12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Симанова Галина Владимировна42
Россия, Кировская обл., пгт Оричи

муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Оричевский районный Дом детского творчества

Кировской области



Принята методическим советом Утверждаю:

Оричевского Дома творчества Директор Оричевского

«26» сентября 2003 г. Дома творчества

Протокол № 1 Т.Ю.Соколова

«26» сентября 2003 г.





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Природа и фантазия»


Направленность: естественнонаучная


Возраст детей: 7-15 лет


Срок реализации: 4 года






t1597128129aa.gif







Руководитель объединения и

автор – составитель программы

Симанова Галина Владимировна

педагог дополнительного

образования



пгт Оричи

2003 г.


«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский


Пояснительная записка


Направленность программы «Природа и фантазия» - естественнонаучная.

Актуальность

Фитодизайн – это жанр декоративно-прикладного искусства, связанный с растительным материалом и композициями из него, подразделяется по видам материалов и объемом работ.

Фитодизайн в разных его формах появился на земле одновременно с человеком разумным. В России он имеет глубокие корни в народном творчестве, традициях и обрядах. Вятский край всегда имел и имеет сейчас своих мастеров изделий из капо-корня, плетения из соломки, лозы и бересты, любителей букетов из живых и засушенных цветов.

Творчески работая с природным материалом, ребенок приобретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учиться видеть неповторимую красоту, художественный образ. На занятиях дети знакомятся с историей древнего искусства аранжировки цветов: учатся составлять композиции из растительного пуха и плоско засушенных растений.

Общение с природой и искусством, воспитание чувства прекрасного помогает снять отрицательные эмоции воспитанника, которому он подвергается в этом периоде развития. Конкурсы и выставки работ, их обсуждение и интерес к предмету дает детям стимул к поиску новой информации. Он ходит на выставки, в музеи, посещает библиотеку. Так формируется мотивация и большой интерес к предмету «Флористика», а также самоутверждение воспитанника.

Программа является средством социальной адаптации личности, где в течение 4-х лет предусмотрены совместные мероприятия и выставки для воспитанников разных возрастов. В программе предусмотрены элементы спортивно-оздоровительные экскурсии и походы на природу. Программа развивает художественную одаренность детей при составлении композиций эскизов к ним. В ней так же присутствуют элементы учебного исследования при заготовке природного материала.

Отличительные особенности

Для успешного вхождения в новый неизведанный мир прекрасного и продвижения в нем к желанной цели у человека должен быть развит эстетический вкус, художественные потребности. На это и направлена программа дополнительного образования «Природа и фантазия», которая не только расширяет знания экологии, биологии, природоведения, но и дополняет их.

Программой предусматривается изучение теоретических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.

Новизна программы:

Вариативность программы (взаимозаменяемость разделов).

Комплексность – освоение одновременно нескольких видов деятельности.

Самореализация каждого ребенка в неповторимых творческих работах.

Возможность самоутвердиться в том виде творчества, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.

Формирование познавательных интересов и потребностей через многообразие и доступность материалов.

Решение проблемы утилизации отходов, что позволяет осуществлять экологическое воспитание детей.

Адресат программы: программа предназначена для детей 7-15 лет.

Условия приема: принимаются все желающие заниматься дети по заявлению родителей.

Структура программы

Год обучения

Кол-во часов

в год

Режим занятий, периодичность и продолжительность

1 г.об.

144

4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)

2 г.об.

216

6 часов в неделю (2 раза по 3 часа)

3 г.об.

216

6 часов в неделю (2 раза по 3 часа)

4 г.об.

216

6 часов в неделю (2 раза по 3 часа)


Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: группы формируются из детей разных возрастов. Состав группы постоянный.


Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся через работу с природным материалом.

Задачи обучения:

Образовательные:

- формировать основы экологических знаний о растительности родного края;

- углубить знания по ботанике, экологии, истории, народному творчеству;

- формировать умения и навыки по заготовке растений в соответствии с принципами охраны природы и природопользования;

- формировать умения и навыки работы с различными материалами.

Воспитательные:

- формировать эстетическую и экологическую культуру воспитанников;

- воспитывать творческую, социально-активную личность, сознательно развивающую свои способности для успешной в дальнейшем жизнедеятельности;

- воспитывать потребность в самоопределении и самовыражении воспитанника посредством выбранной сферы деятельности, в самоутверждении посредством участия в массовых мероприятиях и выставках, конкурсах разного уровня, самореализации в своих творческих работах;

- формировать эмоционально-ценностные отношения к миру, себе, к природе;

-воспитывать бережное отношение к природе и культурным ценностям, экологии окружающей среды.

Развивающие:

- способствовать развитию и совершенствованию основных психологических процессов личности воспитанников (внимание, воля, чувства, память, мышление, воображение);

- способствовать развитию направленности личности воспитанника (познавательные интересы, убежденность, мировоззрение) через содержание учебного материала, деятельности воспитанников на занятиях, общение;

- развивать творческие способности при выполнении заданий различного уровня сложности с целью формирования знаний, умений и навыков в системе.

Прогнозируемый результат

К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:

- основы рационального природопользования;

- растения родного края, Красной книги Кировской области;

- историю флористики;

- правила заготовки и хранения природного материала;

- правила оформление флористических композиции;

-художественные приемы и особенности при составлении композиций.

Будут уметь:

- рационально использовать природные ресурсы;

- самостоятельно собирать, обрабатывать и высушивать растительный материал;

- самостоятельно составлять картины, композиции из различного природного материала в различных формах и жанрах;

- самостоятельно обрабатывать соломку: тонировать, гладить, хранить соломенные ленты;

- самостоятельно оформлять работу, делать навесные петли, паспорт;

- самостоятельно подбирать эскиз, выбирать сюжет, компоновать материал, закреплять материал на основу;

- самостоятельно подбирать флористический материал;

- составлять композиции разными видами растительного материала.

Формы контроля: творческая работа, опрос, беседа, самостоятельная работа.

Формы предъявления и демонстрации результатов: выставки, конкурсы.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый; творческий.

Формы организации учебного процесса: сочетание индивидуальной формы с групповой.

Формы организации учебного занятия: учебное занятие; игра; видеозанятие; викторины; защита творческих проектов; путешествие; экскурсия; творческие выставки. Основной формой обучения является учебное занятие. Программой предусмотрены также формы воспитательной работы: мероприятие (события, занятия, игра); дела (общая работа, важные события коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе).

Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, технология развивающего обучения; технология разноуровнего обучения; технология проектной деятельности; технология педагогической мастерской; здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

Инструктаж:

вводный – проводится перед началом практической работы;

текущий – проводится во время практической работы;

заключительный;

Практическая работа (70% от занятия);

Физкультминутка (динамические паузы);

Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;

Приведение в порядок рабочего места.

По окончании 4 лет обучения по программе при положительном результате прохождения итоговой аттестации, которая является добровольной, обучающимся выдается свидетельство об обучении.

Формы итоговой аттестации:

теоретический этап: ответы на билеты по теории программы;

практический этап: презентация двух авторских работ или персональная выставка обучающихся.



Содержание программы


1 год обучения


Задачи:

- формировать основы знаний и умений, необходимых для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- познакомить с растениями родного края;

- познакомить с правилами сбора и хранения засушенного материала;

- познакомить с методикой установки новогодних композиций;

- развивать наблюдательность, память, воображение;

- учить основам технологии и техники работы с природным материалом;

- воспитывать коммуникабельность, культуру взаимоотношений.

Ожидаемый результат 1-го года обучения

К концу изучения 1 года обучения воспитанники будут знать:

- особенности работы с природным материалом;

- инструменты, правила работы с ними;

- растения родного края, различать деревья, кустарники, плоды;

- правила заготовки природного материала;

- методику установки новогодних композиций, аксессуаров к ним;

- основу цветоведения.

К концу изучения 1 раздела воспитанники будут уметь:

- работать с инструментами и материалами;

- использовать растительный материал в творческий работах;

- засушивать растения;

- составлять простые композиции из природного материала;

- правильно организовывать рабочее место.


Учебно-тематический план 1 года обучения


Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1. Введение в предмет

4

4

-

2. Страна Листопандия

28

4

24

3. Королевство спелых ягод, фруктов, овощей

8

2

6

4. Лесное царство

22

4

18

5. Соломенное царство

28

10

18

6. Снесла курочка яичко

14

4

10

7. Цветочная страна

16

4

12

8. Выполнение творческих работ

14

-

14

9. Массовые мероприятия

8

-

8

10. Итоговое занятие

2


2

Итого:

144

32

112



Содержание программы 1 года обучения


Введение в предмет

Теория: Знакомство с детьми. Предъявляемые требования к кружковцам. Знакомство с терминами. Путешествие в мир природы. Инструменты и правила работы с ними: ножницы, шило, пинцет. Дополнительные материалы: клей, цветная бумага, кисточки, картон, гуашь, лак мебельный, красители, плита ДВП.

Страна «Листопандия» («Золотая осень»)

Теория: Знакомство со страной, где живут листья. Роль растений в жизни человека. Охрана природы. Правила сбора растений и природного материала. Их засушивание и хранение. Техника безопасности при работе с природным материалом. Чтение стихов, рассказов о древних кустарниках. Загадки. Знакомство с осенними явлениями в жизни растений. Составление композиций по способу аппликации из засушенного растительного материала. Аппликация – способ создания художественных работ путем наклеивания кусочков различного материала. Виды аппликации: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая. Цветоведение. Палитра красок в различные времена года. Символика цвета.

Практика: Экскурсия в парк, сад, сбор осенних листьев и трав. Экологические игры «С какого дерева листок», «1,2,3. Это дерево найди». Аппликация из засушенных растений. Предметная аппликация: «Грибы», «Птицы», «Мое любимое животное», «Подводный мир», «Бабочки», «Сказочная птица», «Человечки из листьев». Сюжетная аппликация: «Осенний пейзаж», «Звери в лесу», «Цветы в вазе», «На морском дне». Декоративная аппликация: Декоративная тарелка, салфетка.

Королевство спелых ягод, фруктов, овощей

Теория: Разнообразие овощей и фруктов. Загадки, стихи об овощах и фруктах. Что можно сделать из овощей и фруктов.

Практика: Поделки из овощей и фруктов «Чудо с огорода», викторина, кроссворд «Овощи. Фрукты». Поделки из ягод: бижутерия: бусы, браслет.

Лесное царство

Теория: Знакомство с лесным царством. Хвойные растения. Шишки. Корни. Желуди. Орехи. Гриб-Трутовик. Стихи, загадки, кроссворды. Вторая жизнь дерева. Техника заготовки опила. Техника составления миниатюр из перечисленных материалов.

Практика: Экскурсия в лес. Изготовление миниатюр из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов. Составление композиции из цветного опила по самостоятельному сюжету. Новогодние композиции.

Соломенное царство

Теория: Необыкновенная соломка. Использование соломы злаковых растений. Заготовка. Простейшие приемы обработки соломы. Тонирование. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Составление композиций по способу аппликаций.

Снесла курочка яичко

Теория: Что такое яицо? Скорлупа плюс фантазия. Техника обработки яичной скорлупы. Изделия из яиц и скорлупы. Пасха. Обряды и обычаи. Пасхальные атрибуты.

Практика: Изготовление изделий из яиц. Пасхальные композиции. Писанки.

Цветочная страна

Теория: Знакомство с сухоцветами. Правила сбора растений. Их хранение.

Практика: Составление букетов из сухоцветов. Фантазийные цветы.

Выполнение творческих работ

Выполнение творческих работ по изученным темам: страна листопадия, соломенное царство. Оформление и проведение выставки: зеркало природы, выставки декоративно прикладного творчества.

Массовые мероприятия

Кружковцы участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества: День здоровья, новогодняя елка, чаепития, в районных и областных выставках.

Итоговое занятие. Подведение итогов за год, задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.


2 год обучения

Задачи:

- познакомить с историей флористики;

- дать понятия флора и флоризм;

- познакомить с приемами составления плоских композиций из цельно засушенного растительного материала в жанрах «Художественный гербарий», «Пейзаж», «Панно»;

- познакомить с разнообразием видов соломки, сроки заготовки, обработки;

- познакомить с приемами изображения растений, пейзажных композиций соломки;

- отрабатывать правила работы с инструментами;

- познакомить со способами засушивания растения на воздухе, в десикантах;

- расширять знания воспитанников по ботанике, народному творчеству;

- развивать память, фантазию, наблюдательность;

- формировать основы эстетической и экологической культуры;

- воспитывать творческую личность, развивать самостоятельность.

Ожидаемый результат 2 года обучения

Воспитанники будут знать:

- историю флоризма в России;

- значение терминов флора и флоризм;

- инструменты и материалы;

- способы и методы заготовки растительного материала;

- особенности при высушивании растений гербарным способом;

- строение флористической картины;

- понятие о цвете – цветовой спектр;

- приемы составления плоских композиций из цельно засушенного растительного материала в жанрах «Художественный гербарий», «Пейзаж», «Панно»;

- разнообразие видов соломки, сроки заготовки, обработки;

- приемы изображения растений, пейзажных композиций соломки;

- правила работы с инструментами;

- способы засушивания на воздухе, в десикантах;

- методику изготовления новогодней настольной композиции и аксессуары к ней.

- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;

- основные русские языческие праздники.

Будут уметь:

- заготавливать растительный материал гербарным способом, обеспечить правильное его хранение;

- оформлять флористическую картину под стекло;

- владеть основами построения композиций;

- ориентироваться в разнообразии жанров: портрет, пейзаж, натюрморт;

- составлять простые композиции из цельно засушенного материала (художественный гербарий, панно);

- обрабатывать соломку, тонировать при помощи утюга;

- выполнять аппликации из соломки;

- работать с инструментами и материалами флориста;

- засушивать растения для зимних букетов различными способами (в пучках, на воздухе, в десикантах);

- составлять композиции к праздникам Рождество, Пасха;

- составлять новогодние композиции.

Учебно-тематический план 2 года обучения


Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение во флористику

3

3

-

2

Флора России

6

6

-

3

Заготовка растительного материала

15

3

12

4

Оформление флористических картин

18

3

15

5

Составление флористических композиций из засушенного материала

33

3

30

6

Аранжировка

3

3

-

7

Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета

15

3

12

8

Рождественские композиции

21

2

19

9

Составление композиции из соломки

36

3

33

10

Изделия из вербы

15

1

14

11

Опил

18

1

17

12

Творческие работы

18

-

18

13

Массовые мероприятия

12

-

12

14

Итоговое занятие

3

-

3


Итого:

216

31

185


Содержание программы 2 года обучения


Введение во флористику

Теория: Ознакомление с терминами «Флора», «Флористика». Инструменты и материалы, необходимые для занятий флористикой. Инструктаж по технике безопасности.

Флора России

Теория: Знакомство с флорой России. История возникновения Красной Книги России. Растения Красной Книги. Редкие и исчезающие растения. Защита и охрана редких видов флоры. Заповедные места России.

Заготовка растительного материала

Теория: Знакомство с методами и способами заготовки растительного материала: гербарный – плоскостной метод; сохранение объема – объемный.

Практика: Экскурсии в лес, парк для сбора растительного материала. Заготовка растений гербарным способом. Сбор соломки. Первичная обработка для хранения.

Оформление флористических картин

Теория: Что такое флористическая картина? Виды. Порядок оформления готовой флористической картины. Материалы для основы. Техника изготовления петель. Материал для фона. Застекление, окантовка, написание паспорта.

Практика Изготовление петелек. Оформление паспарту с прямоугольным, овальным и круглым вырезом.

Составление флористических композиций из засушенного материала

Теория: Техника выполнения работ из цельного засушенного материала (художественный гербарий, панно). Композиция из цельных лепестков и цветов. Использование растительной крошки.

Практика: Выполнение композиций по сюжетам. Оформление готовых работ.

Аранжировка

Теория. Особенности работы с природным материалом, правила работы с инструментами и материалами. Техника безопасности. Знакомство с инструментами и материалами, работа с ними.

Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета.

Теория: Способы засушивания цветов на воздухе – в пучках, вертикально, горизонтально, в десикантах. Консервирование. Банты для букетов. Методика изготовления бантов. Модификация растений.

Практика: Размещение цветов для засушивания на воздухе. Изготовление ваз из банок. Изготовление фантазийных цветов. Изготовление цветов из декоративной ленты.

Рождественские композиции

Теория: Методика установки новогодних композиций, знакомство с основными правилами построения композиций и их основными типами – настенные, настольные. Основные цвета и аксессуары новогодних композиций. Теория венка.

Практика: Изготовление новогодних аксессуаров. Изготовление венка. Изготовление рождественской композиции: настенной, настольной. Оформление выставки.

Составление композиции из соломки

Теория: Виды соломки. Сроки заготовки, приемы обработки, тонирование соломки, хранение соломенных лент. Изображение элементов композиции в технике аппликации. Пейзаж. Оформление неба, водоема, земли, деревьев. Проработка элементов. Составление композиции. Оформление готовой работы.

Практика: Изображение растений. Творческие работы в жанре пейзаж.

Изделия из вербы

Теория: Особенности произрастания вербы. Сбор и хранение вербы. Использование вербы.

Практика: Изготовление панно из вербы: «Цыпленок», «Зайчик», мини-композиции из вербы.

Опил

Теория: Что такое опил? Виды. Техника составления композиций из опила. Покраска опила. Просеивание. Сушка. Подготовка опила для работы.

Практика: Подготовка опила к работе: просеивание, покраска, сушка. Композиции из опила.

Творческие работы

Практика: Выполнение работы по самостоятельному замыслу со всеми требованиями. Застекление. Рамка. Паспорт.

Массовые мероприятия

Обучающиеся участвуют во всех массовых мероприятиях, проводимых в Доме творчества и в кружке: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. прикладного творчества, зеркало природы.

Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.



3 год обучения

Задачи:

- продолжать формировать умения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- продолжать знакомить с растениями родного края, лекарственными растениями;

- отрабатывать умения сбора и хранения засушенного материала;

- продолжать формировать основы эстетической и экологической культуры;

- познакомить с приемами работы из засушенного материала в жанре «Натюрморт», «Цветочная миниатюра», «Анималистика»;

- отрабатывать умения работать с сухоцветами;

- продолжать знакомить с особенностями постановки композиций в стилях «Европейской дерево», искусственный бонсай: особенности формы бонсая;

- познакомить с языческими праздниками, обрядами, обычаями;

- продолжать формировать мировоззрение на основе традиций русской и мировой культуры;

- продолжать прививать устойчивый интерес к собственному творчеству.

Ожидаемый результат 3-его года обучения

Воспитанники будут знать:

- основные принципы охраны окружающей среды;

- виды растений Красной книги Кировской области, произрастающие в Оричевском районе;

- приемы изображения архитектурных сооружений, животных, птиц из растительного материала;

- приемы работы с соломкой;

- приемы работы из засушенного материала в жанре «Натюрморт», «Цветочная миниатюра», «Анималистика»;

- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;

- методику, установки новогодних композиций, типы новогодних композиций и аксессуары к ним;

- правила и приемы работы с сухоцветами;

- традиции и подношения цветов;

- особенности постановки композиций в стилях «Европейской дерево», искусственный бонсай: особенности формы бонсая;

- языческие праздники, обряды, обычаи;

- свойства некоторых трав и их использование народом.

Воспитанники будут уметь:

- отличать растения Красной книги Кировской области, произрастающие в Оричевском районе;

- рационально использовать бросовый растительный материал;

- выполнять композиции из засушенного растительного материала в жанре «Натюрморт», «Анималистика»;

- составлять композиции по самостоятельному замыслу, включая все изученные приемы и методы;

- составлять композиции праздникам: «Рождество», «Пасха»;

- составлять композиции для оформления жилища цветами, травами;

- изготовлять композиции в стиле «Европейское дерево», «Искусственный бонсай».


Учебно – тематический план 3 года обучения

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Составление композиций из растительного материала

39

3

36

2

Составление композиций из соломки

57

3

54

3

Современные новые композиции

30

6

24

4

Работа с сухоцветами

24

6

18

5

История искусства цветов

39

15

24

6

Флора Кировской области и Оричевского района

9

9

-

7

Массовое мероприятия

15

-

15

8

Итоговое занятие

3

-

3


Итого:

216

42

174



Содержание программы 3 года обучения


Составление композиций из засушенного растительного материала.

Повышение знаний и умений.

Теория: Приемы работы в жанрах «Натюрморт», «Анималистика». Правила и требования к выполнению.

Практика: Составление композиций «Натюрморт», «Букет». Выполнение работы по самостоятельному сюжету учащихся. Защита работы.

Составление композиций из соломки

Теория: Приемы работы в анималистическом жанре при изображении животных, птиц. Архитектурные сооружения. Работа над эскизом. Оформление стен, деталей, здания. Правила и требования к выполнению.

Практика: Составление композиций в анималистическом жанре. Проработка элементов. Составление композиций архитектурного сооружения. Оформление отдельных деталей, элементов. Выполнение самостоятельной работы. Сюжет авторский. Защита творческой работы.

Современные новогодние композиции

Теория: Разнообразие новогодних композиций: настенные, настольные и подвесные. Современные аксессуары, приемы работы.

Практика: Выполнение композиций настенных, настольных.

Работа с сухоцветами

Теория: Виды сухоцветов. Правила работы с сухоцветами. Способы крепления. Разновидности композиций. Особенности выполнения европейского дерева. Бутоньерка. История возникновения. Принципы изготовления бутоньерок. Искусственный бонсай. История бонсая. Техника изготовления искусственного бонсая. Стили бонсая. Искусственные вазы.

Практика: Изготовление бутоньерки, европейского дерева – искусственного бонсая. Выставка.

История искусства цветов

Теория: Изготовление искусственных ваз из подручного материала: различные банки, бутылки. Украшение их семенами, плодами, опилом, декоративными лентами. Русские народные праздники. Их история, обряды, традиции. Языческие праздники: святки, коляда, вербная неделя. Рождественские праздники. Букеты по поводу. История. Обряды. Обычаи. Значение праздника в православной религии. Смысл атрибутов. Игры, обряды. Травы нашей местности. Лечение травами в народе.

Практика: Составление композиций и оформление в традициях Нового года, Рождества, святок, Пасхи.

Флора Кировской области

Теория: Флора Кировской области и Оричевского района. Растения Красной книги Кировской области. Редкие и исчезающие растения Кировской области, Оричевского района. Защита и охрана исчезающих и редких растений Кировской области и Оричевского района. Особо охраняемые территории Кировской области.

Массовые мероприятия

Обучающиеся участвуют во всех мероприятиях ДТ и кружка: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. прикладного творчества, поездка в город Киров на выставки «зимних и рождественских композиций, зеркало природы».

Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.



4 год обучения


Дети 4 года обучения в течение всего учебного процесса работают в режиме мастерской в сопровождении педагога, опираясь на свои знания, умения, навыки, опыт и индивидуальное творчество. Создают работы авторские, оригинальные, по замыслу, качественные по выполнению.

Задачи:

- отрабатывать умения, необходимых для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- углублять знания о растениях родного края;

- отрабатывать навыки сбора и хранения засушенного материала;

- отрабатывать технологии и техники работы с природным материалом;

- развивать целеустремленность и настойчивость в поиске решения проблемы;

-формировать способность видеть собственные недостатки в работе и уметь найти альтернативное решение проблемы;

- отрабатывать умения по составлению композиций из сухоцветов и плоско засушенного материала.

Работы должны соответствовать следующим критериям: точность соответствия эскизу; аккуратность; чистота; правильное оформление флористических работ (петельки, окантовка, паспорт).

Ожидаемый результат 4 года обучения

Воспитанники должны знать:

- основы рационального природопользования;

- растения родного края, Красной книги Кировской области;

- историю флористики;

- правила заготовки и хранения природного материала;

- правила оформление флористических композиции;

-художественные приемы и особенности при составлении композиций.

Воспитанники должны уметь:

- рационально использовать природные ресурсы;

- самостоятельно собирать, обрабатывать и высушивать растительный материал;

- самостоятельно составлять картины, композиции из различного природного материала в различных формах и жанрах;

- самостоятельно обрабатывать соломку: тонировать, гладить, хранить соломенные ленты;

- самостоятельно оформлять работу, делать навесные петли, паспорт;

- самостоятельно подбирать эскиз, выбирать сюжет, компоновать материал, закреплять материал на основу, подбирать флористический материал;

- составлять композиции разными видами растительного материала.

Учебно - тематический план 4 года обучения



Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Экологическая безопасность

9

9

-

3

Заготовка природного материала

12

2

10

4

Соломка

30

3

27

5

Новогодние композиции

30

3

27

6

Растительный материал

36

3

33

7

Смешанный растительный материал

33

3

30

8

Бонсай

15

3

12

9

Аранжировка из сухоцветов

12

2

10

10

Обереги

21

3

18

11

Массовые мероприятия

12

-

12

12

Заключительное занятие

3

-

3


Итого:

216

34

182



Содержание занятий 4 года обучения


Вводное занятие

Теория: Природа и искусство. Природные мотивы в дизайне. Знакомство с задачами 4 – го года обучения. Инструктажи по технике безопасности.

Экологическая безопасность

Теория: Экологические организации разных стран мира. Современные проблемы и охрана растительного мира. Воздействие человека на растительный мир. Рациональное использование флоры.

Заготовка природного материала

Теория: Повторение ранее изученного материала: техника засушивания растений в плоскости. Засушивание цветов, листьев, стеблей. Заготовка прочего растительного материала: обертки початков кукурузы, плоды – коробочки, шелуха лука, чеснока, желудей, семян сорных трав.

Практика: Экскурсия в парк за растительным материалом. Сбор коры, коряг, оригинальных веток, шишек, мха. Ссортировка материала.

Соломка

Теория: Повторение ранее изученного материала: использование соломки в работе. Виды соломки. Народные промыслы. Применение соломки. Тонирование соломки. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам.

Практика: Тонирование соломки утюгом, глажка. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам. Оформление работы: основа, петелька, застекление, окантовка, паспорт. Материал для фона.

Новогодние композиции

Теория: Повторение ранее изученного материала: техника выполнения новогодних композиций, основные цвета. Виды новогодних композиций: напольные, настенные, настольные, свэг.

Практика: Выполнение новогодних композиций. Компоновка, аксессуары к новогодней композиции. Разнообразие форм основ. Крепление.

Растительный материал

Теория: Теоретическая часть для четвертого года обучения дается более углубленно. Ребята самостоятельно работают по созданию картин из засушенного растительного материала (букет, натюрморт, пейзаж) композиций из цельных лепестков и цветов. Использование листьев, крошки растительного материала. Подбор материала под основу.

Практика: Составление композиций из засушенного растительного материала. Оформление готовых работ: основа, фон, изготовление петель, оформление: паспарту, застекление и окантовка, петельки. Паспорт.

Смешанный растительный материал

Теория: Повторение ранее изученного материала: самостоятельная работа из засушенного смешанного растительного материала в жанре (букет, натюрморт, пейзаж). Художественные приемы. Повторение.

Практика: Выбор сюжета, эскиз. Оформление картины: петельки, поспарту окантовка, застекление. Паспорт картины.

Бонсай

Теория: Повторение ранее изученного материала: история. Виды. Техника выполнения.

Практика: Выбор формы бонсая. Выбор контейнера, коряги, ветки. Крепление. Оформление кроны.

Аранжировка из сухоцветов

Теория: Повторение ранее изученного материала: основы цветочной аранжировки из сухоцветов. Разнообразие форм, основ. Закрепление материала. Компоновка растительного материала. Ассортимент сухоцветов. Демонстрация фотографий, открыток.

Практика: Составить композицию из сухоцветов. Составить эскиз, подобрать материалы. Закрепить растения. Оформить работу.

Обереги

Теория: Традиции украшения дома оберегами. Виды оберегов.

Практика: Оберег – плетень. Аксессуары к оберегу: новые прутья, кусочки древесной коры, сухие ягоды, фасоль, искусственные цветы и листья, колоски.

Массовые мероприятия

Посещение выставок, выезд в г. Киров, участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества.

Итоговое занятие Подведение итогов за год. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.



Итоговая аттестация по программе проводится за сеткой часов учебно – тематического плана, так как является добровольной и необязательной для всех обучающихся.


Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение:

Инструкции по технике безопасности и охране труда

Карточки физкультминуток

Таблицы и схемы с поэтапным выполнением работы

Образцы готовых изделий

Цветовые карты сочетания цветов

Коллекция образцов материалов

Карточки с описанием этапов работы

Коллекция природного материала

Наглядные пособия: картинки, образцы, фотографии, книги

Разработки проведения конкурсов, викторин

Кроссворды, творческие задания

Презентации занятий

Архивы объединения: каталоги работ, работы выпускников, виртуальные выставки и т.д.


Материалы для итоговой аттестации:

Теоритический этап проводится по билетам. Каждый билет содержит 2 вопроса:

вопрос: теоретический вопрос по программе

вопрос: правила заготовки и засушивания природного материала

Практический этап: предполагает презентацию 2-х работ, сделанных из разных природных материалов, изучаемых по программе, с поэтапным рассказом их изготовления. Либо персональная выставка работ обучающегося с экскурсией и пояснениями.


Материально – техническое обеспечение программы:

- Учебный кабинет, включая типовую мебель

- Шкаф инструментальный

- Выставочные стенды

- Ножницы бытовые

- Библиотечный фонд (методические пособия)

- Доска школьная (меловая)

- Проектор с экраном (мультимедиа)

- Резак для бумаги

- Плоттер

- Фотоаппарат

- Принтер (цветной)

- Стол закроечный

- Нож канцелярский

- Утюг

- Клеевой пистолет


Расходный материал: клей Титан, клей ПВА, проволока, леска, нитки швейные, калька, лента оранжировочная, природный материал, скотч, тейп – лента, соломка.



Информационное обеспечение реализации программы


Информационные ресурсы

Официальный сайт МКУ ДО Оричевского Дома творчества: ddt- orichi.ukoz.ru

Персональный профессиональный сайт педагога: https://nsportal.ru/simonova-galina-vladimirovna

Интернет – ресурсы

«Крестик» интернет – журнал по рукоделию http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/podelki-iz-prirodnyh-materialov-svoimi-rukami

Мой дом http://domnomore.com/podelki-iz-prirodnogo-materiala-idei-foto/

Международный образовательный портал «Маам.ру» https://www.maam.ru/obrazovanie/podelki-iz-prirodnogo-materiala

Сайт для мам и бабушек «Семейная кучка» http://semeynaya-kuchka.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala-148-idej/

Ларец мастерицы https://larecmasterici.ru/podelki-iz-prirodnyx-materialov/podelki-iz-prirodnogo-materiala-chto-mozhno-sdelat-na-osennyuyu-tematiku.html

Красивые поделки из природного материала https://handsmake.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala.html

Дизайн и архитектура https://modernplace.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala-svoimi-rukami/

Цветочные композиции из природного материала https://www.liveinternet.ru/users/letsgo65/post301294251/

Ярмарка мастеров https://www.livemaster.ru/masterclasses/floristika/zagotovki-iz-prirodnyh-materialov





Список литературы для педагога


А. Шептуля «Домашние обереги своими рук. – Эксмо, 2006. – 85 с.

В.А. Клейлина и др. «Оригинальные картины из зерен», Самарский дом печати, 2011.- 97 с.

Г. Федотов «Сухие травы», - М. «АСТ – ПРЕСС», 2007. – 186 с.

Д. Рэтворт и С. Берри «Аранжировка цветов», - М. 2011. – 95 с.

Е. Артомонова «Необычные сувениры и игрушки», - М. «Эксмо», 2005.- 89 с.

Е. С. Покачалова «Лютитки – цветочки у меня в горшочке», «Карапуз», 2004.- 65 с.

И. Черныш «Поделки из природных материалов», - М. «АСТ – ПРЕСС», 2009. – 123 с.

И.В. Черныш «Забавные поделки к праздникам», - ЗАО «Медиа Групп», 2012.– 103 с.

К.А. Рихер «Красивые топиарии»- М. Эксмо, 2015. – 99 с.

Л. В. Мешакина « Мозаика из яичной скорлупы», ООО «АСТ –ПРЕСС Книга, 2010. – 96 с.

Лыкова И.А. Листопад в ладошках. – М: КАРАПУЗ, 2008. – 94 с.

М.А. Гусакова «Аппликация», М. Просвещение, 2006. – 145 с.

С. Гирнд «Разноцветные поделки из природных материалов»,- М., А - Пресс, 2014. – 84 с.

С. Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов», М. Айрис – Пресс, 2005.- 116 с.

Стецюк В. Картинки из сухих цветов. - М: АСТ – ПРЕСС, 2002. – 76 с.

Урсула Браун Бернхарт «Украшаем дом цветами» - АСТ Астрель, 2000. – 112 с.



Календарный учебный график


1. Комплектование учебных групп в 2019 – 2020 учебном году осуществляется с 1 по 14 сентября 2019 г. Начало учебного года: с 15 сентября 2019 г. Окончание учебного года: 25 мая 2020 г.

2. Летние каникулы с 26 мая по 31 августа 2020.

3. Продолжительность учебного года составляет 36 недель.

4. Во время осенних, зимних и весенних школьных каникул работа осуществляется в полном объеме часов, может составляться временное расписание занятий с учетом желания детей и их родителей (законных представителей).

5. Продолжительность академического часа в группах обучающихся составляет 45 минут с перерывом между занятиями 5 минут.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.