Дополнительная общеразвивающая программа курса «Научное познание»
Дополнительная общеразвивающая программа курса «Научное познание» (основы исследовательской и проектной деятельности)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа курса «Научное познание» (основы исследовательской и проектной деятельности) имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторских программ «Основы научно-исследоательской деятельности школьников» к.и.н. Е.С. Алферовой, «Основы исследовательской деятельности учащихся» Т.И. Петровой, «Организация исследовательской деятельности» Т.П.Лапиной, «Проектная деятельность» А.А.Луганской, «Основы исследовательской и проектной деятельности» Е.С.Савинова.
Программа рассчитана для детей 11 - 13 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
В наше время необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение обучающимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В данную программу включены занятия по формированию и развитию основ читательской компетенции. Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью современной школе.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Индивидуальный итоговый проект (далее по тексту - ИИП) является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Цель программы: формирование исследовательской компетентности школьников среднего звена (обеспечение уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения нестандартных задач), планирование, организация и управление проектной деятельностью учащихся.
Задачи:
Изучение основ методологии исследовательской деятельности.
Развитие навыков работы с различными источниками информации.
Совершенствование умений по проведению и оформлению исследовательской работы, подготовке доклада и презентации, выступлению перед аудиторией, рецензированию работ.
Иметь возможность применить свои знания и способности в учебной и внеурочной деятельности.
Учебный план
№ |
Тема занятия |
теория |
практика |
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ |
|||
1 |
Методы научного познания. |
1 |
1 |
2 |
Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.) |
1 |
2 |
3 |
Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента. |
1 |
1 |
4 |
Рациональная организация учебного труда |
1 |
1 |
5 |
Виды информационных ресурсов и способы работы с ними |
1 |
2 |
6 |
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии. |
2 |
2 |
7 |
Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Формирование и развитие читательской компетенции с применением технологий обучения смысловому чтению. |
10 |
10 |
8 |
Применение информационных технологий в исследовании |
1 |
2 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|||
9 |
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы. |
2 |
1 |
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА |
|||
12 |
Определение объектной области, объекта и предмета исследования. |
1 |
4 |
13 |
Выбор и формирование темы, проблемы и обоснование их актуальности. Формулирование гипотезы. Формулирование цели и задач ИП. |
2 |
4 |
14 |
Определение методов исследования. |
1 |
4 |
15 |
Оформление ИП |
1 |
4 |
16 |
Защита ИИП. Искусство отвечать на вопросы. |
2 |
3 |
17 |
Презентация результатов на конференции |
2 |
2 |
29 |
43 |
||
Итого: |
72 |
СОДЕРЖАНИЕ учебного плана
«Научное познание»
(ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования .
1. Методы научного познания.
Теория: Сущность исследовательской деятельности. Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке.
Практика: Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)
Теория: Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований.
Практика: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
3. Экспериментальные исследования.
Теория: Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.
Практика: Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
4. Рациональная организация учебного труда
Теория: Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.
Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практика: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
5. Виды информационных ресурсов и способы работы с ними
Теория: Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников.
Практика: Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации)
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
6. Поиск, накопление и обработка научной информации.
Теория: Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии.
Практика: Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
7. Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Формирование и развитие читательской компетенции с применением технологий обучения смысловому чтению.
Теория: Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.
Формирование и развитие читательской компетенции с применением технологий обучения смысловому чтению.
Практика:
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
8. Применение информационных технологий в исследовании
Теория: Информационные технологии исследовательской деятельности.
Практика: Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
2.Организация исследовательской деятельности.
9. Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.
Теория: Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.
Практика: Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования.
Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования. определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
10. Введение: правила написания.
Теория: Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение.
Практика: Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
11. Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Теория: Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Практика: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
3. Методика выполнения индивидуального проекта (ИП).
12. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
Теория: Определение темы, цели, актуальности, этапов работы проекта.
Практика: Определение темы каждого проекта.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
13. Выбор и формирование темы, проблемы и обоснование их актуальности. Формулирование гипотезы. Формулирование цели и задач ИП.
Теория: Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость). Обоснование темы и составление плана. Работа с научной литературой и источниками (подбор, систематизация, прочтение)
Практика:
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
14. Оформление ИП.
Теория: Структура содержания исследовательской работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников), правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения)
Практика: Применение теоретических знаний на практике.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
15. Определение методов исследования.
Теория: Групповые и самостоятельные наблюдения/опыты в отношении самостоятельно сформулированных познавательных вопросов, в том числе – проблемного характера.
Практика: Организация и проведение опытов и наблюдений.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
16. Защита ИП. Искусство отвечать на вопросы.
Теория: Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Классификация вопросов и виды ответов
Практика: Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
17. Презентация результатов на конференции.
Теория:
Практика:
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Форма контроля:
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Личностные результаты
мотивация учения.
формирование основ гражданской идентичности личности
уметь находить ответ
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Предметные результаты
умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.
поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Знания:
Обучающиеся должны знать:
особенности научного мировоззрения;
историю развития науки;
методы научного познания мира;
правила оформления исследовательской работы школьника;
правила формулирования темы исследовательской работы;
правила постановки цели и задач исследования;
правила составления обзора литературных и информационных источников;
правила выбора методов исследования;
правила статистической обработки данных;
правила оформления результатов исследования: таблиц, диаграмм и графиков;
правила формулирования выводов по проведенному исследованию;
правила создания презентации доклада;
правила выступления с докладом;
правила выступления в прениях и дискуссиях;
правила оформления тезисов исследовательской работы.
Обучающиеся должны уметь:
выбирать тему учебного исследования;
формулировать цели и задачи исследования;
формулировать актуальность данного учебного исследования;
самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
проводить обзор литературы по теме исследования;
определять возможные методы;
провести статистическую обработку материала исследования;
сформулировать выводы из проведенного исследования;
составить электронную презентацию к докладу результатов исследования;
представить доклад, сообщение, участвовать в дискуссии;
защитить результаты работы перед аудиторией.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы. Условия реализации:
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам позволит собранный материал для ИПП и защита проекта
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал); краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)
- практический (игра, упражнения)
Используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
Формы, режим и структура занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Всего программа рассчитана на 72 часов.
Форма занятий – групповая
Список использованной литературы.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч. 2005 г. № 6.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2004.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Вихорева О.А. Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование. 2004 г. № 5
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004 г.
Пахомова П.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов. М., 2003 г.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М., 2004 г.
Список литературы для детей. Дополнительная часть.
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004 г.
Савенков Л.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. Практика административной работы. 2004 г. № 5.
Лихина Елена Викторовна
Касимова Людмила Михайловна
Тикунов Данила Геннадьевич
Касимова Людмила Михайловна
Ефимова Алла Ивановна