Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес - аэробика»
У правление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа «Оздоровительно-образовательный центр «Олимп»
Принята на заседании педагогического совета МБУ ДО «ООЦ «Олимп» Протокол № 4 от 30 мая 2019 г. | Утверждаю: директор МБУ ДО «ООЦ «Олимп» ___________ О.Н. Чубарова Приказ № 179 от «_03_» _июня_2019г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фитнес - аэробика»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 3 года
Возрастная категория: 8-12 лет
Автор-составитель:
Осипова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования
Анжеро – Судженск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………. …3
1.2. Цели и задачи программы………………………………...………………………………..5
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения…………………………………………………………………7
Содержание учебного плана 1 года обучения…………………………………………………8
Учебный план 2 года обучения………………………………………………………………..13
Содержание учебного плана 2 года обучения………………………………………………..14
Учебный план 3 года обучения……………………………………………………………......19
Содержание учебного плана 3 года обучения………………………………………………..20
1.4. Планируемые результаты…………………………………….…………………………...28
Раздел № 2. « Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы……………….………………………………………...29
2.2. Формы аттестации………………………………………………………………………...30
2.3. Оценочные материалы……………………………………………….…………………...31
2.4. Методические материалы……………………….………………………………………..36
Список литературы…………………………..………………………….................................46
Календарный учебный график 1года обучения…………………………………………….
Календарный учебный график 2 года обучения……………………………………………
Календарный учебный график 3 года обучения……………………………………………
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Здоровье – вершина, на которую
человек должен забираться сам.
Сенека
В последние годы стало особенно заметно проявление интереса широкого круга людей к занятиям массовыми видами спорта, одним из которых является «аэробика» - для отдыха и восстановления сил, для обеспечения хорошей физической формы и состояния здоровья. Этому в немалой степени способствовали появившиеся публикации, видеоматериалы и большое количество клубов здоровья, основной целью которых является привлечение людей к здоровому образу жизни, систематическим тренировкам.
Современная аэробика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. Основными средствами являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.
Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры.
Основания для разработки программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015г №996-р)
концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г № 1726-р;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14» Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 октября 2013г. №ВК-710/09 «Рекомендации по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и провидении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися»;
приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013г. № 1125 «Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.
Устав МБУ ДО «ООЦ «Олимп».
Направленность программы – физкультурно – спортивная;
Уровень программы - базовый;
Актуальность программы – соответствие основным направлениям социально – экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники,
искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу родителей и детей. Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, одним из таких путей являются занятия по фитнес – аэробике. Фитнес – аэробика является сегодня лидером мирового спортивного движения, развивает двигательную подготовленность и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня. Занятия фитнес – аэробикой ориентированы на то, чтобы заложить стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Отличительные особенности программы - заключается в том, что она включает новое направление – «Фитнес – аэробику», в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Настоящая программа способствует формированию знаний и умений в области фитнес - аэробики, которая заняла прочную лидирующую позицию среди подавляющего большинства видов оздоровительных занятий. Программа раскрывает классификацию, краткое содержание основных направлений и современной трактовки понятия фитнес - аэробика.
Адресат программы – программа рассчитана на учащихся с 8 до 12 лет. Занимающиеся формируются в разновозрастные группы, для каждого возраста устанавливается определенный режим учебной работы.
Объём программы – учебный план строится из расчета 36 недель.
Срок освоения программы – 3 года. Кратность и длительность занятий составляет 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов.
Формы организации образовательного процесса :
фронтальная – это выполнение учащимися всей группы одинакового задания под руководством педагога;
групповая – это временное деление коллектива на группы (звенья, пары и др.) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию педагога;
индивидуальная – каждый учащийся выполняет индивидуальное задание независимо от других;
поточная – предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий.
Методы обучения - изучение базовых движений может осуществляться несколькими методами: словесным, показ, целостного разучивания упражнения и метод расчлененного разучивания упражнения. Широко используется зеркальный показ, а также показ спиной к учащимся. Используется акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчетом и методическим комментарием. При этом необходимо осуществлять визуальный контроль за учащимися, что обеспечит безопасность на занятиях.
1.2. Цели и задачи программы
Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания фитнес – аэробики, умение сохранять и совершенствовать своё телесное « Я», снимать утомление, содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации данной программы:
способствовать созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации;
способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в нравственном развитии и в занятиях физической культурой и спортом;
способствовать выявлению, развитию и поддержки талантливых учащихся;
способствовать формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся, содействовать организации свободного времени и адаптации к жизни в обществе;
способствовать удовлетворению иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Выполнение основных задач, поставленных в программе, предусматривает:
систематическое проведение практических и теоретических занятий;
обязательное выполнение учебного плана и переводных контрольных нормативов (мониторинг);
осуществление восстановительно-профилактических мероприятий.
Данная программа включает в себя календарный учебный график на каждый год обучения с описанием содержания.
Структура программы - данная программа отличается от других программа тем, что занятия проходят по нескольким видам аэробики и направлениям фитнеса (классическая аэробика, степ – аэробика, фитбол – аэробика, танцевальная аэробика, аквааэробика, аэробика–латино, силовая аэробика, стретчинг, скипинг,черлидинг), а также занятия по хореографии и гимнастике.
Программа реализуется в 3 этапа.
1–й этап – базовый этап (1- й год обучения). На этом этапе учащиеся овладевают базовыми двигательными действиями аэробики, узнают общие понятия об «фитнес - аэробике», классификация видов аэробики, основы физиологического воздействия на организм, учатся технике выполнения портерных упражнений, предлагаются игры, творческие задания.
2-й этап – совершенствование базовых двигательных действий (2 – ой год обучения). Учащиеся повторяют и усложняют упражнения на координацию базовых двигательных действий, усложняются партерные упражнения и стретчинг, умеют использовать жестикулярно - мимические и моторные средства общения, правильно назвать и показать упражнения, а также объяснить технику их выполнения, обладают достаточным уровнем физической подготовки.
3 – й этап – целенаправленное формирующее воздействие на умения и навыки. Учащиеся овладевают правильной техникой базовых двигательных действий аэробики, повышают уровень физической подготовленности, четко подают команды и распоряжения, при необходимости осуществляют подсчет, помогают устранить ошибки, оказывают методическую помощь друг другу по ходу занятий.
1.3. Содержание программы
Учебный план занятий групп первого года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||||||||
всего | теория | практика | |||||||||
1. | Теоретическая подготовка | | | ||||||||
1.1 | Техника безопасности на учебном занятии | 4 | 4 | - | Опрос | ||||||
1.2 | Основы знаний | 4 | 4 | - | Опрос | ||||||
1.3 | История развития аэробики в нашей стране | 4 | 4 | - | Опрос | ||||||
1.4 | Оборудование и инвентарь | 4 | 4 | - | Наблюдение | ||||||
Итого | 16 | 16 | - | Викторина | |||||||
2. Упражнения общеразвивающей и специальной направленности | |||||||||||
2.1 | Основы гимнастики (партерная гимнастика) | 18 | 1 | 17 | Зачет | ||||||
2.2 | Основы хореографии | 40 | - | 40 | Зачет | ||||||
2.3 | Основы плавания | 30 | 2 | 28 | Зачет | ||||||
2.4 | Скипинг | 12 | - | | Зачет | ||||||
2.5 | Стретчинг | 20 | - | 8 | Зачет | ||||||
2.6 | Черлидинг | 20 | 1 | | Зачет | ||||||
2.7 | Классическая аэробика | 18 | 2 | 16 | Зачет | ||||||
2.8 | Степ - аэробика | 12 | 1 | 11 | Зачет | ||||||
2.9 | Аквааэробика | 30 | - | 30 | Зачет | ||||||
Итого | 200 | 6 | 194 | Мониторинг | |||||||
Всего | 216 | 22 | 194 | |
Содержание учебного плана первого года обучения
1.Теоретическая подготовка
1.1 Основы знаний
Режим дня, питания, личная гигиена. Требования к одежде и обуви. Физические способности человека. Пять основных физических качеств человека: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Форма контроля: опрос.
1.2.Техника безопасности на учебном занятии
Соблюдение основных санитарно - эпидемиологических требований к учебному занятию в учреждении дополнительного образования детей. Правила поведения в центре, спортивном зале, бассейне, сауне, улице.
Форма контроля: опрос.
1.3. История развития аэробики за рубежом и в нашей стране
Родоначальники аэробики. Первые технические приемы в аэробике. Их видоизменение с течением времени. Масштаб распространения за рубежом и в России. Значение занятий физическими упражнениями.
Форма контроля: опрос.
1.4 Оборудование и инвентарь
Оборудование и инвентарь приемлемый на учебно-тренировочном занятии по аэробике. Гигиена оборудования и инвентаря. Техника безопасности при работе с инвентарем. Врачебный контроль с помощью современных приборов.
Форма контроля: наблюдение.
2. Упражнения общеразвивающей и специальной направленности
2.1. Основы гимнастики (партерная гимнастика)
Упражнения без предметов, для мышц рук, плечевого пояса Упражнения для мышц ног и таза.
Упражнения с предметами: резиновыми мячами, обручами.
Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание по гимнастической стенке, висы.
Подвижные игры. "День и ночь", "Салки", "Караси и щука", "Волк во рву", "Третий лишний", "Удочка", "Круговая лапта" , эстафета «Гусеница», эстафета в парах, эстафета с переноской мячей, эстафета с обручами.
Форма контроля: зачет.
2.2 Основы хореографии
Постановка корпуса. Позиции рук и ног.
Разучивание танцевальных связок.
Разучивание классического экзерсиса у танцевального станка.
Прыжки. Основы современных направлений в хореографии.
Народный танец – поклоны, простые шаги, приподание.
Бальный танец – специальные пластические упражнения (добрый котёнок, крадущийся шаг, зеркало, «Мальвина»).
Форма контроля: зачет.
2.3 Основы плавания
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Форма контроля: зачет.
2.4 Скипинг
Прыжки со скакалкой
Прыжки на месте. Прыжки туда - обратно. Прыгая вперед, затем назад через скакалку. Это упражнение полезно для бедер. Лучше всего избрать устойчивый темп - 70 прыжков в минуту.
Прыжки "бегущий шаг". Прыгая через скакалку, выдвиньте колени вперед как при беге. Так будут задействованы нижние мышцы пресса. Оптимальный темп для этого упражнения - 80 прыжков в минуту.
"Скачки на лошади". Сначала прыгайте одновременно двумя ногами, затем - расставив ноги в стороны, так, как будто вы скачете на коне. Делайте прыжки с чередованием - ноги вместе, затем ноги врозь. Такое упражнение тренирует как внутреннюю, так и внешнюю поверхность бедер.
Форма контроля: зачет.
2.5 Стретчинг
Овладение техникой основных упражнений:
- растягивание мышц задней поверхности голени;
- растягивание мышц передней поверхности бедра;
- растягивание мышц задней поверхности бедра;
- растягивание внутренних мышц бедра;
- упражнения для гибкости спины;
- упражнения для растягивания мышц живота;
Форма контроля: зачет.
2.6 Черлидинг
Положения кистей рук: КЛИНОК, КУЛАК, КЛАСП – ХЛОПОК, КЛЭПЫ, ВЁДРА. СВЕЧИ, РУКИ НА БЁДРАХ, ХАЙ ВИ, ЛОУ ВИ, Т, ЛОМАНОЕ Т, ВЕРХНИЙ ПАНЧ, Л – ВЛЕВО , Л – ВПРАВО, КИНЖАЛЫ.
Кричалки: чиры и сайдлайны.
ЧИРЫ – кричалка, несущая информация для зрителей о выступающей команде.
САЙДЛАЙН – повторяющееся слово или фраза, используемая для привлечения эрителей к участию в прграмме.
Форма контроля: зачет.
2.7 Классическая аэробика
Овладение техникой базовых шагов:
Ходьба на месте, ходьба с продвижением, «Степ-тач», «Ви -степ», «Хил-тач», «Тоу-тач», «Мамбо», «Степ лайн» - «Дабл степ тач», «Слайд», «Опен степ», «Грейп вайн», «Скуп», «Лэг кёл», « Бэк кёл», «Ниап», «Рипит»
Форма контроля: зачет.
2.8 Степ – аэробика
Ознакомление с травмоопасными упражнениями на степ – платформе. Ознакомление с различными подходами к степ – платформе. Основные исходные позиции:
- фронтальная – по центру длинной стороны степа;
- сверху – стоя на степе, носки направлены к его короткому краю;
- крайняя – стоя со стороны короткого края степа;
- боковая – стоя боком к степу с длинной его стороны;
- верхом – стойка ноги врозь по обе стороны степа, носки обращены к его короткому краю.
Форма контроля: зачет.
2.9 Аквааэробика
Овладение основной техникой базовых упражнений на занятиях аквааэробикой в неглубокой воде: Противоход, Твист, Лягушачьи лапки, Ножницы, Пружинка, махи руками, упражнения с мячом, кроль.
Форма контроля: зачет.
Знания, умения и навыки учащихся первого года обучения
Учащиеся должны знать:
1.технику безопасности при проведении учебных занятий в зале, бассейне, на улице; во время экскурсий, походов, соревнований;
2.историю развития аэробики;
5.значение ОФП для развития основных физических качеств;
6.правила подвижных игр;
7. применение оборудования и инвентаря на учебном занятии.
Учащиеся должны уметь:
1.технично выполнять базовые движения (шаги, движения руками);
2. составлять индивидуальные комплексы с базовыми движениями;
3. владеть терминологией (знать название шагов и перемещений);
4. определять уровень техничности и синхронности в группе.
Условия перевода учащихся по годам обучения
прохождение мониторинга по теоретической и практической подготовке;
выполнение контрольных тестов по общей физической, специальной физической и технической подготовке
зачетные выступления.
Учебный план занятий групп второго года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||||||||
всего | теория | практика | |||||||||
1. | Теоретическая | | | ||||||||
1.1 | Техника безопасности на учебном занятии | 2 | 2 | - | Опрос | ||||||
1.2 | Влияние аэробики на организм | 2 | 2 | - | Опрос | ||||||
1.3 | Физическая культура и спорт Российской Федерации | 2 | 2 | - | Опрос | ||||||
1.4 | Основы правильного питания | 6 | 6 | - | Опрос | ||||||
Итого | 12 | 12 | - | Викторина | |||||||
2. Упражнения общеразвивающей и специальной направленности | |||||||||||
2.1 | Гимнастика и акробатика | 30 | 1 | 29 | Зачет | ||||||
2.2 | Черлидинг | 14 | 1 | 13 | Зачет | ||||||
2.3 | Скипинг | 10 | - | 10 | Зачет | ||||||
2.4 | Классическая аэробика | 32 | 1 | 31 | Зачет | ||||||
2.5 | Танцевальная аэробика | 10 | 1 | 9 | Зачет | ||||||
2.6 | Степ – аэробика | 36 | 1 | 35 | Зачет | ||||||
2.7 | Фитбол - аэробика | 20 | 1 | 19 | Зачет | ||||||
2.8 | Аквааэробика | 36 | - | 36 | Зачет | ||||||
2.9 | Стретчинг | 14 | - | 14 | Зачет | ||||||
Итого | 202 | 6 | 196 | Мониторинг | |||||||
Всего | 216 | 18 | 196 | |
Содержание учебного плана второго года обучения
1.Теоретическая подготовка
1.1 Физическая культура и спорт Российской Федерации
Отношение правительства к спорту в стране. Культивируемые виды спорта в стране. Распространение видов спорта по территории страны. Единая Всероссийская спортивная классификация: Аэробика спортивная.
Форма контроля: опрос.
1.2 Влияние аэробики на организм
Основные зоны воздействия аэробики. Изменения, происходящие в организме при занятиях аэробикой. Развитие основных морфофункциональных систем средствами аэробики.
Форма контроля: опрос.
1.3 Техника безопасности на учебном занятии
Соблюдение основных санитарно - эпидемиологических требований к учебному занятию в учреждении дополнительного образования детей. Правила поведения в центре, спортивном зале, бассейне, сауне, улице.
Форма контроля: опрос.
1.4 Основы правильного питания
Спорт и питание. Витамины и минеральные вещества. Совместимость продуктов. Пища, как источник питания.
Форма контроля: опрос.
2. Упражнения общеразвивающей и специальной направленности
2.1 Гимнастика и акробатика
закрепление техники изученных упражнений;
упражнения для развития равновесия (обучение равновесию без опоры на полной стопе и на высоких полупальцах;
равновесие « Арабеск»;
музыкально – сценические, подвижные игры и эстафеты.
Выполнение акробатических упражнений:
кувырки вперед, в сторону, назад – « Колобок»;
стойка на лопатках « Березка»;
« Мост»;
шпагаты
стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено.
Работа с предметами: обручи, скакалки, мячи.
Форма контроля: зачет.
2.2 Черлидинг
Положения кистей рук: ПРАВАЯ ДИАГОНАЛЬ, ЛЕВАЯ ДИАГОНАЛЬ, РАМКА. ПРАВОЕ и ЛЕВОЕ К, ТАЧДАУН, НИЖНИЙ ТАЧДАУН.
Прыжки: СТРЕДЛ, ХЁДЛЕР, ТОЙ – ТАЧ, АБСТРАКТ, ДВОЙНАЯ ДЕВЯТКА, ПАЙК.
Станы – поддержки, выполняются минимально двумя, максимально пятью участниками.
Форма контроля: зачет.
2.3 Скипинг
Продвинутый уровень – двойные прыжки: боковые крылья (вариант №1), боковые крылья (вариант №2), восьмёрка с приседом, приседания Тайсона, рок – н – ролл, крест за спиной, фристайл.
Метод «Лестница» и «Раунд».
Форма контроля: зачет.
2.4 Классическая аэробика
Классификация аэробики
Основы спортивной, оздоровительной и прикладной аэробики. Их отличительные особенности.
Усложнения базовых движений ног
«Степ тач эль», «Ви степ тён», «Ви степ тён ждамп», «Ви степ пендьюлам», «Мамбо тён», «Мамбо пендьюлам», «Дабл лоу тач», «Лек кел тен»»Свкот тен» «Джамп тен», «Джампинг ждек тен»
Усложнение базовых движений рук
Согласованная работа рук и ног.
Движения руками в темпе музыки
Движения руками при неподвижности ног.
Форма контроля: зачет.
2.5 Танцевальная аэробика
Джаз – соул, твист.
Овладение техникой базовых упражнений танца живота.
Упражнения на полу: краб, дорожка, дорожка с поочередной опорой руками, дорожка – часы, казачок, мельница, упор на руках.
Форма контроля: зачет.
2.6 Степ – аэробика
Овладение техникой основных шагов на занятиях по степ – аэробике: шаг базовый
(basic), шаг v – step, шаг – касание вверху и внизу (tap up,tap down), шаг – касание вверху (tap up ), шаг касание внизу (tap down ), шаг с касанием (tap step), шаг с подъемом (lift),попеременное поднимание коленей, попеременное поднимание ног в сторону, попеременное поднимание пяток к бедру, шаг straddle up, шаг straddle down.
Форма контроля: зачет.
2.7 Фитбол – аэробика
Освоение техники базовых шагов на занятиях по фитбол – аэробике: шаг приставной
(step – touch), шаг – касание ( touch – step ), марш ( marcсh ), твист ( twist ), прыжок ноги врозь – вместе ( jumping – jach ), выпад ( lange ), махи ногами ( kick ), подъем колена вверх ( knee up, knee lift ).
Форма контроля: зачет.
2.8 Аквааэробика
Овладение упражнениями для развития мышц верхних конечностей:
сгибание рук;
круговые движения руками;
попеременное сгибание – разгибание рук;
имитационные движения (удары ) бокса в воде.
Овладение упражнениями для развития мышц туловища и нижних конечностей:
ходьба в воде и ее разновидности;
бег в воде и виды бега;
прыжковые упражнения в воде.
Форма контроля: Практическое выполнение заданий
2.9 Стретчинг
Овладение техникой основных упражнений:
для растягивания мышц передней поверхности бедра и тазовой области;
для растягивания задней поверхности голени;
для растягивания боковой поверхности бедра и туловища;
для мышц боковой части туловища;
для растягивания сгибателей бедра;
для растягивания ягодичных мышц, приводящих и отводящих мышц бедра;
для подвижности лучезапястного сустава;
для растягивания трицепса;
для растягивания бицепса;
для мышц шеи.
Форма контроля: зачет.
Знания, умения и навыки учащихся второго года обучения
Учащиеся должны знать:
1.технику безопасности при проведении учебных занятий в зале, бассейне, на улице; во время экскурсий, походов, соревнований;
2.особенности женского организма и влияние физических упражнений на его развитие;
3.основные разновидности тренажеров;
4. основы правильного питания;
5. виды аэробики и их отличие.
Учащиеся должны уметь:
1.технично выполнять базовые движения (шаги, движения руками);
2. составлять индивидуальные и групповые комплексы с базовыми движениями;
3. владеть терминологией (знать название шагов и перемещений);
4. определять уровень техничности и синхронности в группе.
Условия перевода учащихся по годам обучения:
1. при прохождении мониторинга по теоретической и практической подготовке;
2. при выполнении контрольных тестов по общей физической, специальной физической и технической подготовке .
3. при проведении зачетных выступлений.
Учебный план занятий групп третьего года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||||||||
всего | теория | практика | |||||||||
1. | Теоретическая | | | ||||||||
1.1 | Техника безопасности на учебном занятии | 2 | 2 | - | Опрос | ||||||
1.2 | Спортивная мода | 2 | 2 | - | Опрос | ||||||
1.3 | Травматизм в спорте | 2 | 2 | - | Опрос | ||||||
1.4 | Врачебный контроль | 2 | 2 | - | Опрос | ||||||
1.5 | Профилактика и оказание неотложной помощи | 2 | 2 | - | Опрос | ||||||
Итого | 10 | 10 | - | Викторина | |||||||
2. Упражнения общеразвивающей и специальной направленности | |||||||||||
2.1 | Гимнастика и акробатика | 20 | - | 10 | Зачет | ||||||
2.2 | Черлидинг | 22 | 2 | 20 | Зачет | ||||||
2.3 | Классическая аэробика | 20 | - | 20 | Зачет | ||||||
2.4 | Танцевальная аэробика | 10 | - | 10 | Зачет | ||||||
2.5 | Степ – аэробика | 44 | - | 44 | Зачет | ||||||
2.6 | Фитбол – аэробика | 20 | - | 20 | Зачет | ||||||
2.7 | Силовая аэробика | 20 | - | 20 | Зачет | ||||||
2.8 | Аквааэробика | 36 | - | 36 | Зачет | ||||||
2.9 | Стретчинг | 14 | - | 14 | Зачет | ||||||
Итого | 206 | 2 | 204 | Мониторинг | |||||||
Всего | 216 | 12 | 202 | |
Содержание учебного плана третьего года обучения
1.Теоретическая подготовка
1.1 Техника безопасности на учебном занятии
Соблюдение основных санитарно-эпидемиологических требований к учебному занятию в учреждении дополнительного образования детей. Правила поведения в центре, спортивном зале, бассейне, сауне, улице.
Форма контроля: опрос.
1.2 Спортивная мода
Тенденции мировой спортивной моды. Спортивная одежда- как фактор модного движения. Здоровый образ жизни – привычка или дань моде.
Форма контроля: опрос.
1.3. Травматизм в спорте
Виды травм. Влияние травм на дальнейшие занятия спортом. Профилактика травматизма в спорте. Оказание первой помощи при вывихах, ушибах, переломах.
Форма контроля: опрос.
1.4 Врачебный контроль
Способы самодиагностики физического состояния. Необходимость врачебного контроля и регулярность проверки. Личный дневник физического состояния.
Форма контроля: опрос.
1.5 Профилактика и оказание неотложной помощи
Травмоопасные упражнения и уменьшение риска получения травм. Воздействие температуры окружающей среды на организм человека. Основные мероприятия по профилактике травматизма при занятиях аэробикой. Признаки утомления при физических нагрузках и оказание первой помощи. Дневник самоконтроля.
Форма контроля: опрос.
2. . Упражнения общеразвивающей и специальной направленности
2.1 Гимнастика и акробатика
Закрепление пройденного материала с учетом увеличения физической нагрузки и совершенствования выполнения упражнений. Упражнения для развития прыгучести:
кабриоль вперед, назад;
ножницы вперед, назад;
прыжок в позиции « Арабеск»;
прыжок подбивной;
прыжок шагом;
прыжки вперед с согнутыми во время полуповорота ногами.
Закрепление выполнения акробатических упражнений на основе изученных подготовительных элементов:
кувырки вперед, в сторону, назад – « Колобок»;
стойка на лопатках « Березка»;
« Мост»;
шпагаты
стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено;
мост и выход из моста;
переворот боком « Колесо».
Работа с предметами: вращения со скакалками, обручем; вертушка, тарелочка, восьмерка, горячий колобок, метелочка, спираль, змейка.
Музыкально – сценические игры, спортивные эстафеты.
Форма контроля: практическое выполнение заданий.
2.2 Черлидинг
Стойка на бедре одиночной базы. Стредл на плечах. Флажок на бедре одиночной базы. Заход в стойку на плечах одиночной базы. Стойка на бедре двойной базы. Подъём в стойку на плечах двойной базы. Шпагат на плечах из стойки на бедре. Шпагат на плечах от пола. Резкий подъём из стойки на бедре в стойку на плечах. Подъём в ЭЛЕВАТОР с остановкой.
Постановка пирамид. Чир – дансы (танцевальный блок)
Форма контроля: практическое выполнение заданий.
2.3 Классическая аэробика
Усложнения базовых шагов аэробики. Освоение упражнений общего воздействия, с повышенными энергозатратами: интенсивные упражнения в устойчивом ритме с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. Освоение метода музыкальной интерпретации. Овладение техникой составления связок и комбинаций.
Форма контроля: практическое выполнение заданий.
2.4 Танцевальная аэробика
Усложнения базовых шагов танцевальной аэробики.
Освоение техники прыжков:
прыжки на двух ногах;
прыжки в выпадах;
прыжки ноги врозь, ноги скрестно;
прыжок со сменой ног;
прыжок согнув ноги;
прыжок ноги врозь
Восточный танец: египетский шаг, египетская тряска, тунис на одно бедро, тунис со сбросом, тунис «купе», проход на одно бедро, коленная тряска ( суданская техника), «Бочка», горизонтальная восьмерка, волна, удары диафрагмы ( Сандермак).
Форма контроля: зачет.
2.5 Степ – аэробика
Усложнения базовых шагов степ – аэробики.
Овладение техникой сложных шагов:
шаг с поворотом;
шаг через платформу;
шаг из угла в угол;
шаг выпады;
шаг подскоки.
Форма контроля: зачет.
2.6 Фитбол – аэробика
Овладение методами составления связок, комбинаций и проведение кардиотренировок на фитболах. Освоение технике партерных упражнений для развития силы мышц: для верхнего и нижнего отделов прямой мышцы живота, для косых мышц живота, плечевого пояса и спины, для боковых мышц туловища и боковой поверхности бедра.
Форма контроля: зачет.
2.7 Силовая аэробика
Освоение техники силовой подготовки на занятиях аэробикой, в которой рассматриваются значение силовой тренировки для оздоровления, улучшения телосложения, общие физиологические сведения по теории мышечного сокращения, анатомическому принципу:
упражнения для мышц стопы и голени;
упражнения для мышц передней поверхности бедра;
упражнения для задней поверхности бедра;
упражнения для приводящих мышц бедра;
упражнения для отводящих мышц бедра, а также мышц таза;
упражнения для разгибателей бедра;
упражнения для мышц бедра, таза, спины;
упражнения для прямых мышц живота;
упражнения для спины, плечевого пояса и рук;
упражнения для мышц груди, плечевого пояса, рук.
Форма контроля: зачет.
2.9 Аквааэробика
Овладение упражнениями на бортике и у бортика бассейна в неглубокой воде.
Упражнения на бортике: велосипед, книжка, лягушка, ножницы.
Упражнения у бортика.
Упражнения классического танца ( фанданс – аквааэробика) боком к опоре.
Овладение водным стретчингом у бортика и основная стойка на дне бассейна.
Разучивание игр на воде:
Зверюшки на дорожке;
Волшебные картинки;
Перевертыши;
Веселые старты;
Чахарда;
Рыбаки и рыбки;
Салки с мячом;
Волейбол на воде;
Водное поло;
Насос.
Форма контроля: зачет.
2.9 Стретчинг
Ознакомление с основными асанами на занятиях фитнес - аэробикой:
в положении стоя ( позы « горы», « дерева», воина, Тадасана, « орла», « силы»);
в положении сидя (« легкая поза», « лотос», « героя», поза «головы коровы», поза «горы», «посоха»);
в положении лежа ( поза «рыбы», « кобры», « лука»);
с поворотом туловища – скручивание;
в положении упоров ( «собака», « кошка» ).
Форма контроля: зачет.
Знания, умения и навыки учащихся третьего года обучения
Учащиеся должны знать:
1.технику безопасности при проведении учебных занятий в зале, бассейне, на улице; во время экскурсий, походов, соревнований;
2. основы врачебного контроля;
3. технику правильного дыхания;
4. понятия – спортивная мода;
5. основы профилактики и оказания первой неотложной помощи ;
Учащиеся должны уметь:
1.технично выполнять базовые движения (шаги, движения руками);
2. составлять индивидуальные и групповые комплексы с базовыми движениями;
3. владеть терминологией (знать название шагов и перемещений);
4. определять уровень техничности и синхронности в группе;
5. различать стили танцев;
6. технично выполнять контрольные испытания;
Условия перевода учащихся по годам обучения
прохождение мониторинга по теоретической и практической подготовке;
выполнение контрольных тестов по общей физической, специальной физической и технической подготовке
проведение зачетных выступлений.
1.4. Планируемые результаты
В результате обучения по программе учащиеся 1 года обучения:
будут иметь представление о фитнесе и аэробике;
владеть практическими умениями и навыками, теоретическими знаниями в объёме данной программы;
научаться чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;
приобретут общую эстетическую и спортивную культуру;
научатся самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
У учащихся сформируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации; сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется готовность к обучению в школе, вузах и техникумах за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности; укрепиться здоровье и физическая вынослив
Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по аэробике желательно, при наличии отдельного зала:
высота потолка - не менее 3м;
размещение зеркал - не менее 2-х (по длине и ширине зала)-на расстоянии от пола -15 см, при высоте- 2,2-2,5 м.;
структура полов - деревянная, предпочтительно-плавающий паркет;
стены, дверь - звукоизоляция
стойки для хранения оборудования;
температурный режим от 18 до 30 градусов С, влажность - менее 60%, частота воздухообмена-8-12 в час.
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество | Примечания |
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения) | Д× | |
Технические средства обучения | Д | |
Музыкальный центр не менее 100 Дб, pitch - control, CD-Player, I-Pod/Pad подключение микрофоны (A-mic) стойка для музыкального оборудования | ||
Экранно-звуковые пособия | Д | |
Аудиозаписи Видеозаписи | ||
Учебно-практическое оборудование | Д | |
Скакалка | П | |
Мат гимнастические, массажные | Д | |
Коврики для занятий йогой, стрейчингом | Д | |
Степ платформы | Д | |
Гантели | К | Размеры (140 *58 * 10) см |
Гантели | К | Вес 0, 90 кг пары |
Резиновые амортизаторы длинные | Д | Два экземпляра |
Бодибары | К | Сопротивление минимальное |
Бодибары | К | Сопротивление слабое |
Стойка для бодибаров | К | Сопротивление среднее |
Мячи fit ball | К | Вес 1,8 кг. |
Мячи fit ball | К | Вес 2,7 кг. |
Подставка для медицин - боллов | Д | Длинная по одной стороне зала |
Конусы | К | Диаметр 36 см |
Оборудование зала | ||
Станок хореографический | П | |
Д – для каждого; К – комплект; П - полукомплект
2.2. Формы аттестации
Основной показатель работы - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, теоретической подготовленности. В течении учебного года проводиться промежуточный (декабрь) и итоговый (май) мониторинг. По результатам мониторинга учащиеся переводятся на следующий год обучения. По итогам аттестации результаты учащихся доводятся до родителей (законных представителей) – через «Письма с Олимпа».
Формой реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фитнес - аэробика» предполагаются: открытые уроки, мониторинги, показательные выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях.
Реализация этой программы возможна на основе следующих принципов:
целенаправленность учебного процесса;
систематичность и регулярность занятий;
постепенность развития природных данных учащихся;
строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами фитнеса и аэробики;
доступность учебного материала;
учёт возрастных физических и технологических возможностей детей;
результативность обучения;
индивидуальный подход в обучении;
комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.
.
2.3. Оценочные материалы
Контроль в процессе подготовки
Важнейшей функции управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективности учебной работы на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебной работы систематически ведется учет подготовленности путем:
текущей оценки усвоения изучаемого материала;
оценки результатов в показательных выступлениях и индивидуальных показателей;
выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются мониторинг.
Контроль подготовленности учащихся следует вести с учетом их биологического возраста. Необходимо учитывать не только фактический год обучения в группе, но и уровень физического развития.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Зачетная карта учащихся 1 - ого года обучения с/с «Фитнес – аэробика».
№ | Имя, фамилия учащегося | Базовые шаги аэробики | Гимнастические упражнения | Хореографическая подготовка | Стретчинг | ||||||||||||||
Basic - step | V- Step, А - step | Step Touch | Мamba Cha cha | Кувырки веред в груперовке | Мост с положения лежа | Шпагат(продольный, поперечный | Деми плие Батман тандю релеве | Соте | Лук | Лодочка | |||||||||
1 | | | | | | | | | | | | ||||||||
2 | | | | | | | | | | | | ||||||||
3 | | | | | | | | | | | | ||||||||
4 | | | | | | | | | | | | ||||||||
5 | | | | | | | | | | | | ||||||||
6 | | | | | | | | | | | | ||||||||
7 | | | | | | | | | | | | ||||||||
8 | | | | | | | | | | | | ||||||||
9 | | | | | | | | | | | | ||||||||
10 | | | | | | | | | | | | ||||||||
11 | | | | | | | | - | | | | ||||||||
12 | | | | | | | | | | | | ||||||||
| Итого: | | | | | | | | | | |
Мониторинг проводится 1 раза в год (май). В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии
одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому. Средний показатель прохождения программного материала составляет ____%.
Высокий (10 баллов) – 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Средний (5 баллов) – 5 балов – правильная техника выполнения элемента при напоминании педагога
Низкий (3 балла) – техника выполнения элемента в совместной с педагогом деятельности.
Basic – step: Два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе)
(Шаг вперёд с пятки на всю стопу, шаг назад с носка на всю стопу). 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
V- Step: Два шага вперёд (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе) (В и.п. ноги вместе). 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
А – step: Два шага назад (ноги врозь), два шага вперёд (ноги вместе) (В и.п. ноги вместе). 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Step Touch: Шаг в сторону, приставить вторую ногу на носок. 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Мamba Cha cha: Шаг одной ногой вперёд, другой на месте и три быстрых шага на месте (на раз и два) .5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Хореографическая подготовка
Деми плие : полуприседание. 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Батмае тандю: вынос ноги в пол на носок. 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Релеве: высокий подъем на полупальцы. 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Соте: прыжок вверх. 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Стретчинг
Лук: лежа на полу, прогиб в спине, держась руками за носки ног. 5балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Лодочка: лежа на полу, прогнуться в спине, руки и ноги тянуть вверх. балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Зачетная карта учащихся 2 - ого года обучения с/с «Фитнес – аэробика»
№ | Имя, фамилия учащихся | Гимнастика | Техника выполнения базовых шагов классической аэробики | Техника выполнения базовых шагов степ - аэробики | Танцевальная аэробика (базовые прыжки) | | |||||||||||
Стойка на руках | Арабский переворот | Шпагаты (продольный, поперечный) | |||||||||||||||
Грей - вайн | Шоссе - мамба | Shasse-Over | Basic Down | Крест | Джек | Ланч | |||||||||||
1 | | | | | | | | | | | | ||||||
2 | | | | | | | | | | | | ||||||
3 | | | | | | | | | | | | ||||||
4 | | | | | | | | | | | | ||||||
5 | | | | | | | | | | | | ||||||
6 | | | | | | | | | | | | ||||||
7 | | | | | | | | | | | | ||||||
8 | | | | | | | | | | | | ||||||
9 | | | | | | | | | | | | ||||||
10 | | | | | | | | | - | | | ||||||
11 | | | | | | | | | | | | ||||||
12 | | | | | | | | | | | | ||||||
| Итого: | | | | | | | | | | |
Мониторинг проводится 2 раза в год (декабрь, май). В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому. Средний показатель прохождения программного материала составляет ____%
Высокий (10 баллов) – 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Средний (5 баллов) – 5 балов – правильная техника выполнения элемента при напоминании педагога
Низкий (3 балла) – техника выполнения элемента в совместной с педагогом деятельности
Грейп вайн: шаг в сторону, скрестный шаг назад, шаг в сторону, приставить (или захлёст, касание не делать). 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Шоссе мамбо: шаг одной ногой вперёд, другой на месте и три быстрых шага с интенсивным перемещением (на раз и два). 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Shasse-Over: три быстрых шага с интенсивным перемещением через степ (поперёк) и шаг на полу. 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Basic Down: Два шага на пол (из положения, стоя на платформе). 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Базовые прыжки
Крест:ноги врозь, ноги крестом. ). 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Ланч: выпад впраро, ноги вместе, выпад влево, ноги вместе и т.д. 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
.
Джек:ноги врозь ,два подскока, ноги вместе, два подскока. ). 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Зачетная карта учащихся 3- ого года обучения с/с «Фитнес – аэробика»
№ | Имя, фамилия учащихся | Черлидинг | Стретчинг | Унилатеральные шаги классической аэробики | Билатеральные шаги классической аэробики | Унилатеральные шаги степ - аэробики | Билатеральные шаги степ -аэробики | |||||||
Позиции рук | Стредл на плечах | Лотос | Окошечко | | | | | |||||||
1 | | | | | | | | | | |||||
2 | | | | | | | | | | |||||
3 | | | | | | | | | | |||||
4 | | | | | | | | | | |||||
5 | | | | | | | | | | |||||
6 | | | | | | | | | | |||||
7 | | | | | | | | | | |||||
8 | | | | | | | | | | |||||
9 | | | | | | | | | | |||||
10 | | | | | | | | - | | |||||
11 | | | | | | | | | | |||||
12 | | | | | | | | | | |||||
| Итого: | | | | | | | | |
Мониторинг проводится 1 раза в год (май). В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому. Средний показатель прохождения программного материала составляет _____%.
Высокий (10 баллов) – 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Средний (5 баллов) – 5 балов – правильная техника выполнения элемента при напоминании педагога
Низкий (3 балла) – техника выполнения элемента в совместной с педагогом деятельности.
Черлидинг. Позиции рук.
Клэп: кисти рук плотно прилегают друг к другу.
Вёдра:руки прямые, вытянуты перед корпусом; плечо , локоть и кулак находятся на одной линии. Положении кисти – лодонью вниз.
Свечи: положение рук аналогично движению Ведра, кисти – ладонью внутрь.
Хай ви: руки вытянуты вверх и слегка разведены, кулаки плотно сжаты, ладони смотрят наружу.
Лоу ви: руки вытянуты вниз и отведены от корпуса в стороны и немного вперед. Кулаки сжаты, ладони смотрят внутрь.
Т: руки вытянуты на уровне плеч в разные стороны.
Ломаное Т: это «Т» с согнутыми локтями.
Кинжалы: руки согнуты в локтях; локти прижаты к корпусу. Кулак находиться перед плечом и строго над локтем; большие пальцы рук смотрят друг на друга. 5 балов – правильная техника выполнения всех позиций, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога.
Стредл на плечах: сначала выполняется стант Угол, затем база переводит свободную ногу флаера на плечо и одновременно подтягивает прямую ногу из выпада, занимая положение ноги на ширине плеч. Флаер скрещивает ноги на спине базы и фиксирует руки в положении Хай ви. 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Стретчинг
Лотос :сидя на полу, ноги согнуты в коленях крестом. . 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Окошечко: сидя на полу, ноги врозь, локти на полу, подбородок в кулаках. . 5 балов – правильная техника выполнения элемента, 5 балов – знание терминологии. Задание выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) педагога
Шаги и элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные)
Классическая аэробика.
Марш на месте и с перемещениями (бедро высоко не поднимать, носок отрывается от пола) | March |
Три шага вперёд, приставить вторую ногу, три шага назад, приставить вторую ногу. | March front-back |
Марш на месте, ноги врозь | Out |
Два шага (ноги врозь), два шага (ноги вместе) без перемещения | Out-in |
Два шага вперёд (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе) (В и.п. ноги вместе) | V-Step |
Два шага назад (ноги врозь), два шага вперёд (ноги вместе) (В и.п. ноги вместе) | A-Step |
Одна нога выполняет шаг вперёд-назад, другая – на месте | Mambo |
Шаг вперёд, два шага назад, шаг вперёд с другой ноги, два шага назад (как в степ - аэробике) | 6 Point-Mambo |
Шаг вперёд, поворот на 180 градусов, шаг вперёд, поворот на 180 градусов (вторая нога шагает на месте) | Pivot |
Два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе) (Шаг вперёд с пятки на всю стопу, шаг назад с носка на всю стопу) | Basic-step |
Шаг скрестно вперёд, шаг в сторону, два шага – возврат в и.п. | Box-step (cross-step) |
Шаг в сторону (вперёд), шаг скрестно вперёд, два шага – возврат в и.п. ноги врозь | Jazz-square (step-cross) |
Подъём прямой ноги вперёд, два шага (на “раз и два”) | Kick Ball Change |
Шаги и элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные).
Шаг в сторону, приставить вторую ногу на носок | Step Touch |
Два приставных шага в сторону (Шаг в сторону, приставить вторую ногу, шаг в ту же сторону, приставить вторую ногу на носок) | Double Step Touch |
Шаг в сторону одной ногой, подъем колена второй ноги (Бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол) | Knee Up |
Шаг в сторону, подъём прямой ноги вперёд | Kick |
Шаг в сторону, подъем прямой ноги в сторону на 45° (Опорное колено чуть согнуто, корпус вертикально) | Lift side |
Шаг в сторону, захлёст голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице) | Curl |
Шаг в сторону, вторая нога выполняет касание носком на месте | Open Step |
Шаг в сторону, касание вперёд (или назад) носком | Toe Touch |
Шаг в сторону, касание вперёд пяткой | Heel Touch |
Шаг в сторону, скрестный шаг назад, шаг в сторону, приставить (или захлёст, касание не делать) | Grapevine |
Три быстрых шага на месте на «раз и два» | Cha-cha-cha |
Три быстрых шага на «раз и два» с интенсивным перемещением | Shasse |
Сочетания маршевых и синкопированных элементов (которые выполняются на раз и два) | |
Шаг одной ногой вперёд, другой на месте и три быстрых шага на месте (на раз и два) | Mambo Сha-cha-cha |
Шаг одной ногой вперёд, другой на месте и три быстрых шага с интенсивным перемещением (на раз и два) | Mambo Shasse |
Три быстрых шага с интенсивным перемещением (на раз и два) и шаг одной ногой назад, другой на месте. | Shasse Mambo back |
Три быстрых шага с интенсивным перемещением (на раз и два) и шаг одной ногой вперёд, другой на месте. | Shasse Mambo front |
Сочетания маршевых и лифтовых элементов | |
Шаг вперёд, подъём колена, два шага назад в и.п. (Бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол). | Knee Up |
Шаг вперёд, подъём прямой ноги вперёд, два шага назад в и.п. | Kick |
Шаг вперёд, захлёст голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице), два шага назад в и.п. | Curl |
Шаг вперёд, подъем прямой ноги в сторону на 45° (опорное колено чуть согнуто, корпус вертикально) два шага назад в и.п. | Lift side |
Шаг вперёд, вторая нога выполняет касание носком на месте, два шага назад в и.п. | Open Step |
Шаг вперёд, подъем прямой ноги назад, два шага назад (Не прогибаться в пояснице) | Back Lift |
Из исходного положения ноги вместе касание носком в сторону без переноса веса тела с ноги на ногу и возврат в и.п. | Tap Side |
Из исходного положения ноги вместе выпад в сторону или назад и возврат в И. П. | Lunge |
Степ - аэробика.
Шаги и элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные).
Два шага на платформу, два шага на пол | Basic Step |
Два шага на платформу (из положения, стоя на полу) | Basic Up |
Два шага на пол (из положения, стоя на платформе) | Basic Down |
Два шага на платформу (ноги врозь), два шага на пол (ноги вместе) | V-Step |
Из положения "На платформе": два шага на пол (ноги врозь), два шага на степ, ноги вместе. | A-Step |
Одна нога выполняет шаг вперед на платформу - назад на пол, другая шагает на полу на месте | Mambo |
Шаг на степ, поворот на 180 градусов, шаг на пол, поворот на 180 градусов (вторая нога шагает на месте) | Pivot |
Шаг на платформу, шаг на пол | Stomp (Mini-Mambo) |
Шаг на платформу, два шага на пол, шаг на платформу с другой ноги, два шага на пол | 6 Point-Mambo |
Шаг на платформу, два шага на пол, шаг на платформу с другой ноги, два шага на пол, шаг на платформу, шаг на пол | 8 Point-Mambo |
Выполняется из бокового подхода к платформе; два шага на платформу, два шага на пол с переходом через платформу | Over |
Три быстрых шага с интенсивным перемещением через степ (поперёк) и шаг на полу | Shasse-Over |
Выполняется из бокового подхода к платформе: шаг на угол платформы вперёд одной ногой, шаг на другой угол платформы второй ногой с поворотом, два шага на пол с возвращением в исходное положение (поворот на 360 градусов) | Reverse |
Шаг на угол платформы, шаг скрестно вперёд на платфрому, два шага на пол | Jazz-square (step-cross) |
Выполняется из положения платформа между ног; два шага на платформу, два шага на пол в исходное положение | Straddle Up |
Выполняется из положения "На платформе"; два шага на пол по разные стороны от платформы, два шага на платформу в исходное положение | Straddle Down |
Два шага на платформу, два касания поочерёдно носком пола, два шага на пол | Up Up Lunge |
Шаги и элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные).
Шаг на платформу, приставить вторую ногу (касание носком степа), два шага на пол | Tap Up |
Шаг на платформу, подъем колена (бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол), два шага на пол | Knee Up |
Шаг на платформу, подъём прямой ноги вперёд, два шага на пол | Kick |
Шаг на платформу, захлест голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице), два шага на пол | Curl |
Шаг на платформу, подъём прямой ноги в сторону на 45° (опорное колено чуть согнуто, корпус вертикально), два шага на пол | Lift side |
Шаг на платформу, подъем прямой ноги назад, два шага на пол | Back Lift |
Шаг на платформу, подъем колена, шаг на пол в сторону, подъем колена, шаг на платформу, подъем колена, два шага на пол | L-Step |
Шаг на платформу, захлест голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице), шаг на платформу, захлест голени, шаг на платформу, захлест голени, два шага на пол | Sailor Step (шаг моряка) |
Шаг на платформу, два шага на пол | Mini (Little)- Mambo |
Шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, два шага на пол | Double Stomp |
Три шага на платформу (вперёд –назад - вперёд), два шага на пол | Tango Step |
Шаг на платформу, шаг в сторону на пол, шаг на платформу, два шага на пол в исходное положение | Spider |
Шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, два шага на пол | Tripple Stomp |
Шаг на платформу, шаг в сторону на пол, шаг на пол назад (мамбо назад), шаг на платформу, два шага на пол в исходное положение | L-Mambo |
Три быстрых шага платформа –пол -платформа (на раз и два), два шага на пол в исходное положение | Cha-cha-cha |
Три быстрых шага (на раз и два) с интенсивным перемещением через степ и два шага на полу (мамбо назад) | Shasse Mambo |
Касание платформы, шаг на пол | Step Tap |
2.4. Методические материалы
Указания и команды, используемые в аэробике
На учебных занятиях использование жестикуляции позволяет более успешно общаться с учащимися. Давая конкретные, четкие распоряжения с помощью жестов, инструктор при этом подвергают меньшему напряжению речевой аппарат, т.к. не только громкая музыка создает дополнительные помехи в общении с группой, но и достаточно высокий темп движений, большая моторная плотность занятий, одновременная работа педагога и учащихся.
У педагога ведущего занятия остается больше времени на корректировку правильности выполнения упражнения поднятия эмоционального фона.
Основные жесты педагога.
1. Движение влево, вправо: показать указательным пальцем в сторону, соответствующую направлению движений.
2. Движение вперед: руки согнуты ладони кверху; незначительное разгибание рук вперед.
3. Движение назад: одну руку приподнять вверх, большим пальцем показать направление движения назад.
4. Движение по диагонали: одной или обеими руками показать диагональное направление движений.
5. Движение по кругу: одной рукой очертить в воздухе соответствующий горизонтальный круг: малый, средний, большой.
6. Движение делать медленнее: руки согнуты вперед, ладони книзу; быстро поднять ладони и медленно опустить их вниз.
7. Чаще работать ногами: руки согнуты вперед, ладони обращены кверху; быстро поднять ладони.
8. Движение другой ногой: руки перед собой, правая к верху: круги руками вокруг друг друга.
9. Слушайте музыку: указательным пальцем коснутся ушей.
10.Приложить усилие: одна рука вперед, кисть сжата в кулак, с напряжением согнуть эту руку, показать другой рукой на бицепс.
11.Двигаться ритмично: ритмичные сгибание и разгибания рук (иногда с пощелкиванием пальцем).
12.Отойти дальше: разгибать согнутые руки вперед ладони вниз.
13.Подойти ближе: из положения руки вперед сгибать руки и кисти.
14.Предпоследние и последние движение: поднять руки и показать два пальца, а затем один.
15.Внимание следующие упражнение: поднять согнутую руку в сторону, предплечье кверху, ладонь обращена вперед.
16.Закончить упражнение: скрестить руки перед собой.
Для правильного составление фонограммы и построение упражнений в соответствии с музыкой необходимо учитывать взаимосвязь количества движений и количество музыкальных актов в одну минуту.
Структура занятий
Часть занятия | Направленность и продолжительность части занятия | Зона воздействия и направленность упражнений | Основные упражнения | Указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Подготовительная | Разминка 1.1Разогревание, продолжительность от 5до 10 мин. | 1.1Локальные движения частями тела. | Повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движения стопой | Рекомендуется использовать низкий темп движений, с небольшой амплитудой |
| 1.2 Совмещения, движения для обширных мышечных групп | Полуприседы, выпады движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещениями в сочетании с движениями руками | Упражнения на координацию и усиление и кровотока выполнять в среднем темпе с увеличением амплитуды | |
1.2 Стретчинг –упражнения на гибкость | 1.3 Изолированные движения для мышц бедра и голени | Растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы | Выполнять в медленном и среднем темпе в положении стоя, без использования махов и пружинящих движений | |
2.Основная | 2.1 Аэробная часть Продолжительность 20 – 40 мин. | 2.1 Аэробная разминка ( 3 – 10мин.) | Базовые движения и усложнения движений, варианты ходьбы с движениями руками | Разучивание танцевальных соединений в среднем темпе на месте и с передвижениями в различных направлениях |
| 2.2 «Аэробный пик» 15 – 20 мин. | Танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями руками | Выполнение сочетаний – « блоков» упражнений на месте и с перемещением в различных направлениях, увеличение нагрузки за счет координационной сложности, амплитуды и интенсивности движений | |
| 2.3 Первая аэробная заминка 2-5 мин. | Базовые движения, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений руками. Амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра | Уменьшение амплитуды перемещений, темпа движений. Движения выполняются в стойке ноги врозь, выпаде и полуприседе, сочетаются с дыханием, темп движений замедляется | |
| 2.2 Упражнения на полу – калистеника, Фитнес 5-10 мин. | 2.4 Упражнения для мышц туловища | В положениях лежа упражнения на силу и силовую выносливость мышц. | Выполнять от 1 до 3 серий по 10 – 16 повторений движений. Методы выполнения упражнений и длительность пауз между сериями зависит от уровня подготовленности занимающихся |
| 2.5 Упражнения для мышц бедра | В положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость приводящих и отводящих мышц | Можно использовать упражнения с утяжелителями , амортизаторами, на тренажерах | |
| 2.6 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса | Варианты сгибания и разгибания рук в разных исходных положениях | | |
3.Заключительная | 3.1 «Вторая заминка» - снижение нагрузки 3-5 мин. | 3.1. Глубокий стрейчинг | Растягивание мышц передней и задней, внутренней поверхности бедра, голеней, мышц груди, рук и плечевого пояса | В разных исходных положениях, медленно, с фиксацией поз и последующим расслаблением |
Основные шаги и техника их выполнения
Шаги и элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные)
Классическая аэробика.
Марш на месте и с перемещениями (бедро высоко не поднимать, носок отрывается от пола) | March |
Три шага вперёд, приставить вторую ногу, три шага назад, приставить вторую ногу. | March front-back |
Марш на месте, ноги врозь | Out |
Два шага (ноги врозь), два шага (ноги вместе) без перемещения | Out-in |
Два шага вперёд (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе) (В и.п. ноги вместе) | V-Step |
Два шага назад (ноги врозь), два шага вперёд (ноги вместе) (В и.п. ноги вместе) | A-Step |
Одна нога выполняет шаг вперёд-назад, другая – на месте | Mambo |
Шаг вперёд, два шага назад, шаг вперёд с другой ноги, два шага назад (как в степ - аэробике) | 6 Point-Mambo |
Шаг вперёд, поворот на 180 градусов, шаг вперёд, поворот на 180 градусов (вторая нога шагает на месте) | Pivot |
Два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе) (Шаг вперёд с пятки на всю стопу, шаг назад с носка на всю стопу) | Basic-step |
Шаг скрестно вперёд, шаг в сторону, два шага – возврат в и.п. | Box-step (cross-step) |
Шаг в сторону (вперёд), шаг скрестно вперёд, два шага – возврат в и.п. ноги врозь | Jazz-square (step-cross) |
Подъём прямой ноги вперёд, два шага (на “раз и два”) | Kick Ball Change |
Шаги и элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные).
Шаг в сторону, приставить вторую ногу на носок | Step Touch |
Два приставных шага в сторону (Шаг в сторону, приставить вторую ногу, шаг в ту же сторону, приставить вторую ногу на носок) | Double Step Touch |
Шаг в сторону одной ногой, подъем колена второй ноги (Бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол) | Knee Up |
Шаг в сторону, подъём прямой ноги вперёд | Kick |
Шаг в сторону, подъем прямой ноги в сторону на 45° (Опорное колено чуть согнуто, корпус вертикально) | Lift side |
Шаг в сторону, захлёст голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице) | Curl |
Шаг в сторону, вторая нога выполняет касание носком на месте | Open Step |
Шаг в сторону, касание вперёд (или назад) носком | Toe Touch |
Шаг в сторону, касание вперёд пяткой | Heel Touch |
Шаг в сторону, скрестный шаг назад, шаг в сторону, приставить (или захлёст, касание не делать) | Grapevine |
Три быстрых шага на месте на «раз и два» | Cha-cha-cha |
Три быстрых шага на «раз и два» с интенсивным перемещением | Shasse |
Сочетания маршевых и синкопированных элементов (которые выполняются на раз и два) | |
Шаг одной ногой вперёд, другой на месте и три быстрых шага на месте (на раз и два) | Mambo Сha-cha-cha |
Шаг одной ногой вперёд, другой на месте и три быстрых шага с интенсивным перемещением (на раз и два) | Mambo Shasse |
Три быстрых шага с интенсивным перемещением (на раз и два) и шаг одной ногой назад, другой на месте. | Shasse Mambo back |
Три быстрых шага с интенсивным перемещением (на раз и два) и шаг одной ногой вперёд, другой на месте. | Shasse Mambo front |
Сочетания маршевых и лифтовых элементов | |
Шаг вперёд, подъём колена, два шага назад в и.п. (Бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол). | Knee Up |
Шаг вперёд, подъём прямой ноги вперёд, два шага назад в и.п. | Kick |
Шаг вперёд, захлёст голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице), два шага назад в и.п. | Curl |
Шаг вперёд, подъем прямой ноги в сторону на 45° (опорное колено чуть согнуто, корпус вертикально) два шага назад в и.п. | Lift side |
Шаг вперёд, вторая нога выполняет касание носком на месте, два шага назад в и.п. | Open Step |
Шаг вперёд, подъем прямой ноги назад, два шага назад (Не прогибаться в пояснице) | Back Lift |
Из исходного положения ноги вместе касание носком в сторону без переноса веса тела с ноги на ногу и возврат в и.п. | Tap Side |
Из исходного положения ноги вместе выпад в сторону или назад и возврат в И. П. | Lunge |
Степ - аэробика.
Шаги и элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные).
Два шага на платформу, два шага на пол | Basic Step |
Два шага на платформу (из положения, стоя на полу) | Basic Up |
Два шага на пол (из положения, стоя на платформе) | Basic Down |
Два шага на платформу (ноги врозь), два шага на пол (ноги вместе) | V-Step |
Из положения "На платформе": два шага на пол (ноги врозь), два шага на степ, ноги вместе. | A-Step |
Одна нога выполняет шаг вперед на платформу - назад на пол, другая шагает на полу на месте | Mambo |
Шаг на степ, поворот на 180 градусов, шаг на пол, поворот на 180 градусов (вторая нога шагает на месте) | Pivot |
Шаг на платформу, шаг на пол | Stomp (Mini-Mambo) |
Шаг на платформу, два шага на пол, шаг на платформу с другой ноги, два шага на пол | 6 Point-Mambo |
Шаг на платформу, два шага на пол, шаг на платформу с другой ноги, два шага на пол, шаг на платформу, шаг на пол | 8 Point-Mambo |
Выполняется из бокового подхода к платформе; два шага на платформу, два шага на пол с переходом через платформу | Over |
Три быстрых шага с интенсивным перемещением через степ (поперёк) и шаг на полу | Shasse-Over |
Выполняется из бокового подхода к платформе: шаг на угол платформы вперёд одной ногой, шаг на другой угол платформы второй ногой с поворотом, два шага на пол с возвращением в исходное положение (поворот на 360 градусов) | Reverse |
Шаг на угол платформы, шаг скрестно вперёд на платфрому, два шага на пол | Jazz-square (step-cross) |
Выполняется из положения платформа между ног; два шага на платформу, два шага на пол в исходное положение | Straddle Up |
Выполняется из положения "На платформе"; два шага на пол по разные стороны от платформы, два шага на платформу в исходное положение | Straddle Down |
Два шага на платформу, два касания поочерёдно носком пола, два шага на пол | Up Up Lunge |
Шаги и элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные).
Шаг на платформу, приставить вторую ногу (касание носком степа), два шага на пол | Tap Up |
Шаг на платформу, подъем колена (бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол), два шага на пол | Knee Up |
Шаг на платформу, подъём прямой ноги вперёд, два шага на пол | Kick |
Шаг на платформу, захлест голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице), два шага на пол | Curl |
Шаг на платформу, подъём прямой ноги в сторону на 45° (опорное колено чуть согнуто, корпус вертикально), два шага на пол | Lift side |
Шаг на платформу, подъем прямой ноги назад, два шага на пол | Back Lift |
Шаг на платформу, подъем колена, шаг на пол в сторону, подъем колена, шаг на платформу, подъем колена, два шага на пол | L-Step |
Шаг на платформу, захлест голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице), шаг на платформу, захлест голени, шаг на платформу, захлест голени, два шага на пол | Sailor Step (шаг моряка) |
Шаг на платформу, два шага на пол | Mini (Little)- Mambo |
Шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, два шага на пол | Double Stomp |
Три шага на платформу (вперёд –назад - вперёд), два шага на пол | Tango Step |
Шаг на платформу, шаг в сторону на пол, шаг на платформу, два шага на пол в исходное положение | Spider |
Шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, два шага на пол | Tripple Stomp |
Шаг на платформу, шаг в сторону на пол, шаг на пол назад (мамбо назад), шаг на платформу, два шага на пол в исходное положение | L-Mambo |
Три быстрых шага платформа –пол -платформа (на раз и два), два шага на пол в исходное положение | Cha-cha-cha |
Три быстрых шага (на раз и два) с интенсивным перемещением через степ и два шага на полу (мамбо назад) | Shasse Mambo |
Касание платформы, шаг на пол | Step Tap |
Движения рук в аэробике
При разучивании основных видов шагов движение рук как при ходьбе или они поставлены на пояс.
После овладения основными видами шагов подключают движения рук:
для бицепсов – одновременное или попеременное сгибание или разгибание рук в локтевых суставах;
для мышц плечевого пояса – одновременное или попеременное выпрямление рук вверх (выжимание);
удар от плеча - одновременное или попеременное выпрямление рук вперед («боксер»);
для мышц спины - одновременное или попеременное выпрямление рук вниз («насос»);
для мышц верхней части спины, рук и груди – «замок» на груди, разведение и сведение рук перед грудью;
для трицепсов - одновременное или попеременное выпрямление рук назад (как при отталкивании лыжными палками).
Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнес - аэробики
Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения: быстрые вращения головой и излишнее наклоны вперед и назад шеи; стойка на лопатках (упражнения типа «плуг» и «берёзка»); упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти: прогиб туловища в положении лёжа на животе с упором на кисти; подъём двух прямых ног из положения, лёжа на спине; переход из положения, лёжа в положение, сидя с прямыми ногами; сгибание туловища из положения, лёжа на спине с прямыми ногами; «глубокие приседания», где угол в коленном суставе менее 90 °; наклоны вперёд, стоя на прямых ногах; прогиб туловища назад в положении стоя; осевая нагрузка; глубокие наклоны туловища в стороны; круговые движения туловищем; вращательные движения коленями; работа с отягощениями на выпрямленных руках; продолжительная работа руками выше уровня плеч; резкие скручивания туловища («мельница»); все баллистические движения (высокие махи ногами и т.п.); упражнения в позе «барьериста»; движения с чрезмерной амплитудой; максимальные нагрузки; продолжительное изометрическое напряжение.
Во время выполнения комплексов и упражнений степ - аэробики существуют запрещенные движения: шаг на платформу спиной вперёд; спуск с платформы шагом вперёд; прыжок с платформы на пол.
Список литературы
1. Люйк, Л.В., Айзятуллова, Г.Р., Солодянников, О.В. Методы конструирования комбинаций на уроке по оздоровительным видам аэробики. [Текст] Учебно- методическое пособие./Л.В. Люйк, , Г.Р. Айзятуллова, О.В. Солодяннико. – СПб: НГУФК,СиЗ им П.Ф.Лесгафта, 2009.
2. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. 5-е издание. [Текст] – М.: «Просвящение», 2008.
3.Слуцкер, О.С, Полухина, Т.Г, Козырев, В.С. Программа для учащихся 8 – 11 классов по физической культуре на основе фитнес – аэробики./ Федерация фитнес – аэробики России. Москва 2011г.
4.Титова, Т.М. Аэробика: планирование уроков// Спорт в школе. – 2007.-№
5.Соколова, Э. Черлидинг. [Текст ]Методическое пособие для тренеров по черлидингу./Э. Соколова – Москва. 2008г.
28