Дополнительная общеобразовательная программа по русскому языку «За страницами учебника русского языка» (9 класс)

3
0
Материал опубликован 1 November 2020

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ



Название программы


«За страницами учебника русского языка»

Направленность программы

Социально-педагогическая

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Решетникова Н.В.

Год разработки


2020-2021

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

На заседании методического совета ЦДО


Информация о наличии рецензии

-

Цель


Реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.

Задачи


Обучающие:

1. Формирование у учащихся широкой эрудиции и аналитических навыков в области лингвистики.

2. Систематизация и углубление знаний в области разделов лингвистики, изучаемых в школе.

Развивающие:

1. Развитие культурного уровня обучаемых.

2. Развитие логического мышления.

3. Развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач.

Воспитательные:

1. Пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции.

2. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы

Занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном школе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, позволят повысить их языковую и речевую культуру, развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач, сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога.

Помогут успешно выступать на олимпиадах и конкурсах различных уровней.


Срок реализации программы


2020-2021

Количество часов в неделю / год

2/76

Возраст обучающихся

14-15 лет

Формы занятий

урок-практикум, урок-лекция

Методическое обеспечение



1.Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2014

2.Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

3.Сборники «Русский медвежонок».

4.Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2009;

5.Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.

6.Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 2008.


Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Локальная сеть с доступом в Интернет, проектор и демонстрационный экран, доска школьная, учебные кабинеты, учебная литература, различные виды памяток


                                                              Одаренность человека – это маленький росточек,

 едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский



                                                  Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2020/2021 учебный год


Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Практикум по русскому языку», авторской программой по русскому языку для 9 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. М.: «Просвещение»,2011г.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Вид образовательной деятельности - решение олимпиадных задач.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.


Цель – реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.

Задачи:

Обучающие:

1. Формирование у учащихся широкой эрудиции и аналитических навыков в области лингвистики.

2. Систематизация и углубление знаний в области разделов лингвистики, изучаемых в школе.

Развивающие:

1. Развитие культурного уровня обучаемых.

2. Развитие логического мышления.

3. Развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач.

Воспитательные:

1. Пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции.

2. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах. Овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.




Информационная справка об особенностях реализации УТП

в 2020/2021 учебном году:


Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Год обучения (первый, второй и т.д.)

Первый

Возраст учащихся

14-15

Количество часов в неделю

2

Общее количество часов в год

76


Ожидаемые результаты на текущий учебный год: высокий уровень подготовленности учащихся к участию в конкурсах по русскому языку. К концу работы по программе данного курса учащиеся должны знать:

- задания, предлагаемые на олимпиадах по русскому языку;

- основные особенности каждого из этих видов;

- правописание и произношение (классическое, закреплённое в академических словарях) наиболее часто встречающихся в олимпиадных заданиях слов;

- лингвистические термины: омонимия частей речи, паронимы, плеоназм, транскрипция, полногласие и неполногласие, табу и эвфемизмы;

- языковые семьи и их группы;

- славянские языки и признаки их родства.

Уметь:

- свободно владеть языком, редактировать свои записи;

- владеть лингвистическими терминами;

- мыслить логически;

- анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе конкурсов материал;

- выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с текстами, выполнять тестовые задания).

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);

осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;

грамотное построение устной и письменной речи;

выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

самостоятельно создавать алгоритм действий;

обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

владеть общим рядом приемом решения задач;

выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;

использовать разные географические средства;

замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,

выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в

цели;

работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,

оратор и др.

стремление к самосовершенствованию;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:

замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;

оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);

адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей;

прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;

понимать значение работы над устранением ошибок;

находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;

различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

эффективно сотрудничать в паре, группе;

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;

с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;

выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

составлять внутренний план действий;


Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

-крупные мероприятия учреждения: школьный этап муниципальной олимпиады.


Учебно-тематический план на 2020/2021учебный год

(8 класс)



Раздел

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.


Структура олимпиадных заданий

1


1

2.


Фонетика. Орфоэпия

3

1

4

3.




История письма 

3

1

4

4.

Историческая грамматика

5

2

7

5.

Языки мира

4

2

6

6.

Ученые-лингвисты

2

1

3

7.

Морфемика. Словообразование 

8

2

10

8.

Лексика. Фразеология.  Лексикография

6

1

7

9.

Морфология. Части речи, их основные грамматические категории

3

1

4

10.

Синтаксис и пунктуация

7

2

9

11.

Орфография

4

1

5

12.

Нормы грамматики

2

1

3

13.

Чтение и перевод древнерусского текста 

5

1

6

14.

Культура речи

5

1

6

15.

Итоговое занятие

-

1

1


Итого

58

18

76


Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Дата

Корректировка

1

Структура олимпиадных заданий

1

Лекция



2

Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков

1

Лекция с элементами практикума



3

Транскрипция

1

Лекция с элементами практикума



4

Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты

1

Лекция с элементами практикума



5

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



6

История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история

1

Лекция с элементами практикума



7

Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь

1

Лекция с элементами практикума



8

Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь

1

Лекция с элементами практикума



9

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



10

Историческая грамматика. Признаки старославянизмов

1

Лекция с элементами практикума



11

Позиционные и исторические чередования звуков

1

Лекция с элементами практикума



12

Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных

1

Лекция с элементами практикума



13

Носовые гласные, история буквы ять

1

Лекция с элементами практикума



14

Строение слога в древнерусском и современном русском языках

1

Лекция с элементами практикума



15

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



16

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



17

Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм

1

Лекция с элементами практикума



18

Генеалогическая классификация языков

1

Лекция с элементами практикума




19

Генеалогическая классификация языков

1

Лекция с элементами практикума



20

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



21

Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интер-лингвистика

1

Лекция с элементами практикума



22

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



23

Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль, Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др.

1

Лекция с элементами практикума



24

Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др.

1

Лекция с элементами практикума



25

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



26

Морфемика. Словообразование

Словообразовательное значение. Однокоренные слова и формы слова

1

Лекция с элементами практикума



27

Разбор слова по составу Значения словообразовательных аффиксов 

1

Лекция с элементами практикума



28

Синонимия, антонимия, омонимия морфем

1

Лекция с элементами практикума



29

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



30

Словообразование. Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные

1

Лекция с элементами практикума



31

Способы словообразования

1

Лекция с элементами практикума



32

Способы словообразования

1

Лекция с элементами практикума



33

Морфонология

1

Лекция с элементами практикума



34

Морфонологические явления на стыке морфем. Четырехступенчатое словообразование

1

Лекция с элементами практикума



35

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



36

Лексика. Фразеология

Антонимия, синонимия, омонимия. Устаревшая лексика

1

Лекция с элементами практикума



37

Приметы исконно русских и заимствованных слов

1

Лекция с элементами практикума



38

Основные типы словарей.  Содержание словарной статьи

1

Лекция с элементами практикума



39

Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии

1

Лекция с элементами практикума



40

Понятие лексико-семантической группы.  Понятие о компонентном анализе слова

1

Лекция с элементами практикума



41

Фразеология.

Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения

1

Лекция с элементами практикума



42

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



43

Морфология.

Части речи. Их основные грамматические категории. Средства выражения грамматического значения слова

1

Лекция с элементами практикума



44

Части речи. Их основные грамматические категории. Средства выражения грамматического значения слова

1

Лекция с элементами практикума



45

Части речи. Их основные грамматические категории. Средства выражения грамматического значения слова

1

Лекция с элементами практикума



46

Решение олимпиадных задач

1

Практикум



47

Синтаксис и пунктуация. Структурные типы предложений.

1

Лекция с элементами практикума



48

Синтаксические синонимы.

1

Лекция с элементами практикума



49

Типы односоставных предложений 

1

Лекция с элементами практикума



50

Неполные предложения. Типы неполных предложений. 

1

Лекция с элементами практикума



51

Решение олимпиадных задач

1

Практикум



52

Особенности структуры и семантики сложного предложения.  Сложные синтаксические конструкции.

1

Лекция с элементами практикума



53

Особенности структуры и семантики сложного предложения.  Сложные синтаксические конструкции.

1

Лекция с элементами практикума



54

Особенности структуры и семантики сложного предложения.  Сложные синтаксические конструкции.

1

Лекция с элементами практикума



55

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



56

Орфография. Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфологического принципа

1

Лекция с элементами практикума



57

Повторение сложных орфографических правил

1

Лекция с элементами практикума



58

Повторение сложных орфографических правил

1

Лекция с элементами практикума



59

Повторение сложных орфографических правил

1

Лекция с элементами практикума



60

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



61

Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки


1

Лекция с элементами практикума



62

Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки

1

Лекция с элементами практикума



63

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



64

Текст. Чтение и перевод древнерусского текста

Текст как лингвистический феномен

1

Лекция



65

Анализ текста (чтение и перевод древнерусского текста) Историко-лингвистический анализ текста.

1

Лекция с элементами практикума



66

Историко-лингвистический анализ текста.

1

Лекция с элементами практикума



67

Классификация древнерусских памятников. Основные памятники древнерусской письменности

1

Лекция с элементами практикума



68

Классификация древнерусских памятников. Основные памятники древнерусской письменности  

1

Лекция с элементами практикума



69

Решение олимпиадных задач

1

Практикум



70

Культура речи. Типы и стили речи.  Жанры

1

Лекция с элементами практикума



71

Типы и стили речи.  Повествование. Описание. Рассуждение

1

Лекция с элементами практикума



72

Типы и стили речи.  Книжные стили речи

1

Лекция с элементами практикума



73

Типы и стили речи.  Книжные стили речи

1

Лекция с элементами практикума



74

Типы и стили речи.  Разговорный стиль речи

1

Лекция с элементами практикума



75

 Решение олимпиадных заданий

1

Практикум



76

Итоговое занятие

1

Практикум








Литература для учителя и учащихся
Архипова Е.В. Материалы рязанской областной олимпиады школьников по русскому языку / РЯШ.- 2012.- №1. – с. 41-42
Вопросы и задания I Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. -2012. - №4. -стр. 52-58
Вопросы и задания II Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. -2012. -№4. - стр. 46-53
Вопросы и задания III Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. -2011/ - №4. - стр. 52-58
Вопросы и задания IV Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2012.- №4. - стр. 46-51
Вопросы и задания IV Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2009. - №5. - стр. 44-50
Вопросы и задания V Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2000. - №4. - стр. 44-51
Вопросы и задания VI Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2001. - №4. - стр. 43-49
Вопросы и задания VIII Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2013. - №4. - стр. 45- 49
Воробьева О.И.,Головенкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы/ в журнале «РЯШ» №2 -2012- стр. 48-50
Воронина Н.В., Егорова Т.В. Ульяновские областные олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ, - 2004. - №4. – с.41-46
Голубева И.В., Нарушевич А.Г. Готовимся к олимпиаде по русскому языку/ в ж. РЯШ №3 2009/ стр. 41-45
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф. Московская областная олимпиада по русскому языку// РЯШ. – 2009. - № 3. – с.51-55
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф., Шамшин И.В. Материалы III областной олимпиады школьников Подмосковья по русскому языку// РЯШ. – 2012. - №4. – с.44-50
Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку // РЯШ. – 1994. - №№ 2,3
Задачи конкурса «Русский медвежонок» - 2011// РЯ ПС. – 2011. - №40
Задачи конкурса «Русский медвежонок» - 2013// РЯ ПС. – 2013. - №39
Задачи конкурса «Русский медвежонок» - 2013.Решения задач// РЯ ПС. – 2013. - №№40, 41
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы/ - М.: Айрис-пресс, 2016.
Клюева Н.П., Чупашева О.М. Олимпиада по русскому языку для учащихся средних учебных заведений //РЯШ. - 2016. - №5. - cтр.50-55
Материалы VII Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку// РЯШ. – 2012. - №5. – с.47-51
Новикова Т.Ф., Ушакова С.В. Белгородская областная олимпиада по русскому языку // РЯШ. – 2012. - №1. – с. 46-51
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя: Из опыта работы/ - М.:Просвещение, 2012
Ответы на задачи конкурса «Русский медвежонок» - 2001// РЯ ПС. – 2002. - №№ 34,35,37
Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных функций //РЯШ. - 1997. -№6. -стр. 46-52
Петракова Л.Н., Никонова А.Ю. Олимпиада в маленьком городе // Русский язык «ПС». – 2003. - №№20, 24
«Русский медвежонок» - 2002. Решение задач конкурса // РЯ ПС. – 2003. - №36
Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний// РЯШ. – 2000. - №6. – с.40-44
Cоловьева Т.В. Материалы олимпиады по русскому языку// РЯШ. – 2003. - №6. – с.43-46
Условия задач конкурса «Русский медвежонок» - 2012 // РЯ ПС. – 2003. - №35
Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина» (материалы к олимпиаде) // РЯШ. - 1997. - №3. - стр.45-53
Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина» (ответы на вопросы олимпиады) // РЯШ. - 2007. - №5. - стр.46-54




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.