Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бусинка для дошколят»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Новосёловский Центр творчества и туризма»
Утверждаю:
Директор
МБОУ ДО «Новосёловский
Центр творчества и туризма»
___________ О.Н. Хихлатых
от 10.06.2020 № 26
Принято на заседании
Педагогического совета
от 10.06.2020
Протокол № 4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная бусинка для дошколят»
Стартовый уровень
| | Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год |
| | Автор программы: Вольф Татьяна Валерьевна, педагог дополнительного образования |
Новоселово, 2020
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2.Цель и задачи программы 4
1.3.Содержание программы 4
1.4.Планируемые результаты 6
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 6
2.1.Формы аттестации и оценочные материалы 6
2.2.Методические материалы 6
2.3.Календарный учебный график 7
2.4.Условия реализации программы 7
2.5.Список литературы 7
Приложение 1. Оценочные материалы 9
Приложение 2. Методические материалы 10
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная бусинка для дошколят» стартовый уровень (далее Программа) Программа составлена в соответствие с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательным программам дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и интересов ребенка и направлена на развитие творческого, познавательного и нравственного потенциала детей дошкольного возраста. Данная программа на овладение азам бисероплетения.
Актуальность программы состоит в том, что обучение по данной программе создает благоприятные условия для развития движений пальцев и кистей рук, интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, развивать эмоциональную сферу в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные навыки. Программа заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и способствует развитию эмоциональной сферы и коммуникативной культуры дошкольников. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Набор на обучение свободный.
Уровень программы: стартовый.
Объем программы: 70 часов.
Срок реализации: 1 год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса: программа предполагает один набор учащихся с 10 сентября 2020 года по 28 мая 2021 года.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами бисероплетения.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать знания об истории народных промыслов бисероплетения;
- сформировать знания приёмов и навыков бисероплетения;
- сформировать знания принципов построения декоративной композиции и основам цветоведения.
Развивающие:
- развитие познавательной активности в художественной жизни (посещение культурно-массовых мероприятий, выставок участие и подготовка к конкурсам);
- развивать коммуникативные умения и навыки учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками;
- развивать умение плести различные техники плетения;
- формирование и умение составление плана и последовательность действия создание композиции в различной технике;
Воспитательные:
- формирование общечеловеческих ценностей воспитанников (истина, добро, красота, гуманизм, родина);
- формирование ценностного отношения к мировому, культурно - национальному искусству и культуре.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ | Тема | Кол – во часов | Форма контроля | |||
теория | практика | всего | ||||
1 | Вводное занятие. Экскурс в историю. | 1 | 1 | 2 | опрос | |
2 | «Плоские фигурки » | 2 | 10 | 12 | Показ работ, оценка изделия | |
3 | «Объёмные фигурки из бисера» | 2 | 10 | 12 | Показ работ, оценка изделия | |
4 | «Цветы из бисера» | - | 12 | 12 | Презентация готовых работ, выставка | |
5 | «Украшения из бисера» | 1 | 11 | 12 | Показ работ, оценка изделия | |
6 | «Составление композиции» | 2 | 14 | 16 | Презентация готовых работ, выставка | |
7 | Промежуточная аттестация | - | 2 | 2 | Самостоятельная работа | |
8 | Итоговая работа | - | 2 | 2 | Самостоятельная работа, презентация готовых работ, выставка | |
| Итого | 8 | 70 часов | |
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Экскурс в историю(2ч.)
Теоретические сведения. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. Ознакомление с курсом образовательной программы, тем и содержанием занятий. Знакомство с расписанием занятий. Демонстрация готовых изделий из бисера. История бисера.
Практическая работа. Организация рабочего места. Знакомство с бисером и материалами.
Тема 2. «Плоские фигурки » (12ч.)
Теоретические сведения. Плетение плоского изделия на основе параллельного плетения, монастырского плетения. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения.
Практическая работа. Плетение плоских фигурок из бисера на основе изученных приемов: «бабочка», «рыбки», «снежинка», «снеговик», «фрукты», «ягодки» «пингвин», «дед мороз».
Тема 3. «Объёмные фигурки из бисера»(12ч.)
Теоретические сведения. Объемные изделия на основе параллельного плетения, монастырского плетения. Последовательность выполнения.
Практическая работа. Плетение игрушек из бисера на основе изученных приемов: «Крокодил», «Заяц», «Мышка», «Кот», «Елочка». Сборка и оформление игрушек.
Тема 4. «Цветы из бисера» (12ч.)
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: параллельное, петельное, низание дугами.
Практическая работа. Выполнение цветов из бисера: «Ромашка», «Полевой цветок», «Незабудка», «Роза».
Тема 5. «Украшения из бисера» (12ч.)
Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Основные приемы бисероплетения.
Практическая работа. Низание из бисера «в одну нить»: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка «змейка». Низание из бисера «в две нити»: «цепочка», «крестик», «колечки».
Тема 6. «Составление композиции» (16ч.)
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения.
Практическая работа. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
Тема 7. «Промежуточная аттестация» (2ч.)
Практическая работа. Составление панно.
Тема 8. «Итоговая работа» (2ч.)
Практическая работа. Составление одного из панно и оформление панно: «Аквариум» «Ягодная полянка», «Фрукты в фазе».
1.4. Планируемые результаты
Знать:
- технику безопасности при работе на занятиях;
- основные приемы бисероплетения;
- последовательность изготовления изделий из бисера;
- основы композиции, цветоведения.
Уметь:
- организовать свое рабочее место;
- читать простейшие схемы;
- плести по простым схемам;
- подбирать цветовую гамму (орнамент) для создания изделий.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы предъявления результатов
Текущий контроль:
опрос;
выполнение самостоятельной работы;
презентация своей работы, выставка.
Промежуточная аттестация:
знание терминов;
самостоятельная творческая работа.
Итоговая аттестация:
- выставка работ
2.2. Методические материалы
Формы занятий
практические;
игровые;
мастер-класс.
Дидактический принцип – обучение в предметно- практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
рассказ;
беседы;
демонстрация;
упражнение;
практические работы репродуктивного и творческого характера;
методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
2.3 Календарный учебный график
Группа | Дата начала реализации программы | Дата окончания реализации программы | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Последовательность реализации содержания учебного плана | |
Темы первого полугодия | Темы второго полугодия | |||||
1 | 10.09.2020 | 28.05.2021 | 35 | 35 | Вводное занятие. Экскурс в историю. «Плоские фигурки » «Объёмные фигурки из бисера» промежуточная аттестация | «Цветы из бисера» «Украшения из бисера» «Составление композиции» Итоговая работа |
2.4. Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
Кабинет для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.
Столы для работы.
Бисер различных цветов и оттенков.
Нитки для плетения, иголки, проволоки, лески, застежки и т. д., необходимых для рукоделия.
Кадровое обеспечение программы:
Педагог дополнительного образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Схемы.
Видео мастер-классы.
Инструкции по технике безопасности.
Демонстративный и раздаточный материал.
Образцы изделий, образец педагога.
2.5. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» - Ярославль, «Академия развития», 1999
2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006
3. М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005
4. Белов Н.В. « Фигурки из бисера ». – Минск: « Харвест ». 2008 г.
5. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
6. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.,2010.
7. Берлина Н.А. Игрушечки.- М.,2010.
8. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей.- М., 2012.
9. Божко Л.А. Бисер. Изд. «Мартин»,2011.
Список литературы для составления программы
1.https://docplayer.ru/45191173-Blohina-a-f-obshcheobrazovatelnaya-programma dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-masterica-biseropletenie.html - Блохина А.Ф. Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Мастерица» (бисероплетение)
2. https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/proghrammapobisieroplietieniiu-программа по бисероплетению
3. https://nsportal.ru/ -социальная сеть работников образования
Литература для обучения учащихся
1. Т. Ткаченко, К. Стародуб «Плетём объёмные игрушки из бисера» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
2.Э. Исакова, К. Стародуб, Т.Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
3. Л. Аполозова «Бижутерия» - Москва, «Культура и традиции», 2001
4. Донна ДеАнжелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме»- Москва, «Мартин», 2007
5. Морас И. Животные из бисера.- АРТ-Родник,2004.
Приложения
Приложение 1
Оценочные материалы
Средства контроля
Карта отслеживания результатов учащихся
Ф.И. уч-ся | «Плоские фигурки » | «Объёмные фигурки из бисера» | «Цветы из бисера» | «Украшения из бисера» | «Составление композиции» | Общий балл. | Средний балл | Процент (%) |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Критерии оценки:
9-10 баллов – отличный уровень освоения программы
7-8 баллов – хороший уровень освоения программы
5-6 баллов – средний уровень освоения программы
1-4 баллов – низкий уровень освоения программы
Протокол результатов аттестации учащихся
Название ДООП:
Ф.И.О. педагога дополнительного образования:
Форма оценки результатов: 10 бальная
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Дата проведения аттестации | Форма аттестации | Итоговая оценка (балл) | Полнота освоения программы (%) |
| | | | | |
| | | | |
Приложение 2
Методические материалы
Метод обучения – способ обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.
Для решения каждой задачи используются определенные методы. Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.
Классификация методов обучения.
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый; исследовательский.
Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний.
Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, экскурсия, семинар, практическое занятие, конкурсы и другие.
При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса (группы, творческого объединения), работающего над единой задачей.
При групповых формах обучения педагог управляет учебно-познавательной деятельностью группы обучающихся.
В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки.
Экскурсия – это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, прогулка с образовательной, научной, спортивной целью.
Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством педагога.
Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом.