Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ДоброРуки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25»
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
«ДоброРуки»
Возраст воспитанников: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Копышева Ольга Владимировна, воспитатель
Северск
Содержание
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Принципы программы
1.4. Планируемые результаты
1.5. Оценивание качества образовательной деятельности.
2.Содержательный раздел
2.1. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
2.2. Содержание программы
2.3. Календарно - тематическое планирование 1 год обучения
2.4. Календарно - тематическое планирование 2 год обучения
3. Организационный раздел.
3.1. Методическое обеспечение.
1.Целевой раздел
Пояснительная записка.
Программа построена на основе природоохранного социально - образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры любви к природе. Обострение экологической проблемы в нашей стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Детский дошкольный возраст является фундаментальным этапом формирования личности и её ценностных установок в отношении окружающего мира. Именно в этот период закладываются позитивные отношения к природе, к миру, созданному человеком, к самому себе и к другим людям. Основной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, с которыми он сталкивается в раннем детстве. Такое отношение основывается на чувственном восприятии природы, эмоциональной связи с ней и знании особенностей жизни, роста и развития живых организмов. Ребёнок должен понимать, как живые существа приспосабливаются к окружающей среде, как они взаимосвязаны в природных сообществах. Полученные в процессе общения с природой знания позволяют ему адекватно оценивать конкретные ситуации, связанные с поведением животных и состоянием растений, и реагировать на них соответствующим образом.
В процессе экологического образования у детей происходит формирование познавательного интереса к окружающей среде, любознательности и творческой активности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО. Наиболее результативны те формы взаимодействия педагога с детьми, которые предусматривают непосредственный контакт с природой. Такой подход способствует не только усвоению экологических знаний, но и приобретению опыта их применения на практике. Формирование осознанно-правильного отношения к природе проявляется в определенных формах поведения ребенка, которые могут служить показателем уровня его экологической культуры. К ним относятся самостоятельные наблюдения, проведение экспериментов, задавание вопросов, стремление поделиться своими впечатлениями и обсудить их, а также выразить их в различных видах деятельности – от игры и творчества до заботы о животных и растениях.
Одним из ключевых направлений государственной политики и консолидации многонационального общества является патриотическое воспитание молодого поколения. Данное направление занимает приоритетное место в российской системе образования, способствуя формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма и готовности к исполнению гражданского долга. Проявление патриотизма также выражается в любви к природе родного края, заботе о его флоре и фауне. Разностороннее экологическое образование способствует развитию этих чувств у молодежи. Целью такого образования является формирование у человека нового экологического мировоззрения, способности осознавать последствия своих действий на окружающую среду и умения жить в гармонии с природой. Природа играет важную роль в народной педагогике. Она не просто среда обитания, но и родная сторона, Родина. Познавая природу своего края, ребенок воспитывает любовь ко всему живому, что способствует решению природоохранных задач.
Таким образом, патриотическое воспитание предполагает воспитание в душах детей и подростков любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами близких и родных людей – соотечественников.
Актуальность программы.
Самые юные жители планеты - дети дошкольного возраста - являются центром внимания для многих взрослых: родителей, родственников, педагогов и соседей. Уровень экологической культуры этих взрослых может развиваться и совершенствоваться посредством практического участия в экологическом воспитании детей. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), задачи дошкольной педагогики направлены на формирование целостной духовно-нравственной личности. Экологическое воспитание является одним из ключевых аспектов этого процесса. Лишь тот, кто искренне любит свою землю и свой родной край, сможет стать истинным патриотом своей Родины. В настоящий момент экологическое воспитание рассматривается как приоритетное направление модернизации дошкольного образования. Именно в этом возрасте закладываются основы осознанно правильного отношения к объектам природы. Понимание этих основ строится на знании особенностей жизни живых существ и их взаимодействия с окружающей средой.
Наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования является организация волонтерской проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа над природоохранными проектами - это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, внести свой вклад в улучшение состояния окружающей среды родного края. Волонтерская деятельность дошкольников может включать в себя: посадку цветов и деревьев, благоустройство и озеленение дворов, помощь животным и птицам, участие в экологических акциях по уборке мусора и загрязнений, пропаганду здорового образа жизни и другие полезные мероприятия.
Новизна программы. Данная программа отличается практической ориентацией, направленной на сохранение окружающей среды. В её основе лежит принцип активного участия детей в природоохранной деятельности и наблюдениях, что способствует развитию у них познавательной активности, самостоятельности и творческого потенциала. Программа также ставит своей целью воспитание у дошкольников чувства ответственности за окружающую среду и формирование экологической культуры. Важной особенностью программы является акцент на формировании целостного восприятия природы и роли человека в ней. Она призвана способствовать популяризации добровольческого участия детей в природоохранных мероприятиях
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: Формирование у детей экологического сознания через природоохранную, волонтерскую деятельность.
Задачи программы:
Образовательные: формирование у детей фундаментальных экологических знаний в доступной форме, способствующих развитию ответственного отношения к окружающей среде. Необходимо также развивать у детей умение прогнозировать последствия своих действий на окружающую среду и расширять их представления о природе родного края, природных явлениях и взаимосвязи человека с природой. Важно поощрять самостоятельность детей в проведении наблюдений, экспериментов и практической деятельности, способствуя обогащению их личного опыта.
Развивающие: стимулировать у детей устойчивый интерес к изучению природы, побуждая их к активному исследованию природного мира, поиску ответов на вопросы, выдвижению гипотез и предположений.
Развитие самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, включая умение формулировать познавательные задачи, использовать различные способы проверки гипотез и применять полученные результаты в различных видах деятельности. Развитие волонтерских навыков. Формирование личностных качеств, таких как ответственность и умение работать в команде.
Воспитательные: воспитание уважения к природе: от слов к действиям. Необходимость воспитывать у детей гуманно-ценностное отношения к природе, помогать им понять её ценность, научить оказывать помощь живым существам и нести ответственность за свои действия. Для этого важно повысить компетентность родителей в вопросах формирования у детей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, а также природоохранной деятельности.
1.3. Принципы программы:
- системный подход к рассмотрению любой темы, вопроса и проблемы с использованием классификации знаний;
- использование интегрирующего подхода в образовательно – воспитательном процессе;
- последовательность в обучении и воспитании;
- преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
- простота и доступность изучаемого материала;
- наглядность при изучении тем и вопросов;
- безопасность в организации и проведении образовательного процесса;
- наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы.
1.4. Планируемые результаты.
В результате реализации программы определяются целевые ориентиры дошкольного образования. Эти ориентиры выражают социально-нормативные возрастные характеристики потенциальных достижений ребёнка.
Дети 5-6лет могут демонстрировать корректное взаимодействие с окружающей средой.
Им необходимо принимать участие в наблюдениях за флорой и фауной, а также делиться полученными знаниями о живой и неживой природе. Важным аспектом является формирование у детей экологического сознания и навыков поведения, соответствующего принципам экологии. Необходимо, чтобы воспитанники получили представление о природном богатстве своего региона, его разнообразии. Им следует проявлять интерес к исследованию природных объектов, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. В ходе образовательного процесса дети должны освоить базовые навыки волонтерской деятельности.
Дети 6-7 лет должны овладеть следующими знаниями и умениями: идентификация представителей животного мира: (умение узнавать и классифицировать животных по видам, обосновывая свой выбор), соотнесение с средой обитания: (понимание взаимосвязи между животными и их средой обитания), описание характерных признаков: знание отличительных особенностей представителей животного мир, эмоциональная отзывчивость: проявление интереса к животным и выражение своего отношения к ним, уход за домашними животными: знание правил ухода за домашними питомцами, взаимосвязь деятельности человека и природы: понимание влияния человеческой деятельности на жизнь животных, птиц и растений.
Помимо этого, дети должны: идентифицировать объекты неживой природы: знать их отличительные характеристики и привести примеры их использования; ориентироваться во времени года: правильно называть времена года и перечислять их в хронологическом порядке, а также знать характерные особенности каждого сезона; понимать взаимосвязь живых организмов с окружающей средой: знать основные группы животных и растений родного края, их среды обитания.
1.5. Оценивание качества образовательной деятельности.
Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности МБДОУ определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая; групповая.
2.Содержательный раздел программы.
2.1. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Категория обучающихся по программе-5-7 лет, воспитанники с ОВЗ.
Срок реализации 2 года.
Форма организации образовательной деятельности групповая, подгрупповая, индивидуальная. Численный состав – 10 человек.
Продолжительность реализации совместной деятельности:
Совместная деятельность проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Совместная деятельность проводится с октября по май. В сентябре, мае осуществляется мониторинг.
Основные занятия проводятся 2 раза в месяц.
2.2 Содержание программы.
Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает 6 блоков:
I блок. Царство растений и мы.
Расширять знания о растительном мире, его многообразии, значение царства растений для человека. Формировать знания о лекарственных свойствах растений. Побуждать детей к природоохранной деятельности. Учить самостоятельно выращивать рассаду для ДОУ и самостоятельно ухаживать за ней.
II блок. Царство животных и мы (человек).
Продолжать знакомство с многообразием животного мира, закреплять и расширять знания об особенностях поведения, повадках в дикой природе и рядом с человеком. Закрепление навыков наблюдения и анализа. Формировать представление, о том, что человек-часть природы и что он должен беречь ее и охранять. Формировать представление о волонтерской экологической деятельности.
III блок. Природные явления и мы (человек)
Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формирование представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. Продолжать формировать навыки эко волонтерства в природе.
IV блок. «Многообразие растительного и животного мира Томской области»
Формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение нашего города, климатические условия, наша область, положение на карте мира, почва, полезные ископаемые. Дается характеристика основных групп животных и растений области, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений лесов, болот, водоемов (водохранилище, реки, озера), луга.
V блок. «Научная лаборатория»
Знакомство с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора; представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины. Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе. Проводится практическая опытно-исследовательская деятельность, дошкольники вовлекаются в постановку и решение экологических проблем.
VI блок. «Знай, люби и сохраняй»
Формирование знаний о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования. Дети продолжают знакомить с правилами поведения в природе воспитанников других групп. Продолжают участвовать в озеленение территории детского сада и города. Продолжают участие в волонтерской деятельности по оказанию помощи зоопарку; учатся привлекать к волонтерской деятельности воспитанников других групп. Рассказывают об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека. У детей продолжают формироваться навыки экологического волонтерства.
2.3. Календарно - тематическое планирование 1 год обучения:
2.4. Календарно - тематическое планирование II год обучения
Период | Тема | Цель |
I блок. Царство растений и мы | ||
сентябрь | Занятие «Природный дом». | Сформировать у детей представление о том, что природный дом есть у каждого растения, животного, человека; это все то, что окружает живые организмы в природе. |
октябрь | Занятие «Растения – наши друзья» | Способствовать обобщению представлений о растениях. Растения - это деревья, кусты, травы. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель). Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь. |
ноябрь | «Лес — это живой организм. Этажи леса». | Формировать представления о том, что лес – среда обитания диких животных, что в лесу есть «этажи», которых лесные жители строго придерживаются, формированию понимания необходимости охранять природу, развивать любознательность, стремление глубже познавать явления природы. |
декабрь | Занятие - беседа «Как растения приспособились зимовать» | Закрепить представление об основных потребностях растений в тепле, свете, влаге, питании, о состоянии условий зимой (света недостаточно, вода и земля замерзли). Конкретизировать и углубить представления о способах приспособления растений к зимним условиям (не растут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые) о том, как помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом). |
январь | Занятие «Путешествие с Севера на Юг». | Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, рассказать о климатических поясах России, дать понятие высокой поясности, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений. Воспитывать бережное отношение к природе. |
февраль | Беседа «Зеленая аптека» | Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. |
март | «Зелёная служба» Айболита | Расширить представление о разнообразии комнатных растений, условиях их жизни в весенний период. Весенний уход за комнатными растениями». |
апрель | «Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность |
май | «Наша клумба» Презентация макета. | Создание макета по озеленению участка (коллективная работа) |
II блок. Царство животных и мы (человек). | ||
сентябрь | Занятие «Подземные жители» | Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде. |
Беседа «Слепые землекопы» | Расширение представлений о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | |
октябрь | Животные, их разнообразие и значение в природе и жизни человека | Расширить знания о разнообразии представителей животного мира, их жизненном пространстве, значении. |
ноябрь | Занятие «Птицы вокруг нас» | Уточнить и расширить представления о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. |
Цикл наблюдений за птицами. | ||
декабрь | Занятие «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Расширение представлений о лесе как о сообществе растений и животных, их приспособленности к жизни зимой. |
январь | Чтение и знакомство с рас-сказами В. Бианки, Р. Киплинга | Привить интерес к содержанию прочитанного. |
| Образовательная ситуация «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Белый медведь занесен в Красную книгу, находится под охраной. |
февраль | Виртуальная экскурсия «Животный мир. Заповедники». | Обобщить знания детей о животных; понимание значимости животных на Земле; повышение экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний; |
март | «Пернатые гости» «День птиц» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. |
апрель | «Кто живет в воде?» | Уточнить знания детей о представителях водного мира, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. |
май | Занятие «Почему не нужно ловить бабочек» | Закрепить представления детей о насекомых, разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного отношения к ним. |
III блок. Природные явления и мы (человек) | ||
Сентябрь | Беседа «Живое и неживое» | Закрепить представление о понятии «живое» и «неживое». Сравнивать живое и неживое по характерным особенностям |
октябрь | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Определение погоды и сезонного состояния живой природы в октябре. Развитие наблюдательности. |
Занятие «Природные явления» | Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду. Расширять представления дошкольников о закономерных изменениях явлений неживой природы, формировать интерес к познанию. Формировать у детей речь, учить формулировать ответы на поставленные вопросы. | |
ноябрь | Занятие «Ветер, ветер, ты могуч…» | Познакомить детей с причинами возникновения ветра, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. |
декабрь | Занятие «Для чего нужна зима» | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной природе. |
Экологическая сказка «Зачем зимой снег» | ||
Школа «Почемучка» «Откуда берется снег», «Нужен ли снег человеку, животным» | ||
январь | Занятие «Зимние явления» | Закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; Закреплять знания о зимних месяцах; Продолжить знакомство со свойствами снега и его строением. Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей. Продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. |
февраль | Занятие | Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе. |
март | Занятие «Весна – красна» | Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формированию и обобщению представлений о труде взрослых в весенний период. |
апрель | «Солнце – большая звезда» | Развивать у детей элементарные представления и экологическую взаимосвязь человека с животным миром. Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. |
май | Создание игр о природных явлениях | Создание лэпбука на основе полученных знаний. |
IV блок. «Многообразие растительного и животного мира Томской области» | ||
сентябрь | Сезонные наблюдения за опавшими листьями. | Познакомить с круговоротом веществ в природе, в частности с превращением опавшей листвы в почву, с ролью в этом процессе живых организмов. |
Рисование «Край, в котором мы живем». | Создать условия для отражения в рисунке представления о городе Северске, как об одном из уголков своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины. | |
октябрь | Экскурсия в парк «Мир природы» | Углубить и расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, показать осенние изменения, происходящие в природе. Развивать у детей внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Воспитывать любовь к своей Родине, бережное отношение к ее культурному и природному наследию. |
Рисование «Деревья и кустарники» | Расширять знания детей о деревьях и кустарниках. Вызывать у детей интерес красоте и разнообразию различных пород деревьев и кустарников осенью. закреплять умение изображать дерево и его части графическими материалами. Воспитывать любовь и уважение к природе. | |
ноябрь | Беседа: «Красная книга Томской области» | Познакомить детей старшего дошкольного возраста с «Красной книгой Томской области»; почему книгу назвали «красной»; узнать причины исчезновения и сокращения численности тех или иных животных, птиц, растений и т. д. ; выяснить как человек может сохранить исчезающие виды. |
декабрь | Красная книга Томской области. Растительный мир. | Продолжать знакомство с объектами растительного мира, занесенными в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений. |
январь | Проект «Животные Красной книги нашего края». | Продолжать знакомство с объектами животного мира, занесенными в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. Презентация проекта |
февраль | ||
март | Занятие «Берегите лес» | Дать детям представление о важности деревьев для существования планеты |
апрель | Образовательная беседа «Перелетные птицы Томской области» | Закреплять знания детей о птицах нашего края ; Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;формировать умение детей отличать птиц от других животных. |
май | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение . |
V блок. «Научная лаборатория» | ||
сентябрь | Занятие по экспериментированию «Живая земля» | Закрепить у детей представления о значении почвы в природе. Упражнять в умении сравнивать, анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний. Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы. |
Опытническая деятельность: 1. «В каком виде почвы вырастет растение?» 2.Как вид почвы лучше пропускает воду? | Формирование представлений о видах почвы и их свойствах | |
октябрь | Экспериментирование на прогулке «Как деревья и растения размножаются? (Летающие семена) | Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Дать знания о том, как путешествуют семена деревьев и кустарников. Подвести детей к пониманию, какое значение имеет распространение семян деревьев и кустарников. |
Занятие «Вот труба, над нею дым» | Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. | |
ноябрь | Экспериментальная деятельность «Птицы и нефть» | Дать детям представление о пагубном влиянии загрязнения водоемов нефтью на водоплавающих птиц. |
декабрь | «Путешествие за капелькой» | Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы связанные с различным состоянием воды: дождь, роса, туман, снегопад, пурга, лед на водоемах и т. д. Уточнить значение воды для жизни растений и животных. |
январь | Мастерская по ремонту книг «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево» Мастер-класс «Бумага своими руками» | Формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, сохранения ее богатства, воспитание бережного отношения к деревьям. |
февраль | Экспериментальная деятельность «Нефтяная речка» | Формирование представления о том, как сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды. |
март | Занятие «Чем богаты недра Земли» | Способствовать развитию представлений о природных богатствах недр Земли: как добывают и используют нефть, уголь, песок, минералы и пр. Формировать умения распознавать некоторые минералы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать |
апрель | Экспериментирование «Развитие растения из семени» | Дать понятие о развитии растения из семени, условиях произрастания, способах ухода за ними; развивать наблюдательность, терпение, любознательность. Воспитывать трудолюбие, любовь и заботу о растениях. |
май | Экологическая игра – занятие «Клуб исследователей природы» | Рассмотреть негативное влияние человека на окружающую среду. Тренировать и умение устанавливать и развивать причинно – следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) – изменение в окружающей среде (последствия) – реакции окружающей среды (результат). Развивать умение формировать коллективное решение, обсуждать проблемы. |
VI блок. «Знай, люби и сохраняй» | ||
сентябрь | Беседа «Что изучает экология». «Как стать юным экологом» | Дать понятие экологии как науки; сформировать представление о том, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о живых существах, создает для них хорошие условия. |
Конкурс творческих работ из природного материала «Красота природы – наше богатство» | Формирование экологического сознания и культуры личности через практическую деятельность. Учить детей, как можно вторично использовать бросовый и природный материал. | |
октябрь | «Кто такие волонтеры?» “Чем занимаются эко волонтеры? | Познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности; формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям; Учить детей правильно вести себя в природе и обществе, учитывая просьбы, желания, потребности других людей, живых организмов. Формировать у дошкольников такие социально - значимые качества личности, как активность, отзывчивость, милосердие, трудолюбие, умение сочувствовать и сострадать. |
Акция «Осенний десант» | Уборка территории детского сада и его окрестностей. | |
ноябрь | Акция «Птицы - наши друзья! Помоги другу!» | Вовлечение детей в творческую практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц. Развитие ответственности за «братьев наших меньших». Воспитание у детей активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельность. Развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы. |
Агитбригада «Покормите птиц зимой». | ||
Декабрь | Акция «Сохраним живую елочку» | Пропагандировать новые экологические традиции при подготовке и проведению новогодних праздников. Воспитывать начало экологической культуры. Вовлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность. |
январь | Акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру!» | Привлечение родителей к проведению акции. |
февраль | Занятие « Жалобная книга природы» Ресурсосберегающая акция «Берегите воду» | Формировать понимание детьми того, что в природе все взаимосвязано, что условия существования растений, животных, человека зависят от воды, поэтому ее надо беречь и охранять. Изготовление агитационных листовок |
март | Акция «Спасем ежика» по сбору батареек | формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Развивать коммуникативные способности; Развивать трудовые умения; Формировать активную жизненную позицию. |
апрель | Акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять» | Пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха. |
май | Акция «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» | Привлечение внимания детей и родителей к проблемам экологии и чистоты окружающей среды в городе, повышение экологической культур, развитие трудовых и коммуникативных навыков детей и взрослых, воспитание любви к малой родине и ответственного отношения к природе. Убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем. |
Акция « Посади своё дерево» | Воспитывать у детей желание участвовать в познавательно-исследовательской деятельности (посадка проросшего жёлудя и уход за ним). |
Нормативная база:
Программа «ДоброРуки», разработанная в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Основная образовательная программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016г.
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методическое пособие. М. «Просвещение» 2014.
«Прогулки в природу». Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.:ил.
Аксенова, З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» М. «Линко-Пресс» 2014.
Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада.» – М.: Мозаика-Синтез, 2014.