Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
- Пояснительная записка
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их как игру. Но любое поражение и победа в игре, создают у ребенка положительную мотивация к формированию у себя определенных свойств характера. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Позволяет обеспечить более комфортное вхождение младшего школьника в учебный процесс, снизить уровень стресса, благотворно влияет как на успеваемость, так и на развитие личности ребенка.
Развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме, поэтому дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы», имеет четко выраженную физкультурно-спортивную направленность. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, терпение, способность к концентрации внимания, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Система шахматных занятий способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Дополнательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности программы «Шахматы» предназначена для воспитания и формирования гармонично развитой личности, обладающей морально-волевыми и физическими качествами, гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации в трудовой деятельности.
Данная программа разработана в соответствии с новыми нормативными документами:
- Федеральным законом от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиНом 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28);
- Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
- Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД- 39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднегообщего образования, образовательных программ среднего профессиональногообразования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, и дистанционных образовательных технологий»;
- Уставом МБУДО «Жирновский ЦДТ»;
- Положением о дополнительном образовании МБУДО «Жирновский ЦДТ»;
Актуальность программы.
Экспериментально было подтверждено, что дети, вовлечённые в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же, шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память. В начальной школе происходит изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена организацию содержательности досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение количества педагогически запущенных детей. Актуальность программы подтверждается возрастающей социальной значимостью шахмат. Об этом можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию важнейших личностных качеств.
Педагогическая целесообразность создания данной общеразвивающей программы обусловлена наличием у детей младшего школьного возраста стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанными с новыми переживаниями, преодолением трудностей и достижением успеха. В младшем школьном возрасте дети ищут новые групповые формы активности, занятий, стараются принадлежать к какой-либо детской общности. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы. Кроме того, шахматы -это уникальный инструмент развития творческого мышления детей.
Программа разработана с учётом основных принципов:
- Принцип природосообразности.. Педагогический процесс и воспитательные отношения строятся согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся. В процессе осуществления воспитательных отношений следовать логике от «простого - к сложному», от
«незнания - к знанию», от «понятного - к непонятному».
- Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса. Данный принцип может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав обучающегосяи уважении к нему.
- Принцип целостности педагогического процесса. Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, а следующий принцип - демократизации - помогает обогатить его содержание.
- Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
- Принцип культуросообразности. Педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую их будущее.
Отличительной особенностью программы является:
- поэтапное освоение младшими школьниками предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
- индивидуальный подход к каждому учащемуся через выбор заданий разного уровня сложности.
Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями.
Адресат программы: программа предусматривает работу с детьми младшего школьного возраста 7-18 лет проявляющими интерес к интеллектуальным развивающим играм, желающими научиться игре в шахматы и совершенствоваться в этом направлении. Для обучающихся по программе специальной подготовки не требуется. Группы формируются от 10 до 30 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации: программа является базовой, рассчитана на реализацию в течение одного учебного года.
Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
В очной форме обучения программа реализуется с учащимися на базе кабинета №8 МБУДО «Жирновский ЦДТ»; При необходимости допускается дистанционная форма обучения с использованием Яндекс телемост»
Режим занятий: занятия проводятся два часа в неделю в период с 01 сентября по 31 августа, общее количество учебных часов –48 часа.
Особенности организации образовательного процесса: Состав группы постоянный, разновозрастной. При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретические и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, разбора партий известных шахматистов, анализа сыгранных ребятами партий; сообщений и проектов по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме –сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению логических задач, игровые занятия с применением компьютерных технологий, турниры(офлайн и онлайн).
- Цели и задачи.
Цель программы: создание условий для успешного личностного и интеллектуального развития учащихся, овладения базовыми навыками техники шахматной борьбы и основами общей шахматной культуры.
Задачи:
·создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
·формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
·воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Предметные:
- познакомить с историей шахмат, с шахматными терминами, шахматными фигурами;
- обучить правилам игры в шахматы;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Личностные:
- развивать дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Метапредметные:
- сформировать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- сформировать навыки самоконтроля, принятия решений для достижения поставленных целей;
- способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;
- научить планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
- Учебный план
№ п/п | Наименование тем | Общее количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | - |
2. | История шахмат | 2 | 1 | 1 | - |
3. | Первоначальные понятия | 5 | 2 | 3 | Шахматный диктант |
4. | Техника матования короля | 4 | 1 | 3 | Дидактические игры и задания |
5. | Шахматная комбинация | 5 | 2 | 3 | Дидактические игры и задания |
6. | Основы дебюта | 4 | 2 | 2 | Дидактические игры и задания |
7. | Основы миттельшпиля | 4 | 2 | 2 | Дидактические игры и задания |
8. | Эндшпиль | 4 | 2 | 3 | Дидактические игры и задания |
9. | Контрольная работа | 2 | - | 2 | Самостоятельное решение задач |
10. | Турниры | 5 | - | 5 | Педагогическое наблюдение |
11. | Анализ партий | 1 | - | 1 | Устный опрос, беседа |
12. | Конкурсы решения задач | 1 | - | 1 | Дидактическая игра и задания |
13. | Сеанс одновременной игры | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение |
14. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, беседа |
15. | Летние соревнования клуба | 6 | 1 | 5 | |
Всего: | 48 | 14 | 34 |
- Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час).
Теория: Введение в программу «Шахматы. Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице.
2. История шахмат. (2час)
Теория: Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Первые чемпионаты.
Практика: Сообщения и презентации о Великих шахматистах мира
3. Первоначальные понятия (5 часов).
Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Начальная позиция фигур на доске.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения..
Шахматные фигуры. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Как начинать шахматную партию. Шах. Мат. Пат. Вечный шах.
Шахматная рокировка и все о ней. Случаи, когда нельзя делать рокировку.
Практика: Дидактические игры и задания
«Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель», игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения), дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Игровая практика.
Контроль: шахматный диктант.
4. Техника матования короля (4 часов).
Теория: Мат разными фигурами - двумя ладьями, ферзём, одной ладьёй, двумя слонами. Типичные матовые финалы. Техника матования одинокого короля.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Практика: Поставить мат друг другу. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих». Игровая практика.
Контроль: дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода», «Сколько стоит?»
5. Шахматная комбинация (5 часов).
Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Практика: Самостоятельно решить задачи с последующим анализом на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика», дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода», «Выигрыш материала», «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.
Контроль: дидактическая игра и задания «Внимание, конь развязался», «Что выгоднее побить?», «Задержи проходные», «Больше, меньше или равно?», «Поймай черную фигуру» и др.
6. Основы дебюта (4 часов).
Теория: Игра на мат с первых ходов. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя Детский мат и защита от него. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Практика: Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя», «Мат в 1 ход», «Поставь детский мат», «Защитись от мата», «Захвати центр», «Выиграй фигуру». Игровая практика.
Контроль: дидактическая игра и задания: «Как бы ты сыграл?»
7. Основы миттельшпиля (4 часов).
Теория: Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Практика: Дидактические задания «Объяви мат в 3 хода», «Выигрыш материала», «Объяви ничью». Игровая практика.
Контроль: дидактическая игра и задания: «Как бы ты сыграл?»
8. Эндшпиль (4 часов).
Теория: Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практика: Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры», «Квадрат», «куда отступить королем», «Путь к ничьей». Игровая практика.
Контроль: дидактическая игра и задания: «Как бы ты сыграл?»
9. Контрольная работа (2 часа).
Контроль: Самостоятельное решение задач, парный турнир.
10. Турниры (2 часов).
Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых закрепляются на практике полученные знания. Классификационные, провести с записью партий, в результате которых определяется чемпион школы по шахматам.
Контроль: педагогическое наблюдение
11. Анализ партий (1 часа).
Практика: Партии, сыгранные учащимися анализируются либо индивидуально, когда другие играют партии, либо в присутствии всей группы с обсуждением.
Контроль: устный опрос, беседа.
12. Конкурс решения задач (1 часа).
Практика: Проводится конкурс решения задач. Поощряются победители. Выполняют задания, используя компьютерную программу: «Шахматная тактика».
Контроль: дидактическая игра и задания: «Как бы ты сыграл?»
13. Сеанс одновременной игры (2 часа).
Практика: Проводится сеанс одновременной игры.
Контроль: педагогическое наблюдение
14. Итоговое занятие (1 час).
Практика: Провести анализ турниров, а также конкурсов решения задач. Определить дальнейшие планы. Вручить призы по итогам года.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа.
15. Летний турнир клуба .
Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых закрепляются на практике полученные знания. Классификационные, провести с записью партий, в результате которых определяется лучший шахматист летнего сезона.
- Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- уметь объяснять шахматные термины;
- знать шахматные фигуры, правила хода и взятия каждой фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
Личностные результаты:
В ходе освоения данной программы у обучающихся будут развиты:
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- критическое отношения к себе и к сопернику;
- способность к воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Метапредметные результаты:
- уметь организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- уметь принимать решения для достижения поставленных целей;
- уметь планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
6. Календарный учебный график программы
Год обучения по программе | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01 сентября | 31 августа | 48 | 48 | 1 час в неделю (сентябрь –август) |
7. Условия реализации программы
Обучение проходит в отдельном кабинете на базе ЦДТ, кабинет №8, г.Жирновск, Волгоградской области».
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Перечень оборудования: шахматные доски с набором шахматных фигур - 1 экземпляр на пару (15 шт)
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий -комплект
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной
нотации -комплект
мешочек для игры «Волшебный мешочек» - 1 шт.
цветные карандаши, фломастеры -10 пачек.
бумага для рисования-2 уп.
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур -1 шт.
шахматные часы -1 экз. на пару.
Информационное обеспечение:
компьютер, видеопроектор, экран,
электронные версии программ
электронный наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии)
Работу по программе осуществляет учитель музыки, обладающим знаниями и навыками обучения игре шахматам Моров Сергей Александрович.
8.Формы контроля.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер, так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора партий, умение играть по всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых логических заданий.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
9. Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы.
№ | Виды контроля | Контролируемые знания, умения, навыки | Форма контроля |
1 | Предварительный контроль | Шахматная доска, шахматные фигуры, их ходы, шахматная нотация, элементы шахматной партии.- | Индивидуально, в ходе шахматного турнира. |
| |||
2 | Текущий контроль | Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. | Индивидуально, в ходе шахматного турнира. |
3 | Промежуточная аттестация | Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. | Индивидуально, в ходе шахматного турнира. |
4 | Итоговая аттестация | Основы шахматной тактики, участие в турнире, использование шахматной литературы. | Индивидуально, в ходе шахматного турнира. |
10. Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
- личностно-ориентированные;
- коммуникативные;
- информационно-коммуникационные; - здоровьесберегающие; - игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.
Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.
В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
11. Список литературы.
Список литературы для педагога
Основная литература:
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
- Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
- Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
- Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
- Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
- Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
Список литературы для обучающихся
- Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2015.
- Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
- Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014.
- Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
- Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
- Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2015.
- Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
- Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
- Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
10.Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 2010.
11.Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chessmaster.net/articles/3.html
Список литературы для родителей
- Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2011.
- Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
- Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
- Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 2013.
- Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 2013.
- Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010.
- Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016.
- Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016.
- Пожарский В. Шахматный учебник. - М.: Феникс, 2014. - 35.
- Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматы: [сайт] URL: http://megachess.net/School/textbook/
Приложение 1.
Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений»
Педагог __________________________________________________
Группа:___________________________________________________
Показатели развития | Фамилия, имя, возраст обучающегося | Примечание | |||||||||
| |||||||||||
Оценка показателей |
| ||||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||||
Знания, представления |
| ||||||||||
Количество |
| ||||||||||
Знание шахматной доски | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Знание шахматных фигур | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Запоминание 15 предметов за 15 секунд (логические игры) | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Форма |
| ||||||||||
Знание всех ходов фигурами | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5 правил невозможности сделать рокировку | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Умение отличать шах от ма- та
| н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Умение отличать мат от шаха | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
6 правил ничейных позиций | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Знание записи шахматных ходов | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Ориентировка в пространстве |
| ||||||||||
Знание всех шахматных линий (диагонали, вертикали, горизонтали) | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Ориентировка во времени |
| ||||||||||
Запоминание расставленных шахматных фигур на доске (логические игры) | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Умения, навыки |
| ||||||||||
Количество |
| ||||||||||
Умения применять правила квадрата | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Умения применять понятия «связка» и применения на практике | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Умения применять понятия «вилка» и применения на практике | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Умения применять понятия «двойной удар» и применения на практике | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Умения применять понятия мат и виды мата и применения на практике | н |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Критерии оценки показателей:
- Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).
- Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).
- Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная активность, сообразительность, оригинальность суждений, осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, критичности, инициативности.
Приложение 2.
Викторина по шахматам
Когда отмечается Международный день шахмат?
а) 22 июня;
б) 20 июля;
в) 10 ноября;
г) 12 декабря.
Что можно сказать о шахматисте?
а) Ходит сидя;
б) Бежит лёжа;
в) Ползает стоя;
г) Плывёт летая.
Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам? а) Дебют;
б) Рашпиль (это напильник);
в) Гамбит;
г) Эндшпиль.
Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?
а) Отобрал корону;
б) Свергнул с трона;
в) Вырвал мантию;
г) Выхватил скипетр.
Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького.
а) Конев;
б) Слонов;
в) Пешков;
г) Королёв.
Кто из российских поэтов жил в Шахматово?
а) Лермонтов;
б) Есенин;
в) Блок;
г) Некрасов.
(С 1981 года Государственный историко-литературный и природный музейзаповедник А. А. Блока.)
Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно популярна в 1972-1991 годах? а) «Пешка»;
б) «Ферзь»;
в) «Королева»;
г) «Ладья».
(«Куин»/Queen – «Королева».)
Из скольких клеток состоит шахматная доска?
а) 32;
б) 64;
в) 81;
г) 100.
Какой шахматной фигуры не существует? а) Пешка;
б) Король;
в) Конь;
г) Дама.
Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку? а) Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.(Так же, как и белые.)
Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии? а) Чёрный король;
б) Чёрная пешка;
в) Белый ферзь;
г) Белый слон.
Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры? а) Конь;
б) Ферзь;
в) Пешка;
г) Слон.
Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию? а) Слон;
б) Ладья;
в) Конь;
г) Ферзь.
Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?
а) Лопатка;
б) Вилка;
в) Ложка;
г) Нож.
В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? а) Ферзь;
б) Король;
в) Конь;
г) Слон.
Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём? а) Проходная;
б) Пробивная;
в) Пронырливая;
г) Козырная.
Как называется середина шахматной партии? а) Миттельшпиль;
б) Гамбит;
в) Цугцванг;
в) Мидлтайм.
Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы?
а) Правой;
б) Левой;
в) Любой;
г) Той, которой сделали ход.
(Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
Назовите самую шахматную республику в составе России. а) Калмыкия;
б) Татария;
в) Карелия;
г) Мордовия.
Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ?
а) «Мы одна семья»;
б) «Весь мир в шахматном порядке»;
в) «Мы все свои в доску»;
г) «Сильнее, хитрее, умнее».
Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона мира?
а) Экс-чемпион;
б) Претендент;
в) Делегат;
г) Кандидат.
К какому виду программ относятся компьютерные шахматы? а) Шутеры;
б) Квесты;
в) Стратегии;
г) Симуляторы.
Кто победил первого чемпиона мира по шахматам? а) Э. Ласкер;
б) А. Алёхин;
в) Х.Р. Капабланка;
г) М. Эйве.
Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам? а) Алёхин;
б) Карпов;
в) Крамник;
г) Смыслов.
Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных?
а) Михаил Таль;
б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;
г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером? а) Гарри Каспаров;
б) Марат Сафин;
в) Владимир Крамник;
г) Руслан Пономарёв.
Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону? а) Борису Спасскому;
б) Тиграну Петросяну;
в) Василию Смыслову;
г) Анатолию Карпову.