Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу все знать!»
Дополнительная общеобразовательная
программа естественнонаучной направленности
«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Уровень освоения –ознакомительный
Возраст учащихся – 6 -7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: Абрамова О.А.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. | Учреждение | МБДОУ ЦРР ДС | ||
2. | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу все знать!» | ||
3. Сведения об авторах | ||||
3.1. | Ф.И.О., должность | воспитатель | ||
4. Сведения о программе | ||||
4.1 | Нормативная база | Федеральный закон .№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 с изменениями и дополнениями) Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р)Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Тамбовской области и достижении целевых показателей (приказ управления образования и науки Тамбовской области от 22.07.2022 №1842/115/303) Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (приказ управления образования и науки Тамбовской области от 03.09.2019 №467 с изменениями и дополнениями) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629)Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015) Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (разработанные ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей, 2021) СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением главного государственного врача РФ от 28.09.2020 №28). | ||
4.2. | Область применения | дополнительное образование | ||
4.3. | Направленность | естественнонаучная | ||
4.4. | Тип программы | Модифицированная | ||
4.5 | Вид | Общеразвивающая | ||
4.6 | Возраст обучающихся | 6-7 лет | ||
4.7 | Продолжительность обучения | 1 год |
Педагогическая целесообразность образовательной программы в том, что создает условия развития познавательных способностей учащихся, формирования позитивных социальных интересов. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для расширения естественнонаучных представлений дошкольников. В процессе реализации образовательной программы используются элементы педагогических технологий в соответствии с целями и задачами детского объединения. В целях развития познавательной активности учащихся используется технология проблемного обучения, при этом перед воспитанниками последовательно и целенаправленно ставятся познавательные задачи, решая которые они активно осваивают знания в опытно-исследовательской деятельности. Для того чтобы ориентировать учебный процесс на потенциальные возможности детей и их реализацию, применяется технология развивающего обучения. Технология дифференцированного обучения создает оптимальные условия для выявления, развития интересов и способностей учащихся. Технология игрового обучения. Отличительная особенность данной образовательной программы в этой области заключаются в том, что программа кружка «Хочу все знать!» способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, расширению у детей интереса к познавательной деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности. Познавательная совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 6 до 7 лет. Изменения в сознании детей подготовительной группы, характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка седьмого года жизни являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к семи годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений. Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого обучающегося. Основные принципы реализации программы Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Основные принципы, заложенные с основу работы: - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.); - динамичности (от простого к сложному); - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей); - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий); -возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста); - наглядности (использование наглядно – дидактического материала), - информационно – коммуникативных технологий; - здоровьесберегающий (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности). Формы и объем занятий: Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 36 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Форма обучения. Работа в кружке построена следующим образом: Каждую неделю планируется новая тема, в месяц 4 занятия. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм) Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение. Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам). Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и групповую работу). Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде). В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Условия набора обучающихся/учащихся. Набор на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по заявлению их родителей (законных представителей) без специального отбора. Количество учащихся Количество детей в группе – 12 человек . Формы проведения занятий. В соответствии с задачами обучения, учетом познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся учебной группы, специфики содержания данной программы используются следующие формы занятий: познавательные беседы, интегративные занятие, проблемные ситуации, опыты. Особенности организации образовательной деятельности. Программа «Хочу все знать!» разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. По данной программе могут заниматься дети 6-7 лет. Взаимодействие с родителями. Совместные проекты детей и родителей, консультации для родителей. |
Содержание программы
Учебный план
Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации, контроля | ||||||||
| Всего | Теория | Прак тика | | ||||||
Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | Беседа. Опрос | ||||||
| Температура | 6 | 3 | 3 | Беседа, проблемная ситуация, наблюдение, опыт | |||||
| Воздух | 4 | 1 | 2 | Беседа, проблемная ситуация,наблюдение, опыт | |||||
| Свет | 4 | 2 | 2 | Беседа, проблемная ситуация наблюдение, | |||||
| Звук | 2 | 1 | 1 | опыт | |||||
| Сила | 3 | 1 | 2 | Беседа, проблемная ситуация наблюдение, | |||||
| Электричество | 4 | 2 | 2 | Беседа, опыт | |||||
| Кислотность | 3 | 2 | 2 | Беседа, проблемная ситуация наблюдение, | |||||
| Пульс | 1 | 1 | 1 | опыт | |||||
| Магнитное поле | 7 | 4 | 3 | Беседа, проблемная ситуация наблюдение, | |||||
| Итоговое занятие | 1 | | | | |||||
Итого | 36 | 17 | 18 | |
Содержание учебного плана
Вводное занятие(1 час)
Теория:
Знакомство с программой, оборудованием
Внешний вид и форма одежды для занятий.
Правила безопасности работы.
Практика: Начальная диагностика ЗУН учащихся.
Воздух(4 часа)
Теория:
1.Дать детям представление о том, что при нагревании меняется
свойство воздуха, он становится лёгким и поднимается вверх.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность, дидактические игры и упражнения.
Температура (6 часа)
Теория:
1.Знакомство с понятиями «температура», «градус». Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы.
2.Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.
3.Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду.
4.Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.
5.Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение).
6.Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Свет (4 часа)
1.Знакомство с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет. Экран компьютера – источник света.
2.Измерение силы света (фонарика, экрана компьютера, освещённость в комнате). Влияние света на жизнь растений.
3.Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет).
4.Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету»
Практика: наблюдение, опыты и эксперименты, проекты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Электричество (4 часа)
1.Знакомство с понятием «электричество». Опыт «Электрическое яблоко».
2.Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.
3.Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.
4.Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором.
5.Измерение напряжения использованной и новой батарейки.
6. Основы безопасного экспериментирования с напряжением.
Практика: наблюдение, опыты и эксперименты, проекты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Кислотность (3 часа)
1.Введение в понятие «Кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой.
Эксперимент «Вкусная кислинка»
2.Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке.
3.Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды. Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков.
4.Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием
Практика: наблюдение, занятия познавательного характера, опыты и эксперименты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Магнитное поле (7 часа)
1.Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит.
2.Опыты с магнитами.
3.Беседа о магнитном поле Земли.
Исследование немагнитных материалов.
4.Опыты с магнитами, их особенности и свойства.
5.Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой.
6.Опыты с металлическими предметами.
7.«Магнитные рыбки».
8.Беседа о магнитном поле.
Опыты с магнитами и металлическими предметами.
Игра «Рыбаки»
Практика: наблюдение, опыты и эксперименты, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Пульс (2 часа)
1.Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс.
2. Знакомство с пульсометром.
Измерение пульса (взрослого, ребёнка). Пульс и упражнения.
Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще.
Практика: экскурсия, наблюдение, опыты и эксперименты, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Сила (2 часа)
1.Знакомство с понятиями «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что такое вес.
2.Измерение силы. Измерение веса. Измерение силы удара, силы пальцев.
3.Игра «Кто сильнее ударит».
4.Игровые измерения (сильный, слабый удар, удар средней силы).
Практика: наблюдение, опыты и эксперименты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Звук (4 часа)
1.Знакомство с понятиями «звук», «громкость». Что такое звук. Что такое громкость.
2.Почему одни звуки высокие, а другие низкие. Измерение звука (игра на ксилофоне, флейте, исследование звука свистка).
3.Звук передаётся по воздуху. Игровые измерения (создание громкого и высокого звука).
Практика: наблюдение, опыты и эксперименты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
Итог (1 час)
1.4. Планируемые результаты Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников. Содержание программы кружка «Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, достичь следующих результатов: Личностные результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!» можно считать следующее: - овладение начальными сведениями об особенностях объектов и явлениях; - формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников. Образовательные результаты: Социально-коммуникативное развитие: - становление самостоятельности; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; -формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие: - развитие любознательности и познавательной мотивации у детей, ; -формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Режим организации, занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» - СП 2.4.3648-20 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 №28) «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СП 2.2.3670-20 (постановление от 02.12.2020 №40) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда. Всего учебных недель – 36 Учебный период - с сентября по май. Количество учебных часов: 36 | |
2.2.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение программы «Хочу все знать!» Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: педагогу–компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям–рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: увеличительные лупы; настольная лампа; глобус; песочные часы; термометры: комнатный, уличный, медицинский; компас; фонарик; ёмкости разного объёма: пластиковые, металлические, стеклянные; разовая пластиковая посуда; магниты; Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий педагог может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная, игровая, проектная деятельность. Информационное обеспечение Детские научно-познавательные энциклопедии; Интернет ресурсы; Видеожурнал для детей «Хочу все знать!», «Почемучка». Методическое обеспечение Методический и дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов: - рекомендации по проведению практических работ, по постановке экспериментов или опытов; - Детские научно-познавательные энциклопедии; Кадровое обеспечение Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. 2.3. Формы аттестации Для определения результативности реализации программы используются следующие способы: В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, наблюдения). Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы беседы, тесты, мини-проекты. Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный опрос, беседа. Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения. Ключ к результату усвоения материала: Низкий уровень (70-80% ) — 3 балла Средний уровень (80-90% ) — 4 балла Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов |
2.5. Методическое обеспечение:
|
Список литературы
1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.
Дополнительная литература
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений.
Научно-популярное издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. -
М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. Большая детская энциклопедия - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2007- 333 с.
3. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей
[Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,
1997.
4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.:
Компания «Ключ-С»,филологическое общество «Слово», 1995.
5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.:
Компания «Ключ-С»,филологическое общество «Слово», 1994.- 512
6. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.:
Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.-
448с.
7. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.:
Педагогика, 1988. – 384 с.
8 .Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая
энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287
с.- (Детская энциклопедия техники).
9. История происхождения привычных нам вещей [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
10. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
11. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.kostyor.ru/history.html
Приложения.
Календарный учебный график
№ п /п | Месяц Число | Время проведения заня-тиия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Формы контроля/ аттестации |
1.1. | 05.09.24 | 15.45 | Опрос Беседа | 1 | Вводное занятие. | Опрос Беседа |
Наблюдение, опыт | 1 | «Воздух видимый и невидимый» | наблюдение за работой обучающихся, устный опрос, беседа. | |||
2. | 12.09 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 2 | «Куда движется воздух» | наблюдение за работой обучающихся |
3. | 19.09 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Ближе – теплее» | устный опрос, беседа. |
4. | 26.09 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Радуга в небе» | наблюдение за работой обучающихся |
5. | 03.10 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Лучшие солнцезащитные очки» | наблюдение за работой обучающихся |
6. | 10.10 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Образование тени» | устный опрос, беседа. |
7. | 17.10 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Что не имеет тени» | наблюдение за работой обучающихся |
8. | 24.10 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Солнечные зайчики» | устный опрос, беседа. |
9. | 07.11 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Где живет Эхо?» | наблюдение за работой обучающихся |
10. | 14.11 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Спичечный телефон» | устный опрос, беседа. |
11. | 21.11 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Что такое сила?» | наблюдение за работой обучающихся |
12. | 28.11 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Сила удара?» | устный опрос, беседа. |
13. | 05.12.24 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Что такое Динамо-машина?» | наблюдение за работой обучающихся беседа |
14. | 12.12.24 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 2 | «Электроплоды» | устный опрос, беседа. |
15. | 19.12.24 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Как мы чувствуем вкус?» | наблюдение за работой обучающихся |
16. | 26.12.24 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 2 | «Когда сердце бьется чаще?» | устный опрос, беседа. |
17. | 09.01.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Что такое термометр» | наблюдение за работой обучающихся |
18. | 16.01.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Комфортная температура» | наблюдение за работой обучающихся |
19. | 23.01.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Комнатная температура» | устный опрос, беседа. |
20. | 30.01.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 1 | «Что помогает термосу сохранить тепло?» | устный опрос, беседа. |
21. | 06.02.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 1 | «Почему горячо?» | устный опрос, беседа. |
22. | 13.02.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 1 | «Как измерить температуру воды?» | устный опрос, беседа. |
23. | 20.02.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 1 | «Как замерзает река?» | наблюдение за работой обучающихся |
24. | 27.02.25 | 15.45 | беседа, опыт | 1 | «Батарейка» | устный опрос, беседа. |
25. | 06.03.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 1 | «Хорошая и плохая батарейки» | |
26. | 13.03.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | «Как увеличить электричество?» | наблюдение за работой обучающихся |
27. | 20.03.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 1 | Что даёт нам свет?» | наблюдение за работой обучающихся |
28. | 27.03.25 | 15.45 | беседа, опыт | 1 | «Лимонный сок» | наблюдение за работой обучающихся |
29. | 03.04.25 | 15.45 | беседа, опыт | 1 | «Полюсы магнитов» | наблюдение за работой обучающихся |
30. 31. | 10.04.25 17.04.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 2 | «Притягиваются отталкиваются» | наблюдение за работой обучающихся |
32. | 24.04.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 1 | «Земля - магнит» | устный опрос, беседа. |
33. 34. 35. | 08.05.25 15.05.25 22.05.25 | 15.45 | Проблемная ситуация, беседа,опыт | 3 | «Намагничивание» | наблюдение за работой обучающихся |
36. | 29.05.25 | 15.45 | устный опрос, беседа. | | Итоговое занятие | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
в подготовительной к школе группе
Тема | Содержание | Формы работы | Методическое обеспечение | Работа с родителями |
Вводное занятие | Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Вспомнить с детьми такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». | Беседа | ноутбук, мультимедийный проектор. | Анкетирование «Организа ция и проведение кружка» |
«Воздух видимый и невидимый» | Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности. | Беседа, опыт | Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей | |
«Куда движется воздух» | Дать детям представление о том, что при нагревании меняется свойство воздуха: воздух становится лёгким и поднимается вверх. Развивать умение пользоваться схемами и фиксировать на них результат опытов. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | ноутбук, план-схема комнаты (потолок, пол, стены), цветные символы: красный, синий, оранжевый, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить). | |
«Что такое термометр» | Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка. | |
«Ближе – теплее» | Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус. | Памятка «Как помочь маленькому исследователю?» |
«Комфортная температура» | Дать детям представления о том, какая температура называется «комфортной». Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать. Воспитывать осознанное отношение к природе. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | датчик температуры, карандаши, разовые пластиковые стаканы, емкость с водой комнатной температуры, «Блокноты исследователей», «Шкала комфортной температуры». | |
«Комнатная температура» | Дать детям представления о том, какая температура воды называется «комнатной». Развивать умение работать в команде. Упражнять в навыках работы решения проблемной ситуации. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | датчик температуры, 2 таза: с холодной водой и очень теплой водой, «Блокноты исследователей», емкости для смешивания воды, фотография комнатного цветка на телефоне, графин с водой комнатной температуры, комнатный термометр. | |
«Что помогает термосу сохранить тепло?» | Продолжать формировать у детей умение самостоятельно находить информацию о том, что воздух медленно проводит тепло. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | диск с мультфильмом «Маша и Медведь», емкости (чашки, стаканы) из разных материалов: стекло, керамика, дерево, алюминий, полистирол, пластмасса, емкость с теплой водой, символы заданий. | Консульта ция « Детские эксперимен ты дома» |
«Почему горячо?» | Стимулировать самостоятельность детей в поиске информации о том, что материалы по- разному нагреваются (проводят тепло) через решение проблемной ситуации. Развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | диск с мультфильмом «Маша и медведь», емкости (чашки, стаканы) из разных материалов: стекло, керамика, дерево, алюминий, полистирол, пластмасса, емкость с теплой водой, символы заданий. | |
«Как измерить температуру воды?» | Продолжать формировать умение самостоятельно находить информацию о различных способах изменения температуры воды, не меняя ее состояния через способы решения проблемной ситуации. Упражнять в навыках решения проблемной ситуации. Закреплять умение пользоваться термометром. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Термометр для измерения температуры (спиртовой), карандаши, разовые пластиковые стаканы, емкости с водой (холодная, горячая) | |
«Как замерзает река?» | Дать детям представление о зависимости изменения температуры воды (остывание) от ее количества. Закреплять умение пользоваться термометром для измерения температуры (спиртовой). Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, анализировать, сравнивать. Упражнять в навыке работы по алгоритму решения проблемной ситуации. Воспитывать осознанное отношение к природе. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | схема «Строение реки», карандаши, разовые пластиковые стаканы, емкость с теплой водой, песочные часы минут, бумага, краски, кисточки. | |
«Что даёт нам свет?» | Формировать представление об искусственных и естественных (природных) источниках света. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: сила света зависит от использования | Проблемная ситуация, беседа, опыт | картинки с изображением различных источников света, символы: рукотворный мир, природа. | |
«Как сделать светлее?» | Дать детям понятие о том, что освещенность предмета зависит от силы источника. Развивать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи. Закреплять умение пользоваться датчиком света. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | картинки с изображением различных источников света, план-схемы разных комнат. | |
«Радуга в небе» | Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание. | Беседа, опыт | Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала. | Анкетирование «Удовлетворённость родителей работой кружка дополнительного образования» |
«На солнышке тепло» | Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, план-схема участка. | Консультация «Познавательная активность в жизни ребёнка» |
«Лучшие солнцезащитные очки» | Дать детям представления о светофильтрах. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи: количество солнечных лучей, прошедших через светофильтр, зависит от его цвета. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | большое количество солнцезащитных очков с различными по цвету светофильтрами, фонарик. | |
«Образование тени» | Дать детям понятие о том, как образуется тень. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи: образование тени зависит от наличия источника света. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | разные предметы, не пропускающие свет. Фигурки теневого театра, фонарик, настольная лампа | |
«Что не имеет тени» | Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи: образование тени зависит от наличия источника света. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | предметы и материалы различной прозрачности, теневой театр, фонарик | |
«Солнечные зайчики» | Дать детям представления о некоторых свойствах предметов (солнечные лучи могут отражаться от предметов) Познакомить с условиями отражения солнечных лучей от предмета. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | предметы и материалы различной прозрачности, теневой театр, фонарик. | |
«Где живет Эхо?» | Закрепить представления у детей о звуковых волнах и причину их возникновения. | Проблемная ситуация, презентация | Видео урок «Почемучки» | |
«Спичечный телефон» | Познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. Закрепить представления у детей о звуковых волнах и причину их возникновения. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | спичечные коробки, нитки, ножницы, несколько спичек без серы, алгоритм изготовления спичечного телефона, картинка с изображением проводного телефона, слово «Телефон» на листке бумаги | |
«Что такое сила?» | Закрепить у детей представления о силе. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: сила удара зависит от веса предмета. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | предметы разного веса, таз с песком, бумага, карандаши, иллюстрации к сказке «У страха глаза велики», барабан. | |
«Сила удара?» | Закрепить у детей представления о силе. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: сила удара зависит от веса предмета. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | предметы разного веса, таз с песком, бумага, карандаши, иллюстрации к сказке «У страха глаза велики», барабан | |
«Что такое Динамо-машина?» | Познакомить детей с понятием «динамо-машина». Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Видеоролик динамо-машина, картинки электроприборов, «мельницы», вода в лейках. «Энциклопедия для детей» (от6-ти до 9-ти), Марк Пеллоте, стр. 116-117. | |
«Электроплоды» | Познакомить детей со способом использования | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Лимон, яблоко, картофель, электроды, лампочка. | |
«Как мы чувствуем вкус?» | Познакомить детей с понятием «кислотность». Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: количество кислоты в соке зависит от количества добавленной воды. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | стаканы с разным соком, емкость с водой, схема «Язык». | |
«Когда сердце бьется чаще?» | Познакомить детей с фонендоскопом. Дать понятие сердечная нагрузка. Как заботится о своем здоровье. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Экскурсия в медицинский кабинет. | |
«Что такое термометр» | Дать детям представления о термометрах. | беседа | Различные термометры | |
«Комфортная температура» | Дать детям представления о том, какая температура называется «комфортной». Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать. Воспитывать осознанное отношение к природе. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | разовые пластиковые стаканы, емкость с водой комнатной температуры, | |
«Комнатная температура» | Дать детям представления о том, какая температура воды называется «комнатной». Развивать умение работать в команде. Упражнять в навыках работы по решения проблемной ситуации. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | 2 таза: с холодной водой и очень теплой водой, емкости для смешивания воды, фотография комнатного цветка на телефоне, графин с водой комнатной температуры, комнатный термометр. | |
«Что помогает термосу сохранить тепло?» | Продолжать формировать у детей умение самостоятельно находить информацию о том, что воздух медленно проводит тепло. Развивать умение детей устанавливать причинно - следственные связи. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Термос, | |
«Почему горячо?» | Стимулировать самостоятельность детей в поиске информации о том, что материалы по- разному нагреваются (проводят тепло) через решение проблемной ситуации. Развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | диск с мультфильмом «Маша и медведь», емкости (чашки, стаканы) из разных материалов: стекло, керамика, дерево, алюминий, полистирол, пластмасса, емкость с теплой водой, | |
«Как измерить температуру воды?» | Продолжать формировать умение самостоятельно находить информацию о различных способах изменения температуры воды, не меняя ее состояния через способы решения проблемной ситуации. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | разовые пластиковые стаканы, емкости с водой (холодная, горячая) | |
«Как замерзает река?» | Дать детям представление о зависимости изменения температуры воды (остывание) от ее количества.. Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать. Упражнять в навыка работы по алгоритму решения проблемной ситуации. Воспитывать осознанное отношение к природе. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | схема «Строение реки», карандаши, разовые пластиковые стаканы, емкость с теплой водой, песочные часы 5 минут | |
«Батарейка» | Познакомить детей с получением | Проблемная ситуация, беседа, опыт | | |
«Хорошая и плохая батарейки» | Познакомить детей с понятием «хорошая» и «плохая» батарейки. Познакомить детей с правилами безопасной Утилизации б/у батареек. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | пустая емкость, карточки со знаками «+», «-», «плохая» и «хорошая» батарейки, игрушка (с пультом управления). | |
«Как увеличить электричество?» | Познакомить детей с зависимостью силы электричества от количества подсоединенных батареек. Воспитывать уважительное отношение к мнению и желаниям другого человека | Проблемная ситуация, беседа, опыт | карточки со знаками «+», «-», «Н», 2 блока для батареек, батарейки (8 шт.), игрушки (танк с пультом управления и игрушка с 1 батарейкой). | |
Что даёт нам свет?» | Формировать представления об искусственных | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Картинки с изображением Различных источников света, символы: рукотворный мир, природа. | |
«Лимонный сок» | Познакомить детей с понятием «кислотность». Упражнять детей в работе с датчиком кислотности. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: количество кислоты в соке зависит от количества добавленной воды. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | стаканы с разным соком, емкость с водой, схема «Язык». | |
«Полюсы магнитов» | Закрепить представления у детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей с полюсами магнита и с тем, что на разных полюсах одного магнита находится одинаковое количество магнитной силы | Проблемная ситуация, беседа, опыт | магниты с раскрашенными полюсами | |
«Притягиваются отталкиваются» | Закрепить представления детей о свойствах магнита (магнит имеет полюсы). Познакомить детей со свойствами одинаковых полюсов отталкиваться, разноименных полюсов притягиваться друг к другу. | | магниты с раскрашенными полюсами | |
«Земля - магнит» | Закрепить представления детей о свойствах магнита (разноименные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются). Дать детям понятие о том, что Земля - это магнит. Познакомить с прибором «компас». Закреплять умения детей выполнять действия последовательно, по алгоритму. Воспитывать познавательную активность. | | подковообразные магниты, пластилин, карандаши, компасы, глобус, рисунок, на котором нарисован глобус и на нем подковообразный магнит с полюсами. | |
«Намагничивание» | Закрепить знания детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со способностью металлических предметов намагничиваться. | | магниты, различные металлические предметы, скрепки, предметы из разных материалов, | |
Итоговое занятие | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | | | |
Цикл занятий по темам
Таблица диагностики по ДОПП «Хочу все знать!»
Ф.И. ребенка | Интерес к экспериментирова-нию и исследовательскому поиску решения проблемы | Способы решения проблемы | Эмоционально-положительное отношение к эксперимен-тированию. | |||
| Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Расшифровка системы обозначений | 1 2 3 |