Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Общая физическая подготовка»

0
0
Материал опубликован 2 February в группе


Отдел образования администрации города Уварово


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»




Рассмотрена и рекомендована

«Утверждаю»

к утверждению МС Лицея

Директор Лицея

Протокол №4

___________________/Е.В. Уварова/

от «26» августа 2024г.

приказ №124/19 от 01.09.2024




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности



«Общая физическая подготовка»

cтартовый уровень

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 11-17 лет




Автор-составитель:

Платицин Юрий Владимирович

педагог дополнительного образования





г. Уварово, 2024 г.





ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности «Общая физическая подготовка»

3. Сведения об авторе:

Платицин Юрий Владимирович

учитель физической культуры, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:


Нормативная база

-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015;

-Устав МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»

Вид программы

модифицированная

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

физическая подготовка

Направленность деятельности

физкультурно-спортивная

Способ освоения содержания образования

практический

Уровень освоения содержания образования

ознакомительный

Продолжительность обучения

1 год



1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Рабочая программа «Общая физическая подготовка» составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 5-11 классов В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011

В группах секции осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности. Направленность программы: физкультурно-спортивная

Новизна программы

Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья. Развитие общефизических и спортивных качеств ребенка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой. Существуют разные дополнительные программы по физкультурно –спортивному направлению, но многие из них направлены на развитие тех физических качеств, которые необходимы для занятий определенным видом спорта. Данная же программа развивает общие физические качества школьников.

Актуальность программы

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей.


Отличительные особенности программы

В отличие от типовой программы, программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. В программу включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице. Возможность подбора пары для спортивных игр.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка» рассчитана на работу с учащимися в возрасте 10-17лет, как третий час физической культуры для тех детей, которые не посещают спортивные кружки и секции.

Условия набора учащихся

Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Общая физическая подготовка» принимаются учащиеся без отбора, но проявляющие интерес к данному виду деятельности и которые не посещают другие спортивные кружки и секции.

Режим занятий

Время, отведенное на обучение, составляет 36 часа в год, 1 час в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Программа предусматривает 1 год обучения.

Наполняемость групп

Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу принимается не менее 15 человек.

Формы организации занятий

Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований), медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия.

Формы проведения занятий

Основной формой работы на занятиях ОФП является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию.

Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности детей.

Руководитель объединения систематически оценивает реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следит за самочувствием ребят, вовремя замечает признаки утомления и предупреждает перенапряжение, а также в ходе занятий сформируются у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.

При составлении программы учитывалась разная подготовка учащихся.


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель:

- формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом; укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

Основные задачи:

1. обучающие

-обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.)

-формирование знаний об основах физкультурной деятельности

2.развивающие

-развитие физических качеств (выносливость, быстрота, скорость)

3.воспитывающие

-формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни

-воспитание морально-этических и волевых качеств


1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план



Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1

Раздел 1. Введение в программу (2 ч)

1.1.

Введение в программу.

Инструктаж по ТБ на занятиях. Диагностика.

1

1


Наблюдение

диагностика

2

Раздел 2. Легкая атлетика. (21ч)

2.1.

Легкая атлетика

10

2

8

Наблюдение

соревнования


3

Раздел 3. Спортивные игры. (50ч.)

3.1.

Волейбол

8

2

6

Наблюдение

соревнования



3.2.

Баскетбол

12

4

8

Наблюдение

соревнования



3.3.

Настольный теннис

4

1

3

Наблюдение

соревнования



3.4.

Итоговое занятие

1


1

Наблюдение

диагностика


ИТОГО

36

10

26



Содержание учебного плана


1.1 Введение в программу.

Теория: Инструктаж по ТБ на занятиях в секции; система занятий; влияние организма на систематические занятия физической культурой и спортом.

2.1Лёгкая атлетика.


Теория

Бег на короткие дистанции 30- 60 м. Игра «Русская лапта».

Бег в переменном темпе 30- 60- 100 м

Теория

Инструктаж по ТБ.

Практика

Бег в переменном темпе 30- 60- 100 м. Кроссовый бег в медленном темпе до 2 км.

Бег на время 1000м. Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте. Ускорения; бег по повороту; финиш. Бег на время на дистанции 30. 60м. Бег на время на дистанции 100м.Игра «Футбол».

Бег на короткие дистанции 60 м. Игра «Русская лапта». Бег на короткие дистанции 100 м. Бег по пересечённой местности до 2 км. Бег по пересечённой местности 800 м. Бег по пересечённой местности до 4 км. Спортивная игра «Футбол». Бег на средние дистанции повторный. Прыжковые упражнения (разновидности). Бег в переменном темпе 30- 60- 100 м. Кроссовый бег в медленном темпе до 2 км. Бег на время 1000м. Тестирование. Игра «Футбол». Эстафеты с элементами футбола


3.1Волейбол.

Теория

Инструктаж по ТБ. Разъяснение правил игры в волейбол на примере пионербола. Техника приема и передача мяча.

Практика

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после. Игра «Пионербол». Индивидуальное жонглирование сверху и снизу над собой. Приём передача мяча сверху, низу в парах. Приём, передача мяча в парах, тройках. Двух сторонняя учебно-тренировочная игра. Подача мяча нижняя, верхняя. Приём передача мяча сверху, снизу в парах. Приём, передача мяча в парах, тройках. Двух сторонняя учебно-тренировочная игра. Нападающий удар. Блокирование мяча. Учебно-тренировочная игра. Соревнования.


3.2. Баскетбол.

Теория.

Инструктаж по ТБ. Разъяснение правил игры в баскетбол. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите.

Практика.

Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо. Учебная игра. Овладение мячом и противодействия. Отвлекающие приёмы игра по упрощённым правилам. Двух сторонняя игра по упрощённым правилам.

Групповые тактические действия в нападении и защите. Командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя игра по упрощённым правилам. Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо. Учебная игра.


3.3. Настольный теннис.

Теория.

Инструктаж по ТБ. Разъяснение правил игры в теннис. Чередование приёмов игры по заданным квадратам. Чередование и сочетание 2-3 различных приёмов игры по заданным квадратам.

Практика.

Контрудары. Тактика парной игры. Варианты тактики парной игры. Контрольные соревнования по настольному теннису.


3.4.Итоговое занятие. План самостоятельных занятий на лето. Диагностика.


1.4 Планируемые результаты обучающихся:


Учащиеся должны знать:

особенности зарождения физической культуры, историю Олимпийских игр;

общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддерживания достойного внешнего вида;

причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения.


Учащиеся должны уметь:

составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

организовывать и проводить самостоятельные занятия;

уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

По итогам реализации программы «ОФП» ожидаются следующие результаты.

1. Личностные:

развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;

развитие мотивации познавательных интересов;

развитие самооценки собственной творческой деятельности;

творческое самоопределение и самоутверждение в процессе конкурсного движения.

2. Предметные: формирование начальных компетенций учащихся в области физической культуры.

3. Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

соотнесение известного и неизвестного;

планирование;

оценка;

способность к волевому усилию.

Познавательные универсальные учебные действия:

формулирование цели;

выделение необходимой информации;

структурирование;

выбор эффективных способов решения;

рефлексия;

анализ и синтез;

сравнение.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

умение вырабатывать навыки адекватной самооценки


2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ОФП» для учащихся начинается с 1сентября и заканчивается 31мая. Количество учебных недель – 36.

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

Продолжительность и количество занятий в неделю: 1 раза в неделю по 1 часа.

Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре - январе, в мае.

Формы проведения промежуточной аттестации:

- личные достижения;

- опрос;

- тестирование;

- соревнование.


2.2.Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение программы


-спортивная форма и обувь на каждого ученика

-спорт инвентарь: маты, мячи (баскетбольные, футбольные, теннисные, малые), гимнастические палки, шведская стенка, бревно, обручи, гимнастические скамьи, кегли, скакалки, ракетки для тенниса и бадминтона, воланы, футбольные ворота

-технические средства обучения (телевизор, видео, проектор)

-физкультурный зал (зал 30 на 20,палубный, деревянный пол, разметка, стены ровные, без выступов, температура воздуха 16-18 градусов, достаточное освещение, вентиляция, шумоизоляция, достаточное количество спортивного оборудования), спортивный стадион.


Кадровое обеспечение

Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе « Баскетбол» должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности, связанной с физической культурой. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.


2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Способы проверки результатов

усвоение знаний (опрос, тестирование)

устойчивость интереса к предмету (опрос, индивидуальная беседа, коллективная рефлексия, анкетирование)

достижения (контрольные испытания ,тесты, участие в соревнованиях)

физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование.


Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем объединения на основе требований уровня физической подготовленности учащихся.


2.4. Оценочные материалы

Программа мониторинга

Критерии мониторинга: Высокий, средний и низкий уровень.

Планирование работы   по общей физической подготовки, основанное с учетом только самочувствия ребенка, его отношения к происходящему и интуиция педагога не может дать хороших результатов. Необходимо вносить коррективы в планы работы, опираясь также на показатели объективных измерений.

Осуществляя контроль за общей физической подготовленностью детей, посещающих кружок дополнительного образования «ОФП», целесообразно проводить испытания по предлагаемой ниже тестовой программе дважды в течение учебного года: (на первом занятии и на последнем).

Предлагаемые детям двигательные тесты сравнительно просты, однако, учитывая возрастные особенности испытуемых, необходимо, чтобы дети заблаговременно освоили контрольные упражнения достаточно хорошо, чтобы при тестировании основное внимание было направленно на достижение результата.

Учитывая психологические особенности дошкольников, тестирование проводится в форме состязаний, в игровой форме. Такая обстановка вызывает у детей показать свой лучший результат. Перед каждым тестовым упражнением детям даются пробные попытки.


Контрольные нормативы

Для оценки общей физической подготовленности детей посещающих спортивно – оздоровительный кружок «ОФП».


Нормативы для оценки результатов в челночном беге на 3 х 10 м. (с.) (ловкость)

мал. низкий средний высокий

> 11,8 < 11,0 < 10,7

дев. низкий средний высокий

> 12,0 < 11,5 < 10,8

Для оценки результатов в прыжке в длину с места (в см) (сила ног)

мал. низкий средний высокий

< 110 см. > 130 см. > 140 см.

дев. низкий средний высокий

< 100 см. > 120 см. > 130 см.

Для оценки результатов броска набивного мяча на расстояние, см.

(м. 1 кг.) (сила рук).

мал. низкий средний высокий

< 200 см. > 250 см. > 300 см.

дев. низкий средний высокий

< 190 см. > 230 см. > 280 см.

 Гибкость. Наклоны туловища вперед, стоя на скамейке, см.

мал. низкий средний высокий

< 4 см. > 6 см. > 8 см.

дев. низкий средний высокий

< 5 см. > 7 см. > 10 см.


2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы и приемы проведения занятий:

Словесные (рассказ, объяснения, указания)

Наглядные (показ, демонстрация иллюстраций, фильмов, кинокольцовок, просмотр соревнований, демонстрация пособий: схемы, таблицы)

Практические (опробование упражнения, самостоятельное выполнение, соревнования)

Основы обучения:

Вводное занятие. План работы объединения. Правила поведения на занятиях и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.

Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий.

Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам упражнений. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина - основа безопасности во время занятий ОФП. Возможные травмы и их предупреждения.

Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах упражнений.

Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Подвижные игры. Спортивные игры. Лёгкая атлетика.

Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.


В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.

Учебно-методическое обеспечение программы

Структура типового занятия:

Подготовительная часть (разминка) – построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ.

Основная – основные упражнения каждого вида спорта, гимнастика, игры.

Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление, самомассаж.

Занятия по ОФП различны по своим задачам:

1. Занятия по ознакомлению с группой

2. Занятия по изучению нового материала

3. Повторение и закрепление пройденного материала

4. Занятия по изучению нового материала

5. Занятия смешанного характера


2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ДЛЯ ПЕДАГОГА


1.Белоусова В.В. Воспитание в спорте. М. 2008г.

2. Былеева Л.Л. Подвижные игры. М. 2005г.

3.Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М. 2010г.

4. Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010г.

5.Детские подвижные игры. Сост. В.И.Гришков. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002

6.Добровольский В.К. Физическая культура и здоровье. М. 2000г.

7.Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения, М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.

8. Куколевский Г.М. Советы врача спортсмену. М. 2004г.

9. Лыхов В.И. Судейство соревнований по легкой атлетике. М. 2008г.

10.Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – ХI классов, Москва, «Просвещение», 2011 г.

11.Торабрин И., Чумаков А. Спортивная смена. М.2000г.

12. Уваров В. Смелые и ловкие; «Филин» М. 2009г


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, М. 2006

2.Каганов Л.С. Развиваем выносливость. – М.,2000

3.Ловейко И.Д.Формирование осанки у школьников. - М.,2000.

4.Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний.- М.,2005.

5.Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика.- Ростов - на - Дону,2002.

6.Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. – М.,2006

7.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей – М.: Новая школа, 2004

8.Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 2000.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Баршай В.М. Активные игры для детей. – М.,2001

2. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. – М.,2001

3.Воликова Т.В. Режим дня в жизни школьников. – М.,2009

4.Ковалева Е. Игры на свежем воздухе для детей и взрослых – М.,2007

5.Красикова И. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия. – Сп-б.,2010



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации