1993.

Мередит С Хомячки / С Мередит. – М,, 1999. Пайере X. Кошка/X. Пайерс. – М., 1997. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрирован­ная энциклопедия / В. Д. Полонский. – М., 2000.

Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. – М., 1996.

Старк К. Кошки и котята / К. Старк. – М., 1999.

Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. – М., 1999.

Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. – М., 1991.

Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.

Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. – М


 

Календарный учебный график.

Дата

Занятие

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

 

1

Как животные оказались в нашем жилище.

1 ч.

0,5 ч.

 
 

2

Практическая работа. Словарик терминов.

 

0,5 ч.

 

3

Почему мы любим животных.

1 ч.

0,5 ч.

 
 

4

Практическая работа. Конкурс эрудитов.

 

0,5 ч.

 

5

Собаки – самые верные друзья человека.

1,5 ч.

0,5 ч.

 
 

6

Практическая работа. Наши друзья - собаки.

 

0,5 ч.

 

7

Практическая работа. Наши друзья - собаки.

 

0,5 ч.

 

8

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

1,5 ч.

0,5 ч.

 
 

9

Практическая работа. Уход за взрослой кошкой.

 

0,5 ч.

 

10

Практическая работа. Уход за взрослой кошкой.

 

0,5 ч.

 

11

Пернатая радуга в комнате.

1,5 ч.

0,5 ч.

 
 

12

Практическая работа. Птицы и мы.

 

0,5 ч.

 

13

Практическая работа. Уход за птицами.

 

0,5 ч.

 

14

Хомка и его ближайшие родственники.

1,5 ч.

0,5 ч.

 
 

15

Практическая работа. Жильё хомячка.

 

0,5 ч.

 

16

Практическая работа. Жильё хомячка.

 

0,5 ч.

 

17

Рыбы – самые тихие соседи.

1,5 ч.

0,5 ч.

 
 

18

Практическая работа. Рыбы и мы.

 

0,5 ч.

 

19

Практическая работа. Чистка аквариума

 

0,5 ч.

 

20

Школа для ваших любимцев.

1,5 ч.

0,5 ч.

 
 

21

Практическая работа. Дрессировка животных.

 

0,5 ч.

 

22

Практическая работа. Дрессировка животных.

 

0,5 ч.

 

23

Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.

2 ч.

0,5 ч.

 
 

24

Практическая работа. Первая помощь животным.

 

0,5 ч.

 

25

Практическая работа. Первая помощь животным.

 

0,5 ч.

 

26

Практическая работа. Первая помощь животным.

 

0,5 ч.

 

27

Мы в ответе за тех, кого приучили.

2 ч.

0,5 ч.

 
 

28

Практическая работа. Животные и птицы на фото.

 

0,5 ч.

 

29

Практическая работа. Животные и птицы на фото.

 

0,5 ч.

 

30

Практическая работа. Животные и птицы на фото.

 

0,5 ч.

 

31

Итоговое занятие.

2 ч.

0,5 ч.

 
 

32

Конференция "Мир животных и птиц"

 

0,5 ч.

 

33

Конференция "Мир животных и птиц"

 

0,5 ч.

 

34

Выставка рисунков "Мир животных и птиц".

 

0,5 ч.

15

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации