Дополнительная общеразвивающая программа курса «Научное познание»

10
5
Материал опубликован 7 August 2017

Дополнительная общеразвивающая программа курса «Научное познание» (основы исследовательской и проектной деятельности)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа курса «Научное познание» (основы исследовательской и проектной деятельности) имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторских программ «Основы научно-исследоательской деятельности школьников» к.и.н. Е.С. Алферовой, «Основы исследовательской деятельности учащихся» Т.И. Петровой, «Организация исследовательской деятельности» Т.П.Лапиной, «Проектная деятельность» А.А.Луганской, «Основы исследовательской и проектной деятельности» Е.С.Савинова.

Программа рассчитана для детей 11 - 13 лет. Срок реализации программы – 1 год.

 

Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

В наше время необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение обучающимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В данную программу включены занятия по формированию и развитию основ читательской компетенции. Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью современной школе.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Индивидуальный итоговый проект (далее по тексту - ИИП) является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Цель программы: формирование исследовательской компетентности школьников среднего звена (обеспечение уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения нестандартных задач), планирование, организация и управление проектной деятельностью учащихся.

Задачи:

Изучение основ методологии исследовательской деятельности.

Развитие навыков работы с различными источниками информации.

Совершенствование умений по проведению и оформлению исследовательской работы, подготовке доклада и презентации, выступлению перед аудиторией, рецензированию работ.

Иметь возможность применить свои знания и способности в учебной и внеурочной деятельности.

Учебный план

Тема занятия

теория

практика

 

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

   

1

Методы научного познания.

1

1

2

Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)

1

2

3

Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

1

1

4

Рациональная организация учебного труда

1

1

5

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними

1

2

6

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии.

2

2

7

Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Формирование и развитие читательской компетенции с применением технологий обучения смысловому чтению.

10

10

8

Применение информационных технологий в исследовании

1

2

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   

9

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

2

1

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

   

12

Определение объектной области, объекта и предмета исследования.

1

4

13

Выбор и формирование темы, проблемы и обоснование их актуальности. Формулирование гипотезы. Формулирование цели и задач ИП.

2

4

14

Определение методов исследования.

1

4

15

Оформление ИП

1

4

16

Защита ИИП. Искусство отвечать на вопросы.

2

3

17

Презентация результатов на конференции

2

2

   

29

43

 

Итого:

72

 

СОДЕРЖАНИЕ учебного плана

«Научное познание»

(ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования .

1. Методы научного познания.

Теория: Сущность исследовательской деятельности. Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке.

Практика: Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)

Теория: Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований.

Практика: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

3. Экспериментальные исследования.

Теория: Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

Практика: Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

4. Рациональная организация учебного труда

Теория: Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.

Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.

Практика: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

5. Виды информационных ресурсов и способы работы с ними

Теория: Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников.

Практика: Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации)

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

6. Поиск, накопление и обработка научной информации.

Теория: Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии.

Практика: Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

7. Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Формирование и развитие читательской компетенции с применением технологий обучения смысловому чтению.

Теория: Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.

Формирование и развитие читательской компетенции с применением технологий обучения смысловому чтению.

Практика:

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

8. Применение информационных технологий в исследовании

Теория: Информационные технологии исследовательской деятельности.

Практика: Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

2.Организация исследовательской деятельности.

9. Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

Теория: Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

Практика: Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования.

Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования. определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

10. Введение: правила написания.

Теория: Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение.

Практика: Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

11. Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

Теория: Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

Практика: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

 

3. Методика выполнения индивидуального проекта (ИП).

12. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.

Теория: Определение темы, цели, актуальности, этапов работы проекта.

Практика: Определение темы каждого проекта.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

13. Выбор и формирование темы, проблемы и обоснование их актуальности. Формулирование гипотезы. Формулирование цели и задач ИП.

Теория: Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость). Обоснование темы и составление плана. Работа с научной литературой и источниками (подбор, систематизация, прочтение)

Практика:

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

14. Оформление ИП.

Теория: Структура содержания исследовательской работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников), правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения)

Практика: Применение теоретических знаний на практике.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

15. Определение методов исследования.

Теория: Групповые и самостоятельные наблюдения/опыты в отношении самостоятельно сформулированных познавательных вопросов, в том числе – проблемного характера.

Практика: Организация и проведение опытов и наблюдений.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

16. Защита ИП. Искусство отвечать на вопросы.

Теория: Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Классификация вопросов и виды ответов

Практика: Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

17. Презентация результатов на конференции.

Теория:

Практика:

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Форма контроля:

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Личностные результаты

мотивация учения.

формирование основ гражданской идентичности личности

уметь находить ответ

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Предметные результаты

умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Знания:

Обучающиеся должны знать:

особенности научного мировоззрения;

историю развития науки;

методы научного познания мира;

правила оформления исследовательской работы школьника;

правила формулирования темы исследовательской работы;

правила постановки цели и задач исследования;

правила составления обзора литературных и информационных источников;

правила выбора методов исследования;

правила статистической обработки данных;

правила оформления результатов исследования: таблиц, диаграмм и графиков;

правила формулирования выводов по проведенному исследованию;

правила создания презентации доклада;

правила выступления с докладом;

правила выступления в прениях и дискуссиях;

правила оформления тезисов исследовательской работы.

Обучающиеся должны уметь:

выбирать тему учебного исследования;

формулировать цели и задачи исследования;

формулировать актуальность данного учебного исследования;

самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;

проводить обзор литературы по теме исследования;

определять возможные методы;

провести статистическую обработку материала исследования;

сформулировать выводы из проведенного исследования;

составить электронную презентацию к докладу результатов исследования;

представить доклад, сообщение, участвовать в дискуссии;

защитить результаты работы перед аудиторией.

 

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы. Условия реализации:

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)

Выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам позволит собранный материал для ИПП и защита проекта

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал); краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных.

Методическое обеспечение программы

     В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)

- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)

- практический (игра, упражнения)

Используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.

     Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.

 

 

Формы, режим и структура занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Всего программа рассчитана на 72 часов.

Форма занятий – групповая

 

Список использованной литературы.

Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. 

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.

Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч. 2005 г. № 6.

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2004.

Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

Вихорева О.А. Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование. 2004 г. № 5

Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004 г.

Пахомова П.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов. М., 2003 г.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М., 2004 г.

Список литературы для детей. Дополнительная часть.

 

Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004 г.

Савенков Л.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. Практика административной работы. 2004 г. № 5.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная программа! Спасибо. Беру в копилку.

7 August 2017

Я только "за". По форме эта программа писалась в соответствии с Методическими рекомендациями. Вдруг пригодится. Начинку можно изменить. Спасибо за внимание к моей публикации.

7 August 2017

Ответ #37664 был удален 7 August 2017

Согласен с Еленой Викторовной. Полезная очень вещь

10 August 2017

Благодарю за хорошую работу!!!

10 August 2017

Похожие публикации