Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол» спортивно-оздоровительной направленности

0
0
Материал опубликован 14 December в группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 56»


«Принята»


«Утверждаю»

На заседании педагогического Совета

Директор МБОУ» СОШ № 56»

Протокол № 1 « 30 » августа 2024 г

______________ Т.П.Галынская


приказ № ____ « 30 »августа 2024 г





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Футбол»

спортивно-оздоровительной направленности

Возраст: 8-12 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель: Коротких Надежда Анатольевна,

учитель физической культуры























Курган

2024 г.



Содержание:

1

Паспорт программы

2

Пояснительная записка

3

Содержание программы

4

Планируемые результаты

5

Учебный план

6

Календарный учебный график

7

Оценочные материалы

8

Формы аттестации

9

Организационно-педагогические условия

10

Методические материалы

11

Рабочая программа










































ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ФИО автора

Коротких Надежда Анатольевна

Наименование учреждения

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №56»

Название программы

«Футбол»

Объединение

«Футбол»

Тип программы

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Направленность

физкультурно - спортивная

Образовательная область

физическая культура

Вид программы

модифицированная

Возраст учащихся

8-12 лет

Срок обучения

1 год

Объём часов

36ч. в год

Уровень освоения программы

Базовый

Цель программы

Формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта «футбол».

С какого года реализуется программа

2024г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «Футбол» по спортивной игре футбол разработана на основе Федеральной образовательной программы начального общего образования от 18.05.2023г.

Дополнительное образование призвано способствовать формированию здорового образа жизни детей, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, их самосовершенствованию, познанию и творчеству, достижению уровня спортивных успехов. Футбол – самая популярная и доступная игра, которая является эффективным средством физического воспитания, содействует всестороннему физическому, интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья, привлечению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, их личностному и профессиональному самоопределению. Футбол позволяет обучающимся понимать принципы взаимовыручки, проявлять волю, терпение и развивать чувство ответственности. В процессе игры формируется командный дух, познаются основы взаимодействия друг с другом. Футбол – командная игра, в которой каждому члену команды надо научиться выстраивать отношения с другими игроками. Психологический климат в команде играет определяющую роль и оказывает серьезное влияние на результат. Футбол дает возможность выработать коммуникативные навыки, развить чувство сплочённости и желание находить общий язык с партнером, а также решать конфликтные ситуации. Систематические занятия футболом оказывают на организм обучающихся всестороннее влияние: повышают общий объём двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.

Играть в футбол можно практически целый год на свежем воздухе и летом, и зимой, поэтому обучение должно способствовать ощущению радости от физической активности. А участие обучающихся в разных соревнованиях по футболу как внутри образовательного учреждения, так и между другими командами в родном городе и в других городах своей страны пробудит стремление у детей к путешествиям, изучению других мест культурного наследия, радости от общения со сверстниками и как следствие решение главных задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Новизной и актуальностью данной программы является одна из основных задач в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил обучающихся, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка обучающихся, которая предусматривает:

-     содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;

-     повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе подготовки;

-     подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игры и морально-волевыми качествами обучающихся;

-     подготовку и выполнение нормативных требований.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет. В группу принимаются все желающие, без специального отбора.

Форма занятий: Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Режим занятий:1 час в неделю.

Цель программы: 

формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта «футбол».

Задачи программы:

Образовательные:

формирование общих представлений о виде спорта «футбол», его возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся;

ознакомление и обучение физическим упражнениям общеразвивающей и корригирующей направленности посредством освоения технических действий в футболе;

ознакомление и освоение знаний об истории и развитии футбола, основных понятиях и современных представлениях о футболе, его возможностях и значениях в процессе развития и укрепления здоровья, физическом развитии обучающихся;

обучение двигательным умениям и навыкам, техническим действиям в футболе в образовательной деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности и при организации самостоятельных занятий по футболу;

Развивающие:

всестороннее гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности;

развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся, обеспечение культуры безопасного поведения средствами футбола;

укрепление их физического, нравственного, психологического и социального здоровья, обеспечение культуры безопасного поведения средствами футбола;

развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к физической культуре средствами футбола.

Воспитательные:

воспитание социально значимых качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в игровой деятельности средствами футбола;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами футбола;

популяризация футбола среди подрастающего поколения, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способность к занятиям футболом, в школьные спортивные клубы, футбольные секции и к участию в соревнованиях.


СОДЕРЖАНИЕ


1.Вводное занятие. История зарождения футбола, как вида спорта, в мире и в Российской Федерации. Легендарные отечественные и зарубежные игроки, тренеры. Достижения сборных команд страны по футболу на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. Футбольный словарь терминов и определений. Состав футбольной команды, функции игроков в команде, роль капитана команды. Правила безопасности и культура поведения во время посещений соревнований по футболу, правила поведения во время занятий футболом.

Футбол, как средство укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств. Правила личной гигиены во время занятий футболом.

Требование к спортивной одежде и обуви, спортивному инвентарю. (2ч)

2.Правила подбора физических упражнений в футболе. Комплексы упражнений для развития различных физических качеств футболиста. (1ч)

3.Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися.

Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий футболом: сознательность, смелость, выдержка, решительность, настойчивость. (1ч)

4.Комплексы специальных упражнений для совершенствования технических действий игрока. Комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений с мячом и без мяча. Техника передвижения и специально-беговые упражнения. (1ч)

5.Комплексы специальных упражнений для развития физических качеств, технических приемов и упражнений на частоту движений ног. (4ч)

6.Индивидуальные технические действия:

техника владения футбольным мячом: ведение мяча ногой – внутренней частью подъема, внешней частью подъема, средней частью подъема, внутренней стороной стопы. (1ч)

7.Индивидуальные технические действия:

развороты с мячом – подошвой, внешней стороной стопы, внутренней стороной стопы. (2ч)

8.Индивидуальные технические действия:

удары по мячу ногой – внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней частью подъема. (1ч)

9.Индивидуальные технические действия:

остановка мяча ногой – подошвой, внутренней стороной стопы. (1ч)

10.Индивидуальные технические действия:

обманные движения («финты») – «остановка» мяча ногой, «уход» в сторону. (2ч)

11. Тактические взаимодействия:

Принципы формирования защиты. Формирование линии, расстояния между игроками в линии.

В нападении - кресты, забегания, смещения (в исполнении трех и более игроков).

В защите - формирование линии защиты и умение сохранять линию обороны. Упражнения на сохранение линии при изменении направления атаки в открытой игре.

Игровые упражнения в парах, в тройках и тактические действия (в процессе учебной игры и соревновательной деятельности).

Комбинации защиты (слева от центра, справа от центра, в центре). (11ч)

Правила футбола. Правила судейства футбола. Правила безопасности в соревновательной деятельности по футболу. (1ч)

12. Учебная игра. (6ч)

13. Контроль (2ч)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Содержание программы по футболу направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

У обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:

проявление патриотизма, чувства гордости, уважения к Отечеству через знания истории о достижениях сборных команд страны по футболу на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх и современного состояния развития футбола в Российской Федерации;

проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности на принципах доброжелательности и взаимопомощи, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях, дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных целей;

понимание установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по футболу.

У обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:

формирование способности понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств и способов её осуществления;

умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных способов решения задач средствами футбола в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, соотносить двигательные действия с планируемыми результатами в футболе, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий;

умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических приёмов футбола;

умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

У обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:

-понимание о роли и значении занятий футболом, как средством укрепления здоровья, закаливания, развития физических качеств человека;

-соблюдение правил личной гигиены, безопасного поведения во время занятий футболом и посещений соревнований по футболу, требования к спортивной одежде и обуви, спортивному инвентарю для занятий футболом;

-формирование навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием, показателями физического развития и основных физических качеств;

-организация самостоятельных занятий футболом, подвижных игры специальной направленности с элементами футбола со сверстниками;

-выполнение комплексов общеразвивающих и корригирующих упражнений, упражнений на развитие быстроты, ловкости, гибкости, специальных упражнений для формирования технических действий футболиста;

-выполнение различных видов передвижений: бег, прыжки, остановки, повороты с изменением скорости, темпа и дистанции в учебной, игровой и соревновательной деятельности;

-выполнение индивидуальных технических приемов владения мячом: ведение, развороты, удары по мячу ногой, остановка и (или) прием мяча, обманные движения («финты»);

-выполнение тактических комбинаций: в парах, в тройках и тактических действия (в процессе учебной игры и соревновательной деятельности);

-выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической подготовленности, технической подготовки обучающихся;

-умение излагать правила и условия подвижных игр, игровых заданий, эстафет; участие в учебных играх и фестивалях в уменьшенных составах, на уменьшенной площадке, по упрощенным правилам;

-участие в соревновательной деятельности на внутришкольном, районном, муниципальном, городском, региональном, всероссийском уровнях;

-проявление волевых, социальных качеств личности, организованности, ответственности в учебной, игровой и соревновательной деятельности;

-проявление уважительных отношение к одноклассникам, культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей в учебной и игровой деятельности на занятиях футболом.


5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа рассчитана на 36 часов в год. Завершением освоения программы является промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация представлена выполнением контрольных упражнений и определением уровня физической подготовленности и общего развития обучающихся на конец учебного года и сравнением сдвига результатов.


6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Занятия по программе проводятся в течение учебного года (включая осенние, весенние каникулы), что составляет 36 часов в год (1 занятие в неделю).

Учебные год

каникулы

02.09.2024-30.05. 2025г.

зимние

30.12.2023-09.01.2025

Промежуточная аттестация запланирована на 26 мая 2024 года


7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Промежуточная аттестация проводится согласно Положению о промежуточной аттестации обучающихся. Аттестация проводится в виде: сдачи нормативов. По итогам аттестации определяется уровень освоения программы (высокий, средний, низкий) и в журнал учета рабочего времени педагога заносятся результаты.

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения

 

Юноши

Девушки

Скоростные качества

Бег на 30 м. с высокого старта не более 5,6 с

Бег на 30 м. с высокого старта не более 5,8 с

Бег на 30 м. с хода не более 5,2 с

Бег на 30 м. с хода не более 5,4 с

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места не менее 165 см

Прыжок в длину с места не менее 150 см

Тройной прыжок не менее 410 см

Тройной прыжок не менее 380 см

Прыжок в высоту без взмаха рук не менее 17 см

Прыжок в высоту без взмаха рук не менее 13 см

Сила

Подтягивание на перекладине не менее 1 раза

-

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа не менее 11 раз

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа не менее 8 раз



Упражнения оцениваются по 5-бальной системе, после подсчетов выставляется уровень освоения программы согласно таблице:



 

Юноши

Девушки

Высокий уровень

30-35 баллов

25-30 баллов

Средний уровень

22-29 баллов 

18-24 балла

Низкий уровень

21 и ниже

17 и ниже


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Контрольные упражнения по технике для обучающихся, возраст 8-12 лет


Обучающиеся

Жонглирование

Передачи мяча в цель,

кол-во раз

Удары по воротам на точность, кол-во раз

Удары по воротам 2 × 6 м после ведения мяча

«Слалом», сек

Девочки

2-3

2-3

2-3

2-3

24-27

Мальчики

3-4

2-3

2-3

2-3

21-22



Практические тесты

1. Жонглирование, состоящее из простого подбития мяча, внутренней частью стопы и головой. Оценка состоит из среднего арифметического результатов трех способов.

2. Удары по воротам. Ученик выполняет 5 ударов левой и 5 – правой ногой по воротам шириной 1,5 м. Расстояние до ворот – 8 м.

3. Передачи мяча в цель. Испытание включает 10 передач (5 раз левой и 5 раз правой ногой, внутренней частью стопы) в квадрат со стороной 4 или 5 м с расстояния: дети – 15 м (квадрат 5 × 5 м).

4. Удары по воротам 2 × 6 м после ведения мяча. Выполняется 5 ударов левой ногой в левую половину ворот и 5 – правой ногой в правую половину ворот с расстояния – 10 м.

5. Удары по воротам после подачи. Выполняется прицельный удар в указанный сектор ворот мяча, брошенного рукой учителя. Надо выполнить 5 ударов левой ногой в правый верхний сектор ворот и 5 – правой ногой в левый нижний сектор ворот (глядя с положения вратаря). Удары выполняются с расстояния– 4 м.

6. Футбольный «слалом». Ведение мяча по коридору длиной 40 м с обозначенными флажками. Оценивается время преодоления всей дистанции.

7. «Слаломное» ведение мяча с ударом по воротам. Ведение мяча между пятью флажками, установленными через 2 м, затем выполнение удара по воротам (в указанную тренером половину) с расстояния– 10 м. Перед ведением ученик принимает ногой брошенный учителем мяч в квадрате 3 × 3 м. Удары по воротам размером 2 × 6 м выполняются по 5 раз левой и правой ногой.

8. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Специфика деятельности дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся. Освоение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией обучающихся.

Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка достижений обучающихся, проводимая педагогом дополнительного образования. Текущий контроль включает: входной, тематический, контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (портфолио).

Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (год). Формами промежуточной аттестации является тестирование физических качеств и уровня технической подготовленности обучающихся.

Цель тестирования – определение исходного уровня физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Занятия проводятся в спортивном зале или на спортивном стадионе педагогом дополнительного образования. Обучающиеся обеспечиваются для занятий необходимым спортивным инвентарем и оборудованием.

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ

Методические материалы

разработка тем программы;

описание отдельных занятий;

слайды, презентации по темам;

видеоматериалы по темам;

иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

наглядные пособия;

методическая литература для учителя;

Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря:


Ворота для мини-футбола

Табло игровое

Насос для накачивания мячей с иглой

Жилетки игровые

Сетка для хранения мячей

Конус игровой

Мячи футбольные № 4, 5



Список литературы:

Для педагога

1.Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1986. – 144 с., ил.

2.Г А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам).

3.Юный футболист. Учебное пособие для тренеров / Под общей редакцией А. П. Лаптеева, А. А. Сучилина. М. 1983.


Для обучающихся

 

1. Хилл P.P. Регби. Пособие для учителей, тренеров, игроков/Р.Р. Хилл. Веллингтон, Новая Зеландия, 2017. -178 с.

2. Филин В.П. Основы юношеского спорта/В.П. Филин, Н.А. Фомин. -М.: ФиС, 2020.-255 с.

3. Спортивные игры. Техника, тактика, методика, обучение./Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. -M.:Academia, 2020.-520с.



Ссылки на онлайн-ресурсы для изучения правил футбола для обучающихся:

Дистанционное обучение/Футбол/ https://www.kemdussh5.ru/

Комплекс упражнений для развития техники футбола https://yadi.sk/i/HW17EzAwQT42_w



Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры:

Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/9/9/


Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. http://school-collection.edu.ru


Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru/



11. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. История зарождения футбола, как вида спорта, в мире и в Российской Федерации. Легендарные отечественные и зарубежные игроки, тренеры. Достижения сборных команд страны по футболу на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. Футбольный словарь терминов и определений. Состав футбольной команды, функции игроков в команде, роль капитана команды. Правила безопасности и культура поведения во время посещений соревнований по футболу, правила поведения во время занятий футболом.

1


1

2

Футбол, как средство укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств. Правила личной гигиены во время занятий футболом.

Требование к спортивной одежде и обуви, спортивному инвентарю.

1


1

3

Правила подбора физических упражнений в футболе. Комплексы упражнений для развития различных физических качеств футболиста.

1


1

4

Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися.

Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий футболом: сознательность, смелость, выдержка, решительность, настойчивость.

1


1

5

Комплексы специальных упражнений для совершенствования технических действий игрока. Комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений с мячом и без мяча. Техника передвижения и специально-беговые упражнения.


1

1

6-9

Комплексы специальных упражнений для развития физических качеств, технических приемов и упражнений на частоту движений ног.


4

4

10

Индивидуальные технические действия:

техника владения футбольным мячом: ведение мяча ногой – внутренней частью подъема, внешней частью подъема, средней частью подъема, внутренней стороной стопы.


1

1

11-12

Индивидуальные технические действия:

развороты с мячом – подошвой, внешней стороной стопы, внутренней стороной стопы.


2

2

13

Индивидуальные технические действия:

удары по мячу ногой – внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней частью подъема.


1

1

14

Индивидуальные технические действия:

остановка мяча ногой – подошвой, внутренней стороной стопы.


1

1

15-16

Индивидуальные технические действия:

обманные движения («финты») – «остановка» мяча ногой, «уход» в сторону.


2

2

17

Тактические взаимодействия:

Принципы формирования защиты. Формирование линии, расстояния между игроками в линии.


1

1

18-19

Тактические взаимодействия:

В нападении - кресты, забегания, смещения (в исполнении трех и более игроков).


2

2

20-21

Тактические взаимодействия: В защите - формирование линии защиты и умение сохранять линию обороны. Упражнения на сохранение линии при изменении направления атаки в открытой игре.


2

2

22-23

Имитация защиты уходом (вправо, влево, назад). Упражнения для защитников. Выполнение по пять-шесть комбинаций от места розыгрыша мяча (слева от центра, справа от центра, в центре) с акцентом развития атаки в центре (краю веера).


2

2

24-26

Игровые упражнения в парах, в тройках и тактические действия (в процессе учебной игры и соревновательной деятельности).


3

3

27

Комбинации защиты (слева от центра, справа от центра, в центре).


1

1

28

Правила футбола. Правила судейства футбола. Правила безопасности в соревновательной деятельности по футболу.

1


1

29-30

Контроль


2

2

31-36

Учебная игра.


6

6

Итого

5

31

36







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации