Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика для дошколят»
Управление образования администрации муниципального образования
Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского
городского округа Оренбургской области»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Математика
для дошколят»
(Клуб «Тропинка», для детей-инвалидов)
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Берникова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Кувандык, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. | ||
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | 3 | ||
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | ||
| 1.1.1 | Направленность программы | 3 | |
| 1.1.2 | Уровень освоения программы | 3 | |
| 1.1.3 | Актуальность программы | 3 | |
| 1.1.4 | Отличительные особенности программы | 4 | |
| 1.1.5 | Адресат программы | 4 | |
| 1.1.6 | Объем и срок освоения программы | 4 | |
| 1.1.7 | Формы обучения и реализации программы | 4 | |
| 1.1.8 | Особенности организации образовательного процесса | 4 | |
| 1.1.9 | Состав группы | 5 | |
| 1.1.10 | Режим занятий | 5 | |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 5 | ||
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 | ||
| 1.3.1 | Учебный план программы | 6-9 | |
| 1.3.2. | Содержание учебного плана | 9-14 | |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 14-15 | ||
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 16 | ||
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 16-22 | ||
2.2 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 23 | ||
2.3 | ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ | 23 | ||
2.4 | ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 24 | ||
2.5 | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 24-25 | ||
2.6 | БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 26 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика для дошколят» разработана с учётом современных теорий, технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей 6-7 лет.
1.1.1 Направленность программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика для дошколят» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на содействие социализации детей-инвалидов посредством подготовки к школьному обучению.
Программа разработана с учетом специфических особенностей эмоционального, умственного, речевого, социально-личностного развития детей-инвалидов; ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития детей-инвалидов.
Реализуется в Детском клубе «Тропинка» на базе МБУДО «ДПШ» г. Кувандыка Оренбургской области. Программа реализуется первый год. Язык реализации программы – русский.
1.1.2 Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный (стартовый). Предполагает развитие интеллектуальных, познавательных способностей детей-инвалидов, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, подготовку к школьному обучению.
1.1.3 Актуальность программы
Актуальность программы заключается в создании условий для социализации детей-инвалидов дошкольного возраста, подготовки к школьному обучению. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Математика для дошколят» направлены на развитие умственных способностей учащихся, памяти, внимания, воображения, сообразительности, наблюдательности, подготовку мышления детей к усвоению математики, формирование мыслительных умений. Занятия готовят ребенка не только к обучению в общеобразовательной школе, но и закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.
1.1.4 Отличительная особенность
Отличительной особенностью общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика для дошколят» от имеющихся программ по данному направлению: Программа «Математические ступеньки» под редакцией Е.В. Колесниковой, Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет под редакцией Федосовой Н.А., Коваленко Е.В. является:- подготовка к обучению в школе детей-инвалидов, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
1.1.5 Адресат программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана для детей-инвалидов, не посещающих дошкольное учреждение. Возраст учащихся –6-7 лет. Программа реализуется с учётом возрастных и физиологических особенностей данной категории детей.
1.1.6 Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика для дошколят» рассчитана на 1 год обучения для детей-инвалидов.
Программа реализуется в объеме:
1.1.7 Формы обучения и реализации программы
Организация образовательного процесса предполагает очную форму обучения (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие с ребёнком-инвалидом, не посещающим дошкольное учреждение.
Используются следующие формы аудиторных занятий:
- учебное занятие по ознакомлению учащихся с новым материалом;
- учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
- учебное занятие обобщения и систематизации изученного;
- учебное занятие выработки и закрепления умений и навыков;
- комбинированное учебное занятие
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется с одним учащимся. В объединение принимаются дети-инвалиды по желанию на основании справки, выданной педиатром о возможности ребенка заниматься предусмотренным программой видом деятельности.
1.1.9 Состав группы
Занятия проводятся индивидуально:
1-й год – 1 человек
1.1.10 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год:
1-й год - 72 часа. Занятия 2 раза в неделю по 1 часу (25 минут);
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией, динамическими паузами.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: подготовка к школьному обучению по математике, успешная адаптация детей-инвалидов дошкольного возраста к новым образовательным условиям
Задачи:
образовательные:
научить решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать решение с помощью цифр и знаков;
познакомить с образованием чисел от 11до 20 и новой счетной единицей - десятком;
закрепить состав чисел первого десятка;
учить формулировать, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
закрепить пространственные и временные представления;
учить решать логические задачи;
учить решать примеры на сложение и вычитание;
развивающие:
способствовать развитию слуховой и зрительной памяти, мелкой моторики рук, грамотной речи;
способствовать формированию и развитию психических функций познавательной сферы;
содействовать развитию познавательной активности дошкольников;
развивать сообразительность, смекалку, логическое и наглядно-образное мышление;
способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
способствовать успешной адаптации ребенка к новой социальной среде;
способствовать формированию положительной мотивации к обучению;
развивать навыки самоконтроля и самооценки
воспитательные:
воспитывать интерес к предмету математика;
воспитывать усидчивость, целеустремлённость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
оказание помощи в снятии физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2 | Пространственные и временные представления | 11 | 2,2 | 8,8 | |
2.1 | Признаки предметов (размер, цвет, форма) Большой, маленький | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.2 | Высокий, низкий. Выше, ниже | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.3 | Слева, справа | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.4 | Длинный, короткий. Длиннее, короче | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.5 | Больше? Меньше? Столько же? | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.6 | Круг. Многоугольник | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.7 | Прямоугольник. Квадрат | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.8 | Справа, слева. Вверху, внизу | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.9 | Позже, раньше | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.10 | Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.11 | Пространственные и временные представления (обобщение) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Цифровой период | 26 | 5,2 | 20,8 | |
3.1 | Цифры и числа. Цифра 1 | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.2 | Цифра 2. Состав числа 2 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.3 | Цифра 3. Состав числа 3 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.4 | Цифра 4. Состав числа 4 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.5 | Число и цифра 0 | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.6 | Цифра 5. Состав числа 5 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.7 | Равенство «=» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.8 | Сложение «+» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.9 | Вычитание «-» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.10 | Состав чисел от 1 до 5. Решение примеров и задач | 3 | 0,6 | 2,4 | Наблюдение Практическое задание |
3.11 | Цифра 6. Состав числа 6 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.12 | Цифра 7. Состав числа 7 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.13 | Цифра 8. Состав числа 8 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.14 | Цифра 9. Состав числа 9 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.15 | Число 10. Состав числа 10 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Счёт до 20 | 22 | 4,4 | 17,6 | |
4.1 | Число 11 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.2 | Число 12 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.3 | Число 13 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.4 | Число 14 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.5 | Число 15 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.6 | Число 16 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.7 | Число 17 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.8 | Число 18 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.9 | Число 19 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.10 | Число 20 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.11 | Числовой ряд от 0 до 20 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
5 | Решение арифметических задач | 11 | 2 | 9 | |
5.1 | Задачи на сложение | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.2 | Задачи на отношение «Больше на …» Задачи на отношение «Меньше на …» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.3 | Задачи по иллюстрациям на сложение | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.4 | Задачи по иллюстрациям на вычитание | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.5 | Различия между задачей и загадкой, рассказом и задачей | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.6 | Косвенные задачи | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.7 | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.8 | Задачи на нахождение уменьшаемого и вычитаемого | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.9 | Составление задач на сложение и вычитание по условно-схематической модели | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.10 | Составление задач на сложение и вычитание по числовому примеру | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5.11 | Путешествие по математической стране | 1 | - | 1 | Наблюдение Путешествие |
6 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Игра |
| ИТОГО: | 72 | 14 | 58 | |
1.3.2 Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места. Знакомство с пособиями и рабочими тетрадями для занятий.
Практика. Выполнение практических заданий (математическая раскраска).
2. Пространственные и временные представления
2.1. Признаки предметов (размер, цвет, форма) Большой, маленький.
Теория. Свойства предметов: большой - маленький. Размер предмета.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 3-5). Работа по развивающим карточкам.
2.2Высокий, низкий. Выше, ниже
Теория. Свойства предметов по величине: высокий - низкий. Высота предмета.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 6-7). Работа по развивающим карточкам.
2.3. Слева, справа
Теория. Пространственные отношения: слева, справа.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 8). Работа по развивающим карточкам.
2.4. Длинный, короткий. Длиннее, короче.
Теория. Свойства предметов по величине: длинный – короткий. Длина предмета.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 9). Работа по развивающим карточкам.
2.5. Больше? Меньше? Столько же?
Теория. Закрепление понятий «Больше? Меньше? Столько же?»
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 10-12). Работа по развивающим карточкам.
2.6. Круг. Многоугольник
Теория. Свойства геометрических фигур.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 13). Работа по развивающим карточкам.
2.7. Прямоугольник. Квадрат
Теория. Свойства геометрических фигур.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 14-15). Работа по развивающим карточкам.
2.8. Справа, слева. Вверху, внизу
Теория. Пространственные отношения: справа – слева. Вверху, внизу (обобщение знаний).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 16-18). Работа по развивающим карточкам.
2.9. Позже, раньше (закрепление понятий)
Теория. Понятия «Позже, раньше.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 19). Работа по развивающим карточкам.
2.10. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее
Теория. Свойства предметов:
лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее (обобщение знаний).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 20-21). Работа по развивающим карточкам.
2.11. Пространственные и временные представления
Теория. Пространственные и временные представления (обобщение знаний).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 22-23). Работа по развивающим карточкам.
3. Цифровой период
3.1. Цифры и числа. Цифра 1
Теория. Число и цифра 1. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 24-26). Работа по развивающим карточкам.
3.2. Цифра 2. Состав числа 2
Теория. Число и цифра 2. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 27-29). Работа по развивающим карточкам.
3.3. Цифра 3. Состав числа 3
Теория. Число и цифра 3. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 30-35). Работа по развивающим карточкам.
3.4. Цифра 4. Состав числа 4
Теория. Число и цифра 4. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 36-39). Работа по развивающим карточкам.
3.5.Число и цифра 0
Теория. Число и цифра 0.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 40-41). Работа по развивающим карточкам.
3.6. Цифра 5. Состав числа 5
Теория. Число и цифра 5. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 42-44). Работа по развивающим карточкам.
3.7.Равенство «=»
Теория. Понятия «Столько же, равно».
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 45-46). Работа по развивающим карточкам.
3.8.Сложение «+»
Теория. Решение простых задач на сложение.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 47-48). Работа по развивающим карточкам.
3.9.Вычитание «-»
Теория. Решение простых задач на вычитание.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 49-50). Работа по развивающим карточкам.
3.10.Состав чисел от 1 до 5
Теория. Решение примеров, задач, развивающих заданий.
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 51-60). Работа по развивающим карточкам.
3.11. Цифра 6. Состав числа 6
Теория. Число и цифра 6. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 61-62). Работа по развивающим карточкам.
3.12. Цифра 7. Состав числа 7
Теория. Число и цифра 7. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 63-65). Работа по развивающим карточкам.
3.13. Цифра 8. Состав числа 8
Теория. Число и цифра 8. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 66-67). Работа по развивающим карточкам.
3.14. Цифра 9. Состав числа 9
Теория. Число и цифра 9. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 68-71). Работа по развивающим карточкам.
3.15. Цифра 10. Состав числа 10
Теория. Число и цифра 10. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Выполнение заданий в учебном пособии С.И. Волковой «Математические ступеньки» (с. 72-77). Работа по развивающим карточкам.
4. Счёт до 20
4.1. Число 11
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 11 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 18-21). Работа по развивающим карточкам.
4.2. Число 12
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 12 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 22-25). Работа по развивающим карточкам.
4.3. Число 13
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 13 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 26-29). Работа по развивающим карточкам.
4.4. Число 14
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 14 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 30-33). Работа по развивающим карточкам.
4.5. Число 15
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 15 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 34-37). Работа по развивающим карточкам.
4.6. Число 16
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 16 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 38-41). Работа по развивающим карточкам.
4.7. Число 17
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 17 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 42-45). Работа по развивающим карточкам.
4.8. Число 18
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 18 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 46-49). Работа по развивающим карточкам.
4.9. Число 19
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 19 (десяток, единицы).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 50-53). Работа по развивающим карточкам.
4.10. Число 20
Теория. Счёт (количество-число, число-количество).
Состав числа 20 (два десятка).
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 54-57). Работа по развивающим карточкам.
4.11.Числовой ряд от 0 до 20
Теория. Закрепление изученного материала.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до 20» (с. 58-64). Работа по развивающим карточкам.
5. Решение арифметических задач
5.1.Задачи на сложение
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 2-3).
5.2. Задачи на отношение «Больше на…» Задачи на отношение «Меньше на…»
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 4-7).
5.3. Задачи по иллюстрациям на сложение
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 8-9).
5.4. Задачи по иллюстрациям на вычитание
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 10-11).
5.5. Различия между задачей и загадкой, рассказом и задачей
Теория. Основные понятия и различия.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 12-13).
5.6. Косвенные задачи
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 14-15).
5.7. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 16-19).
5.8. Задачи на нахождение уменьшаемого и вычитаемого
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 20-23).
5.9. Составление задач на сложение и вычитание по условно-схематической модели
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 24-25).
5.10. Составление задач на сложение и вычитание по числовому примеру
Теория. Способ решения задач.
Практика. Выполнение заданий в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю арифметические задачи» (с. 26-27).
5.11.Путешествие по математической стране
Практика. Выполнение развивающих заданий по изученным темам.
6. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов.
Итоговый тест будущего первоклассника.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты освоения данной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка. Данная работа ведётся с учётом требований по ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
| Ожидаемый результат | Метод | Методика |
Предметный результат | -Знает состав чисел первого и второго десятка; - умеет решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; - умеет соотносить понятия «количество - счёт», «счёт - количество»; - умеет решать примеры на сложение и вычитание; - знает теоретический программный материал; - умеет ориентироваться в пространственных и временных отношениях. | Наблюдение Развивающие карточки Опрос Анализ работ Беседа | Выполнение практических заданий |
Метапредметный результат | - Знает правила поведения на занятии; - соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения; - умеет содержать в порядке рабочее место; - умеет слушать педагога и выполнять его задания; - умеет работать по образцу; - понимает учебную задачу, может самостоятельно выполнить задание. | Наблюдение Беседа | |
Личностный результат | - Проявляет интерес к занятиям; - стремится к установлению позитивных отношений с педагогом; - старается доводить начатое дело до конца; - аккуратен при выполнении работы; - испытывает потребность в познании нового; - участвует в совместной деятельности. | Наблюдение Беседа | |
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 16 | 11.45-12.10 | Беседа-практикум | 1 | Вводное занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
2 | Сентябрь | 17 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Признаки предметов (размер, цвет, форма) Большой, маленький | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Сентябрь | 23 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Высокий, низкий. Выше, ниже | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Сентябрь | 24 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Слева, справа | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
5 | Сентябрь | 30 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Длинный, короткий. Длиннее, короче | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
6 | Октябрь | 1 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Больше? Меньше? Столько же? | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
7 | Октябрь | 7 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Круг. Многоугольник | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
8 | Октябрь | 8 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Прямоугольник. Квадрат | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
9 | Октябрь | 14 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Справа, слева. Вверху, внизу | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
10 | Октябрь | 15 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Позже, раньше | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
11 | Октябрь | 21 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
12 | Октябрь | 22 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Пространственные и временные представления | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
13 | Октябрь | 28 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифры и числа. Цифра 1 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
14 | Октябрь | 29 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 2. Состав числа 2 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
15 | Ноябрь | 5 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 2. Состав числа 2 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
16,17 | Ноябрь (упл.за 04.11.20) | 11 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 3. Состав числа 3 Цифра 3. Состав числа 3 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
18 | Ноябрь | 12 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 4. Состав числа 4 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
19 | Ноябрь | 18 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 4. Состав числа 4 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
20 | Ноябрь | 19 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число и цифра 0 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
21 | Ноябрь | 25 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 5. Состав числа 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
22 | Ноябрь | 26 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 5. Состав числа 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
23 | Декабрь | 2 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Равенство «=» | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
24 | Декабрь | 3 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Сложение «+» | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
25 | Декабрь | 9 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Вычитание «-» | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
26 | Декабрь | 10 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Состав чисел от 1 до 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
27 | Декабрь | 16 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Состав чисел от 1 до 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
28 | Декабрь | 17 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Состав чисел от 1 до 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
29 | Декабрь | 23 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 6. Состав числа 6 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
30 | Декабрь | 24 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 6. Состав числа 6 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
31 | Декабрь | 30 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 7. Состав числа 7 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
32 | Декабрь | 31 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 7. Состав числа 7 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
33,34 | Январь (упл.за 06.01.21) | 13 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 8. Состав числа 8 Цифра 8. Состав числа 8 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
35,36 | Январь (упл.за 07.01.21) | 14 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Цифра 9. Состав числа 9 Цифра 9. Состав числа 9 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
37 | Январь | 20 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 10. Состав числа 10 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
38 | Январь | 21 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 10. Состав числа 10 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
39 | Январь | 27 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 11 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
40 | Январь | 28 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 11 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
41 | Февраль | 3 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 12 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
42 | Февраль | 4 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 12 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
43 | Февраль | 10 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 13 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
44 | Февраль | 11 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 13 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
45 | Февраль | 17 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 14 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
46 | Февраль | 18 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 14 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
47 | Февраль | 24 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 15 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
48 | Февраль | 25 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 15 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
49 | Март | 3 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 16 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
50 | Март | 4 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 16 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
51 | Март | 10 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 17 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
52 | Март | 11 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 17 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
53 | Март | 17 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 18 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
54 | Март | 18 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 18 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
55 | Март | 24 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 19 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
56 | Март | 25 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 19 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
57 | Март | 31 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 20 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
58 | Апрель | 1 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Число 20 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
59 | Апрель | 7 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Числовой ряд от 0 до 20 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
60 | Апрель | 8 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Числовой ряд от 0 до 20 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
61 | Апрель | 14 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Задачи на сложение | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
62 | Апрель | 15 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Задачи на отношение «Больше на…» Задачи на отношение «Меньше на …» | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
63 | Апрель | 21 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Задачи по иллюстрациям на сложение | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
64 | Апрель | 22 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Задачи по иллюстрациям на вычитание | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
65 | Апрель | 28 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Различия между задачей и загадкой, рассказом и задачей | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
66 | Апрель | 29 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Косвенные задачи | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
67 | Май | 5 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
68 | Май | 6 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Задачи на нахождение уменьшаемого и вычитаемого | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
69 | Май | 12 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Составление задач на сложение и вычитание по условно-схематической модели | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
70 | Май | 13 | 11.45-12.10 | Учебное | 1 | Составление задач на сложение и вычитание по числовому примеру | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
71 | Май | 19 | 11.45-12.10 | Путешествие | 1 | Путешествие по математической стране | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Путешествие |
72 | Май | 20 | 11.45-12.10 | Игра | 1 | Итоговое занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет;
оборудование (стол, стул) по возрасту и росту ребёнка;
доска, магниты;
ноутбук;
шариковая ручка, простой карандаш, раздаточные карточки, цветные карандаши, счётные палочки, тетрадь в клетку, счётный материал;
бумага А4 (белая);
развивающие карточки;
плакаты «Счёт до 10», «Счёт до 20», «Пиши цифры правильно», «Числовая лента от 1 до 20», «Сложение», «Вычитание»;
Математические ступеньки. 5-7 лет: Учебное пособие для образовательных организаций. С.И. Волкова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2019.;
Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. Колесникова Е.В. – М.:ТЦ Сфера, 2018.;
Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 5-7 лет. Колесникова Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
кадровое обеспечение:
– педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области дошкольной педагогики и психологии, коррекционной педагогики и психологии, начального образования или прошедший профессиональную подготовку.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты работы представляются в форме отслеживания результатов диагностических данных, практических работ учащихся.
Формы аттестации
Для эффективности реализации программы проводится мониторинг знаний, умений, навыков учащихся (сентябрь, январь, май).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, анализ практических работ учащихся.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал
практические задания
диплом
журнал посещаемости
портфолио
фото
отзыв детей и родителей
свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики
аналитическая справка
открытое занятие
отчет итоговый
портфолио
2.4 Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего процесса обучения:
входная диагностика - проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка в творческое объединение. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств;
текущая диагностика - проводится в середине учебного года.Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств к середине учебного года.
итоговая диагностика - проводится в конце учебного года. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
2.5 Методические материалы
Формы организации образовательного процесса:
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по учёту знаний, практическое занятие, по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные занятия;
Формы организации учебного занятия:
При организации деятельности учащихся на занятиях программой предусмотрена индивидуальная форма занятий.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей. Непременным условием каждого занятия является физкультурная пауза, проводимая в разнообразных, занимательных формах.
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребёнка могут быть игры с пальчиками.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие рекомендации:
отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы;
игровые задания должны постепенно усложняться;
начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть;
никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует;
недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Методы обучения и воспитания:
по внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц;
использование технических средств;
практические:
практические задания;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частично-поисковый;
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический
Разнообразие форм применяется в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала используется объяснение, рассказ, показ, демонстрация.
На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа, игра.
На этапе повторения изученного материала – наблюдение, устный контроль, тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – выполнение практического задания.
2.6 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
300 развивающих упражнений 6-7 лет. Дошкольный клуб. РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша. В. Надеждина. Издательство: АСТ, 2011.
Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. И. Светлова. Издательство: Эксмо, Серия: Большие книги знаний для самых маленьких. 2015.
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей. О.Н. Земцова. Издательство:Machaon, Азбука-Аттикус, 2015.
Думай, считай, решай. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013.
Математика для дошкольников. Издательство: Ювента, Серия: Математика для дошкольников, 2015.
Нарисуй по образцу. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2011.
Ориентировка в пространстве. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Развитие внимания и логического мышления (4-6 лет). Е. Бортникова. Издательство: Литур, Серия: Готовимся к школе, 2014.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей (Сан ПиН 2.4.4.3172-14)
Учимся считать до 20. Соколова Е. И. Академия развития, 2002.
Учимся считать. Гаврина С. Е. и др. М.: Росмэн-Пресс, 2008. Серия: Умный ребенок. Для старшего дошкольного возраста.
16) Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Москва, «ВАКО», 2005 г.