Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия»

3
0
Материал опубликован 11 August 2020

муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Оричевский районный Дом детского творчества

Кировской области



Принята методическим советом Утверждаю:

Оричевского Дома творчества Директор Оричевского

«26» сентября 2003 г. Дома творчества

Протокол № 1 Т.Ю.Соколова

«26» сентября 2003 г.





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Природа и фантазия»


Направленность: естественнонаучная


Возраст детей: 7-15 лет


Срок реализации: 4 года






t1597128129aa.gif







Руководитель объединения и

автор – составитель программы

Симанова Галина Владимировна

педагог дополнительного

образования



пгт Оричи

2003 г.


«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский


Пояснительная записка


Направленность программы «Природа и фантазия» - естественнонаучная.

Актуальность

Фитодизайн – это жанр декоративно-прикладного искусства, связанный с растительным материалом и композициями из него, подразделяется по видам материалов и объемом работ.

Фитодизайн в разных его формах появился на земле одновременно с человеком разумным. В России он имеет глубокие корни в народном творчестве, традициях и обрядах. Вятский край всегда имел и имеет сейчас своих мастеров изделий из капо-корня, плетения из соломки, лозы и бересты, любителей букетов из живых и засушенных цветов.

Творчески работая с природным материалом, ребенок приобретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учиться видеть неповторимую красоту, художественный образ. На занятиях дети знакомятся с историей древнего искусства аранжировки цветов: учатся составлять композиции из растительного пуха и плоско засушенных растений.

Общение с природой и искусством, воспитание чувства прекрасного помогает снять отрицательные эмоции воспитанника, которому он подвергается в этом периоде развития. Конкурсы и выставки работ, их обсуждение и интерес к предмету дает детям стимул к поиску новой информации. Он ходит на выставки, в музеи, посещает библиотеку. Так формируется мотивация и большой интерес к предмету «Флористика», а также самоутверждение воспитанника.

Программа является средством социальной адаптации личности, где в течение 4-х лет предусмотрены совместные мероприятия и выставки для воспитанников разных возрастов. В программе предусмотрены элементы спортивно-оздоровительные экскурсии и походы на природу. Программа развивает художественную одаренность детей при составлении композиций эскизов к ним. В ней так же присутствуют элементы учебного исследования при заготовке природного материала.

Отличительные особенности

Для успешного вхождения в новый неизведанный мир прекрасного и продвижения в нем к желанной цели у человека должен быть развит эстетический вкус, художественные потребности. На это и направлена программа дополнительного образования «Природа и фантазия», которая не только расширяет знания экологии, биологии, природоведения, но и дополняет их.

Программой предусматривается изучение теоретических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.

Новизна программы:

Вариативность программы (взаимозаменяемость разделов).

Комплексность – освоение одновременно нескольких видов деятельности.

Самореализация каждого ребенка в неповторимых творческих работах.

Возможность самоутвердиться в том виде творчества, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.

Формирование познавательных интересов и потребностей через многообразие и доступность материалов.

Решение проблемы утилизации отходов, что позволяет осуществлять экологическое воспитание детей.

Адресат программы: программа предназначена для детей 7-15 лет.

Условия приема: принимаются все желающие заниматься дети по заявлению родителей.

Структура программы

Год обучения

Кол-во часов

в год

Режим занятий, периодичность и продолжительность

1 г.об.

144

4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)

2 г.об.

216

6 часов в неделю (2 раза по 3 часа)

3 г.об.

216

6 часов в неделю (2 раза по 3 часа)

4 г.об.

216

6 часов в неделю (2 раза по 3 часа)


Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: группы формируются из детей разных возрастов. Состав группы постоянный.


Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся через работу с природным материалом.

Задачи обучения:

Образовательные:

- формировать основы экологических знаний о растительности родного края;

- углубить знания по ботанике, экологии, истории, народному творчеству;

- формировать умения и навыки по заготовке растений в соответствии с принципами охраны природы и природопользования;

- формировать умения и навыки работы с различными материалами.

Воспитательные:

- формировать эстетическую и экологическую культуру воспитанников;

- воспитывать творческую, социально-активную личность, сознательно развивающую свои способности для успешной в дальнейшем жизнедеятельности;

- воспитывать потребность в самоопределении и самовыражении воспитанника посредством выбранной сферы деятельности, в самоутверждении посредством участия в массовых мероприятиях и выставках, конкурсах разного уровня, самореализации в своих творческих работах;

- формировать эмоционально-ценностные отношения к миру, себе, к природе;

-воспитывать бережное отношение к природе и культурным ценностям, экологии окружающей среды.

Развивающие:

- способствовать развитию и совершенствованию основных психологических процессов личности воспитанников (внимание, воля, чувства, память, мышление, воображение);

- способствовать развитию направленности личности воспитанника (познавательные интересы, убежденность, мировоззрение) через содержание учебного материала, деятельности воспитанников на занятиях, общение;

- развивать творческие способности при выполнении заданий различного уровня сложности с целью формирования знаний, умений и навыков в системе.

Прогнозируемый результат

К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:

- основы рационального природопользования;

- растения родного края, Красной книги Кировской области;

- историю флористики;

- правила заготовки и хранения природного материала;

- правила оформление флористических композиции;

-художественные приемы и особенности при составлении композиций.

Будут уметь:

- рационально использовать природные ресурсы;

- самостоятельно собирать, обрабатывать и высушивать растительный материал;

- самостоятельно составлять картины, композиции из различного природного материала в различных формах и жанрах;

- самостоятельно обрабатывать соломку: тонировать, гладить, хранить соломенные ленты;

- самостоятельно оформлять работу, делать навесные петли, паспорт;

- самостоятельно подбирать эскиз, выбирать сюжет, компоновать материал, закреплять материал на основу;

- самостоятельно подбирать флористический материал;

- составлять композиции разными видами растительного материала.

Формы контроля: творческая работа, опрос, беседа, самостоятельная работа.

Формы предъявления и демонстрации результатов: выставки, конкурсы.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый; творческий.

Формы организации учебного процесса: сочетание индивидуальной формы с групповой.

Формы организации учебного занятия: учебное занятие; игра; видеозанятие; викторины; защита творческих проектов; путешествие; экскурсия; творческие выставки. Основной формой обучения является учебное занятие. Программой предусмотрены также формы воспитательной работы: мероприятие (события, занятия, игра); дела (общая работа, важные события коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе).

Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, технология развивающего обучения; технология разноуровнего обучения; технология проектной деятельности; технология педагогической мастерской; здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

Инструктаж:

вводный – проводится перед началом практической работы;

текущий – проводится во время практической работы;

заключительный;

Практическая работа (70% от занятия);

Физкультминутка (динамические паузы);

Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;

Приведение в порядок рабочего места.

По окончании 4 лет обучения по программе при положительном результате прохождения итоговой аттестации, которая является добровольной, обучающимся выдается свидетельство об обучении.

Формы итоговой аттестации:

теоретический этап: ответы на билеты по теории программы;

практический этап: презентация двух авторских работ или персональная выставка обучающихся.



Содержание программы


1 год обучения


Задачи:

- формировать основы знаний и умений, необходимых для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- познакомить с растениями родного края;

- познакомить с правилами сбора и хранения засушенного материала;

- познакомить с методикой установки новогодних композиций;

- развивать наблюдательность, память, воображение;

- учить основам технологии и техники работы с природным материалом;

- воспитывать коммуникабельность, культуру взаимоотношений.

Ожидаемый результат 1-го года обучения

К концу изучения 1 года обучения воспитанники будут знать:

- особенности работы с природным материалом;

- инструменты, правила работы с ними;

- растения родного края, различать деревья, кустарники, плоды;

- правила заготовки природного материала;

- методику установки новогодних композиций, аксессуаров к ним;

- основу цветоведения.

К концу изучения 1 раздела воспитанники будут уметь:

- работать с инструментами и материалами;

- использовать растительный материал в творческий работах;

- засушивать растения;

- составлять простые композиции из природного материала;

- правильно организовывать рабочее место.


Учебно-тематический план 1 года обучения


Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1. Введение в предмет

4

4

-

2. Страна Листопандия

28

4

24

3. Королевство спелых ягод, фруктов, овощей

8

2

6

4. Лесное царство

22

4

18

5. Соломенное царство

28

10

18

6. Снесла курочка яичко

14

4

10

7. Цветочная страна

16

4

12

8. Выполнение творческих работ

14

-

14

9. Массовые мероприятия

8

-

8

10. Итоговое занятие

2


2

Итого:

144

32

112



Содержание программы 1 года обучения


Введение в предмет

Теория: Знакомство с детьми. Предъявляемые требования к кружковцам. Знакомство с терминами. Путешествие в мир природы. Инструменты и правила работы с ними: ножницы, шило, пинцет. Дополнительные материалы: клей, цветная бумага, кисточки, картон, гуашь, лак мебельный, красители, плита ДВП.

Страна «Листопандия» («Золотая осень»)

Теория: Знакомство со страной, где живут листья. Роль растений в жизни человека. Охрана природы. Правила сбора растений и природного материала. Их засушивание и хранение. Техника безопасности при работе с природным материалом. Чтение стихов, рассказов о древних кустарниках. Загадки. Знакомство с осенними явлениями в жизни растений. Составление композиций по способу аппликации из засушенного растительного материала. Аппликация – способ создания художественных работ путем наклеивания кусочков различного материала. Виды аппликации: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая. Цветоведение. Палитра красок в различные времена года. Символика цвета.

Практика: Экскурсия в парк, сад, сбор осенних листьев и трав. Экологические игры «С какого дерева листок», «1,2,3. Это дерево найди». Аппликация из засушенных растений. Предметная аппликация: «Грибы», «Птицы», «Мое любимое животное», «Подводный мир», «Бабочки», «Сказочная птица», «Человечки из листьев». Сюжетная аппликация: «Осенний пейзаж», «Звери в лесу», «Цветы в вазе», «На морском дне». Декоративная аппликация: Декоративная тарелка, салфетка.

Королевство спелых ягод, фруктов, овощей

Теория: Разнообразие овощей и фруктов. Загадки, стихи об овощах и фруктах. Что можно сделать из овощей и фруктов.

Практика: Поделки из овощей и фруктов «Чудо с огорода», викторина, кроссворд «Овощи. Фрукты». Поделки из ягод: бижутерия: бусы, браслет.

Лесное царство

Теория: Знакомство с лесным царством. Хвойные растения. Шишки. Корни. Желуди. Орехи. Гриб-Трутовик. Стихи, загадки, кроссворды. Вторая жизнь дерева. Техника заготовки опила. Техника составления миниатюр из перечисленных материалов.

Практика: Экскурсия в лес. Изготовление миниатюр из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов. Составление композиции из цветного опила по самостоятельному сюжету. Новогодние композиции.

Соломенное царство

Теория: Необыкновенная соломка. Использование соломы злаковых растений. Заготовка. Простейшие приемы обработки соломы. Тонирование. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Составление композиций по способу аппликаций.

Снесла курочка яичко

Теория: Что такое яицо? Скорлупа плюс фантазия. Техника обработки яичной скорлупы. Изделия из яиц и скорлупы. Пасха. Обряды и обычаи. Пасхальные атрибуты.

Практика: Изготовление изделий из яиц. Пасхальные композиции. Писанки.

Цветочная страна

Теория: Знакомство с сухоцветами. Правила сбора растений. Их хранение.

Практика: Составление букетов из сухоцветов. Фантазийные цветы.

Выполнение творческих работ

Выполнение творческих работ по изученным темам: страна листопадия, соломенное царство. Оформление и проведение выставки: зеркало природы, выставки декоративно прикладного творчества.

Массовые мероприятия

Кружковцы участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества: День здоровья, новогодняя елка, чаепития, в районных и областных выставках.

Итоговое занятие. Подведение итогов за год, задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.


2 год обучения

Задачи:

- познакомить с историей флористики;

- дать понятия флора и флоризм;

- познакомить с приемами составления плоских композиций из цельно засушенного растительного материала в жанрах «Художественный гербарий», «Пейзаж», «Панно»;

- познакомить с разнообразием видов соломки, сроки заготовки, обработки;

- познакомить с приемами изображения растений, пейзажных композиций соломки;

- отрабатывать правила работы с инструментами;

- познакомить со способами засушивания растения на воздухе, в десикантах;

- расширять знания воспитанников по ботанике, народному творчеству;

- развивать память, фантазию, наблюдательность;

- формировать основы эстетической и экологической культуры;

- воспитывать творческую личность, развивать самостоятельность.

Ожидаемый результат 2 года обучения

Воспитанники будут знать:

- историю флоризма в России;

- значение терминов флора и флоризм;

- инструменты и материалы;

- способы и методы заготовки растительного материала;

- особенности при высушивании растений гербарным способом;

- строение флористической картины;

- понятие о цвете – цветовой спектр;

- приемы составления плоских композиций из цельно засушенного растительного материала в жанрах «Художественный гербарий», «Пейзаж», «Панно»;

- разнообразие видов соломки, сроки заготовки, обработки;

- приемы изображения растений, пейзажных композиций соломки;

- правила работы с инструментами;

- способы засушивания на воздухе, в десикантах;

- методику изготовления новогодней настольной композиции и аксессуары к ней.

- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;

- основные русские языческие праздники.

Будут уметь:

- заготавливать растительный материал гербарным способом, обеспечить правильное его хранение;

- оформлять флористическую картину под стекло;

- владеть основами построения композиций;

- ориентироваться в разнообразии жанров: портрет, пейзаж, натюрморт;

- составлять простые композиции из цельно засушенного материала (художественный гербарий, панно);

- обрабатывать соломку, тонировать при помощи утюга;

- выполнять аппликации из соломки;

- работать с инструментами и материалами флориста;

- засушивать растения для зимних букетов различными способами (в пучках, на воздухе, в десикантах);

- составлять композиции к праздникам Рождество, Пасха;

- составлять новогодние композиции.

Учебно-тематический план 2 года обучения


Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение во флористику

3

3

-

2

Флора России

6

6

-

3

Заготовка растительного материала

15

3

12

4

Оформление флористических картин

18

3

15

5

Составление флористических композиций из засушенного материала

33

3

30

6

Аранжировка

3

3

-

7

Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета

15

3

12

8

Рождественские композиции

21

2

19

9

Составление композиции из соломки

36

3

33

10

Изделия из вербы

15

1

14

11

Опил

18

1

17

12

Творческие работы

18

-

18

13

Массовые мероприятия

12

-

12

14

Итоговое занятие

3

-

3


Итого:

216

31

185


Содержание программы 2 года обучения


Введение во флористику

Теория: Ознакомление с терминами «Флора», «Флористика». Инструменты и материалы, необходимые для занятий флористикой. Инструктаж по технике безопасности.

Флора России

Теория: Знакомство с флорой России. История возникновения Красной Книги России. Растения Красной Книги. Редкие и исчезающие растения. Защита и охрана редких видов флоры. Заповедные места России.

Заготовка растительного материала

Теория: Знакомство с методами и способами заготовки растительного материала: гербарный – плоскостной метод; сохранение объема – объемный.

Практика: Экскурсии в лес, парк для сбора растительного материала. Заготовка растений гербарным способом. Сбор соломки. Первичная обработка для хранения.

Оформление флористических картин

Теория: Что такое флористическая картина? Виды. Порядок оформления готовой флористической картины. Материалы для основы. Техника изготовления петель. Материал для фона. Застекление, окантовка, написание паспорта.

Практика Изготовление петелек. Оформление паспарту с прямоугольным, овальным и круглым вырезом.

Составление флористических композиций из засушенного материала

Теория: Техника выполнения работ из цельного засушенного материала (художественный гербарий, панно). Композиция из цельных лепестков и цветов. Использование растительной крошки.

Практика: Выполнение композиций по сюжетам. Оформление готовых работ.

Аранжировка

Теория. Особенности работы с природным материалом, правила работы с инструментами и материалами. Техника безопасности. Знакомство с инструментами и материалами, работа с ними.

Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета.

Теория: Способы засушивания цветов на воздухе – в пучках, вертикально, горизонтально, в десикантах. Консервирование. Банты для букетов. Методика изготовления бантов. Модификация растений.

Практика: Размещение цветов для засушивания на воздухе. Изготовление ваз из банок. Изготовление фантазийных цветов. Изготовление цветов из декоративной ленты.

Рождественские композиции

Теория: Методика установки новогодних композиций, знакомство с основными правилами построения композиций и их основными типами – настенные, настольные. Основные цвета и аксессуары новогодних композиций. Теория венка.

Практика: Изготовление новогодних аксессуаров. Изготовление венка. Изготовление рождественской композиции: настенной, настольной. Оформление выставки.

Составление композиции из соломки

Теория: Виды соломки. Сроки заготовки, приемы обработки, тонирование соломки, хранение соломенных лент. Изображение элементов композиции в технике аппликации. Пейзаж. Оформление неба, водоема, земли, деревьев. Проработка элементов. Составление композиции. Оформление готовой работы.

Практика: Изображение растений. Творческие работы в жанре пейзаж.

Изделия из вербы

Теория: Особенности произрастания вербы. Сбор и хранение вербы. Использование вербы.

Практика: Изготовление панно из вербы: «Цыпленок», «Зайчик», мини-композиции из вербы.

Опил

Теория: Что такое опил? Виды. Техника составления композиций из опила. Покраска опила. Просеивание. Сушка. Подготовка опила для работы.

Практика: Подготовка опила к работе: просеивание, покраска, сушка. Композиции из опила.

Творческие работы

Практика: Выполнение работы по самостоятельному замыслу со всеми требованиями. Застекление. Рамка. Паспорт.

Массовые мероприятия

Обучающиеся участвуют во всех массовых мероприятиях, проводимых в Доме творчества и в кружке: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. прикладного творчества, зеркало природы.

Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.



3 год обучения

Задачи:

- продолжать формировать умения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- продолжать знакомить с растениями родного края, лекарственными растениями;

- отрабатывать умения сбора и хранения засушенного материала;

- продолжать формировать основы эстетической и экологической культуры;

- познакомить с приемами работы из засушенного материала в жанре «Натюрморт», «Цветочная миниатюра», «Анималистика»;

- отрабатывать умения работать с сухоцветами;

- продолжать знакомить с особенностями постановки композиций в стилях «Европейской дерево», искусственный бонсай: особенности формы бонсая;

- познакомить с языческими праздниками, обрядами, обычаями;

- продолжать формировать мировоззрение на основе традиций русской и мировой культуры;

- продолжать прививать устойчивый интерес к собственному творчеству.

Ожидаемый результат 3-его года обучения

Воспитанники будут знать:

- основные принципы охраны окружающей среды;

- виды растений Красной книги Кировской области, произрастающие в Оричевском районе;

- приемы изображения архитектурных сооружений, животных, птиц из растительного материала;

- приемы работы с соломкой;

- приемы работы из засушенного материала в жанре «Натюрморт», «Цветочная миниатюра», «Анималистика»;

- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;

- методику, установки новогодних композиций, типы новогодних композиций и аксессуары к ним;

- правила и приемы работы с сухоцветами;

- традиции и подношения цветов;

- особенности постановки композиций в стилях «Европейской дерево», искусственный бонсай: особенности формы бонсая;

- языческие праздники, обряды, обычаи;

- свойства некоторых трав и их использование народом.

Воспитанники будут уметь:

- отличать растения Красной книги Кировской области, произрастающие в Оричевском районе;

- рационально использовать бросовый растительный материал;

- выполнять композиции из засушенного растительного материала в жанре «Натюрморт», «Анималистика»;

- составлять композиции по самостоятельному замыслу, включая все изученные приемы и методы;

- составлять композиции праздникам: «Рождество», «Пасха»;

- составлять композиции для оформления жилища цветами, травами;

- изготовлять композиции в стиле «Европейское дерево», «Искусственный бонсай».


Учебно – тематический план 3 года обучения

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Составление композиций из растительного материала

39

3

36

2

Составление композиций из соломки

57

3

54

3

Современные новые композиции

30

6

24

4

Работа с сухоцветами

24

6

18

5

История искусства цветов

39

15

24

6

Флора Кировской области и Оричевского района

9

9

-

7

Массовое мероприятия

15

-

15

8

Итоговое занятие

3

-

3


Итого:

216

42

174



Содержание программы 3 года обучения


Составление композиций из засушенного растительного материала.

Повышение знаний и умений.

Теория: Приемы работы в жанрах «Натюрморт», «Анималистика». Правила и требования к выполнению.

Практика: Составление композиций «Натюрморт», «Букет». Выполнение работы по самостоятельному сюжету учащихся. Защита работы.

Составление композиций из соломки

Теория: Приемы работы в анималистическом жанре при изображении животных, птиц. Архитектурные сооружения. Работа над эскизом. Оформление стен, деталей, здания. Правила и требования к выполнению.

Практика: Составление композиций в анималистическом жанре. Проработка элементов. Составление композиций архитектурного сооружения. Оформление отдельных деталей, элементов. Выполнение самостоятельной работы. Сюжет авторский. Защита творческой работы.

Современные новогодние композиции

Теория: Разнообразие новогодних композиций: настенные, настольные и подвесные. Современные аксессуары, приемы работы.

Практика: Выполнение композиций настенных, настольных.

Работа с сухоцветами

Теория: Виды сухоцветов. Правила работы с сухоцветами. Способы крепления. Разновидности композиций. Особенности выполнения европейского дерева. Бутоньерка. История возникновения. Принципы изготовления бутоньерок. Искусственный бонсай. История бонсая. Техника изготовления искусственного бонсая. Стили бонсая. Искусственные вазы.

Практика: Изготовление бутоньерки, европейского дерева – искусственного бонсая. Выставка.

История искусства цветов

Теория: Изготовление искусственных ваз из подручного материала: различные банки, бутылки. Украшение их семенами, плодами, опилом, декоративными лентами. Русские народные праздники. Их история, обряды, традиции. Языческие праздники: святки, коляда, вербная неделя. Рождественские праздники. Букеты по поводу. История. Обряды. Обычаи. Значение праздника в православной религии. Смысл атрибутов. Игры, обряды. Травы нашей местности. Лечение травами в народе.

Практика: Составление композиций и оформление в традициях Нового года, Рождества, святок, Пасхи.

Флора Кировской области

Теория: Флора Кировской области и Оричевского района. Растения Красной книги Кировской области. Редкие и исчезающие растения Кировской области, Оричевского района. Защита и охрана исчезающих и редких растений Кировской области и Оричевского района. Особо охраняемые территории Кировской области.

Массовые мероприятия

Обучающиеся участвуют во всех мероприятиях ДТ и кружка: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. прикладного творчества, поездка в город Киров на выставки «зимних и рождественских композиций, зеркало природы».

Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Задание на лето. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.



4 год обучения


Дети 4 года обучения в течение всего учебного процесса работают в режиме мастерской в сопровождении педагога, опираясь на свои знания, умения, навыки, опыт и индивидуальное творчество. Создают работы авторские, оригинальные, по замыслу, качественные по выполнению.

Задачи:

- отрабатывать умения, необходимых для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- углублять знания о растениях родного края;

- отрабатывать навыки сбора и хранения засушенного материала;

- отрабатывать технологии и техники работы с природным материалом;

- развивать целеустремленность и настойчивость в поиске решения проблемы;

-формировать способность видеть собственные недостатки в работе и уметь найти альтернативное решение проблемы;

- отрабатывать умения по составлению композиций из сухоцветов и плоско засушенного материала.

Работы должны соответствовать следующим критериям: точность соответствия эскизу; аккуратность; чистота; правильное оформление флористических работ (петельки, окантовка, паспорт).

Ожидаемый результат 4 года обучения

Воспитанники должны знать:

- основы рационального природопользования;

- растения родного края, Красной книги Кировской области;

- историю флористики;

- правила заготовки и хранения природного материала;

- правила оформление флористических композиции;

-художественные приемы и особенности при составлении композиций.

Воспитанники должны уметь:

- рационально использовать природные ресурсы;

- самостоятельно собирать, обрабатывать и высушивать растительный материал;

- самостоятельно составлять картины, композиции из различного природного материала в различных формах и жанрах;

- самостоятельно обрабатывать соломку: тонировать, гладить, хранить соломенные ленты;

- самостоятельно оформлять работу, делать навесные петли, паспорт;

- самостоятельно подбирать эскиз, выбирать сюжет, компоновать материал, закреплять материал на основу, подбирать флористический материал;

- составлять композиции разными видами растительного материала.

Учебно - тематический план 4 года обучения



Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Экологическая безопасность

9

9

-

3

Заготовка природного материала

12

2

10

4

Соломка

30

3

27

5

Новогодние композиции

30

3

27

6

Растительный материал

36

3

33

7

Смешанный растительный материал

33

3

30

8

Бонсай

15

3

12

9

Аранжировка из сухоцветов

12

2

10

10

Обереги

21

3

18

11

Массовые мероприятия

12

-

12

12

Заключительное занятие

3

-

3


Итого:

216

34

182



Содержание занятий 4 года обучения


Вводное занятие

Теория: Природа и искусство. Природные мотивы в дизайне. Знакомство с задачами 4 – го года обучения. Инструктажи по технике безопасности.

Экологическая безопасность

Теория: Экологические организации разных стран мира. Современные проблемы и охрана растительного мира. Воздействие человека на растительный мир. Рациональное использование флоры.

Заготовка природного материала

Теория: Повторение ранее изученного материала: техника засушивания растений в плоскости. Засушивание цветов, листьев, стеблей. Заготовка прочего растительного материала: обертки початков кукурузы, плоды – коробочки, шелуха лука, чеснока, желудей, семян сорных трав.

Практика: Экскурсия в парк за растительным материалом. Сбор коры, коряг, оригинальных веток, шишек, мха. Ссортировка материала.

Соломка

Теория: Повторение ранее изученного материала: использование соломки в работе. Виды соломки. Народные промыслы. Применение соломки. Тонирование соломки. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам.

Практика: Тонирование соломки утюгом, глажка. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам. Оформление работы: основа, петелька, застекление, окантовка, паспорт. Материал для фона.

Новогодние композиции

Теория: Повторение ранее изученного материала: техника выполнения новогодних композиций, основные цвета. Виды новогодних композиций: напольные, настенные, настольные, свэг.

Практика: Выполнение новогодних композиций. Компоновка, аксессуары к новогодней композиции. Разнообразие форм основ. Крепление.

Растительный материал

Теория: Теоретическая часть для четвертого года обучения дается более углубленно. Ребята самостоятельно работают по созданию картин из засушенного растительного материала (букет, натюрморт, пейзаж) композиций из цельных лепестков и цветов. Использование листьев, крошки растительного материала. Подбор материала под основу.

Практика: Составление композиций из засушенного растительного материала. Оформление готовых работ: основа, фон, изготовление петель, оформление: паспарту, застекление и окантовка, петельки. Паспорт.

Смешанный растительный материал

Теория: Повторение ранее изученного материала: самостоятельная работа из засушенного смешанного растительного материала в жанре (букет, натюрморт, пейзаж). Художественные приемы. Повторение.

Практика: Выбор сюжета, эскиз. Оформление картины: петельки, поспарту окантовка, застекление. Паспорт картины.

Бонсай

Теория: Повторение ранее изученного материала: история. Виды. Техника выполнения.

Практика: Выбор формы бонсая. Выбор контейнера, коряги, ветки. Крепление. Оформление кроны.

Аранжировка из сухоцветов

Теория: Повторение ранее изученного материала: основы цветочной аранжировки из сухоцветов. Разнообразие форм, основ. Закрепление материала. Компоновка растительного материала. Ассортимент сухоцветов. Демонстрация фотографий, открыток.

Практика: Составить композицию из сухоцветов. Составить эскиз, подобрать материалы. Закрепить растения. Оформить работу.

Обереги

Теория: Традиции украшения дома оберегами. Виды оберегов.

Практика: Оберег – плетень. Аксессуары к оберегу: новые прутья, кусочки древесной коры, сухие ягоды, фасоль, искусственные цветы и листья, колоски.

Массовые мероприятия

Посещение выставок, выезд в г. Киров, участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества.

Итоговое занятие Подведение итогов за год. Чаепитие. Проведение инструктажей: ПДД, правила поведения на водоемах, ППБ в летний период, правила поведения в лесу и др.



Итоговая аттестация по программе проводится за сеткой часов учебно – тематического плана, так как является добровольной и необязательной для всех обучающихся.


Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение:

Инструкции по технике безопасности и охране труда

Карточки физкультминуток

Таблицы и схемы с поэтапным выполнением работы

Образцы готовых изделий

Цветовые карты сочетания цветов

Коллекция образцов материалов

Карточки с описанием этапов работы

Коллекция природного материала

Наглядные пособия: картинки, образцы, фотографии, книги

Разработки проведения конкурсов, викторин

Кроссворды, творческие задания

Презентации занятий

Архивы объединения: каталоги работ, работы выпускников, виртуальные выставки и т.д.


Материалы для итоговой аттестации:

Теоритический этап проводится по билетам. Каждый билет содержит 2 вопроса:

вопрос: теоретический вопрос по программе

вопрос: правила заготовки и засушивания природного материала

Практический этап: предполагает презентацию 2-х работ, сделанных из разных природных материалов, изучаемых по программе, с поэтапным рассказом их изготовления. Либо персональная выставка работ обучающегося с экскурсией и пояснениями.


Материально – техническое обеспечение программы:

- Учебный кабинет, включая типовую мебель

- Шкаф инструментальный

- Выставочные стенды

- Ножницы бытовые

- Библиотечный фонд (методические пособия)

- Доска школьная (меловая)

- Проектор с экраном (мультимедиа)

- Резак для бумаги

- Плоттер

- Фотоаппарат

- Принтер (цветной)

- Стол закроечный

- Нож канцелярский

- Утюг

- Клеевой пистолет


Расходный материал: клей Титан, клей ПВА, проволока, леска, нитки швейные, калька, лента оранжировочная, природный материал, скотч, тейп – лента, соломка.



Информационное обеспечение реализации программы


Информационные ресурсы

Официальный сайт МКУ ДО Оричевского Дома творчества: ddt-orichi.ukoz.ru

Персональный профессиональный сайт педагога: https://nsportal.ru/simonova-galina-vladimirovna

Интернет – ресурсы

«Крестик» интернет – журнал по рукоделию http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/podelki-iz-prirodnyh-materialov-svoimi-rukami

Мой дом http://domnomore.com/podelki-iz-prirodnogo-materiala-idei-foto/

Международный образовательный портал «Маам.ру» https://www.maam.ru/obrazovanie/podelki-iz-prirodnogo-materiala

Сайт для мам и бабушек «Семейная кучка» http://semeynaya-kuchka.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala-148-idej/

Ларец мастерицы https://larecmasterici.ru/podelki-iz-prirodnyx-materialov/podelki-iz-prirodnogo-materiala-chto-mozhno-sdelat-na-osennyuyu-tematiku.html

Красивые поделки из природного материала https://handsmake.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala.html

Дизайн и архитектура https://modernplace.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala-svoimi-rukami/

Цветочные композиции из природного материала https://www.liveinternet.ru/users/letsgo65/post301294251/

Ярмарка мастеров https://www.livemaster.ru/masterclasses/floristika/zagotovki-iz-prirodnyh-materialov





Список литературы для педагога


А. Шептуля «Домашние обереги своими рук. – Эксмо, 2006. – 85 с.

В.А. Клейлина и др. «Оригинальные картины из зерен», Самарский дом печати, 2011.- 97 с.

Г. Федотов «Сухие травы», - М. «АСТ – ПРЕСС», 2007. – 186 с.

Д. Рэтворт и С. Берри «Аранжировка цветов», - М. 2011. – 95 с.

Е. Артомонова «Необычные сувениры и игрушки», - М. «Эксмо», 2005.- 89 с.

Е. С. Покачалова «Лютитки – цветочки у меня в горшочке», «Карапуз», 2004.- 65 с.

И. Черныш «Поделки из природных материалов», - М. «АСТ – ПРЕСС», 2009. – 123 с.

И.В. Черныш «Забавные поделки к праздникам», - ЗАО «Медиа Групп», 2012.– 103 с.

К.А. Рихер «Красивые топиарии»- М. Эксмо, 2015. – 99 с.

Л. В. Мешакина « Мозаика из яичной скорлупы», ООО «АСТ –ПРЕСС Книга, 2010. – 96 с.

Лыкова И.А. Листопад в ладошках. – М: КАРАПУЗ, 2008. – 94 с.

М.А. Гусакова «Аппликация», М. Просвещение, 2006. – 145 с.

С. Гирнд «Разноцветные поделки из природных материалов»,- М., А - Пресс, 2014. – 84 с.

С. Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов», М. Айрис – Пресс, 2005.- 116 с.

Стецюк В. Картинки из сухих цветов. - М: АСТ – ПРЕСС, 2002. – 76 с.

Урсула Браун Бернхарт «Украшаем дом цветами» - АСТ Астрель, 2000. – 112 с.



Календарный учебный график


1. Комплектование учебных групп в 2019 – 2020 учебном году осуществляется с 1 по 14 сентября 2019 г. Начало учебного года: с 15 сентября 2019 г. Окончание учебного года: 25 мая 2020 г.

2. Летние каникулы с 26 мая по 31 августа 2020.

3. Продолжительность учебного года составляет 36 недель.

4. Во время осенних, зимних и весенних школьных каникул работа осуществляется в полном объеме часов, может составляться временное расписание занятий с учетом желания детей и их родителей (законных представителей).

5. Продолжительность академического часа в группах обучающихся составляет 45 минут с перерывом между занятиями 5 минут.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации