Дополнительная общеобразовательная программа по русскому языку «За страницами учебника русского языка» (9 класс)
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Название программы | «За страницами учебника русского языка» |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Решетникова Н.В. |
Год разработки | 2020-2021 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | На заседании методического совета ЦДО |
Информация о наличии рецензии | - |
Цель | Реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня. |
Задачи | Обучающие: 1. Формирование у учащихся широкой эрудиции и аналитических навыков в области лингвистики. 2. Систематизация и углубление знаний в области разделов лингвистики, изучаемых в школе. Развивающие: 1. Развитие культурного уровня обучаемых. 2. Развитие логического мышления. 3. Развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач. Воспитательные: 1. Пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции. 2. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном школе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, позволят повысить их языковую и речевую культуру, развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач, сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога. Помогут успешно выступать на олимпиадах и конкурсах различных уровней. |
Срок реализации программы | 2020-2021 |
Количество часов в неделю / год | 2/76 |
Возраст обучающихся | 14-15 лет |
Формы занятий | урок-практикум, урок-лекция |
Методическое обеспечение | 1.Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2014 2.Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994. 3.Сборники «Русский медвежонок». 4.Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2009; 5.Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения. 6.Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 2008. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Локальная сеть с доступом в Интернет, проектор и демонстрационный экран, доска школьная, учебные кабинеты, учебная литература, различные виды памяток |
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 2020/2021 учебный год
Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Практикум по русскому языку», авторской программой по русскому языку для 9 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. М.: «Просвещение»,2011г.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Вид образовательной деятельности - решение олимпиадных задач.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель – реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.
Задачи:
Обучающие:
1. Формирование у учащихся широкой эрудиции и аналитических навыков в области лингвистики.
2. Систематизация и углубление знаний в области разделов лингвистики, изучаемых в школе.
Развивающие:
1. Развитие культурного уровня обучаемых.
2. Развитие логического мышления.
3. Развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач.
Воспитательные:
1. Пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции.
2. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах. Овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Информационная справка об особенностях реализации УТП
в 2020/2021 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 год |
Год обучения (первый, второй и т.д.) | Первый |
Возраст учащихся | 14-15 |
Количество часов в неделю | 2 |
Общее количество часов в год | 76 |
Ожидаемые результаты на текущий учебный год: высокий уровень подготовленности учащихся к участию в конкурсах по русскому языку. К концу работы по программе данного курса учащиеся должны знать:
- задания, предлагаемые на олимпиадах по русскому языку;
- основные особенности каждого из этих видов;
- правописание и произношение (классическое, закреплённое в академических словарях) наиболее часто встречающихся в олимпиадных заданиях слов;
- лингвистические термины: омонимия частей речи, паронимы, плеоназм, транскрипция, полногласие и неполногласие, табу и эвфемизмы;
- языковые семьи и их группы;
- славянские языки и признаки их родства.
Уметь:
- свободно владеть языком, редактировать свои записи;
- владеть лингвистическими терминами;
- мыслить логически;
- анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе конкурсов материал;
- выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с текстами, выполнять тестовые задания).
Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
грамотное построение устной и письменной речи;
выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
самостоятельно создавать алгоритм действий;
обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
владеть общим рядом приемом решения задач;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
использовать разные географические средства;
замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.
стремление к самосовершенствованию;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей;
прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
понимать значение работы над устранением ошибок;
находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничать в паре, группе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
составлять внутренний план действий;
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:
-крупные мероприятия учреждения: школьный этап муниципальной олимпиады.
(8 класс)
№ | Раздел | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1. | Структура олимпиадных заданий | 1 | 1 | |
2. | Фонетика. Орфоэпия | 3 | 1 | 4 |
3. | История письма | 3 | 1 | 4 |
4. | Историческая грамматика | 5 | 2 | 7 |
5. | Языки мира | 4 | 2 | 6 |
6. | Ученые-лингвисты | 2 | 1 | 3 |
7. | Морфемика. Словообразование | 8 | 2 | 10 |
8. | Лексика. Фразеология. Лексикография | 6 | 1 | 7 |
9. | Морфология. Части речи, их основные грамматические категории | 3 | 1 | 4 |
10. | Синтаксис и пунктуация | 7 | 2 | 9 |
11. | Орфография | 4 | 1 | 5 |
12. | Нормы грамматики | 2 | 1 | 3 |
13. | Чтение и перевод древнерусского текста | 5 | 1 | 6 |
14. | Культура речи | 5 | 1 | 6 |
15. | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
Итого | 58 | 18 | 76 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятия | Дата | Корректировка |
1 | Структура олимпиадных заданий | 1 | Лекция | ||
2 | Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
3 | Транскрипция | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
4 | Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
5 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
6 | История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
7 | Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
8 | Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
9 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
10 | Историческая грамматика. Признаки старославянизмов | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
11 | Позиционные и исторические чередования звуков | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
12 | Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
13 | Носовые гласные, история буквы ять | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
14 | Строение слога в древнерусском и современном русском языках | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
15 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
16 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
17 | Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
18 | Генеалогическая классификация языков | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
19 | Генеалогическая классификация языков | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
20 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
21 | Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интер-лингвистика | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
22 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
23 | Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль, Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
24 | Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
25 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
26 | Морфемика. Словообразование Словообразовательное значение. Однокоренные слова и формы слова | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
27 | Разбор слова по составу Значения словообразовательных аффиксов | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
28 | Синонимия, антонимия, омонимия морфем | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
29 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
30 | Словообразование. Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
31 | Способы словообразования | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
32 | Способы словообразования | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
33 | Морфонология | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
34 | Морфонологические явления на стыке морфем. Четырехступенчатое словообразование | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
35 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
36 | Лексика. Фразеология Антонимия, синонимия, омонимия. Устаревшая лексика | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
37 | Приметы исконно русских и заимствованных слов | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
38 | Основные типы словарей. Содержание словарной статьи | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
39 | Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
40 | Понятие лексико-семантической группы. Понятие о компонентном анализе слова | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
41 | Фразеология. Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
42 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
43 | Морфология. Части речи. Их основные грамматические категории. Средства выражения грамматического значения слова | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
44 | Части речи. Их основные грамматические категории. Средства выражения грамматического значения слова | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
45 | Части речи. Их основные грамматические категории. Средства выражения грамматического значения слова | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
46 | Решение олимпиадных задач | 1 | Практикум | ||
47 | Синтаксис и пунктуация. Структурные типы предложений. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
48 | Синтаксические синонимы. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
49 | Типы односоставных предложений | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
50 | Неполные предложения. Типы неполных предложений. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
51 | Решение олимпиадных задач | 1 | Практикум | ||
52 | Особенности структуры и семантики сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
53 | Особенности структуры и семантики сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
54 | Особенности структуры и семантики сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
55 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
56 | Орфография. Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфологического принципа | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
57 | Повторение сложных орфографических правил | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
58 | Повторение сложных орфографических правил | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
59 | Повторение сложных орфографических правил | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
60 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
61 | Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
62 | Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
63 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
64 | Текст. Чтение и перевод древнерусского текста Текст как лингвистический феномен | 1 | Лекция | ||
65 | Анализ текста (чтение и перевод древнерусского текста) Историко-лингвистический анализ текста. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
66 | Историко-лингвистический анализ текста. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
67 | Классификация древнерусских памятников. Основные памятники древнерусской письменности | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
68 | Классификация древнерусских памятников. Основные памятники древнерусской письменности | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
69 | Решение олимпиадных задач | 1 | Практикум | ||
70 | Культура речи. Типы и стили речи. Жанры | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
71 | Типы и стили речи. Повествование. Описание. Рассуждение | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
72 | Типы и стили речи. Книжные стили речи | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
73 | Типы и стили речи. Книжные стили речи | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
74 | Типы и стили речи. Разговорный стиль речи | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
75 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | ||
76 | Итоговое занятие | 1 | Практикум |
Литература для учителя и учащихся
Архипова Е.В. Материалы рязанской областной олимпиады школьников по русскому языку / РЯШ.- 2012.- №1. – с. 41-42
Вопросы и задания I Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. -2012. - №4. -стр. 52-58
Вопросы и задания II Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. -2012. -№4. - стр. 46-53
Вопросы и задания III Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. -2011/ - №4. - стр. 52-58
Вопросы и задания IV Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2012.- №4. - стр. 46-51
Вопросы и задания IV Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2009. - №5. - стр. 44-50
Вопросы и задания V Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2000. - №4. - стр. 44-51
Вопросы и задания VI Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2001. - №4. - стр. 43-49
Вопросы и задания VIII Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. - 2013. - №4. - стр. 45- 49
Воробьева О.И.,Головенкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы/ в журнале «РЯШ» №2 -2012- стр. 48-50
Воронина Н.В., Егорова Т.В. Ульяновские областные олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ, - 2004. - №4. – с.41-46
Голубева И.В., Нарушевич А.Г. Готовимся к олимпиаде по русскому языку/ в ж. РЯШ №3 2009/ стр. 41-45
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф. Московская областная олимпиада по русскому языку// РЯШ. – 2009. - № 3. – с.51-55
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф., Шамшин И.В. Материалы III областной олимпиады школьников Подмосковья по русскому языку// РЯШ. – 2012. - №4. – с.44-50
Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку // РЯШ. – 1994. - №№ 2,3
Задачи конкурса «Русский медвежонок» - 2011// РЯ ПС. – 2011. - №40
Задачи конкурса «Русский медвежонок» - 2013// РЯ ПС. – 2013. - №39
Задачи конкурса «Русский медвежонок» - 2013.Решения задач// РЯ ПС. – 2013. - №№40, 41
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы/ - М.: Айрис-пресс, 2016.
Клюева Н.П., Чупашева О.М. Олимпиада по русскому языку для учащихся средних учебных заведений //РЯШ. - 2016. - №5. - cтр.50-55
Материалы VII Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку// РЯШ. – 2012. - №5. – с.47-51
Новикова Т.Ф., Ушакова С.В. Белгородская областная олимпиада по русскому языку // РЯШ. – 2012. - №1. – с. 46-51
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя: Из опыта работы/ - М.:Просвещение, 2012
Ответы на задачи конкурса «Русский медвежонок» - 2001// РЯ ПС. – 2002. - №№ 34,35,37
Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных функций //РЯШ. - 1997. -№6. -стр. 46-52
Петракова Л.Н., Никонова А.Ю. Олимпиада в маленьком городе // Русский язык «ПС». – 2003. - №№20, 24
«Русский медвежонок» - 2002. Решение задач конкурса // РЯ ПС. – 2003. - №36
Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний// РЯШ. – 2000. - №6. – с.40-44
Cоловьева Т.В. Материалы олимпиады по русскому языку// РЯШ. – 2003. - №6. – с.43-46
Условия задач конкурса «Русский медвежонок» - 2012 // РЯ ПС. – 2003. - №35
Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина» (материалы к олимпиаде) // РЯШ. - 1997. - №3. - стр.45-53
Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина» (ответы на вопросы олимпиады) // РЯШ. - 2007. - №5. - стр.46-54