Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краски»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краски»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Сулейманова Татьяна Владимировна, учитель изобразительного искусства, педагогический стаж - 5лет.
Форма реализации программы – очная; срок обучения – один год; возраст обучающихся – 6-13лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краски», составлена с учетом рекомендаций примерной дополнительной общеразвивающей программы по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» Морозовой И.А., заместителя директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподавателя и Чумаковой С.В., доцента кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподавателя Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, методиста, кандидата педагогических наук; а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в дополнительном образовании и с учетом требований ФГОС.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Краски» направлена на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками.
Общеразвивающая программа «Краски» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.
В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.
Программа рассчитана на учащихся от 6 до 13 лет.
Срок реализации программы
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Краски» реализуется в течении 1 учебного года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию программы
Продолжительность учебных занятий составляет 144 часа в год. В связи с большой загруженностью учащихся в общеобразовательной организации самостоятельная работа программой не предусмотрена.
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 4 часа. Рекомендуемая продолжительность урока для учащихся в возрасте от 6 до 9 лет – 30 минут, в возрасте от 10 до 13 лет – 45 минут.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе составляет от 5 до 12 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью программы «Основы изобразительного искусства и рисование» является общеэстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
– знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
– формирование знаний об основах цветоведения;
– формирование знаний о формальной композиции;
– формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;
– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
– развитие зрительной и вербальной памяти;
– развитие образного мышления и воображения;
– формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
– воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки учащихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
учебно-методической литературой в области изобразительного искусства.
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями, учебно-методической литературой в области изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Задания адаптированы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся: для первой группы ( 6 – 9 лет, и детей с ОВЗ или инвалидностью) - упрощенные, для второй группы (10 - 13 лет) – с усложняющими элементами.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.
Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
| Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка | 28 |
1.1. | Вводная беседа о рисунке. | 1 |
1.2. | Графические изобразительные средства. | 7 |
1.3. | Многообразие линий в природе. | 2 |
1.4. | Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна | 2 |
1.5. | Тематический рисунок | 8 |
1.6. | Выразительные возможности цветных карандашей. | 2 |
1.7. | Рисунок простых плоских предиетов. Симметрия. Асимметрия. | 2 |
1.8. | Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт. | 2 |
1.9. | Создание художественного образа графическими и иными средствами. | 2 |
| Раздел 2. Законы перспективы. Светотень. | 40 |
2.1. | Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива. | 2 |
2.2. | Светотеневая зарисовка прстых по форме предметов. | 2 |
2.3. | Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности. | 2 |
2.4. | Зарисовка прямоугольника, квадрата, круга в перспективе. | 4 |
2.5. | Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе. | 6 |
2.6. | Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар). | 4 |
2.7. | Зарисовка предметов, подобных телам вращения с натуры и по памяти. | 6 |
2.8. | Рисунок гипсового куба. | 2 |
2.9. | Композиция из книг в горизонтальном и вертикальном положениях | 4 |
2.10. | Рисунок этажерки | 4 |
2.11. | Деревенский пейзаж в линейной и воздушной перспективе | 4 |
| Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность | 14 |
3.1. | Пушистые образы. Домашние животные. | 2 |
3.2. | Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал). | 6 |
3.3. | Фактуры | 6 |
| Раздел 4. Тональный длительный рисунок. | 14 |
4.1. | Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах. | 8 |
4.2. | Зарисовка по памяти предметов предыдущего задания. | 2 |
4.3 | Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне. | 4 |
| Раздел 5. Цветоведение | 32 |
5.1. | Творческое задание «Чем и как рисует художник» | 2 |
5.2. | Цветовой спектр. Основные и составные цвета. | 2 |
5.3. | Цветовые растяжки. | 2 |
5.4. | Теплые и холодные цвета. | 2 |
5.5. | Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» | 2 |
5.6. | Техника работы акварелью «мазками» | 4 |
5.7. | Техника работы акварелью «по-сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета | 2 |
5.8. | Техника работы акварелью «Сухая кисть» | 4 |
5.9. | Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков | 2 |
5.10. | Творческое задание «Портрет» | 6 |
5.11. | Смешанная техника. 4 стихии. | 4 |
| Раздел 6. Тематическое рисование в различных техниках исполнеия | 16 |
6.1. | Тематическое рисование в различных техниках исполнения | 16 |
| Всего часов | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
1.2. Тема. Графические изобразительные средства.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.
1.3 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.4 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).
Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).
1.5. Тема. Тематический рисунок.
Рисование учебных и школьных принадлежностей. Отработка навыков применения выразительных средств композиции: точка, линия, пятно в изобразительной деятельности. Освоение графического языка. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: Рисование на тему «Школьная пора».
1.6 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
1.7. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.
Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов.
1.8. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт.
Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А4. Материал – графитный карандаш, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.
1.9. Тема. Создание художественного образа графическими средствами.
Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное светотеневое изображение предметов. Выразительная передача образа, формы и строения растения. Различное расположение листьев в пространстве. Знакомство с перспективными явлениями при рисовании с натуры растительных форм. Особенности выполнения фона. Освещение верхнее. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений.
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень.
2.1. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.
Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.
2.2. Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.
Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.
2.3. Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности.
Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и по памяти.
2.4. Тема. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.
Рисование упражнений в связи с темой задания. Линейный рисунок прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода. Линейный рисунок круга в горизонтальном положении.
Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка схода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения окружности в перспективе.
Линейно-конструктивные зарисовки створки двери, оконного проема, стола и т. д. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
2.5. Тема. Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе.
Линейный рисунок каркасных геометрических тел (куб, призма, параллелепипед). Повторение правил перспективы. Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Грамотное построение предметов в соответствии с их различным расположением к уровню зрения. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
2.6. Тема. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар.), расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
2.7. Тема. Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях. Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
2.8. Тема. Рисунок гипсового куба.
Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закрепление правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
2.9. Тема. Композиция из книг в горизонтальном и вертикальном положениях.
Рисунок книг в вертикальном положении и горизонтальном положении, расположенной ниже уровня глаз. Закрепление правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: Композиция из книг в горизонтальном и вертикальном положениях.
2.10.Тема. Рисунок этажерки.
Рисунок этажерки. Закрепление правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: Зарисовка этажерки.
2.11.Тема. Деревенский пейзаж в линейной и воздушной перспективе.
Рисунок деревенского пейзажа. Закрепление правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность
3.1. Тема. Пушистые образы. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак). Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.
3.2. Тема. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал).
Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти.
3.3. Тема. Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
4.1. Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.
Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры.
4.2. Тема. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания.
Зарисовка предметов, фруктов и овощей. Выявление объема предмета. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.
4.3. Тема. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне.
Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.
Раздел 5. «Цветоведение»
5.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
5.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
5.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
5.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
5.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок.
5.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
5.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).
5.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа: закрепление приема.
5.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
5.10 Тема: Творческое задание «Портрет». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).
Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)
5.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.
Раздел 6. Тематическое рисование в различных техниках исполнения.
Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции. Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительного искусства и рисование»:
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);
- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;
- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в различных техниках и материалах.
Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и выбирается самими учащимися.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником.
Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
Итогом освоения программы «Краски» становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985
Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990
Учебная литература
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Рип-Холдинг, 2016
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
Бесчастнов Н.П. Живопись. Учебное пособие. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
Румянцева Е.А. Весёлые уроки рисования. М., Айрис-пресс, 2018
Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.