Методическая разработка-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивная направленность «Футбол»
Отдел образования Администрации Советского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО Советской ДЮСШ _____________Трегуб Б.В. Приказ от «30» августа 2023г. № 127 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивная направленность
Уровень программы:__базовый
Вид программы:__типовая__
Уровень программы:_разноуровневая___
Возраст детей: от 6 до 8 лет
Срок реализации:__1 год (416 часов)_
Разработчик: тренер-преподаватель,
Авсецин Алексей Васильевич
ст.Советская
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр.3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК стр.5
2.1 Учебный план стр.5
2.2 Календарный учебный график стр.6
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ стр.43
3.1 Условия реализации программы стр.43
3.2 Формы контроля и аттестации стр.44
3.3 Планируемые результаты стр.44
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ стр.46
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ стр.49
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.50
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ стр.51
Приложение 1 стр.51
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в физическом воспитании обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Отличительные особенности программы
Новизна данной программы заключается в том, что учебно-тренировочный процесс строится с учетом закономерностей роста и развития каждого обучающегося, в процессе ее реализации обучающиеся получают возможность сформировать правильную осанку, совершенствовать координацию движений, ловкость быстроту и гибкость. Групповая форма работы учащихся на занятии позволяет ребятам избавиться от излишней стеснительности, позволяет обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движений, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкую и дружную команду. Программа создана на основе курса обучения игре в футбол.
Цель - обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений учащихся.
Задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма;
привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол;
освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;
участие в соревнованиях по футболу;
изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
Характеристика программы
Направленность физкультурно-спортивная, по содержанию является спортивно-оздоровительной, по форме организации кружковая.
Тип программы общеразвивающая.
Уровень освоения базовый.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная образовательная программа «Футбол» рассчитана на 1 учебный год в объеме 416 часов.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчёта 4 раза в неделю по 2 академических часа с десятиминутной переменой. Время занятия – 40 мин. Перерыв между занятиями 10 мин. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Тип занятий
Традиционный – вводное занятие, инструктаж; изучение нового материала; формирование умений и навыков; закрепление и развитие знаний, умений и навыков; практическая работа; комбинированное занятие; повторительно-обобщающее занятие; контрольное занятие (сдача контрольных нормативов).
Нетрадиционный (занятие – игра; видеопрактикум)
Форма обучения очная.
Адресат программы
Дополнительная образовательная программа предназначена для учащихся в возрасте 9-15 лет.
Наполняемость группы 15 человек
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный планТаблица 1
Учебный план
№ п/п | | Количество часов | Форма контроля, аттестации | ||||||
Теория | Практика | Всего | |||||||
Раздел 1 | |||||||||
1.1 | Основы знаний. Теоретическая подготовка. | 6 | 2 | 8 | Беседа, практическое занятие | ||||
Раздел 2 | |||||||||
2.1 | Общая физическая подготовка | 10 | 120 | 130 | практическое занятие | ||||
2.2 | Техническая подготовка | 0 | 135 | 135 | практическое занятие | ||||
Раздел 3 | |||||||||
3.1 | Специальная подготовка | 2 | 44 | 44 | практическое занятие | ||||
3.2 | Тактическая подготовка | 0 | 58 | 58 | практическое занятие | ||||
Раздел 4 | |||||||||
4.1 | Примерные показатели двигательной подготовленности | 0 | 2 | 2 | практическое занятие | ||||
4.2 | Учебные и тренировочные игры | 0 | 35 | 35 | практическое занятие | ||||
4.3 | Прием контрольных нормативов по физической и технической подготовке | 0 | 4 | 4 | практическое занятие | ||||
Итого: | 18 | 398 | 416 | |
Содержание учебного плана
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний обучающихся о собственном организме, гигиенических требованиях, избранном виде спорта, о возможностях человека.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и другие необходимые действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по футболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности обучающихся.
Выполнение задач обучения зависит от подбора подходящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения.
Таблица 2
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивного направления
«футбол»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| История возникновения футбола. | 2 | вторник с 16-00 до 17-30 | вводное занятие, беседа-лекция | футбольное поле, спортзал | - | |
| История возникновения футбола. | 2 | | беседа-лекция | футбольное поле, спортзал | - | |
| Техника безопасности на занятиях по футболу. | 2 | | инструктаж | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Техника безопасности на занятиях по футболу. | 2 | | инструктаж | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Техническая подготовка Обучение передаче мяча. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучение остановке мяча. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучение остановке мяча. | 2 | | контрольное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучение остановке мяча. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучения передаче мяча | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучения передаче мяча | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучения передаче мяча | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучения передаче мяча | 2 | | занятие - игра | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучение основным элементам техники передвижений. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег - остановка | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег - остановка | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег – остановка - поворот | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег – остановка - поворот на 180 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег – остановка - поворот на 180 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег – остановка - поворот на 180 - ускорение | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег – остановка - поворот на 180 - ускорение | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Прыжок с поворотом - ускорение. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Прыжок с поворотом - ускорение. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Прыжок с поворотом - ускорение. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Прыжок с поворотом - ускорение. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Прыжок с поворотом - ускорение. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Прыжок с поворотом - ускорение. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег лицом вперед - поворот на 1800 - бег спиной вперед - поворот –скоростной рывок. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег лицом вперед - поворот на 1800 - бег спиной вперед - поворот –скоростной рывок. | 2 | | контрольное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Остановка выпадом после бега. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Остановка выпадом после бега. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Остановка выпадом после бега. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Остановка выпадом после бега. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег от одного ориентира к другому с остановкой. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег от одного ориентира к другому с остановкой. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег в среднем темпе, приставным, скрестным шагом. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег в среднем темпе, приставным, скрестным шагом. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Бег в среднем темпе, приставным, скрестным шагом. | 2 | | контрольное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удар по неподвижному мячу с места и разбега. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удар по неподвижному мячу с места и разбега. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удар по неподвижному мячу с прямого разбега. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удар по неподвижному мячу с прямого разбега. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удар по неподвижному мячу с прямого разбега. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удар по неподвижному мячу с прямого разбега в парах. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передачи мяча партнеру с 2-3 шагов разбега. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передачи мяча партнеру с 2-3 шагов разбега. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передачи мяча партнеру с 2-3 шагов разбега. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10м | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10м | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10м | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удары в цель по мячу, катящемуся сбоку, навстречу (после передачи партнером) | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Удары в цель по мячу, катящемуся сбоку, навстречу (после передачи партнером) | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах, двигаясь параллельно линии поля | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах, двигаясь параллельно линии поля | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Совершенствование навыков остановке мяча | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Совершенствование навыков остановке мяча | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Совершенствование навыков остановке мяча | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Совершенствование навыков остановке мяча | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучение остановки мяча бедром. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучение остановки мяча бедром. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучение остановки мяча бедром. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обучение остановки мяча бедром. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по прямой линии в ходьбе и медленном беге. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по прямой линии в ходьбе и медленном беге. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по коридору шириной 1м, поочередно левой - правой ногой. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по коридору шириной 1м, поочередно левой - правой ногой. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по кругу | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по кругу | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча змейкой | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча змейкой | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча змейкой | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по «восьмерке» | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по «восьмерке» | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча по «восьмерке» | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча в челночном беге | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча в челночном беге | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча в челночном беге | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение мяча в челночном беге | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение и передача мяча | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение и передача мяча | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение и передача мяча | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ведение и передача мяча | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Эстафеты с ведением мяча и обводкой опорных стоек | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Эстафеты с ведением мяча и обводкой опорных стоек | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Эстафеты с ведением мяча и обводкой опорных стоек | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Эстафеты с ведением мяча и обводкой опорных стоек | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Выбивание мяча ударом ногой | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Выбивание мяча ударом ногой | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Выбивание мяча ударом ногой | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Выбивание мяча ударом ногой | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Выбивание мяча ударом ногой | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ловля катящегося мяча вратарем | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ловля катящегося мяча вратарем | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ловля катящегося мяча вратарем | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ловля катящегося мяча вратарем | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ловля катящегося мяча вратарем | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ловля катящегося мяча вратарем | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Ловля катящегося мяча вратарем | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча во встречных колоннах | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча во встречных колоннах | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча во встречных колоннах | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча во встречных колоннах | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча во встречных колоннах | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча во встречных колоннах | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в треугольнике со сменой мест. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в треугольнике со сменой мест. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в треугольнике со сменой мест. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в треугольнике со сменой мест. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в треугольнике со сменой мест. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в треугольнике со сменой мест. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Передача мяча в парах. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Индивидуальные тактические действия игрока Игра 1*1 | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Индивидуальные тактические действия игрока Игра 1*1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Индивидуальные тактические действия игрока Игра 1*1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Индивидуальные тактические действия игрока Игра 1*1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Индивидуальные тактические действия игрока Игра 1*1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Индивидуальные тактические действия игрока Игра 1*1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Индивидуальные тактические действия игрока Игра 1*1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 2 против одного | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 2 против одного | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 2 против одного | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 2 против одного | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 2 против одного | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 2 против одного | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра 3 против одного в одни ворота | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра 3 против одного в одни ворота | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра 3 против одного в одни ворота | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра 3 против одного в одни ворота | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра 3 против одного в одни ворота | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против двух. Игра два против двух | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против двух. Игра два против двух | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против двух. Игра два против двух | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против двух. Игра два против двух | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против двух. Игра два против двух | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против двух. Игра два против двух | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против двух. Игра два против двух | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против двух. Игра два против двух | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра два против двух с ударом по воротам. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра два против двух с ударом по воротам. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра два против двух с ударом по воротам. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра два против двух с ударом по воротам. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра два против двух с ударом по воротам. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра два против двух с ударом по воротам. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Игра против трех с ударом по воротам | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обманные движения (финты). | 2 | | изучение нового материала | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Обманные движения (финты). | 2 | | закрепление знаний, навыков | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Учебная игра. | 2 | | повторительно-обобщающее занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия | |
| Сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке | 2 | | комбинированное занятие | футбольное поле, спортзал | Практические занятия |
Материально-техническое оснащение
Спортивный зал.
Спортивный инвентарь: мячи, ворота и др.
Раздевалка для обучающихся.
Футбольное поле.
Наличие специальной формы.
Наглядные пособия и методические разработки, специальная литература.
Кадровое обеспечение
тренер-преподаватель;
высокий профессиональный уровень педагога;
грамотное методическое изложение материала;
личный выразительный показ педагога;
преподавание от простого движения к сложному;
целенаправленность, доступность, систематичность, регулярность учебного процесса;
позитивный психологический климат в коллективе.
Формой подведения итогов считать сдачу контрольных нормативов.
Контрольно-переводные нормативны
Эффективность решения задач учебных занятий во многом зависит от выбора контрольно-нормативных требований, который наряду с планированием являются важнейшей функцией управления тренировочным и соревновательным процессами. Контроль охватывает все стороны подготовленности футболистов.
Контроль за уровнем физической подготовленности осуществляется в процессе проведения педагогического тестирования, которое предусматривает оценку стартовой и дистанционной скорости, прыгучести и выносливости.
После проведения тестирования и получения определенных результатов перед тренером встает задача их оценки и интерпретации. Для возможности сопоставлять данные разных тестов, выраженные в различных единицах измерения, удобно пользоваться относительными оценками уровня развития того или иного физического качества в баллах.
Наиболее эффективной системой оценки уровня физической подготовленности является 10-бальная пропорциональная шкала. При помощи бальных оценок легко перевести результат в очки, сумма которых может служить показателем интегральной оценки уровня физической подготовленности.
В соответствии с суммой баллов, набранной обучающимися, в зависимости от количества выполненных тестов проводится градация физической подготовленности по семи уровням.
Предметные
1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе;
2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол.
Учащиеся получат представление:
1. об особенностях зарождения, истории футбола;
2. о физических качествах и правилах их тестирования;
3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятии футболом и правила его предупреждения;
4. уметь организовать самостоятельные занятия футболом, а также, с группой
товарищей;
5. организовывать и проводить соревнования по футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.
Учащиеся научатся:
1. выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
2. владеть тактико - техническими приемами футбола;
3. знать основы судейства.
Личностные
В конце обучения учащиеся получат развитие таких личных качеств как: трудолюбие, гуманность, порядочность, бережное отношение к окружающему миру; умение работать в команде; чувство ответственности, дисциплины; умение уважать чужое мнение.
Метапредметные
По итогам обучения детьми будет развита открытость, общественная активность, стремление к самореализации; избавление от излишней стеснительности, от комплекса «взгляд со стороны».
Для развития физических способностей у учащихся на каждом занятии предусмотрены соответствующие задания.
В работе с футболистами 8-12 лет не предусматривается четкая периодизация учебно-тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе (в годичном цикле), т.к. основная направленность тренировки – обучающая.
Реализация годовой схемы распределения спортивных нагрузок осуществляется в рамках тренировочных и межигровых микроциклов.
К тренировочному циклу относится короткий промежуток времени, который преимущественно применяется в подготовительном периоде. Основная цель – обеспечить повышений тренированности и развитие «спортивной формы». В межигровых микроциклах занятия варьируются между двумя состязаниями. Основной задачей является повышение достаточного уровня тренированности, совершенствование технико- тактического мастерства и обеспечение наилучшей подготовленности к следующей игре.
Структура построения микроциклов зависит от многих факторов:
- конкретных задач на данный период тренировки,
- особенностей этапов и периодов подготовки,
- состояния «спортивной формы» игроков,
- технико-тактической подготовленности,
- необходимости повторно применять разнонаправленные упражнения
при оптимальной связи между ними,
- общего режима деятельности,
- климатических условий.
Наиболее существенным и объективным фактором является взаимодействие процессов утомления и восстановления, которые развертываются в организме обучающихся и обуславливают чередование нагрузки и отдыха, а также изменение величины и характера нагрузок в микроцикле.
В микроциклах и макроцикле необходимо учитывать следующие общие принципы:
- повторность применения нагрузок,
- постепенность повышения нагрузок,
- волнообразность распределения нагрузок.
С физиологической точки зрения принцип повторности основывается на необходимости повторных воздействий для соответствующих изменений и перестроений в органах и системах. С педагогической – только повторностью обеспечивается становление и совершенствование необходимых умений и навыков.
Так как воздействие каждого последующего тренировочного занятия «наслаивается» на «следы» предыдущего, то повторность должна быть оптимальной и гарантировать восстановление и рост работоспособности. В группах старших возрастов периодически допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления. Во время последующего обязательного отдыха, возможно, получить мощный подъем работоспособности.
Примерная схема расположения материала в трех видах комплексных занятий.
1. Комплексное занятие, решающее задачи физической, технической и тактической подготовки.
Подготовительная часть
1. Упражнения общей разминки.
2. Упражнения специальной разминки.
Основная часть
1. Упражнения на быстроту и ловкость (без мяча и с мячом)
2. Упражнения на совершенствование технических приемов.
3. Технико-тактические упражнения.
4. Двухсторонняя игра или упражнения на выносливость.
Заключительная часть
1. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.
2. Упражнения на ловкость и гибкость.
2. Комплексное занятие, решающее задачи физической, технической и тактической подготовки.
Подготовительная часть
1. Общеразвивающие упражнения.
2. Упражнения на ловкость и гибкость.
Основная часть
1. Изучение нового технического приема.
2. Упражнения на быстроту.
3. Совершенствование технических приемов без единоборства и с применением сопротивления противника.
4. Совершенствование технико-тактических приемов в учебной игре.
Заключительная часть
1. Подвижная игра («Охотники и утки» или «Мяч по кругу»)
2. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.
3. Комплексное занятие, решающее задачи физической, технической и тактической подготовки.
Подготовительная часть
1. Различные беговые упражнения.
2. Упражнения с мячом в парах и больших группах.
Основная часть
1. Изучение новых технических приемов.
2. Изучение индивидуальных и групповых тактических действий.
3. Игровые упражнения на воспитание тактического взаимодействия.
4. Совершенствование технико-тактических действий в двухсторонней
игре.
Заключительная часть
1. Медленный бег, ходьба.
2. Упражнения на внимание и равномерное дыхание.
Особенности проведения учебно-тренировочных занятий в различных возрастных группах.
Спортивно-оздоровительные группы (СОЭ) – 6-16 лет.
Задачи – укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в физическом развитии, обучение основам техники, индивидуальной и групповой тактики.
Подготовка юных футболистов характеризуется широким применением различных способов и методов тренировок, а также упражнений из других видов спорта (плавание, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры), где используется игровой метод.
На этом этапе не надо планировать занятия со значительными физическими и психологическими нагрузками, которые допускают использование однообразного и монотонного обучающего материала. Во время обучения технике игры следует ориентироваться на использование необходимого количества различных подготовительных упражнений. Надо стабилизировать технику движения и добиваться формирований стойких двигательных навыков. В это время у юных обучающихся закладывается разносторонняя техническая база – такой подход является предпосылкой для последующего технического совершенствования.
Это положение распространяется также на последующие два этапа многолетней подготовки. На этапе начального обучения можно привлекать юных обучающихся к соревнованиям по общей физической подготовке, вспомогательным видам спорта по упрощенным правилам и выполнение контрольных упражнений для этой возрастной группы.
За период обучения по программе учащиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется диагностическими методиками. Согласно нормативным документам по дополнительному образованию, диагностика проводится посредствам сдачи контрольных нормативов: Тестирование уровня физической подготовленности:
бег 30м с высокого старта;
челночный бег 7х50м;
прыжок в длину с места;
бег по ломаной кривой 30м.
Тестирование уровня специальной подготовленности:
ведение мяча 30м с обводкой стоек;
челночный бег с мячом;
удар по неподвижному мячу на дальность;
жонглирование мячом (ногами и головой).
Дополнительными средствами контроля являются участие в различных соревнованиях, промежуточный и итоговый контроль.
Диагностика по программе включает: начальную, промежуточную, итоговую. Начальная диагностика проводится при приеме детей и в начале учебного года. Промежуточная диагностика проводится в середине года (декабрь). Итоговая – при окончании программы.
Методическая литература:
1. Футбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва,: / М.А Годик, Г.Л. Борознов, Н.В. Котенко -[текст] Российский футбольный союз, Издательство : Советский спорт , 2011г.
2.Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. – М.:Советский спорт, 2010. – 336 с.
3. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.: Олимпия; Человек,2007. [1 этап (8–10 лет) – 111 с.; 2 этап (11–12 лет) – 204 с.; 3 этап (13–15 лет) – 310 с.; 4 этап – 165 с.].
4.Тунис Марк. Психология вратаря. – М.: Человек, 2010. – 128 с.
5.Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – М.: Человек, 2010. –176 с.
6.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.; ФиС, 1989
7.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных обучающихся. 1984
8.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО «ИздательствоАстрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. -863с.
9. Программа Г. А.Колодницкого, В. С.Кузнецова, М. В. Маслова. Внеурочная деятельность. Футбол. - Москва, «Просвещение», 2011
10. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. - М.: ФиС,1978.
11. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. - М.: ФиС, 1985.
12. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС, 1980.
Интернет ресурсы:
Министерство спорта РФ www.minsport.gov.ru
Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/
Кировская областная федерация футбола http://www.kirovfootball.ru/
Управление по физической культуре и спорту
Кировской области
http://www.oblsport.kirov.ru
Российский футбольный союз http://www.rfs.ru/
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП
ФУТБОЛ
Нормативы | возраст | ||||||||||
8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | 18 лет | |
Общая физическая подготовка | |||||||||||
Бег 30 м (сек) | 6,0 | 5,6 | 5,3 | 5,1 | 4,9 | 4,7 | 4,6 | 4,4 | 4,3 | 4,2 | 4,1 |
Бег 300 м (сек) | | | 60,0 | 59,0 | 57,0 | | | | | | |
Бег 400 м (сек) | | | | | | 67,0 | 65,0 | 64,0 | 61,0 | 59,0 | 58,0 |
6-минутнный бег | | | | | 1400 | 1500 | | | | | |
12-минутный бег | | | | | | | 3000 | 3100 | 3150 | 3200 | 3250 |
Прыжок в длину с места (см) | 150 | 155 | 160 | 170 | 180 | 200 | 220 | 235 | 240 | 250 | 255 |
Тройной прыжок в длину с места (см) | | | 450 | 460 | 520 | 560 | 600 | | | | |
Пятикратный прыжок (м) | | | | | | | | 12,0 | 12,5 | 13,0 | 13,5 |
|