12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихонова Юлия Александровна51
Педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ "Солнышко" с. Весело-Вознесенка Ростовской области
Россия, Ростовская обл., с. Весело-Вознесенка
1

Программа психологического сопровождения позитивного личностного и социального развития детей старшего дошкольного возраста «Игра в себя»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Солнышко» с. Весело-Вознесенка







Программа

психологического сопровождения позитивного личностного и социального развития детей старшего дошкольного возраста

«Игра в себя»













Педагог-психолог

Тихонова Юлия Александровна


Анализ результатов исследования особенностей личности и социальных отношений детей старшего дошкольного возраста показал, что около 35 % детей в контрольной группе и 40% испытуемых в экспериментальной группе имеют те или иные психологические проблемы. Такие дети склонны к фрустрациям, нецелесообразным страхам, в большинстве случаев у них возникают тревожные состояния, агрессия, закомплексованность в общении, заниженная самооценка. Дальнейшая работа проводилась с детьми из экспериментальной группы.

Психологическое неблагополучие, как правило, может являться причиной трех типов поведения:

Излишняя эмоциональность, неуравновешенность, проявляющиеся такими аффективными реакциями, как приступы гнева, истерики, необоснованная обида.

Негативное восприятие общения, которое отражается в нежелании посещать детский сад, поддерживать и строить коммуникативные связи, основанное на неудовлетворенности от общения со сверстниками и их отношении к ребенку, выбравшему подобную линию поведения.

Беспокойство, причиной которого являются различные страхи, тревожность.

В связи с выявленными в результате исследования с помощью проективных методик нарушений у детей старшего дошкольного возраста, была составлена программа позитивного личностного и социального развития «Игра в себя». Данная Программа включает в себя 3 раздела: «Играем со Страхом и Тревогой», «Играем с Гневом», «Играем друг с другом», каждая из которых имеет четко определенные цели и задачи, и направлена на коррекцию и развитие тех или иных особенностей ребенка. Программа «Игра в себя» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной категории.

Каждый раздел программы представляет собой комплекс занятий, основой которых являются игровые упражнения и игры, нацеленные на формирование личностных качеств: эмоционально-волевых, самооценки, коммуникативных навыков, устранения негативных реакций; а также на развитие определенных психических процессов. Уровень сложности выполнения заданий повышается с переходом от одного занятия к другому. Вместе с тем, в рамках одного занятия, сложные игровые упражнения сменяются более простыми, и наоборот. Длительность каждого занятия, состоящего из нескольких частей, не превышает 30 минут, что соответствует психологическим, физическим и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В зависимости от индивидуальных возможностей, а также условий проведения занятий, их регламент может изменяться. Следует отметить, для упражнений на релаксацию подбирается определенное музыкальное сопровождение.

Цель программы: создание условий для позитивного личностного и социального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Актуализировать представления детей о внутреннем мире человека, а также его месте в окружающем пространстве

Стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Стимулировать развитие навыков проявления чувств и эмоций социально-приемлемыми способами

Способствовать снятию напряжения, посредством психофизических, игровых упражнений, творческой самореализации

Активизировать творческие способности детей

Стимулировать повышение уровня самооценки и гармоничную адаптацию детей в социуме.

Для эффективной реализации программы используются такие формы и методы, которые позволят детям понять содержание занятий, а также смоделировать проблемные ситуации в процессе игры.

Основной формой работы является проведение групповых тренингов. Однако, при возникновении необходимости, проводится индивидуальная работа (консультации, занятия).

Методы, применяемые в ходе реализации программы, достаточно разнообразны:

Арт-терапия – рисование, работа с масками, песочная анимация

Сказкотерапия

Игровая терапия – сюжетно-ролевая игра, психодрама, игровые задания и упражнения

Телесно-ориентированная терапия – релаксация, аутотренинг, элементы психогимнастики, приемы саморегуляции

Проигрывание проблемных ситуаций с различными вариантами их разрешения

Использование элементов дискуссии

Невербальные способы выражения эмоционального состояния (рисование, танцевальные движения, театрализованные мини-постановки).

Занятия программы «Игра в себя» имеют следующую структуру:

Приветствие. Представляет собой ритуал, состоящий из определенных слов и действий, повторяющийся от одного занятия к другому.

Разминка. Состоит из упражнений, активизирующих познавательные процессы и способствующих формированию позитивного эмоционального фона.

Основная часть. Включают в себя игровые упражнения и задания, соответствующие тематике занятия.

Рефлексия. Подведение итогов занятия, самоанализ.

Релаксация.

Ритуал прощания.

Регламент организации и проведения занятий:

Длительность занятия не более 30 минут.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Этапы и темы занятий могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Занятия проводятся в группе из 6-8 человек. Количество детей должно быть четным, так как некоторые игры и упражнения рассчитаны на работу в парах.

Во время проведения занятий, дети располагаются по кругу на стульях, либо на мягком ковре, либо за круглым столом. Такое расположение способствует отрытому общению, взаимопониманию и эффективному взаимодействию.

На каждом занятии следует фиксировать актуальный, в настоящее время, эмоциональный опыт каждого участника тренинга, избегая вопросов и замечаний, которые могут блокировать данное переживание или заставить обратиться к прошлому опыту.

Преимущество на занятии отдается совместной деятельности детей.

Группа формируется по итогам диагностического обследования. По результатам психологического сопровождения, также проводится диагностика, с целью изучения динамики и выявления необходимости проведения дальнейшей работы.

Занятия проводятся в кабинете психолога, в котором создана специальная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая комфортные условия для реализации программы, с учетом эстетической и функциональной составляющей организации пространства. В период реализации программы наполняемость кабинета трансформируется по трем направлениям:

«Сегодня» - материал, необходимый для занятия в настоящий момент.

«Вчера» - материал, освоенный на предыдущем занятии.

«Завтра» - материал, с которым предстоит ознакомиться.

Программа «Игра в себя» предполагает взаимодействие с педагогами, которым предоставляются методические рекомендации по организации работы с детьми, тематические игры и пособия для более эффективного освоения полученного, во время занятий, опыта.

Важной составляющей достижения положительных результатов в период реализации программы является работа с родителями, которая проводится в следующих направлениях:

Консультирование – предоставление информации об особенностях ребенка, выявленных в результате исследования, причинах их проявлений, рисках, связанных с ними.

Детско-родительские тренинги - обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком, в процессе которых можно решать следующие задачи:

Осознание позиции и роли родителя

Снижение уровня тревожности

Повышение самооценки

Формирование навыков решения проблемных семейных ситуаций

Определения стиля эффективного взаимодействия в семье

Развитие способности учитывать потребности друг друга


Раздел 1. «Играем со Страхом и Тревогой»

Необходимость разработки данной части программы «Игра в себя» обусловлена выявленными у детей, в результате исследования, таких личностных нарушений как заниженная самооценка, высокий уровень тревожности, наличие страхов, излишняя напряженность, замкнутость в поведении.

Одним из факторов обострения чувства тревоги у ребенка являются высокие требования со стороны педагогов или родителей, провоцирующие возникновение ситуации неуспеха. Дисбаланс реальных возможностей и требований приводит ребенка в состояние постоянного беспокойства, которое приводит к появлению тревожности.

Наличие у детей страхов свидетельствует о психологическом неблагополучии, нервном истощении, некорректном поведении родителей, по отношению к ребенку, наличии конфликтных ситуаций в кругу семьи.

Данный раздел программы «Игра в себя» направлен на профилактику проявления различных страхов и тревожности у детей дошкольного возраста, а также на устранение уже имеющихся нарушений.

Цель: психологическое сопровождение тревожных детей и детей, имеющих страхи разнообразной этиологии.

Задачи:

Снижение уровня тревожности

Повышение самооценки, формирование уверенности в себе

Актуализация чувства страха, осуществление контроля над объектом страха

Активизация психологического тонуса

«Играем со Страхом и Тревогой» - комплекс занятий, рассчитанный на 10 встреч, 1-2 раза в неделю с группой не более 15 человек состоящий из следующих этапов:

Развлекательный – 1 занятие. Игры и упражнения, направленные на объединение группы, создание благоприятной психологической атмосферы.

Коррекционно-развивающий – 8 занятий. Профилактика и коррекция личностных нарушений, развитие эмоционально-волевой сферы.

Контрольный – 1 занятие. Оценка эффективности реализации программы с применением диагностических материалов, использованных ранее.


Раздел 2. «Играем с Гневом»

Источником агрессивного поведения детей является применение взрослыми воспитательного воздействия, использование чрезмерных ограничений и запретов, которые не дают ребенку возможности осуществить определённое действие или реализовать потребность. Нередко, агрессивное поведение фиксируется при недостаточно развитой произвольности и несформированных моральных устоев.

Проявления агрессии как у детей, так и у взрослых относятся к негативным качествам личности, которые вызывают расстройства поведения и отрицательные эмоции, а также влияют на отношения с окружающими. Для дошкольного возраста возникновение агрессия, в первую очередь связано с семейным окружением, отношениями между родителями, стилем поведения близких людей.

Данный раздел программы «Игра в себя» направлен на устранение проявлений агрессии, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения и успешную социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Цель: психологическое сопровождение детей, имеющих агрессивные тенденции в поведении.

Задачи:

Развитие коммуникативных навыков и конструктивного поведения

Формирование способности адекватного самовосприятия и моральных представлений

Развитие навыков самоконтроля, а также позитивного отношения к окружающему миру

Снятие напряжения, тревожности, устранение психологических барьеров

Коррекция поведения

«Играем с Гневом» - комплекс занятий, рассчитанный на 12 встреч, 1-2 раза в неделю с группой не более 15 человек.

​​​​​​​

Раздел 3. «Играем Друг с Другом»

Опрос родителей, в рамках проведенного исследования показал, что они крайне редко говорят детям о своих чувствах, в свою очередь, дети не умеют правильно выражать свои эмоции, что сказывается на общении со сверстниками и возникновении негативных эмоциональных состояний. В настоящее время, у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развиты навыки саморегуляции, умение различать эмоциональные состояния, мимические и пантомимические средства выражения эмоций, а также артикуляционная и мелкая моторика, что снижает их коммуникационные возможности.

С возрастом у ребенка изменяются взгляды на окружающий мир и взаимодействие с социумом, появляется способность осознавать и контролировать свои эмоции, возникают новые способы общения. Тем не менее, опыт работы в данной сфере доказывает, что эмоциональная составляющая личности не развивается самостоятельно, наряду с коммуникативными навыками – их следует целенаправленно развивать.

Данный раздел программы «Игра в себя» направлен на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Цель: устранение искаженных эмоциональных реакций и стереотипов поведения, развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

Задачи:

Актуализировать знания детей о различных эмоциях

Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к окружающим

Формировать коммуникативные навыки

Стимулировать развитие навыков сотрудничества

«Играем с Друг с Другом» - комплекс занятий, рассчитанный на 15 встреч, 1-2 раза в неделю с группой не более 15 человек. Этапы занятия могут изменяться, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого участника группы, а также от поставленных целей.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.