Дополнительная программа личностного развития учащихся дошкольного возраста «Скоро в школу»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
личностного развития учащихся дошкольного возраста
«Скоро в школу»
социально-педагогической направленности
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа личностного развития учащихся дошкольного возраста «Скоро в школу» (далее – программа) по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь учащегося с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к родной культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Как показывают педагогические исследования, большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательными для родителей становятся школы (центры, отделения, комплексы) раннего развития дошкольников. Такие комплексы привлекательны для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность посещать в одном месте занятия по различным направлениям. Это позволяет выявить наклонности детей и в дальнейшем продолжить их обучение в коллективах. Это способствует формированию положительной мотивации, облегчает последующую адаптацию ребенка.
Актуальность данной программы состоит в том , что она предназначена для учащихся в возрасте от 5 до 7 лет. Творческое объединение посещают учащиеся, не посещающие дошкольное учреждение , численность таких детей возрастает по разным причинам (болезнь, низкий материальный уровень семьи, и ряд других причин). Но как бы ни разнообразны были в социальном отношении семьи, имеющие таких детей, они объединены общей проблемой - проблемой организации полноценного развития и содержательного общения детей. Так же творческое объединение посещают учащиеся посещающие дошкольные учреждения. Данная дополнительная общеобразовательная программа актуальна и востребована, так как нацелена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся данного возраста ( по объективным причинам не посещающих детский сад), в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном, физическом развитии.
Педагогическая целесообразность. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим. Особенностью содержания программы является то, что материал, предложенный для учащихся, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Программа предполагает гибкое построение образовательной деятельности в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия учащихся и развитие их способностей. Работа в творческом объединении осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Реализация целей и задач осуществляется через освоение детьми практически ориентированных знаний и навыков, которые в той или иной мере даѐт каждый входящий в программу раздел. Программа включает в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного развития ребенка данного возраста. К ним относятся: игровая, продуктивная (изобразительная), восприятие музыки и движения под музыку, двигательная активность, познавательно-исследовательская деятельность, развивающие упражнения, элементарная математика. Все эти виды деятельности, охватывая несколько направлений развития, вводят ребенка в культурный мир, в конечном итоге образовывая его как активного, культурного субъекта деятельности
Возраст учащихся
Программа рассчитана на детей 5 – 7 летнего возраста
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Общий объем реализации программы – 136 часов
Формы и режим занятий
Формы организации занятий следующие: фронтальная работа с демонстрационным материалом, практическая работа, дидактическая игра, моделирование и разрешение проблемных ситуаций, викторины.
Занятия проводятся по 3 часа 1 раз в неделю с перерывом 10 – 15 минут между учебными часами (продолжительность учебного часа равна 30 мин.).
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Цель данной программы: - всестороннее развитие личности учащегося старшего дошкольного возраста посредством включения его в различные виды деятельности.
Основные задачи программы:
Задачи:
Обучающие: научить решать простые задачи ,закрепить умения ориентироваться в пространственных и временных отношениях, закрепить представление учащихся о свойствах геометрических фигур, умение отличать их и правильно называть, научить писать графические диктанты, сформировать навыки правильного пользования шариковой ручкой, простым и цветными карандашами.
Развивающие: способствовать развитию слуховой и зрительной памяти, мелкой моторики рук, грамотной речи , способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов), содействовать развитию познавательной активности дошкольников, развивать сообразительность, смекалку, логическое и наглядно-образное мышление, способствовать успешной адаптации ребенка к новой социальной среде, способствовать формированию положительной мотивации к обучению.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету математика, способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям: Здоровье, Добро, Родина, Творчество, Труд. воспитывать общую культуру дошкольников, воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, формировать коммуникативные качества: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, культуру поведения в коллективе.
Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы:
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я- концепциии самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Учащийся научится:
- распознавать место звука в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы педагога по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге
Учащийся получит возможность научиться:
-устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени
и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить
спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
- Открытое занятие:
- Беседы
- Контрольное задание
- Практические задания
- Олимпиада
- Отчѐтная выставка
- Праздник
Структура программы
Программа дополнительного образования «Скоро в школу» ориентирована на учащихся от 5 до 7 лет. Её использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности творить и строить педагогический процесс по модели субъектного взаимодействия с учащимся на основе педагогической диагностики.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|
Раздел 1. «Я учу звуки и буквы» |
17 |
17 |
34 |
Раздел 2. «Математические ступеньки» |
17 |
17 |
34 |
Раздел 3. «Зелёная тропинка» |
17 |
17 |
34 |
Раздел 4. «Секреты художественного мастерства» |
17 |
17 |
34 |
136 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел «Я учу звуки и буквы»
Учебно - тематический план
№ |
Раздел |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
В мире звуков и букв. |
1 |
1 |
2 |
2. |
Я учу звуки и буквы |
15 |
15 |
30 |
3. |
Путешествие в страну Литературию |
1 |
1 |
2 |
17 |
17 |
34 |
Решает вопросы практической подготовки учащихся к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь учащегося словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у учащихся стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у учащихся интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у учащихся уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес учащихся к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука. Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать учащихся чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
— правильно произносить все звуки;
— проводить классификацию звуков по их произношению;
— проводить классификацию печатных букв по их элементам;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— уметь ориентироваться на странице тетради.
В мире звуков и букв. Наша речь (2ч.) Знакомство.Мир общения. Для чего мы говорим? Слово в общении. Рассказ в картинках. Мир полон звуков. Для чего нужны звуки?
Я учу звуки и буквы (30 ч.) Звук [а]. Буквы А, а. Предложение. Звук [о]. Буквы О, о. Слово. Звук [у]. Буквы У, у. Схема слова. Звук [ы].Буква ы. Звук [и]. Буквы И, и. Ударение. Звуки [н],[н]. Буквы Н, н. Твѐрдые, мягкие согласные звуки. Звуки [м],[м]. Буквы М,м. Звонкие согласные звуки. Звуки [т],[т].БуквыТ, т. Глухие согласные звуки. Звуки [к],[к]. Буквы К, к. Звуки [р],[р]. Буквы Р, р. Звуки [л],[л]. Буквы Л, л. Звуки [в],[в]. Буквы В, в. Парные согласные звуки. Звуки [с],[с]. Буквы С, с. Звуки [п],[п]. Буквы П, п. Звуки [з], [з]. Буквы З, з. Звуки [б],[б]. Буквы Б, б. Звуки [д],[д]. Буквы Д, д. Звук [й]. Буквы Й, й. Буквы, обозначающие два звука. Звуки [а], [й а]. Буквы Я, я. Звуки [г],[г]. Буквы Г, г. Звук [ч]. Буквы Ч, ч. Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Шипящие согласные звуки. Звук [э]. Буквы Э, э. Звуки [э],[й э]. Буквы Е, е. Звуки [о], [й о]. Буквы Ё, ѐ. Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Звуки [х],[х]. Буквы Х, х. Звуки [у],[й у]. Буквы Ю, ю. Буквы Ц, ц. Звуки [ф],[ф]. Буквы Ф, ф. Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного. Звук [щ]. Буквы Щ, щ. Обобщающее занятие.
Путешествие в страну Литературию (2 ч.) Путешествие в страну Литературию. Диагностика на конец года.
Раздел «Математические ступеньки»
Учебно - тематический план
№ |
Раздел |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Признаки предметов (размер, цвет, форма) Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа |
6 |
6 |
12 ч |
2. |
Цифры и числа от 0 до 9.Число 10. Цифра и число 0. Сложение и вычитание чисел |
11 |
11 |
22 ч. |
34 |
Направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Планируемые результаты:
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже и т. д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
- проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.)
Признаки предметов (размер, цвет, форма). Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа (12 ч.)
Вводное занятие. Знакомство.Инструктаж по ТБ.
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше — меньше, длиннее — короче, такой же по длине, выше — ниже, шире — уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу. Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Временные представления: раньше — позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени
Цифры и числа от 0 до 9.Число 10. Цифра и число 0. Сложение и вычитание чисел. (22ч.)
Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счёт, его отличия от счёта количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.). Десяток. Счёт десятками. Равенство, его обозначение в математике. Знак « = ». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки « + », «-»). Целое и часть. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка — инструмент для вычерчивания отрезка. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие:
внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибки» и др.);
воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);
памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);
мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).
Раздел «Секреты художественного мастерства».
Учебно - тематический план
№ |
Раздел |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Работа с различными материалами и их основными свойствами |
9 |
8 |
17 |
2. |
Конструирование |
8 |
9 |
17 |
17 |
17 |
34 |
Программа готовит учащихся к восприятию различных конструкций предметов; знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами. Важнейшими задачами программы являются развитие творческих способностей детей, обучение их аналитическим действиям, привитие культуры труда.
Программа закладывает основы самостоятельного обслуживания ребенком самого себя, воспитывает чувства взаимопонимания, ответственности, добросовестности
Основная цель курса – заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
Важнейшими задачами курса являются:
- подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;
- обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей; делить части на составляющие детали; анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
- ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления довести начатое дело до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе; воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей;
- привитие навыка культуры труда.
Планируемые результаты:
- определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение;
- конструировать по условию, по замыслу из готовых деталей;
- владеть приемами лепки;
- соблюдать правила культуры труда.
- соблюдать чистоту, подметать пол, протирать пыль.
Работа с различными материалами и их основными свойствами (17ч.)
Вводное занятие. Знакомство с работой ТО. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилином, бумагой, фольгой; с готовыми природными формами: шишками, сухими веточками, соломой, плодами, семенами деревьев и кустарников, травянистых растений, глиной и др.
Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции.
Конструирование (17 ч.)
Конструирование по образцу, рисунку, по заданиям, по условиям, замыслу, с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше, столько же), по их форме.
Использование различных видов деятельности:
- разметка: на глаз, сгибание;
- обработка: выполнение приемов лепки - разминание, раскатывание и др. (глина, пластилин); резание (бумага); разравнивание, сминание, накручивание (фольга);
- сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага, фольга); завязывание на два узелка, бантом (нитки, шнурок); витье (из ниток); плетение (полоски бумаги и др.);
- отделка: раскрашивание (глина, бумага); аппликация (бумага, природные материалы, бечевка); украшение рисунком (глина, бумага).
Технологические операции выполняются ручными инструментами (гладилка, карандаши, линейка, стека, ножницы, кисточка для клея, игла) и приспособлениями (наперсток, тряпочка, подкладной лист, подставка для кисточки).
Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля - умение сравнивать свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческое отношения к труду.
Раздел «Зелёная тропинка»
Учебно - тематический план
№ |
Раздел |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Солнце и Луна |
1 |
2 |
3 |
2. |
Чудесный мир растений и грибов |
6 |
6 |
12 |
3. |
Наши друзья животные |
5 |
5 |
10 |
4. |
Круглый год |
2 |
2 |
4 |
5. |
Окружающий мир и наша безопасность |
3 |
2 |
5 |
17 |
17 |
34 |
Включает в себя следующее:
Звёзды, Солнце и Луна .
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.
Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений.
Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.
Методическое обеспечение программы
Механизм оценки результатов освоения программы:
- наблюдение за учащимися, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста.
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
- итоговая диагностика: тесты для определения готовности ребёнка к обучению в школе.
Список литературы
Федосова Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. Просвещение,2015
Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе « Преемственность». Подготовка к освоению программ « Школа России» и « Перспектива». Учитель,2017
Глаголева Л.В. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2017. (Предшкольная подготовка)
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2017.
Лутцева Е. А. «Секреты художественного мастерства». Просвещение, 2017.
Плешаков. А. А. Зелёная тропинка. Пособие для детей 5–7 лет. Просвещение, 2017.
Бурдина С.В. Проверяем знания дошкольников. Тесты для детей. 7 лет в 2-х частях. Киров. Вятка,2017.
Приложение:
Программа "Скоро в школу"
КТП "Я учу звуки и буквы"
DOC / 83 КбПрограмма "Скоро в школу"
КТП "Зелёная тропинка"
DOCX / 18.62 КбПрограмма "Скоро в школу"
КТП "Секреты мастерства"
DOCX / 18.53 КбПрограмма "Скоро в школу"
КТП "Математические ступеньки"
DOC / 85 Кб