Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия»
муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
Оричевский районный Дом детского творчества
Кировской области
Принята методическим советом Утверждаю:
Оричевского Дома творчества Директор Оричевского
«26» сентября 2003 г. Дома творчества
Протокол № 1 Т.Ю.Соколова
«26» сентября 2003 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Природа и фантазия»
Направленность: естественнонаучная
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: 4 года
Руководитель объединения и
автор – составитель программы
Симанова Галина Владимировна
педагог дополнительного
образования
пгт Оричи
2003 г.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Направленность программы «Природа и фантазия» - естественнонаучная.
Актуальность
Фитодизайн – это жанр декоративно-прикладного искусства, связанный с растительным материалом и композициями из него, подразделяется по видам материалов и объемом работ.
Фитодизайн в разных его формах появился на земле одновременно с человеком разумным. В России он имеет глубокие корни в народном творчестве, традициях и обрядах. Вятский край всегда имел и имеет сейчас своих мастеров изделий из капо-корня, плетения из соломки, лозы и бересты, любителей букетов из живых и засушенных цветов.
Творчески работая с природным материалом, ребенок приобретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учиться видеть неповторимую красоту, художественный образ. На занятиях дети знакомятся с историей древнего искусства аранжировки цветов: учатся составлять композиции из растительного пуха и плоско засушенных растений.
Общение с природой и искусством, воспитание чувства прекрасного помогает снять отрицательные эмоции воспитанника, которому он подвергается в этом периоде развития. Конкурсы и выставки работ, их обсуждение и интерес к предмету дает детям стимул к поиску новой информации. Он ходит на выставки, в музеи, посещает библиотеку. Так формируется мотивация и большой интерес к предмету «Флористика», а также самоутверждение воспитанника.
Программа является средством социальной адаптации личности, где в течение 4-х лет предусмотрены совместные мероприятия и выставки для воспитанников разных возрастов. В программе предусмотрены элементы спортивно-оздоровительные экскурсии и походы на природу. Программа развивает художественную одаренность детей при составлении композиций эскизов к ним. В ней так же присутствуют элементы учебного исследования при заготовке природного материала.
Отличительные особенности
Для успешного вхождения в новый неизведанный мир прекрасного и продвижения в нем к желанной цели у человека должен быть развит эстетический вкус, художественные потребности. На это и направлена программа дополнительного образования «Природа и фантазия», которая не только расширяет знания экологии, биологии, природоведения, но и дополняет их.
Программой предусматривается изучение теоретических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.
Новизна программы:
Вариативность программы (взаимозаменяемость разделов).
Комплексность – освоение одновременно нескольких видов деятельности.
Самореализация каждого ребенка в неповторимых творческих работах.
Возможность самоутвердиться в том виде творчества, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
Формирование познавательных интересов и потребностей через многообразие и доступность материалов.
Решение проблемы утилизации отходов, что позволяет осуществлять экологическое воспитание детей.
Адресат программы: программа предназначена для детей 7-15 лет.
Условия приема: принимаются все желающие заниматься дети по заявлению родителей.
Структура программы
Год обучения | Кол-во часов в год | Режим занятий, периодичность и продолжительность |
1 г.об. | 144 | 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа) |
2 г.об. | 216 | 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа) |
3 г.об. | 216 | 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа) |
4 г.об. | 216 | 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа) |
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: группы формируются из детей разных возрастов. Состав группы постоянный.
Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся через работу с природным материалом.
Задачи обучения:
Образовательные:
- формировать основы экологических знаний о растительности родного края;
- углубить знания по ботанике, экологии, истории, народному творчеству;
- формировать умения и навыки по заготовке растений в соответствии с принципами охраны природы и природопользования;
- формировать умения и навыки работы с различными материалами.
Воспитательные:
- формировать эстетическую и экологическую культуру воспитанников;
- воспитывать творческую, социально-активную личность, сознательно развивающую свои способности для успешной в дальнейшем жизнедеятельности;
- воспитывать потребность в самоопределении и самовыражении воспитанника посредством выбранной сферы деятельности, в самоутверждении посредством участия в массовых мероприятиях и выставках, конкурсах разного уровня, самореализации в своих творческих работах;
- формировать эмоционально-ценностные отношения к миру, себе, к природе;
-воспитывать бережное отношение к природе и культурным ценностям, экологии окружающей среды.
Развивающие:
- способствовать развитию и совершенствованию основных психологических процессов личности воспитанников (внимание, воля, чувства, память, мышление, воображение);
- способствовать развитию направленности личности воспитанника (познавательные интересы, убежденность, мировоззрение) через содержание учебного материала, деятельности воспитанников на занятиях, общение;
- развивать творческие способности при выполнении заданий различного уровня сложности с целью формирования знаний, умений и навыков в системе.
Прогнозируемый результат
К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:
- основы рационального природопользования;
- растения родного края, Красной книги Кировской области;
- историю флористики;
- правила заготовки и хранения природного материала;
- правила оформление флористических композиции;
-художественные приемы и особенности при составлении композиций.
Будут уметь:
- рационально использовать природные ресурсы;
- самостоятельно собирать, обрабатывать и высушивать растительный материал;
- самостоятельно составлять картины, композиции из различного природного материала в различных формах и жанрах;
- самостоятельно обрабатывать соломку: тонировать, гладить, хранить соломенные ленты;
- самостоятельно оформлять работу, делать навесные петли, паспорт;
- самостоятельно подбирать эскиз, выбирать сюжет, компоновать материал, закреплять материал на основу;
- самостоятельно подбирать флористический материал;
- составлять композиции разными видами растительного материала.
Формы контроля: творческая работа, опрос, беседа, самостоятельная работа.
Формы предъявления и демонстрации результатов: выставки, конкурсы.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый; творческий.
Формы организации учебного процесса: сочетание индивидуальной формы с групповой.
Формы организации учебного занятия: учебное занятие; игра; видеозанятие; викторины; защита творческих проектов; путешествие; экскурсия; творческие выставки. Основной формой обучения является учебное занятие. Программой предусмотрены также формы воспитательной работы: мероприятие (события, занятия, игра); дела (общая работа, важные события коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе).
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, технология развивающего обучения; технология разноуровнего обучения; технология проектной деятельности; технология педагогической мастерской; здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия
Инструктаж:
вводный – проводится перед началом практической работы;
текущий – проводится во время практической работы;
заключительный;
Практическая работа (70% от занятия);
Физкультминутка (динамические паузы);
Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
Приведение в порядок рабочего места.
По окончании 4 лет обучения по программе при положительном результате прохождения итоговой аттестации, которая является добровольной, обучающимся выдается свидетельство об обучении.
Формы итоговой аттестации:
теоретический этап: ответы на билеты по теории программы;
практический этап: презентация двух авторских работ или персональная выставка обучающихся.
Содержание программы
1 год обучения
Задачи:
- формировать основы знаний и умений, необходимых для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- познакомить с растениями родного края;
- познакомить с правилами сбора и хранения засушенного материала;
- познакомить с методикой установки новогодних композиций;
- развивать наблюдательность, память, воображение;
- учить основам технологии и техники работы с природным материалом;
- воспитывать коммуникабельность, культуру взаимоотношений.
Ожидаемый результат 1-го года обучения
К концу изучения 1 года обучения воспитанники будут знать:
- особенности работы с природным материалом;
- инструменты, правила работы с ними;
- растения родного края, различать деревья, кустарники, плоды;
- правила заготовки природного материала;
- методику установки новогодних композиций, аксессуаров к ним;
- основу цветоведения.
К концу изучения 1 раздела воспитанники будут уметь:
- работать с инструментами и материалами;
- использовать растительный материал в творческий работах;
- засушивать растения;
- составлять простые композиции из природного материала;
- правильно организовывать рабочее место.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Введение в предмет | 4 | 4 | - |
2. Страна Листопандия | 28 | 4 | 24 |
3. Королевство спелых ягод, фруктов, овощей | 8 | 2 | 6 |
4. Лесное царство | 22 | 4 | 18 |
5. Соломенное царство | 28 | 10 | 18 |
6. Снесла курочка яичко | 14 | 4 | 10 |
7. Цветочная страна | 16 | 4 | 12 |
8. Выполнение творческих работ | 14 | - | 14 |
9. Массовые мероприятия | 8 | - | 8 |
10. Итоговое занятие | 2 | | 2 |
Итого: | 144 | 32 | 112 |
Содержание программы 1 года обучения
Введение в предмет
Теория: Знакомство с детьми. Предъявляемые требования к кружковцам. Знакомство с терминами. Путешествие в мир природы. Инструменты и правила работы с ними: ножницы, шило, пинцет. Дополнительные материалы: клей, цветная бумага, кисточки, картон, гуашь, лак мебельный, красители, плита ДВП.
Страна «Листопандия» («Золотая осень»)
Теория: Знакомство со страной, где живут листья. Роль растений в жизни человека. Охрана природы. Правила сбора растений и природного материала. Их засушивание и хранение. Техника безопасности при работе с природным материалом. Чтение стихов, рассказов о древних кустарниках. Загадки. Знакомство с осенними явлениями в жизни растений. Составление композиций по способу аппликации из засушенного растительного материала. Аппликация – способ создания художественных работ путем наклеивания кусочков различного материала. Виды аппликации: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая. Цветоведение. Палитра красок в различные времена года. Символика цвета.
Практика: Экскурсия в парк, сад, сбор осенних листьев и трав. Экологические игры «С какого дерева листок», «1,2,3. Это дерево найди». Аппликация из засушенных растений. Предметная аппликация: «Грибы», «Птицы», «Мое любимое животное», «Подводный мир», «Бабочки», «Сказочная птица», «Человечки из листьев». Сюжетная аппликация: «Осенний пейзаж», «Звери в лесу», «Цветы в вазе», «На морском дне». Декоративная аппликация: Декоративная тарелка, салфетка.
Королевство спелых ягод, фруктов, овощей
Теория: Разнообразие овощей и фруктов. Загадки, стихи об овощах и фруктах. Что можно сделать из овощей и фруктов.
Практика: Поделки из овощей и фруктов «Чудо с огорода», викторина, кроссворд «Овощи. Фрукты». Поделки из ягод: бижутерия: бусы, браслет.
Лесное царство
Теория: Знакомство с лесным царством. Хвойные растения. Шишки. Корни. Желуди. Орехи. Гриб-Трутовик. Стихи, загадки, кроссворды. Вторая жизнь дерева. Техника заготовки опила. Техника составления миниатюр из перечисленных материалов.
Практика: Экскурсия в лес. Изготовление миниатюр из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов. Составление композиции из цветного опила по самостоятельному сюжету. Новогодние композиции.
Соломенное царство
Теория: Необыкновенная соломка. Использование соломы злаковых растений. Заготовка. Простейшие приемы обработки соломы. Тонирование. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Составление композиций по способу аппликаций.
Снесла курочка яичко
Теория: Что такое яицо? Скорлупа плюс фантазия. Техника обработки яичной скорлупы. Изделия из яиц и скорлупы. Пасха. Обряды и обычаи. Пасхальные атрибуты.
Практика: Изготовление изделий из яиц. Пасхальные композиции. Писанки.
Цветочная страна
Теория: Знакомство с сухоцветами. Правила сбора растений. Их хранение.
Практика: Составление букетов из сухоцветов. Фантазийные цветы.
Выполнение творческих работ
Выполнение творческих работ по изученным темам: страна листопадия, соломенное царство. Оформление и проведение выставки: зеркало природы, выставки декоративно прикладного творчества.
Массовые мероприятия
Кружковцы участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества: День здоровья, новогодняя елка, чаепития, в районных и областных выставках.
Итоговое занятие. Подведение итогов за год, задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.
2 год обучения
Задачи:
- познакомить с историей флористики;
- дать понятия флора и флоризм;
- познакомить с приемами составления плоских композиций из цельно засушенного растительного материала в жанрах «Художественный гербарий», «Пейзаж», «Панно»;
- познакомить с разнообразием видов соломки, сроки заготовки, обработки;
- познакомить с приемами изображения растений, пейзажных композиций соломки;
- отрабатывать правила работы с инструментами;
- познакомить со способами засушивания растения на воздухе, в десикантах;
- расширять знания воспитанников по ботанике, народному творчеству;
- развивать память, фантазию, наблюдательность;
- формировать основы эстетической и экологической культуры;
- воспитывать творческую личность, развивать самостоятельность.
Ожидаемый результат 2 года обучения
Воспитанники будут знать:
- историю флоризма в России;
- значение терминов флора и флоризм;
- инструменты и материалы;
- способы и методы заготовки растительного материала;
- особенности при высушивании растений гербарным способом;
- строение флористической картины;
- понятие о цвете – цветовой спектр;
- приемы составления плоских композиций из цельно засушенного растительного материала в жанрах «Художественный гербарий», «Пейзаж», «Панно»;
- разнообразие видов соломки, сроки заготовки, обработки;
- приемы изображения растений, пейзажных композиций соломки;
- правила работы с инструментами;
- способы засушивания на воздухе, в десикантах;
- методику изготовления новогодней настольной композиции и аксессуары к ней.
- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;
- основные русские языческие праздники.
Будут уметь:
- заготавливать растительный материал гербарным способом, обеспечить правильное его хранение;
- оформлять флористическую картину под стекло;
- владеть основами построения композиций;
- ориентироваться в разнообразии жанров: портрет, пейзаж, натюрморт;
- составлять простые композиции из цельно засушенного материала (художественный гербарий, панно);
- обрабатывать соломку, тонировать при помощи утюга;
- выполнять аппликации из соломки;
- работать с инструментами и материалами флориста;
- засушивать растения для зимних букетов различными способами (в пучках, на воздухе, в десикантах);
- составлять композиции к праздникам Рождество, Пасха;
- составлять новогодние композиции.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение во флористику | 3 | 3 | - |
2 | Флора России | 6 | 6 | - |
3 | Заготовка растительного материала | 15 | 3 | 12 |
4 | Оформление флористических картин | 18 | 3 | 15 |
5 | Составление флористических композиций из засушенного материала | 33 | 3 | 30 |
6 | Аранжировка | 3 | 3 | - |
7 | Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета | 15 | 3 | 12 |
8 | Рождественские композиции | 21 | 2 | 19 |
9 | Составление композиции из соломки | 36 | 3 | 33 |
10 | Изделия из вербы | 15 | 1 | 14 |
11 | Опил | 18 | 1 | 17 |
12 | Творческие работы | 18 | - | 18 |
13 | Массовые мероприятия | 12 | - | 12 |
14 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 |
| Итого: | 216 | 31 | 185 |
Содержание программы 2 года обучения
Введение во флористику
Теория: Ознакомление с терминами «Флора», «Флористика». Инструменты и материалы, необходимые для занятий флористикой. Инструктаж по технике безопасности.
Флора России
Теория: Знакомство с флорой России. История возникновения Красной Книги России. Растения Красной Книги. Редкие и исчезающие растения. Защита и охрана редких видов флоры. Заповедные места России.
Заготовка растительного материала
Теория: Знакомство с методами и способами заготовки растительного материала: гербарный – плоскостной метод; сохранение объема – объемный.
Практика: Экскурсии в лес, парк для сбора растительного материала. Заготовка растений гербарным способом. Сбор соломки. Первичная обработка для хранения.
Оформление флористических картин
Теория: Что такое флористическая картина? Виды. Порядок оформления готовой флористической картины. Материалы для основы. Техника изготовления петель. Материал для фона. Застекление, окантовка, написание паспорта.
Практика Изготовление петелек. Оформление паспарту с прямоугольным, овальным и круглым вырезом.
Составление флористических композиций из засушенного материала
Теория: Техника выполнения работ из цельного засушенного материала (художественный гербарий, панно). Композиция из цельных лепестков и цветов. Использование растительной крошки.
Практика: Выполнение композиций по сюжетам. Оформление готовых работ.
Аранжировка
Теория. Особенности работы с природным материалом, правила работы с инструментами и материалами. Техника безопасности. Знакомство с инструментами и материалами, работа с ними.
Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета.
Теория: Способы засушивания цветов на воздухе – в пучках, вертикально, горизонтально, в десикантах. Консервирование. Банты для букетов. Методика изготовления бантов. Модификация растений.
Практика: Размещение цветов для засушивания на воздухе. Изготовление ваз из банок. Изготовление фантазийных цветов. Изготовление цветов из декоративной ленты.
Рождественские композиции
Теория: Методика установки новогодних композиций, знакомство с основными правилами построения композиций и их основными типами – настенные, настольные. Основные цвета и аксессуары новогодних композиций. Теория венка.
Практика: Изготовление новогодних аксессуаров. Изготовление венка. Изготовление рождественской композиции: настенной, настольной. Оформление выставки.
Составление композиции из соломки
Теория: Виды соломки. Сроки заготовки, приемы обработки, тонирование соломки, хранение соломенных лент. Изображение элементов композиции в технике аппликации. Пейзаж. Оформление неба, водоема, земли, деревьев. Проработка элементов. Составление композиции. Оформление готовой работы.
Практика: Изображение растений. Творческие работы в жанре пейзаж.
Изделия из вербы
Теория: Особенности произрастания вербы. Сбор и хранение вербы. Использование вербы.
Практика: Изготовление панно из вербы: «Цыпленок», «Зайчик», мини-композиции из вербы.
Опил
Теория: Что такое опил? Виды. Техника составления композиций из опила. Покраска опила. Просеивание. Сушка. Подготовка опила для работы.
Практика: Подготовка опила к работе: просеивание, покраска, сушка. Композиции из опила.
Творческие работы
Практика: Выполнение работы по самостоятельному замыслу со всеми требованиями. Застекление. Рамка. Паспорт.
Массовые мероприятия
Обучающиеся участвуют во всех массовых мероприятиях, проводимых в Доме творчества и в кружке: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. прикладного творчества, зеркало природы.
Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.
3 год обучения
Задачи:
- продолжать формировать умения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- продолжать знакомить с растениями родного края, лекарственными растениями;
- отрабатывать умения сбора и хранения засушенного материала;
- продолжать формировать основы эстетической и экологической культуры;
- познакомить с приемами работы из засушенного материала в жанре «Натюрморт», «Цветочная миниатюра», «Анималистика»;
- отрабатывать умения работать с сухоцветами;
- продолжать знакомить с особенностями постановки композиций в стилях «Европейской дерево», искусственный бонсай: особенности формы бонсая;
- познакомить с языческими праздниками, обрядами, обычаями;
- продолжать формировать мировоззрение на основе традиций русской и мировой культуры;
- продолжать прививать устойчивый интерес к собственному творчеству.
Ожидаемый результат 3-его года обучения
Воспитанники будут знать:
- основные принципы охраны окружающей среды;
- виды растений Красной книги Кировской области, произрастающие в Оричевском районе;
- приемы изображения архитектурных сооружений, животных, птиц из растительного материала;
- приемы работы с соломкой;
- приемы работы из засушенного материала в жанре «Натюрморт», «Цветочная миниатюра», «Анималистика»;
- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;
- методику, установки новогодних композиций, типы новогодних композиций и аксессуары к ним;
- правила и приемы работы с сухоцветами;
- традиции и подношения цветов;
- особенности постановки композиций в стилях «Европейской дерево», искусственный бонсай: особенности формы бонсая;
- языческие праздники, обряды, обычаи;
- свойства некоторых трав и их использование народом.
Воспитанники будут уметь:
- отличать растения Красной книги Кировской области, произрастающие в Оричевском районе;
- рационально использовать бросовый растительный материал;
- выполнять композиции из засушенного растительного материала в жанре «Натюрморт», «Анималистика»;
- составлять композиции по самостоятельному замыслу, включая все изученные приемы и методы;
- составлять композиции праздникам: «Рождество», «Пасха»;
- составлять композиции для оформления жилища цветами, травами;
- изготовлять композиции в стиле «Европейское дерево», «Искусственный бонсай».
Учебно – тематический план 3 года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Составление композиций из растительного материала | 39 | 3 | 36 |
2 | Составление композиций из соломки | 57 | 3 | 54 |
3 | Современные новые композиции | 30 | 6 | 24 |
4 | Работа с сухоцветами | 24 | 6 | 18 |
5 | История искусства цветов | 39 | 15 | 24 |
6 | Флора Кировской области и Оричевского района | 9 | 9 | - |
7 | Массовое мероприятия | 15 | - | 15 |
8 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 |
| Итого: | 216 | 42 | 174 |
Содержание программы 3 года обучения
Составление композиций из засушенного растительного материала.
Повышение знаний и умений.
Теория: Приемы работы в жанрах «Натюрморт», «Анималистика». Правила и требования к выполнению.
Практика: Составление композиций «Натюрморт», «Букет». Выполнение работы по самостоятельному сюжету учащихся. Защита работы.
Составление композиций из соломки
Теория: Приемы работы в анималистическом жанре при изображении животных, птиц. Архитектурные сооружения. Работа над эскизом. Оформление стен, деталей, здания. Правила и требования к выполнению.
Практика: Составление композиций в анималистическом жанре. Проработка элементов. Составление композиций архитектурного сооружения. Оформление отдельных деталей, элементов. Выполнение самостоятельной работы. Сюжет авторский. Защита творческой работы.
Современные новогодние композиции
Теория: Разнообразие новогодних композиций: настенные, настольные и подвесные. Современные аксессуары, приемы работы.
Практика: Выполнение композиций настенных, настольных.
Работа с сухоцветами
Теория: Виды сухоцветов. Правила работы с сухоцветами. Способы крепления. Разновидности композиций. Особенности выполнения европейского дерева. Бутоньерка. История возникновения. Принципы изготовления бутоньерок. Искусственный бонсай. История бонсая. Техника изготовления искусственного бонсая. Стили бонсая. Искусственные вазы.
Практика: Изготовление бутоньерки, европейского дерева – искусственного бонсая. Выставка.
История искусства цветов
Теория: Изготовление искусственных ваз из подручного материала: различные банки, бутылки. Украшение их семенами, плодами, опилом, декоративными лентами. Русские народные праздники. Их история, обряды, традиции. Языческие праздники: святки, коляда, вербная неделя. Рождественские праздники. Букеты по поводу. История. Обряды. Обычаи. Значение праздника в православной религии. Смысл атрибутов. Игры, обряды. Травы нашей местности. Лечение травами в народе.
Практика: Составление композиций и оформление в традициях Нового года, Рождества, святок, Пасхи.
Флора Кировской области
Теория: Флора Кировской области и Оричевского района. Растения Красной книги Кировской области. Редкие и исчезающие растения Кировской области, Оричевского района. Защита и охрана исчезающих и редких растений Кировской области и Оричевского района. Особо охраняемые территории Кировской области.
Массовые мероприятия
Обучающиеся участвуют во всех мероприятиях ДТ и кружка: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. прикладного творчества, поездка в город Киров на выставки «зимних и рождественских композиций, зеркало природы».
Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.
4 год обучения
Дети 4 года обучения в течение всего учебного процесса работают в режиме мастерской в сопровождении педагога, опираясь на свои знания, умения, навыки, опыт и индивидуальное творчество. Создают работы авторские, оригинальные, по замыслу, качественные по выполнению.
Задачи:
- отрабатывать умения, необходимых для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- углублять знания о растениях родного края;
- отрабатывать навыки сбора и хранения засушенного материала;
- отрабатывать технологии и техники работы с природным материалом;
- развивать целеустремленность и настойчивость в поиске решения проблемы;
-формировать способность видеть собственные недостатки в работе и уметь найти альтернативное решение проблемы;
- отрабатывать умения по составлению композиций из сухоцветов и плоско засушенного материала.
Работы должны соответствовать следующим критериям: точность соответствия эскизу; аккуратность; чистота; правильное оформление флористических работ (петельки, окантовка, паспорт).
Ожидаемый результат 4 года обучения
Воспитанники должны знать:
- основы рационального природопользования;
- растения родного края, Красной книги Кировской области;
- историю флористики;
- правила заготовки и хранения природного материала;
- правила оформление флористических композиции;
-художественные приемы и особенности при составлении композиций.
Воспитанники должны уметь:
- рационально использовать природные ресурсы;
- самостоятельно собирать, обрабатывать и высушивать растительный материал;
- самостоятельно составлять картины, композиции из различного природного материала в различных формах и жанрах;
- самостоятельно обрабатывать соломку: тонировать, гладить, хранить соломенные ленты;
- самостоятельно оформлять работу, делать навесные петли, паспорт;
- самостоятельно подбирать эскиз, выбирать сюжет, компоновать материал, закреплять материал на основу, подбирать флористический материал;
- составлять композиции разными видами растительного материала.
Учебно - тематический план 4 года обучения
| Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2 | Экологическая безопасность | 9 | 9 | - |
3 | Заготовка природного материала | 12 | 2 | 10 |
4 | Соломка | 30 | 3 | 27 |
5 | Новогодние композиции | 30 | 3 | 27 |
6 | Растительный материал | 36 | 3 | 33 |
7 | Смешанный растительный материал | 33 | 3 | 30 |
8 | Бонсай | 15 | 3 | 12 |
9 | Аранжировка из сухоцветов | 12 | 2 | 10 |
10 | Обереги | 21 | 3 | 18 |
11 | Массовые мероприятия | 12 | - | 12 |
12 | Заключительное занятие | 3 | - | 3 |
| Итого: | 216 | 34 | 182 |
Содержание занятий 4 года обучения
Вводное занятие
Теория: Природа и искусство. Природные мотивы в дизайне. Знакомство с задачами 4 – го года обучения. Инструктажи по технике безопасности.
Экологическая безопасность
Теория: Экологические организации разных стран мира. Современные проблемы и охрана растительного мира. Воздействие человека на растительный мир. Рациональное использование флоры.
Заготовка природного материала
Теория: Повторение ранее изученного материала: техника засушивания растений в плоскости. Засушивание цветов, листьев, стеблей. Заготовка прочего растительного материала: обертки початков кукурузы, плоды – коробочки, шелуха лука, чеснока, желудей, семян сорных трав.
Практика: Экскурсия в парк за растительным материалом. Сбор коры, коряг, оригинальных веток, шишек, мха. Ссортировка материала.
Соломка
Теория: Повторение ранее изученного материала: использование соломки в работе. Виды соломки. Народные промыслы. Применение соломки. Тонирование соломки. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам.
Практика: Тонирование соломки утюгом, глажка. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам. Оформление работы: основа, петелька, застекление, окантовка, паспорт. Материал для фона.
Новогодние композиции
Теория: Повторение ранее изученного материала: техника выполнения новогодних композиций, основные цвета. Виды новогодних композиций: напольные, настенные, настольные, свэг.
Практика: Выполнение новогодних композиций. Компоновка, аксессуары к новогодней композиции. Разнообразие форм основ. Крепление.
Растительный материал
Теория: Теоретическая часть для четвертого года обучения дается более углубленно. Ребята самостоятельно работают по созданию картин из засушенного растительного материала (букет, натюрморт, пейзаж) композиций из цельных лепестков и цветов. Использование листьев, крошки растительного материала. Подбор материала под основу.
Практика: Составление композиций из засушенного растительного материала. Оформление готовых работ: основа, фон, изготовление петель, оформление: паспарту, застекление и окантовка, петельки. Паспорт.
Смешанный растительный материал
Теория: Повторение ранее изученного материала: самостоятельная работа из засушенного смешанного растительного материала в жанре (букет, натюрморт, пейзаж). Художественные приемы. Повторение.
Практика: Выбор сюжета, эскиз. Оформление картины: петельки, поспарту окантовка, застекление. Паспорт картины.
Бонсай
Теория: Повторение ранее изученного материала: история. Виды. Техника выполнения.
Практика: Выбор формы бонсая. Выбор контейнера, коряги, ветки. Крепление. Оформление кроны.
Аранжировка из сухоцветов
Теория: Повторение ранее изученного материала: основы цветочной аранжировки из сухоцветов. Разнообразие форм, основ. Закрепление материала. Компоновка растительного материала. Ассортимент сухоцветов. Демонстрация фотографий, открыток.
Практика: Составить композицию из сухоцветов. Составить эскиз, подобрать материалы. Закрепить растения. Оформить работу.
Обереги
Теория: Традиции украшения дома оберегами. Виды оберегов.
Практика: Оберег – плетень. Аксессуары к оберегу: новые прутья, кусочки древесной коры, сухие ягоды, фасоль, искусственные цветы и листья, колоски.
Массовые мероприятия
Посещение выставок, выезд в г. Киров, участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества.
Итоговое занятие Подведение итогов за год. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.
Итоговая аттестация по программе проводится за сеткой часов учебно – тематического плана, так как является добровольной и необязательной для всех обучающихся.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение:
Инструкции по технике безопасности и охране труда
Карточки физкультминуток
Таблицы и схемы с поэтапным выполнением работы
Образцы готовых изделий
Цветовые карты сочетания цветов
Коллекция образцов материалов
Карточки с описанием этапов работы
Коллекция природного материала
Наглядные пособия: картинки, образцы, фотографии, книги
Разработки проведения конкурсов, викторин
Кроссворды, творческие задания
Презентации занятий
Архивы объединения: каталоги работ, работы выпускников, виртуальные выставки и т.д.
Материалы для итоговой аттестации:
Теоритический этап проводится по билетам. Каждый билет содержит 2 вопроса:
вопрос: теоретический вопрос по программе
вопрос: правила заготовки и засушивания природного материала
Практический этап: предполагает презентацию 2-х работ, сделанных из разных природных материалов, изучаемых по программе, с поэтапным рассказом их изготовления. Либо персональная выставка работ обучающегося с экскурсией и пояснениями.
Материально – техническое обеспечение программы:
- Учебный кабинет, включая типовую мебель
- Шкаф инструментальный
- Выставочные стенды
- Ножницы бытовые
- Библиотечный фонд (методические пособия)
- Доска школьная (меловая)
- Проектор с экраном (мультимедиа)
- Резак для бумаги
- Плоттер
- Фотоаппарат
- Принтер (цветной)
- Стол закроечный
- Нож канцелярский
- Утюг
- Клеевой пистолет
Расходный материал: клей Титан, клей ПВА, проволока, леска, нитки швейные, калька, лента оранжировочная, природный материал, скотч, тейп – лента, соломка.
Информационное обеспечение реализации программы
Информационные ресурсы
Официальный сайт МКУ ДО Оричевского Дома творчества: ddt-orichi.ukoz.ru
Персональный профессиональный сайт педагога: https://nsportal.ru/simonova-galina-vladimirovna
Интернет – ресурсы
«Крестик» интернет – журнал по рукоделию http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/podelki-iz-prirodnyh-materialov-svoimi-rukami
Мой дом http://domnomore.com/podelki-iz-prirodnogo-materiala-idei-foto/
Международный образовательный портал «Маам.ру» https://www.maam.ru/obrazovanie/podelki-iz-prirodnogo-materiala
Сайт для мам и бабушек «Семейная кучка» http://semeynaya-kuchka.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala-148-idej/
Ларец мастерицы https://larecmasterici.ru/podelki-iz-prirodnyx-materialov/podelki-iz-prirodnogo-materiala-chto-mozhno-sdelat-na-osennyuyu-tematiku.html
Красивые поделки из природного материала https://handsmake.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala.html
Дизайн и архитектура https://modernplace.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala-svoimi-rukami/
Цветочные композиции из природного материала https://www.liveinternet.ru/users/letsgo65/post301294251/
Ярмарка мастеров https://www.livemaster.ru/masterclasses/floristika/zagotovki-iz-prirodnyh-materialov
Список литературы для педагога
А. Шептуля «Домашние обереги своими рук. – Эксмо, 2006. – 85 с.
В.А. Клейлина и др. «Оригинальные картины из зерен», Самарский дом печати, 2011.- 97 с.
Г. Федотов «Сухие травы», - М. «АСТ – ПРЕСС», 2007. – 186 с.
Д. Рэтворт и С. Берри «Аранжировка цветов», - М. 2011. – 95 с.
Е. Артомонова «Необычные сувениры и игрушки», - М. «Эксмо», 2005.- 89 с.
Е. С. Покачалова «Лютитки – цветочки у меня в горшочке», «Карапуз», 2004.- 65 с.
И. Черныш «Поделки из природных материалов», - М. «АСТ – ПРЕСС», 2009. – 123 с.
И.В. Черныш «Забавные поделки к праздникам», - ЗАО «Медиа Групп», 2012.– 103 с.
К.А. Рихер «Красивые топиарии»- М. Эксмо, 2015. – 99 с.
Л. В. Мешакина « Мозаика из яичной скорлупы», ООО «АСТ –ПРЕСС Книга, 2010. – 96 с.
Лыкова И.А. Листопад в ладошках. – М: КАРАПУЗ, 2008. – 94 с.
М.А. Гусакова «Аппликация», М. Просвещение, 2006. – 145 с.
С. Гирнд «Разноцветные поделки из природных материалов»,- М., А - Пресс, 2014. – 84 с.
С. Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов», М. Айрис – Пресс, 2005.- 116 с.
Стецюк В. Картинки из сухих цветов. - М: АСТ – ПРЕСС, 2002. – 76 с.
Урсула Браун Бернхарт «Украшаем дом цветами» - АСТ Астрель, 2000. – 112 с.
Календарный учебный график
1. Комплектование учебных групп в 2019 – 2020 учебном году осуществляется с 1 по 14 сентября 2019 г. Начало учебного года: с 15 сентября 2019 г. Окончание учебного года: 25 мая 2020 г.
2. Летние каникулы с 26 мая по 31 августа 2020.
3. Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
4. Во время осенних, зимних и весенних школьных каникул работа осуществляется в полном объеме часов, может составляться временное расписание занятий с учетом желания детей и их родителей (законных представителей).
5. Продолжительность академического часа в группах обучающихся составляет 45 минут с перерывом между занятиями 5 минут.