Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей»
Отдел образования Администрации Кашарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Индустриальная средняя общеобразовательная школа
Принято «Утверждаю» на заседании педагогического совета Директор МБОУ Индустриальной СОШ МБОУ Индустриальной СОШ Приказ № от протокол № от ___________________ /Скосарева М.В./
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММ
туристско-краеведческой направленности
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ».
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Тип программы: комплексная программа
Возраст детей: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год обучения 36 часов
Разработчик:
педагог дополнительного образования- Резникова Нина Владимировна
2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................3
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.......................................................................8
2.1 Содержание программы «Школьный музей»…………………..................
2.2 Планируемые результаты...................................................................................
2.3 Формы контроля и аттестации...........................................................................
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК......................14
3.1 Учебный план......................................................................................................
3.2 Календарный учебный график...........................................................................
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ..............................................................19
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ..............................................22
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................24
Приложения………………………………………………………………………..19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
В музее школы учащиеся занимаются хранением, изучением и систематизацией подлинных материалов, связанных с этнографией Донского края и историей школы.Собранные экспонаты входят в состав музейного фонда.
Актуальность.
Музей – центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе. Вовлечение обучающихся в музейную деятельность способствует личностному росту, углублению знаний, развитию творческих способностей, познавательной активности, содействует их профессиональному самоопределению. В связи с необходимостью подготовки обучающихся для работы в музее образовательной организации создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей»..
Педагогическая целесообразность
программы в том, что она позволяет решить проблему занятости свободного времени детей. Способствует развитию творческого потенциала обучающегося, экологического воспитания, социализации, посредством полученных знаний, жизненно необходимых навыков
Новизна программы.
Отличительной особенностью программы является разработка содержания и технологии организации образовательного процесса, позволяющие детям в процессе обучения пройти путь поэтапного освоения программного материала от простого к сложному (созданию собственного проекта), реализация на практике полученных знаний в создании собственного проекта. Программа является комплексной, сочетает в себе курсы музейного дела, экскурсоведения, туризма, имеет туристско-краеведческую направленность.
Теория постоянно реализуется в практической деятельности. Эффективным механизмом повышения качества образовательной деятельности по программе является использование педагогической технологии «Сотрудничество» и реализации модели наставничества в форме «педагог - обучающийся», которая предполагает взаимодействие педагога и обучающихся.
Цели
Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско-патриотической деятельности
общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Задачи программы
Познавательные:
-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;
- углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев современных информационных технологий;
- овладеть теоретическими сведениями и формирование практических
навыков экскурсионной и музейной деятельности;
Развивающие:
- обучение технологии исследования, формирование поисковых, исследовательских, коммуникативных умений школьников;
- содействие творческой самореализации, обучение технологии проектной деятельности
- формирование гражданской позиции школьников, уважения к истории родного края.
- организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах различных уровней;
-формиование умений коллективной творческой деятельности.
-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов;
Воспитательные:
- содействие в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей
- воспитание патриотического сознания школьников.
-укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей
-активизация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;
-повышение статуса педагога, работающего в школьном музее, распространение передового опыта и повышение профессионального мастерства.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Практическая культурно-образовательная деятельность музея.
В музее осуществляется процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея:
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами, знаменитыми земляками.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей.
Характеристика программы
По направленности программа является туристско-краеведческой, развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
Вид программы модифицированный
Тип программы. По сложности программа является комплексной интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения-36 часов
Режим занятий .Занятия рассчитаны на 1 час в неделю.
Тип занятий. Комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный.
Форма обучения – очная, с применением дистанционных форм.
Адресат программы Программа разработана для ребят 11-17 лет.
Наполняемость группы Это разновозрастная группа с относительно постоянным составом обучающихся в количестве 10-12 человек.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание учебной программы «Школьный музей»
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение – педагог руководитель объединения, реализующий
данную программу владеет следующими профессиональными и личностными
качествами:
обладает специальным историческим образованием; владеет навыками и приёмами организации исторических занятий; знает физиологию и психологию детского возраста; умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников; умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников.
Материально-техническое оснащение
кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами; стол педагога; мультемедийное оборудование; меловая или маркерная доска; ноутбук; стерео-колонки.
Материально-техническое обеспечение учеников:
материал для практических работ, карты, атлас, средства для оформления проектов
Ресурсное обеспечение программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель школьного музея и педагогический совет.
Педагогический совет:
- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы;
- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;
- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации.
Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории края в период Великой Отечественной войны музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Программа «Школьный музей» предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».
Содержание программы
О чем рассказывает музей. Инструктаж по ОТ. История создания музея. Где, как и кто начал собирать экспонаты. Основные разделы музея.
Практические занятия. Знакомство с разделами музея, экспозициями.
Школа вчера и сегодня. Этапы развития школы. Открытие первой школы, первые учителя. Жизнь школы. Участие школы в конкурсах, призеры, достижения. Наши учителя. Учителя- ветераны, их биография, работающие учителя, их достижения. Школа сегодня. Практические занятия. Фоторепортаж. Продолжение составления летописи школы. Создание компьютерной презентации о школе.
История нашего народа. Традиции и обряды.
Практические занятия. Изучение традиций и обрядов. Составление родословных. Исследовательская работа «История моей семьи». Выполнение работ по изученным темам. Создание компьютерной презентации «История моего народа»
Наш посёлок в прошлом и настоящем. Этапы развития посёлка.
Практические занятия. Знакомство с этапами развития посёлка: до гражданской войны, во время и после гражданской войны, коллективизация, Великая Отечественная война, посёлок сегодня. Люди нашего посёлка. Составление компьютерной презентации о родном посёлке.
Наш посёлок в годы Великой Отечественной войны. Земляки- участники Великой Отечественной войны.
Практические занятия. Изучение списков участников Великой Отечественной войны , погибших, пропавших без вести, выживших, доработка анкет . Работники тыла .Наши ветераны. Создание компьютерной презентации о посёлке в годы Великой Отечественной войны.
Работа в музее. Практические занятия. Где и как собирать материал для музея. Как правильно собирать материалы, как сортировать. Как записывать воспоминания. Правила записи воспоминаний. Изучение документов. Учет и хранение материалов. Как правильно хранить материал, шифрование. Как оформить выставку, экспозицию. Правила оформления выставки, экспозиций. Как вести экскурсию. Правила ведения экскурсии. Заготовка текстов. Как работать с архивным материалом. Создание компьютерной презентации « Школьный музей»
Итоговое занятие
2.2 Планируемые результаты
Предметные результаты:
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона.
- овладение минимумом знаний по истории своего края
- умение вести экскурсии, собирать и учитывать материал, оформлять экспозиции;
- умение создавать компьютерные презентации;
- уметь работать с документами, осуществлять поисковую деятельность;
- уметь работать с литературой и использовать её в своей работе.
Личностные результаты:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности;
-проговаривать последовательность действий ;
- работать по предложенному плану
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную и общественную;
Познавательные УУД:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (экскурсии, сообщения, презентации, реферат и др.);
-делать выводы в результате совместной работы ;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Ожидаемые результаты.
Для музеев:
1) оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;
2) совершенствование содержания деятельности музеев;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории п.Индустриальный, Кашарского района, Ростовской области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими родное село и район , достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
2.3 Формы контроля и аттестации
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);
- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);
- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);
- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).
Формы аттестации:
отчёт о проделанной работе, творческая работа, исследовательская работа
выставка, конкурс.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный план
№ п/п Содержание программы |
Теоретич. Занятия (кол-во часов) |
Практич. занятия (кол-во часов) |
Всего |
форма контроля |
О чем рассказывает музей Инструктаж по ОТ. История создания музея. Где, как и кто начал собирать экспонаты. Функции школьного музея. Практические занятия. Знакомство с разделами музея, экспозициями. Краеведческое направление Основные разделы музея. |
1
1
1 |
1
1 |
5 |
Беседа, опрос, практическое занятие |
Школа вчера и сегодня . Этапы развития школы. Открытие первой школы, первые учителя. Практические занятия. Фоторепортаж. Наши учителя. Продолжение составления летописи школы. |
1 1
|
1
1 |
4 |
Теоретическое занятие, наблюдение практическое занятие |
История нашего народа. Комплектование фондов школьного музея. |
1 |
1 |
2 |
практическое занятие |
Наш посёлок в прошлом и настоящем. Практические занятия. Знакомство с этапами развития посёлка: до гражданской войны, во время и после гражданской войны, коллективизация, Великая Отечественная война, посёлок сегодня. Люди нашего посёлка. Составление компьютерной презентации о родном посёлке. |
1 |
3 |
4
|
самостоятельная деятельность, опрос, практическое занятие |
Наш посёлок в годы Великой Отечественной войны. Участники Великой Отечественной войны. Патриотические акции. Участие музея в Месячнике военно-патриотического работы |
1
1 |
2 1 |
5 |
Теоретическое занятие, наблюдение практическое занятие |
Работа в музее. Фонды школьного музея Формы работы в школьном музее Учёт и описание музейных предметов Экспозиция школьного музея. Учёт и хранение краеведческих материалов . |
1 1
1 |
1
1
1 |
6 |
самостоятельная деятельность, опрос, практическое занятие |
Наш посёлок в прошлом и настоящем. Историческое наследие родного края |
2 |
3 |
5 |
практическое занятие |
Экскурсионная работа в школьном музее. Правила ведения экскурсии. Заготовка текстов. Как работать с архивным материалом. Создание компьютерной презентации «Школьный музей» |
1
1 |
1
1 |
4 |
Теоретическое занятие, наблюдение практическое занятие |
Итоговое занятие |
|
1
|
1 |
|
всего |
|
|
36
|
|
3.2 Календарный учебный график
уровень освоения программы |
год обучения |
дата начала учебного периода |
дата окончания учебного периода |
количество недель
|
количество учебных дней |
количество учебных часов |
режим занятий |
базовый |
1 |
1 сентября |
31 мая |
36 |
36 |
36 |
1 раз в неделю 1 академический час |
Календарно-тематический план на учебный год составляется ежегодно
№ |
дата |
тема занятия |
Теоретич. Занятия (кол-во часов) |
Практич. занятия (кол-во часов) |
Форма занятия |
|
план |
факт |
|||||
1-5 |
|
|
О чем рассказывает музей Инструктаж по ОТ. История создания музея. Где, как и кто начал собирать экспонаты. Функции школьного музея. Практические занятия. Знакомство с разделами музея, экспозициями. Краеведческое направление . Основные разделы музея. |
1
1
1 |
1
1 |
беседа практ.занятие
электронная презентация практ.занятие работа с интернет ресурсами |
6-9 |
|
|
Школа вчера и сегодня . Этапы развития школы. Открытие первой школы, первые учителя. Практические занятия. Фоторепортаж. Наши учителя. Продолжение составления летописи школы. |
1 1
|
1
1 |
конференция
практ.занятие практ.занятие |
10-11 |
|
|
История нашего народа. Комплектование фондов школьного музея. |
1 |
1 |
устный журнал, практ.занятие |
12-15 |
|
|
Наш посёлок в прошлом и настоящем. Практические занятия. Знакомство с этапами развития посёлка: до гражданской войны, во время и после гражданской войны, коллективизация, Великая Отечественная война, посёлок сегодня. Люди нашего посёлка. Составление компьютерной презентации о родном посёлке. |
1 |
3 |
конференция практ.занятие экскурсия волонтёрская работа |
16-20 |
|
|
Наш посёлок в годы Великой Отечественной войны. Участники Великой Отечественной войны. Патриотические акции. Участие музея в Месячнике военно-патриотического работы |
1
1 |
2
1 |
исследование акция круглый стол практ.занятие |
21-26 |
|
|
Работа в музее. Фонды школьного музея Формы работы в школьном музее Учёт и описание музейных предметов Экспозиция школьного музея. Учёт и хранение краеведческих материалов . |
1 1
1 |
1
1
1 |
устный журнал,практ.занятие практ.занятие беседа
практ.занятие |
27-32 |
|
|
Наш посёлок в прошлом и настоящем. Историческое наследие родного края |
2 |
3 |
устный журнал практ.занятие |
33-36 |
|
|
Экскурсионная работа в школьном музее. Правила ведения экскурсии. Заготовка текстов. Как работать с архивным материалом. Создание компьютерной презентации «Школьный музей» |
1
1 |
1
1 |
беседа
практ.занятие беседа
практ.занятие |
|
|
|
Итоговое занятие |
|
1 |
экскурсия |
|
|
|
всего |
36 |
|
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Методы обучения:
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)
Наглядные методы обучения (просмотр литературы, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу )
Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы ,исследовательские работы )
Метод стимулирования и мотивации (творческие конкурсы, экскурсии, итоговые мероприятия)
Формы работы в школьном музее
Учебно-воспитателная работа
- практическая работа на местности;
- учебные экскурсии вне музея;
- уроки в музее
- встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее
- уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий.
- экскурсии, встречи в музее.
Социальные функции школьного музея
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Подвиг защитников страны, жителей нашего города остаются навсегда на страницах истории нашего края, без прошлого нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах участие в мемориальных акциях, исследовательской и общественной деятельности. Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими изысканиями, становятся профессиональными военными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение экскурсионной работы, встречи с ветеранами, участие в корабельном празднике, учебно-исследовательского поиска, включающего в себя историю как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, со стороны учительского коллектива, ветеранов Великой отечественной войны и ликвидаторов ЧАЭС.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Перечень мероприятий и работ по реализации программы
«Школьный музей»
1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в районе |
||
1. Разработка и утверждение плана работы школьного музея |
Сентябрь |
Руководитель музея, администрация школы |
|
|
|
2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности |
||
1. Знакомство с методическими рекомендациями по учетно-хранительской деятельности музея |
Ноябрь |
руководитель музея , участники кружа |
3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев |
||
1. Размещение на сайте школы информации о проведенных мероприятиях. |
В течение периода действия программы |
Руководитель музея |
2.Оформление экспозиций музея |
В течение года |
Руководитель музея, участники кружка |
4. Внешкольные мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев |
||
1.Участие в празднике День села |
сентябрь |
руководитель музея , участники кружа |
2. Участие в региональных, областных , всероссийских конкурсах по направлению |
В течение периода действия программы |
руководитель музея , участники кружа |
3 Участие в общешкольных и поселковых краеведческих мероприятиях мероприятиях |
В течение периода действия программы |
руководитель музея , участники кружа |
V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал,готовая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, газетные публикации,информация на сайте школы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Выставка, защита творческих работ, конкурс, научно-практическая конференция, портфолио.
Формы подведения итогов реализации программы:
- оформление выставок, экспозиций, участие в районных и областных конкурсах (школьных музеев, исследовательских работ), ежегодные походы с целью поиска экспонатов для музея (в соседние сёла)
Оценочные материалы
Система мониторинга результатов реализации программы:
На первых занятиях проводится входная диагностика (в форме анкетирования) для выявления запроса детей, их интересов и цели посещения объединения. (Приложение1).
В конце учебного года проводится анкетирование (мнение детей о работе в кружке ) по результатам учебного года (Приложение2).
По окончании изучения каждого модуля происходит просмотр работ, обсуждение, подведение итогов. Ребята оценивают свою деятельность по разработанным совместно критериям, поэтому критерии оценки, их количество могут быть разными по годам обучения. Каждый критерий оценивается по десятибалльной системе. Совместный анализ и оценивание работ автором, другими детьми и педагогом фиксируется в творческой карте учащегося (Приложение 3).
Это помогает отследить результаты освоения разделов программы каждым ребёнком. Результаты освоения программы у детей одного года обучения могут существенно отличаться. Особенности формирования групп (разновозрастные, разноуровневые), индивидуальный выбор заданий по уровням сложности в одном учебном материале), интерес, возрастные и психологические особенности ребенка, уровня начальной подготовки оказывают влияние на результат. Степень предъявляемых педагогом требований, будет зависеть от способностей и возможностей каждого обучающегося индивидуально. В течение года отслеживается уровень достижений каждого учащегося. Результаты участия в выставках различного уровня, конкурсах, праздниках заносятся в банк достижений в течение всего учебного года (Приложение 4 ).
По результатам анализа данных текущего мониторинга, промежуточной диагностики и итоговых форм контроля педагог совместно с ребёнком может рассматривать возможность освоения того или иного уровня программы, перехода на другой уровень..
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Редакция от 25.12.2023 — Действует с 01.01.2024.
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2015г
Деловая игра «Создаем музей». См. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006, с.75 – 87
Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для академического бакалавриата / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06301-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436482 (дата обращения: 04.02.2024).
Единый национальный портал дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dop.edu.ru/federal
Кулакова Е.В., Адамян Е.И., Колосова Е.Б. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е.В. Кулакова, Е.И. Адамян, Е.Б. Колосова; отв. за вып. М.А. Симонова – Москва: РУДН, 2019. – 40 с.
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1.metodlaboratoria-vcht.ru/_ld/3/308_NP_Obrazovanie.pdf,
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В. А. Горского, М: Просвещение, 2014
Гаркуша, И.И. Здравствуй, музей!: интерактивные музейные занятия /И.М. Гаркуша. – Москва : Агентство "Мегаполис", 2014. - 247 с.: цв. Фото
Музей в образовательной организации. Методические рекомендации по созданию и паспортизации / сост.: О.А.Айдарова; ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». – Тамбов, 2016. – 44 с. https://dopobr.68edu.ru/wp-content/uploads/2016/12/музей-вобразовательной-организации.pdf
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/.Емельянов Б.В. - М.,2017.
Приложение 1
Анкета
1. Чему бы ты хотел научиться в кружке «Школьный музей», что ты ждешь от занятий в этом году ____________________________________________________________________
2. В каких мероприятиях, праздниках, интересных делах ты бы хотел принять участие
___________________________________________________________________
3. Как ты думаешь, полученные знания пригодятся тебе в дальнейшей жизни, где ты их сможешь применить ____________________________________________________________________
4. Что ты уже умеешь ____________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета
Дорогой друг! Мне очень важно узнать твоё мнение. Запиши свои размышления в виде окончания предложений.
1. Занятия для меня в этом году
____________________________________________________________________
2.Больше всего мне запомнилось
____________________________________________________________________
3.В этом году я узнал (научился) ____________________________________________________________________
4. На занятиях мне нравится
____________________________________________________________________
5. На занятиях мне не нравится
____________________________________________________________________
6. На будущий год мне хотелось бы
____________________________________________________________________
7.Я думаю, в жизни мне пригодится ____________________________________________________________________
Приложение 3
Творческая карта обучающегося
Ф.И.О.___________________________________
Модуль |
Название работ |
Отзыв о работе (Сложно, легко, интересно, скучно, понравилось или нет) |
Критерии оценки (самооценка, оценка педагога) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
Критерии оценки разрабатываются совместно с детьми:
аккуратность, креативность, отбор материала, качество выполнения, завершённость и т.д. (Оценивание по 10 бальной системе)
Приложение 4
Банк достижений кружковцев
ФИО
|
Количество выполненных работ ( в баллах)
|
Участие в конкурсах участие-1 (балл, победа-3 балла)
|
Участие в мероприятиях кружка (участник -1 балл, организатор- 3 балла)
|
Посещение занятий: 1 занятие -1 балл
|
Итог |
27